Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
Управление образования администрации Агаповского муниципального района
Муеиципальное общеобразовательное учреждение
«Агаповская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.А.Скачкова»
| |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Год разработки программы: 2024 г.
Автор-составитель:
Пономарева А.С.,
педагог дополнительного образования
Агаповка, 2024 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.2. Цель и задачи программы. 5
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 10
2.1. Календарный учебный график 10
2.2. Условия реализации программы 10
2.3. Формы аттестации(локальный актучреждения) 11
Техническая программа – демонстрация техники выполнения (12-16 лет) 13
Ведение мяча без зрительного контроля 13
Ловля мяча двумя руками «катящегося мяча» 13
Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения без зрительного контроля 13
Передача мяча в движении с отскоком от пола 13
Передача мяча в движении – передачи выполняются одной рукой от плеча 13
Броски со средней и дальней дистанции 13
Броски с ближней и средней дистанции 13
Сочетание финтов (бросок, проход) с последующим выполнением броска в корзину 13
Финт на выбор (бросок, проход) 13
Выбивание мяча при ведении сзади 13
Выбивание мяча при ведении впереди 13
Накрывание мяча спереди при броске в корзину 13
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол», утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 10061;
Уставом муниципального образовательного учреждения «Агаповская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.А.Скачкова» (далее Учреждение).
локальные акты учреждения.
Данная программа дополнительного образования относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Уровень освоения содержания образования базовый.
Актуальность программы включает в себя обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества.
Программа направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительные особенности программы
Отличием данной программы является то, что программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей, самовыражения и личностного роста ребенка, от «массового» образования к проектированию пространства персонального образования для самореализации личности, поиска и обретения человеком самого себя, на оздоровление и разностороннее физическое развитие детей, а не на подготовку мастеров высокого класса, выявление и поддержку одаренных детей;
Баскетбол – спортивная командная игра, где каждый игрок взаимодействует с партнерами для достижения командного результата. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 12-16 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
К тренировочному процессу допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурноспортивной деятельности. Количество обучающихся в группах не должно превышать 15 человек.
Возрастные особенности обучающихся (характеристика всех категорий обучающихся по программе).
Возрастные особенности детей 12-16 лет.
Возрастные особенности детей в баскетболе являются основополагающим фактором при составлении графика и плана тренировок.
Рассмотрим, как меняются нагрузки баскетболистов с возрастом:
3-5 лет. В этом возрасте малыши еще не умеют запоминать правила игры и слушать тренера. Все занятия проходят в игровой форме и нацелены на развитие координации движений и внимательности;
5-7 лет. В этот период особое внимание уделяется физическому развитию и повышению гибкости ребенка. Цель тренера – максимально повысить выносливость и укрепить все группы мышц. Также на этом этапе дети начинают изучить правила баскетбола и разучивать различные тактические и динамические приемы;
7-9 лет. Это возраст начала настоящих тренировок. В 8 лет ребята уже могут участвовать в соревнованиях. Теперь вся их работа нацелена на результат всей команды. В эти годы основная задача тренера – научить ребят взаимодействовать друг с другом;
10-12 лет. В этом возрасте формируются мужские и женские команды. Теперь команда становится настоящей семьей с общими целями и задачами. Чаще всего именно на этот возраст приходятся первые победы;
12-14 лет. В этом возрасте ребята учатся программировать свои движения. Это очень важный этап для каждого баскетболиста, ведь от этого зависит конечный результат маневра. В это время основная задача тренера – отточить движения каждого игрока до идеала;
14-16 лет. Это время освоения тактического мышления. Мозг подростка уже готов решать тактические задачи и принимать быстрые решения. В этот момент тренер уже видит, кто из ребят может стать настоящим чемпионом;
16-18 лет. Это возраст, когда подросток должен показать все приобретенные навыки. Сильных игроков формируют в команды для участия в важных соревнованиях. В это время начинается старт в спортивной карьере, ведь ребята уже имеют спортивные разряды и могут участвовать во взрослых соревнованиях.
