Дополнительная образовательная программа «Интересный мир»
АННОТАЦИЯ к программе «Интересный мир»
Программа знакомит подростков с основными категориями психологии, формирует интерес к собственной психической жизни, навыки ее познания. Занятия по программе позволят детям развить компетентности в области человекознания, с тем чтобы они смогли наилучшим образом проявить себя в конструктивном взаимодействии с окружающим миром и другими людьми, выбрать профессию, повысить успешность в обучении, дает знания и представления о гендерной психологии, подходах, стереотипах. В результате обучения по программе у детей разовьется эмпатия, повысится уровень понимания и принятия другого человека, разовьется умение прогнозировать и планировать свое поведение и жизнь на более длительный срок, повысится креативность, разовьется желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
Пояснительная записка.
Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии. Актуальность данной программы обусловлена огромным значением общения в жизни людей, ведь знание психологических тонкостей поможет быстрее обрести взаимопонимание; и отсутствием данного материала в базовых программах средней образовательной школы. Кроме того, приоритетным направлением образования в условиях модернизации является развитие личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а также готовой нести личную ответственность за принятое решение. Также особенно остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. А психологическое здоровье - является одной из актуальных общечеловеческих проблем, которую должны решать учителя различных дисциплин, в том числе и психологи. Содержание программы предполагает побудить учащихся к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь и выборе профессии.
Цель - расширение и углубление знаний, учащихся о психической деятельности человека и общении людей, определение обучающихся с выбором будущей профессии, гендерной психологии.
Задачи:
1) развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
2) формирование общих представлений, учащихся о психологии как науке; оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
3) развитие интереса познания себя и других людей, умения использовать психологические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе;
4) формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
5) развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
6) формирование понимания важности различных коммуникативных аспектов в процессе профессионального самоопределения.
7)развитие представлений о гендерной психологии.
Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
Программа предполагает дискуссии, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.
Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возраст детей- разновозрастная. Программа рассчитана на 216 часов-первый год обучения и 105 часов-второй год обучения. Состав группы –обучающиеся -10-12лет; 13-18лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Структура занятия, методы и техники:
В структуре занятий выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми:
1. Теоретическая часть.
2. Групповые дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Практическая часть:
- Ролевые игры (разыгрывание ситуаций, психологические упражнения).
- Работа по теме занятия (объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения обучающихся, коммуникативных навыков, арт-терапии. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.
Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Требования к результатам занятий.
Обучающиеся должны знать:
- понятие термина «психология», что изучает;
- место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;
- о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека;
- понятия самовоспитания, способностей, характера.
-понятие гендерной психологии, гендерной социализации.
-профессиональное самоопределение.
Обучающиеся должны научиться:
- развивать культуру общения: умение высказывать своё мнение;
- развить интеллектуальные способности;
- анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;
- использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.
Формы подведения итогов реализации программы:
• самопрезентация;
• устный опрос;
• игры, упражнения;
• диагностика;
• выполнение творческих работ;
• собеседование.
Методическое и материально-техническое обеспечение.
Формы и методы работы:
групповая работа;
элементы индивидуальной работы;
групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);
психогимнастика;
психодиагностика;
наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
ролевые игры;
элементы индивидуальной и групповой релаксации;
подвижные игры
картотека игр и упражнений к темам.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
ноутбук; ручки шариковые, принадлежности для рисования, клей, ножницы, цветная бумага, магниты для крепления продуктов на доске, мячик; заготовленные задания на каждое занятие и упражнение; записи инструментальных фоновых мелодий; художественные произведения по нужным темам; картотека с подборам игр и упражнений к темам.
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
№/№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика | Дата план | Дата факт |
1. | Что такое психология? | 6 | 1,5 | 4,5 | | |
| 1.1 Вводное занятие 1.2.Королевство внутреннего мира 1.3 Игра «Мифы о психологии» | 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 1,5 | | |
2. | Психические процессы | 54 | 10,5 | 43,5 | | |
| 2.1.Ощущения, виды ощущений 2.2. Восприятие и его свойства 2.3.Память и ее развитие 2.4.Внимание и его развитие 2.5.Мышление.Виды мышления. Развитие. 2.6. Речь. Развитие речи. 2.7. Воображение. Развитие воображения. 2.8.Арт-терапевтическое занятие. | 6 6 8 8 8 8 8 2 | 2 2 2 2 2 2 2 | 4 4 6 6 6 6 6 2 | | |
3. | Личностные особенности | 54 | 15 | 39 | | |
| 3.1.Темперамент 3.2.Характер и его особенности 3.3 Привычки 3.4.Самооценка 3.5.Воля.Волевое поведение. 3.6.Эмоции, чувства 3.7.Способы саморегуляции, 3.8.Самоконтроль | 4 6 8 8 8 6 8 6 | 2 1,5 1,5 2 2 2 2 2 | 2 4,5 6,5 6 6 4 6 4 | | |
4 | Общение и взаимодействие | 72 | 27 | 45 | | |
| 4.1. Виды общения. 4.2. Учимся управлять собой. 4.3. Учимся понимать себя и других. 4.4. Знаки внимания при общении. 4.6. Качества, важные для межличностного общения. 4.7. Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика. 4.8. Конфликт. Разрешение конфликтов. 4.9. Мои права и права других людей. 4.11. Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». 4.12. Как мы воспринимаем окружающий мир? 4.13. Поддержка. 4.14. Позиции в общении. 4.15. Правила ведения дискуссии. 4.16. Учимся чувствовать и наблюдать. 4.17. Я и моё имя. 4.18. Эмпатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга | 6 6 4 2 4 4 6 8 4 4 4 2 2 2 4 4 2 4 | 2 2 0,5 0,5 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 2 | 4 4 3,5 1,5 2 2 4 6 2 2 2 1 1 1 4 2 1 2 | | |
5. | Потребности и мотивы. | 30 | 10 | 20 | | |
| 5.1. Знания. Умения. Навыки. Привычки. 5.2. Потребности человека. 5.3. Мотивы. 5.4. Виды деятельности. Игра. 5.6. Заключительное занятие. | 6 4 4 6 6 4 | 2 2 2 2 2 | 4 2 2 4 4 4 | | |
| ИТОГО: | 216 | 64 | 152 | | |
Содержание занятий
Раздел первый. Что такое психология?
Теория :Вводное. Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; знакомство с правилами работы на занятиях. Знакомство с наукой психология (в сказочной форме).
Практика: Игра на сплочение коллектива учащихся. Знакомство с правилами работы группы. Игра «Поменяйтесь местами те,». Диагностика развития памяти, внимания, мышления. Рефлексия занятия.
Королевство внутреннего мира.
Теория: Знакомство с психологическими терминами, понятиями (в сказочной форме). Игры и упражнения на сплочение группы. Работа Игра «Волшебный круг». Задание « Мой дневник». «Мой герб» Игра «Попробуй удержи».
Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Игра «Мифы о психологии».
Теория:Закрепление знаний о психических процессах, состояниях, индивидуальных особенностях человека (в игровой форме).
Практика: Игра «Мифы о психологии». Упражнение «Автобус». Рефлексия занятия.
Раздел второй. Психические процессы
Ощущения. Виды ощущений.
Теория: Рассмотреть психический процесс – ощущение как первоисточник знаний об окружающем мире. Определить виды ощущений. Практически испытать различные виды ощущений. Осознать роль ощущений в познании предметов и явлений окружающего мира. Мини-лекция.
Практика: Практические упражнения. Психогимнастика. Упражнение «Енотов круг». Упражнение «Минутка». Рефлексия занятия.
Восприятие и его свойства.
Теория: Рассмотреть процесс восприятия и его характеристики. Практически исследовать особенности процесса восприятия. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Каляки-маляки». Упражнение «Внимательные руки». Упражнение «Круг в квадрате». Психогимнастика. Практические задания. Упражнение «Чувство времени». Диагностика объёма зрительного восприятия. Рефлексия занятия.
Память и её развитие.
Теория: Знакомство с понятием память. Развитие зрительной, слуховой, кинестетической, логической памяти; мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации.
Мини-лекция.
Практика: Упражнения на активизацию. Упражнение «Живая картинка».
Психогимнастика. Упражнение «Восстановить пропущенное слово». Пиктограммы. Упражнение: «Слова-признаки», «Шесть квадратов», «Слова-действия». «Шесть пар». «Запомни рисунок». «Слова-антонимы». «Слова-синонимы». «Смысловые пары». Практическая работа. Рефлексия занятия.
Внимание и его развитие.
Теория: Знакомство с понятием внимание. Развитие концентрации, устойчивости, объёма, переключаемости, распределения, помехоустойчивости внимания; наблюдательности. Мини-лекция.
Практика: Упражнения на активизацию. Игра «Кто внимательнее?». Психогимнастика . Игра «Опаздывающее зеркало». Упражнение «Счёт по командам». Игра «Небо-земля-вода». Упражнение «Примеры и текст».
Игра «Муха». Упражнение «Каждой руке своё дело». Игра «Искатель».
«Испорченный телефон», «Четыре стихии», «Колечко», «Бегемот», «10».
Упражнение «4 формы», «Что в кулаке?» Игра «Шалун». Упражнение «Фигурный ряд». Игра «Селектор». Упражнение «Не пропусти профессию».
Практическая работа. Рефлексия занятия.
Мышление, виды мышления.
Теория: Знакомство с понятием мышление. Развитие образного, логического, ассоциативного мышления; развитие гибкости, оригинальности, скорости мыслительных операций. Мини-лекция.
Практика: Тренировочные упражнения к теме. Упражнения на активизацию.
«Анаграммы», Задачи на развитие дедукции. Упражнение «Перцептивное моделирование». «Логические закономерности».
«Бег ассоциаций»,«Закодированные слова», «Закодированные примеры».
«Думаем глазами», «Переструктурирование слова». Игра «Всё наоборот»,
Игра «Что в кулаке». Упражнение «Универсальный предмет».
Упражнение «Классификации». Упражнение «Правильный вывод».
1Логические задачи. Игра «Придумай сам». Психогимнастика.
Рефлексия занятия.
Речь. Развитие речи.
Теория: Изучить роль речевого развития в жизни человека. Рассмотреть понятие о языке и речи, участие речи в общении людей. Мини-лекция.
Упражнение «Иностранец». Упражнение «Сказка по кругу», «Попробуй говорить быстрее», «Координация», «30 слов». Психогимнастика.
«Чего на свете не бывает». Рефлексия занятия.
Воображение. Развитие воображения.
Теория: Знакомство с понятием воображение. Рассмотреть роль воображения в жизни человека. Мини-лекция.
Практика: 2) Упражнения на активизацию. Диагностика воображения.
Упражнение «Две линии», «Ассоциации», «Дорисуй», «Кляксы».
«Продолжи рисунок», «10 непохожих человечка», Игра «Необитаемый остров», Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Раздел третий. Личностные особенности.
Темперамент.
Теория: Познакомиться с понятием «темперамент». Рассмотреть типы темпераментов.
Практика: Упражнения на активизацию. Сказка о «Рыцарях – темпераментах». Дискуссия. Упражнение «Нарисуй свой темперамент», Диагностика темперамента. Упражнение «Определяем темперамент», Психогимнастика, Рефлексия занятия.
Характер. Особенности характера.
Теория: Познакомиться с понятием характера. Рассмотреть жизненные проявления характера, индивидуальные различия в характерах людей, изменение характера в течение жизни. Мини – лекция.
Практика: Упражнения на активизацию. Сказка «Деревья-Характеры».
«Противоположные черты», Упражнение «Черты характера сказочных героев», Дискуссия, Практическая работа, Психогимнастика, Рефлексия занятия.
Самооценка.
Теория: Рассмотреть понятие самооценки, понять влияние самооценки на становление личности человека и его деятельность. Показать влияние самооценки на процесс общения. Определить самооценку учащихся. Способствовать формированию адекватной самооценки. снизить зависимость самооценки от мнения других людей.
Практика: Упражнения на активизацию. Сказка о «Волшебных зеркалах».
Проигрывание ситуаций. Дискуссия. Упражнение «Зеркало», «Имя», «Саморисование», «Назови свои сильные стороны», «Три дома», «Кто Я?».
«Мудрец», Диагностика, Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Воля. Волевое поведение.
Теория: Получить представление о воле и волевом поведении человека. Рассмотреть взаимосвязь воли и поведения, воли и сознания человека, воли и эмоций. изучить волевые качества человека.
