Создание ситуации успеха на уроках русского языка

3
0
Материал опубликован 31 January 2020 в группе

Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа»

            в  с.Малиновка Ртищевского района Саратовской области










                       



Всероссийский конкурс на лучшую педагогическую статью                         

              «Мои инновации в обучении и воспитании».



                                       Педагогическая статья

         «Создание ситуации успеха на уроках русского языка»


Учитель русского языка и литературы – Исаева Лиана Вахтанговна.

         













   



 


    Уважаемые коллеги!  Вопрос о создании  на уроке ситуации успеха в педагогике не новый. В нашей школе этот вопрос периодически поднимался как на заседаниях МО учителей гуманитарного цикла, так и на педсоветах. Почему?  Да потому, что успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого сложного предмета, как  русский язык. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Но успех школьнику может создать  только тот учитель, который сам переживает радость успеха.

     Решение этого вопроса осложняется тем, что школа наша малокомплектная: есть классы, где обучаются 5-6 человек, но чаще такие классы, где 1 ученик, и этот ученик – слабоуспевающий! Уже само пребывание одного ученика в классе – это страшная нагрузка как для ученика, так и для учителя, работающего с ним. Он может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него  причинам. Мы, учителя - предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле, сохранив при этом его здоровье.

      Цель, которую преследуют  учителя при работе с таким учеником – создание условий для  его успешного индивидуального развития.

  Что прежде всего нужно сделать в работе с учениками малокомплектных классов? Создать благоприятную атмосферу на уроке;

 своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях; изменить формы и методы учебной работы на уроках русского языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и  превратить их в активный  субъект  деятельности; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха.

В то же время есть и учащиеся с повышенной  мотивацией  к обучению, и обучать их наравне  со слабыми  тоже  нельзя. При работе с такими учениками перед учителем  встаёт задача:  научить школьников  добывать знания собственными усилиями,  в результате чего  мы получим  думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика. Требования  учителя  таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает  у него потребность в образовании.                                                                                                                                               

Тогда при работе как со слабоуспевающими, так и с сильными учениками творчески мыслящий учитель создаёт ситуацию успеха, т.е. такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором становится  возможным  достичь  значительных  результатов в обучении. Это результат хорошо продуманной, подготовленной  учителем стратегии и тактики.

     В педагогике известны  различные приёмы создания ситуации успеха. Хочу рассказать о том, как у меня это получается.

   *  Прежде  всего захожу в класс  с улыбкой, оставив за порогом  все отрицательные  эмоции. Этому научили меня преподаватели института, которые утверждали, что профессия учителя сродни профессии актёра. Старшеклассники, услышав «Здравствуйте, молодые люди! Прошу садиться», а младшие подростки  « Доброе утро, ребята! Рада видеть вас», настраиваются на позитивный лад.

   * При проверке домашнего задания нахожу возможность похвалить ученика, отметив то задание, которое ему особенно удалось, даже если он не со всеми заданиями справился. Порой слова «Умница», «Я и не думала, что ты найдёшь такое удачное решение»  действуют  магически. А если ещё  и прикоснуться  рукой  к его плечу, искренне удивившись результатам, - считайте, что благоприятный  психологический фон  найден. Мы внушаем ребенку веру в себя, мы отдаём  ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — поверьте, ребёнок это оценит.

    *Часто бывает так, что в классе, где обучаются 3-5 человек, все учащиеся отличаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.  Перед  учителем  встаёт  необходимость дифференцированного подхода  к обучающимся,  который позволяет каждому ученику работать  в  своем темпе, дает возможность справиться с заданием. Ученик  не боится не успеть выполнить работу, он выполнит её, стоит только сказать: «У тебя обязательно получится». Вы внушаете ребенку уверенность  в  свои силы и возможности, способствуете повышению интереса к учебной деятельности, формируете  положительные мотивы учения.

    *Нередко бывает, что ученик с повышенной  мотивацией  к обучению в силу своего характера не спешит «раскрыться», обычные  задания  ему скучны. Привлечение занимательного материала с использованием  компьютерных технологий  помогает создать ощущение новизны, как, например, при изучении темы «Словообразование» в 6 классе, когда  основные понятия и навыки разбора слов по составу школьниками уже  усвоены. Поэтому использую такое, например,  задание: определите, являются ли  однокоренными слова  шиповник, шипы, шипит в стихотворении  А.Кушнера (одновременно на экране появляется яркое изображение шиповника):                  

    У шиповника – шипы.                                   Он глаза мои слепит,

    На шиповнике бутоны.                                 Он костёр напоминает.

    Вот он блещет у тропы,                                Он шиповник. Он шипит.

    Ярко-красный и зелёный.                             Искры алые роняет.                                                                       

 * Для создания на уроке ситуации успеха наиболее эффективным методом является проблемная ситуация.  Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

 Особенно хочется сказать об ассоциативных рисунках. Эти рисунки не для развлечения, они помогают запомнить правила, вызывают зрительные и  смысловые  ассоциации, способствующие  быстрому запоминанию. Правила, которые  объяснялись  с помощью таких рисунков, запоминались легко, быстро и, что самое главное, надолго. В качестве примера приведем фрагмент урока: ​​​​​​​

«-Вот «Мальчик с молоточком». Он помогает нам выбрать, какую гласную после шипящих и Ц  надо писать в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных. Молоточек – это ударение, основание  молоточка – буква О.  Если  ударение  падает на суффикс или окончание, с молоточка  «спрыгивает» буква О. Сформулируйте правило  о правописании О –Е в суффиксах и окончаниях  имён  существительных и прилагательных, используя слова для наблюдения:

Колодц…м – шалаш..м                                   пятач…к – ореш…к

Хорош…му – больш…му                               песц…вый – плюш…вый»

         

      * Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип  “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Нередко на уроках по тематическому повторению  провожу  заседания «Клуба  знатоков».  Это уроки,  основанные на  имитации  деятельности  организаций и учреждений. Идея,  как ясно уже по названию, заимствована у популярной  телепередачи, но конкретное  её  воплощение на уроке  требует некоторой коррекции. Чтобы игра вызвала интерес, задания должны носить развивающий, творческий характер, подаваться в необычной форме. Ни волчок, ни песочные часы, ни презентация не спасут, если вопросы будут типа  «Какие существительные  относятся к разноспрягаемым?».

        Учителю придётся пофантазировать, чтобы спросить о том же, да не так. Например: «Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2-ому склонению. У всех у них окончание –Я, но они не относятся к 1-ому склонению. Что это за слова?». Или : «Из сумки  большого серого кенгуру выглядывал  крохотный детёныш. Может ли такое быть?».


     *Если в классе есть ученик, который не отличается большими способностями по предмету, но неплохо рисует, а учителю необходимо вселить в него уверенность в свои силы, на помощь приходит такая форма работы с ним, как персональная исключительность. Такая необходимость возникла в моей деятельности при подготовке к уроку-обобщению по теме «Лексика»: необходимо было составить карту сказочной страны «Лексика» для «путешествия» по ней. Мне необходимо было объяснить,  ради  кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после её выполнения (МОТИВ!) : «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

Смысл работы учителя сводился к тому, чтобы дать  возможность ученику обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция одноклассников  стала  для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

      Подводя итог сказанному, добавлю, что главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому своему воспитаннику ситуацию успеха. Ситуация –это  то, что способен организовать учитель; а  переживание  радости, успеха – нечто  более субъективное. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.



                                   Список  использованной  литературы

1.Каминский Леонид. Урок смеха. Л., «Детская литература», 1988.

2. Олимпиада по русскому языку. Ж . «Русский язык  в школе», 1994, №5, с.  

   50.

3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., «Просвещение»,   

    1980.

4. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского   

    языка.  М.,  «Просвещение», 1985.

 5.Потиха В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.  

    Л.,  «Просвещение», 1990.

  6.Развитие  языковой способности  учащихся  на  внеклассных  занятиях  по  

    русскому языку в 5 классе. Ж . «Русский язык   в школе», 1995, №1, с.41.

  7. Такие  разные уроки… Путешествие в Соединённые Штаты  Языкознания

    (повторительно-обобщающий  урок  по  материалу 5 класса). Ж . «Русский 

    язык   в школе», 1996, №1, с.43.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации