Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейная педагогика» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 27 January 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 46

ИМЕНИ ГВАРДИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА В.А.ГЛАЗКОВА

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

РАССМОТРЕНО

на заседании

школьного методического объединения

Протокол №___ от

«___» _____ 20__ г.

Руководитель методического объединения

________/__________

«___» _______ 20__ г.


СОГЛАСОВАНО

с методическим

советом

Протокол №___ от

«___» _____ 20__ г.

Руководитель методического совета

________/__________

«___» _______ 20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СШ № 46

________/____________

«___» __________ 20__ г.





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»



Возраст учащихся: 10-16 лет

Срок реализации: 01.09.2021 – 30.08.2024 (3 года)

Составители:

Некрасова Я.И., учитель математики, информатики




















Пояснительная записка

В основе освоения программы лежит системно – деятельностный  подход, предполагающий развитие готовности к саморазвитию,  непрерывному образованию и формирующий активную гражданскую и учебно-познавательную деятельность.

Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство Волгограда, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множественную замечательность великих событий и деяний, позволяет использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися.

Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.

Актуальность данной программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.

Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

Музейная педагогика способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально – культурном обновлении.

Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.

Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.

Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания. Важной отличительной особенностью программы является то, что её содержание составлено с учётом изменений и нововведений, произошедших за период массового внедрения цифровых технологий, и учитывает изменившееся условия экскурсионной деятельности, например, появление виртуальных экскурсий.

Цель программы – повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

Достижение цели раскрывается через следующие группы задач:

обучающие: научить учащихся собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал; научить учащихся создавать выставочную экспозицию и проводить по ней экскурсии; научить использовать средства мультимедиа для создания видеоэкскурсий;

развивающие: создать условия для развития у учащихся творческих и организаторских способностей, предоставить возможность для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами, создать условия для формирования глобальной и ИК- компетенции;

воспитательные: создать условия для воспитания у учащихся культурных, духовных, эстетических и нравственных ценностей; профессиональная  ориентация  учащихся  через  самостоятельную  исследовательскую деятельность  с  применением  средств образовательных информационно-коммуникационных  технологий; воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких творческих результатов.

Планируемые результаты, соответствующие поставленным задачам:

личностные:

формирование культурных, духовных и нравственных ценностей;

развитие самостоятельности и творчества учащихся;

воспитание активной гражданской жизненной позиции и познавательного интереса.

метапредметные:

освоение приемов сбора, обработки и систематизации информации;

приобретение навыков проектного подхода и творческой разработки концепций будущих экспозиций;

развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного и креативного мышления.

предметные:

приобретение учащимися знаний об истории развития музейного дела, видах музеев и специфики их работы;

приобретение учащимися знаний о видах работы в музеях и научной методики комплектования фондов;

формирование практических навыков музейной деятельности; приобретение навыка составления тематического экспозиционного плана, монтажа экспозиций и выставок музея, сопроводительного текста экспозиций;

умение разработать материал для проведения тематических экскурсий;

освоение приемов и форм подготовки экскурсионного материала.


Учебно-тематический план


Модуль 1

№п/п

Название раздела, темы


Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

История музейного дела

9

7

2

практикум

2

Техника ведения экскурсии

15

9

6

практикум

3

Школьный музей

16

9

7

практикум


Всего

40

25

15



Модуль 2

№п/п

Название раздела, темы


Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Методика музейного дела

11

5

6

практикум

2

Методика проведения экскурсий

16

7

9

практикум

3

Школьный музей

13

4

9

практикум


Всего

40

16

24


Модуль 3

№п/п

Название раздела, темы


Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Музеи как исследовательские центры

8

6

2

практикум

2

Виртуальные экскурсии

16

6

10

практикум

3

Школьный музей

16

4

12

практикум


Всего

40

16

24



Содержание изучаемого курса

Модуль 1

Раздел 1. История музейного дела.

Правила оформления выставочной и музейной экспозиции. История музейного дела в России. История развития музеев. Современные музеи. Виды музеев. Музеи в Европе. Великие музеи современности. Краеведческие музеи. Военно-исторические музеи. Школьные военно-исторические музеи.

Раздел 2. Техника ведения экскурсии.

Этапы подготовки экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Составление маршрута экскурсии. Объезд или обход маршрута. Составление технологической карты. Техника ведения экскурсии.   Задачи показа экскурсии. Элементы показа. Последовательность показа объекта. Виды показа, реализация принципа наглядности. Рассказ в экскурсии. Роль и значение рассказа. Требования к рассказу. Подготовка рассказа. Монолог и диалог, трансформация речи в зрительные образы. Формы рассказа, особенности рассказа на экскурсии.

Раздел 3. Школьный музей.

История создания школьного музея. Знакомство с основными разделами школьного музея. Этапы подготовки школьной экскурсии. Особенности обзорной и тематической экскурсий. Тематика и содержание экскурсий. Сбор материала для обзорной экскурсии по школьному музею. Подготовка текста обзорной экскурсии по музею. Знакомство с материалами музея, посвященными В.А. Глазкову. Обзорная экскурсия по городу Волгограду, п. Верхняя Ельшанка. Подготовка текста экскурсии «Дорогами Победы». Краеведческие тематические проекты экскурсий. Перспективы развития школьного военно-исторического музея.

Модуль 2

Раздел 1. Методика музейного дела.

Приоритетные виды работ в музеях: научно-фондовая, просветительская, культурно-образовательная работа. Основные понятия музейной экспозиции. Основы научной методики комплектования фондов. Фондовая документация. Систематизация экспонатов школьного музея. Классификация экспонатов школьного музея.

Раздел 2. Методика проведения экскурсий.

Правила организации общения экскурсовода и экскурсантов. Позиции речи экскурсовода. 5 форм ораторского искусства. Язык и речь. Стиль языка экскурсовода, культура речи. Внеречевые формы общения. Классификация жестов. Внешний вид и манеры. Соблюдение правил этикета.

Раздел 3. Школьный музей.

Сбор материала для экскурсии, посвященной Сталинградской битве. Подготовка текста экскурсии. Сбор материала для экскурсии, посвященной участникам военных событий. Подготовка текста экскурсии. Краеведческие тематические проекты экскурсий. Перспективы развития школьного военно-исторического музея.

Модуль 3

Раздел 1. Музеи как исследовательские центры.

Исследовательская функция музеев. Учет и экспертиза в музеях. Консервация и реставрация музейных предметов. Основные законы, регулирующие деятельность музеев.

Раздел 2. Виртуальные экскурсии.

Экскурсия на сайте. Экскурсия в форме презентации. Экскурсия - видеофильм. Экскурсия в 3D. Содержание материалов. Техника использования. Приёмы демонстрации наглядных пособий.

Раздел 3. Школьный музей.

Сбор материала для экскурсии «Сталинград после войны». Подготовка текста экскурсии. Сбор материала для экскурсии «Ветераны Сталинградской битвы». Подготовка текста экскурсии. Сбор материала для экскурсии. Подготовка текста экскурсии «Верхняя Ельшанка в годы войны». Сбор материала для экскурсии «Этих дней не смолкнет слава». Подготовка текста экскурсии. Краеведческие тематические проекты экскурсий. Перспективы развития школьного военно-исторического музея.


Методическое обеспечение программы

Занятия проходят в кабинете музея, в кабинете информатики, библиотеке.

Используются следующие формы работы:

индивидуальная работа,

групповые занятия,

встречи с ветеранами,

проектная и исследовательская деятельность,

оформление выставок,

обновление экспозиций,

интеллектуальные конкурсы и викторины,

экскурсии,

посещение музеев.

В работе широко используются фонды школьной библиотеки, материалы школьного музея, видеотека, современные информационно-коммуникационные технологии.

Список литературы

Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 1985.

Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.

Гнедовский Б.В., Некоторые проблемы создания историко-мемориальных музеев. М., 1978.

Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.

Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 1999.

Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.

Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

Музееведение. Под ред. проф. Левыкина К.Г., проф. Хербста В., М., 1998.

Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.

Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.

Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос, 2001.

Ревякин. Музеи мира. М., 1993.

Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.

Хадсон К. Влиятельные музеи, Новосибирск, 2001.



Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

по программе

Дата окончания обучения

по программе

Всего

учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

2021/2022

01.09.2021

30.08.2022

40

40

1 занятие в неделю

2022/2023

01.09.2022

30.08.2023

40

40

1 занятие в неделю

2023/2024

01.09.2023

30.08.2024

40

40

1 занятие в неделю




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации