Дополнительная образовательная программа кружка «Эрудит» (8–11 классы)

24
2
Материал опубликован 3 July 2020 в группе


w1593792870.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №  _____   ГОРОДА МАКЕЕВКИ »


РАССМОТРЕНО


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании  педагогического

 Заместитель  директора

Директор

совета  школы

_________ 

____________  


Протокол от

« 30 »  августа   2019 г.  №

    (подпись)


« 30 » августа  2019 г.

      (подпись)


« 30  » августа  2019 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

  КРУЖКА      «ЭРУДИТ»


Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации: 1 год

Количество  часов  в  неделю: 3

Количество  часов  в  год: 102

Количество групп: 1

Направленность: научно-исследовательская

Дата  начала: 02.09.2019

Дата  окончания: 31.05.2020



                                                         

                                                          Составитель  программы:

                                                                                учитель   истории

                                                                     Медведева  Татьяна  Ивановна

                                                                                  




Макеевка

2019 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА


Образовательный процесс данной модифицированной дополнительной образовательной программы определяют и регламентируют государственные и ведомственные нормативные документы:

  • Конституция Донецкой Народной Республики;
  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (приказ  МОН ДНР от 04.04.2016  № 310)
  • Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики
  • Концепция исторического развития Донбасса (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 317)
  • Требований к программам дополнительного образования детей (приказ МОН ДНР от 11.08.2015 № 392)
  • Рабочего учебного плана школы
  • Образовательная программа «Историческое краеведение» для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики./ сост. Тур Л.И.– Амвросиевка,  2017.
  • Организация кружковой работы в школе. Методический навигатор. /сост. Полукеева В.Н.- Макеевка, 2019.

Направленность дополнительной образовательной программы кружка «Эрудит» по содержанию является научно-исследовательской; по функциональному предназначению  учебно-познавательной; по уровню освоения - имеет углубленный уровень, по форме организации  содержания и процесса педагогической деятельности – модульной, составленной из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков,  кружковой; по времени реализации — одногодичной. 

В классификации дополнительных образовательных  программ по уровню освоения данная программа имеет углубленный уровень, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа модульная, составленная из
самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

Дополнительная образовательная  программа «Эрудит» реализуется образовательной организацией через внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учётом возрастных и психофизиологических возможностей обучающихся.

Программа  рассчитана на учащихся 8-11-х классов и предусматривает изучение курса в объеме 102 часов в год (по 3 часа в неделю)

Новизна и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка  и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Актуальность данной программы - необходимость развития способностей детей с учетом их индивидуальных психологических способностей. Программа кружка направлена на  создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также детей, проявляющих интерес к предмету. Темы кружка подобраны таким образом, чтобы были  доступны любому ученику, в то же время не входящими в школьную программу.  В ходе проведения занятий кружка основное внимание обращается на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Цель дополнительной образовательной программы: развитие личности ребенка: его индивидуальных склонностей и способностей, формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности путем вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к духовному опыту народа, создание  ситуации успеха и самореализации, мотивации к познанию и творчеству.

Задачи  дополнительной образовательной программы:

  • Совершенствование  системы  выявления,  развития  и  поддержки  способных  и одаренных детей на всех этапах обучения;
  • стимулирование творческой деятельности интеллектуально развитых детей;
  • создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;
  • внедрение  новых образовательных технологий,  способствующих развитию одаренных детей;
  • создание  условий  для  социализации  и  самореализации  каждого  учащегося школы;
  • научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
  • организация работы с родителями одаренных детей.

Главные принципы реализации программы:

  • Принцип преемственности в расширении знаний
  • Принцип успешности
  • Принцип творческого развития
  • Принцип гуманизации и индивидуализации
  • Принцип практической направленности
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
  • Единство обучения, воспитания, развития
  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса
  • Принцип разновозрастного единства

Возраст детей: 8-11 класс.

Сроки реализации – 2019 – 2020  учебный  год.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
    проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.


При проведении занятий основной акцент сделан на активные методы обучения, которые стимулируют инициативу, творчество, критическое мышление и базируются на принципах многостороннего взаимодействия.

ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:

  • лекции
  • семинары
  • дискуссии, деловые игры
  • индивидуальная или групповая разработка выбранной темы и ее защита
  • тренинг
  • «мозговой штурм»
  • исследовательская и практическая деятельность
  • проектная деятельность и научные чтения
  • викторины
  • выставки творческих работ

Режим занятий: кружковые занятия проводятся по окончании уроков, строго по расписанию, составленного с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы.


ОБЩАЯ    ХАРАКТЕРИСТИКА

Дополнительная образовательная  программа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей и призвана способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Программа направлена на развитие патриотических, творческих способностей
обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты своей деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный интерес.

Исследование одна из составляющих исторической науки. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика.

Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств
активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.

Таким образом, научно-исследовательский метод носит целенаправленный характер,
пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

В качестве методов учебно-исследовательской деятельности предполагается использовать: метод проектов, эксперимент, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, историческим документом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, интервьюирования.

Также предполагаются следующие формы деятельности:

  • проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
  • создание конкретных баз данных по выбранным темам;
  • составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных
    явлениях,
  • выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
  • участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах.

     Особенность дополнительной образовательной программы  «Эрудит» заключается в том, что она основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.

     Направления работы: познавательное, научно-исследовательское

     Занятия кружка проводятся в следующих вариантах:

  • участники выступают в роли потребителей информации (лекции, экскурсии, встречи с  интересными людьми);
  • учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки
    творческих работ);
  • дети применяют знания и умения, полученные на уроке (научно-исследовательская
    работа, поисковая работа).

        Основой работы кружка «Эрудит» является исследовательская работа.
        Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные: подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома; составление исследовательских работ

         Таким образом, дополнительная образовательная  программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

  1. теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа)
  2. практические (работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка к олимпиадам, конкурсам).

       Итогом реализации дополнительной образовательной программы кружка является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах, конкурсах. Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Результаты в области личностных изменений обучающихся:

  • увеличение количества одарённых детей, максимально проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
  • создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Метапредметные   результаты:

  • освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так  и в реальной  жизни;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать информационно-коммуникативные технологии;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
  • умение формировать и осваивать универсальные  учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Предметные результаты:

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
  • приобретение ключевых предметных компетенций;
  • формирование у учащихся исторической памяти, критического и творческого мышления;
  • приобретение школьниками умений и навыков осуществлять перспективный исторический анализ, историческую критику, историческое прогнозирования и интерпретацию исторических фактов; подбирать историческую информацию и ориентироваться в ней.

Способы проверки результатов освоения программы: результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ   КРУЖКА   «ЭРУДИТ»

п/п

Наименование 

раздела,  тем   занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

Форма  проведения



Вводное  занятие

1


Беседа

Анкетирование

Тема 1. Ознакомление учащихся с основными формами и приемами работы

(8 часов)


Что такое исторический портрет. Упражнения в составлении исторического  портрета

2


Лекция, практическая работа


Что такое семинар. Особенности подготовки выступления на семинаре

2


Лекция, практическая работа


Понятия «исторический источник» и

«историческая литература». Упражнения в анализе исторических источников и исторической литературы

2


Лекция, практическая работа


Что такое конспект темы. Упражнения в составлении конспекта

2


Лекция, практическая работа

Тема 2. Исследование. Структура исследования (12 часов)


Исследование

1


Лекция


Критерии оценки исследовательской  работы. Структура исследовательской  работы.

1


Лекция, практическая работа


Основные этапы работы  с  источниками

2


Лекция,

практическая работа


Методы исследования. Анализ типичных ошибок и способы их устранения

2


Лекция,

практическая работа


Представление и обсуждение результатов исследования. Оформление литературы и приложений, формулировка выводов.

2


Лекция,

практическая работа


Оформление и критерии оценивания мультимедийной презентации.

2


Практическая работа


Представление результатов исследовательской  деятельности

2


Практическая работа

Тема 3. Основы ораторского искусства   (12 часов)


Речевой этикет. Умение пользоваться научно-публицистическим стилем, вести дискуссию, отвечать на вопросы.

2


Лекция,

практическая работа


Учимся строить выступление. Основные требования к защите научной работы.

2


Психологический

тренинг


Пантомимика. Ораторские приемы: язык жестов.

2


Лекция,

практическая работа


Практическое занятие по Д. Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». 

