Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

0
0
Материал опубликован 30 June

Управление образования администрации Агаповского муниципального района

Муеиципальное общеобразовательное учреждение

«Агаповская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.А.Скачкова»





Рассмотрено

на заседании педагогического совета

«МОУ Агаповская СОШ №1 имени П.А.Скачкова»

Протокол №1 от

УТВЕРЖДЕНО:

приказом Директора

«МОУ Агаповская СОШ №1 имени П.А.Скачкова»______Губаренко И.Г.

___ от







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа физкультурно-спортивной направленности


«Баскетбол»



Возраст обучающихся: 12-16 лет

Срок реализации: 1 год

Год разработки программы: 2024 г.







Автор-составитель:

Пономарева А.С.,

педагог дополнительного образования







Агаповка, 2024 г.

Содержание


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1. Пояснительная записка 3

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 15 человек. 4

1.2. Цель и задачи программы. 5

1.3. Содержание программы 6

1.4. Планируемые результаты 9

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 10

2.1. Календарный учебный график 10

указать год обучения 10

2.2. Условия реализации программы 10

2.3. Формы аттестации(локальный актучреждения) 11

Техническая программа – демонстрация техники выполнения (12-16 лет) 13

Ведение мяча без зрительного контроля 13

Ловля мяча двумя руками «катящегося мяча» 13

Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения без зрительного контроля 13

Обводка противника 13

Передача мяча в движении с отскоком от пола 13

Передача мяча в движении – передачи выполняются одной рукой от плеча 13

Броски со средней и дальней дистанции 13

Броски с ближней дистанции 13

Броски с ближней и средней дистанции 13

Сочетание финтов (бросок, проход) с последующим выполнением броска в корзину 13

Финт на выбор (бросок, проход) 13

Выбивание мяча при ведении сзади 13

Выбивание мяча на месте 13

Выбивание мяча при ведении впереди 13

Накрывание мяча спереди при броске в корзину 13

Штрафной бросок 13

2.5. Методические материалы 13

2.6. Воспитательный компонент 14

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка


Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол», утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 10061;

Уставом муниципального образовательного учреждения «Агаповская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.А.Скачкова» (далее Учреждение).

локальные акты учреждения.

Данная программа дополнительного образования относится к программам физкультурно-спортивной направленности.

Уровень освоения содержания образования базовый.

Актуальность программы включает в себя обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества.

Программа направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Отличительные особенности программы

Отличием данной программы является то, что программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей, самовыражения и личностного роста ребенка, от «массового» образования к проектированию пространства персонального образования для самореализации личности, поиска и обретения человеком самого себя, на оздоровление и разностороннее физическое развитие детей, а не на подготовку мастеров высокого класса, выявление и поддержку одаренных детей;

Баскетбол – спортивная командная игра, где каждый игрок взаимодействует с партнерами для достижения командного результата. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 12-16 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

К тренировочному процессу допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурноспортивной деятельности. Количество обучающихся в группах не должно превышать 15 человек.

Возрастные особенности обучающихся (характеристика всех категорий обучающихся по программе).

Возрастные особенности детей 12-16 лет.

Возрастные особенности детей в баскетболе являются основополагающим фактором при составлении графика и плана тренировок.

Рассмотрим, как меняются нагрузки баскетболистов с возрастом:

3-5 лет. В этом возрасте малыши еще не умеют запоминать правила игры и слушать тренера. Все занятия проходят в игровой форме и нацелены на развитие координации движений и внимательности;

5-7 лет. В этот период особое внимание уделяется физическому развитию и повышению гибкости ребенка. Цель тренера – максимально повысить выносливость и укрепить все группы мышц. Также на этом этапе дети начинают изучить правила баскетбола и разучивать различные тактические и динамические приемы;

7-9 лет. Это возраст начала настоящих тренировок. В 8 лет ребята уже могут участвовать в соревнованиях. Теперь вся их работа нацелена на результат всей команды. В эти годы основная задача тренера – научить ребят взаимодействовать друг с другом;

10-12 лет. В этом возрасте формируются мужские и женские команды. Теперь команда становится настоящей семьей с общими целями и задачами. Чаще всего именно на этот возраст приходятся первые победы;

12-14 лет. В этом возрасте ребята учатся программировать свои движения. Это очень важный этап для каждого баскетболиста, ведь от этого зависит конечный результат маневра. В это время основная задача тренера – отточить движения каждого игрока до идеала;

14-16 лет. Это время освоения тактического мышления. Мозг подростка уже готов решать тактические задачи и принимать быстрые решения. В этот момент тренер уже видит, кто из ребят может стать настоящим чемпионом;

16-18 лет. Это возраст, когда подросток должен показать все приобретенные навыки. Сильных игроков формируют в команды для участия в важных соревнованиях. В это время начинается старт в спортивной карьере, ведь ребята уже имеют спортивные разряды и могут участвовать во взрослых соревнованиях.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью
15 человек.

Объем программы: количество часов в год – 136 часов.

Форма обучения: очная

Методы обучения:

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:

словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;

практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами - в целом и по частям;

игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Тип занятий: комбинированый

Формы проведения занятий практическое занятие

Форма обучения – очная (обязательное изучение теоретических и практических частей программы);

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий. По программе планируется 4 занятие в неделю по 1 академическому часу.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы - формирование потребности в здоровом образе жизни, гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями по средствам обучения игре в баскетбол.

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

формирование устойчивого интереса к занятиям;

формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;

овладение основами игры в баскетбол;

овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу.

Личностные:

1. содействие правильному физическому развитию детей, повышение работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

2. развитие основных двигательных качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и специальные двигательные действия, необходимые для изучения базовых действий в баскетболе;

3. воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях спортом;

4. приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Обучающиеся должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

Метапредметные:

1. использование рациональных способов выполнения того или иного задания, добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к новым знаниям и умениям;

2. выполнение упражнения и применение технико-тактических приемов в различных условиях и ситуациях;

3. владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное использование в самостоятельных занятиях.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

1

п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

(в часах)

Практика

(в часах)

Формы аттестации / контроля

1.

Теоретическая подготовка

3

3

0

Опрос, тестирование

2.

Практическая подготовка


2.1.

Общая физическая подготовка

20

1

19

Тестирование, контрольные упражнения


2.2.

Специальная физичекская подготовка

25

1

24

Тестирование

2.3.

Техническая подготовка

42

2

40

Тестирование, контрольные упражнения

2.4.

Тактическая подготовка

30

3

27

Тестирование, контрольные упражнения


2.5.

Учебные игры, соревнования

16

0

16

Мероприятия


Итого:

136

10

126



Раздел 1. Теоретическая подготовка

Правила техники безопасности на занятиях по баскетболу;

Дыхательная система и ее функции при занятиях физическими упражнениями; что такое дыхательный режим; его значение;

Азбука баскетбола (основные технические приемы).


Раздел 2. Практическая подготовка

2.1. Общая физическая подготовка

Практика: основная стойка, построение в колонну по одному и шеренгу самостоятельно и по сигналу учителя на время, размыкание в колонне и шеренге на вытянутые руки, упражнения для формирования осанки, основные исходные положения для рук и ног, упражнения без предметов;

ходьба по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе;

бег в удобном спокойном темпе 3-5 минут;

прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, с высоты 30 см; метание малого мяча в цель и на дальность;

лазание по гимнастической стенке, скамейке, в упоре стоя на коленях, перелезание через скамейку, подлезание под гимнастического козла, коня;

группировки, перекаты в группировке;

бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге;

прыжки в глубину с высоты 60-70 см, напрыгивание на препятствие, прыжки в длину с места сериями отталкиваясь правой и левой ногой, прыжки в высоту, опорные прыжки;

метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками; силовые упражнения, лазание, подтягивание сериями, переворот в упор, махом одной и толчком другой ногой;

размахивание в упоре на брусьях, вис-угол в висе. кувырки, стойки на голове и руках, сочетание приемов;

старт из положения с опорой на одну руку, эстафета, челночный бег 4X10 м и 6X10 м;

прыжки в длину с места и разбега, прыжки в высоту, опорные прыжки, прыжки через скакалку;

метания набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений двумя руками и одной, метание малого мяча и гранаты весом в 300 грамм (мальчики), метание в цель;

силовые упражнения со штангой и гантелями, передвижение в висе;

бег с низкого старта, старт из различных исходных положений, бег с преодолением 2-3 вертикальных препятствий, бег с ускорением, поворот и переменный бег, кросс 2,5 – 3 км;

прыжок с места, тройной, пятерной с места, напрыгивание на высоту до 80 см, прыжки в высоту с прямого разбега, прыжки способом «перешагивание», прыжки через скакалку 3 раза по 1 мин, опорные прыжки;

метание гранаты 300 г и 500 г на дальность;

подтягивание из виса, переворот в упор на низкой перекладине, переворот вперед на низкой жерди разновысоких брусьев;

лазание по канату на скорость с помощью ног.