Практика: Упражнения на активизацию. Притча «Вставай». Проигрывание ситуаций. Дискуссия. Диагностика «Степень развития воли». Упражнение «Хочу. Могу. Надо». Составление ассоциограммы «Время». Упражнение «Минутка». Игра «Заколдованный принц», Сказка «Лень-река», Упражнение «Как справиться с ленью?». Практическая работа. Психогимнастика.
Рефлексия занятия.
Эмоции. Развитие.
Теория: Изучить роль эмоций, чувств, настроений в жизни человека. Рассмотреть виды эмоций. Отработать навыки распознания эмоций и чувств.
Мини-лекция.
Практика: Разбор ситуаций. Дискуссия. Упражнение «Скульптор», «Лица»,
«Что бывает…?»,Упражнение «Передай рисунок, Практическая работа «Рисуем настроение». Упражнение «Изобрази сказку». Сказка «Девочка Ошибка». Создание рисунка «Мой страх». Создание рисунка «Обида».
15) Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Саморегуляция. Самоконтроль.
Теория: Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля; повысить уверенность в себе, в свои силы. Повысить сопротивляемость стрессу.
Практика: Психогимнастика. Аутотренинг. Релаксация.Упражнения: «Заколдованный принц», «Таинственная дверь», «Цепочка», «Только бумага», Диагностика склонности к внушаемости. Игра «Проекция». Упражнение «Молодец!», «Дорисуй и передай», «Прощай напряжение», «Волшебный лес».
Рефлексия занятия.
Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие
Виды общения.
Теория: Рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования. Глубже понять свой стиль общения и поведения. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Контакт масок». Разыгрывание ситуаций.
Дискуссия. Рефлексия занятия.
Учимся управлять собой.
Теория: Оценить свою степень общительности. Потренировать умение управлять собой. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Мне скучно – мне нескучно». Тест «Какой я в общении». Разыгрывание ситуаций. Дискуссия. Рефлексия занятия.
Учимся понимать себя и других.
Теория: Получить понятие о гибкости в общении и потренировать её на практике, потренировать коммуникативную гибкость в упражнениях.
Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Карусель», «Круг общения», «Пойми меня».
Рефлексия занятия.
Знаки внимания при общении.
Теория: Ознакомиться с понятиями о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Научиться определять знаки внимания в ситуациях общения. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Комплимент», «Подарок». Разыгрывание ситуаций.
Дискуссия. Рефлексия занятия.
Как научиться общаться лучше?
Теория: Повысить коммуникативный уровень учащихся. Практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции. Мини-лекция.
Практика: Практические задания. Дискуссия. Упражнение «Глаза в глаза»,
«Прикосновение». Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Качества, важные для межличностного общения.
Теория: Определение качеств, важных для общения. Рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения. Определение коммуникативного уровня учащихся. Мини-лекция.
Практика: Диагностика. Практическое задание. Дискуссия. Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика.
Теория: Развитие невербальной коммуникации. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений в соответствии с интонацией. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Разговариваем без слов». Игра «Без лидера».
Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Конфликт. Разрешение конфликтов.
Теория: Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. Нахождение адекватных способов выхода из конфликта.
Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Претензии». Диагностика. Разыгрывание ситуаций. Дискуссия. Рефлексия занятия.
Мои права и права других людей.
Теория: Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. Найти взаимосвязь между чувством уверенности в себе и поведением человека. Сформировать у учащихся позицию уважения к своим правам и правам других людей. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Скульптура», «Декларация прав». Дискуссия.
Рефлексия занятия.
Как узнать другого человека и легко с ним общаться?
Теория: Показать соотношение вербального и невербального компонентов общения. Практически овладеть навыками наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Я тебе доверяю». Игра «Солнечная система».
Упражнение «Кролик». Рефлексия занятия.
Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок».
Теория: Научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения. Определить правила обратной связи. Дополнить свой «образ Я» информацией от окружающих людей.
Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Значимые люди», Упражнение «Автопортрет инкогнито», «Горячее место», «На что он похож?».
Рефлексия занятия.
Как мы воспринимаем окружающий мир?
Теория: Сформировать умение воспринимать собеседника. Освоить начальные навыки вербальной подстройки к собеседнику (на речевом уровне).
Мини-лекция.
Практика: Упражнение «представления». Практическое задание. Дискуссия.
Рефлексия занятия.
Поддержка.
