ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Музейное дело»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Музейное дело»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Срок освоения: 1 год
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: БАЗОВЫЙ
Возраст детей: 6 - 10 лет
Разработчик:
Ермакова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова» |
2. Наименование образовательной программы | «Музейное дело» |
3. ФИО разработчика (автора, составителя) | Ермакова Наталья Александровна |
4. Сведения о программе | |
4.1. Нормативная база | |
4.2. Область применения | Исследовательский - преобразующий пространство духовной культуры |
4.3. Направленность | Социально - педагогическая |
4.4. Тип программы | Бесплатная |
4.5. Уровень | Базовый |
4.6. Возраст детей | 6 - 10 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
4.8. Цель программы | Изучение истории и культуры родного края. Формирование у учащихся чувства любви к Родине и её прошлому. Воспитание у детей чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, родного края, к истории своего народа. Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории русского народа через различные формы поисковой и музейной работы |
4.9. Форма обучения | Очная |
Сайт "Комната русского быта и фольклора | Группа в ВК |
Структура программы.
2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка (актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения, объем и срок освоения, режим занятий).
2.2. Цель и задачи программы.
2.3. Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана).
2.4. Планируемые результаты.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график.
3.2. Условия реализации программы.
3.3. Формы аттестации (контроля).
3.4. Оценочные материалы.
3.5. Методическое обеспечение.
4. Рабочая программа воспитания.
4.1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в детском объединении.
4.2. Формы и содержание деятельности воспитательной работы.
4.3. Планируемые результаты.
4.4. Календарный план воспитательной работы.
5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей.
6. Список литературы.
2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1. Пояснительная записка.
-направленность;
-актуальность;
-новизна (отличительные особенности);
-педагогическая целесообразность;
-адресат программы;
-объем программы;
-формы обучения;
-срок освоения программы;
-режим занятий.
- пояснительная записка
Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. Одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно - нравственное воспитание детей. Только народная культура передает национальную самобытность. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Народная культура - основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.
- направленность программы:
Данная программа предназначена для знакомство детей с народными праздниками, традициями и историей быта русского народа, народными промыслами и фольклором. Которые будут происходить в стенах кабинетов "Комната русского быта ". Ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.
Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
-актуальность:
Любовь к Родине, своему народу - чувство, которое рождается вместе с нами и начинается оно с раннего детства. Это чувство начинается с отношений в семье, детском саду, школе, с восхищения тем, что видит ребенок, и что находит отклик у него в душе. Это - колыбельные песни, потешки и народные сказки, праздники и развлечения связанные с народным календарём.
Составляющих много, но все они учат детей любви к Родине, привязанности к родной земле, языку, культуре, традициям, и входят в понятие «патриотизм». Я считаю, что это центральное направление работы с подрастающим поколением.
Осуществление программы " Музейное дело" станет важным фактором развития у детей понимания культурного и исторического наследия нашего народа, научит уважать традиции, культуру, быт наших предков.
- новизна программы:
Состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни детского сада, школы и своего города. В этом году планируется перевести музейные данные в электронный вид, разместить их на страничке школьного сайта, т.е. создать электронный музей.
- педагогическая целесообразность:
Программа "Музейное дело" педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей и эстетически - нравственных ценностей. Программа построена таким образом, что у детей формируются ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью и историей русского народа, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности, исторические факты и фольклор.
- адресат программы:
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 6 - 10 лет. Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе составляет 15 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Набор учащихся в группы – свободный, осуществляется на основании письменного договора. В объединение могут обучаться как девочки, так и мальчики без требований к предварительной подготовке.
- объем программы:
Общая трудоемкость учебной программы "Музейное дело" при сроке обучения 1 год составляет 72 аудиторных часов.
- формы обучения:
Работа по программе "Музейное дело" включает в себя различные формы обучения: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Методы:
- Пополнение фонда музея, изучение, учёт и хранение собранных материалов.
- Непосредственно образовательная деятельность в комнате "Русского быта и фольклора"(педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
- Совместная деятельность (оформительские работы, создание образов, предметов, погружение в атмосферу старины).
- Тематические досуги («Милости просим в нашу избу», «Русские посиделки», Рождественские колядки»,
«Масленица»).
- Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
- Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
- срок освоения программы:
В соответствии с планом программа рассчитана на один год обучения , количество учебных недель 36, количество учебных часов 72 часа. Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа.
- режим занятий:
Занятия проводятся в 5 группах детей, один раз в неделю по два часа.
2.2. Цель и задачи программы.
Цели:
Изучение истории и культуры родного края. Формирование у учащихся чувства любви к Родине и её прошлому. Воспитание у детей чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, родного края, к истории своего народа. Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории русского народа через различные формы поисковой и музейной работы
Задачи:
- Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, фольклор, народное творчество, искусство;
- Способствовать формированию представлений о формах традиционного
семейного уклада;
- Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей;
- Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению экспозиции музея;
- Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
- Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
2.3. Содержание программы
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Экскурсии, задания, исследовательская и практическая деятельность адаптированы и доступны для учащихся 6 - 10 лет, учитываются возрастные и психологические особенности данного возраста.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному.
Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: рассказ, объяснение, показ, мастер-класс, выполнение учащимися заданий и упражнений, закрепление знаний в процессе экскурсионной, театральной и проектной деятельности.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттестации | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Календарные традиции в культурном наследии России | 11 | 11 | 22 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, самооценка |
2. | Приметы и уклад жизни русского народа | 18 | 12 | 30 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, самооценка опрос |
3. | Русское декоративно-прикладное искусство | 9 | 9 | 18 | Наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, самооценка |
5. | Хороша та сказка, где есть взрослые мысли. Итоговое занятие | 2 | 2 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, анализ продуктов деятельности, выставка | |
Итого | 38 | 34 | 72 |
2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Содержание учебного плана
1. Календарные традиции в культурном наследии России
Теория. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Знакомство с календарными традициями русского народа и обычаями и традициями празднования.
Практика. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Проведение праздников
2. Приметы и уклад жизни русского народа
Теория. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Практика. Знакомство с музейными объектами, изучение исторических событий. Организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
3. Русское декоративно-прикладное искусство
Теория. Декоративно-прикладное искусство, хранящее традиции рукомесла, даёт возможность раскрыть способности в творческой деятельности по созданию рукотворных произведений, согретых любовью к домашнему очагу и уюту. Осваивая традиции, постигая законы народного и профессионального декоративного искусства, ребёнок приобщается к сокровищнице культурных ценностей своей страны и мирового искусства. Он постигает национальные особенности искусства своего народа учится уважать культуру и обычаи. Всё это способствует идейно-нравственному воспитанию ребёнка, воспитанию в нём высоких духовных идеалов, миропониманию.
Практика. Знакомство с музейными объектами, изучение исторических событий. Организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
4. Хороша та сказка, где есть взрослые мысли
Практика. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
2.4. Планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его
сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и
обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира
(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта дошкольника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
- познавательные как способность применять для решения учебных и
практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,
анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных
видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской,
творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме
речи передать результаты изучения экспонатов музея;
- владение рассуждением, описанием повествованием.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную
деятельность и взаимодействие с ее участниками;
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание
чувства гордости за достижения своих предков;
- уважительное отношения к своей Родине, ее истории, любви к родному краю,
своей семье;
- толерантность к людям, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой
жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений
среды обитания
Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год обучения | 1-й год |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Количество учебных часов | 72 часа |
Комплектование группы | 01.09. – 04.09.2024 г. |
Дата начала учебного периода | 06.09.2024 г. |
Дата окончания учебного периода | 31.05.2025 г. |
Продолжительность каникул | 0 |
Режим занятий | 1 раза в неделю по 2 академических часа |
3.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
1. Школьный музейный кабинет "Комната русского бы и фольклора"
2 . Кабинет "Комната русской сказки"
3. Компьютер, проектор, экран, диски, флеш-накопитель
Информационное обеспечение дополнительной общеобразовательной программы – видео-, фото-, интернет источники; Программа предусматривает использование интернет-ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов).
Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
Педагогу в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
- Экспонаты музея
- Дидактический материал
- Архивный материал
- Тесты
- Фрагменты источников
- Статистические данные
- Анкеты и опросники
3.3. Формы аттестации.
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; детям, родителям; педагогу увидеть результаты общего труда. Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении проводится в следующих формах: собеседование, участие в конкурсах, итоговая выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования. При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (в форме выставки).
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки, тестирование, анализ работ.
Итоговый (май) - итоговая выставка учащихся детского объединения.
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование, открытые занятия, наблюдения и так далее.
3.4.Оценочные материалы.
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
3.5.Методическое обеспечение
Печатные пособия: таблицы к основным разделам материала по изучению декоративно –прикладного творчества и предметов быта, репродукции картин, рисунки - образцы.
Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, мольберты, компьютер, принтер.
Цифровые образовательные ресурсы: фотоматериалы, статьи, презентации к каждому занятию.
Рабочая программа воспитания
4.1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в детском объединении.
Развитие у детей устойчивого интереса к быту и истории наших предков, декоративно – прикладному искусству, к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными календарными праздниками.
4.2. Формы и содержание деятельности воспитательной работы.
Поисково - исследовательская проектная деятельность, дискуссии, творческие работы, создание интерьера и предметов экспозиции для "Комнаты русской сказки" и "Комнаты русского быта", организация праздников по мотивам народного календаря
4.3.Планируемые результаты.
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, края, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Стародубского;
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность;
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
4.4.Календарный план воспитательной работы.
Дата | Тема занятия | |
Месяц | Неделя | |
Сентябрь | 1 неделя | Кто в доме хозяин? |
Сентябрь | 2 неделя | Как жили на Руси Экскурсия |
Сентябрь | 3 неделя | Традиции и обычаи русского народа |
Октябрь | 4 неделя | Знакомство с народным календарём, обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы. |
Октябрь | 5 неделя | Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей. |
Октябрь | 6 неделя | Воспитывать у детей нравственные позиции по отношению к водно - болотным угодьям России, обобщать и систематизировать знания обучающихся о значении болот для человека и природы, познакомить с жителями болот, озёр и рек славянской мифологии. |
Октябрь | 7 неделя | Познакомить детей с особенностями мифологического понимания деревьев у древних славян |
Октябрь | 8 неделя | Расширить кругозор детей в области фольклора, узнать о роли Берёзы в жизни русского народа. |
Октябрь -Ноябрь | 9 неделя | Демонстрировать детям вариативный образ зайца в разных произведениях народного и художественного жанра, закреплять понятие о жанрах произведений, формировать умение анализировать характер героя с опорой на его деятельность, учить строить собственное суждение, анализировать и делать выводы, развивать речь, память, внимание. |
Ноябрь | 10 неделя | Раскрыть в полном объёме всю нравственность подвигов женщин - героинь на примере русского фольклора, исторических источников и литературы. |
Ноябрь | 11 неделя | Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах, познакомить народными приметами и праздниками связанными с ними. Воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях. |
Ноябрь | 12 неделя | Познакомить детей с праздниками зимнего народного календаря. Провести виртуальную экскурсию по резиденции Матушки Зимы. |
Ноябрь - Декабрь | 13 неделя | Знакомство детей с русским народным промыслом "валяние валенок", сформировать у них чувства сопричастности к культурному наследию своего народа и родной страны. |
Декабрь | 14 неделя | Познакомить детей с главными героями новогодних праздников у разных народов, выяснить, в чем заключается особенность русского Деда Мороза. |
Декабрь | 15 неделя | Продолжать знакомство детей с социальным проектом "Сказочная карта России", объединяющим в себе всю информацию о о музеях, усадьбах и резиденциях всех героев русских сказок и былин.Выяснить отличие героев сказок от реальных животных, и суть их характера в народном фольклоре. |
Декабрь | 16 неделя | Познакомить детей с славянским гороскопом животных "Годослов", провести сравнительный анализ с восточным гороскопом животных. |
Декабрь | 17 неделя | Расширить представление детей о народных зимних забавах. Раскрыть секреты образа снежной бабы и снеговика, познакомиться с резиденцией Снеговика сказочной карты России. |
Январь | 18 неделя | Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки. |
Январь | 19 неделя | Продолжать знакомство детей с древнеславянской мифологией, познакомить с первыми легендами о происхождении животных. |
Январь | 20 неделя | Изучить происхождение праздника "Бабий кут", познакомиться с историей героини славянской мифологии Матушка Ягиня. |
Январь - Февраль | 21 неделя | Изучение быта и поверий русского народа. Корова в славянской культуре и мифологии. |
Февраль | 22 неделя | Научить детей сравнивать, различать литературную, фольклорную, историческую стороны исследуемого события |
Февраль | 23 неделя | Разбираемся в народных и календарных праздниках "Три масленицы на Руси" |
Февраль | 24 неделя | Научить детей толкованию русско - народных сказок, умению видеть в н х связь с природными явлениями и бытом крестьян. |
Февраль - Март | 25 неделя | Продолжать знакомство с героями сказочной карты России - "Резиденция Кикиморы Вятской". |
Март | 26 неделя | Продолжаем знакомить детей с птицами народного фольклора и мифологии, изучаем их роль и характеры в русско - народных сказках. |
Март | 27 неделя | Расширять кругозор детей о народном календаре, весенних праздниках славян. |
Март | 28 неделя | Расширять знания детей о календарных праздниках, познакомить с солнечными праздниками русского народа. |
Апрель | 29 неделя | Расширять кругозор детей о водно - болотных ресурсах России, познакомить с истоками праздника "Водокоп". |
Апрель | 30 неделя | Расширять кругозор детей о космосе и науками связанными с ним, познакомить с древней наукой "Звездознание". |
Апрель | 31 неделя | Расширять кругозор детей о птицах псковского края, их роли в народном творчестве. |
Апрель | 32 неделя | Расширять кругозор детей о временных изменениях природы и народной мудрости: приметы и поговорки. |
Май | 33 неделя | Русь астрономическая. Звёздное небо Звездознание |
Май | 34 неделя | Весенние традиции русского народа |
Май | 35 неделя | Славянская азбука |
Май | 36 неделя | Обобщение знаний о сказочных и реальных животных, их роли в жизни человека. |
5.Рабочая программа
Дата | Тема занятия | Количество часов | Оборудование и раздаточный материал | ||
Месяц | Неделя | Теория | Практика | ||
Сентябрь | 1 неделя | Как жили на Руси? Строительные традиции | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Сентябрь | 2 неделя | Праздник сбора урожая "Осенины" | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Сентябрь | 3 неделя | Равноденствие и солнцестояние: астрономия и Колесо года | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Сентябрь | 4 неделя | Из чего рубашка выросла. История русской одежды | 1,75 | 0,25 | .Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Сентябрь - Октябрь | 5 неделя | Народные театральные представления на Руси. От скоморохов до балаганов | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Октябрь | 6 неделя | Рачительный хозяин. Экономия природных ресурсов | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Октябрь | 7 неделя | Народные осенние праздники "Осенние деды" | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Октябрь | 8 неделя | Русское народное рукоделие, мастерицы на Руси | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Октябрь | 9 неделя | Снежная королева славян | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Октябрь -Ноябрь | 10 неделя | Зимующие птицы России традиции и суеверия | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Ноябрь | 11 неделя | Хозяйство и быт наших предков. Дворовой - в хозяйстве всё пригодиться | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Ноябрь | 12 неделя | Русская глиняная игрушка: история и виды | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Ноябрь | 13 неделя | Тайны русского кружева | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Ноябрь - Декабрь | 14 неделя | Резьба по дереву: народные деревянные скульптуры | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Декабрь | 15 неделя | Изготовление предметов театрального представления | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Декабрь | 16 неделя | Ряженые. Маски в русской культуре | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Декабрь | 17 неделя | Зимние русские забавы с историей в тысячи лет | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Декабрь | 18 неделя | Образ коня в славянской культуре. Лошадка-качалка – древнейшая в мире игрушка | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы
|
Январь | 19 неделя | Яблоко: традиции и легенды русского народа. | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Январь | 20 неделя | Из уст в уста, из рук в руки, от сердца к сердцу. Славянские куклы-обереги и их значение. | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Январь | 21 неделя | Народный календарь. День деда Мороза и Снегурочки | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Январь - Февраль | 22 неделя | Праздник благополучия ЧУРЫ (День домового) | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Февраль | 23 неделя | 16 февраля – день Кикиморы | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Февраль | 24 неделя | Мужчина в славянской традиции. Супервоины Древней Руси. Вольга Святославич | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Февраль | 25 неделя | Традиции наших предков: обряды встречи птиц и заклички | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Февраль - Март | 26 неделя | Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью? День богини Весты | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Март | 27 неделя | Славянская трапеза: её виды и значение | 1,75
| 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Март | 28 неделя | Славянская Масленица — главные атрибуты | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Март | 29 неделя | Писанка. Народные традиции Таинство славянской писанки | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Апрель | 30 неделя | Сакральный смысл славянских сказок | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Апрель | 31 неделя | Русь астрономическая. Звёздное небо Звездознание | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Апрель | 32 неделя | Птицы славянского фольклора. Сказочные птицы Руси | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Апрель | 33 неделя | Загадки узоров русских росписей | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Май | 34 неделя | . Славянская азбука | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Май | 35 неделя | Присказка, зачин и концовка в сказке. Проектная деятельность. | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
Май | 36 неделя | Хороша та сказка, где есть взрослые мысли. Итоговое занятие. | 1,75 | 0,25 | Экспонаты «Комнаты русского быта и фольклора».Таблицы, презентации, фотоматериалы |
6. Список литературы.
1.Сергей Максимов "Исследование быта и традиций русского народа"
2.Александрова Л.А. "Народный календарь: иллюстрированный словарь"
3. Синова И.В. "Народы России: история и культура, обычаи и традиции: справочник школьника"
4. Иванов Ю.Г. "Наша родина – Россия: детская энциклопедия в вопросах и ответах: природа, народы, культура, обычаи, история, знаменитости"
5. Терещенко А.В. "История культуры русского народа"
6. Нэй В.А. "Русский праздник. Традиции и обычаи: эта книга станет для вас добрым другом на долгие годы"