Доклад выступления на районном методическом объединении на тему: "Развитие творческих способностей детей с помощью техники "ниткография"(из опыта работы) Доклад выступления на районном методическом объединении на тему: «Развитие творчески
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Кромского района Орловской области
« Кромская начальная общеобразовательная школа»
Дошкольное отделение
Доклад выступления на
районном методическом
объядинении
на тему:
«Развитие творческих способностей детей с помощью техники «ниткография»
(из опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель
Важенкова Е.Ю.
Пгт.Кромы 2024
Развитие в наших детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным и доступным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое впечатление об окружающем его мире.
Как показывает практика, очевиден тот факт, что НОД чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации, чего недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними, что и послужило внедрению их в мою работу. Меня заинтересовала техника «ниткография».
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.
Ниткография-удивительная техника рисования. другими словами-«рисование нитками». С помощью этой техники можно создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея. Ниткография, как вид изобразительного искусства берет свои истоки в Мексике. Мексиканские мастера создают свои картины с элементами этноса из толстых шерстяных ниток. Основу для картин смазывают специальной смесью, в состав которой входят смола сосны и пчелиный воск,а шерстяные разноцветные нити выкладывают в форме различных узоров. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемными, фактурными, завораживающими и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений.
Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, развивает творческие способности, а творчество является постоянным спутником детского развития.
Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Техника «Ниткография» способствует: новому использованию ниточки в играх и в активном творчестве; обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов; развитию пространственного воображения, мелкой моторики; воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитию дизайнерских способностей; свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.
В рамках моей методической работы я выбрала тему «Ниткография как средство развития в детях качеств творческой личности». В настоящее время изучаю и использую в своей работе большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Свою работу я начала с изучения педагогической литературы по данной проблеме. Изучала и использую в своей работе методические рекомендации Никитиной А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
Никитиной А.В. «Рисование веревочкой»; Рузановой Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности »; Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». Руководствовалась Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Л.И.
Цель моей работы – развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техники «Ниткография».
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
- создать организационные условия для развития творческих способностей;
- помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционной техникой;
- развивать отношения партнерства и сотрудничества родителей с ребенком в процессе совместной творческой работы.
Выделяют направления ниткографии:
-ниткопись:
-выкладывание изображения по контуру прямой нитью, заполнение рисунка прямой нитью или волнами, кругами, овалами, жгутиками по клеевой поверхности,
-выкладывание рисунка, изображения на шероховатой поверхности;
аппликации из ниток-заполнение силуэта мелконарезанными нитками или плотно уложенными в свободном порядке ровными, скрученными нитками с использованием клея;
-изонить:
-заполнение угла и окружности по схеме с помощью прокалывания иглой, перебрасывания, пересечения нитей;
-плетение из нитей фигурок на специальной основе с декоративными гвоздиками или дырочками.
Подготовительным этапом работы с нитками являлись игры с клубочками «Едут машины», «Чей котенок быстрее добежит до блюдца», «Бабушкины помощники», в основе которых лежит развитие умения разматывать и сматывать нить в клубок. «Найди пару, «Разложи по цвету». Постепенно обучала детей специальным обследующим движениям (натягивание нити, ощупывание кончиками пальцев, сминание, поглаживание и др.) Одновременно обозначая отельными словами свойства нитей (пушистая, гладкая, теплая, мягкая, упругая).
От игр с клубочками мы перешли непосредственно к ниткографии. Основной формой обучения детей технике «Ниткография» является совместная деятельность воспитателя с детьми и непосредственно образовательная деятельность. Занятия проводились в игровой форме. Для эмоционального настроя используются музыкальные произведения, проводятся занятия-путешествия в страну «Волшебных клубочков», «Разноцветное королевство ниток», используя игровые приемы.
Следующий этап работы-выкладывание рисунка на шероховатой поверхности, на бархатной бумаге: дидактические упражнения «Дорисуй шарику веревочку», «Выросла травка», «Дождик начинается». Усложнение задания- это выкладывание узора по образцу, рисование по замыслу.
Следующий этап работы аппликации из ниток:
-заполнение силуэта мелко нарезанными нитками с использованием текстильной застежки липучки): дидактические упражнения «Укрась шапочку и варежки», «Собери пирамидку», «Слепи снеговика».
Следующий этап работы аппликации из ниток:
-заполнение силуэта мелко нарезанными нитками с использованием липкого слоя. Дети раннего возраста не пользуются клеем ПВА, в качестве липкого слоя я применяла двусторонний скотч. Детям предлагаются заготовки с изображением предметов и наклееным на них двусторонним скотчем.
На этом этапе дети наклеивают на липкую поверхность нарезанные воспитателем нитки.
Ниткография способствует развитию у детей раннего дошкольного возраста мелкой моторики, цветового восприятия, эстетического вкуса, совершенствованию навыков работы с нитками, развитию внимания, речевому развитию, развитию воображения и фантазии.
Организованная деятельность в данной технике открывает для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха, предполагает возможность допущения какой-либо ошибки, так как на ее очень легко исправить и добиться нужного результата.
1)Развивается творческий потенциал детей.
2)Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности.
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что у детей улучшилась моторика рук, цветовосприятие, зрительное восприятие, развивается фантазия.
В заключении хотелось бы сказать, что технику ниткография можно использовать повсеместно: в театрализации, при рассказывании сказок- дети выкладывают героев и обыгрывают сказку; в математике: выкладывая елочки, солнышки, домики, изучают и закрепляют фигуры, цвета, длину; в экологическом воспитании закрепляют знания о растительном и животном мире. Ниткография позволяет детям выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу и вселяет в них уверенность. В дальнейшем я буду продолжать работу с детьми по этой теме.