Домашнее задание по геометрии в 8–9 классе на тему «Теорема Пифагора»
Тема домашнего задания: «Теорема Пифагора».
Эту работу можно использовать не только в качестве домашнего задания, но и на уроке, для проведения внеклассного мероприятия по математике и информатике (конкурс, соревнование и т.п.), для математического кружка. При этом выполнять задания можно как индивидуально, так и в парах, и в командах.
Класс: 8
Теорема Пифагора и ее применение – «краеугольный камень» в изучении школьной математики, поэтому данное задание возможно использовать в качестве повторения и в последующие годы обучения.
Цели:
- организация концентрированного комплексного повторения вопросов, связанных с Теоремой Пифагора;
- развитие мышления на стадии анализа, обобщения и оценки найденной информации,
- расширение математического кругозора обучающихся;
- развитие навыков самостоятельного поиска и отбора необходимой информации на Интернет-ресурсах;
- повышение интереса к изучению заданной темы и связанными с ней вопросами;
- актуализация использования ресурсов сайта «Решу ОГЭ» (https://oge.sdamgia.ru/) в качестве одного из возможных путей самостоятельной подготовки к ОГЭ (особенно важно в предвыпускном 8-м классе «познакомить» ребят с ресурсами этого сайта для самостоятельной подготовки к ОГЭ в период летних каникул).
Степень сложности: средний.
Тип задания: по выбору учителя - индивидуальное (в парах, групповое, в смешанных разновозрастных командах, когда те, кто уже знаком с темой полностью сотрудничает сна основе взаимообучения с теми, кто только-только приступил к изучению темы).
Рекомендуемое количество времени на выполнение:
В зависимости от уровня подготовки учащихся и объема предварительного знакомства с темой учитель самостоятельно выбирает время, отводимое на данную Домашнюю работу. Я ее выдавала на самом первом уроке по теме «Теорема Пифагора», а принимала на обобщающем уроке по теме (перед контрольной работой). Таким образом, ребята выполняли задания в индивидуальном темпе в течение двух недель.
Инструкция к выполнению:
Домашнее задание состоит из 7-ми проблемных заданий, которые решаются на основе Интернет-ресурсов (или собственных знаний обучающихся при организации повторения). Для выполнения данного домашнего задания необходимо иметь только доступ к компьютеру (планшету, смартфону и т.п.) с выходом в Интернет. Все актуальные инструкции расположены непосредственно рядом с формулировками заданий.
Наиболее оптимальный способ проверки:
Для организация проверки в конце Пояснительной записки дана таблица с ответами на каждое задание.
На страницах Заданий № 2 и № 6 ответы-числа проверяются автоматически, что позволяет учащимся сразу же принимать меры к поиску ошибок в своих рассуждениях, т.е. выполнять «работу над ошибками» ДО предъявления решения учителю (не исключаю, что на данном этапе ребята могут и «посовещаться» с одноклассниками – это обоюдная польза: одним – когда объясняют, другим, когда сверяют своё решение с другим).
Задания № 1 и № 4 на уроке обобщения по теме я проверяю в форме Аукциона, где «победителю» готовлю приз («Закладка-шпаргалка» по одной из тем геометрии – важно в преддверии подготовки к ОГЭ/ЕГЭ).
Еще одним итогом выполнения Задания № 4 становится «Галерея ученых, доказавших Теорему Пифагора» (оформляется ребятами после распечатки найденных портретов и размещается на планшете в классе, что привлекает внимание учащихся и других классов, занимающихся в кабинете).
Задание № 3 проверяется «взаимопроверкой» (причем пары определяются случайным выбором номера ученика в онлайн режиме на Интерактивной доске). Потом проверяющие сравнивают, правильно ли они проверили (образец показываю на доске). Таким образом, каждый ученик 4 РАЗА анализирует задание (дома при выполнении задания, в классе при проверке работы другого ученика, в классе при обсуждении результатов проверки, в классе при знакомстве с результатами проверки его работы другим одноклассником). Проверяющие «закрашивают» ВЕРНЫЕ решения – зеленым цветом, НЕВЕРНЫЕ – красным, если сомневаются в правильности предложенного ответа (или в своей оценке) – жёлтым цветом. Всё это и становится основой для обсуждения результатов проверки.
Задание № 5 – задание «почти шутка» (т.к. ответ на вопрос «Где?» дан в заголовке задания. Ребятам остается только найти ответ на вопрос «Когда?». Очередной «приз» уходит тому, кто нашел наиболее ТОЧНОЕ указание даты (со ссылкой на Интернет-ресурс, который ребята ревниво охраняют друг от друга, чтобы стать победителем в этом негласном соревновании «Интернет-поисковиков»).
Задание № 7 мы проверяем как «защиту решения» (в формате Всероссийского Турнира юных физиков», когда обосновывается полученный ответ, а слушатели задают уточняющие вопросы). Здесь отрабатываются=проверяются навыки математически грамотной речи (как выступающего, так и задающего вопросы).
Таким образом, проверка такого домашнего задания становится «Маршрутным листом» урока-обобщения по теме «Теорема Пифагора».
Отметки учащиеся получат уже за Контрольную работу, в которую обязательно будут включены вычислительные задания, аналогичные домашним.
Игровые формы проверки:
см. выше описания проверки зданий №№ 1, 4 и 7.
Описание Домашнего задания:
Файл «ДЗ-теорема Пифагора.xls» - прикреплен ниже
Домашнее задание разработано мною в среде Табличного процессора MS Excel. В задания обеспечена защита от изменения условий заданий и оперативная проверка результатов расчетов. В работе использованы задания с сайта «Решу ОГЭ: математика» (https://oge.sdamgia.ru/) и из учебника Атанасяна Л.С. «Геометрия 7-9».
Домашнее задание представляет собой набор из 7-ми заданий, выполняемых с помощью Интернет-ресурсов (выполнять задания можно в любом порядке). Домашнее задание по теме «Теорема Пифагора» построено по принципу «кроссворда», в котором ориентиром для Интернет-поиска являются буквы слова ПИФАГОР.
Файл для выполнения ДЗ
XLS / 436 Кб
Файл с данной Поснительной запиской и иллюстрациями
DOCX / 962.62 Кб
Ответы для проверки Домашнего задания:
№ задания |
Название |
Ответы на задания Домашней работы |
1 |
ПРИМЕНЕНИЕ |
- архитектура - строительство - астрономия - мобильная связь - и др. |
2 |
ЧИСЛА |
1) 40 2) 293 3) 893 4) 13 |
3 |
ФОРМУЛА |
1) VS2 = VG2 + SG2 2) O1O22 = O1H2 + O1H2 3)TD2 = TB2 + DB2 |
4 |
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО |
Евклид, Леонардо да Винчи, Дж. Гарфилд |
5 |
ЕГИПЕТ |
Египет, 2300 г. до н. э. |
6 |
ОГЭ |
1) 10 2) 2,4 3) 500 4) 15 5) 17,5 6) 17 |
7 |
ТРЕУГОЛЬНИК |
ACV AHE и др. |
Латышева Надежда Леонидовна
Самсонова Ольга Борисовна