Теория: Сформировать доброжелательное отношение к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. Раскрыть сущность поддержки и принятия в общении. Научиться осуществлять поддерживающие действия. Помочь учащимся стать более открытыми в общении. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Большая загадка». Разыгрывание ситуаций. Дискуссия. Рефлексия занятия.
Позиции в общении.
Теория: Ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации. Мини-лекция
Практика: Упражнение на активизацию. Разыгрывание ситуаций. Дискуссия.
Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Правила ведения дискуссии.
Теория: Научиться грамотно дискутировать. Усвоить правила ведения дискуссии. На практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.
Мини-лекция.
Практика: Практические задания. Рефлексия занятия.
Учимся чувствовать и наблюдать.
Теория: Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки.
Практика: Упражнение на активизацию, «Видеть, слышать, чувствовать».
Трренировка слуховой чувствительности. Тренировка ощущений. Упражнение «Штирлиц». Рефлексия занятия.
Я и моё имя.
Теория: Формирование знаний о себе. Рассмотреть значение имени в жизни человека, влияние имени на характер. Создание символа, знака своего имени. Формирование адекватной самооценки через принятие своего имени.
Практика: Дискуссия. Создание символа, знака своего имени. Рефлексия занятия.
Эмпатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга.
Теория: Овладеть навыками эмпатии и рефлексии как способов восприятия и понимания собеседника. Освоить навыки саморефлексии. Мини-лекция.
Практика: Упражнение «Угадай эмоциональное состояние», «Я в лучах солнца», «Футболка», Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Раздел пятый. Потребности. Мотивы
Знания. Умения. Навыки. Привычки.
Теория: Получить понятие о действиях, знаниях, умениях, навыках человека.
Практика: Упражнение на активизацию. Упражнение «Ярмарка умений».
«Аукцион привычек», Дискуссия. Рефлексия занятия.
Потребности человека.
Теория: Получить представление о деятельности человека. Познакомиться с видами потребностей. Определить влияние потребностей на развитие эмоционально-волевой сферы человека.
Практика: Упражнение на активизацию. Сказка о «Волшебницах - Потребностях». Дискуссия. Психогимнастика. Рефлексия занятия.
Мотивы.
Теория: Получить представление о мотивах. Рассмотреть типы мотивов. Определить мотивацию учения, записать и проранжировать собственные мотивы учения. Мини-лекция.
Практика: Упражнение на активизацию. Сказка «Война Мотивов».
Дискуссия. Диагностика. Рефлексия занятия.
Виды деятельности. Игра.
Теория: Познакомиться с видами деятельности человека. Увидеть отличие детских игр от игр животных. Познакомиться с историей появления игрушки. Рассмотреть развитие игры в детском возрасте.
Практика: Упражнения на активизацию. Упражнение «Матрёшка».
Практическое задание. Дискуссия. Рефлексия занятия.
Учебная деятельность. Мотивы учения.
Теория: Получить понятие о учебной деятельности и мотивах учения. Рассмотреть типы мотивов учения. Увидеть взаимосвязь познавательных и социальных мотивов учения с возрастными особенностями человека.
Практика: Упражнения на активизацию. Упражнение «Незнайка», «Идеальный ученик», «Идеальный учитель». Дискуссия. Упражнение «Что важно для меня», «Легко – трудно». Рефлексия занятия.
Заключительное занятие.
Теория: Проведение оценки занятий (эмоциональном и смысловом), формулирование основных результатов. Рефлексия – как этот курс может помочь в жизни?
Практика: Упражнения на активизацию, Упражнение «Мой путь».
Диагностика. Рефлексия занятия. Упражнение «Лимонадник. Сладкий happy end».
