Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Художественная лепка» (Для детей 7-8 лет)

2
1
Материал опубликован 5 October 2020 в группе

















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Художественная лепка»

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет





Составитель:

Вахрушева С.В.,

учитель начальных классов

(I квалификационная категория)



Педагог дополнительного образования,

реализующий программу:

Вахрушева С.В,

учитель начальных классов

(I квалификационная категория)













Котлас

2020 год



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка…………………………………………………………………3

Учебный план…………………………………………………………………………...5

Учебно-тематический план…………………………………………………………….5

Содержание программы………………………………………………………………..6

Оценка результатов программы……………………………………………………….7

Методическое обеспечение программы………………………………………………8

Условия реализации программы………………………………………………………9

Список информационных ресурсов………………………………………………… 9

Приложение №1 Календарный учебный график…………………………………..11

Приложение №2 Диагностический инструментарий……………………………...15





































t1601929330aa.gif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная лепка» имеет художественную направленность.

Программа «Художественная лепка» знакомит обучающихся с такими видами декоративно – прикладного творчества, как лепка из соленого теста, глины, пластилина, роспись художественных изделий.

Новизна данной программы заключается в том, что построение программы позволяет вводить в планы занятий появляющиеся новинки декоративного искусства в области лепки, что делает творчество модным и современным.

Актуальность программы заключается в том, что она дает возможность каждому ребенку приобщаться к новым для себя видам декоративно-прикладного творчества, независимо от индивидуальных художественных способностей. Знакомит обучающихся с такими видами декоративно - прикладного творчества, как керамика, тестопластика, лепка из пластилина, декоративное рисование. Позволяет обогащать представления обучающихся об окружающем мире и приобретать практические навыки, которые они смогут применять в повседневной жизни; тем самым, способствует социализации обучающихся, дает возможность рационально использовать их свободное время.


Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует развитию у обучающихся мыслительных процессов (памяти, внимания, воображения), образного мышления, координации движений, помогает расширению кругозора, создает условия для проявления и развития своих индивидуальных способностей, формирует навыки коллективного творчества.

Цель программы: способствовать творческому развитию обучающихся через практическую художественную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- обучать правилам техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

- обучать основным технологическим приемам работы с соленым тестом и глиной;

- знакомить с историей керамики, керамическими промыслами и традициями лепки из соленого теста;

- знакомить с возможностями декорирования изделий;

- знакомить с основами росписи изделий народного и декоративно-художественного творчества.

Развивающие:

-развивать познавательные интересы через знакомство с новыми видами художественного творчества;

- развивать сенсорные способности, координацию движений и мелкую моторику рук;

- развивать мыслительные процессы (наблюдательность, память, внимание, мышление, воображение, речь);

- пробуждать творческую и социальную активность обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость и стремление к качественному выполнению работы;

- воспитывать уважение к творчеству народных мастеров.

Отличительная особенность программы заключается в использовании различных художественных материалов (соленого теста, глины, пластилина) в декоративно- прикладном творчестве, комбинирование их с другими декоративными материалами в художественных работах и изделиях. Это стимулирует интерес и фантазийные поиски учащихся, восприятие детьми себя творцами, художниками.


Возраст обучающихся: 7-8 лет


Возрастные особенности детей 7 – 8 лет, подтверждающие актуальность и целесообразность изучения дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Художественная лепка» с детьми данного возраста
Физические: Ребёнок активно реагирует на все новое, яркое, любит слушать речь взрослого.

Интеллектуальные: Ребенок живет, в основном, настоящим. Слова взрослых ребенок понимает буквально. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Эмоциональные: Начинает развиваться система оценок, но авторитет взрослого еще велик. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Ребенок нуждается в любви и опеке. Старается помочь взрослому.

Социальные: Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Ребенок гордится своим окружением, желает быть с ним.

