12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спевак76
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАЗВИВАЙКА»




Возраст обучающихся: 7 – 9 лет.

Срок реализации: 1 год.



Автор-составитель:

Спевак Мария Викторовна,

педагог дополнительного образования






2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа кружкового объединения «Развивайка»

по направленности является социально-педагогической, так как направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации;

по целевому назначению является общеразвивающей, так как обеспечивает общее разностороннее развитие и формирование обучающихся;

по содержанию и видам деятельности является профильной, так как содержит одну образовательную область;

по степени авторства является модифицированной (адаптированной), так как разработана на основе типовой рабочей программы и изменена с учетом собственного видения предмета;

по уровню освоения является общекультурной, так как предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности;

по сроку реализации является краткосрочной, рассчитана на один год;

по особенностям развития является общей, так как ориентирована на широкий контингент кружковцев;

по уровню освоения является базовой, так как направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом кружкового объединения.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7 до 9 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.

Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей. В 7-10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать


проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения.

Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Одним из важных направлений выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Систематические занятия по программе развития познавательных способностей могут помочь в решении актуальных проблем современной начальной школы.

Новизна. В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико­-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.

Цель программы: Развитие умственных и творческих способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие, логические, творческие задания и упражнения.

Задачи программы

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений;

- углубление и расширение знаний обучающихся исходя из интересов и специфики их способностей;

- формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.

Развивающие:

- формирование и развитие логического мышления;

- развитие внимания;

- развитие памяти;

- развитие речи и словарного запаса обучающихся;

- развитие познавательной инициативы, стремления ребенка познавать что- то новое;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающим, самостоятельности и аккуратности;

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 4 часа в неделю (31 учебная неделя).

Режим занятий: два дня в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного занятия – 45 минут, между занятиями перерыв – 15 минут. Педагог во время перерыва находится вместе с детьми.

Состав группы постоянный, норма наполняемости группы 15-17 человек.

Организационные формы – групповая, мелкогрупповая – позволяют педагогу более детально донести материал до детей, а детям дают больше возможности уточнить непонятные или интересующие моменты.

Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению обучающихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.

Местом проведения занятий является кабинет кружкового объединения.

Материально-техническое обеспечение:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- компьютер;

- рисунки;

- иллюстрации;

- книги;

- настольные игры;

- наборы цветной бумаги, картона;

- пластилин;

- ножницы, клей;

- образцы готовых изделий;

- тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Ожидаемые результаты к концу обучения

Обучающие могут узнать:

- названия предметов, свойства и признаки, внешний облик этих предметов;

- знать названия сказок, праздников;

- хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;

- знать приемы работы с инструментами, материалами;

Обучающие могут научиться:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

- высказываться в устной и письменной форме;

- составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект;

- уметь решать логические задачи;

- уметь работать с инструментами, материалами;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Развитие мышления

6

16

22

Опрос

2

Развитие памяти

6

16

22

Тест

3

Развитие речи

6

16

22

Опрос

4

Развитие творческих способностей

18

40

58

Выставка


Итого

36

88

124






Содержание программы

Развитие мышления.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие памяти.

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие речи.

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие творческих способностей.

Знакомство с инструментами, материалами, техникой безопасности.

Работа с бумагой и картоном. Первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.

Работа с текстильными материалами. Первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Изготовление салфеток, ковриков.

Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.

5. Работа с бросовыми материалами. Знакомство с правилами работы с бросовыми материалами. Правила изготовления поделок из бросовых материалов. Изготовление объёмных поделок и композиций.

Методическое обеспечение:

- методические разработки занятий, мастер-классов, воспитательных мероприятий, бесед;

- рекомендации по проведению практических работ;

- мультимедийные презентации;

- дидактический и лекционный материалы;

- тематические подборки материалов;

- учебные пособия, журналы, книги.

Методические условия реализации программы

Методы реализации программы:

- словесные (устное изложение, беседа, объяснение);

- наглядные (показ презентаций, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу);

- практические (фронтальная работа, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога, и самостоятельная работа, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания на определенном этапе выполнения работ).

Формы организации учебного занятия:

- урок-лекция;                       

- заочная экскурсия;

- круглый стол;

- беседа;

- работа в парах;

- кружковое занятие;       

- свободное творчество;

- диагностика промежуточного результата;

- творческая мастерская;

- творческий отчет;

- выставка.                                              

Прогноз результативности

Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей.

В результате занятий обучающиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Итогом работы за год служит отчетная выставка работ участников объединения, которая проводится по завершении учебного года.

Формы и виды контроля знаний и умений обучающихся:

Входной контроль, проводится с целью определения умений и практических навыков в швейном деле. Формы проведения входного контроля: беседа, опрос, практические задания.

Текущий контроль, проводится с целью определения степени усвоения обучающимися изученного материала, определение готовности к восприятию нового материала. подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Формы проведения текущего контроля: педагогическое наблюдение, кроссворды и тесты, самостоятельное выполнение практических заданий.

Итоговый контроль, проводится с целью определения изменения уровня умений и практических навыков обучающихся, определения результатов обучения, получение сведений для совершенствования методов обучения. Формы проведения итогового контроля: выставка, конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, опрос и др.











Литература.

I. Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:

Одаренные дети;

Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;

Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.


II. Рекомендуемая педагогическая литература.

1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

5. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

6. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.