Доклад Тема: « «Орлята России» – вдохновляют, окрыляют и зовут вперёд»

1
0
Материал опубликован 4 September в группе








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Солидарность

Елецкого района Липецкой области










Доклад





Тема: « «Орлята России» – вдохновляют, окрыляют и зовут вперёд»














Классный руководитель Пантелеева Наталья Ивановна















Уважаемые коллеги, администрация школы!


Скажите, часто ли мы видим в глазах наших учеников начальной школы не просто интерес, а настоящую искру увлеченности? Живой, неподдельный азарт, когда они сами бегут в школу, чтобы поделиться новостью, сами стремятся сделать что-то важное и значимое?

Я вижу эти глаза уже три года. И источником этой искры для моих ребят стало участие в программе «Орлята России».


Основная часть - личный опыт и суть движения.

Для тех, кто еще не знаком с движением подробно, напомню: «Орлята России» – это федеральная программа развития социальной активности младших школьников, разработанная в рамках национального проекта «Образование», направленная на воспитание гражданской позиции, патриотизма и формирование ключевых ценностей, таких как Родина, семья, труд и познание. 

Но для меня и моих учеников это не просто программа. Это событие, это общее дело, которое действительно сплачивает класс, раскрывает таланты каждого ребенка и дарит им чувство настоящей команды.

Программа включает в себя образовательные треки по лидерству, спорту, экологии, творчеству, добровольчеству, науке и исторической памяти, а также задействует родителей и наставников из старших классов. 

Основные цели и ценности:

Социальная активность:

Развитие умения работать в команде, проявлять инициативу и позитивно преобразовывать мир. 

Патриотизм и гражданственность:

Формирование чувства любви к Родине и гордости за свою страну. 

Базовые ценности:

Воспитание уважения к семье, природе, здоровому образу жизни и другим людям. 

Раскрытие потенциала:

Помощь каждому ребенку в раскрытии его талантов и способностей. 

Как это работает:

Коллективные дела:

Участники выполняют творческие и совместные задания, получая уникальный опыт командной работы. 

Совместная деятельность:

В проекте принимают участие не только младшие школьники, но и их педагоги, родители и старшеклассники-наставники. 

Интеграция в Движение первых:

Программа является первой ступенькой для дальнейшего участия в «Движении первых» и других молодежных движениях. 

Программа разработана методистами Всероссийского детского центра «Орлёнок».

Организаторами являются Министерство просвещения России при поддержке «Движения первых».

Почему я, как классный руководитель, уже три года подряд выбираю этот путь? И почему дети с таким нетерпением ждут каждый новый «трек»?

Во-первых, движение ВДОХНОВЛЯЕТ. Оно вдохновляет самим форматом.

Программа состоит из семи направлений (треков):

«Орлёнок-Лидер»

«Орлёнок-Эколог»

«Орлёнок-Хранитель»

«Орлёнок - Мастер»

«Орлёнок - Спортсмен»

«Орлёнок - Доброволец»

«Орлёнок – Патриот»

которые развивают разные качества у детей. 

В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.

1. Трек «Орлёнок – Эрудит»

Ценности, значимые качества трека: познание.          

Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.

в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.

 

2. Трек «Орлёнок – Мастер»

Ценности, значимые качества трека: познание

В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека

«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.

 

3. Трек «Орлёнок – Доброволец»

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.

Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться

к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

 

4. Трек «Орлёнок – Спортсмен»

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.

Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

 

5. Трек «Орлёнок – Эколог»

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.

Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с

посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

 

6. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.

Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.

Основная смысловая нагрузка трека:

Я – хранитель традиций своей семьи.

Мы (класс) – хранители своих достижений.

Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

 

7. Трек «Орлёнок – Лидер»

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.

В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.

Цель про граммы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально - ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Результат программы

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ОРЛЯТА РОССИИ»

В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

–   осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

–   сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

–   уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.

Духовно-нравственное воспитание:

–   понимание связи человека с окружающим миром;

–   бережное отношение к среде обитания;

–   проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

–   признание индивидуальности каждого человека;

–   проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

–   неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

–   выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.

Эстетическое воспитание:

–    уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

–   стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:

–  соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

–   бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

–    бережное отношение к природе;

–    неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

–    первоначальные представления о научной картине мира;

–    познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

–   проявление   желания обогащать свои  знания,              способность                         к поисково-исследовательской деятельности.

 

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные познавательные действия:

–     способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;

–     способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;

–     умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);

–     умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);

–     умение             понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);

–     умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;

–     понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео

Универсальные учебные коммуникативные действия:

–     умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;

–     умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;

–     умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;

–     участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;

–     умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;

–     умение высказывать и отстаивать свое мнение;

–     умение            рассуждать, вести  повествование,              строить           своѐ              высказывание              в соответствии с поставленной задачей или вопросом;

–     корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;

–     умение            работать  в    группе,  общаться  со              сверстниками на             принципах взаимоуважения и помощи;

–     признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

–     умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы;

–     умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;

–     умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности

Универсальные учебные регулятивные действия:

–      умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;

–       умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;

–       умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

– формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;

– формирование умения применять свои знания в практической деятельности.

Каждый трек - это новый вызов, новые открытия. Выпускаем газеты, организуем экологические акции, мастерим подарки ветеранам, бойцам СВО, придумываем свои спортивные игры. Это вдохновляет нас с ребятами на творчество и креативность.

Во-вторых, движение ОКРЫЛЯЕТ. Оно окрыляет чувством успеха и признания. В «Орлятах» нет проигравших. Важен вклад каждого. Тихий и скромный ребенок может оказаться гениальным «Хранителем» традиций своего рода, а непоседа - блестящим «Орлёнком-Спортсменом». Система значков-наград, которые ребята получают за прохождение каждого трека - это не просто бейдж. Это зримое, tangible доказательство: «Я смог! Я это сделал!». Это окрыляет их, поднимает самооценку и мотивирует идти дальше.

И, наконец, движение ЗОВЁТ ВПЕРЁД. Оно не заканчивается награждением. Пройденные треки учат детей действовать. Они уже не ждут указаний, а сами предлагают: «А давайте мы сделаем вот так!», «А можно мы поможем?». Оно плавно и гармонично готовит их к вступлению в «Движение Первых», становясь той важной первой ступенью в системе социальной активности школьника. Оно зовет их к новым вершинам, новым проектам и, что самое главное, учит не бояться ambitious целей.

Коллеги, я на собственном опыте убедилась, что «Орлята России» - это не «еще одна нагрузка» для классного руководителя. Это инструмент. Инструмент, который помогает воспитывать активных, инициативных и неравнодушных граждан, начиная с младших классов. Это готовые методические разработки, которые экономят наше время и дают блестящий воспитательный результат.

Дети действительно ждут этих активностей, обсуждают их дома, гордятся своими достижениями. Это та самая среда, где успех каждого ребенка становится реальностью.


Заключение

Три года назад мы с моими ребятами делали первый шаг по «орлиной тропе». Сегодня я с уверенностью могу сказать: это движение действительно вдохновляет детей на добрые дела, окрыляет их своими маленькими и большими победами и уверенно зовет их вперёд - к новым знаниям, новым друзьям и новым горизонтам.

Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует

восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.

  В основу занятий положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».

Я искренне рекомендую вам присоединиться к этому замечательному движению. Уверена, вы и ваши ученики обретете в нем своего верного друга и помощника.

Спасибо за внимание!




Литература

Учебно-методический комплект 3 класса в рамках программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы - составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В. – Краснодар: 2023 г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.