Количество групп: 1


Наполнение группы: 25 человек


Зачисление в группу: дети зачисляются на обучение по заявке родителей (законных представителей) в системе ГИАС «Навигатор»


Режим занятий: 1 год обучения – 72 часа; 2 занятия в неделю по 1 часу


Место реализации программы: МОУ «Общеобразовательная школа №5», г.Котлас



Календарный учебный график

для первого модуля


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Всего часов

8

8

8

8

32


для второго модуля

январь

февраль

март

апрель

май

Всего часов

8

8

8

8

8

40

Календарный учебный график (Приложение № 1)

Формы занятий

Для лучшего усвоения материала обучающимися используются такие формы проведения занятий, как беседа, практическое занятие, игра- путешествие, экскурсия, выставки изобразительного и декоративно - прикладного искусства.


Планируемые результаты

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

- основные правила оборудования рабочего места;

- правила приготовления соленого теста, глины и сушки изделий из них;

- основные технологические приемы работы с материалами, инструментами и приспособлениями для лепки, рисования, росписи;

- некоторые особенности декорирования вылепленных изделий;

- названия основных и дополнительных цветов, их оттенков;

- основные правила композиции.

Должны уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- пользоваться специальными инструментами для лепки;

- выполнять изделия из пластилина, соленого теста и глины, применяя изученные техники лепки;

- смешивать основные цвета, получать оттенки цветов;

- проявлять аккуратность, усидчивость в работе;

- планировать свою деятельность;

- активно проявлять свои творческие интересы, участвовать в выставках.


Формы подведения итогов реализации программы

- выставки детского творчества;

- открытые занятия для родителей, педагогов;

- защита творческих работ;

- конкурсы творческих работ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Введение. Чему я научусь. Входящая диагностика

2

2.

Осенние фантазии

16

3.

Новогодние сувениры

14

4.

Зимняя сказка

22

5.

Весенний хоровод

14

6.

Промежуточная аттестация

3

7.

Заключительное занятие

1


ВСЕГО

72

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1 модуль – 32 часа

1.

Введение. Чему я научусь. Входящая диагностика

2

1

1

Практическая работа

2.

Осенние фантазии

16

3

13

Практическая работа

2.1

Лепка из пластилина

2

-

2


2.2

Лепка из соленого теста

6

1

5


2.3

Лепка из глины

6

1

5


2.4

Декоративное рисование

2

1

1


3.

Новогодние сувениры

14

1

13

Практическая работа

3.1

Лепка из соленого теста

11

1

10


3.2

Декоративное рисование

3

-

3


2 модуль – 40 часов


4.

Зимняя сказка

22

5

17

Практическая работа

4.1

Лепка из пластилина

7

2

5


4.2

Лепка из глины

10

2

8


4.3

Декоративное рисование

5

1

4


5.

Весенний хоровод

14

1

13

Практическая работа

5.1

Лепка из пластилина

14

1

13


6.

Промежуточная аттестация

3

1

2

Практическая работа, защита

7.

Заключительное занятие

1

1

-



Итого

72

13

59



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 модуль


Раздел 1. Введение. Чему я научусь. Входящая диагностика

Теория: Знакомство с детьми. Ознакомительная беседа. Знакомство с материалами для лепки. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места.

Практика: Входящая диагностика: выявление первоначальных умений и навыков. Лепка из пластилина.


Раздел 2. Осенние фантазии

2.1. Лепка из пластилина

Практика: Изготовление малых форм объемных и плоских изделий (фруктов, овощей, грибов, листьев) из пластилина с использованием природных материалов.


2.2. Лепка из солёного теста

Теория: Изготовление соленого теста. Основные технологические приемы лепки из соленого теста. Декорирование изделий. Приемы работы со стеками. Отпечатки на тесте, использование семян, круп, засушенных листьев. Создание простых декоративных композиций.

Практика: Изготовление (по выбору) изделия из солёного теста по данной тематике.


2.3. Лепка из глины

Теория: Что такое глина? Рассматривание образцов и беседа о возможностях глины. Создание простых декоративных композиций.

Практика: Изготовление (по выбору) изделия из глины по данной тематике.


2.4. Декоративное рисование

Теория: Смешивание цветов. Обучение работе с палитрой.

Практика: Раскрашивание готовых изделий из солёного теста и глины.


Раздел 3. Новогодние сувениры

3.1. Лепка из солёного теста

Теория: Лепка елочных украшений с помощью форм, трафаретов. Обучение приемам раскатывания, выдавливания. Обучение технологии формовки изделий. Декорирование изделий орнаментами с помощью различных инструментов, приспособлений, природных материалов. Обучение технологии декорирования изделий налепами.

Практика: Изготовление сувениров с новогодней тематикой.


3.2. Декоративное рисование

Практика: Оформление готовых изделий из солёного теста и глины.

2 модуль

Раздел 4. Зимняя сказка

4.1. Лепка из пластилина

Теория: История керамики. Знакомство с филимоновской народной игрушкой. Характерные отличия в технологии лепки филимоновского народной игрушки. Правила создания объемной композиции. Обучение некоторым приемам лепки животных.

Практика: Лепка фигур животных из пластилина в стиле филимоновского народного промысла.


4.2. Лепка из глины

Теория: История керамики. Знакомство с каргопольской народной игрушкой. Характерные отличия в технологии лепки каргопольской народной игрушки.

Практика: Лепка фигур животных из глины в стиле каргопольского народного промысла.


4.3. Декоративное рисование

Практика: Оформление готовых изделий из солёного теста глины.


Раздел 5. Весенний хоровод

5.1. Лепка из пластилин

Теория: Технология лепки из пластилина. Жгутовая технология. Обучение технологическим приемам выполнения несложных цветочных элементов, а также фигурок экзотических животных.

Практика: Изготовление небольших объемных композиций.


Раздел 6. Промежуточная аттестация

Практика: Выполнение зачетной работы. Защита (представление) выполненной работы.


Раздел 7. Заключительное занятие

Теория: Подведение итогов года. Награждение обучающихся грамотами.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

Начальная (входящая) диагностика проводится в начале обучения по программе. На первых занятиях педагог диагностирует уровень подготовленности обучающихся с учетом их возрастных и психофизических особенностей для постановки задач индивидуальных работы и сопоставления с дальнейшими результатами. Начальная (входящая) диагностика проводится в форме практической работы – поделки из пластилина. Выполнение оценивается по бальной системе. Один критерий соответствует одному баллу (максимально 3 балла). Чем больше баллов, тем выше уровень выполненной работы.

Работа оценивается по таким критериям:

1.Владеет умением лепки основных форм (шар, жгут, лепешка).

2.Пользуется необходимыми инструментами для лепки.

3.Творчески относится к своей работе.


Текущий контроль осуществляется в форме практической работы в конце каждого раздела программы. Данный вид контроля способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в поддержке педагога и тех, кто проявляет творческие способности. Создание определенных критериев диагностики освоения образовательной программы обучающимися помогает объективности оценки их творческого роста. Обучающиеся выполняют работу, соответствующую тематике раздела. Работа оценивается по бальной системе. Один критерий соответствует одному баллу (максимально 7 баллов). Чем больше баллов, тем выше уровень выполненной работы.

Работа оценивается по следующим критериям:

1.Выбирает способы лепки в зависимости от формы.

2.Соблюдает пропорции.

3.Владеет основами росписи.

4.Выполняет знакомые декоративные элементы для украшения изделий.

5.Владеет начальными навыками выразительного использования основных цветов, смешивает их.

6.Соблюдает аккуратность в выполнении работы.

7.Творчески относится к своей работе.


Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года. Её цель – определить уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися. Формой промежуточной аттестации является выполнение и защита (представление) практической работы.

Критерии оценивания практической и творческой работы совпадают с критериями текущего контроля.

Критерии оценивания выступления:

1.Может рассказать о своей работе.

2.Выстраивает рассказ по предварительно подготовленному плану (замысел, способы изготовления, ожидаемый и реальный результат).

3.Сочетает выступление с выразительными движениями.

Результаты всех видов контроля отмечается в сводной таблице обучения (Приложение №2)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Пп

Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма контроля

1

Введение. Чему я научусь. Входящая диагностика

Диагностические карточки






Мультимедийный проектор


Практическая работа

2.

Осенние фантазии

Раздаточный материал,

демонстрационные плакаты,

иллюстрации,

образцы художественных изделий, технологические карты, презентации

Практическая работа

3.

Новогодние сувениры

Практическая работа

4.

Зимняя сказка

Практическая работа

5.

Весенний хоровод

Практическая работа

6

Промежуточная аттестация

Диагностические карточки

Практическая работа

7

Заключительное занятие

Презентация «Наше творчество»



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Помещение и оборудование

Специальные инструменты приспособления и материалы

Дополнительные материалы

Школьный кабинет, столы ученические, стулья ученические, выставочные шкафы.


Пластик, пластилин для творчества, глина, краски художественные акриловые, бумага для акварели, гуашь, баночки для воды, палитра, кисти, палитры, стеки, коврики для творчества, клей.

Природные материалы для декорирования.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ


Нормативные документы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии:

Федеральный Закон РФ от 29.12. 2012г. №273 «Об образовании в РФ»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».


Для педагога:

1 .Антипова М.А. Соленое тесто. Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2007

2. Горичева В.С. Сделаем сказку из глины. - Ярославль: Академия развития, 1998

3. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014

4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.- М.: Просвещение,1987

5. Савенков А.П. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников.-Ярославль: Академия развития,2004

6. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:АСТ-ПРЕСС,1997


Для обучающихся:

1.Гомозова Ю.Б..Гомозова С.А. Праздник своими руками.- Ярославль: Академия развиттия,2001

2.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. -ТД Издательство «Мир книги», 2009г.

3.Курсак Б. Рисуем простыми трафаретами: от ладошки до картошки.-М.:Пчелка,2015

4.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки Творчества: Учебник для 2класса.-3-изд., испр.доп Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федотов»,2008

















































Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2020-2021учебный год

Название программы - «Художественная лепка»

Текущий срок реализации – 1 год

Количество учебных недель - 36

Количество учебных часов – 72

Дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2020 г. – 31.05.2021 г.

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Форма занятия


Форма контроля

Введение. Чему я научусь. Входящая диагностика (2ч)

1



сентябрь

Введение. Инструктаж по Т.Б.

1

Беседа с игровыми элементами

Педагогическая диагностика

2

Чему я научусь. Входящая диагностика

1

Практическая работа

Педагогическая диагностика

Осенние фантазии (16ч)

3

сентябрь














Кисть рябины (аппликация на плоскости)

1

Практическая работа

Самооценка обучающихся

4.

Урожай (изготовление овощей)

1

Практическая работа

Групповая оценка

5.

Дары леса (грибы в траве, аппликация на плоскости)

2

Практическая работа

Наблюдение

6.

Технологические приемы лепки из соленого теста

1

Беседа

Наблюдение

7.

Лепка деревьев

1

Практическая работа

Наблюдение

8.





октябрь

Лепка грибов

1

Практическая работа

Самооценка обучающихся

9.

Лепка простых форм листьев

1

Практическая работа

Наблюдение

10.

Создание декоративной композиции

2

Практическая работа

Выставка

11.

Изготовление корзинки с фруктами

2

Практическая работа

Групповая оценка

12.

Раскрашивание изготовленных работ

2

Беседа,

практическая работа

Самооценка обучающихся

13.

ноябрь

Что такое глина? Рассматривание образцов и беседа о возможностях глины.

1

Беседа

Групповая оценка

14.

Панно из глины «Очарование лета»

3

Практическая работа

Наблюдение

15.

Роспись высушенных изделий

2

Беседа,

практическая работа

Выставка



Новогодние сувениры (14ч)

16.

ноябрь

Декоративная лепка «Снежное дерево»

2

Практическая работа

Наблюдение

17.

декабрь

Создание композиции «Елочка пушистая»

2

Практическая работа

Наблюдение

18.

Роспись высушенных изделий

2

Практическая работа

Конкурс поделок

19.

Изготовление новогоднего сапожка

1

Практическая работа

Групповая оценка

20.

Лепка снежинок

1

Игра-путешествие

Самооценка обучающихся

21.

Новогодняя свеча

2

Практическая работа

Наблюдение

22.

январь

Елочная игрушка с веточкой ели

2

Практическая работа

Наблюдение

23

Роспись высушенных изделий

2

Практическая работа

Выставка работ


Зимняя сказка (18 ч)

24.

январь

Пластилиновая живопись. Снегири на ветке.

2

Практическая работа

Наблюдение

25.

Пластилиновая живопись. Зимний лес.

2

Практическая работа

Наблюдение

26.

февраль

Творчество народных мастеров. Знакомство с каргопольской народной игрушкой.

1

Игра-путешествие

Самооценка обучающихся


27.

Лепка птицы Счастья

2

Практическая работа

Наблюдение

28

Лепка домашних животных

2

Практическая работа

Наблюдение

29.

Роспись игрушек. Цветовые сочетания. Элементы росписи каргопольской игрушки

2

Беседа, практическая работа

Самооценка, выставка работ

30.

Знакомство с филимоновской игрушкой. Отличия в технологии лепки филимоновского народного промысла

1

Игра-путешествие

Наблюдение

31

март

Изготовление свистульки

2

Практическая работа

Наблюдение

32

Филимоновская лошадка

2

Практическая работа

Наблюдение

33

Роспись игрушек. Цветовые сочетания. Элементы росписи филимоновской игрушки.

2

Практическая работа

Выставка работ


Весенний хоровод (14ч)

34

март

Мы на луг ходили, мы лужок лепили. Лепка луговых цветов.

2

Викторина, практическая работа

Самооценка

обучающихся

35

апрель

Насекомые луга: божья коровка, стрекоза, кузнечик

3

Практическая работа

Выставка работ

36

Лепка «Ручеек и кораблик»

1

Практическая работа

Наблюдение

37.

Лепка. Пасхальная корзинка

1

Практическая работа

Выставка работ

38.

Лепка «Гусеница и яблоко»

1

Практическая работа

Наблюдение

39.

Лепка из жгутиков. Розы.

1

Практическая работа

Групповая оценка работ

40.

Лепка из жгутиков. Аппликация «Букет»

2

Практическая работа

Наблюдение

41.

май

Лепка птиц. Лебедь-красавец.

1

Практическая работа

Наблюдение

42

Лепка птиц. Дятел.

1

Практическая работа

Самооценка обучающихся


43.

Лепка птиц. Скворец.

1

Практическая работа

Наблюдение


Промежуточная аттестация (3ч)

44.

май

Выполнение поделки по выбору

2

Практическая работа

Педагогическая диагностика


45.

Защита работ обучающихся

1

Защита работ

Педагогическая диагностика



Заключительное занятие (1ч)


46.

май

Подведение итогов года

1

Награждение детей

Анкетирование



































Приложение 2

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ



Форма фиксации результатов диагностики (входящая)

п/п

Фамилия, имя

Лепка основных форм

Умение пользоваться инструментами

Творчество в работе

Итог

шар

жгут

лепешка

1.








2..












Форма фиксации результатов диагностики (текущий контроль и промежуточный)

п/п

Фамилия, имя

Верно выбран способ лепки

Соблюдены пропорции

Владеет основами росписи

Украшает изделие

Умеет получать дополнительные цвета

Аккуратность в работе

Творчество в работе

Итог

1.










2..














Форма фиксации результатов диагностики (промежуточная, выступление)

п/п

Фамилия, имя

Рассказывает о работе

Рассказ строит по плану

Выразительность выступления

Итого

1


























Методика наблюдения за обучающимися

Вопросы для наблюдения за детьми в процессе творчества



п/п

ФИО учащегося

Увлечен ли занятиями?

Меняет ли идею в процессе работы?

Много ли деталей использует в работе? Есть ли между ними связь?




Много ли делает работ?

Сложна ли работа (интересный

сюжет, композиция)?

Что предпочитает в работе?

Поведение во время занятий

Процесс

Результат

Общение с педагогом

Общение с детьми

Эстетическое окружение

Чувствительный

Коммуникативный

Доброжелательный


Раздражительный

Пугается трудностей

Разговорчивый

Общительный

Деятельный

Самостоятельный

Молчаливый

Любит помощь

1.























2.























3…



























Анкета обучающихся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой)

2 – да; – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

Мне нравится создавать фантастические проекты.

Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

Мне нравится находить причины своих неудач.

Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

Убедительно могу доказать правоту.

Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

У меня часто рождаются интересные идеи.

Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу, Светлана Васильевна!!! Приглашаю Вас в гости на мою страничку.

7 October 2020

Похожие публикации