2.2. Специальная физическая подготовка

Теория: Общая физическая подготовка включает в себя упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.

Практика: броски, ловля мячей, передача партнеру;

остановка в движении по звуковому сигналу;

подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча;

различные игры и игровые упражнения с малыми и большими (резиновыми) мячами, стойка игрока, передвижение игрока в стойке, остановка по звуковому сигналу (свистку), различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами;

остановка прыжком;

ловля и передача мяча с шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении;

ведение мяча с изменением направления;

бросок мяча одной рукой с места, бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита;

сочетание пройденных элементов, бросок по кольцу после ведения и остановки;

ведение мяча с изменением направления и скорости, остановка в два шага;

ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении, передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах, передача мяча одной рукой от плеча;

броски мяча в корзину в движении, бросок в корзину одной рукой после движения, бросок в корзину одной рукой после ведения, броски мяча в корзину в движении после двух шагов;

учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам;

повороты на месте, остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх, ведение мяча с изменением направления (по сигналу), скорости и высоты отскока;

передача мяча одной рукой от плеча после ведения, передача мяча на месте с отскоком от пола;

броски в движении после двух шагов, бросок в прыжке одной рукой с места, бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом на 180 градусов, толкаясь одной ногой, штрафной бросок;

индивидуальные защитные действия: передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча;

игра в защите, опека игрока;

учебная двухсторонняя игра.

2.3. Техническая подготовка

Теория: Техника – основа спортивного мастерства. Передвижение по площадке в низкой стойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.

Практика:

Техника передвижений. Основная сойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита. Техника защиты.

Техника владения мячом. Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад. Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места. Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.

Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко– на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.

Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча. Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.

2.4. Тактическая подготовка

Теория: Тактическая подготовка юных баскетболистов включает: развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или игровое действие; овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными для тактических систем игры; овладение тактическими комбинациями в определённые моменты игры (начало игры с центра). Введение мяча в игру (из-за боковой и лицевой линии); освоение системы игры и типичных для них комбинаций; умение переключаться с одной системы игры на другую. Тактические действия делятся на командные действия в нападении и в защите.

Практика:

Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок; групповые действия: взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2 х 1); командные действия: нападение с целью выбора свободного места.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч; командные действия: личная защита; контрольные игры и соревнования;

2.5. Учебные игры, соревнования.

Практические занятия. Учебно-тренировочные игры, соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола, сдача тестов. Примерные показатели двигательной подготовленности (контрольные нормативы). Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр. Правила соревнований, положение о соревнованиях, расписание игр, оформление хода и результатов соревнований.


1.4. Планируемые результаты

Образовательные (предметные):

1. Знания по истории развития баскетбола в олимпийском движение, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

2. Знание основных направлений развития баскетбола в области физической культуры, их целей, задач и форм организации;

3. Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте баскетбола в организации здорового образа жизни.

4. Способность осуществлять судейство соревнований, владеть информационными жестами судьи.

Личностные:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности баскетбола;

3. Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности в баскетболе;

4. Способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

5. Умение соблюдать правила безопасности;

Метапредметные:

1. Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по баскетболу, их планирования и содержательного наполнения;

2. Владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из баскетбола, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

3. Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по баскетболу.





Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

указать год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся (в текущем учебном периоде)

Окончание(в текущем учебном периоде)

Продолжительность учебного года 34

Количество часов в год: 136

Продолжительность и периодичность занятий: 1 час 4 раза в неделю

Промежуточная аттестация: тестирование, контрольные упражнения

Объем программы: 136 часов

Срок освоения программы: 1 год


2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимы спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, кольца, стойки,).

Принципы работы:

Подготовка баскетболиста строится в соответствии с общими социально педагогическими принципами системы физического воспитания - принципами всестороннего и гармоничного развития личности, прикладной и оздоровительной направленности. Для успешного обучения и совершенствования спортсменов необходимо также соблюдать общеметодические принципы, отражающие основные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации.


Материально-техническое обеспечение

п/п

Наименование основного оборудования


Количество

Гантели массивные от 1 до 5 кг

3

Доска тактическая

1

Конструкция баскетбольного щита в сборе (щит, корзина с кольцом, сетка, опора

6

Мяч баскетбольный

30

Мяч волейбольный

2

Мяч набивной (медицинбол)

6

Мяч теннисный

20

Мяч футбольный

2

Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами

1

Перекладина навесная универсальная

3

Свисток

4

Секундомер

2

Скакалка

20

Скамейка гимнастическая

6

Фишки (конусы)

15

Судейский комплекс для проведения соревнований по

баскетболу: основное табло

1

Утяжелитель для ног и рук

10


2.3. Формы аттестации(локальный актучреждения)

Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательной программы по баскетболу (положение об учете индивидуальных достижений обучающихся).

Основной целью аттестации является выявление исходного и итогового уровня развития практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам данной образовательной программы.

Задачи: анализ полноты реализации образовательной программы секции баскетбола; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности спортивной секции. Примерные виды аттестации: входной контроль и итоговое тестирование.

Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня умений обучающихся перед началом образовательного процесса (ежегодно).

Итоговая аттестация – это оценка учащимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.

Формы проведения аттестации определяются педагогом в образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам данной программы. В качестве аттестации, используется метод тестирования, спортивные соревнования.

Критерии оценки результативности определяются по трем уровням результативности: высокий, средний, низкий и не должны противоречить следующим показателям:

высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания образовательной программы;

средний уровень – успешное освоение воспитанником от 50% до 70% содержания образовательной программы;

низкий уровень – успешное освоение воспитанником менее 50% содержания образовательной программы.

Аттестация обучающихся проводится 2 раза в учебном году: входной контроль – сентябрь-октябрь, итоговая аттестация – апрель-май и является обязательной для всех педагогов и обучающихся.

Проведение входного контроля (предварительной аттестации) осуществляется самим педагогом или оргкомитетом образовательной организации в состав которой могут входить представители администрации, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели из других объединений или секций, в виде соревнований (годовой календарный план спортивно-массовых мероприятий образовательной организации), данные по каждому обучающемуся заносятся в протокол по каждой учебной группе (объединению) и сдаются методисту образовательной организации.

Протоколы аттестаций хранятся в учебной части в течение всего срока действия образовательной программы, и еще три года после этого.

Анализ результатов аттестации. Результаты аттестации обучающихся анализируются методической службой и представляются в администрацию образовательной организации, которая подводит общий итог.

Параметры подведения итогов:

уровень умений и навыков обучающихся (высокий, средний, низкий);

количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты);

совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);

перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы; рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик преподавания.

2.4. Оценочные материалы (оценочные средства, позволяющие измерить и оценитьзаявленный результат обучения)


Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

для обучающихся 12-16 лет

п/п

Упражнения

Единица измерен6ия

Нормативы

юноши

девушки

1. Нормативы общей физической подготовки

1.1.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу

Количество раз

не менее

13

7

1.2.

Челночный бег 3х10

с

не более

9,0

9,4

1.3.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

см

не менее

150

135

1.4.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин)

Количество раз

не менее

32

28

2. Нормативы специальной физической подготовки

2.1.

Скоростное ведение мяча 20 м

с

не более

10,0

10,7

2.2.

Прыжок вверх с места со взмахом руками

см

не менее

35

30

2.3.

Челночный бег 10 площадок по 28 м

с

не более

65

70

2.4.

Бег на 14 м

с

не более

3,0

3,4


Техническая программа – демонстрация техники выполнения (12-16 лет)

Ведение мяча без зрительного контроля

Ловля мяча двумя руками «катящегося мяча»

Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения без зрительного контроля


Обводка противника

Передача мяча в движении с отскоком от пола

Передача мяча в движении – передачи выполняются одной рукой от плеча

Броски со средней и дальней дистанции

Броски с ближней дистанции

Броски с ближней и средней дистанции

Сочетание финтов (бросок, проход) с последующим выполнением броска в корзину

Финт на выбор (бросок, проход)

Выбивание мяча при ведении сзади

Выбивание мяча на месте

Выбивание мяча при ведении впереди

Накрывание мяча спереди при броске в корзину

Штрафной бросок


2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение программы направленно на развитие физических способностей обучающихся, формирование у них основ знаний для сознательного выбора и получения профессии, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, формирование основ общей культуры, гражданских, эстетических и нравственных качеств, организацию досуга и отдыха детей и молодежи.

В условиях сетевого взаимодействия дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности общекультурного базового уровня по баскетболу может реализовываться и в других организациях дополнительного образования (Дворцах спорта и т. п.).

Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Образовательная технология разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всем обучающимся с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии, заложена идея внутригрупповой дифференциации, так как группа комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разно уровневом обучении.

Каждого обучающегося необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться педагогом, товарищами по группе, команде, родителями как успех, как победа ребенка над собой.

Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии в тренировочном процессе дают возможность повысить интерес к виду спорта, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнованиях, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командной игры в баскетбол вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать результативно.

Групповые технологии на занятиях баскетболом несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой, дать общий эффект радости от общения к успешному преодолению трудностей.

Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

2.6. Воспитательный компонент

Воспитательный компонент – раздел который включает

Цель воспитание личности социально ориентированной, всесторонне развитой, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.

Задачи воспитания реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Основными формами воспитания могут быть: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги, туристские прогулки, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Условия воспитания:

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениямидетей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение,педагогический анализ результатованкетирования, тестирования, опросы.

Календарный план воспитательной работыпредставлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий,утвержденных в программе воспитания учреждения(таблица).

Календарный план воспитательной работы

п/п

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведения

Форма проведения мероприятия


Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1.

Профориентационная деятельность

1.1.

Судейская практика

В течение года

Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено:

- практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта;

- приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований;

- приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований;

- формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей.

1.2.

Инструкторская практика

В течение года

Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:

- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;

- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование навыков наставничества;

- формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам;

- формирование склонности к педагогической работе;

- умение замечать нарушения техники безопасности, тактично делать замечания спортсменам о недопустимости действий, ведущих к этим нарушениям;

- умение находить ошибки в технических

действиях других спортсменов и помогать их устранять;

- умение проводить различные части разминки (учебно-тренировочного занятия) со спортсменами.

2.

Здоровьесбережение

2.1.

Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни

В течении года

Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:

- формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов);

- подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта.

2.2.

Режим питания и отдыха

В течении года

Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся:

- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета).

3.

Патриотическое воспитание обучающихся

3.1.

Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях)

В течении года

Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки


3.2.

Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях

В течении года

Участие в:

- физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах,

церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях;

- тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.


4.

Развитие творческого мышления

4.1.

Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов)

В течении года

Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на:

- формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов;

- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения;

- правомерное поведение болельщиков;

- расширение общего кругозора юных спортсменов и т.д.

2.7. Список литературы

Список литературы для педагогов

1. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательский центр «Академия».2008.

2. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 2011.

3. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.

4. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.

5. Манасытова М.А. Использование специальных упражнений для обучения технике броска мяча в баскетболе у детей среднего школьного возраста (на примере 8 класса) / М.А. Манасытова, Н.Б. Васильев // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы 2 Всерос. науч. конф. – Якутск, 2018.


Список литературы для обучающихся

1. Костикова,Л.В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов /Л.В. Костикова, А.А. Шерстюк, И.М. Григорович – М.: Физкультура и спорт, 2011. – С.

2. Кудрявцев М.Д. Подготовка баскетболистов и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе/М.Д. Кудрявцев, Н.В. Пашкова//Начальная школа, 2014.- №4. – С. 24-27.

3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения/ под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Академия, 2011. – С. 219 – 223.


Список интернет-ресурсов

1. Министерство спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/

2. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях http://bus.gov.ru/pub/home

3. Официальный сайт Федерации баскетбола Российской Федерации – http:// russiabasket.ru

4. Российское антидопинговое агентство http://www.rusada.ru

5. Всемирное антидопинговое агентство http://www.wada-ama.org

6. Специализированная периодическая литература и информация в Internet по баскетболу.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации