12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Альбина193
Насруллаева Альбина Айдемировна, учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ№8"г. Избербаш, 1982 года рождения. Пед. стаж-14 лет
Россия, Дагестан респ., Избербаш

Тема «Я ему всю жизнь отдала». Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности


Цель урока: формирование у учащихся 7-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией;

повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом;


Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей; работа над рассказом писателя Вересаева с использованием различных приемов читательской грамотности.



Оформление: текст рассказа на столе (рассказ без концовки), презентация,

мультимедийная установка.

Ход урока

Эпиграф:

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский

1.Приветствие гостей. Здравствуйте, ребята. Добрый день, дорогие друзья, гости и приглашенные.

Сегодня я проснулась очень счастливая, потому что, потому что я проснулась. Подумала о хорошем, улыбнулась, ведь улыбка укрепляет иммунную систему, поблагодарила Всевышнего, что он мне дал возможность встретить еще одно утро, новый день, который может принести в нашу жизнь много радости, добра и улыбок, чего и желаю всем, присутствующим в этом зале.

А все эти эмоции нам может подарить хороший советский мультфильм «Просто так».

2. Мотивационное начало.

Просмотр советского мультфильма «Просто так». (3.40 мин.)

Беседа по просмотренному.



Какие эмоции у вас вызвал этот мультфильм? Ребята, какое у мальчика настроение? Почему? (У него хорошее настроение, он танцует, поет, несет букет цветов)

Какой мир вокруг него? (Цветной, веселый)

У каждого человека бывают такие минуты в жизни, когда ему весело, легко, все радует его.

Что вам хочется сделать в этот момент? (Кричать о счастье)

Как вы думаете, почему ослику грустно? (Он один, у него нет друзей, может быть, его кто – то обидел)

Какой мир вокруг него? (Краски темные, неяркие. Природа сочувствует герою)

(Ответ ребят)

Ребята, почему изменилось настроение ослика после подарка? (Он кому – то стал нужен, кто – то отнесся к нему с добротой)

А как изменился мир вокруг него? (Он засиял радужными красками, запели птицы, появились бабочки)

А что значит «просто так»? (Мальчик ничего не попросил взамен, проявил доброту).

Каково настроение щенка? (Ему грустно, одиноко)

Зачем ослик дарит ему букет цветов, ведь мальчик подарил его ему? (Ослик помнит, как плохо было ему. Таково же состояние щенка. Поэтому он решает сделать подарок, чтобы развеселить щенка).

-Все верно, ребята.

3.Работа с ватманами. Проектная работа.

Вы перечислили понятия, такие же определения, отвлеченные понятия лежат у вас на столах, только в перевернутом в виде. Чуткость, бескорыстие, щедрость, трусость, доброта, бесстрашие, жестокость, ответственность, вежливость, сдержанность, скромность, смелость, сострадание, благородство, эгоизм, сила воли, ум, образованность, милосердие, равнодушие.

На доске висят два ватмана. Обратите внимание на цветовую гамму:один розовый( цвет мечты) и черный (цвет негатива). Разделите данные понятия на 2 группы. В 1 группу включите те понятия, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, заслуживающий уважения, т.е. положительные качества. Во 2 группу – те понятия, которые характеризуют человека с отрицательной стороны.

Учащиеся крепят слова и объясняют, почему они соотнесли слова на тот или иной ватман (обосновать).

4.Работа с текстом. Для работы с текстом мы разбили класс на 3 команды: корни, ствол, ветки и плоды.

У нас есть 3 команды, 4 команду хотелось бы собрать из гостей. Я прочитаю текст, если среди них есть те, кто не знаком с текстом, того сажаем в 4 команду.

Первичное понимание текста.

Слушание и обсуждение рассказа. Читаю текст. Для работы с текстом применим следующий прием читательской грамотности Клоуз-тест, т.е. тест дополнения или тест восстановления.


Викентий Викентьевич Вересаев

Всю жизнь отдала

Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:

Левочка, нам тут сходить.

Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его рукою и сер­дито сказала:

Куда ты, мальчик, лезешь?

Мать в негодовании вскричала:

Как вы смеете ребенка толкать?!

Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:

Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать? Он идет, — скажите, пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа! Растите хулиганов, эгоистов!

