12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44397
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Домашняя работа № 4 по теме

«Средства связи в СПП»


Пояснительная записка


Домашняя работа ставит своей целью проверить знания учащихся видов придаточных, умение разграничивать союзы и союзные слова, употреблять СПП в речи, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, к собеседованию. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.

Упражнения составлены на основе повести современной писательницы Александры Зайцевой «Я, не я и Жанна».


Повторим теорию!

Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи подчинительных союзов или союзных слов, которые всегда находятся в придаточной части. В главной части могут быть только указательные слова.

В русском языке различают следующие группы подчинительных союзов: изъяснительные: что, как, ли, чтобы, как; времени: когда, пока, лишь, только, как только, с тех пор как; причины: так как, потому что, ибо, ведь; условия: если, если…то, коли; цели: чтобы, для того чтобы; уступки: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай; следствия: так что; сравнения: как, точно, словно, будто, как будто, что, чем.

В русском языке различают составные союзы: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что; как будто, как только; в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего; ввиду того что; вместо того чтобы; в то время как; мало того что; перед тем как; подобно тому как; по мере того как; при том что; с тем чтобы; с тех пор как.

Союзные слова могут быть выражены относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько), которые могут стоять в разной форме; а также местоименными наречиями (поскольку, где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи, но и выполняют различные синтаксические функции.

Некоторые союзные слова (что, как, когда) омонимичны союзам. Для их разграничения необходимо попытаться заменить союзное слово синонимичным, если замена невозможна, то перед нами союз. К нему нельзя задать вопрос, на него не падает фразовое ударение.


Упражнение 1.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя буквы. Выделите грамматические основы. Союзы обведите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения, обозначьте указательные слова, если они есть, виды придаточных.


1) Дождь не собрался хотя тучи висели низко.

2) Мама не разрешала мне сюда приезжать потому что боялась.

3) Наверняка Римский и все остальные напроч(?) забыли о частицах тогда когда я сняла рюкзак со спинки стула.

4) Стра(н,нн)ое дело приходит время когда родители то(же) словно раздваиваю(т,ть)ся.

5. По дороге к метро думала о том что Самата можно назначать (в)место лекарства всяким депре(с,сс)ивным девушкам.


Упражнение 2.

Преобразуйте простые предложения в сложноподчинённые, заменив причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями. Какие средства связи и почему вы использовали?


1) В электричке я забилась в угол, скорчившись на крайнем сидении, и вспоминала папу.

2) А ведь родители – это ещё женщина и мужчина, существующие друг для друга, а не только для ребенка.

3) Осознавая в папе с мамой мужчину и женщину, начинаешь понимать мир взрослых.


Упражнение 3.

Составьте из двух простых предложений сложное, используя разные подчинительные союзы или союзные слова. Объясните, какие значения привносят в предложение использованные вами средства связи.


1.Личные отношения потом будешь выяснять. Ты музыкант, профессионал.

2. Наши дети переживают из-за неумения дать отпор. Стыд - их вторая тень.

3. За окнами завывала тьма, изредка вспыхивали тусклые огни, появлялись и снова исчезали мраморные залы станций.


Упражнение 4. Рассмотрите фото картины современного художника Алексея Лашкевича «Танец». Составьте предложения, соответствующие схемам.

1) (Несмотря на то что…), [ … ].

2) (С тех пор как…), [ ... ],

3) [ … ], (по мере того как …).

t1628705094aa.jpg


Источник изображения


https://cdn-nus- 1.pinme.ru/tumb/600/photo/20/23/20236ea1c7a88673ec7dd63b4ebc05db.jpg

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (5)

Юлия Васильевна Воробьева, 11.08.21 в 22:05 2Ответить Пожаловаться
Очень ценно, Вера Сергеевна, что, выполняя Ваши упражнения, дети не найдут в Интернете готовых ответов на задания. Придётся подумать! Спасибо большое!
Легоцкая Вера Сергеевна, 12.08.21 в 11:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 12.08.21 в 11:09 1Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, спасибо! Именно поэтому и создаю серию домашних работ, которые можно списать только перед уроком у отличников! По учебнику тоже не задаю, ГДЗ у современных школьников -настольная книга.
Юлия Васильевна Воробьева, 12.08.21 в 12:54 1Ответить Пожаловаться
Точно! Тоже подобное практикую. Чтобы не списывали, сама задания придумываю. И упражнения, на мой взгляд, в учебнике вовсе не интересные
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.