2


Практическая работа


Культура ведения дискуссии

2


Лекция,

практическая работа


Публичное выступление. Доклад по исследовательской работе

2


Практическое  занятие  (зачетная работа)

Тема 4. Решение олимпиадных заданий по истории  (15 часов)


Школьная олимпиада по истории

2


Практическая работа


Муниципальная олимпиада по истории

2


Практическая работа


Республиканская олимпиада по истории

2


Практическая работа


Всероссийская олимпиада  по истории

2


Практическая работа


Написание сочинений-эссе

2


Лекция


Написание сочинений-эссе

2


Практическая работа


10 советов для участников состязаний по истории

1


Психологический

тренинг


Участие школьников в дистанционных  предметных олимпиадах. Решение олимпиадных заданий, предложенных сайтом Онлайн-школа Фоксфорд - https://foxford.ru/

2


Практическая работа

Тема 5. ТРИЗ и РКМ технологии как средство развития критического и творческого мышления учащихся (16 часов)


Зачем человеку творчество. Пять уровней творчества в ТРИЗ

2


Лекция, практическая работа


Алгоритм решения творческих задач

2


Практическая работа


Метод контрольных вопросов

2


Практическая работа


Деловые игры. Игра "Компетентность"

2


Лекция, практическая работа


Подготовка учеников к чтению докладов: карта сообщения

2


Лекция, практическая работа


Подготовка учеников к чтению докладов: отработка регламента

2


Лекция, практическая работа


Подготовка учеников к чтению докладов: доклад с затруднениями

2


Лекция, практическая работа


Приемы и методы технологии критического мышления

2


Лекция, практическая работа

Тема 6. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня

( 8 часов)


Подготовка к участию конкурсах разного уровня по плану работы учителя (во Всероссийском   молодежном историко – военном  форуме «Алексанровский  стяг»,  в Межрегиональном фестивале-конкурсе «Алтарь   Отечества», в Международном литературно -художественном детского  и юношеского конкурсе «Гренадеры, вперед!» и т.д.)

2


Практическая работа


Подготовка к участию конкурсах разного уровня по плану работы школы и учителя (во Всероссийском   молодежном историко – военном  форуме «Алексанровский  стяг»,  в Межрегиональном фестивале-конкурсе «Алтарь   Отечества», в Международном литературно -художественном детского  и юношеского конкурсе «Гренадеры, вперед!» и т.д.)

2


Практическая работа


Подготовка к участию конкурсах разного уровня по плану работы школы и учителя (во Всероссийском   молодежном историко – военном  форуме «Алексанровский  стяг»,  в Межрегиональном фестивале-конкурсе «Алтарь   Отечества», в Международном литературно -художественном детского  и юношеского конкурсе «Гренадеры, вперед!» и т.д.)

2


Практическая работа


Подготовка к участию конкурсах разного уровня по плану работы школы и  учителя (во Всероссийском   молодежном историко – военном  форуме «Алексанровский  стяг»,  в Межрегиональном фестивале-конкурсе «Алтарь   Отечества», в Международном литературно -художественном детского  и юношеского конкурсе «Гренадеры, вперед!» и т.д.)

2


Практическая работа

Тема 7. Решение КИМов по истории  ( 31 часов)


Задания на знание понятийного аппарата, исторических событий, персоналий

2


Практическая работа

Задания на множественный выбор

2


Практическая работа


Исторические события, обозначенные на карте

2


Практическая работа


Тестовые задания на определение соответствия

2


Практическая работа


Задания на использование исторических  фактов

2


Практическая работа


Задания на установление соответствия между элементами

2


Практическая работа


Задания на определение хронологической  последовательности

2


Практическая работа


Задания на заполнение пропущенных элементов таблицы, используя предоставленные в приведенном списке данные

2


Практическая работа


Задания на анализ точек зрения ученых-историков по дискуссионным проблемам в исторической науке

5


Практическая работа


Формы работы с визуальными источниками

2


Практическая работа


Выполнение творческих заданий на работу с историческими документами

2


Практическая работа


Творческое задание

4


Практическая работа


Итоговое занятие

1


Беседа

Итого

102





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Содержание  темы

Вводное занятие -1 час

Вводное занятие. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности

Тема 1. Ознакомление учащихся с основными формами и приемами работы

(8 часов)

Содержание  темы

Что такое исторический портрет. Упражнения в составлении исторического  портрета

Что такое семинар. Особенности подготовки выступления на семинаре

Понятия «исторический источник» и «историческая литература». Упражнения в анализе исторических источников и исторической литературы

Что такое конспект темы. Упражнения в составлении конспекта

Планируемые

результаты учебной

деятельности

Учащиеся должны приобрести опыт:

формулирования проблемы, составления плана её решения; анализа документов, обобщения и систематизации материала; самостоятельного поиска информации по предложенной теме, ее критического анализа, отбора необходимых фактов и мнений; анализа различных точек зрения на деятельность исторических личностей, формулирования собственной позиции; работы с аудио- и видеоматериалами, компьютером и сетью Интернет, справочной литературой; участия в обсуждении результатов исследований, в семинарах, дискуссиях, деловых играх и проч.; представления результатов исследований в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций, исторических портретов, индивидуальных или групповых проектов и проч.; оценивания собственной деятельности и деятельности других учащихся

Тема 2. Исследование. Структура исследования (12 часов)

Содержание  темы

Исследование

Виды исследовательских работ. Тип и вид исследования. Выбор темы

Критерии оценки исследовательской  работы. Структура исследовательской  работы.

Элементы введения. Актуальность, цель, задачи. Объект, предмет исследования Гипотеза исследования.

Основные этапы работы  с  источниками

Вопросы для раскрытия темы, их оформление

Методы исследования. Анализ типичных ошибок и способы их устранения

Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников

Представление и обсуждение результатов исследования. Оформление литературы и приложения, формулировка выводов.

Заключение, главные выводы по исследованию. Список литературы, приложения (таблицы, графики, диаграммы), ссылки, их правильное оформление.

Оформление и критерии оценивания мультимедийной презентации

Представление результатов исследовательской  деятельности Подготовка электронной презентации, кратких тезисов выступления, защита своей исследовательской работы перед аудиторией

Планируемые

результаты учебной

деятельности

Учащийся  должен:

понимать сущность исследования, необходимость и значение исследования в жизни каждого человека, знать виды исследовательских работ, уметь выбрать актуальную тему для исследования

Знать структуру исследовательской работы, составные части введения, научиться их оформлять

Научиться выделять главные вопросы в основной части исследования, давать им названия, делать выводы по отдельным пунктам

Понимать сущность и важность заключения к работе, научиться выделять главные выводы по исследованию

Уметь правильно оформлять список использованной литературы, делать приложение, ссылки к работе

Уметь готовить электронную презентацию своей работы, готовить краткие тезисы к ней, выступать перед аудиторией, научиться красноречию, излагать свое мнение, уметь защищать его

Тема 3. Основы ораторского искусства   (12 часов)

Содержание  темы

Речевой этикет. Культура выступления.

Культура выступления. Психологический аспект готовности к выступлению.

Учимся строить выступление. Основные требования к защите научной работы.

Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише.

Пантомимика. Ораторские приемы: язык жестов

Логика построения выступления. Внешний облик и манеры выступающего. Ошибки в жестах выступающих

Практическое занятие по Д. Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

Знакомство с  прикладными правилами речевого этикета, которые помогут в достижении поставленной цели.  Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Публичное выступление. Доклад по исследовательской работе. Защита своей исследовательской работы перед аудиторией, ораторское искусство

Планируемые

результаты учебной

деятельности

Учащийся  должен:

уметь при помощи слов убедить, привлечь на свою сторону, повести за собой; уметь избегать ошибок в жестах  во время выступления

Тема 4. Решение олимпиадных заданий по истории  (15 часов)

Содержание  темы

Школьная олимпиада по истории

Изучение заданий прошедших олимпиад. Проработка рекомендаций по самоподготовке к участию в олимпиаде.

Муниципальная олимпиада по истории

Изучение заданий прошедших олимпиад. Проработка рекомендаций по самоподготовке к участию в олимпиаде.

Республиканская олимпиада по истории

Изучение заданий прошедших олимпиад. Проработка рекомендаций по самоподготовке к участию в олимпиаде.

Всероссийская олимпиада  по истории

Изучение заданий прошедших олимпиад. Проработка рекомендаций по самоподготовке к участию в олимпиаде.

Написание сочинений-эссе

Что такое эссе. Характерные черты эссе. Как написать эссе: выбрать тему, составить план эссе, структура эссе. Отличие эссе от сочинения. Рекомендации по написанию. Распространенные ошибки при написании эссе. Образец написания эссе

10 советов для участников состязаний по истории

Рекомендации по отбору материалов по самоподготовке и формах работы с ними.

Участие школьников в дистанционных  предметных олимпиадах. Решение олимпиадных заданий, предложенных сайтом Онлайн-школа Фоксфорд - https://foxford.ru/

Решение заданий

Планируемые

результаты учебной

деятельности

Учащийся  должен:

Изучить задания прошедших олимпиад. Аргументировать свои ответы на основе имеющихся знаний, формулировать полные развернутые ответы на вопросы. Уметь характеризовать личность, анализировать, сравнивать факты, делать обобщения.

Знать, что такое эссе. Характерные черты эссе. Как написать эссе: выбрать тему, составить план, знать его структуру. Отличать эссе от сочинения.

Тема 5. ТРИЗ и РКМ технологии как средство развития критического и творческого мышления учащихся   ( 16 часов)

Содержание  темы

Зачем человеку творчество. Технология творчества.  Человек и его интеллект

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся.

Метод контрольных вопросов

Этот метод позволяет получить информацию об изучаемом предмете или объекте через вопросы, кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения задачи применяются контрольные вопросы.

Деловые игры

Освоить стратегии, помогающие команде быстро устранять любые препятствия, возникающие на пути к общей цели

Подготовка учеников к чтению докладов: карта сообщения

Научить составлять и пользоваться "картой сообщения", которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал (или план) остального текста (не более 4 минут).

Подготовка учеников к чтению докладов: отработка регламента

Научить детей "чувствовать время"

Подготовка учеников к чтению докладов: доклад с затруднениями

Ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной (не учебной) обстановке. На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился и т. п.

Приемы и методы технологии критического мышления

Приемы и методы технологии критического мышления, применяемые в процессе обучения

Планируемые

результаты учебной

деятельности

Учащийся  должен:

использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Тема 6. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня (8 ч)

Содержание  темы

Подготовка к участию во Всероссийском   молодежном историко – военном  форуме «Алексанровский  стяг»

Подготовка к участию в Межрегиональном фестивале-конкурсе «Алтарь   Отечества»

Подготовка к участию в Международном литературно -художественном детского  и юношеского конкурсе «Гренадеры, вперед!»

Планируемые

результаты учебной

деятельности

Учащиеся должны приобрести опыт:

выполнения творческих заданий, подготовки материала для выступлений, участия в конкурсах, мероприятиях

Тема 7. Решение КИМов по истории  ( 31 часов)

Содержание  темы

Задания на знание понятийного аппарата, исторических событий, персоналий

Алгоритм работы с документами на ГИА  по истории

Исторические события, обозначенные на карте

Тестовые задания на определение соответствия

Задания на определение последовательности исторических событий

Написание развёрнутого плана на историческую тему

Задания на использование исторических фактов

Формы работы с визуальными источниками

Выполнение творческих заданий

Прочитать отрывок из исторического источника. Записать ответы на вопросы после документа. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Составить два вопроса к документу:

- один закрытого типа (не требующего развернутого ответа, он предполагает однозначный ответ);

- один открытого типа (вопроса, требующего развернутого ответа)

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка за год, мониторинг результатов освоения программы. Награждение лучших учащихся кружка по итогам обучения. Составление планов на лето

Планируемые

результаты учебной

деятельности

Учащийся  должен:

аргументировать свои ответы на основе имеющихся знаний, формулировать полные развернутые ответы на вопросы; уметь характеризовать личность, анализировать, сравнивать факты, делать обобщения. Показать знание исторических источников, памятников русской литературы, умение по фрагменту источника определить автора, время и место создания, события, в нем отраженные. 

Методы обучения. В процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

  • кооперативное обучение,
  • мозговой штурм,
  • групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

  • обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
  • говорить и слушать;
  • принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению других учащихся;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

  • Закон «Об образовании» принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года (С изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС)
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждено приказом МОН ДНР от 04.04.2016 № 310)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам  дополнительного образования детей (утверждено приказом МОН ДНР от 26.07.2016 № 793)
  • Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей (приказ МОН ДНР от 11.08.2015 № 392). Требования к программам дополнительного образования детей

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

Письмо МОН ДНР № 4144 от 09.09.2016 «О рекомендациях к ведению журнала планирования и учета работы кружка образовательной организации» и другие документы


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

  • Закон «Об образовании» принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года (С изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС)
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждено приказом МОН ДНР от 04.04.2016 № 310)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей (утверждено приказом МОН ДНР от 26.07.2016 № 793)
  • Приказ МОН ДНР от 11.08.2015 № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПЕДАГОГАМ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


  1. Айзенко А.Д. Узнай свои способности. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979.
  3. Вилькеев А.Б. Методика научного познания в школьном обучении. – М., 1989.
  4. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. – М.: Просвещение, 1994.
  5. Лодыженский Н.С. Развивайте дар речи. – М., 1999.
  6. Новиков И.А. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении, деловые советы. – М., 1996.
  7. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 11 класса. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.
  8. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. Экспериментальный учебник для 10 – 11 классов естественно-научного профиля. – М.: Просвещение, 2001.
  9. Энциклопедия психологических тестов «Личность, мотивация, потребность». – М.: ООО Издательство АСТ, 1979.
  10. Бирзул В. Л. Применение ТРИЗ-педагогики на уроках истории//История. Все для учителя! – 2015. – № 3 (39). – URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_11_39_11016.pdf/ – [Дата обращения: 08.06.2016].
  11. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. –ISSN 2304-120X. – [Дата обращения 08.06.2016].
  12. Михайловский Ф. А. История Древнего мира. – Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М: Русское слово, 2013 (ФГОС. Инновационная школа).
  13. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: РООССА. - 2009.
  14. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm–ISSN 2304-120X. – [Дата обращения 08.06.2016]
  15. Зиновкина М. М. НФТМ –ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика: монография. – М.: МГИУ, 2007.
  16. Аджиджимиль, Г. Д. Развитие гибкости мышления старшеклассников во внеурочной воспитательной работе [Текст] / Г. Д. Аджиджимиль // Вестник Института языков. - 2014. - № 2 (14). - С. 33-38.
  17. Архипов, В. П. Рейтинговые олимпиады как форма развития интеллектуальной деятельности школьников [Текст] / В. П. Архипов, С. А. Чопчиян // Международный научно-технический журнал «Вестник Белгородского университета потребительской кооперации». - 2005. - № 5. - С. 11-13.
  18. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий // Методическое пособие. - М. : Высш. шк., 1991. - 207 с.
  19. Государственная поддержка одаренных детей и детей с выявленными ограниченными возможностями под названием «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://минобрануки.рф/документы/1450
  20. Зеленина, Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? [Текст] / Е. Б. Зеленина // Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 201-206.
  21. Леонидова, Г. В. Научно-образовательный центр: системный подход к работе с талантливой молодежью [Текст] / Г. В. Леонидова, А. В. Куликова, М. В. Кукушина ; под руководством д.э.н., проф. В. А. Ильина. - Вологда : Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2008. - 60 с.
  22. Лидерский проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.asi.ru/ projects/7463
  23. Официальный сайт Российского совета олимпиад школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsr-olymp.ru
  24. Сеничева, Н. Н. Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах как форма работы со школьниками, склонными к изучению предмета (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / Н. Н. Сеничева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транс-порте'2014 : сб. научных трудов Междунар. науч.- практ. интернет-конф. SWORLD. - Вып. № 4 (37). - Одесса, 2014. - С. 41-44.
  25. Синягина, Н. Ю. О некоторых трудностях и препятствиях в работе с одаренными детьми [Текст] / Н. Ю. Синягина // Нижегородское образование. - 2010. - № 4. - С. 14-19.
  26. Слуцкий, В. М. Одаренные дети [Текст] / В. М. Слуцкий // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 77-78.
  27. Фомина, Ж. В. Исследовательская деятельность обучающихся в формировании ключевых компетенций [Текст] / Ж. В. Фомина, А. Б. Кулакова, Д. В. Соколова // В мире научных открытий. -2015. - № 1.1 (76). - С. 693-703.



ПРИЛОЖЕНИЕ  1


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ


Качество презентации можно оценить на основе ряда критериев.

1. Содержание презентации:

  • раскрытие темы исследования;
  • подача материала (обоснованность деления на слайды);
  • грамотность изложения;
  • наличие, достаточность и обоснованность графического оформления (схем, рисунков, диаграмм, фотографий);
  • использование дополнительной развивающей информации по теме исследования;
  • ссылки на источники информации (при необходимости).

2. Оформление презентации:

  • соответствие дизайна всей презентации поставленной цели;
  • единство стиля включаемых в презентацию рисунков;
  • применение собственных (авторских) элементов оформления;
  • обоснованное использование анимационных эффектов, аудио,- видеофайлов;
  • соответствие продолжительности презентации времени, отведенному на доклад.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов, т.е. каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике презентации. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Содержание презентации должно соответствовать теме доклада. Система требований, предъявляемых к содержательной части презентации, учитывает дидактические принципы, обеспечивающие эффективность доклада.

Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е. представлять каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разделить и на несколько слайдов. Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.

Логика презентации может быть построена как на основе индуктивной, так и дедуктивной схемы.

Информация, представленная на слайдах, должна учитывать зону актуального развития слушающих, обеспечивать зону их ближайшего развития, пробуждать познавательный интерес и способствовать развитию психических процессов.

Информационная составляющая презентации должна поддерживаться ее эстетическими возможностями, которые не должны быть перенасыщенными и многослойными.

Иллюстративный материал слайдов презентации должен быть современным и актуальным, решать задачи доклада.

Оформление слайдов должно привлекать внимание аудитории, учитывая психологические особенности восприятия слушателей.

Слайды нельзя перегружать ни текстом, ни картинками. Необходимо избегать дословного «перепечатывания» текста доклада на слайды - слайды, перегруженные текстом - не осознаются. Лучше изложить с необходимой точностью и полнотой часть информации, чем сообщить максимум сведений, которые не могут быть в полной мере осмысленны слушающими. Необходимо помнить, что человек моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.

ЗАПОМНИТЕ: Презентация сопровождает доклад, но не заменяет его. Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы обязательно должны быть согласованы во времени.

Следует помнить, что презентация в первую очередь предназначена для иллюстрирования теоретических положений (рисунок, график, фотография и т.д.) и пояснения сложных для понимания положения (схема, алгоритм и т.д.), но не для упрощения своего повествования.

Не забывайте о значении заключительных слайдов, в которых представлены заключение, выводы, итоги и, наконец, список литературы.


ПРИЛОЖЕНИЕ  2

КАК ВЫСТУПАТЬ С ДОКЛАДОМ

Самое страшное – это начать изложение перед большим количеством людей. Существует несколько приемов для интригующего начала.

Расскажите интересную, захватывающую историю. Как правило, если доклад начинается с такого повествования и публика в первые 60 секунд будет заинтересована, внимание будет легче сохранить. Возможно, нужно рассказать о каком-нибудь интересном историческом событии или вспомнить старинную мудрость, касающуюся темы вашего доклада. Небольшое вступление в виде рассказа должно длиться не более 90 секунд.

Задайте риторический вопрос. Он помогает убедить основную часть публики. Например, «Быть или не быть, вот в чём вопрос», «Русь, куда ж несешься ты?» и т. д. Однако, вопросы нужно продумать и подать в такой форме, в которой они будут отражать суть доклада.

Начните доклад со статистики. Как правило, статистические данные располагают слушателей.

Придумайте яркий заголовок, благодаря которому аудитория с первых секунд заинтересуется темой.

Начните доклад с мудрой цитаты или высказывания известной личности, чтобы добавить изложению привлекательности и особого стиля. Однако, все мудрые слова должны касаться исключительно темы доклада.

Покажите иллюстрацию или небольшую презентацию. Такой подход добавит понимания, и слушатели наверняка запомнят доклад только с положительной стороны. Когда показываете слайды, нужно помнить, что к одной иллюстрации должна быть одна мысль, уложенная в два, максимум три предложения. На слайдах лучше смотрится крупный шрифт, да и анимационных эффектов должно быть в меру.

Добавьте к докладу небольшое видео, которое вызовет эмоциональную реакцию. Плюс ко всему, таким образом, быстрее передается суть темы.

Не тратьте слишком много времени на выступление. Лучше всего постараться уложиться в 20 минут. За это время слушатели не устанут и будут активно обсуждать данный доклад.

Не растягивайте слова и не говорите слишком быстро. Представьте, что вы рассказываете слушателям интересную историю.

Отвечайте на вопросы быстро. Таким образом, вы подчеркнете свой профессионализм в данной теме.

Хотите, чтобы вас слушали и слышали? Тогда нужно постоянно находиться в поле зрения, поддерживать визуальный контакт со слушателями и говорить четко, разборчиво. Также следите за своими жестами, то есть, сильно не размахивайте руками, но и не прячьте их в карманы.

Ответьте себе на вопросы: «зачем я выступаю?», «какая целевая аудитория меня слушает?». После ответов уже четко для себя составите план и будете понимать, какой стиль изложения более приемлем.

Не стоит весь доклад читать, попробуйте по максимуму рассказать своими словами, тогда слушатели точно будут знать, что вы прекрасно владеете темой.


КАК СТАТЬ БОЛЕЕ СМЕЛЫМ: СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Не знаете, как хорошо выступить с докладом? Это сделать несложно, главное, не бояться выступать перед аудиторией. Поэтому нужно сначала побороть страх, а потом уже выступать. Сначала минимизируйте страх:

Выступите перед аудиторией первым. Как правило, чем дольше ждёшь своей очереди, тем страшнее. Возможно, стоит выступать в первых рядах, чтобы через 20 минут вздохнуть свободно.

Представьте, что читаете доклад своим друзьям и близким. Тогда вам будет легче сосредоточиться на своей теме.

Перед выступлением настройтесь только на позитив. Заходите в зал с улыбкой и начинайте с интересной фразы, которая зацепит слушателей. Вот увидите, что аудитория не страшная, а доброжелательная и как только скажете несколько слов (предложений), страх уйдет сам по себе.

Перед выступлением прочитайте доклад одноклассникам. Так быстрее поборите свой страх, и будет проще выступить перед аудиторией.

Будьте уверенными в себе. Уверенность – залог успеха. Если вы хорошо знаете тему, разбираетесь в ней, тогда не стоит и бояться. Можно приготовить себе шпаргалку, куда будете подсматривать, что у вас следует по плану дальше.

Перед выступлением подумайте о последствиях. Ведь вам нужно заработать высокую оценку.

Важно! Слушатели обычные люди, которые понимают ваш страх, и они со своей стороны стараются подбодрить вас. Думайте об этом, и всё будет хорошо.


КАКИЕ ОШИБКИ ДОПУСКАЮТСЯ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО

Теперь вы знаете, как правильно выступить с докладом. Однако, стоит подумать о том, что могут возникнуть и ошибки во время выступления. Чтобы этого не произошло, прочитайте, как делать не стоит.

Ошибка 1. Выступать с докладом без подготовки. Многие общительные школьники считают, что смогут хорошо изложить тему, не читая предварительно доклад. И это одна из грубых ошибок. Ведь человек, который выступает без подготовки, начнёт заикаться, говорить много пустых и витиеватых фраз.

Ошибка 2. Читать с листа или со слайда. При таком выступлении у слушателей теряется доверие к докладчику, и к этому добавляется еще монотонность.

Ошибка 3. Отвечать на вопросы в момент выступления. Конечно же, хорошо, когда слушатели интересуются темой, но лучше заблаговременно предупредить аудиторию, что вопросы стоит задавать после доклада. В противном случае есть риск начать сбиваться, путаться, что может отразиться на времени и качестве выступления.

Ошибка 4. Быстро или медленно читать. Скорость – не всегда хорошо, а тем более в момент выступления. Если слушатели не понимают тему, тогда им тяжело понять ход мыслей докладчика. Слишком медленный темп приводит к монотонности, отчего доклад становится скучным и неинтересным.

Ошибка 5. Употреблять слишком длинные предложения (более 13 слов). Такое изложение тяжело воспринимается.


ПРИЛОЖЕНИЕ  3

ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ?


Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре
  • выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное
творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.


Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

  • мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);
  • мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом
    следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление;
  • тезис, аргументы;
  • тезис, аргументы;
  • тезис, аргументы;
  • заключение.



При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  • Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
  • Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
  • Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.


Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  • Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем - от трех до семи страниц компьютерного текста.
  • Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
  • Свободная композиция - важная особенность жанра. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".
  • Непринужденность повествования. Хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой.
  • Внутреннее смысловое единство. Согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
  • Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.

Начните с главной идеи или яркой фразы.


Правила написания эссе

  • наличие заголовка
  • внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
  • аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.


Основные ошибки при написании эссе

  • Плохая проверка.

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т.д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку": "Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

  • Утомительные предисловия, недостаточное количество деталей.

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами.

  • Многословие.

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом.

  • Длинные фразы.

Лучше всего, когда длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильным является следующий или похожий порядок букв - M S M L M S. Неправильным является такая последовательность: S S S M L L L.

  • Не перегружайте эссе.


Программа кружка Эрудит
DOCX / 265.13 Кб

Комментарии

Обучение с интересом как для педагога, так и для учащегося всегда хорошо. Удачи Вам в работе по программе!

4 July 2020

БлагоДарю Вас, Ирина Михайловна, за такие добрые слова! Я буду стараться!

4 July 2020

Похожие публикации