12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калинина Анна Родионовна989
Россия, Краснодарский край, Краснодар

 Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов дошкольного образования на лучшее календарно-тематическое планирование дополнительного образования


Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы

«Ритмическая мозаика»

Художественно-эстетической направленности

Возраст воспитанников: 3 – 4 лет

Срок реализации 1 год


Автор:

Калинина А.Р.,

музыкальный руководитель


Ухта, 2019



Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебный план

3. Календарно-тематическое планирование

4. Календарный учебный график

5. Планируемые результаты

6. Комплекс организационно-педагогических условий

7. Список литературы





Пояснительная записка


Дошкольный возраст – один из более ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основа здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность. Ребенок активно растёт и развивается, движения становятся его постоянной потребностью, поэтому физическое воспитание так важно.

Ритмика – это комплекс физических, ритмических и музыкальных упражнений, акцентом которого является развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать своё тело, свободно им владеть.

Занимаясь ритмикой, ребёнок познаёт себя, он начинает чувствовать, как он двигается под музыку, развивается умение ориентироваться в пространстве, коммуникативные навыки, а также чувство ритма.

Направленность. Основная направленность предлагаемой дополнительной образовательной программы «Ритмическая мозаика» - художественно – эстетическая. Психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента.


Актуальность программы


Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы – в постоянной смене различных видов ритмической и музыкальной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Дети очень любят двигаться. Через движение ребенок не только выражает себя, свою фантазию и воображение, он так же познаёт себя, он чувствует своё тело, старается научится управлять им, двигаться в соответствии с текстом или музыкой, осваивает пространство и умение ориентироваться в нём, учится коммуникациям с другими детьми. Поэтому программа включает в себя множество элементов, всевозможные телодвижения: из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики, самомассажа и др.


Отличительные особенности. Главная особенность программы — это акцентирование внимания не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), но и на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Уже с этого возраста я стараюсь научить детей умению анализировать свои движения, учу их понимать соответствуют ли их действия с музыкой или текстом.

Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.


Портрет воспитанника младшей группы

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности физического развития (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности, сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Однако, всё это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку.

Объем программы

Данная программа реализуется с октября 2019 года по май 2020 года.

Образовательный процесс по данному направлению проводится группами до 8 человек, 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Срок освоения программы характеризуется продолжительностью программы:

1 учебный год (8 месяцев, 32 недели необходимо для ее освоения)

Форма организации занятия: групповая.



Цель и задачи программы:

Цель программы: развитие и формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи программы:

Развивающие:

Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

Развитие ловкости, точности, координации движений, гибкости и пластичности.

Развитие творческого воображения и фантазии.

Образовательные:

Формирование интереса, потребности в движениях под музыку или текст;

Обогащение слушательского и двигательного опыта,

Активизировать творческую самостоятельность, желание к самовыражению.

Воспитательные:

Воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогом, родителями;



Содержание программы.

Разрабатывая программу, я определила последовательность и общее количество часов.

Учебный план


№ п/п

Наименование тем

Количество

Часов 1 год

Количество часов всего

1.

«Ай, какие мы!»

4

4

2.

«Весёлые колокольчики»

2

2

3.

«Ах, бубенчики звенят»

2

2

4.

«Как мы ёжика учили»

2

2

5.

«Мишка шишки собирает»

2

2

6.

«Кубики - гномики»

2

2

7.

«Пушистые снежинки»

2

2

8.

«Зимние путешествия»

4

4

9.

«Игры со зверятами»

4

4

10.

«Кап-кап-кап – звенит капель»

4

4

11.

«Раз – ладошка»

4

4


32

32


Календарно-тематическое планирование


Тема занятий

Программное содержание

Материалы и оборудование

1. «Ай, какие мы!»


Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей.

Воспитание способностей восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться с данным образом.

Развитие сенсорных музыкальных способностей: различение контрастов в динамике (громко – тихо), темпе: (быстро – медленно).

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.

t1578844261aa.png

2. «Весёлые колокольчики»

Развитие устойчивости

внимания, точности выполнения

словесной инструкции. Развитие слухового

внимания, развитие быстроты двигательной реакции. Развитие слухового и тембрового слуха.

Различение на слух контрастных тембров

(металлический звук, деревянный). Подведение

к исполнению метрической пульсации.


Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций.

Предметы для танцев.

t1578844261ab.png

3. «Ах, бубенчики звенят»


Развитие умения менять темп движения в соответствии с музыкой. Ходьба в свободных направлениях по залу. Создавать условия для импровизации движений под музыку.

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.

4. «Как мы ёжика учили»


Развитие образного восприятия музыки, умения передавать в движениях контрастный игровой образ (Мишка, Белочка, Кошечка, Зайчик, Лисичка).

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.

t1578844261ac.png


5. «Мишка шишки собирает»

Развитие образного восприятия музыки, умения передавать в движениях контрастный игровой образ (Мишка, Белочка, Кошечка, Зайчик, Лисичка).

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.

6. «Кубики - гномики»


Развитие образного восприятия музыки, умение в движении отразить контрастный образ. Исполнение ритмической пульсации в музыкально-ритмических играх и упражнениях.

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.


t1578844261ad.png

7. «Пушистые снежинки»


Подведение детей к пластической импровизации в движениях под музыку: выполнение движений по показу и самостоятельно. Развитие ассоциативного восприятия музыки: низкие звуки, высокие звуки.

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.

8. «Зимние путешествия»

Подведение к самостоятельному исполнению несложных плясок с лентами, снежками и пр.предметами.

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.

t1578844261ae.png

9. «Игры со зверятами»


Развитие выразительности движений мимики. Развитие способности менять движения в соответствии с характером музыки.

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций. Предметы для танцев.

10. «Кап-кап-кап – звенит капель»

Развитие эмоциональной сферы детей, создание радостной атмосферы (психологического комфорта) на занятиях средствами коммуникативных музыкальных игр, веселых плясок.

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций.

Предметы для танцев.

11. «Раз – ладошка»

Воспитание у детей устойчивого интереса к музыкально-ритмической деятельности. Совершенствование двигательных навыков и умений.

Коврики, предметы и музыкальные инструменты для игр-коммуникаций.

Предметы для танцев.

t1578844261af.jpg

Планируемые результаты


Улучшилась пластика и координация движений детей, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах, улучшилась осанка дошкольников. Занятия создают ощущение радости, свободы движения. Ребенок узнает знакомые мелодии, чувствует характер музыки (бодрый, спокойный, веселый). Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, бубен, барабан, маракасы, и др.), подыгрывает на инструментах под музыку. Двигается ритмично под музыку, согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.

Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы:

Музыкальный зал, фортепиано, ноутбук, проектор, колонки.


Информационно-методические ресурсы:

Музыкально-дидактические игры

Программы, сценарии концертов.

Сборники по ритмопластике и музыкально-ритмическому развитию детей.

Фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.


Работа с родителями:

Показ фотографий с занятий

Индивидуальные беседы


Формы контроля. Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков в течении года воспитанники выступают на праздниках, в конце года проводится итоговое занятие (открытое занятие для родителей).


Формы проведения оценочной диагностики.

Отслеживание музыкально-ритмического развития ребёнка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы кружка является диагностическое обследование. Диагностика музыкальных умений и навыков проводится 2 раза в год: сентябрь – май.


Мониторинг развития музыкально-ритмических навыков

Уровни освоения программы детьми младшего возраста 3-4 года


Не сформирован

В стадии формирования

Высокий уровень

У ребенка отсутствует интерес и желание участвовать в музыкально-ритмической деятельности. Во время движений не реагирует на изменение музыки, продолжает выполнять предыдущее движение. Часто требуется помощь педагога.

Движения ребенка произвольны, согласованы, менее скованы, напряжены, но интерес к музыкально-ритмическим упражнениям не устойчив. Вслушивается в музыку, но может отвлекаться. Не всегда точно передает ритм.

Большинство осваиваемых движений выполняется ребенком активно. Наблюдается согласованность движений рук и ног. Ребенок хорошо реагирует на изменение музыки, проявляет положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности, самостоятельно воспроизводит раннее освоенные движения.




Список литературы

Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей)- М.2000.

Михайлова М.А., Горбша Е.В. «Поем, играем, танцуем дома и в саду» (популярное пособие ля родителей и педагогов)- 1986.

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-фи-дансе» (танцевально-игровая гимнатиска для детей) 2003.

Зарецкая Н.В., Роот З.Я. «Танцы в детском саду» - М.2006

Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» - Ярославль,2004.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.