Мать возмущенно отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину.

Вагон остановился, публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным ревом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.

Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не плачь! Не обращай на него внимания! Он, наверно, пьяный! Не плачь!

Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охва­тил ее шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла:

Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!

Мальчик стихал и крепко прижимался к матери.

Пришли домой. Ужинали. Мать возмущенно расска­зывала мужу, как обидел в трамвае Левочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздох­нул.

Эх, меня не было! Я бы ему ответил!

Она с гордостью возразила:

Я ему тоже отвечала хорошо… Ну, что, милый мой мальчик! Успокоился ты?.. Не бери сливу, она кислая.

Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упря­мыми глазами взял ее и снова положил перед собою.

Ну, детка моя, не ешь, она не спелая, расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шо­коладу «Золотой ярлык»… Кушай шоколад!

Она взяла сливу и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился.

Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе его раз­верну.

Отец сказал просительным голосом:

Левочка, дай мне кусочек шоколада!

Не-ет, это для Левочки, — возразила мать. — Спе­циально для Левочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя… Ну, что же ты, детка, не кушаешь?

Мальчик молчал, капризно нахмурившись.

Ты, наверно, еще не успокоился?

Мальчик подумал и ответил:

Я еще не успокоился.

Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?

Мальчик молчал и не смотрел на шоколад.

Через двадцать лет.



После прочтения первой части задаю вопросы на понимание текста.

Самый легкий и эффективный метод смыслового понимания текста -это приём «Маркировка» («Инсерт») - это выделение цветом основной мысли, ключевых слов. На столах у команд лежат маркеры разных цветов, подчеркивайте или выделяйте ключевые слова.

Напишите концовку, начиная со слов «Через двадцать лет».

Команды совещаются и собирают один вариант продолжения текста, который пишут на лентах, приклеенных на листах, и, капитаны команд вещают на доску свои варианты. Капитаны команд зачитывают получившиеся варианты. Это называется прием «Письмо по кругу»

-А вы знаете, ребята, что в переводе с латинского «текст» означает «сплетение», «ткань». Вот и раздала Вам сегодня куски ткани, чтобы вы продолжение смогли написать на них.

Давайте и мы сплетем наши предложения.

-У нас получился один текст, а если я уберу одно предложение, это также будет текстом? (Нет, потому что отсутствие одного предложения искажает смысл предложения, вернее, текст теряет смысл, потому что текст- это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.)

- А как поступили бы вы в подобной ситуации? (Варианты)



Слушаю предполагаемые ответы, читаю концовку автора.


Эта самая дама, очень исхудав­шая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала.

Трудную жизнь она прожила. Еще до революции муж ее умер. Она собственным трудом воспитала своего маль­чика, во всем себе отказывала, после службы давала уро­ки, переписывала на машинке. Сын кончил втуз инжене­ром-электротехником, занимал место с хорошим жало­ваньем. И вот — она сидела, одинокая, на скамеечке буль­вара под медленно падавшим снегом и горько шептала:

Я, я ему всю жизнь отдала!

Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении ее из комнаты. Уже четыре года назад, когда они полу­чили эту комнату, Левочка предусмотрительно вписал мать проживающею «временно». Это больше всего ее по­трясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки…

А я ему всю жизнь отдала!..

Снег пушистым слоем все гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно, горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила бога, в которого полуверила. Не винила только себя, что всю жизнь отдала на выращивание эгоиста, приученного ду­мать только о себе.


-Определите тип речи (Повествование с элементами описания)

Определите стиль речи (Художественный)

Кто герои рассказа и как их можно охарактеризовать?

(Героями рассказа является семья: отец, мать и ребёнок Левочка. Если говорить о матери, то она, как и всякая мать, любит безумно своего ребёнка, отец полностью её поддерживает, а вот Лёвочка – пока ребёнок, но во что может выльется такая слепая любовь – не известно.)

Какие детали свидетельствуют о том, что мать любит своего ребёнка.

(Мальчик толкал в трамвае взрослых людей – мать заступилась. Дома она предложила ему шоколад, но после просьбы отца поделиться ответила, что шоколад для Лёвочки).

Как отец реагирует на данные поступки, совершаемые матерью.

(Отцу такая форма воспитания кажется нормой, он во всём соглашается с женой).

Что же можем мы сказать о Лёвочке? Каким человеком он может быть в будущем?


Как вы думаете, почему рассказ заканчивается именно таким образом?

Найдите ключевую фразу и ключевой словосочетание

(не винила только себя). Почему?

Текст построен на антитезе. Это композиционный прием. Мы уже знаем такой прием по произведениям литературы.

Автор буквально кричит о проблеме воспитания молодых.

В рассказе В.Вересаева идёт речь о капризном и эгоистичном мальчике, характер которого сформировался в результате «слепой» любви матери , «отдающей всю свою жизнь « якобы во благо жизни ребёнка.



Одиночество матери – закономерный итог ее деятельности и всей жизни.

В. Вересаев осуждает бедную женщину за то, что разрушила свою

жизнь и жизнь сына. Она не умела любить своего ребенка правильно,

ограждала от трудностей и критики, баловала и позволяла ему много

лишнего.

Автору помогает прием контраста, который он использует для

описания дамы. В начале произведения она «хорошо одетая», а в финале «исхудавшая».

-Вернемся к нашим ватманам. Какие из этих качеств наблюдаются у нашего героя? Кто воспитал в нем такие черты? Почему родители не поработали над этим эгоизмом? Что родители поддерживали в своем ребенке? Какая пословица приходит на ум? (Что посеешь, то и пожнешь)


Какое бы вы дали название теме нашего урока?

(После обсуждения урока хочется назвать тему урока: «Я ему всю жизнь отдала».

И сейчас, когда уже мы текст разобрали, давайте определим основную мысль текста. Кто сможет? (Нельзя поощрять в детях аморальное поведение и баловать ребенка.

Физкультминутка. Здоровьесберегающие технологии.

Организует динамическую паузу.

Пороки – это недостатки человека, его плохие качества, от них нужно избавляться, но делать это не так легко, как кажется на первый взгляд.

Давайте попробуем отогнать от себя все плохие недостатки.

Встаньте. Отбросьте Дерзость, стряхните с себя Непослушание, посмотрите налево, посмотрите направо – не задели ли вы кого-нибудь своим Самолюбием.

Молодцы. А в ответ давайте наберем побольше себе Добродетели.

Сценка «Цветок».

Итоги урока.

(Работа с яблоками)

Берем 2 котла. 1 с положительными качествами, 2-с отрицательными.

Для 1 котла мы берем ложку вежливости, плеснем заботой, добавим капельку терпения, вдохнем веры, смешаем с совестью, добавим щепотку помощи. Все перемешаем и получим ЛЮБОВЬ.

Во 2 котел насыпем лени под громкий крик, смешаем злобу, разбавим агрессией и получим РАВНОДУШИЕ.

Симон Соловейчик в своей книге «Педагогика для всех» человека сравнил с яблоком. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке. 


Текст — (от лат. textus — ткань, сплетение). Именно над понимание текста мы сегодня с вами и работали. От понимания смысла текста – к пониманию смысла жизни.


7.Домашнее задание

1) Сделайте рисунки к рассказу.

2) «Напишите сочинение-миниатюру «Как выглядит воспитанный человек?»

8.Рефлексия.

Дети проводят рефлексию сами с помощью сигнальных звездочек. С гостями для рефлексии используем еще один прием читательской грамотности «Все в твоих руках».

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы на уроке буду применять в

своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

(Собираю листы)


Рефлексия деятельности.

- Что вы узнали? Чему научились?

- А сейчас, вспомним о названии ваших групп: корень, ствол, ветви и плоды. Как вы думаете, как эти понятия связаны с темой нашего урока?

- Давайте составим «дерево уважения». Кого мы назовём корнями нашего дерева?

(Наших предков: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки)

- Кто будет стволом? (Родители)

-Кто будет ветвями? (Конечно же, учителя)

- А кто - плоды? (Дети)

На доске появляется дерево.

- Чего не хватает? (Листочков).

- Давайте, каждый из вас возьмёт на парте листочек и напишет на нём пожелание своим старшим близким людям и прикрепит к нашему дереву.

Дети создают «дерево уважения».

 

В завершении урока мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути, как и поступил герой нашего мультфильма.

 

 



















Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.