Доклад на тему «Общение педагога с детьми»
ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
« Общение педагога с детьми»
Подготовила: воспитатель, высшей
квалификационной категории
Виденеева М.Е.
2020г.
С 1 Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Опыт педагогической деятельности показывает, что для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение.
С 2 Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, необходимо выделить особенности профессионального педагогического общения:
– всегда обучающее, развивающее, воспитывающее; ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений;
– это динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения; это важное средство решения учебно-воспитательных задач, происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;
– педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов.
С 3 Педагогическое общение обусловлено целями, задачами, которые заранее специально планируются и программируются педагогом. Не случайно опытные педагоги так много внимания уделяют общению с детьми. Они, готовясь к уроку, воспитательному мероприятию детально продумывают не только содержание учебного материала, а и то, куда и с кем посадить ребенка, как активизировать деятельность одного и снять агрессию или плохое настроение у другого, как вызвать на откровенный разговор.
Умение заметить хорошее в детях, их делах, навыках, поведении, сказать об этом вслух, порадоваться этому вместе с ребятами - великий дар, который следует развивать у себя каждому педагогу. Многим детям свойственна неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, а потому им необходима поддержка взрослых вообще, а педагога тем более, которая как бы гарантирует успех воспитанника.
Но ведь есть и такие дети, у которых ничего не получается: читать не умеет, пишет хуже всех и т. п. За что же здесь похвалить? Успех нужен всем.
Не секрет, что далеко не все требования педагога воспринимаются детьми одинаково. Если ребенок отказывается выполнять их, то не следует настаивать, прибегать к наказанию, а нужно искать причину его отказа. Нередко этой причиной является обида ребёнка на данную педагогом оценку его поведения или деятельности. И это не случайность, а закономерность. Педагогическое общение может быть выражено через оценку.
Педагогическая оценка - часть общения педагога с ребенком. Оценка педагогом ответа ученика на уроке , занятии или его поведения во время перемены, - все для ребенка значимо, все нуждается в положительной оценке: словом, взглядом, жестом. Положительная оценка - своеобразный стимул активной деятельности, хорошего аппетита, должного поведения и успеваемости детей.
Чем выше оценка, тем больше желания у ребенка учиться, трудиться, играть, творить. Это, естественно, не значит, что оценки должны быть только положительными, а отрицательных должно быть как можно меньше. Даже отсутствие положительной оценки само по себе является определенным наказанием для ребенка. Вот почему так важно в каждом конкретном случае, давая оценку деятельности ребенка, быть предельно аккуратными, ведь способности и возможности у детей различны.
С 4 В педагогической практике давно замечено, что в начальной школе класс удивительно похож на педагога. Если педагог шумный, неорганизованный, то класс, как в зеркале, отразит в своем поведении эти же черты. Если педагог организован, строг - таким будет в своем поведении и детский коллектив. В чем же конкретно выражается стиль общения педагога с детьми? Он проявляется прежде всего в содержании требований педагога к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности.
В педагогической практике общеприняты три стиля влияния педагога на учащихся:
С 5 Авторитарный стиль - Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Поскольку этот стиль представляет собой требование неукоснительного подчинения, его называют жестким стилем. От авторитарного учителя можно услышать фразу: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого». В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Педагог лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
С 6 Либеральный стиль - Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.
С 7 Демократичный стиль ставит учителя и учащихся в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности, несет в себе призыв к познавательной активности. Учащийся, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Такой подход можно назвать подходом «возьмемся за руки». Демократичный педагог старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.
С 8 Также существуют стили:
С 9 Общение на основе дружеского расположения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
С 10 Общение- дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.
С 11 Общение на основе совместной творческой деятельности. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!».
С 12 Надо отметить, что существует, и иной стиль общения педагога со своими воспитанниками, где присутствует «всего понемногу», т. е. стиль с менее ярко выраженной направленностью в общении - общий стиль.
Таким образом, безусловно, нельзя требовать единообразия в стиле общения, но обязательными являются условия целенаправленного и организационного общения, которые определяют его результативность: глубокое знание педагогом своих детей, их возрастных и индивидуальных особенностей; наличие информации о состоянии здоровья и семейно-бытовых условий; представление о наиболее типичной реакции ребенка на вовлечение его в общение; систематическое планирование педагогом общения с детским коллективом, личностью; продуманность содержания и форм выражения требований педагога к детям; доброжелательность и объективность в оценке педагогом поведения и деятельности детского коллектива, каждого ребенка; включение ребенка в разнообразные формы общения; отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности.