Дополнительная образовательная программа «Маленькие умельцы» для детей 3-4 лет

0
0
Материал опубликован 25 October 2020 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 162»

















Дополнительная образовательная программа

«Маленькие умельцы»

для детей 3-4 лет









Разработала:

воспитатель

                                                                                                                      Тарасова Ж.Г.









Барнаул, 2020



Паспорт

Направление программы

Художественно-эстетическое

Наименование

программы

«Маленькие умельцы»

Цель программы

Создавать условия для формирования ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства. (Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности через обучение нетрадиционным техникам рисования.)

Задачи программы

Обеспечить детей познавательной информацией.

Обогащение словарного запаса художественными терминами.

Формировать навыки обращения с изобразительным материалом: изучить свойства различных изобразительных материалов (пастель, гуашь, мелки, тушь, акварель, уголь, карандаш); овладеть техническими приемами работы с различными материалами.

Формировать художественную грамотность: ознакомить с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный).

Формировать способности приобретать и творчески использовать новые знания.

Обучить приемам выполнения изобразительных работ в нетрадиционной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.

Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей.

Учить выражать свои чувства в продуктивном творчестве (рисование, аппликация, художественный труд).

Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность.

Способствовать снятию детских страхов.

Ориентировать родителей на развитие художественно – эстетических способностей у детей в условиях семьи с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства.

Приобщить детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий (экскурсий, встреч, выставок и т.д.).

Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, памяти, восприятия.

Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, сенсомоторной координации.

Развитие способности в восприятии и анализе различных видов искусства понимания языка искусства, его выразительных средств.

Разработчик программы

Тарасова Жанна Григорьевн

Сроки реализации программы

Октябрь - май

Участники программы

Дети 3-4 лет(младший возраст)

Ожидаемые результаты реализации программы

Будут знать:

свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;

приемы выполнения изобразительных работ в нетрадиционной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;

правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

Будут уметь:

пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;

сочетать различные материалы и инструменты для реализации творческого замысла;

владеть средствами выразительности;

выражать свои чувства в продуктивном творчестве (рисование, аппликация, художественный труд);

У детей будут развиты:

образное мышление, при создание ярких, выразительных образов; воображение, творческая активность, фантазия;

умение анализировать и давать оценку;

сенсорные способности, координация рук, мелкая моторика.
















































«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли… Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».



В. А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Маленькие умельцы», разработана воспитателем МБДОУ «Детский сад №162» Тарасовой Ж.Г.  на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), рассмотрена и утверждена на Совете Педагогов.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Образовательная программа  МБДОУ д/с№162  на 2020-2021 учебный год.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, реализуется она через кружковую работу и выставки. Разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.

Продолжительность реализации программы 8 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность составляет 15 минут.

Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 3-4 лет (младший возраст).

В три года или чуть раньше интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком.

Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника и имеет большое познавательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Ребенок в изобразительной деятельности одновременно опирается на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие.

Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого воспитания и развития личности в целом. Обобщая опыт работы с детьми в этом направлении, можно сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Серия встреч на занятиях в изостудии призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. На занятиях дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Программа рассчитана на 58 встреч, для каждой из которых подобран материал и даны творческие рекомендации. Творческий процесс планируется в четырех направлениях:

1. Формирование умения передавать в рисунки свои впечатления от окружающей действительности - развивать художественное восприятие жизни;

- уточнять представления об окружающем мире;

- вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира в выборе изобразительных материалов

2. Приобретение изобразительного мастерства:

- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов; правильные пропорции предметов;

- научить создавать декоративный узор, учитывая ритм и симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов

- развивать композиционные умения

3. Развитие технических навыков:

- упражнять кисть руки, закрепляя правильное расположение при рисовании вертикальных и горизонтальных линий;

- развивать способность рисовать широкие и тонкие линии

- закреплять умение выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;

- обучать технике рисования «по сырому», граттаж, пластилинография;

- развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, простой карандаш, цветные карандаши, пластилин.

4. Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы ,любоваться предметами быта, народных промыслов;

-знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;

- научить различать жанры живописи;

-развивать художественно-эстетический вкус.


Цель программы.

Создавать условия для формирования ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства.



Задачи программы.

1. Обеспечить детей познавательной информацией.

2. Обогащение словарного запаса художественными терминами.