Для успешной реализации программы целесообразно объединениеобучающихся в учебные группы численностью 15 человек.
Объем программы: количество часов в год – 136 часов.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами - в целом и по частям;
игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Тип занятий: комбинированый
Формы проведения занятий практическое занятие
Форма обучения – очная (обязательное изучение теоретических и практических частей программы);
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий. По программе планируется 4 занятие в неделю по 1 академическому часу.
Цель программы - формирование потребности в здоровом образе жизни, гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями по средствам обучения игре в баскетбол.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
формирование устойчивого интереса к занятиям;
формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
овладение основами игры в баскетбол;
овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу.
1. содействие правильному физическому развитию детей, повышение работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
2. развитие основных двигательных качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и специальные двигательные действия, необходимые для изучения базовых действий в баскетболе;
3. воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях спортом;
4. приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Обучающиеся должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.
Метапредметные:
1. использование рациональных способов выполнения того или иного задания, добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к новым знаниям и умениям;
2. выполнение упражнения и применение технико-тактических приемов в различных условиях и ситуациях;
3. владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное использование в самостоятельных занятиях.
1
№ п/п | Название раздела/темы | Общее кол-во часов | Теория (в часах) | Практика (в часах) | Формы аттестации / контроля |
1. | Теоретическая подготовка | 3 | 3 | 0 | Опрос, тестирование |
2. | Практическая подготовка | | |||
2.1. | Общая физическая подготовка | 20 | 1 | 19 | Тестирование, контрольные упражнения |
2.2. | Специальная физичекская подготовка | 25 | 1 | 24 | Тестирование |
2.3. | Техническая подготовка | 42 | 2 | 40 | Тестирование, контрольные упражнения |
2.4. | Тактическая подготовка | 30 | 3 | 27 | Тестирование, контрольные упражнения |
2.5. | Учебные игры, соревнования | 16 | 0 | 16 | Мероприятия |
| Итого: | 136 | 10 | 126 | |
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Правила техники безопасности на занятиях по баскетболу;
Дыхательная система и ее функции при занятиях физическими упражнениями; что такое дыхательный режим; его значение;
Азбука баскетбола (основные технические приемы).
Раздел 2. Практическая подготовка
2.1. Общая физическая подготовка
Практика: основная стойка, построение в колонну по одному и шеренгу самостоятельно и по сигналу учителя на время, размыкание в колонне и шеренге на вытянутые руки, упражнения для формирования осанки, основные исходные положения для рук и ног, упражнения без предметов;
ходьба по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе;
бег в удобном спокойном темпе 3-5 минут;
прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, с высоты 30 см; метание малого мяча в цель и на дальность;
лазание по гимнастической стенке, скамейке, в упоре стоя на коленях, перелезание через скамейку, подлезание под гимнастического козла, коня;
группировки, перекаты в группировке;
бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге;
прыжки в глубину с высоты 60-70 см, напрыгивание на препятствие, прыжки в длину с места сериями отталкиваясь правой и левой ногой, прыжки в высоту, опорные прыжки;
метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками; силовые упражнения, лазание, подтягивание сериями, переворот в упор, махом одной и толчком другой ногой;
размахивание в упоре на брусьях, вис-угол в висе. кувырки, стойки на голове и руках, сочетание приемов;
старт из положения с опорой на одну руку, эстафета, челночный бег 4X10 м и 6X10 м;
прыжки в длину с места и разбега, прыжки в высоту, опорные прыжки, прыжки через скакалку;
метания набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений двумя руками и одной, метание малого мяча и гранаты весом в 300 грамм (мальчики), метание в цель;
силовые упражнения со штангой и гантелями, передвижение в висе;
бег с низкого старта, старт из различных исходных положений, бег с преодолением 2-3 вертикальных препятствий, бег с ускорением, поворот и переменный бег, кросс 2,5 – 3 км;
прыжок с места, тройной, пятерной с места, напрыгивание на высоту до 80 см, прыжки в высоту с прямого разбега, прыжки способом «перешагивание», прыжки через скакалку 3 раза по 1 мин, опорные прыжки;
метание гранаты 300 г и 500 г на дальность;
подтягивание из виса, переворот в упор на низкой перекладине, переворот вперед на низкой жерди разновысоких брусьев;
лазание по канату на скорость с помощью ног.
2.2. Специальная физическая подготовка
Теория: Общая физическая подготовка включает в себя упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
Практика: броски, ловля мячей, передача партнеру;
остановка в движении по звуковому сигналу;
подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча;
различные игры и игровые упражнения с малыми и большими (резиновыми) мячами, стойка игрока, передвижение игрока в стойке, остановка по звуковому сигналу (свистку), различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами;
остановка прыжком;
ловля и передача мяча с шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении;
ведение мяча с изменением направления;
бросок мяча одной рукой с места, бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита;
сочетание пройденных элементов, бросок по кольцу после ведения и остановки;
ведение мяча с изменением направления и скорости, остановка в два шага;
ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении, передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах, передача мяча одной рукой от плеча;
броски мяча в корзину в движении, бросок в корзину одной рукой после движения, бросок в корзину одной рукой после ведения, броски мяча в корзину в движении после двух шагов;
учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам;
повороты на месте, остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх, ведение мяча с изменением направления (по сигналу), скорости и высоты отскока;
передача мяча одной рукой от плеча после ведения, передача мяча на месте с отскоком от пола;
броски в движении после двух шагов, бросок в прыжке одной рукой с места, бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом на 180 градусов, толкаясь одной ногой, штрафной бросок;
индивидуальные защитные действия: передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча;
игра в защите, опека игрока;
учебная двухсторонняя игра.
2.3. Техническая подготовка
Теория: Техника – основа спортивного мастерства. Передвижение по площадке в низкой стойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.
Практика:
Техника передвижений. Основная сойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита. Техника защиты.
Техника владения мячом. Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад. Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места. Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.
Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко– на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.
Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча. Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.
2.4. Тактическая подготовка
Теория: Тактическая подготовка юных баскетболистов включает: развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или игровое действие; овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными для тактических систем игры; овладение тактическими комбинациями в определённые моменты игры (начало игры с центра). Введение мяча в игру (из-за боковой и лицевой линии); освоение системы игры и типичных для них комбинаций; умение переключаться с одной системы игры на другую. Тактические действия делятся на командные действия в нападении и в защите.
Практика:
Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок; групповые действия: взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2 х 1); командные действия: нападение с целью выбора свободного места.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч; командные действия: личная защита; контрольные игры и соревнования;
2.5. Учебные игры, соревнования.
Практические занятия. Учебно-тренировочные игры, соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола, сдача тестов. Примерные показатели двигательной подготовленности (контрольные нормативы). Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр. Правила соревнований, положение о соревнованиях, расписание игр, оформление хода и результатов соревнований.
Образовательные (предметные):
1. Знания по истории развития баскетбола в олимпийском движение, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
2. Знание основных направлений развития баскетбола в области физической культуры, их целей, задач и форм организации;
3. Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте баскетбола в организации здорового образа жизни.
4. Способность осуществлять судейство соревнований, владеть информационными жестами судьи.
Личностные:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности баскетбола;
3. Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности в баскетболе;
4. Способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
5. Умение соблюдать правила безопасности;
Метапредметные:
1. Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по баскетболу, их планирования и содержательного наполнения;
2. Владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из баскетбола, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
3. Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по баскетболу.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебных занятий для обучающихся (в текущем учебном периоде)
Окончание(в текущем учебном периоде)
Продолжительность учебного года 34
Количество часов в год: 136
Продолжительность и периодичность занятий: 1 час 4 раза в неделю
Промежуточная аттестация: тестирование, контрольные упражнения
Объем программы: 136 часов
Срок освоения программы: 1 год
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, кольца, стойки,).
Принципы работы:
Подготовка баскетболиста строится в соответствии с общими социально педагогическими принципами системы физического воспитания - принципами всестороннего и гармоничного развития личности, прикладной и оздоровительной направленности. Для успешного обучения и совершенствования спортсменов необходимо также соблюдать общеметодические принципы, отражающие основные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование основного оборудования | Количество |
Гантели массивные от 1 до 5 кг | 3 | |
Доска тактическая | 1 | |
Конструкция баскетбольного щита в сборе (щит, корзина с кольцом, сетка, опора | 6 | |
Мяч баскетбольный | 30 | |
Мяч волейбольный | 2 | |
Мяч набивной (медицинбол) | 6 | |
Мяч теннисный | 20 | |
Мяч футбольный | 2 | |
Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами | 1 | |
Перекладина навесная универсальная | 3 | |
Свисток | 4 | |
Секундомер | 2 | |
Скакалка | 20 | |
Скамейка гимнастическая | 6 | |
Фишки (конусы) | 15 | |
Судейский комплекс для проведения соревнований по баскетболу: основное табло | 1 | |
Утяжелитель для ног и рук | 10 |
2.3. Формы аттестации(локальный актучреждения)
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательной программы по баскетболу (положение об учете индивидуальных достижений обучающихся).
Основной целью аттестации является выявление исходного и итогового уровня развития практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам данной образовательной программы.
Задачи: анализ полноты реализации образовательной программы секции баскетбола; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности спортивной секции. Примерные виды аттестации: входной контроль и итоговое тестирование.
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня умений обучающихся перед началом образовательного процесса (ежегодно).
Итоговая аттестация – это оценка учащимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.
Формы проведения аттестации определяются педагогом в образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам данной программы. В качестве аттестации, используется метод тестирования, спортивные соревнования.
Критерии оценки результативности определяются по трем уровням результативности: высокий, средний, низкий и не должны противоречить следующим показателям:
высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания образовательной программы;
средний уровень – успешное освоение воспитанником от 50% до 70% содержания образовательной программы;
низкий уровень – успешное освоение воспитанником менее 50% содержания образовательной программы.
Аттестация обучающихся проводится 2 раза в учебном году: входной контроль – сентябрь-октябрь, итоговая аттестация – апрель-май и является обязательной для всех педагогов и обучающихся.
Проведение входного контроля (предварительной аттестации) осуществляется самим педагогом или оргкомитетом образовательной организации в состав которой могут входить представители администрации, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели из других объединений или секций, в виде соревнований (годовой календарный план спортивно-массовых мероприятий образовательной организации), данные по каждому обучающемуся заносятся в протокол по каждой учебной группе (объединению) и сдаются методисту образовательной организации.
Протоколы аттестаций хранятся в учебной части в течение всего срока действия образовательной программы, и еще три года после этого.
Анализ результатов аттестации. Результаты аттестации обучающихся анализируются методической службой и представляются в администрацию образовательной организации, которая подводит общий итог.
Параметры подведения итогов:
уровень умений и навыков обучающихся (высокий, средний, низкий);
количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты);
совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы; рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик преподавания.
2.4. Оценочные материалы (оценочные средства, позволяющие измерить и оценитьзаявленный результат обучения)
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для обучающихся 12-16 лет
№ п/п | Упражнения | Единица измерен6ия | Нормативы | |
юноши | девушки | |||
1. Нормативы общей физической подготовки | ||||
1.1. | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу | Количество раз | не менее | |
13 | 7 | |||
1.2. | Челночный бег 3х10 | с | не более | |
9,0 | 9,4 | |||
1.3. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | |
150 | 135 | |||
1.4. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | Количество раз | не менее | |
32 | 28 | |||
2. Нормативы специальной физической подготовки | ||||
2.1. | Скоростное ведение мяча 20 м | с | не более | |
10,0 | 10,7 | |||
2.2. | Прыжок вверх с места со взмахом руками | см | не менее | |
35 | 30 | |||
2.3. | Челночный бег 10 площадок по 28 м | с | не более | |
65 | 70 | |||
2.4. | Бег на 14 м | с | не более | |
3,0 | 3,4 |
Техническая программа – демонстрация техники выполнения (12-16 лет)
Методическое обеспечение программы направленно на развитие физических способностей обучающихся, формирование у них основ знаний для сознательного выбора и получения профессии, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, формирование основ общей культуры, гражданских, эстетических и нравственных качеств, организацию досуга и отдыха детей и молодежи.
В условиях сетевого взаимодействия дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности общекультурного базового уровня по баскетболу может реализовываться и в других организациях дополнительного образования (Дворцах спорта и т. п.).
Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Образовательная технология разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всем обучающимся с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии, заложена идея внутригрупповой дифференциации, так как группа комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разно уровневом обучении.
Каждого обучающегося необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться педагогом, товарищами по группе, команде, родителями как успех, как победа ребенка над собой.
Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии в тренировочном процессе дают возможность повысить интерес к виду спорта, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.
В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнованиях, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командной игры в баскетбол вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать результативно.
Групповые технологии на занятиях баскетболом несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой, дать общий эффект радости от общения к успешному преодолению трудностей.
Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Воспитательный компонент – раздел который включает
Цель воспитание личности социально ориентированной, всесторонне развитой, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.
Задачи воспитания реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Основными формами воспитания могут быть: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги, туристские прогулки, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениямидетей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение,педагогический анализ результатованкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работыпредставлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий,утвержденных в программе воспитания учреждения(таблица).
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | Профориентационная деятельность | |||
1.1. | Судейская практика | В течение года | Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: | - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей. |
1.2. | Инструкторская практика | В течение года | Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: | - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; - умение замечать нарушения техники безопасности, тактично делать замечания спортсменам о недопустимости действий, ведущих к этим нарушениям; - умение находить ошибки в технических действиях других спортсменов и помогать их устранять; - умение проводить различные части разминки (учебно-тренировочного занятия) со спортсменами. |
2. | Здоровьесбережение | |||
2.1. | Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни | В течении года | Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: | - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта. |
2.2. | Режим питания и отдыха | В течении года | Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: | - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета). |
3. | Патриотическое воспитание обучающихся | |||
3.1. | Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) | В течении года | Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки | |
3.2. | Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях | В течении года | Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. | |
4. | Развитие творческого мышления | |||
4.1. | Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) | В течении года | Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: | - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов и т.д. |
2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательский центр «Академия».2008.
2. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 2011.
3. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.
4. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
5. Манасытова М.А. Использование специальных упражнений для обучения технике броска мяча в баскетболе у детей среднего школьного возраста (на примере 8 класса) / М.А. Манасытова, Н.Б. Васильев // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы 2 Всерос. науч. конф. – Якутск, 2018.
Список литературы для обучающихся
1. Костикова,Л.В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов /Л.В. Костикова, А.А. Шерстюк, И.М. Григорович – М.: Физкультура и спорт, 2011. – С.
2. Кудрявцев М.Д. Подготовка баскетболистов и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе/М.Д. Кудрявцев, Н.В. Пашкова//Начальная школа, 2014.- №4. – С. 24-27.
3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения/ под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Академия, 2011. – С. 219 – 223.
Список интернет-ресурсов
1. Министерство спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/
2. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях http://bus.gov.ru/pub/home
3. Официальный сайт Федерации баскетбола Российской Федерации – http:// russiabasket.ru
4. Российское антидопинговое агентство http://www.rusada.ru
5. Всемирное антидопинговое агентство http://www.wada-ama.org
6. Специализированная периодическая литература и информация в Internet по баскетболу.