ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Тимбилдинг»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСЁЛОВСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА» |
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» Протокол от 08.05.2024 № ___ | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» ________ О.Н. Хихлатых Приказ от 08.05.2024 2024 № ___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Тимбилдинг» Физкультурно-спортивная направленность Стартовый уровень Возраст учащихся: 7-14 лет Срок реализации программы – краткосрочная сетевая 16 часов |
| | Составитель: педагог дополнительного образования Куликова Татьяна Викторовна |
Новоселово
2024
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тимбилдинг» (далее Программа), разработана на основании следующих нормативных документов:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.08.2020);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства
просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования детей Красноярского края 2021 года;
- Устав МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма».
Направленность Программы – физкультурно-спортивная и направлена на развитие у детей общей моторики, координации движений и телесной ловкости. Учащиеся приобретают интерес к спорту и навыки здорового образа жизни.
Новизна. Программа новая и основной формой реализации являются занятия с использованием игр и упражнений на командообразование с использованием спортивного инвентаря и нестандартного оборудования. Для большинства игр не требуется никаких особых приспособлений. Кроме того, в нашем Центре есть некоторое оборудование для тимбилдинга, которое мы изготовили сами на выигранные средства краевого грантового проекта «Территория Красноярский край».
Местом проведения тимбилдинга становится зал учреждения, кабинет детского объединения, а также стадион, детские площадки, пришкольные территории. Смена мест проведения занятий служит мотивацией учащихся к дальнейшим занятиям.
Занимаясь по Программе, у детей развиваются двигательные умения и навыки, она способствует сплочению детского коллектива, развитию инициативности. Кроме того, она позволяет учащимся обмениваться идеями, совместно решать какие-либо затруднения, избегать нездорового соперничества. В результате постепенно устраняются барьеры в коммуникации, что положительно влияет на систему взаимоотношений в будущем.
Обязательным условием на занятиях является применение здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, ходьба по массажным коврикам, арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия). Для детей с ОВЗ и инвалидностью могут быть дополнительные минутки отдыха, если это необходимо, либо активную игру сменяет малоактивная игра.
В программе могут заниматься дети с ОВЗ и инвалидностью, им становится легче адаптироваться и интегрироваться в обществе. Одновременно развиваются смелость, ловкость, сила, взаимовыручка и другие качества.
Актуальность Программы определяется запросом со стороны родителей и детей на занятия художественным творчеством. Одной из актуальных проблем современности, является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Социально-активный ребенок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе, умение работать в команде, необходимо формировать с детства.
Данная Программа, представляет собой систему упражнений, заданий, игр, направленных на достижение общего командного результата. Достичь его можно только объединив идеи, внимание и усилия всей команды. Тем самым создается ситуация успеха, где дети, не уверенные в своих силах, имеют возможность проявить себя, почувствовать свою значимость, а подвижные дети – направить свою энергию в позитивное русло, подставить плечо другу. Она способствует формированию внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытию личностного потенциала и лидерских качеств, чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога, а также повышению интереса детей к занятиям физической культурой.
Ребенок с ОВЗ получает уникальный шанс доказать себе и окружающим, что люди с особыми возможностями могут проявлять себя в обществе и достигать высот в личностном развитии, преодолевая трудности; не останавливаться, двигаться вперед, несмотря на отличие от обычных людей.
Отличительные особенности. Программа стартового уровня краткосрочная сетевая, рассчитана на один месяц и направлена на сплочение коллектива, на эффективное взаимодействие со сверстниками во время активных игровых действий.
Программу реализуют 2 педагога дополнительного образования из двух образовательных учреждений (МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма, МБОУ Новоселовская СОШ № 5) с разными ресурсами на договорной основе. Важным условием реализации Программы является наличие материально-технического оснащения: для педагога МБОУ Новоселовской СОШ № 5 – это традиционный спортинвентарь (мячи, обручи, скакалки и другие); для педагога МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма – это нетрадиционное оборудование (косы из ткани, игровые лабиринты из ткани, веревочные игры, деревянные щиты с отверстиями и другие).
Вначале каждого занятия обязательно проходит разминка с музыкальным сопровождением, дыхательная гимнастика, фитнес упражнения. В основной части занятия выполняются спортивные задания, игры, эстафеты. После окончания занятия - рефлексия, необходимо понять какие впечатления получил ребенок. Делается вывод, что нужно действовать сообща для достижения общей цели, что игра учит доверять и помогать друг другу. В соревнованиях нет проигравших, для этого используются разные номинации (самые быстрые, самые меткие, самые дружные и т. д.). Игры подбираются такие, чтобы с ними могли справиться младшие участники. В игре старшие дети помогают младшим. Такой формат направлен на сплочение и создание крепкой команды, на устранение внутренних комплексов ребят, на развитие навыков взаимодействия, без которых невозможно обойтись во взрослой жизни. Младшие смогут, не стесняясь обратиться за помощью, а старшие знают, что эту помощь необходимо предоставить.
Реализация Программы не требует особых затрат. Многое из того, что необходимо находится буквально под руками, или же реквизит можно сделать самим.
Для детей с ОВЗ и инвалидностью, данная Программа выступает как социокультурная реабилитация средствами командной игровой деятельности, обеспечивающая включение детей с ОВЗ в социум.
Программа может быть реализована как образовательный модуль в любой другой программе физкультурно-спортивной направленности, или как здоровьесберегающая технология в программе художественной направленности.
Адресат программы
Категория детей: дети, желающие заниматься активными играми, дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды. В программе могут заниматься как мальчики, так и девочки.
Возраст детей: 7 - 14 лет.
Наполняемость групп: 6 групп по 12 человек: минимальное - 11 чел., максимальное - 12 чел.
Предполагаемый состав групп: разновозрастной.
Условия приема детей: система набора детей на обучение по Программе и на вакантные места осуществляется по результатам собеседования
Срок реализации программы и объем учебных часов: 1 месяц, 4 недели, 16 часов.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия 45 минут, 15 минут перемена.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование навыков успешного взаимодействия участников команды через упражнения, спортивные игры и состязания.
Задачи
Предметные:
- познакомить с тимбилдингом, как средством развития коммуникативных навыков с помощью спортивных состязаний и игр;
- учить детей активно взаимодействовать со сверстниками; придерживаться определённых правил и установок в подвижных спортивных играх;
- повышать уровень двигательной активности у детей.
- научить правильно распределять функции и роли в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Метапредметные:
- развивать морально-волевые качества;
- повышать уровень доверия и взаимопомощи в детском коллективе через игровую деятельность;
Личностные:
- развивать культуру общения и поведения в коллективе;
- развивать адекватную реакцию в соревновательной деятельности, умение общаться, договариваться, анализировать, применять полученные знания в жизни.
Учебный план
Таблица 1
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение |
2 | Игры с применением традиционного спортивного оборудования | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, опрос |
3 | Игры с применением нетрадиционного оборудования | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, опрос |
4 | Познавательные мероприятия Работа с детским коллективом | 1 | - | 1 | Наблюдение, обсуждение |
5 | Итоговая аттестация | 1 | - | 1 | Представление командного решения кейс-задания |
| Итого часов | 16 | 3 | 13 | |
Содержание учебного плана программы
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (1ч.): Знакомство с детьми. Знакомство с планом и содержанием работы по программе. Что такое «тимбилдинг»? История тимбилдинга. Для чего нужен тимбилдинг? Виды тимбилдинга (творческий, экстремальный, спортивный, интеллектуальный, психологический, социальный).
Практика (1ч): игры на знакомство «Давай познакомимся», «Комплименты», «Три слова», «Алфавит».
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 2. Игры с применением традиционного спортивного оборудования (6 часов)
Теория (1ч.): Традиционный спортивный инвентарь и оборудование для тимбилдинга, его назначение. Правила использования традиционного спортивного инвентаря и оборудования. Сотрудничество в двигательной деятельности посредством тимбилдинга с традиционным оборудованием.
Практика (1ч): Игры, эстафеты, конкурсы с применением традиционного спортивного оборудования (обручи, мячи, кубики, кегли, брусья, скамейки, гимнастические палки, гимнастическая стенка, спортивный снаряд «Козел», спортивные маты и другие).
Форма контроля: Опрос, наблюдение.
Тема 3. Игры с применением нетрадиционного спортивного оборудования (6 часов)
Теория (1ч.): Нетрадиционный спортивный инвентарь и оборудование для тимбилдинга, его назначение. Правила использования нетрадиционного инвентаря и оборудования. Сотрудничество в двигательной деятельности посредством тимбилдинга с нетрадиционным оборудованием.
Практика (1ч): Игры, эстафеты, конкурсы с применением нетрадиционного спортивного оборудования (гигантские косы, пластиковые трубы, игровые лабиринты из ткани, веревочные игры, деревянные щиты с отверстиями и другие)
Форма контроля: Опрос, наблюдение.
Тема 4. Познавательные мероприятия. Работа с детским коллективом (1 час)
Практика (1ч.). Участие в мероприятиях акциях, конкурсах, социальных проектах, в мероприятиях по пожарной безопасности, ПДД. Проведение тематических бесед.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение.
Тема 11. Итоговая аттестация (1 час)
Практика (2ч.). Выполнение кейс-задания.
Форма контроля: Представление командного решения кейс-задания.
Предметные:
- познакомятся со спортивным тимбилдингом;
- научатся активно взаимодействовать со сверстниками; придерживаться определённых правил и установок в подвижных спортивных играх;
- повысится уровень двигательной активности у детей;
- научатся правильно распределять функции и роли в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Метапредметные:
- развиваются морально-волевые качества;
- повысится уровень доверия и взаимопомощи в детском коллективе через игровую деятельность;
Личностные:
- развивается культура общения и поведения в коллективе;
- развивается адекватная реакция в соревновательной деятельности, умение общаться, договариваться, анализировать, применять полученные знания в жизни.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения итоговой аттестации |
1 | 1 | 01.06.2024 | 30.06.2024 | 4 | 8 | 16 | 2 раза в неделю по 2 часа. | Итоговая: 26.06.2024 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- традиционное физкультурное оборудование: обручи, мячи, кубики кегли, брусья, скамейки, гимнастические палки, гимнастическая стенка, спортивный снаряд «Козел», спортивные маты, уличное оборудование и инвентарь.
- нетрадиционное физкультурное оборудование: гигантские косы, пластиковые трубы, игровые лабиринты из ткани, веревочные игры, деревянные щиты с отверстиями.
- детские спортивные площадки, стадион, спортивный зал, кабинет детского объединения, пришкольная территория.
- ноутбук, экран, проектор;
Информационное обеспечение:
- Тимбилдинг - веселее вместе [Электронный ресурс]. URL: https://www.1urok.ru/categories/17/articles/53647
Картотека игр вожатого «Игры на сплочение» [Электронный ресурс]. URL:https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya deyatelnost/library/2019/11/28/kartoteka-igr-vozhatogo-igry-na-0
Веселые эстафеты и конкурсы [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/veselye-estafety-i-konkursy.html
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогами дополнительного образования:
- Бушенским Владимиром Николаевичем. Образование: (высшее) КГПУ им. В.П Астафьева, институт физической культуры спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина. Специальность: «Педагог по физической культуре».
- Куликовой Татьяной Викторовной, имеющей опыт работы с детьми в течение 15 лет. Образование: среднее профессиональное по специальности портной индивидуального пошива; среднее профессиональное - квалификация библиотекарь; курсы профессиональной переподготовки по программе «Педагог дополнительного образования» - 600 часов; повышение квалификации по программе «Современные образовательные технологии педагога дополнительного образования детей и взрослых» - 72 часа; повышение квалификации по программе «Организация образовательного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья» - 72 часа;
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении, фото, протокол итоговой аттестации, карта отслеживания результатов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: упражнения, спортивные игры и состязания.
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
Программе проводятся:
- входной контроль проводится в начале учебного года в форме собеседования;
- текущий контроль осуществляется на занятиях в течение периода обучения в форме наблюдения, опроса;
- итоговый контроль проходит в конце учебного года в форме представления командного решения кейс-задания.
Оценочная система освоения содержания Программы определяется высоким, средним и низким уровнем и фиксируется в карте отслеживания результатов 3, 2 и 1 балами соответственно.
Особенности организации образовательного процесса: очное.
Методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов исполнения спортивного состязания); наглядный (демонстрация выполнения спортивного состязания); практический (практическое выполнение спортивного состязания); метод самостоятельной работы (поиск и выбор оптимально-правильного выполнения спортивного состязания); репродуктивный (объяснение и усвоение учебного материала в готовом виде).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, парная и групповая;
Формы организации учебного занятия: ознакомительное занятие, комбинированное занятие, занятия-практикумы, занятие – игра.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология сотрудничества, информационные технологии.
Алгоритм учебного занятия в учебном кабинете:
- организационная часть;
- определение и разъяснение целей занятия;
- установление связи с ранее изученным материалом;
- инструктаж и выполнение учащимися спортивных состязаний, игр, эстафет, конкурсов;
- оценка результатов, подведение итогов.
Дидактические материалы: иллюстрации, фото-видеоматериалы по темам.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам
- Безрукова Е. Ю. Технология командообразования: методы и перспективы. - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/416/685/1219/036Bezrukova.pdf. С. 274—277.
- Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования. - М.: Аспект пресс, 2008.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2003.
- Тимбилдинг – это что? Тимбилдинг: сценарии, упражнения. Организация тимбилдинга. - URL: https://fb.ru/article/155477/timbilding---chto-eto-timbilding-stsenarii-uprajneniya-organizatsiya-timbildinga
Список литературы, рекомендованной учащимся
- Копилка игр «От знакомства до сплочения». - URL: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/12/05/kopilka-igr-ot-znakomstva-do-splocheniya
- Детский тимбилдинг. - URL: http://cpmss.edu.ru/wp-content/uploads/2021/05/Детский-тимбилдинг.pdf
- Тимбилдинг для детей – идеи для детского сада, школьников, видео https://mind-control.ru/deti/kak-organizovat-timbilding-dlya-detey/
Список литературы, рекомендованной родителям
- Сборник игр и упражнений для вечернего тимбилдинга. - URL: https://profsouz.tgl.net.ru/files/dokument/igra.pdf
- Картотека игр по спортивному тимбилдингу. - URL: https://ds30-ros.edu.yar.ru/dokumenti_novoe/lichnaya_stranichka_vospitateley/morozova/kartoteka_po_sport_timbildingu.pdf
Приложение 1
Оценочные материалы
Оценочные материалы итоговой аттестации учащихся
Вопросы для устного опроса
1. Что такое тимбилдинг?
2. Расскажите историю появления тимбилдинга.
3. Для чего нужен тимбилдинг?
4. Какие виды тимбилдинга вы знаете, чем они отличаются?
Критерии оценки: 1балл за каждый ответ или дополнение к ответу
Итоговое кейс-задание
В вашей команде 5 человек разного возраста от 6 до 18 лет. Все ранее выполняемые игры и задания предназначались для 5 членов команды. В этом конкурсе ведущий предлагает выполнить сложное задание: на деревянной квадратной платформе (размер 50 x 50см.), по углам которой привязаны веревки, нужно перенести сосуд с водой, и переносить нужно, держа за веревки. Угла – четыре, а человек в команде – 5, необходимо, чтобы в конкурсе было задействовано все 5 человек.
Вопрос, каким образом вы перенесете сосуд с водой, задействуя всех членов команды? Продемонстрируйте ваше решение. Объясните, почему вы поступите именно так?
Протокол итоговой результатов аттестации учащихся
Форма оценки результатов: 10 бальная
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Дата проведения аттестации | Форма аттестации | Итоговая оценка (балл) | Полнота освоения программы (%) |
| | | | | |
| | | | | |
Высокий уровень: 8-10 баллов (80%-100%)
Средний уровень: 5-7 баллов (50%-70%)
Низкий уровень: 0-4 балла(0%-40%)
Карта отслеживания результатов учащихся
ФИО уч-ся Темы | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |
Критерии самооценки «Проверь себя сам!»
умею составлять план своей работы на занятие;
выполняю намеченный план;
самостоятельно и правильно выполняю работу;
проявляю творчество;
помогаю товарищу;
убираю свое рабочее место;
безопасно пользуюсь инструментами.
Игры тимбилдинг
«Мост дружбы». Команда из 10 человек выстраивается на невысокой скамейке шеренгой. Направляющий должен дойти до замыкающего и встать за ним ни разу не коснувшись земли. (Проходит, держась за всех попеременно в шеренге, обнимая их, ноги вставляет между ног участников). И так проходят все 10 человек, пока на скамейке вновь не окажется первым направляющий.
«Снайпер». Дети собирают шишки, у каждого по одной. Встают в круг. В центре круга – корзина. Каждый участник выполняет по одному броску в корзину на расстоянии 2 м. Засчитывается общее количество попаданий команды.
«Ковер – самолет». 10 человек встает на прямоугольный лист фанеры. Капитан берется за веревку, привязанную к фанере спереди, и пытается сдвинуть фанеру вместе с участниками до линии финиша. Участникам нельзя сходить с фанеры.
«Шаман». На земле начерчен круг. По линии окружности стоят палки на уровне, примерно, плеча участника, но не выше, придерживаемые одной рукой участника. Участник стоит боком к шаманскому кругу. По команде капитана каждый участник делает шаг вперед и перехватывает палку впереди стоящего игрока. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не вернутся к своим палкам. Палки не должны падать на землю.
«Шашлык». Участники встают в колонну. Между участниками находятся небольшие палочки (эстафетные). Необходимо в таком положении добраться до финишной линии, не уронив ни одной палочки на землю.
«Большие скачки». Двое участников крутят длинную скакалку. Команда по одному игроку выполняет прыжки через скакалку. Засчитывается общее количество прыжков.
«Суэцкий канал». Дети выстраиваются шеренгой. Каждый держит в руках желоб из пластика. По желобу запускается теннисный мячик. Когда мячик прокатится по желобу, игрок перебегает в конец шеренги и продлевает своим желобом канал. Игра заканчивается, когда дети с желобками дойдут до финиша, где стоит ведро. В ведро необходимо скатить мячик с последнего желобка. Мячик не должен падать на землю.
«Переправа». Команда становится по парам лицом друг к другу. Каждая пара держит прочную палку 1 м длиной на высоте 0,5 м над землей. Один участник должен пройти по этому мосту, наступая поочередно на каждую палку. Когда участник проходит пару игроков, они перемещаются в начало шеренги и продлевают мост. Таким образом, перемещаясь, игроки должны довести своего участника до финиша ни разу не уронив его на землю.
«Пизанская башня». Игроки становятся в круг. Каждый держит в руках конец веревки-растяжки, на конце которой привязан крючок. В центре круга лежат кубики со специальными прорезями под крючок. Необходимо всей командой с помощью веревок и крючка цеплять по одному кубику и выставлять их друг на друга в виде башни.
«Болото». На 10 игроков выдаются 6-7 прямоугольных дощечек. Задача команды перебраться по дощечкам до финиша, не наступая на землю. Игроки могут стоять вдвоем на дощечке, крайние передают дощечку передним для дальнейшего продвижения вперед.
«Узелки». Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
«Электрическая цепь». Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!
«Биг-мак». Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,- другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание. Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.
«Сидячий круг». Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
«Отжимания». Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа). Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.
«Все на борт». Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок). Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.
«Бревно». Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п). Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
«Тролли». Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет. Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.
«Прогулка слепых». Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
«Паутина». Оборудование: заранее сплетенная из веревок «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.
«Комплименты». Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.
«Три слова» Необходимо каждому участнику рассказать о себе в трех словах.
«Алфавит» Построиться по именам в алфавитном порядке.
«Давай познакомимся» Играющие образуют два круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, играющие в кругах движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры останавливаются друг перед другом, знакомятся, называя имя. Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, махают ему рукой. Музыка перестает играть, появляются новые знакомые. Игра продолжается.
Виды педагогических технологий, применяемых в практике дополнительного образования
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов:
- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
- использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
- формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
- дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творчество.
Цели технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Черты технологии творчества:
свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества;
применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Игровая технология
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном Российском обществе.
Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию; социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности.
Дополнительное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.
Если традиционная массовая школа использует в большинстве своем информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект, мыслительные действия, с ориентацией на усредненного ученика, когда до 75% учебных предметов направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы - 3%, на духовное воспитание уделяется минимальное внимание, то учреждениям дополнительного образования детей присущ приоритет социально-интегрирующих, практико-деятельностных технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения, определенного образа жизни, через дифференцированные и интегрированные образовательные программы.
В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности учащегося.
В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию в обществе, эвристическое и проблемное развивающее обучение, совместные научные исследования, образование на основе компьютерных средств игровых технологий.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.
Игра (Г.К. Селевко) - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игра имеет особое педагогическое значение:
- игра - фактор развития ребенка;
- игра - способ приобщения ребенка к миру культуры;
- игра - щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
- игра - ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
- игра - мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
- игра - деликатное диагностирование социального развития ребенка;
- игра - профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
- игра - способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
- игра - один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
- игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются - игровые технологии.
Игровые технологии - одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
Основные принципы игровых технологий:
-природо - и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная приподнятость;
-равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игра выполняет следующие важные функции:
- Функция социализации. Игра -- есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
- Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
- Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой -- выявить недостатки опыта
- Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра -- деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В то же время игра -- «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
-Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
- Функция коррекции -- есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
- Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
В структуру игры как деятельности органично входит:
· целеполагание,
· планирование,
· реализация цели,
· анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
· роли, взятые на себя играющими;
· игровые действия как средство реализации этих ролей;
· игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
· реальные отношения между играющими;
· сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровые технологии имеют различную направленность:
1) дидактические - формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающие - воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающие - развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция. Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка.. URL: http:// www.pedsovet.su/.
Классификация игр.
В современном мире очень много различных классификаций игр, но мы в своем дипломном проекте рассмотрим классификацию Г.К. СелевкоСелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998. - 256 с. по параметрам игровых технологий.
Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий
- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
- по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
- по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;
- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»).
Факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
- удовлетворение от успеха - промежуточного и окончательного;
- удовольствие от процесса - перевоплощение в роль, если игра ролевая
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры - все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.
Необходимо отметить ряд требований к педагогу-организатору. В первую очередь - это эстетика внешнего вида, особые требования предъявляются к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм.
Педагогическими условиями реализации игровой технологии в учреждении дополнительного образования детей являются:
- Создание игровой среды.
- Пространство взаимодействия детей с педагогом.
- Оптимальное количество детей.
Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
-превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
-в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
-гуманистическая ориентация образования;
-развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
-сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Основные принципы педагогики сотрудничества:
-учение без принуждения;
-право на свою точку зрения;
-право на ошибку;
-успешность;
-мажорность;
-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением.
Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, нераскрытые таланты и потенции. Цель дополнительного образования – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности.
Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
заинтересованность педагога в их судьбе;
сотрудничество, общение,
отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;
отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»);
терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений в учреждении дополнительного образования детей, которая утверждает:
право ребенка на свободный выбор направления деятельности, времени занятий, объема и уровня сложности учебного материала, педагога и т.п.;
право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения;
создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности («учеба приносит радость»);
неформальный стиль взаимоотношений педагога и детей.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяет.