Технологическая карта урока русского языка «Дополнение» (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка
учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни
Видмановой С.И.
Учебный предмет: русский язык
Класс:5
УМК: учебник « Русский язык» для ОУ под редакцией Т.А. Ладыженской
Тема урока: Дополнение
Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык работы с научной терминологией: прием анализа, систематизации, обобщения изученного.
2) образовательная: закрепить представление о дополнении как о второстепенном члене предложения, о системных отношениях дополнения с другими членами предложения
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: доска, экран, проектор .презентация
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к уроку. Лингвомотиватор. У:Ребята, я фея. Самая обыкновения фея.И память у меня. Вот вы кто? Зачем пришли ко мне? Не знаете? И я не знаю, а там за листовки разбросаны по столам? Дождь размыл некоторые слова. Давайте попытаемся прочесть? Учащиеся продолжают фразы обьявления Помогите отыскать: у меня пропала п… Помоги отнять у вора 5 хорошеньких пя…. Чтобы оценки те найти, надо зн..обрести. Чтоб ждало их всех спасенье, Изучите д…. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания» | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Проверка домашнего задания. -А что это вы,дети, с собой принесли? Тетради с домашним заданием? Это связано с темой? Тогда прочитайте тексты «Как я помогал маме» | Учащиеся читают текст, составленный дома, комментируют достоинства и недостатки, проводя параллель с определением понятия «текст» | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические) |
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Надо же с чего начинать.. Предлагает взаимодиктант. Дети задают вопросы по изученному в разделе, ответы записывают А начну и закончу я *Какой раздел науки о языке позволилвам правильно построить текст? … * Какой член предложения позволил детально описать процесс вашей помощи маме, указывая на предметы,на которые на направляли свои действия? - Мы на верном пути . Пала 1 печать. Открылась карта, которая позволит нам найти 5 Предлагает определить тему, цели урока и его ход. | Ученики задают вопросы, пишут взаимодиктант.Проверяют Учащиеся определяют, что дополнения будут предметом изучения. Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока. | Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование цели , темы (П – общеучебное) Формулирование проблемы ( П – логическое) Планирование ( Р) Прогнозирование ( Р) |
4 Выявление места и причины затруднения Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать. | Учитель предлагает вспомнить материал по основам темы «Члены предложения»: 1. Составь карту «Налево пойдешь...». «Восстанови схему» Члены предложения Главные ?
Снятие 2 печати. 2. Слово-ключ. Составь определение понятия. Деформированные предложения. Все слова перепутались. Восстанови предложение, найди определение понятия «дополнение» - второстепенный член предложения, обозначающий, на вопросы косвенных падежей на которое, отвечающий предмет и лицо направлено действие предмета. - второстепенный член предложения, обозначающий, на вопросы какой, чей , отвечающий признак предмета. - второстепенный член предложения, обозначающий, на вопросы где?когда, куда?откуда, как? отвечающий место ,время, причину, способ действия Снятие 3 печати. Физкультминутка. Поднимается трава, и шумит в бору листва, Плещется лучами солнца, Речки слышны колокольца И купает крылья птица В неба выси и в водице. Скажи волшебные слова. Посади цветочную поляну: Напишите на лепестках вопросы косвенных падежей. Снятие 4 печати | Вспоминают теорию языка Восстанавливают схему Анализируют языковую ситуацию, выполняют задание | Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации |
5.Первичное закрепление Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. | Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления. - Какой член предложения всегда был рядом дополнением?. Собери урожай. Найди все дополнения. . Работа по карточкам(варианты). Карточка1 Спиши. Найдите дополнения. 1.Нам в избе сложили печь. Хлеб в ней мама будет печь. 2.Белое покрывало поле покрывало. 3.Трава на лугах ещё росы пила, а в руках у меня уже пела пила. 4. На полке кусок мыла. Мама мыла дочку. Карточка 2 Спиши. Найдите дополнения. 1.Рой пчёл кружится над цветущей липой. 2.Вода перестала течь. В лодке открылась течь. 3.Не плачь из-за пустяков! Из соседней комнаты послышался плач ребенка. Карточка 3 Спиши. Найдите дополнения. 1..Варя шила платье. У Серёжки нет шила. 2. Строй дома! 3. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали. Снятие 5 печати | Учащиеся отвечают на вопрос Выполняют задание | Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). Управление поведением партнёра. |
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: контроль знаний | Организует деятельность по применению новых знаний. 1.«Пройди лабиринт» Стилистический эксперимент Пешковского. Допишите стих-е: Вам протягиваю…., чтоб не знали больше…. Буду я гордиться… И засыплю вас…. Вот ученье-этот… С вами разделить я … Вы забудете о .. Нас давно уж ждет……. -Что ж, вы справились с заданием и нашли пропавшие 5. | Самостоятельная работа . Осуществляют проверку. | Контроль Коррекция Выделение (К) |
7.Рефлексия деятельности Цель: закрепление и коррекция способов действия. | 1.Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. 2.Учитель даёт дифференцированное задание на дом: 1). Упражнение Или составьте текст «Как сделать людей счастливыми» 3.Учитель оценивает работу учащихся на уроке. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |