12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары



РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                   Заведующий МБДОУ "Детский сад

педагогического совета                                                   №160 " г.Чебоксары

Протокол №_____________                                            ______________

от _________________2021 года                                    Приказ №_______________

                                                                                      от _____________________




  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


социально - педагогической направленности

кружок "БУКВАРЕНОК"










                                                                                                         Автор -составитель:

                                                                                            Федорова Л.А. 

                                                                                         Воспитатель

                                                                                            1  категории   

                                                                 





Чебоксары 2021





1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.

1.3 Основные принципы обучения чтению.

1.4 Целевые ориентиры освоения Программы.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Направления образовательной работы обучению чтению

2.2 Структура непосредственно- образовательной деятельности.

2.3 Форма организации обучения.

2.4 Ожидаемые результаты освоения программы.

2.5Материально- техническое обеспечение реализации рабочей программы

3.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Календарно- тематический план непосредственно- образовательной деятельности кружка.

3.2 Список литературы.



1.1 Пояснительная записка

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению, рекомендованный Министерством образования РФ. Букварь Н.С.Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению- от звука к букве, т.е. звуковой аналитико- синтетический метод.


1.Направленность программы

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения , имеет социально- педагогическую направленность., определяющую развитие познавательных способностей детей, их общих умений и навыков в чтении.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации ";

2. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам

3. СанПин 2.4.1.3049-13" Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа направлена на:

- помощь дошкольникам в развитии индивидуальных способностей;

- стимулирование познавательной активности;

-формирование мотивации к познанию и творчеству;

-развитие способностей к самообразованию;

- приобретение общечеловеческих и культурных ценностей ;

-организацию совместной деятельности детей и педагога.

Набор обучающихся носит свободный характер, определяется заинтересованностью воспитанников и их родителей(законных представителей).



2 .Актуальность, новизна, целесообразность

Дошкольное детство является основой для становления личностных, индивидуальных способностей, для развития любознательности и самосовершенства детей старшего дошкольного возраста. Многие родители в настоящее время уделяют внимание раннему развитию своего ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка в познании окружающего мира, тем полнее и успешнее его развитие.

Актуальность программы определяется ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. Задача, стоящая перед педагогом заключается в создании условий для увлекательной образовательной деятельности ,направленной на обучение чтению дошкольников.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.

Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - переход к согласным.

Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста.

Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.

Следует отметить, что новизна знаний, которые приобретает дошкольник, носит субъективный характер, т.к является индивидуальной особенностью познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятии используются пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, конструирования , прописи ( подготовительная к школе группа) для развития мелкой моторики рук. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого ребенка, делает занятие увлекательным. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений.

Программа основана на принципах доступности, систематичности и последовательности в обучении.



1.2 Цели и задачи программы

Цель: формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению в начальной школе; научить чтению слогов.

Задачи:

1. Обучающие

-учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове;

-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи;

-познакомить с новыми терминами(звук, гласный, согласный, предложение, текст);

-учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного;

-способствовать введению ребенка в письменность.

2. Развивающие

-развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение;

-развивать желание читать.

3. Воспитательные

-воспитывать старательность;

-воспитывать интерес к чтению.




1.3.Основные принципы обучения чтению

Процесс обучения строится на общедидактических принципах:

-принцип систематичности и последовательности: ("от легкого к трудному", от "простого к сложному")

-принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

-принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательности блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

-онтогенетический принцип:(учет возрастных особенностей обучаемых).




1.4. Целевые ориентиры освоения программы

-ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, пении.

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в игре;

-способен внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими;

-речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;

-развиваются творческие способности, обогащается умение пользоваться звуками в построении слов.





2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Направления образовательной работы обучению чтению

Содержание Программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук- буква и понять их различие и особенности.

В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие , внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

При составлении программы учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные способности и возможности.

Программа направлена не только на конечный результат- умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире .

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: "от простого к сложному", от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание благоприятной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен для восприятия дошкольниками.




2.2 Структура непосредственно- образовательной деятельности

Основные формы и режим занятий.

Формы и режим образовательной деятельности: обучение начинается с 01 сентября 2020 года и заканчивается 31 мая 2021 года.

Формы организации занятий: подгрупповая, индивидуальная.

Режим занятий:

- продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 30 минут( вторник, четверг);

- общее количество занятий: 72 занятия.




2.3 Форма организации обучения.

1. Для занятий необходимо помещение с набором столов и стульев, соответствующих росту детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная или индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, слоговые карточки.

2 .Наличие у каждого дошкольника "Букваря" Жуковой Н.С.

3. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению.

4. Форма подведения итогов реализации программы.

1.Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение;

- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации;

- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование, пропись;

- работа с книгой, слоговыми карточками.

2.Содержание курса определяется подбором заданий по "Букварю " Н.С.Жуковой исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.

Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей. Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.

Данная форма организации работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (СанПин 2.12.7).

3. Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможны без активного участия родителей дошкольников, т.к. овладение навыками чтения в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений дома, без заинтересованности родителей дошкольников в процессе обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико-синтетического слияния звуко-буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала дополнительной образовательной программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса.

4. Одной из форм подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с участием родителей .





2.4 Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 5- 7 лет может:

- различать понятия «звук», «буква»;

- определять наличие и место заданного звука в слове;

- анализировать звуковой состав слова;

- определять количество слогов в слове, ударный слог;

- уметь составлять слова из слогов;

- иметь представление о предложении;

- уметь выделять последовательность звуков в простых слова;

- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

- уметь пользоваться выразительными средствами языка;

-уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

- уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.





2.5Материально- техническое обеспечение реализации рабочей программы

1. Демонстрационный материал:

-мольберт,

- магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры,

-предметные картинки,

-карточки для звукового анализа слов,

-фишки: красная, синяя, зеленая


- демонстрационная азбука или индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, --- звуковые и слоговые линейки, слоговые карточки.

- магнитофон, мультимедийная аппаратура.

2. Раздаточный материал:

-буквари

-тетради в крупную клетку

-конверты с разрезной азбукой(для каждого ребенка)

-тетради с заданиями для развития речи

-фишки( на каждого ребенка) трех цветов

-цветные карандаши,

- простые карандаши









   3.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Календарно- тематический план непосредственно- образовательной деятельности кружка.


Месяц

Тема

Цель/ задачи

Форма организации

Сентябрь

1."Как люди начали говорить?"

Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги.

Формирование звуков, формировать у детей представления об устной и письменной речи.

Д/и "Найди звук" .


Групповая

2."Звуки речи. Звуки музыки"

Неречевые и речевые звуки

Учить определять источник и направление звука, узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;

Отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Муз.игра "Громко-тихо", Д/и "Что это ".

Разучивание :песня Р.Паулса"Алфавит"

Групповая

3."Речевые звуки" Гласные и согласные звуки

Учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса, передавать ритмический рисунок слова.

Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

Дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии, развивать фонематическое восприятие и слух.

Игра в лото:"Найди гласный"

Групповая

4."Гласные звуки"

Звук А. Буква А, а


Различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

Четко произносить звук А.

(кратко - длительно, тихо - громко)

Знакомство с буквой А;

Игра: "Таинственный мешочек"

Групповая

5."Гласные звуки" Звук У. Буква У, у


Учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков; определять наличие звука У в словах. Развивать фонематических слух.

Подбирать слова, в которых есть звук У.

Учить определять начальный звук в названии картинок. Учить читать букву У в столбик .

Игра"Назови слово"

Повторить песню "Алфавит" Р. Паулса

Групповая

6."Как люди научились писать?"

Закрепление букв А а ,У у.

Закрепить знания об отличии звука и буквы. Знакомство с соединение АУ, УА.

Учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау; продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков .

Д/и" Найди звук в слове"(в начале, в середине, в конце)

Работа в тетради( пропись букв А-а У- у)

Групповая

7."Гласные звуки" Звук О. Буква О.


Формировать навык подбора слов со звуком О, различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных ;

Знакомство с буквой О; учить определять

начальный звук в названиях картинок.

Читать знакомые буквы в строчку и в столбик, упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Игра "Мама пошла в магазин".

Групповая

8."Буквы разные , буквы гласные"

Закрепление букв А, У, О

Учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. Чтение чистоговорок.

Работа в тетради,( учить печатать буквы А-а, У-у, О-о,)

Пальчиковая гимнастика с буквами А,У,О

Групповая


9.Слоговое соединение

Учить соединять звуки в слоги для образования новых слов.

Учить находить место изученных звуков в словах.

Игра"Таинственный мешочек"


Октябрь





10."Звук М."

Буква М ,м

Знакомство с буквой М;

Составлять и читать слоги и слова со звуком М, читать слоги и слова по картинкам, отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;

Самостоятельно подбирать слова со звуком М.

Игра:"Найди место буквы в слове"

Групповая

11."Звук С"

Буква С, с


Знакомство с буквой С;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Учить определять первый и последний звук в словах; учить отбирать картинки со звуком С; определять место звука С в словах.

Чтение чистоговорок .

Читать по таблице слоги и слова.

Игра:"Таинственный мешочек"

Групповая

12."Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь"

Учимся соединять буквы.


Учить слиянию букв в один слог (АУ, УА);

анализировать прочитанные слоги; узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес).

Работа в тетради, пропись букв А-а, У-у Игра:"Перекличка".

Разучивание песни В. Шаинского "Чему учат в школе"

Групповая

13."Мы читаем, мы читаем, буквы в слоги соединяем"

Чтение слогов

Продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;

Развивать навык чтения слогов;

пополнять словарный запас.

Игра:"Кто внимательный?"

Групповая

14. Закрепление соединения пройденных букв

Учить слитно слиянию в один слог, выполнять звуковой анализ слов со слогами АМ, УМ.

Учить находить местоположение слогов в словах.

Продолжать проводить

Игра:"Кто сказал?"

Групповая

15."Игра в слова"

Учимся соединять буквы в слоге

Продолжать проводить звуковой анализ слогов , включив в упражнение звук С.

Закреплять навык поиска звуков в начале, в середине, в конце слова.

Игра "Назови профессию "

А Барто" Игра в слова"(разучивание)

Групповая

16."Чтение прямых слогов"

Учить читать прямой слог (согл.+ гл.)

Звуковой анализ слогов МА, МУ, МО.

Поиск данных слогов в словах с определением местоположение в словах.

Работа в тетради(учить узнавать слоги на письме)

Игра"Кто внимательный?"

Групповая

17."Чтение обратный слогов"

Учить читать обратный слог АМ, ОМ,УМ., учить выполнять звуковой анализ слов с данными слогами, читать их в строчку и в столбик.

Д/и" Таинственный мешочек"

Групповая

Ноябрь

18."Мы читаем, мы читаем"

Читаем слитно СА, СУ, СО, МА, МУ, МО, АС. УС, ОС, АМ, УМ. ОМ

Учить определять слоги в словах .

Продолжать читать слоги в словах, находить местоположение .

Развивать умение называть новые слова с данными слогами.

Работа в тетради.

Игра " На что похоже?"

Групповая

19."Путешествие в страну звуков и букв" Звук Х .Буква Х, х

Формировать правильную артикуляцию звука Х. Учить подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах,

выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах.

Знакомство с буквой Х; из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х, читать слоги и слова .

Разучивание песни В. Шаинского "Игра"

Групповая

20."Читаем слоги"

Чтение прямых слогов

Учить слиянию букв в один слог (ХА, ХУ, ХО); анализировать прочитанные слоги;

сопоставлять букву и её графический образ.

Развивать навык чтения слогов.

Пополнять словарный запас.

Пальчиковая гимнастика.

Групповая

21."Путешествие в страну звуков и букв" Звук Р. Буква Р, р

Учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;

Учить отбирать картинки со звуком Р;

Определять место звука Р в словах;

Знакомство с буквой Р;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова

Д/и "Найди букву и звук".

Групповая

22.Звук Р. Буква Р, р

Четко произносить звук Р;

Формировать навык подбора слов со звуком Р;

Продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Чтение скороговорок и чистоговорок со звуком Р

Групповая

23.Звук Ш. Буква Ш, ш.

Четко произносить звук Ш;

Учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;

Формировать навык подбора слов со звуком Ш;

Познакомить с буквой Ш;

Упражнять с разрезной азбукой , составлять и читать слоги и слова;

Игра "Чудесный мешочек"

Групповая



24.Соединяем буквы, читаем слоги.

Учить отбирать картинки со звуком Ш,

определять место звука Ш в словах,

читать слоги и слова по индивидуальным карточкам .

Развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику.

Игра "Таинственный мешочек"

Пальчиковая игра

Групповая


25.Чтение прямых и обратных слогов

Учить читать слоги: ША, ШУ, ШО, АШ, УШ, ОШ. Продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ.

Чистоговорки.

Пальчиковая гимнастика

Групповая

Декабрь

26. Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы

Различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков, четко произносить звук Ы: кратко - длительно, тихо - громко;

Воспроизводить слоговые ряды, учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;

Формировать навык подбора слов со звуком Ы. -анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;

Познакомить с буквой Ы.

Упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;

Читать слоги и слова по таблицам.

Игра"Скажи слово"

Групповая


27.Звук Л.

Буква Л, л

Четко произносить звук Л;

Учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов, формировать навык подбора слов со звуком Л;

продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;

-познакомить с буквой Л;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Чтение чистоговорок.

Групповая


28.Дифференциация звуков и букв Л, Р.

Продолжать учить читать слоги и слова , выполнять звуковой анализ слов.

Формировать навыки определения звука в новых словах.

Расширять словарный запас.

Игра"Найди букву".

Групповая



29."Чтение с увлечением"

Читаем слитно!

Продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ. Развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас.

Чтение предложений из двух-трёх слов;

учить анализировать прочитанные предложения.

Групповая


30.Звук Н.

Буква Н, н

Продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков.

Учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов, самостоятельно подбирать слова со звуком Н.

Знакомство с буквой Н упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова;


Групповая


31."Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;

определять место звука Н в словах (по картинкам);

Учить узнавать изученные буквы;

читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

Игра" Составь предложение"

Групповая


32.Знакомство со звуком К.

Буква К, к

Подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; определять место звука К в словах (по картинкам).Учить узнавать изученные буквы;читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

Знакомство с буквой К; упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги КА, КУ,КИ, АК,УК,ИК.

Игра" Подбери слова на букву К".

Групповая


33."Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;

-определять место звука К в словах (по картинкам);

Учить узнавать изученные буквы;

читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

Игра " Составь предложение"

Групповая

Январь

1."Путешествие в страну звуков и букв" Звук Т Буква Т, т

Повторить правильную артикуляцию, четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков. Учить определять первый и последний звук в словах;

отбирать картинки со звуком Т;

определять место звука Т в словах;

Знакомство с буквой Т;

упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: ТА,ТУ,ТИ,АТ,УТ,ИТ.

подгрупповая

2. "В стране гласных звуков". Звук И. Буква И, и

Повторить правильную артикуляцию,

четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко. Учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов. Формировать навык подбора слов со звуком И;продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.

Познакомить с буквой И. учить отбирать картинки на звук И.

Игра"Найди слово"

Чтение чистоговорок

Групповая

3. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И;

определять место звука И в словах (по картинкам). Учить узнавать изученные буквы; читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

Игра"Угадай букву".

Групповая

4. "Путешествие в страну звуков и букв" .Звук П.

Буква П, п

Продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков.

Учить выделять звук П в ряду звуков, слогов; выделять последний глухой согласный звук.

Знакомство с буквой П;

Учить анализировать обратные слоги.


Групповая


5. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;

упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги АП,УП,ИП, ПА.ПУ,ПИ.

Закрашивание картинок на звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», магазин» «Читатели».

Групповая


6. "Путешествие в страну звуков и букв" .Звук З

Буква З, з

Учить узнавать букву З, выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

Познакомить с буквой З;

Формировать навык подбора слов со звуком З; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

Игра"Составь слово"

Групповая

Февраль

7."Парные согласные"

Буквы З-С.

Дать понятие "парные" согласные. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, обогащать словарный запас. Развивать навык чтения слогов;

продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Чтение чистоговорок со звуками З-С.

Групповая

8.Согласный звук Й. Буква Й, й.


Учить отбирать картинки со звуком Й;

определять место звука Й в словах;

Знакомство с буквой Й;

упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Игра" Что за буква стоит".

Групповая

9. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать формировать навыки чтения. Разучивание чистоговорок;

закрашивание картинок на определённый звук

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Читатели», «Составь предложение

Групповая

10. "Путешествие в страну звуков и букв" .

Звук Г. Буква Г, г


Продолжать учить определять место звука в словах, учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах; выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

Познакомить с буквой Г; подбирать

самостоятельно слова со звуком Г

Игры "Составь слово"

Групповая

11. "Парные согласные"

Буквы Г-К


Продолжать учить соотносить звуки и буквы, сопоставлять буквы и их графический образ; обогащать словарный запас,развивать навык чтения слогов.

Продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Игра"Мама пошла в магазин"

Групповая


12. "Путешествие в страну звуков и букв"

Звук В. Буква В, в

-

Продолжать учить определять место звука в словах, учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах.

Познакомить с буквой В;

Формировать навык подбора слов со звуком В; учить отбирать картинки со звуком В

Большая буква в начале предложения;

читать слоги ,слова.

Игра"Составь предложение".

Групповая


13. "Путешествие в страну звуков и букв"

Звук Д. Буква Д, д


Учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах

Знакомство с буквой Д; подбирать

самостоятельно слова со звуком Д.

Упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова.

Большая буква в начале предложения и в именах собственных.

Игра" Как тебя зовут", "Назови имена"

Групповая

Март

14. "Путешествие в страну звуков и букв" .Парные

Звуки Д -Т


Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; обогащать словарный запас. Развивать навык чтения слогов;

продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Игра"Собери слово", "Найди парный звук"

Групповая


15. "Путешествие в страну звуков и букв" .Звук Б.

Буква Б, б

Повторить правильное произношение звука, подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;

определять место звука Б в словах ( по картинкам);

Знакомство с буквой Б;

упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и словА.

Большая буква в начале предложения.

Игра" Составь предложение из слов"

Чтение чистоговорок

Групповая


16. "Путешествие в страну звуков и букв" .Парные

Звуки Б-П


Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; обогащать словарный запас. Развивать навык чтения слогов;

продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Игра"Собери слово", "Найди парный звук"

Групповая


17. "Путешествие в страну звуков и букв" .Звук Ж.

Буква Ж ,ж


Продолжить учить определять место звука в словах. Учить отбирать картинки со звуком Ж.

Знакомство с буквой Ж;

упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова, читать по индивидуальным карточкам слоги и слова.

Игра " Найди звук".

Работа в тетради( штриховка)

Групповая


18. Дифференциация звуков Ж.З,Ш

Парные Ж-Ш

Продолжать учить сопоставлять звук и букву, определять место в слове. Познакомить с правилом написания ЖИ- ШИ., придумывать слова.

Разучивание чистоговорок;

закрашивание картинок на определённый звук.

Игры "Сложи слово из букв магнитной азбуки", "Найди слово", "Составь предложени".

Чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

Групповая


19. "Путешествие в страну звуков и букв" Звук Е .Буква Е, е

Знакомство с буквой Е; учить узнавать букву в словах,читать обратные и прямые слоги, слова. Учить читать предложения из двух-трёх слов, составлять из букв разрезной азбуки слова.

Чтение стихов о весне.

Групповая


20. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать формировать навыки чтения. Разучивание чистоговорок;

закрашивание картинок на определённый звук. Чтение предложений из двух-трёх слов; учить анализировать прочитанные предложения.

Игры "Найди слово","Читатели", "Составь предложение".

Групповая


21. "Путешествие в страну звуков и букв" Буква Ь

Познакомить с буквой Ь;

читать обратные и прямые слоги, слова;

составлять из букв разрезной азбуки слова;

Чтение предложений из двух-трёх слов;

учить анализировать прочитанные предложения.

Игра"Найди слова".

Работа в тетради ( шриховка).

Групповая


22. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать формировать навыки чтения.

Учить читать предложения из двух-трёх слов. Большая буква в предложении.

Учить анализировать прочитанные предложения.

Д/и "Назови слово"

Чтение скороговорок.

Групповая

Апрель

23. "Путешествие в страну звуков и букв" .Звук Я Буква Я, я

Продолжать учить находить место звука в словах;

Знакомство с буквой Я. Учить детей

читать обратные и прямые слоги, слова;

составлять из букв разрезной азбуки слова.

Игра" Составь слова "

Работа в тетради.

Групповая


24. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами. Текст

Формировать навыки чтения текста. Учить отвечать на вопросы по тексту.

Учить читать предложения из трёх- четырех слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

Игра"Построй предложение"

Групповая


25. "Путешествие в страну звуков и букв" .Звук Ю

Буква Ю, ю

Знакомство с буквой Ю;читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова.

Игра " Составь предложение".

Чтение стихов о животных.

Групповая


26. "Путешествие в страну звуков и букв" .Звук Ё

Буква Ё , ё


Продолжать учить определять место звука в слове.

Знакомство с буквой Ё ,учить читать обратные и прямые слоги, слова;

составлять из букв разрезной азбуки слова.

Д/И "Назови слово "

Групповая


27. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами. Текст

Учить читать текст с предложениями из 3-4 слов., анализировать прочитанные предложения.

Большая буква в предложении. Имена собственные.

Игра" Большая - маленькая"

Групповая


28. "Путешествие в страну звуков и букв" . Звук Ч. Буква Ч, ч

Повторить правильное произношение звука, подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ч, четко произносить звук Ч;- учить отбирать картинки со звуком Ч; определять место звука Ч в словах.

Знакомство с буквой Ч;

упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова, читать по индивидуальным карточкам слоги и слова.

Чтение чистоговорок. Работа в тетради

Групповая


29. "Путешествие в страну звуков и букв" . Звук Э Буква Э ,э

Повторить правильную артикуляцию звука Э, подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Э, четко произносить звук Э; учить отбирать картинки со звуком Э; определять место звука Э в словах.

Знакомство с буквой Э; уметь дифференцировать со звуком Е,

упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова, читать по индивидуальным карточкам слоги и слова.

Игра"Составь слова в предложения". Работа в тетради

Групповая


30. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами. Текст

Учить читать текст с предложениями из 4-5 слов., анализировать прочитанные предложения. Большая буква в предложении.

Разучивание чистоговорок, закрашивание картинок на определённый звук;

Игры "Сложи слово из букв магнитной азбуки", "Найди слово", "Читатели".

Групповая


31."Путешествие в страну звуков и букв" Звук Ц. Буква Ц, ц

-

Повторить правильную артикуляцию звука Ц, подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ц, четко произносить звук Ц; учить отбирать картинки со звуком Ц; определять место звука Ц в словах.

Знакомство с буквой Ц; упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова, читать по индивидуальным карточкам слоги.

Игра"Найди букву"

Чтение чистоговорок.

Групповая

Май

32.Дифференциация звуков Ц -Ч

Чтение текста.

Учить различать звуки Ц и Ч., находить место в словах .

Чтение предложений из трёх- четырех -пяти слов; учить анализировать прочитанные предложения.

Игра "Мама пошла в магазин"

Чтение чистоговорок, скороговорок

Индивидуальная


33. "Путешествие в страну звуков и букв" Звук Ф.

Буква Ф, ф

Повторить правильную артикуляцию звука Ф, продолжать анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;

Знакомство с буквой Ф;

упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова

читать слоги и слова по индивидуальным карточкам.

Игра" Назови букву в словах "

Индивидуальная


34. "Путешествие в страну звуков и букв" Звук Щ.

Буква Щ, щ

Повторить правильную артикуляцию звука Щ, продолжать анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Щ;

Знакомство с буквой Щ;

упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова

читать слоги и слова по индивидуальным карточкам.

Чтение чистоговорок

Песня В Шаинского "Игра"

Групповая


35.Дифференциация звуков Щ-С- Ч

Продолжать учить определять место звука в слове, производить звуковой анализ слогов с буквами Щ-С,Щ-Ч, анализ слов из 4 букв.Продолжать учить читать обратные и прямые слоги, слова; составлять слова.

Групповая


36. "Чтение с увлечением".

Читаем предложения с изученными буквами. Текст

Учить читать текст с предложениями из 4-5 слов., анализировать прочитанные предложения, отвечать на вопросы.

Разучивание чистоговорок, закрашивание картинок на определённый звук;

Игры "Сложи слово из букв магнитной азбуки", "Найди слово", "Читатели".

Групповая


37. "Путешествие в страну букв" Буква Ъ- знак твердости

Дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

Познакомить с буквой Ъ;

читать обратные и прямые слоги, слова;

продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ. Учить читать слова с данной буквой; формировать навыки правильного, осознанного чтения слогов и слов с изучаемой буквой; составлять из букв разрезной азбуки слова.

Игра" Составь предложение"

Групповая


38."Как хорошо уметь читать" Закрепление

Повторить и закрепить пройденный материал: определение местоположения звуков в словах, подбор слов на заданный звук, умение читать.

Групповая


39.Путешествие в страну "Читалию"

Демонстрация итогов , (повторение и закрепление пройденного материала), приобретенных умений, навыков в чтении по букварю Н.С.Жуковой.

Песня В.Шаинского "Чему в школе"

Групповая



    




Литература

1..Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.:Эксмо, 2018г.

2. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Учебное пособие «Учимся читать». ООО «Издательство АСТ», 2015 г.

3. Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», 1996 г.

4.Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет. Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.- Волгоград: Учитель, 2016.


































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.