Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа) летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием для детей с ОВЗ «Росток»

I. Информационная карта программы
II. Пояснительная записка
III. Содержание программы
IV. Условия реализации программы
V. Ожидаемые результаты реализации программы
VI. Список использованных источников
VII. Режим работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря
VIII. Приложение. План-сетка работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Росток»
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа) летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием для детей с ОВЗ «Росток» |
2 | Муниципальное образовательное учреждение | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» |
3 | Адрес и телефон | 430023, Республика Мордовия, г. Саранск, пр.60 лет Октября, д.111. тел. 8 (8342) 75-53-00. |
4 | ФИО руководителя организации | Ашутова Любовь Алексеевна, исполняющий обязанности директора |
5 | Авторы программы | Герасимова Анжелика Николаевна, (учитель) адаптивная физическая культура |
6 | Концепция программы | В основе концепции летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБОУ РМ «СОШ для детей с ОВЗ» эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования личности, развития творческого потенциала и формирования здорового организма. |
7 | Цель программы | Создать благоприятные условия для реабилитации, укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития и коррекцию творческого потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
8 | Основные направления | Оздоровительно- спортивное: весёлые эстафеты, дни здоровья ,беседы о здоровом образе жизни, по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе. Творческое: мастер-классы, рисование, музыкальноразвлекательные мероприятия, предметнопрактическая деятельность. Досуговое: массовые – праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования; групповые – спортивно-оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы; индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ. |
9 | Сроки реализации | Краткосрочная программа. Реализуется в течение лагерной смены – 21 день (воскресенье выходной), в период летних каникул – 03.06.2023 – 27.06.2023г. |
10 | Категория участников | Дети 8-17 лет |
11 | Общее число участников за смену | 36 человек (3 отряда) |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Летний оздоровительный лагерь дает возможность любому ребенку, в том числе и с ОВЗ, раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.
В нашем учреждении обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Кроме основного нарушения в развитии, они имеют сопутствующие: нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, патологии соматического характера, хронические заболевания. Большинство детей находятся в трудной жизненной ситуации: дети из малообеспеченных, многодетных семей, поэтому обучающиеся с ОВЗ нуждаются в непрерывном сопровождении со стороны медицинских работников и в организации летнего отдыха.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана эта программа. Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание психо - физиологические особенности и эмоционально – психические перегрузки ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной и коррекционной работы с детьми. Творчество в лагере даёт большие возможности в развитии художественно-эстетических способностей детей.
Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, реабилитации, оздоровлении и закаливании детей.
Актуальность программы. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой. С целью решения данных проблем на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по адаптированным образовательным программам» функционирует оздоровительный лагерь «Росток» с дневным пребыванием детей на период каникул, где отдыхают дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В лагере создаётся атмосфера творчества и радости, дети получают новые знания и положительные эмоции, полноценно общаются со сверстниками. В процессе реализации данной программы создаются условия для понимания ребёнком того, что добро, дружба - это ценность на земле, и, что важно быть востребованным в обществе, став духовно - воспитанным и трудолюбивым человеком. Сочетание игровых, развлекательных и познавательных мероприятий. Особое место отведено творческой деятельности. Кружковая деятельность включает в себя возможность развития детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, воспитания бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Погружая ребенка в атмосферу летнего отдыха, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Современные дети и подростки – представители нового поколения. Общение детей и подростков между собой и с окружающим миром – это процесс взаимодействия, помогающий им приобрести жизненный опыт, позволяющий сформировать свою гражданскую позицию, освоить различные социальные роли.
Значимость данной программы в комфортно организованном отдыхе и в умении спланировать работу так, чтобы каждый участник смены имел возможность получить комплекс знаний, умений и навыков по нескольким направлениям деятельности в индивидуальных, групповых занятиях и массовых мероприятиях.
В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Лагерь открывается на основании приказа от 25.03.2024 г. № 01-02/31. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, в использовании инновационных подходов к организации отдыха и оздоровления детей с ОВЗ в условиях школьного оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание благоприятных условий для реабилитации, укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Образовательные:
- актуализация знаний, навыков и умений в различных видах деятельности.
Развивающие:
- развитие у детей высших психических функций: памяти, мышления, внимания, творческих способностей через участие в интеллектуальных играх и конкурсах;
- активное вовлечение в различные сферы практической деятельности;
- включение в коллективную деятельность;
-развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Воспитательные:
- формирование творческого потенциала у детей;
- формирование навыков толерантного поведения;
- воспитание уважения к своему труду и его результатам;
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационные механизмы деятельности лагеря
Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.
Общее руководство и ответственность за правильную организацию работы и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.
Необходимо оборудовать стенды для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.
Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:
1. Положение о пришкольном лагере отдыха.
2. Программа.
3. План работы на смену.
4. План-сетка мероприятий.
5. Меню-раскладка на 21 день.
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, столовая, кабинеты для занятий, библиотека, пришкольный участок.
Содержание и форма реализации
В лагере проводятся ежедневные утренние линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям.
Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы.
Краткосрочная программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основными методами организации деятельности являются:
- коллективная творческая деятельность (КТД);
- игры (сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуально-познавательные);
- организация работы творческих мастерских;
- состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности).
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
- Безопасность всех проводимых мероприятий;
- Учет особенностей каждой личности;
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
- Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
- Ежедневная рефлексия (в т.ч. «Радуга настроения») с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
В течение смены планируется реализация программы по направлениям
➢ Художественно - творческое;
➢ Эстетическое;
➢ Образовательное;
➢ Спортивно-оздоровительное;
➢ Экологическое;
➢ Патриотическое.
Образовательное, экологическое и патриотическое направления
Образовательная часть включает теоретические занятия, возможные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний в определенных сферах, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний. Этому направлению посвящены некоторые «Поучительные минутки».
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов.
Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков (трудовое воспитание - уборка территории лагеря, уборка спортивной площадки школы, уборка мест пребывания), направленных на сохранение личного здоровья, сохранение и умножение природных богатств.
Патриотическое направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Программа работы лагеря способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у детей патриотического мировоззрения.
Спортивно – оздоровительное направление
Задачи:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка);
- Спортивные игры на площадке;
- Подвижные игры на свежем воздухе;
- Эстафеты;
- «Поучительные минутки».
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческое и эстетическое направления
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность;
- Конкурсные программы;
- Творческие конкурсы;
- Игровые творческие программы;
- Концерты; праздники;
- Творческие игры;
- Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Принципы организации педагогического процесса
1. Гуманистической направленности.
2. Связи с жизнью и практикой.
3. Организационный принцип: последовательности и систематичности.
4. Научности.
5. Наглядности.
Принципы управления деятельностью воспитанников
1. Активности детей.
2. Доступности и посильности.
3. Учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Прочности и действенности результатов.
Формы и виды работ:
1. Участие в культурных мероприятиях.
2. Организация различных конкурсов.
3. Экскурсии, походы.
4. Проведение различных операций, в частности по экологии и истории, исследовательские практические работы. Оформление работ учащихся (альбомы, стенды и т.д.)
5. Ролевые игры.
6. Спортивно-массовые мероприятия и другие.
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовое обеспечение программы
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 апреля 2011 г. № МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха»;
Распоряжение Минпросвещения России от 28 ноября 2019 г. N 121-р об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сферы отдыха и оздоровления детей", государственной программы "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
Методические рекомендации по вопросам подготовки к проведению летней оздоровительной кампании 2021 года (Письмо Министерства просвещения РФ 5 апреля 2021 г. N ДГ-38/06вн);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устав ГБОУ РМ «СОШ для детей с ОВЗ»;
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;
- Приказы УО;
- Должностные инструкции работников;
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- Заявления от родителей;
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Материально - техническое обеспечение программы
спортивная площадка школы, дворовая детская площадка;
актовый зал школы для проведения культурно-массовых мероприятий;
помещения для занятий творческих объединений;
материалы для оформления и творчества;
наличие канцелярских принадлежностей;
настольные игры, спортивный инвентарь, детские игрушки;
мультимедийное оборудование музыкальная аппаратура, видеотехника;
призы, грамоты для стимулирования.
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник оздоровительного лагеря;
педагог-психолог, учитель-логопед;
медицинский работник;
Кураторы отряда:
вожатые, воспитатели отряда;
Руководители творческих мастерских:
из числа педагогов и тьюторов.
Обслуживающий персонал.
Социальные партнеры (студенты МГПУ им. М.Е. Евсевьева, Дом культуры «Луч», Библиотека №5 им. С.Я. Маршака, ГБОДОРМ «Республиканский Центр дополнительного образования детей»).
Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность. Воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря. Логопед проводит логопедические занятия. Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья. Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Педагогическое обеспечение
- соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных - особенностей учащихся;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методическое обеспечение
- наличие необходимой документации;
- программы деятельности и план работы на смену;
- проведение инструктивно-методических совещаний;
- памятки и инструктивные карты для воспитателей.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа поможет участникам смены приобрести определённые знания о себе, о своей личности и способах управления собой, освоить ценностные установки современной жизни, определённые навыки «быть собой» и одновременно умения быть частью некоего социального целого (коллектива сверстников), добровольно соотносить своё поведение с их интересами.
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации субъектной активности, способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
Предполагается, что итогом работы летнего оздоровительного лагеря должно стать:
- мотивация к здоровому образу жизни, физическое и психическое оздоровление;
- развитие у школьников с ОВЗ интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта и получение организаторского опыта;
- развитие коммуникативных навыков, основ правильного поведения, общения, культуры, досуга, практических умений детей;
- развитие навыков ручного и общественно-полезного труда;
- снижение уровня преступности, правонарушений и других негативных проявлений среди детей и подростков с ОВЗ;
- развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, организаций дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков;
Для развития воспитательной системы лагеря ожидаемые результаты по итогам реализации программы предполагаются следующие:
- создание в лагере условий для самореализации детей;
- совершенствование методик организации форм работы;
- пополнение методической копилки.
Для педагогов лагеря ожидаемые результаты по итогам реализации программы предполагаются следующие:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- отработка моделей взаимодействия педагогов с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры;
- использование современных педагогических технологий для организации полноценного досуга детей и подростков.
На уровне директора лагеря:
- ежедневный отчёт о проведённых общелагерных мероприятиях;
- отчет о реализации программы по итогу смены;
- фото-отчет о работе лагеря.
Для родителей ожидаемые результаты по итогам реализации программы предполагаются следующие:
- удовлетворенность летним отдыхом детей;
- оздоровление и эмоциональный заряд ребенка;
- чувство уверенности в силах и потенциале своего ребенка.
Независимо от смены самый важный результат - благополучие ребенка.
Факторы риска меры их профилактики
ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА | МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ |
Факторы окружающей среды: плохая погода, дождь | Заменить мероприятием без выхода на улицу |
Жара, палящее солнце | Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце |
Клещевая опасность | Проведение инструктажа. не планировать походов и выездов в лес. |
Не желание принимать участие в мероприятиях | Организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя, помощь психолога |
Нарушение правил дорожного движения | Беседы, викторины, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТТ, проведение минуток безопасности, ежедневных инструктажей. |
Травмы и ушибы | Предупреждение и профилактика. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника. |
Несоблюдение режима дня | Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня. |
Кишечные инфекции | Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета. Беседы медицинского работника по теме. Инструктажи. |
Терроризм | Проведение инструктажа, разработка памяток, профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев. |
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бесова М.А. Весёлые игры для дружного отряда – Ярославль: Академия развития, 2019.
2.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3.Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) - Волгоград: Издательство «Учитель». 2006.
4.Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
5.Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 311с.
6.Лутцева, Корнева, Корнев: Технология. 4 класс. Мастерская творческих проектов. Учебное пособие. ФГОС. Издательство: Просвещение, 2018 г.
7.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
8.Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
9.Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
10.Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
VII. РЕЖИМ ДНЯ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «РОСТОК»
№ | Наименование мероприятия | Время |
1. | Встреча детей | 8:30-8:45 |
2. | Утренняя линейка | 8:45- 9:00 |
3. | Зарядка «Минутка здоровья» | 9:00-9:15 |
4. | Завтрак | 9:15-9:35 |
5. | Логопедические занятия, Коррекционно-развивающее занятия | 9.35-11.00 |
6. | Пребывание детей на свежем воздухе (проведение оздоровительных, спортивных, культурных мероприятий, экскурсий, походов, игр, викторин) | 11.00-12.00 |
7. | Художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, творческие мероприятия) | 12.00-13.00 |
8. | Обед | 13:00-13:30 |
9. | Спортивный час / Музыкальный час/ Занятия по интересам (настольные игры, просмотр детских мультфильмов, минутка чтения) | 13:30-14:00 |
10. | Полдник | 14:00-14:30 |
11. | Уход домой | 14:30 |
VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ. ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «РОСТОК»
№ п/п | Дата | Основные мероприятия |
1 | 03.06.24 | «Добро пожаловать» 1. Утренняя зарядка 2. Открытие лагеря. Веселыми тропинками лета «Здравствуй ЛЕТО-2024!» Выбор названия отряда, девиза. 3. Беседа «Береги свою жизнь» (инструктаж по ТБ, ПДД, пропаганды противопожарных знаний, антитеррор). Ознакомление с правилами внутреннего распорядка лагеря. 4. Логопедическое занятие 5. Коррекционно-развивающее занятие (индивидуальное) 6. Игры на свежем воздухе. 7. Художественно-творческая деятельность (Создание флага и эмблемы своего отряда). 8. Занятия по интересам (настольные игры) 9. Дискотека |
2 | 04.06.24 | День БДД 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Закаливание». 3. Логопедическое занятие 4. Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5.Инструктаж по правилам дорожного движения. Встреча с инспектором ГИБДД «Перекресток безопасности» - беседа о ПДД. 6. Пребывание детей на свежем воздухе (Старт спартакиады лагеря «Солнце, воздух, спорт, игра - наши лучшие друзья».). 7. Беседа «Мы и дорога» 8.Викторина «Дорожная азбука» 9. Художественно-творческая деятельность (рисование «Дорожные знаки») 10. Занятия по интересам (минутка чтения) 11. Игры в шашки. |
3 | 05.06.24 | «День литературы» 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Берегите глаза» 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Посещение ДК «Луч» - 10.30 6. Мастер – класс видеороликов «Сказочное путешествие». - Викторина «По стране литературных героев» 7. Игры на свежем воздухе. 8. Художественно-творческая деятельность. Конкурс рисунков по сказкам А.С. Пушкина 9. Занятия по интересам (Театрализованное представление, подготовленное детьми на сказку «Репка» (на выбор)). 10. Конкурс Пантомимы. 11.Спортивное мероприятие по бадминтону. |
4 | 06.06.24 | День Родного края 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Путешествие в страну «Витаминию» 3. Логопедическое занятие 4. Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Инструктаж «Правила поведения во время экскурсий, прогулок» 6. Пребывание детей на свежем воздухе «Экскурсия в Парк» 7. Презентация «Выдающиеся земляки» 8. Художественно-творческая деятельность (лепка (приемы с помощью шариков, колбаски) «Наш город глазами детей») 9. Занятия по интересам (настольные игры) 10. Спортивно-танцевальная программа «Стартины». |
5 | 07.06.24 | «День Здоровья» 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Мир без наркотиков» (антинаркотической направленности) 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (индивидуальное) 5. Инструктаж по технике безопасности при проведении спортивных мероприятий 6. Спортивная эстафета «Береги здоровье смолоду» 7. Ребусы и кроссворды о здоровье. «Мы растем здоровыми» - квест-ига 8. Художественно-творческая деятельность. Учить детей создавать коллективную работу «О вреде наркотиков и пропаганде здорового образа жизни». 9. Занятие в шахматном клубе. 10. Занятия по интересам (Минутка чтения). 11. Танцевальное мероприятие «Радуга талантов...» |
6 | 08.06.24 | День Лета 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья - «Профилактика солнечного удара». 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Пребывание детей на свежем воздухе 6.Инструктаж по правилам поведения во время подвижных игр 7.Акция «Поделись улыбкой своей» 8. Поле чудес «Лето» 9. Художественно-творческая деятельность (рисование на асфальте «Здравствуй, лето!») 10. Просмотр мультфильмов. 11. Танцевально-развлекательная программа «Кто во что горазд». |
7 | 10.06.24 | День России 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Осанка-основа красивой походки» 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Конкурс «Песни о России». 6. Игры на свежем воздухе. 7. Художественно-творческая деятельность. Аппликация «Береза-символ России». 8. Просмотр видеоролика «Они пережили блокаду». 9. Занятия по интересам (настольные игры). 10. Дискотека |
8 | 11.06.24 | День Друзей 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Гигиене слуха». 3. Логопедическое занятие 4. Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5.Инструктаж по противодействию терроризму 6. Спортивный досуг посвященный международному дню друзей «Дружба крепкая». 7. Подвижные игры на воздухе (вышибалы, игры с совочками, съедобное не съедобное, глухой телефончик и т.д.). 8. Художественно-творческая деятельность. Мастер-класс «Оригами. Цветы» 9. Просмотр видеоролика. Виртуальное путешествие «Удивительные места». 10. Шашечный турнир. 11. Музыкальный час. |
9 | 13.06.24 | День Вежливости 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «У меня хорошее настроение» 3. Логопедическое занятие 4. Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Видеоролик антинаркотического содержания «Предупрежден – значит вооружен» 6.Тематический час «Дорогами добра» 7. Игры на свежем воздухе. - «Квест» (собери палатку) - «Добраться до места» (обручи, 2 листа бумаги) - «Классики» - «Бегемотики бежали» 8.Просмотр мультфильма о вежливости (с последующем обсуждением) 9. Художественно-творческая деятельность. «Минута славы» - конкурс рисунков на асфальте посвященная теме «Дети и здоровье». - Свободная художественно-продуктивная деятельность «Умелые руки не знают скуки». - Коллективная работа «Солнышко доброты» 10. Занятия по интересам (настольные игры, минутка чтения, просмотр сказки про вежливость, игры «Вежливый трамвайчик», «Собери цветок вежливых слов»). 11. Дискотека |
10 | 14.06.24 | День Экологии 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Профилактика COVID-19». 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Инструктаж «Правила поведения во время экскурсий, прогулок» 6. Виртуальная экскурсия на очистные сооружения (очистка воды от загрязнения) 7. Интеллектуальное мероприятие на свежем воздухе. «Самый, самый, самый» 8. Игры на свежем воздухе. - «Кто больше пропрыгает на скакалке» - «Кто больше подбросит валанчик» и т.д. 9. Художественно-творческая деятельность. Творческая мастерская. Мастер – класс «Вторая жизнь бытовых отходов». Поделки из пластиковых бутылок. 10. Вода – удивительное вещество (опыты, игры с водой). 11. Музыкальный час |
11 | 15.06.24 | День Здорового питания 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья - «Режим питания. Правила поведения за столом»»; 3. Игры на свежем воздухе. - Спортивное развлечение: «Знатоки здорового питания» 4. Логопедическое занятие - Дидактические игры по теме «Здоровое питание» 5. Коррекционно-развивающее занятие (индивидуальное) - «Кольцо передавай правило называй!» (Дети стоят в кругу, передают друг другу кольцо и называют правила поведения за столом во время приёма пищи.) - «Накорми куклу» 6. Рассказ в картинка про витамины группы А, В, С, D. и какие продукты к ним относятся. 7. Загадывание загадок про продукты. 8. Художественно-творческая деятельность. - Раздать картинки с продуктами и вырезать их. Приклеить их на листы А5: плакат 1 - здоровое питание; плакат 2 - вредные продукты. - Изделия из пластилина «Овощи и фрукты» 9. Проведение опытов с кока-колой и конфетой, сухарь в воздушном шарике и вода в шарике. Эти опыты помогут понять что твориться в нашем желудке. |
12 | 17.06.24 | День Творчества 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (индивидуальное) 5.Инструктаж при проведении культурно-массовых мероприятий 6. Виртуальная экскурсия в мир театра. / Экскурсия в ДК «Луч» (10.30) 7. Игры на открытом воздухе. 8. Художественно-творческая деятельность. Аппликация «Летняя открытка» 9. Занятия по интересам 10. Дискотека «На стыке эпох» |
13 | 18.06.24 | День Природы 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Лесные опасности. Зеленая аптечка: первая помощь при укусах насекомых» 3. Логопедическое занятие 4. Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5.Инструктаж по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах 6. Экскурсия в районную библиотеку - 10.00 7. Игры на свежем воздухе. - «Квест» (собери палатку) - «Добраться до места» (обручи, 2 листа бумаги) - «Классики» - «Бегемотики бежали». 8.Викторина «Лесные друзья» 9. Художественно-творческая деятельность. «В мире животных» конкурс поделок из пластилина 10. Занятия по интересам 11. Игры в шашки |
14 | 19.06.24 | День Знатоков 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Волшебное влияние музыки». 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Кроссворд «Пожарная безопасность» 6. Инструктаж по правилам электробезопасности 7. Спортивный праздник «Весёлый мяч» 8. Игры на свежем воздухе 9. Интеллектуальное развлечение «Поиграем в слова» (загадки, ребусы, шарады) 10. Занятия по интересам 11. Музыкальный час |
15 | 20.06.24 | День Безопасности 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Спорт-это жизнь…» 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (индивидуальное) 5.Инструктаж по правилам пожарной безопасности 6. Экскурсия-виртуальная в пожарную часть 5. Игры на свежем воздухе. 7. Беседа «Многообразие растений нашей местности» - знакомство с растениями на школьной территории 8. Экскурсия в природу (сбор гербарного материала) 9. Рисование на асфальте «Цветик-семицветик» 10. Художественно-творческая деятельность. Рисование «Безопасность». 11. Занятия по интересам (настольные игры) 12. Спортивное мероприятие по футболу |
16 | 21.06.24 | «День музыки» 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Мои нервы – мои скакуны» 3. Логопедическое занятие (Познавательно логопедическое занятие «Домик музыкантов») 4. Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5.Инструктаж по правилам поведения во время прогулок и походов 6. Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года» (лето) - обсуждение какую музыку услышали дети (спокойная, грустная, весёлая) 7. Рассматривание музыкальных инструментов на иллюстрациях. 8. Игра «Угадай инструмент» (прослушиваем фрагмент звучания и отгадываем с помощью иллюстраций) 9. Игры на свежем воздухе. - «Классики» - «Бегемотики бежали». - «Баскетбол» - «Бадминтол» - «Вышибалы» 10. Художественно-творческая деятельность. - Мастер-класс рисование одуванчика с помощью ватных палочек и т.д., любой метод. - Коллективная работа : аппликация-рисование «нотный стан» 11. Занятия по интересам (Чтение и обсуждение сказки «Музыкальный магазинчик» Л.Легут) 12. Тематическая дискотека «Энергия – Жизнь – Танец». |
17 | 22.06.24 | День памяти и скорби 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Гигиена» / «Как ухаживать за зубами» 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5. Всероссийский урок Победы «Хранят деревья память о войне». 6. Инструктаж «Правила поведения в природе в летний период во время активизации иксодового клеща» 7. Возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату 8. Спортивные эстафеты «Быстрее, выше, сильнее» 9. Художественно-творческая деятельность. - Конкурс рисунков «МЫ ЗА МИР ВО ВСЕМ МИРЕ» - Конкурс рисунков «Я помню…» - Мастерская «Голубь мира». 10. Занятия по интересам (минутка чтения, просмотр мультфильмов) по подгруппам 11. Игры в шашки 12. Спортивное мероприятие по бадминтону. |
18 | 24.06.24 | Олимпийский день 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (индивидуальное) 5.Инструктаж по технике безопасности в сети Интернет 6. Игры на открытом воздухе. - Спортивные состязания «Мы-спортивные ребята» - Первенство лагеря по разным видам спорта: весёлые старты, перетягивание каната, шашки 7. Художественно-творческая деятельность. - Мастер-класс «Спортивная мозаика» - «Минута славы» - конкурс рисунков на асфальте / на листе. 8.Просмотр мотивирующих видеороликов про спорт и ЗОЖ («О вреде курения».) 9. Занятия по интересам 10. Дискотека |
19 | 25.06.24 | День Воды 1. Утренняя зарядка 2. Минутка безопасности «Чтобы не было беды — будь осторожен у воды». 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (индивидуальное) 5.Инструктаж по безопасности на воде 6. Экскурсия в районную библиотеку - 10.00 7. Игры на свежем воздухе. - «Спрячь-найди» - игра - «Час веселых испытаний» 8. Игра-викторина «Морской бой» 9. Художественно-творческая деятельность. Рисунки / на листе альбомном / на асфальте «Водный мир». 10. Занятия по интересам (настольные игры, минутка чтения, просмотр мультфильмов) 11. Дискотека |
20 | 26.06.24 | День Птиц 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Профилактика острых кишечных инфекций» 3. Логопедическое занятие 4.Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5.Инструктаж по профилактике инфекционных и кишечных заболеваний 6.Игра - викторина «Птицы мира» 7. Игры на свежем воздухе. - «Эстафетная палочка» - «Ручеек» - «Цепи –цепи раскройте нас…» - «Горячая картошка» 8. Презентация «Птица мира на защите Родины» 9. Художественно-творческая деятельность. Мастер-класс «Оригами» (птичка). 10. Занятия по интересам 11. Музыкальный час |
21 | 27.06.24 | Закрытие смены 1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Правильное питание». 3. Логопедическое занятие 4. Коррекционно-развивающее занятие (групповое) 5.Инструктаж по правилам техники безопасности в летний период 6. Праздничная программа. Закрытие лагеря «До свиданья, лагерь!» 7. Общий сбор. Первенство лагеря по различным видам спорта 8. Художественно-творческая деятельность. - Аппликация «Цветик-семицветик» - Рисунок «Улыбка радуги» (любая техника рисования) 9. Развлекательное мероприятие КВН «До скорой встречи» 10. Занятия по интересам 11. Дискотека «Энергия – Жизнь – Танец» |
Девиз лагеря Живи «РОСТОК», Расти «РОСТОК» И превратишься Ты в цветок! | Наша песня Как же нам не веселиться, Не смеяться, не шутить. Ведь теперь мы в летний лагерь Будем каждый день ходить. Будем мы одной семьёю Дружной, доброй, озорной. Друг за друга мы горою, Хоть и ссоримся порой. Здесь спортивные турниры, Шутки, творчество детей. Лето всех объединило Нас под радугой своей. И со всей округи дети По утрам сюда идут. Здесь всегда нам окна светят И всегда нас очень ждут. |
Каждый участник смены должен соблюдать законы лагеря
«Лето – это маленькая жизнь».
В лагере законы есть,
Исполнять их долг и честь,
С ними в ногу ты пойдешь,
И друзей себе найдешь!
Ждут нас игры, танцы, смех,
Вдохновенье и успех!
Законы лагеря
• Без разрешения воспитателей (или вожатых) не покидай лагерь;
• Будь хозяином своего отряда и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;
• Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;
• Долой скуку;
• Будь вынослив и терпелив;
• Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;
• Творить всегда, творить везде, творить на радость людям.
18