Календарно-тематический план второго года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | теория | Практика | Дата план | Дата факт |
Наши планы. Знакомство | | | | | | |
1.1. | Вводное занятие, структура курса. | 2 | 1 | 1 | | |
1.2 | Игра-тренинг «Сплочение коллектива» | 2 | 1 | 1 | | |
Общение. | | | | | | |
2.1 | Виды общения. Стороны общения | 4 | 2 | 2 | | |
2.2 | Коллектив и личность | 2 | 1 | 1 | | |
2.3 | Коммуникации. Невербальное общение | 2 | 1 | 1 | | |
2.4 | Тренинг коммуникативных умений | 4 | | 4 | | |
2.5 | Речевые ловушки, как уметь ими пользоваться. | 2 | 1 | 1 | | |
3. | Гендер | | | | | |
3.1 | Полоролевая дифференциация . | 2 | 1 | 1 | | |
3.2 | Гендер, гендерная психология | 4 | 2 | 2 | | |
3.3 | Гендерные стереотипы, гендерная социализация | 6 | 2 | 4 | | |
3.4 | "Ребята и девушки - конфликт или взаимопонимание"-тренинг | 4 | | 4 | | |
4. | Конфликт | | | | | |
4.1. | Конфликт и его виды. | 4 | 2 | 2 | | |
4.2. | Способы выхода из конфликта Стили поведения в конфликте»: -актуализация личного опыта обучающихся, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации, -самоанализ стилей поведения в конфликте | 6 | 2 | 4 | | |
4.3. | Тренинг управления эмоциями | 4 | | 4 | | |
4.4 | Что такое страх?: -обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении, -анализ психологической природы страха, -проработка и разрядка страхов | 6 | 2 | 4 | | |
4.5 | Арттерапевтическое занятие | 4 | | 4 | | |
5. | Лидерство | | | | | |
5.1 | 50 признаков лидера. | 2 | 1 | 1 | | |
5.2 | Развитие навыков уверенного отказа, Публичное выступление | 4 | 2 | 2 | | |
5.3 | Тренинг уверенности в себе | 4 | | 4 | | |
5.4 | Тренинг формирования лидерских навыков. | 6 | | 6 | | |
6. | Профориентация. | | | | | |
6.1. | Способности и профессиональная пригодность | 4 | 2 | 2 | | |
6.2 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности, Способности к интеллектуальным видам деятельности | 6 | 2 | 4 | | |
6.3 | Классификации профессий. Признаки профессии | 4 | 2 | 2 | | |
6.4 | Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Коммуникативная сторона общения ,ее важность в выборе профессии. | 6 | 2 | 4 | | |
6.5 | Определение типа будущей профессии | 3 | 0,5 | 2,5 | | |
6.6. | Мотивы и потребности, Ошибки в выборе профессии | 2 | 1 | 1 | | |
6.7 | Профессионально важные качества, Барьеры в профессиональном самоопределении Барьеры в профессиональном самоопределении | 4 | 2 | 2 | | |
6.8 | Итог по теме «Что я знаю о профессиях» | 2 | | 2 | | |
| ИТОГО | 105 | 32,5 | 72,5 | | |
Содержание занятий.
Наши планы. Знакомство
Теория: цели и задачи, структуру курса.
Практика: игра-тренинг «Знакомство».
Формы контроля: фронтальный опрос
Стороны общения
Теория: общение и его функции, социальная перцепция, коммуникация, интеракция.
дискуссия по вопросам природы и значения общения в жизни человека, сочинение «Что будет с человечеством, если исчезнет общение»; комплексная диагностика коммуникативных умений и склонностей.
Практика: тренировочные упражнения.
Формы контроля: фронтальный опрос
Коллектив и личность
Теория: роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив. Этапы его формирования. Распределение ролей в коллективе.
Практика: тренировочные упражнения, диагностика.
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Коммуникация
Теория: коммуникативная сторона общения, информация, схема передачи информации. Схема коммуникативного процесса. Причины искажения информации в процессе ее передачи Барьеры общения, репрезентативные системы; культура речи. перцепция и ее функции, закономерности формирования первого впечатления. Эффекты восприятия. Эффект ореола. Эффект неудачника. Эффект порядка. Эффект проекции. Общение как взаимодействие, стратегии поведения в процессе интеракции, позиции взаимодействия – Родитель, Ребенок, Взрослый. Невербальное общение
понятие невербального общения, его доля в общении, виды невербальных средств общения, жесты и их значение. Слушать и слышать:
умение слушать и его роль в процессе общения, техники слушания (активное, пассивное, эмпатическое)
Практика: тренировочные упражнения, диагностика..
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
.
Тренинг коммуникативных умений
Практика: Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми. Формирование умений организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций через выполнение тренинговых заданий и упражнений.
Формы контроля: текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Речевые ловушки, как уметь ими пользоваться. Речевые ловушки, как уметь ими пользоваться.
Теория: определение понятий «речевые ловушки».
Практика: отработка тренировочных упражнений к теме.
Гендер, гендерная психология, гендерные стереотипы, гендерная социализация
Теория: В отличие от психологии пола в гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, в фокусе ее внимания, прежде всего, те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В психологии пола женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию.
Практика: тренировочные упражнения ктеме.
Форма контроля: текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
"Ребята и девушки - конфликт или взаимопонимание"-тренинг
Практика: тренинг
Конфликт
Теория: Конфликт: природа и причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание. Условия эффективного решения конфликтной ситуации.
Практика: тренировочные упражнения, диагностика.
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Тренинг управления эмоциями
Практика: эмоции, стресс, управление эмоциями, выполнение упражнений.
Формы контроля: текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Что такое страх?
Теория: определение понятия, обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении, -анализ психологической природы страха, -проработка и разрядка страхов.
Практика: тренировочные упражнения к теме.
Лидерство
Теория: психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.
Практика: тренировочные упражнения, диагностика.
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Развитие навыков уверенного отказа
Теория: Почему не всегда удается сказать "нет"? Право на отказ. Приемы противостояния давлению.
Практика: тренировочные упражнения.
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Деловое общение
Теория: понятие делового общения, прямое и косвенное деловое общение – деловая беседа, деловые переговоры, публичное выступление, телефонные переговоры, деловая переписка.
Практика: тренировочные упражнения, диагностика.
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Публичное выступление
Теория: виды публичного выступления, этапы публичного выступления и требования к нему, способы эффективного воздействия на аудиторию. Управление эмоциями. Эффективный язык тела.
Практика: тренировочные упражнения, диагностика.
Формы контроля: фронтальный опрос, текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Тренинг уверенности в себе
Практика: диагностика, выполнение упражнений.
Формы контроля: текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Тренинг формирования лидерских навыков
Практика: диагностика, выполнение упражнений
Формы контроля: текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности
Теория: задатки и способности, что это? Уровни развития способностей. Понятие об одаренности, таланте и гениальности.
Практика: дискуссия по теме, деловые игры, тренировочные упражнения.
Способности к интеллектуальным видам деятельности
Теория: Структура интеллектуальных способностей. Креативность.
Практика диагностика, тренировочные упражнения.
Классификации профессий. Признаки профессии
Теория: Информационная часть по теме.
Практика: мозговой штурм, деловые игры, занятия с элементами тренинга.
Формула профессии. Профессия,
специальность, должность.
Коммуникативная сторона общения, ее
Важность в выборе профессии.
Теория: информационная часть по теме.
Практика: деловые игры. Занятия с элементами тренинга.
Определение типа будущей профессии
Практика: психодиагностическая работа по теме. Обсуждение результатов.
Мотивы и потребности
Теория: ключевые особенности потребностей, что такое мотив, как он формируется, ключевые особенности мотивов.
Практика: тренировочные упражнения.
Формы контроля: текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Ошибки в выборе профессии
Теория: ориентация на престижность профессии, выбор под давлением окружающих, пойти учиться «за компанию», желание учиться только в определенном месте, устаревшая или неправильная информация о профессии.
Практика: тренировочные упражнения, дискуссия по теме.
Профессионально важные качества
Теория: профессионально значимые качества, профессиональная деформация, психологический отбор.
Практика: тренировочные упражнения, деловые игры.
Формы контроля: текущий контроль выполнения заданий, обсуждение результатов.
Список использованной литературы
1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.
4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 1995.
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
7. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики».1997.
8. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: «Сфера», 1999.
10. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.
11.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яролавль: «Гринго», 1995.
12.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
13.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «академия развития», 1997.
14.Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
15Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1996.
16.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988.
17.Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.
18.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., 1996.
19.Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997.
20.Хухалева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в младшем школьном возрасте. М.: «Совершенство», 1998.
21.Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.
22. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002.
23. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОКОЛ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Директор ГБОУ ДО РК
протоколом № _________________ ДОЦ «Сокол»
от _______________ В.А. Матвеева
_____________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Интересный мир»
(Новая редакция)
Возраст обучающихся: 10-12, 13-18 лет
Срок реализации: 2 года
Программу разработала:
Борецкая Кристина Александровна
педагог дополнительного образования
2019г.