Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ИМИДЖ-СТУДИЯ»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«ИМИДЖ-СТУДИЯ»
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Костенко Виктория Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Оленегорск
2020 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Имидж-студия» социально-педагогической направленности (далее – программа) нацелена на развитие у учащихся эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также на социальную адаптацию, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»), примерными требованиями к программе дополнительного образования детей (Письмо Министерства Образования и науки Российской Федерации, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 года № 06-1844), «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (письмо Министерства и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242), «Концепцией развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р), «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. № 996-р), требованиями и нормами СанПин 2.4.4.3172-14 и другими законодательными актами Российской Федерации.
Актуальность программы
Столь популярное в наши дни слово «имидж» означает целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие. Имидж - это «визитная карточка», создаваемая нами для других, то впечатление, которое мы рассчитываем вызвать у окружающих. Имидж - главная категория современной моды. Между внутренним и внешним обликом можно достичь согласия и создать гармонию. Имидж - это гарантия привлекательности и уверенности в себе.
В грамотно созданном имидже согласованы все детали - причёска, макияж, аксессуары, украшения, стиль одежды и т.д.
Имидж жизнеспособен и убедителен лишь тогда, когда соответствует внутренним качествам человека, его характеру, темпераменту и образу жизни. Дома, на работе, в дружеской компании и среди незнакомых людей мы играем определённые социальные роли. Хотя они могут очень сильно различаться, мы исполняем их с удовольствием. Но если роль превращается в маску, скрывающую истинное лицо человека, если она не соответствует его мироощущению и целям, тогда имидж превращается в обузу. Человек испытывает дискомфорт оттого, что «играет не свою роль».
Как найти свой стиль в одежде? Какие подобрать аксессуары, и какой нанести макияж? Как угнаться за модой и сохранить индивидуальность? Эти и другие важные вопросы позволили создать данную программу.
Данная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей подростков.
Тематика занятий полезна не только для повседневной жизни, но и для сцены и подиума; для получения законченного образа в художественной постановке или для нового образа в различных коллекционных показах.
Отличительная особенность программы заключается во введении таких разделов, как: выполнение причёсок с учётом данных внешности, макияж и техника его выполнения, коррекция внешности при помощи макияжа, композиция прически и костюма.
Особенность данной программы не только в использовании инновационных технологий обучения стилистическому делу, но и в принципах построения программы:
- от простого к сложному;
- связь теории и практики;
- связь знаний и умений с жизнью;
- доступность;
- активность и самостоятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание программы составляют практические занятия и самостоятельная работа, которые закрепляют теоретические знания, направленно на формирование и развитие эстетической и духовной культуры подростков и предусматривает постепенный переход от простого к сложному виду деятельности, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка и их способности к творческой работе. Учащимся будет предложено не только закрепить навыки по парикмахерскому искусству, искусству макияжа, но и попробовать себя в другом виде деятельности - в роли стилистов и имиджмейкеров. Это даст возможность проявить воспитанникам свои коммуникативные способности и другие личностные качества, такие как чувство гармонии и стиля, умение слышать и слушать человека, умение правильно оценивать внешность человека, и, сопоставляя его параметры и возраст, правильно подобрать имидж. Именно в возрасте 12-16 лет у ребят проявляется осознанный интерес к взрослой жизни, к выбору будущей профессии, легче прививаются практические навыки.
Цель:
- формирование гармонично развитой, творческой личности посредствам полученных умений и навыков в области парикмахерского мастерства, искусства макияжа и воспитание художественного вкуса;
- профориентация учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- дать знания по истории причесок и основам парикмахерского искусства;
- научить, самостоятельно работать над созданием имиджа (прическа и макияж);
- формировать элементарные умения и навыки парикмахерского мастерства, моделирования, визажиста;
Развивающие:
- развивать интерес к созданию собственного стиля;
- развивать воображение, творческие способности при создании причесок и нанесении макияжа;
- способствовать эстетическому и трудовому воспитанию;
- развивать умение организовывать свою деятельность и анализировать ее;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, интерес к дизайну;
- воспитывать основы профессиональной этики;
- воспитывать ответственность, самостоятельность и терпение.
Мотивационные:
- создать комфортную обстановку, ситуацию успеха у подростка;
- определить дальнейшую жизненную перспективу.
Социально-педагогические:
- создавать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации;
- способствовать формированию детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.
Программа базового уровня освоения предназначена для учащихся 12-16 лет, рассчитана на 1 год обучения (216 часов). Занятия проводятся всем составом 3 раза в неделю по 2 часа.
Методы и формы обучения:
- наглядные (иллюстрации, фото, материалы, схемы);
- словесные (лекция, рассказ, беседа, инструктаж);
- практические (демонстрация приемов, техник, моделей, упражнений, самостоятельная работа).
Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж. Выполняя специальные упражнения, учащиеся приобретают профессиональные умения и навыки, что повышает эффективность занятий и воспитывает интерес к профессиональной деятельности.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля над знаниями и умениями воспитанников, которая позволяет определить эффективность обучения. Одним из критериев результатов обучения является выполнение творческой работы, а также участие в дефиле, показах, массовых мероприятиях.
Обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях с целью развития творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности.
Ожидаемые результаты
В результате изучения программы учащиеся будут
знать:
- профессиональную терминологию;
- правила безопасности при работе с электрическими приборами, при работе с косметическими средствами;
- технологию выполнения причесок;
- правила коррекции внешности человека;
- технику нанесения макияжа;
- основные приемы ухода за лицом и волосами;
- основы коррекции лица стрижкой, цветом волос и макияжем;
уметь:
- правильно применять термины при выполнении причесок, укладок, моделирования волос;
- пользоваться инструментами парикмахера;
- выполнять моделирование отдельных элементов в прическе;
- выполнять коррекцию внешности человека;
- выполнять макияж;
- самостоятельно выполнять все необходимые парикмахерские приемы для преображения человека;
у них будут развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов;
- воображение, творческая активность, фантазия;
- умение анализировать, давать оценку;
- самостоятельность в создании новых оригинальных образов;
обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
- потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области стилистики;
- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей.
Диагностический инструментарий
Вводная диагностика проводится в начале изучения программы в форме рисования эскиза образа с целью определения понимания учащимися значения слова «имидж». Творческий подход позволит подросткам проявить свою фантазию и креативность.
В конце обучения для проверки качества усвоения материала проводится заключительное занятие в виде итоговой творческой работы (итоговая аттестация).
Практические умения и навыки проверяются в ходе выполнения практических заданий.
Низкий уровень:
Прическа: несложная, выполнена неаккуратно и с помощью педагога, не соответствует стилю.
Аксессуар (украшение для волос): выполнено неаккуратно, просто и с помощью педагога.
Макияж: выполнен не по правилам, с ошибками и не в сочетании с прической.
Образ: смотрится достаточно просто.
Средний уровень:
Прическа: сложная, но выполнена неаккуратно и с частичной помощью педагога, не полностью соответствует стилю.
Аксессуар (украшение для волос): выполнено практически без помощи педагога, средней сложности.
Макияж: выполнен по правилам, но есть ошибки в технике нанесения декоративной косметики.
Образ: смотрится интересно.
Высокий уровень:
Прическа: сложная, выполнена аккуратно и самостоятельно, полностью соответствует стилю, декорирована.
Аксессуар (украшение): выполнено самостоятельно, аккуратно; гармонируют цвета, сложная техника выполнения, идеально сочетается с прической.
Макияж: выполнен по всем правилам, правильное нанесение декоративной косметики, без помощи педагога.
Образ: яркий и оригинальный, смотрится гармонично.
Формы организации образовательного процесса
- опрос;
- самостоятельное выполнение практических заданий;
- творческие работы;
- участие в показательных выступлениях, праздниках, концертах, массовых мероприятиях.
Материально-техническое обеспечение
учебный кабинет;
парикмахерские кресла;
зеркала;
столики для инструментов;
мойка для мытья волос;
стерилизаторы;
пульверизаторы;
фартуки, пеньюары;
средства бытовой химии: шампуни, бальзамы, лаки для волос, гели для волос, муссы;
парикмахерские инструменты: ножницы, различные виды расчесок, различные виды щеток;
электроприборы: фены, электро-щипцы, электробигуди;
для макияжа: набор кистей, щетки для бровей и ресниц, декоративная косметика;
для аксессуаров: бусины, ленты, стразы, цветы, шпильки, заколки.
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | беседа |
2. | Правила техники безопасности, санитарные требования | 2 | 2 | - | опрос |
3. | Имидж | 6 | 2 | 4 | опрос, наблюдение, самостоятельная работа |
4. | Парикмахерское искусство | 90 | 26 | 64 | опрос, наблюдение, самостоятельная работа |
Повторение темы | 16 | - | 16 | ||
5. | Декоративная косметика и макияж | 32 | 6 | 26 | опрос, наблюдение, самостоятельная работа |
Повторение темы | 8 | - | 8 | ||
6. | Аксессуары и украшения | 24 | 4 | 20 | опрос, наблюдение, самостоятельная работа |
Повторение темы | 6 | - | 6 | ||
7. | Стиль одежды | 6 | 2 | 4 | опрос, наблюдение, самостоятельная работа |
8. | Работа с коллекциями | 20 | 4 | 16 | опрос, наблюдение, самостоятельная работа |
| Заключительное занятие | 4 | - | 4 | творческая работа, демонстрация моделей |
| Итого: | 216 | 48 | 168 | |
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Ознакомление учащихся с особенностями занятий. Инструктаж по технике безопасности. Вводная диагностика.
Тема 2. Правила техники безопасности, санитарные требования
Теория: Техника безопасности. Подготовительные и заключительные работы. Санитарно-гигиенические нормы и требования.
Тема 3. Имидж
Теория: Что такое имидж? Функции имиджа. Как создать привлекательный имидж.
Практика: Разработка персонального имиджа.
Тема 4. Парикмахерское искусство
Теория: Уход за волосами. Укладка. Завивка. Стрижка. Окрашивание. Прически.
Практика: Выполнение различных видов укладки, завивки, стрижек, окрашивания, причесок.
Тема 5. Декоративная косметика и макияж
Теория: Форма лица, коррекция недостатков на лице. Основы техники макияжа. Последовательность нанесения макияжа. Виды макияжа.
Практика: Выполнение различных видов макияжа.
Тема 6. Аксессуары и украшения
Теория: Подбор аксессуаров и украшений. Разновидности и использование.
Практика: Изготовление аксессуаров своими руками.
Тема 7. Стиль одежды
Теория: Виды стилей (Сафари, Вестерн, Гаучо, Индийский стиль, Военизированный, Спортивный, Клубный, Джинсовый стиль, Городской, Деловой стиль, Прогулочный, Романтический, Ретро стиль). Мода и современные тенденции.
Практика: Подбор прически, макияжа и аксессуаров к одежде, по цвету и стилю.
Тема 8. Работа с коллекциями
Теория: Мода на подиуме. Специфика дефиле как синтез музыки, танца и моды.
Практика: Создание коллекции. Подбор и разработка образа в разных стилях.
Заключительное занятие
Практика: Итоговая диагностика. Творческая работа.
Список литературы для педагога и учащихся
Ветрова А. Косметолог, визажист, стилист. Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 215 с.
Ветрова А. Парикмахер-стилист. Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 349с.
Кулешкова О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ. Учебное пособие для нач. проф. образования - 3 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
Моделирование причесок и декоративная косметика: Учебник Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.А. Черниченко, И.Ю. Плотникова - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
Нефёдова И., Власова Е. Я и мой имидж. – М.: Эксмо-пресс, 2001.
Интернет ресурсы
Официальный сайт журнала «Долорес». Прически, косметика, мода. [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://doloreslife.ru// (Дата обращения 10.05.2019).
Официальный сайт журнала «Стильные прически». [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.prichesok.net/ (Дата обращения 15.05.2019).
Официальный сайт «Центр индустрии красоты» [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://beauty.net.ru/vizage/ (Дата обращения 15.05.2019).
Портал о прическах, стрижках, моде и стиле. [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://hair.su/ (Дата обращения 16.05.2019).
Секреты изготовления украшений для волос. [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://volosyki.ru/. (Дата обращения 16.05.2019).
Программу составила
педагог дополнительного образования
Центра внешкольной работы В.Ю. Костенко