Дополнительная образовательная программа по формированию здорового образа жизни «Дорога к здоровью» (2–4 классы)
Министерство образования и молодежной политики Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Сыктывкара;
«Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы 3 №-а торъя
(коррекционнӧй) школа-интернат» Сыктывкарын Коми Республикаса
канму общеобразовательнӧй учреждение.
Утверждаю» Директор ГОУ РК «Школа-интернат №3» _______________ Орловский В.А. Приказ № ____ от «___» ____2016г |
Рекомендовано Методическим советом протокол №___ от «____» _________ 2017 года |
Дополнительная образовательная
программа по
формированию здорового образа жизни
«Дорога к здоровью»
для детей младшего школьного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
Кудряшова В.В. – воспитатель
г. Сыктывкар
2017г.
Информация о программе:
Срок реализации программы - 2 года
Тип программы: модифицированная
Направление деятельности: социально-педагогическая и спортивно-оздоровительная
Уровень освоения: долгосрочная
Возрастной диапазон: младший школьный возраст (от 9 до 13 лет)
Содержание
1. Пояснительная записка …………….………………… |
5 |
2. Актуальность программы…………….………………… |
7 |
3. Цель и задачи программы…………………………… |
8 |
4. Принципы программы…………………………………… |
10 |
5. Структура занятий по программе……………………… |
13 |
6. Разделы программы ……………………………………… |
16 |
7. Характеристика программы …………………………… |
17 |
8. Планируемые результаты ……………………………… |
19 |
9. Требования к знаниям и умениям …………………… |
21 |
10. Календарно-тематическое планирование 2-3 класс ………………………………………………… 3-4 класс ………………………………………………… |
24 29 |
11. Предполагаемые результаты ………………………… |
34 |
12. Библиографический список ……………………………… |
36 |
Пояснительная записка
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Коми от 26. 05. 2015 г. №103 «Об обеспечении введения федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Республике Коми» на основе Примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15) составлена программа «Дорога к здоровью»
Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20% от наследственных факторов, нам 20% - от условий внешней среды, т.е экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от его образа жизни, который он ведет.
Наметившая во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных технологий, начиная с младшего школьного возраста, так как именно в этот период у ребенка закладывается основные навыки по формированию здорового образа жизни. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботится о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному существованию с самим собой и миром.
Актуальность программы «Дорога к здоровью» обусловлена приоритетным направлениями политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья обучащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.
Уважительное отношение к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Необходимо вести профилактическую работу с детьми, воспитывать в них стойкое отвращение к табаку, алкоголю, наркотикам. Воспитывая ребенка, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умения плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Занятия по программе «Дорога к здоровью» способствуют тому, что педагоги стараются научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Важно, чтобы обучащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни. Ведь обучение здоровому образу жизни так значимо для детей младшего школьного возраста и ещё большое значение оно приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу их психофизических особенностей и определённых проблем в развитии. Особенно это касается детей, которые попадают в детские дома, школы – интернаты, вследствие аморального поведения своих родителей. Главными пороками 21 века становится накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки.
Представленная программа «Дорога к здоровью» ориентирована на формирование у ребенка позиции познания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний, умений, навыков по гигиенической культуре и воспитанию санитарно – гигиенических навыков у младших школьников. Программа включает в себя теоретический и практический материал, реализация которого в условиях специальной коррекционной школы – интерната позволит обеспечить формирование здорового образа жизни младших школьников.
Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа воспитателя и учителя. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в раннем возрасте не получившие самых элементарных навыков самообслуживания, санитарно – гигиенических навыков испытывают затруднения в общении с другими людьми, в связи с этим, у многих детей развиваются комплексы. Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов, школ– интернатов свидетельствует о том, дети в данных учреждениях с несформированными навыками самообслуживания. Младший школьный возраст – это один из этапов формирования личности человека, поэтому очень важно у каждого ребенка пробудить стремление к здоровому образу жизни в экологически здоровом окружении, валеологической культуры.
В этом возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье и общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, навыки культурного поведения, необходимые для всестороннего развития личности.
Программа «Дорога к здоровью» ориентируется не только на усвоение обучающимся знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения. Воспитатель учитывает, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями своего организма, изучая себя, он психологически готовится тому, чтобы осуществить активную оздоровительную деятельность.
Актуальность программы
Актуальность программы «Дорога к здоровью» обусловлена приоритет
ным направлениями политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья обучающихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.
Здоровье – это состояние полного физического и социального здоровья, поэтому методы и приемы программы надо так организовать, чтобы ребенок всегда оставался способным контролировать свое здоровье. От того насколько согласованно будут взаимодействовать педагоги, воспитатели, школа, медицинские работники, окружающие ребёнка, насколько они постараются обеспечить комфортные и благоприятные для здоровья ребёнка условия, настолько успешными будут и дальнейшее его обучение, воспитание и развитие, а также его адаптация к новым обстоятельствам школьной жизни и социализация.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемые занятия по программе «Дорога к здоровью» призваны помочь в решении одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогом, воспитателем - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Цель и задачи программы
Цель программы — формирование потребности у воспитанников младшего
звена школы-интерната к здоровому образу жизни.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
Формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о че-
ловеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены.
Формирование навыков здорового образа жизни и поддержания положительных
межличностных отношений.
Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.
Знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занима-
тельной форме с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.
Способствовать формированию и проявлению у ребёнка и воспитателя психоло-
гического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.
Формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании по-
мощи себе и другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Формировать умение экологически взаимодействовать с окружающей
средой, устанавливать взаимосвязь между ней и организмом человека.
Коррекционно – развивающие
Развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и
окружающего мира.
Развитие у детей мотивации к здоровому образу жизни, потребности в
освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.
Развитие познавательной сферы воспитанников.
Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и ре-
чи.
Профилактика и предупреждение инфекционных и других заболеваний;
формирование ответственности за личную безопасность жизнедеятельности.
Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно- гигиениче-
ских умений и навыков.
Развитие речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников, вни-
мательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии детей через викторины, загадки, ребусы, шарады, пословицы, игровые упражнения, выполнение творческих проектов, и др.
Развитие физической активности, мелкой и общей моторики воспитанни-
ков через комплекс общеразвивающих упражнений, физкультминуток, гимнастик.
Коррекция основных психических процессов: памяти, внимания, воспри-
ятия, мышления, речи и эмоционально-волевой сферы детей.
10. Развитие сенсомоторики и психологических свойств и качеств личности.
Коррекционно – воспитательные
Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда
здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.
Воспитание у ребёнка самоуважения, чувства социальной значимости,
самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
Формировать установку на ЗОЖ и умение следовать ему.
Воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружаю-
щим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.
Формирование положительной мотивации у воспитанников в процессе
валеологических занятий, положительных эмоций, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент
делается на задачах развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Принципы программы
В программе «Дорога к здоровью» используются педагогические принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
1. Системный подход.
─ Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.
─ Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий всего педагогического коллектива.
2. Деятельностный подход.
Культура здоровья осваивается детьми в процессе совместной деятельности с педагогами. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их по этому пути.
3. Принцип «Не навреди!».
Предусматривает использование в воспитательной работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных..
4. Принцип альтруизма.
Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
5. Принцип меры.
Для здоровья хорошо то, что в меру.
Необходимо отметить, что работа с детьми, помимо выше упомянутых принципов, базируется на следующих общедидактических и специфических принципах обучения и воспитания младших школьников:
1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка – формирование, сохранение и укрепление психофизического здоровья.
2. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Эмоциональное переживание ребенком конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
3. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
4. Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я».
5. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач ос-
нован на взаимодействии и взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов детской деятельности - игры, обучения, труда, общения.
6. Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых
глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
7. Принцип систематичности и последовательности проявляется во
взаимосвязи знаний, умений, навыков.
8. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
9. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и пос-
ледовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
10. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих законо-
мерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности воспитанника, его психофизических возможностей, способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
11. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
12. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
13. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
14. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
15. Принцип активности – предполагает в учащихся, воспитанников такую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества, которая соответствует их возрастным и психофизическим возможностям и особенностям развития.
16. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
17. Принцип формирования ответственности у учащихся, воспитанников за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Структура занятий по программе
Организация занятий предполагает, что любое занятие для обучающихся должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Воспитание здорового образа жизни включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила личной гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Также используются следующие методические приемы:
видеоуроки
наблюдения, прогулки – экскурсии
упражнения – тренинг
проигрывание ситуаций
рассматривание художественных картин, фотографий
изобразительная и творческая деятельность
рассказы и беседы воспитателя;
моделирование различных ситуаций;
сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
игры-забавы;
пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастика;
физкультминутки.
прогулки с включением подвижных игр;
уроки здоровья;
чтение художественной литературы
интегрированные занятия
викторины
Содержание занятий наполнены игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровой ситуации на занятии позволяет сохранить специфику работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Ежедневное проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимна
стика, подвижные игры, физкультминутки, прогулка, чистка зубов, мытье рук, утренний и вечерний туалет).
Для организации ознакомления детей младшего школьного возраста с ос
новами здорового образа жизни в игровой созданы следующие условия:
Физкультурный уголок: он содержит оборудование для самостоятельной
двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотеку подвижных игр, комплекс утренней гимнастики, дыхательной гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
Уголок здоровья: здесь имеется материал по основам здорового образа
жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения, профилактика вредных привычек.
Требования к современному занятию по ФГОС
Занятие обязано иметь личностно-ориентированный, индивидуальный
характер.
В приоритете самостоятельная работа обучающих, а не педагога.
Осуществляется практический, деятельностный подход.
Каждое занятие направлено на развитие универсальных учебных дейст-
вий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в про-
шлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Основные типы занятий в школе по ФГОС
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа занятий в зависимости от поставленных целей:
Виды занятий для каждого типа занятия по ФГОС
№ |
Тип урока по ФГОС |
Виды уроков |
1. |
Занятие открытия нового знания |
Беседа, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, конференция, мультимедиа-урок, игра, занятия смешанного типа. |
2. |
Занятие рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированное занятие. |
3. |
Занятие общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, занятие-игра, диспут, обсуждение, обзорная беседа, беседа, занятие -суд, занятие -откровение, занятие -совершенствование. |
4. |
Занятие развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, тестирование, конкурсы. |
Обязательным компонентом проведения внеклассных занятий является здоровьесберегающие минутки. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Данные минутки на занятии способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению психического здоровья. Дети больше будут общаться друг с другом, будут поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.
Занятия по программе «Дорога к здоровью» должны стать «школой здорового образа жизни» обучащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков ведения ЗОЖ.
. Методика работы с обучающимися строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям и психофизическим возможностям детей в сочетании с практическими заданиями (ролевые игры, минутки рефлексии, исследования и опыты др.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Разделы программы
Программа «Дорога к здоровью» осуществляет воспитательную работу
по социально-педагогическому и спортивно-оздоровительному направлениям и состоит из 4 разделов:
-
««Я и моё здоровье». Резервы моего здоровья – моё богатство.
«Я и природа». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
«Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.
Указанные разделы в совокупности определяют понятие ЗОЖ, под которым понимаются такие формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний. ЗОЖ также определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.
Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, формирует умения оказывать первую доврачебную помощь, влияет на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности
Характеристика программы
Данная программа ориентирована на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), выражающиеся в задержке психического развития (ЗПР). Дети с ЗПР имеют определённые отклонения от нормы в психическом, психологическом, физическом развитии, а именно:
недоразвитие психических функций, таких как, память, внимание,
восприятие, словесно – логическое мышление, речь, моторика;
несформированность знаний, познавательных интересов и предста
лений о ЗОЖ; недостаточный кругозор, бедный словарный запас, недостаточное развитие санитарно – гигиенических умений и навыков, навыков личной гигиены;
неумение и нестремление задавать вопросы, касающиеся ЗОЖ и
ОБЖ, отсутствие любознательности и заинтересованности в знаниях, направленных на освоение валеологической культуры личности и формировании привычки к ЗОЖ;
несформированность общей и коммуникативной культуры и др.
Программа «По дороге к здоровью» составлена с учётом перечисленных особенностей развития у детей данной категории.
Поскольку дети с ЗПР, при сравнении их с нормально развивающимися детьми, имеют в своём развитии задержку примерно на 1-2, 2-3 года, в зависимости от типа ЗПР (конституциональный, соматогенный, психогенный или церебрально-органический), то и программа формированию ЗОЖ (в данном случае для детей 3-4 классов), составленная для учащихся, воспитанников с ЗПР, имеет определённую особенность, которая отличает её от других программ. Программа «Дорога к здоровью» для воспитанников 3-4 классов ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школы-интернат №3» модифицированная. Разработана на основе авторских программ «Азбука здоровья» (Н.В. Лободина) и «Здоровый ребёнок» (Т.Н. Чурилова) для учащихся 2–4 классов общеобразовательной массовой школы. Названные программы были изучены, проанализированы, обобщены, переработаны и в итоге легли в основу программы «Дорога к здоровью», которая была адаптирована для воспитанников с ОВЗ. Особенность программы «Дорога к здоровью» заключается в том, что обучение детей с ОВЗ (ЗПР) по данной программе строится в строгом соответствии с особенностями развития, психофизическими возможностями и способностями данной категории детей. Продолжительность занятий не превышает 25-35 мин. для обучащихся 3-4 классов. Также, материал по программе достаточно упрощён и дозирован, а многообразие форм, методов воспитательной работы в процессе занятий не перегружает нервную систему особого ребёнка и призвано пробуждать познавательный интерес и положительную мотивацию при изучении основ ЗОЖ.
Таким образом, занятия по программе «Дорога к здоровью» способствуют реализации коррекционной работы, которая представляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы. Она предполагает использование индивидуальных форм взаимодействия с ребёнком, позволяющих учитывать параметры его физического и психического развития, и индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и прочее.
Программа «Дорога к здоровью» по возрасту предназначена для учащихся, воспитанников начальной школы (9-13 лет).
По продолжительности реализации - двухгодичная и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.
Режим и формы занятий с детьми, методические рекомендации по их проведению.
Занятия по программе «Дорога к здоровью» проводятся 3-4 раза в месяц. Продолжительность занятия для обучающихся 3-4 классов 25-35 мин.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Дорога к здоровью».
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы «Дорога к здоровью» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога.
Проговаривать последовательность действий на воспитательном
занятии, мероприятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному педагогом плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с педагогом и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентиро-
ваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит познавательный мате-риал и задания педагога.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Требования к знаниям и умениям, которые
должны приобрести обучающиеся в процессе
реализации программы «Дорога к здоровью»
В ходе реализация программы по валеологическому воспитанию и формированию ЗОЖ «Дорога к здоровью» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего
школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в школе, в гостях, в транспорте, в
общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима
питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевого
энцефалита;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя,
наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в
своей работе;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы у обучающихся, развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов
освоения программы «Дорога к здоровью».
Программа «Дорога к здоровью» предполагает обучение на двух основных уровнях:
первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме.
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, тестирование, анкетирование и др.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки ре- зультатов освоения программы будет способствовать формированию и под-держанию ситуации успеха для каждого воспитанника, а также будет способст-вовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Оздоровительные результаты программы «Дорога к здоровью»
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы «Дорога к здоровью» будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Календарно-тематический план и содержание занятий
по программе «Дорога к здоровью» (2-4 классы)
2-3 класс
№ п/п |
Форма занятия |
Тема занятия |
Время занятия |
Содержание |
Требования к занятию, уровню подготовки обучающихся (УУД) |
Раздел: «Здоровье человека» |
|||||
1. |
Дидактическая беседа |
«Для чего нужны органы чувств?» |
25 мин. |
Окружающий мир. Органы чувств: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Значение органов чувств для человека. |
Знать органы чувств, их значения для человека. Уметь беречь чувств; прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать |
2. |
Тематическая беседа Тест. Памятка «Забота о глазах» |
«Как сохранить зрение?» |
25-30 мин. |
Строение глаза. Правила бережного отношения к зрению. Слёзы. Правила чтения, ухода за глазами. Физкультминутки для глаз. |
Знать физкультминутки для глаз; строение глаза; почему у нас текут слезы. Уметь выполнять правила чтения, ухода за глазами. |
3. |
Занятие с элементами игры |
«Чтобы уши слышали» |
20-25 мин. |
Звуки. Строение уха. Правила бережного отношения к слуху. Правила ухода за ушами. |
Уметь выполнять правила ухода за ушами. |
4. |
Игровое развивающее занятие |
«Язык – мой умный помощник» |
25-30 мин. |
Язык – орган вкуса. Строение языка. Кислое - сладкое, солёное – горькое. |
Знать строение языка. Уметь выполнять правила ухода за полостью рта. |
5. |
Дидактическое занятие с игровыми элементами |
«Наши зубы – часовые в белых мундирах» |
25-30 мин. |
Зубы. Молочные, коренные зубы. Смена зубов. Строение зубов. Кариес. Уход за полостью рта и правила ухода за зубами. Инструменты, приспособления для чистки зубов. |
Знать строение зубов. Уметь выполнять правила ухода за зубами. |
6. |
Занятие – практикум (правильный уход за зубами) |
«Белоснежная улыбка» |
25 мин. |
Кариес. Уход за полостью рта. Инструменты, приспособления для чистки зубов. Правила чистки зубов. Врач – стоматолог. |
Уметь чистить зубы. |
7. |
Познавательное занятие-беседа |
«Как ухаживать за руками и нога-ми?» |
25 мин. |
Уход за ногтями. Правила личной гигиены. Удобная обувь. Плоскостопие, его лечение. |
Выполнять правила личной гигиены. |
8. |
Практическое развивающее занятие |
«Что умеет наш нос?» (Обоняние и запах) |
25-30 мин. |
Способность чувствовать запахи. Строение носа. Правила, которые помогают сохранить обоняние. |
Знать, как сохранить обоняние. |
9. |
Познавательное занятие - практикум |
«Забота о коже» (Осязание) |
25-30 мин. |
Кожа – орган осязания. Строе-ние кожи, её функции. Цвет ко-жи. Правила ухода за кожей те-ла, лица, рук, ног. Первая по-мощь при повреждениях кожи. |
Знать понятие «кожа» и ее функции; как правильно умываться. Уметь ухаживать за кожей лица и рук. |
10. |
Игровое развивающее занятие |
«Мозг – наш главный коман-дир» |
25-30 мин. |
Связь органов чувств с голов-ным мозгом. Элементарное строение головного и спинного мозга, их роль. |
Знать, как связаны органы чувства с головным мозгом. Иметь представления о роли, о строении головного и спинного мозга |
11. |
Занятие - тест |
«Моя подруга Гигиена?» |
20-25 мин. |
Понятие «гигиена». Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. |
Знать понятие «гигиены». Выполнять правила личной гигиены |
12. |
Игровое занятие-викторина |
«Друзья Мойдодыра» |
25-30 мин. |
Гигиена. Органы чувств. Средст-ва, приспособления, которые помогают выполнять правила личной гигиены. |
Знать средства, которые помогают выполнять правила личной гигиены. Уметь ими пользоваться. |
13. |
Рассказ-беседа |
«Мышцы, кости и суставы – в них движения секрет» |
25 мин. |
Элементарное строение тела человека. Понятие «скелет человека». Мышцы кости и суставы. Здоровый образ жизни. Физические упражнения, их роль для здоровья человека. |
Знать строение своего тела. Уметь выполнять гигиенические и физические упражнения. Иметь представление о здоровом образе жизни. |
14. |
Занятие – практикум |
«Осанка – строй-ная спина!» |
20 мин. |
Осанка. Влияние плохой осанки на внутренние органы человека. Правила посадки при письме, чтении. |
Знать понятие «скелет человека», «нарушение осанки». Уметь вы-полнять правила посадки при письме и чтении. |
15. |
Занятие – путешествие |
«Правильно пи-таться – здоро-вым оставаться!» |
25-30 мин. |
Пищевые продукты (полезные и вредные). Органы пищеварения. Здоровая пища. Правила пита-ния. Понятие «режим питания». |
Знать полезные и вредные продукты. Соблюдать режим питания. |
16. |
Развивающая игра – викторина |
«Режим дня мы соблюдаем и здоровьем не хромаем!» |
25 мин. |
Режим дня. Особенности режи-ма дня школьника. Здоровый сон. Гигиена сна и условия для полноценного и здорового сна. |
Выполнять свой режим дня, соблю-дать условия для полноценного и здорового сна. |
17. |
Рассказ – бесе-да с игровыми элементами |
«Закаляйся, обти-райся и здоровым оставайся!» |
20-25 мин. |
Обтирание. Обливание. Закаливание. Правила закаливания организма. |
Знать правила закаливания организ-ма. Выполнять обтирание, облива-ние. |
Раздел: «Я и общество. Правила обязательные для всех» |
|||||
18. |
Занятие – игра |
«Что такое эмоции?» |
25 мин. |
Понятие «эмоции». Определение положительных и отрицательных эмоций у себя и других. Приёмы улучшения настроения. |
Знать приемы улучшения настроения. Уметь распознавать свое настроение и причины его возникновения; анализировать основные эмоции у себя и других. |
19. |
Занятие-практикум |
«Улыбнёмся друг другу» |
20-25 мин. |
Выражение эмоций с помо-щью жестов, мимики, позы. Правила и приёмы выхода из сложных и конфликтных ситуаций. |
Уметь распознавать свои переживания. Знать приемы и способы выхода из сложных ситуаций; распознавать основные эмоции у себя и других. |
20. |
Занятие – рефлексия |
«Настроение» (Влияние настроения на мое поведение и друзей) |
20-25 мин. |
Понятие «настроение» человека. Правила поведения в школе. Урок. Перемена. Занятие. Прогулка. Вечернее время. |
Знать понятие «настроение». Уметь описать свое настроение, настроение своего друга , владеть своим настроением. |
21. |
Этическое занятие – игра |
«Как разговаривать по телефону?» |
25 мин. |
Правила общения по теле-фону. Схема разговора. Номера служб экстренной помощи. Действия в экстремальных ситуациях. Диалог. |
Знать правила общения по теле-фону, номера служб экстренной помощи. Уметь действовать в экстренных случаях. |
22. |
Занятие – практикум (поведение, ха-рактер, добро-та) |
«Сотвори солнце в себе» |
20-25 мин. |
Правила поведения в общест-венных местах. Корректный отказ от общения с незнакомыми людь-ми. Понятия «характер», «темперамент». |
Знать и соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь отказаться от общения с незнакомыми людьми. |
23. |
Развивающая дидактическая игра |
«С пылью бороться, уборкой заниматься – здоровым оставаться!» |
20-25 мин. |
Домашние поручения. Уборка помещения. Правила влажной уборки помещения. Дежурство по столовой, классу. |
Знать и выполнять правила влажной уборки помещения, дежурного по столовой, классу. |
24. |
Занятие – сказка |
«У нас гости» |
20-25 мин. |
Правила поведения в гостях. Приглашение гостей в устной и письменной форме. Приём гостей. Гостевой этикет. |
Знать правила поведения в гостях. Уметь приглашать на праздник гостей в устной форме, соблюдать гостевой этикет. |
25. |
Игровое занятие – соревнование |
«Волшебные слова, помогающие быть здоровым» |
20-25 мин. |
Общение. Правила вежливого общения; волшебные слова: приветствие, благодарность, извинение, просьба. Влияние вежливых слов здоровье человека. |
Знать правила вежливого общения, вежливые слова. Уметь употреблять в своей речи вежливые слова. |
26. |
Коррекционно – развивающее занятие |
«Помоги сам себе быть всегда здоро-вым, бодрым и весёлым!» |
20-25 мин. |
История появления науки гигиены. Правила личной гигиены и здорового образа жизни, помогающие человеку быть здоровым, весёлым, активным. |
Знать основные правила личной гигиены и здорового образа жизни. Уметь их выполнять. |
27. |
Спортивное игровое мероприятие |
«На диване не ле-жать, бегать, пры-гать и скакать!» |
20-25 мин. |
Движение – жизнь! Пропаганда активного и здорового образа жизни. Занятия спортом, ежеднев-ная гимнастика и зарядка – залог здоровья. |
Уметь выполнять игры по ЗОЖ. |
28. |
Развивающее занятие – игра по безопаснос-ти |
«На дорогах и на улицах я по прави-лам хожу, потому что я здоровьем очень, очень доро-жу!» |
20-25 мин. |
Правила поведения на улице, дороге, транспорте. Ответствен-ность за своё здоровье, за личную и общественную безопасность. |
Знать и выполнять правила поведения на улице, дороге, транспорте (автобус). |
29. |
Дидактическая этическая беседа с игровыми элементами |
«Там – где правда - там здоровье, там, где ложь – всегда болезнь». |
20-25 мин. |
Ложь и правда. Значение пословиц и поговорок о неправде. Влияние поступков человека на его здоровье. |
Уметь объяснять значение пос-ловиц и поговорок о неправде. Учить всегда говорить правду. |
30. |
Практическое занятие |
Каждой вещи свое место |
20-25 мин. |
Правила ухода за вещами. |
Знать предназначение вещей в доме. Уметь выполнять правила ухода за вещами. |
31. |
Занятие – суд над вредными привычками |
«С вредными привычками борись, здоровым быть учись!». |
20-25 мин. |
Понятие «привычки». Привычки «полезные» и «вредные». Влияние привычек на здоровье человека. |
Знать понятие «привычки». Уметь делить привычки на «вредные» и «полезные». |
32. |
Обобщающее игровое занятие |
«Огонёк здоровья». |
20-25 мин. |
Правила поведения, обязательные для всех. |
Выполнять правила поведения дома, в школе, на улице, в гостях, в театре. |
3-4 класс
№ п/п |
Форма занятия |
Тема занятия |
Время занятия |
Содержание |
Требования к занятию, уровню подготовки обучающихся (УУД) |
Раздел: «Я и моё здоровье» |
|||||
1. |
Познавательное занятие-игра |
«Как живет мое тело». |
25 мин. |
Внутренние органы. Части те-ла человека. |
Знать понятие внешнее и внутреннее строение тела человека, название внутренних органов. |
2. |
Беседа |
«Почему мы болеем?» |
25-30 мин. |
Болезнь. Причины болезни. |
Знать понятия «анатомия», «физиология», «гигиена». |
3. |
Практическое познавательное занятие |
«Ай, болит!» |
20-25 мин. |
Боль. Правила поведения при первых признаках боли. Температура тела, её изме-рение. |
Знать правила поведения при первых признаках заболевания. Уметь измерять температуру своего тела. |
4. |
Развивающее занятие-игра |
«Добрый доктор Айболит от болезней защитит» |
25-30 мин. |
Профессия «врач». Школьный врач. Медицинский кабинет. Поликлиника. |
Знать какую помощь оказывает врач больному. |
5. |
Беседа-чтение |
«Как справиться с инфекцией?» |
25-30 мин. |
Инфекционные заболевания. Способы заражения и лечения инфекций. Микробы. |
Знать способы заражения и лечения инфекций. Иметь представления о микробах. |
6. |
Комбинированное игровое занятие |
«Прививки от болезней» |
25 мин. |
Прививки. Вакцина. Иммунитет. Карантин. |
Знать, что прививки помогают предупредить заболевание человека. |
7. |
Развивающее занятие-тест |
«Осторожно, грипп!» |
25 мин. |
Эпидемия гриппа, способы предупреждения болезни. |
Знать правила предупреждения гриппа, значение прививок от гриппа. |
8. |
Занятие-соревнование |
«Все ли лекарства полезны?» |
25-30 мин. |
Медицинские препараты. Их польза и вред. Рецепт. Аптека. |
Знать о пользе медикаментов и ситуации, когда их прием необходим. |
9. |
Развивающее занятие – практикум |
«Осторожно, таб-летка!» |
20 мин. |
Правила пользования медицинскими препаратами. |
Знать о пользе медикаментов, когда их прием необходим. |
10. |
Дидактическое занятие |
«Отравления – это страшно, но выход есть всегда» |
25-30 мин. |
Виды отравлений, как их избежать. Первая помощь при пищевом отравлении. |
Знать правила, как избежать отравление. Уметь оказывать первую помощь при пищевом отравлении. |
Раздел: «Я и природа» |
|||||
11. |
Развивающее занятие-путешествие |
«Природа – наш чудесный дом» |
20-25 мин. |
Взаимосвязи в природе. Причина и следствие. Экологические правила. Человек – часть природы. |
Знать правила экологической безопасности. Уметь использовать экологические правила. |
12. |
Практическое занятие |
«Будь природе другом» |
20-25 мин. |
Экологические знаки. Правила поведения человека в природе. |
Знать причины сокращения числа видов растений и животных. Конкурс рисунков. |
13. |
Занятие – путешествие |
«Осенняя пора – очей очарованье» |
25-30 мин. |
Осенние изменения в природе. Жизнь и деятельность человека осенью. Охрана здоровья человека осенью. |
Знать правила экологической безопасности. Уметь видеть прек-расное и опасное в природе в осеннее время. |
14. |
Занятие – экскурсия |
«В гости к зиме» |
25 мин. |
Зимние изменения в природе. Красота зимнего времени года. Жизнь и деятельность человека зимой. Охрана здоровья человека зимой. |
Знать правила экологической безопасности. Уметь оказывать помощь зимующим птицам. Д/игра «Узнай птицу по описанию» |
15. |
Рассказ-беседа; проверочный тест |
«Опасный лёд» |
20 мин. |
Переправа по льду. Правила безопасного поведения на реке зимой. Гололёд. Правила поведения при гололёде. |
Знать правила поведения при гололеде. |
16. |
Занятие-практикум с игровыми элементами |
«Как помочь зимующим птицам?» |
25 мин. |
Правила экологической безо-пасности. Помощь зимующим птицам. Изготовление кормушек для зимующих птиц. |
Знать правила экологической безопасности. Уметь оказывать помощь зимующим птицам. |
17. |
Занятие-викторина |
«Ой, мороз, мороз!» |
20-25 мин. |
Обморожение. Оказание первой помощи при обморо-жении. Как уберечься от мороза. |
Знать правила безопасного пове-дения зимой на прогулке. Уметь правильно одеться на прогулку зимой. |
18. |
Коррекционно-развивающее занятие-путешествие |
«Зимушка-зима» |
25 мин. |
Изменения в зимнем лесу. Природа и погода зимой. Звери зимой. Птицы зимой. Зимние забавы. |
Знать приметы зимы, о погоде зимой, о жизни животных зимой. Уметь применять свои знания на практике. |
19. |
Рассказ-беседа с элементами рисования |
«Где найти витамины зимой и весной?» |
20-25 мин. |
Витамины. Роль витаминов для здоровья, основные продукты — источники витаминов |
Знать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; Запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; |
20. |
Игра-викторина |
«Безопасность при любой погоде» |
20-25 мин. |
Метеорологи. Переохлажде-ние. Гололёд. Опасности, под-стерегающие человека осенью, зимой, весной и летом. |
Знать правила безопасности при любой погоде, выбор одежды по сезону. Уметь одеваться по сезону. |
21. |
Комбинированное занятие |
«Животные домашние и дикие. Предосторожности при обращении с животными» |
25 мин. |
Животные домашние и дикие. Предосторожности при обращении с животны-ми. Чем опасны домашние (или одичавшие) животные. Животные как переносчики болезней. Укусы животных. |
Знать правила обращения с животными (кошками, собаками), чем опасны животные. Уметь выполнять правила обращения с животными. |
22. |
Развивающее музыкальное занятие с элементами рисования |
«Уж в воздухе парит дыхание весны» |
20-25 мин. |
Весенние изменения в природе. Жизнь и деятельность человека весной. Охрана здоровья человека весной. Прекрасное и опасное в весенней природе. |
Знать изменения в природе весной, правила экологической безопасности. Уметь выполнять правила безопасности. |
23. |
Дидактическое занятие-тест |
«Правила безопасного поведения на воде весной» |
20-25 мин. |
Опасный тонкий лёд. Как вести себя на улице ранней весной в сырую погоду и гололёд. Сквозняки. Мокрые ноги. Как избежать простуды. |
Знать правила безопасного пове-дения у реки весной, на улице в сырую погоду. Уметь выполнять эти правила. |
24. |
Познавательное занятие-виктори-на;игра-лото «Весенние первоцветы» |
«Лекарственные растения – замечательное богатство природы» |
20-25 мин. |
Лекарственные растения родного края. Игра-лото «Весенние первоцветы», «Лекарственные растения». |
Знать правила сбора лекарственных растений; свойства лекарственных растений. Уметь выполнять правила игры-лото. |
25. |
Занятие-сказка |
«Путешествие в город «Огород» |
20-25 мин. |
Культурные растения; виды растениеводства родного края. Особенности работы в огороде. Роль и значение растений огорода для человека, его здоровья; труд людей на полях. |
Знать виды культурных растений родного края и способы их выра-щивания. Уметь называть огородные растения и их пользу для здоровья человека. |
Раздел «Я и общество. Безопасное поведение. Домашние опасности» |
|||||
26. |
Комбинированное занятие по профи-лактике школьно-го травматизма |
«Травма. Можно ли уберечься от травм?» |
20-25 мин. |
Травма. Виды травматизма. Бытовой травматизм. Ушиб. Вывих, растяжение. Меры предупреждения травмы. |
Знать правила личной безопасности и безопасности окружающих. Уметь их выполнять. |
27. |
Занятие-соревнование |
«Окажи помощь» |
20-25 мин. |
Правила и приёмы оказания первой медицинской помощи при травмах. |
Знать правила и приемы оказания первой помощи при травмах. Уметь их выполнять. |
28. |
Развивающее игровое занятие-викторина по безопасности |
«Правила соб-людать – в беду не попадать!» |
20-25 мин. |
Правила безопасного поведения в доме, на улицах и дорогах города, в транспорте. |
Знать правила безопасного поведения в доме, на улице, дорогах города, в транспорте. Уметь их выполнять. |
29. |
Познавательное развивающее занятие-презентация |
«Чем опасен электрический ток?» |
20-25 мин. |
Понятие «электрический ток», «электрические приборы». Удар током. Первая помощь при ударе током. |
Знать правила безопасности при работе с электрическими прибо-рами. Уметь их выполнять. |
30. |
Дидактическая беседа по безопасности |
«Осторожно, газ!» |
20-25 мин. |
Отравление. Запах газа. Признаки отравления газом. Причины утечки газа. |
Знать правила поведения при утечке газа. Уметь определять признаки отравления газом. |
31. |
Развивающее интегрированное занятие, видеурок |
«Природа в покое добра прекрасна, но в гневе она несказанно страшна» |
20-25 мин. |
Наводнение, землетрясение, шторм, гроза, авиакатастрофа, кораблекрушение. |
Знать действие человека при чрезвычайных ситуациях . Уметь их называть и показывать. |
32. |
Обобщающее занятие |
«Расти здоровым»
|
25 мин. |
Правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы. Компоненты здорового состояния человека. |
Знать правила личной гигиены, здорового образа жизни; правила безопасного поведения. Уметь выполнять правила здорового образа жизни. |
12. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу 3 класса обучающиеся должны
знать:
- основные правила гигиены;
- правила рационального питания;
- основы организации труда и отдыха;
- способы управления своим поведением;
- меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;
- о пользе витаминов.
уметь:
- применять на практике правила ухода за своим телом;
- рационально организовывать свое рабочее время и досуг;
- уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;
- применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, при купании на открытой воде.
К концу 4 класс обучающиеся должны
знать:
- основные причины и признаки распространенных детских болезней;
- названия специальностей некоторых врачей, направления их работы;
- значение прививок, лекарственных средств;
- как избежать отравлений и как оказать первую помощь;
- как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе, травме, ушибе или порезе, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
- меры предосторожности при общении с животными.
уметь:
- применять на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, на воде, с огнем, при общении с животными.
- применять на практике методы борьбы с вредными привычками;
- дарить и принимать подарки;
- применять на практике правила поведения за столом;
- вежливо общаться со старшими и сверстниками, оказывать необходимую посильную помощь нуждающимся.
13. Библиографический список
Алямовская В. Как воспитать здорового ребёнка. – М., 1993.
Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. – Физкультура и спорт, 1987.
Биран В.П. Зрение и здоровье ребёнка – Минск, 1993.
Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. – М.,1992.
Васильева М.А. Программа воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991
Доннер К. Тайны анатомии. – М.: Мир,1988.
Дорохов А. Про тебя самого. – М.: Детская литература, 1989.
Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-пресс, 1999.
Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. – Таганрог, 2001.
Захарова Т.Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников – Волгоград: Учитель, 2007.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия – Волгоград : Учитель, 2015. – 205с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – Москва: Вако, 2007.
Коляда Д.А. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младшего школьника. – Волгоград : Учитель, 2014, - 324с.
Колбанов В.В. Валеология в школе. – СПб., 1992.
Кукушин В.С. Основы школьной валеологии. – Ростов н/Д, 1995.
Печера К.Л. Некоторые проблемы воспитания детей дошкольного и школьного возраста // Российский педиатрический журнал, 1999. - №1.
Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольной образовательной организации : модели, программы, рекомендации, разработки занятий. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград. : Учитель, 2016. – 183с.
Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: физкультура и спорт, 1992.
Семёнова И. Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1991.
Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 1995.
Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология и основы безопасности жизни ребёнка (пособие к курсу валеологии «Я и моё здоровье» для школы I ступени) – Санкт-Петербург; изд. «Петроградский и Ко», 1994.
Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – (Сердце отдаю детям).
Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. – Гродно, 1992.
Этинген Л. Как же вы устроены, господин тело? – М.: Линкс-пресс,1997.
С.А. Козлова, С.Ш. Шукшина Тематический словарь в картинках. МИР ЧЕЛОВЕКА. Я и моё тело. – М.: Школьная пресса, 2010.
Юдин Г.Н. Главное чудо света. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
– Ростов н/Д, 1995.
Печера К.Л. Некоторые проблемы воспитания детей дошкольного и школьного возраста // Российский педиатрический журнал, 1999. - №1.
Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: физкультура и спорт, 1992.
Семёнова И. Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1991.
Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 1995.
Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология и основы безопасности жизни ребёнка (пособие к курсу валеологии «Я и моё здоровье» для школы I ступени) – Санкт-Петербург; изд. «Петроградский и Ко», 1994.
Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – (Сердце отдаю детям).
Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. – Гродно, 1992.
Этинген Л. Как же вы устроены, господин тело? – М.: Линкс-пресс,1997.
С.А. Козлова, С.Ш. Шукшина Тематический словарь в картинках. МИР ЧЕЛОВЕКА. Я и моё тело. – М.: Школьная пресса, 2010.
Юдин Г.Н. Главное чудо света. – 2-е изд. – М