3. Формировать навыки обращения с изобразительным материалом: изучить свойства различных изобразительных материалов (пастель, гуашь, мелки, тушь, акварель, уголь, карандаш); овладеть техническими приемами работы с различными материалами.

4. Формировать художественную грамотность: ознакомить с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный).

5. Формировать способности приобретать и творчески использовать новые знания.

6. Обучить приемам выполнения изобразительных работ в нетрадиционной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.

7. Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей.

8. Учить выражать свои чувства в продуктивном творчестве (рисование, аппликация, художественный труд).

9. Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность.

10. Способствовать снятию детских страхов.

11. Ориентировать родителей на развитие художественно – эстетических способностей у детей в условиях семьи с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства.

12. Приобщить детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий (экскурсий, встреч, выставок и т.д.).

13. Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, памяти, восприятия.

14. Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, сенсомоторной координации.

15. Развитие способности в восприятии и анализе различных видов искусства понимания языка искусства, его выразительных средств.







Ожидаемые результаты обучения.

Обучающиеся изостудии в результате изучения основ художественного изображения с использованием нетрадиционных техник

будут знать:

свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;

приемы выполнения изобразительных работ в нетрадиционной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;

правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

будут уметь:

пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;

сочетать различные материалы и инструменты для реализации творческого замысла;

владеть средствами выразительности;

выражать свои чувства в продуктивном творчестве (рисование, аппликация, художественный труд);

у детей будут развиты:

образное мышление, при создание ярких, выразительных образов; воображение, творческая активность, фантазия;

умение анализировать и давать оценку;

сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

















Календарно-тематический план.

Планирование занятий в младшей группе.

Тема занятия



Программное содержание

Нетрадиционная техника


1.

Воздушные шары

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Учить регулировать механизмы тонуса и силы сокращения мышц пальчиков. Воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками


2.

Мухомор

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить регулировать механизмы тонуса и силы сокращения мышц пальчиков. Воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками


3.

Ветка рябины

Учить правильно, пользоваться краской и кисточкой.Учить рисовать стебель, листья приёмом примакивания. Закрепить навыки рисования гуашью, развивать чувство композиции.Закрепить названия деревьев.

Воспитывать аккуратность.

Учить пользоваться салфетками, выполнять работу аккуратно.

Рисование пальчиками


4.

Угощение для обезьянки

Познакомить с техникой рисования кулачком: полураскрытым кулачком, кулачком со стороны большого пальчика. Учить выполнять отпечаток, плотно прижимая кулачок к бумаге. Учить располагать предметы на листе, развивать чувство композиции. Воспитывать творческую активность.

Рисование кулачком


5.

Улитки

Познакомить с техникой рисования кулачком: кулачком со стороны большого пальчика.Учить выполнять отпечаток, плотно прижимая кулачок к бумаге. Учить располагать предметы по всему листу, развивать чувство композиции. Воспитывать творческую активность.

Рисование кулачком Рисование пальчиками


6.

Осенний лес

 Соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками.

Рисование ладошкой


7.

Котёнок

Учить детей рисовать животных. Познакомить с приемом рукографии, дорисовывания. Вспомнить прием рисования круга.

Рукография


8.

Жираф

Продолжить работу с техникой рисования ладошками. Учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка. Совершенствовать умения в технике рисования пальчиками. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать аккуратность.

Рисование ладошкой


9.

Золотые листочки

 Познакомить детей с нетрадиционной техникой оттиском и печатью.

 Учить детей работать с хрупким материалом - листьями

Оттиск листьями


10.

Желтые и красные яблоки

Продолжать знакомство с техникой печатания. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать аккуратность.

Печатание матрицей из яблок.


11.

Как ёжик к зиме готовится

Познакомить с техникой печатания смятой бумагой. Расширять знания о животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оттиск смятой бумагой


12.

Осенний лес

Упражнять в технике печатания, учить рисовать деревья, ориентироваться на листе бумаги. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.


Оттиск смятой бумагой


13.

Заготовка ягод

Познакомить с техникой печатания пробкой. Учить чередовать предметы по величине, развивать мелкую моторику кистей рук. Продолжать учить детей рисовать с помощью шаблона. Развивать творческую активность детей.

Оттиск пробкой 

Рисование пальчиками


14.

Подарок для мамы

Познакомить с техникой рисования жесткой полусухой кистью (метод тычка). Учить соотносить предметы по цвету и форме, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику кистей рук. Создать положительный настрой на работу в честь праздника «День матери»

Метод тычка жесткой полусухой кистью


15.

Овощи в корзине

Учить рисовать овощи

(огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового

тампона, гуаши и кисти.

Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление,  умение подбирать необходимую краску к овощу


Рисование с помощью трафаретов и поролонового тампона.


16.

Виноград

Упражнять в технике печатания. Усовершенствовать технику рисования гуашью.

Развивать чувство формы и цвета.

Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Оттиск пробкой Рисование пальчиками


17.

Цветы на поляне

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике.Учить рисовать лепестки цветов кончиками пальчиков. Учить располагать цветы на листе бумаг равномерно. Развивать творческую активность детей.


Оттиск пробкой Рисование пальчиками

Печать штампами


18.

Букет

Продолжать знакомить с техникой печатания овощами. Воспитывать аккуратность.

Оттиск овощами


19.

Украсим дерево

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике.


Оттиск овощами Рисование ладошками


20.

Фруктовый компот

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать фруктами»;

закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе. Продолжать учить детей рисовать с помощью шаблона.


Оттиск фруктами


21.

Подарок зайцу

Упражнять детей в технике печатания фруктами. Воспитывать аккуратность. Любовь к животным.


Оттиск фруктами


22.

Шарфик для мамы

Учить детей проводить вертикальные и горизонтальные линии. Продолжать знакомить детей с краем (от края до края). Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок равномерно. Воспитывать аккуратность.


Оттиск пробкой Рисование пальчиками


23.

Выставка рыжих котов

Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира;

Воспитывать аккуратность.

Метод тычка жесткой полусухой кистью


24.

Мои рукавички

Формировать умение детей украшать форму узорами. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками


25.

Снегири на ветках

Совершенствовать технику рисования тычком жесткой кистью, добиваться выразительного изображения птицы. Развивать творческий потенциал у детей , мелкую моторику пальцев рук. Учить работать с шаблоном. Воспитывать эстетическое восприятие, любовь к природе. Расширять знания о перелётных птицах.


Метод тычок жесткой полусухой кистью

Оттиск пробкой


26.

Маленькая ёлочка

Закрепить названия времен года и сезонных изменений в природе. Совершенствовать умения и навыки работы методом тычка. Развивать мелкую моторику рук; закрепить названия цветов: зеленый, коричневый, белый.

Метод тычок жесткой полусухой кистью


27.

Мой весёлый снеговик

Познакомить с техникой рисования поролоновыми тампонами. Продолжать учить детей рисовать разные по форме круги. Закрепить цвета: коричневый, голубой. Предложить детям нарисовать волосы, руки из прямых коричневых линий – ветки. Развивать творческие способности в создании индивидуальности снеговиков. Воспитывать творческую активность.

Тампонирование поролоном


28.

Совята

Учить детей рисовать овал. Продолжать учить рисования поролоном. Закрепить названия птиц. Воспитывать любовь и заботу к пернатым друзьям.

Тампонирование поролоном


29.

Снежинка

Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Расширять представление детей о явлениях природы. Закрепить знания цветов. Учить детей рисовать горизонтальные, вертикальные линии. Показать линию пересечения через середину.Развивать крупную и мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к изучению природы и бережное отношение к ней. Воспитывать аккуратность и опрятность.

Тампонирование ватной палочкой


30.

Зимние узоры на окне

Познакомить со смешанной техникой – воск и акварель. Закреплять умение детей пользоваться кистью, акварелью: закрашивать лист равномерно, не оставляя пустых мест. Закреплять умение работать с клеем. Развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы.Воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображений в нетрадиционной технике: свеча и акварель. Вызывать чувство радости от результатов работы.

Рисование восковым мелком и акварелью


31.

Ёлочные игрушки

Упражнять в рисовании восковыми мелками, учить тонировать рисунок акварелью. Печать пробкой, пальчиками.


Восковые мелки, акварель.


32.

Елочка пушистая нарядная

Упражнять в технике рисования тычком полусухой кистью, в рисовании восковыми мелками,учить делать отпечатки пробкой. Развивать чувство композиции

Восковые мелки, акварель

Метод тычка жесткой полусухой кистью



33.

Мои рукавички

Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками;

Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок равномерно. Воспитывать аккуратность

Восковые мелки, акварель.


34.

Метель

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Рисование ниточкой


35.

Лунная ночь

Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Закреплять навыки работы с восковыми мелками. Воспитывать аккуратность.


Восковые мелки, акварель


36.

Апельсины для Чебурашки

Учить рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать детское творчество, фантазию.

Рисование мыльными пузырями


37.

Кораблик в море открытка для пап.

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями.  Приучать к аккуратности в работе.

Симметричная монотипия.


38.

Мышка

Учить детей закрашивать рисунок точками. Развивать чувство ритма, цвета, работать аккуратно, не оставляя просветов. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Точкография (тампонирование ватной палочкой)


39.

Кит

Продолжать учить детей закрашивать рисунок точками Развивать крупную и мелкую моторику рук. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Точкография (тампонирование ватной палочкой)


40.

Цыплята

Познакомить с техникой рисования воздушными шарами. Воспитывать аккуратность, любовь к животным.

Рисование воздушными шарами


41.

Смешарики

Продолжать учить детей рисовать воздушными шарами, дополнять рисунок необходимыми элементами

Рисование воздушными шарами


42.

Тюльпаны для мамы

Познакомить с техникой рисования вилкой. Развивать чувство композиции и аккуратность.

Рисование вилкой


43.

Одуванчики

Продолжать работу в технике рисования вилкой. Развивать творческое мышление и воображение при создании рисунка нетрадиционным методом.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой.

Рисование вилкой


44.

Весёлый зоопарк

Совершенствовать умения в данной изобразительной технике. Воспитывать любовь к животным; передавать в рисунке характерные особенности животных.

Печать по трафарету


45.

Мерцание звёзд

Учить рисовать в технике «набрызг». Показать, как пользоваться зубной щеткой и палочкой. Развивать чувство композиции.

Набрызг


46.

Мисочка для трех медведей

Закрепить умение передавать колорит узоров, учить комбинировать различные элементы в новых сочетаниях.

Набрызг


47.

Волшебство мотылька

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Прививать интерес к нетрадиционному виду рисования. Воспитывать эстетическое восприятие, любовь к природе.

Набрызг по трафарету


48.

Разноцветная земля

Закрепить умение использовать изученные техники изображения. Воспитывать творческую активность.




Набрызг

Печать по трафарету


49.

Мы -волшебники

Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксография. Продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. Использовать знакомые приемы рисования кистью при дополнении рисунка. Прививать интерес к нетрадиционному виду рисования. Развивать координацию и силу движений, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение детей.

Кляксография


50.

Осьминожки

Обучать детей навыкам изображения образа морского животного – осьминога, передавая характерные особенности (8длинных ног – щупалец с присосками, голова – туловище).

Развивать образное восприятие и воображение.

Воспитывать инициативу, аккуратность, творчество, доводить начатое дело до конца.

Кляксография с трубочкой


51.

Цветущее дерево

Учить наносить краску разбрызгивая по поверхности листа. Развивать фантазию детей.


Кляксография


52.

Паутинка для паучка

Совершенствовать умения в технике кляксография. Развивать фантазию детей.

Воспитывать у воспитанников аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.

Кляксография с трубочкой


53.

Ракета летит в космос

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать творческую активность детей.



Рисование мыльными пузырями

Рисование по трафарету


54.

Совушка – сова большая голова

Закрепить знание детей врисовании сухой кисточкой. Учить детей передавать форму совы. Воспитывать аккуратность.

Метод тычка жесткой полусухой кистью


55.

Озеро

Познакомить с новой техникой- «по мокрому» Продолжать учить смешивать различные краски. Учить располагать главную часть рисунка по центру, развивать чувство композиции

Техника по мокрому акварель


56.

Незабудки

Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ цветов.


Тампонирование ватными палочками


57.

Салют

Совершенствовать умения в данной изобразительной технике. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Учить рисовать пастелью.


Оттиск

Пастель



58.

Миру дарим голубей

Побуждать детей дополнять рисунок элементами; дать знания детям о том, что белый голубь является символом мира.


Печать по трафарету



59.

Ветка сирени

Совершенствовать умения в данной изобразительной технике,воспитывать аккуратность.



Оттиск мятой бумагой Рисование пальчиками Тампонирование поролоном


60.

Бабочка

Продолжать учить рисовать мелкие детали и элементы узора тонкой кистью;

закреплять умение рисовать по представлению бабочку, располагая рисунок с левой стороны от сгиба листа, передавать пропорции;

воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы.

Монотипия


61.

Лужайка

Учить располагать предметы на рисунке по всему листу. Воспитывать аккуратность.


Рисование ладошками, пальчиками, по трафарету


62.

Лето

Совершенствовать технику, чувство композиции.

Акварель, тычок жесткой полусухой кистью


63.

Гусеница

Совершенствовать умения в данной изобразительной технике,умение рисовать ветку, воспитывать аккуратность.


Рисование кулачком


64.

Виноград

Закрепить умение рисовать листья, используя прием примакивания. Воспитывать аккуратность в работе.

Оттиск пробкой


65.

Под водой

Совершенствовать умения изобразительной технике,умение рисовать ветку, воспитывать аккуратность.


Смешанная техника


66.

Божьи коровки на лужайке

Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.


Рисование пальчиками


Условия реализации программы:

Кабинет изостудии расположен в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинских блоков, удален от большого скопления людей, её месторасположение доступно для детей, родителей и педагогов. Освещение достаточное как естественное, так искусственное. Общий фон кабинета выполнен в оттенках спокойных тонов. Изостудия оформлена согласно основному принципу оформления помещения.

Кабинет оснащен:

 Столы для занятий;

стулья;

стенка для хранения пособий, материалов и оборудования для продуктивной деятельности (рисования, лепки и аппликации);

маркерная, магнитная доска;

умывальник. 

В изостудии дошкольники учатся рисовать различными видами изобразительных материалов:

 пластилин,

пастель;

уголь;

акварель; 

гуашь;

акрил;

сангина;

восковые мелки;

цветные и простые карандаши;

фломастеры, маркеры, гелевые ручки;

кисти № 2,3,4,5,10 (щетина, пони, белка);

картон (белый, цветной);

бумага (белая и цветная различных форматов);

альбомы для художественного творчества;

ластики;

трафареты и шаблоны;

доски для пластилина;

ножницы;

клей-карандаш, клей-ПВА;

стеки, скатки, формы для лепки;

зубные щетки, расчески, пробки, ватные палочки, ватные диски, губки разных размеров;

- штампики;

- салфетки бумажные и матерчатые.



Формы аттестации:

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Исходный уровень знаний дошкольников для дальнейшего овладения знаниями, общая эрудиция.

Диагностические задания: опросы, художественные  работы; наблюдения за работой детей.

Текущий

Уровень освоения материала данного занятия.

Практические задания, устные вопросы, конкурсы, выставки, самоконтроль.

Промежуточный

Уровень выполнения поставленных задач, наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего освоения материала.

Теоретические вопросы, творческая деятельность учащихся.

Итоговый

Уровень выполнения поставленных задач.

Диагностические задания: опросы, художественные  работы; наблюдения за работой детей. Итоговая выставка



Оценочные материалы:

Для определения художественно – творческого развития используется адаптированная методика Н.В. Шайдуровой, тест креативности Торранса. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Оценка становления основных   характеристик освоения нетрадиционных техник рисования (НТР) ребёнком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт 





Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования. 

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень
2 балла

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень
1 балл

НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень
0 баллов

НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

Диагностика проводится два раза в год: в сентябре-октябре, в апреле-мае.


Методические материалы:

Принципы построения программы:

Принцип поэтапности «погружения» в программу.

Принцип динамичности.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Принцип доступности.

Принцип системности знаний.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Принцип выбора.

Принцип развивающего обучения.

Принцип наглядности.


Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)

Практический

Игровой

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра репродукций). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Её цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Лучшие работы оформляются в рамки. Результатами работы в данном направлении должны стать: - активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; - умение находить новые способы для художественного изображения; - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.


Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.



















Список литературы

1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

2. Евстафьева Г. П. «Учимся рисовать», Ярославль, Академия развития, 2005г.

3. Иванова О.Л., Васильева И.И.. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

4. Казакова Р. Г «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

5. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», М, Сфера, 2007 г.

6. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.

7. Комарова Т. С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.

8. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

9. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

10. Шаляпина И.А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .- «ТЦ Сфера», 2016г

11.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации