Дополнительная общеобразовательная программа кружкового объединения «Развивайка» (7-9 лет)

1
0
Материал опубликован 26 October 2020 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАЗВИВАЙКА»




Возраст обучающихся: 7 – 9 лет.

Срок реализации: 1 год.



Автор-составитель:

Спевак Мария Викторовна,

педагог дополнительного образования






2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа кружкового объединения «Развивайка»

по направленности является социально-педагогической, так как направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации;

по целевому назначению является общеразвивающей, так как обеспечивает общее разностороннее развитие и формирование обучающихся;

по содержанию и видам деятельности является профильной, так как содержит одну образовательную область;

по степени авторства является модифицированной (адаптированной), так как разработана на основе типовой рабочей программы и изменена с учетом собственного видения предмета;

по уровню освоения является общекультурной, так как предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности;

по сроку реализации является краткосрочной, рассчитана на один год;

по особенностям развития является общей, так как ориентирована на широкий контингент кружковцев;

по уровню освоения является базовой, так как направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом кружкового объединения.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7 до 9 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.

Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей. В 7-10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать


проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения.

Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Одним из важных направлений выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Систематические занятия по программе развития познавательных способностей могут помочь в решении актуальных проблем современной начальной школы.

Новизна. В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико­-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.

Цель программы: Развитие умственных и творческих способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие, логические, творческие задания и упражнения.

Задачи программы

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений;

- углубление и расширение знаний обучающихся исходя из интересов и специфики их способностей;

- формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.

Развивающие:

- формирование и развитие логического мышления;

- развитие внимания;

- развитие памяти;

- развитие речи и словарного запаса обучающихся;

- развитие познавательной инициативы, стремления ребенка познавать что- то новое;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающим, самостоятельности и аккуратности;

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 4 часа в неделю (31 учебная неделя).

Режим занятий: два дня в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного занятия – 45 минут, между занятиями перерыв – 15 минут. Педагог во время перерыва находится вместе с детьми.

Состав группы постоянный, норма наполняемости группы 15-17 человек.

Организационные формы – групповая, мелкогрупповая – позволяют педагогу более детально донести материал до детей, а детям дают больше возможности уточнить непонятные или интересующие моменты.

Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению обучающихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.

Местом проведения занятий является кабинет кружкового объединения.

Материально-техническое обеспечение:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- компьютер;

- рисунки;

- иллюстрации;

- книги;

- настольные игры;

- наборы цветной бумаги, картона;

- пластилин;

- ножницы, клей;

- образцы готовых изделий;

- тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Ожидаемые результаты к концу обучения

Обучающие могут узнать:

- названия предметов, свойства и признаки, внешний облик этих предметов;

- знать названия сказок, праздников;

- хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;

- знать приемы работы с инструментами, материалами;

Обучающие могут научиться:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

- высказываться в устной и письменной форме;

- составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект;

- уметь решать логические задачи;

- уметь работать с инструментами, материалами;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Развитие мышления

6

16

22

Опрос

2

Развитие памяти

6

16

22

Тест

3

Развитие речи

6

16

22

Опрос

4

Развитие творческих способностей

18

40

58

Выставка


Итого

36

88

124






Содержание программы

Развитие мышления.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие памяти.

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие речи.

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие творческих способностей.

Знакомство с инструментами, материалами, техникой безопасности.

Работа с бумагой и картоном. Первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.

Работа с текстильными материалами. Первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Изготовление салфеток, ковриков.

Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.

5. Работа с бросовыми материалами. Знакомство с правилами работы с бросовыми материалами. Правила изготовления поделок из бросовых материалов. Изготовление объёмных поделок и композиций.

Методическое обеспечение:

- методические разработки занятий, мастер-классов, воспитательных мероприятий, бесед;

- рекомендации по проведению практических работ;

- мультимедийные презентации;

- дидактический и лекционный материалы;

- тематические подборки материалов;

- учебные пособия, журналы, книги.

Методические условия реализации программы

Методы реализации программы:

- словесные (устное изложение, беседа, объяснение);

- наглядные (показ презентаций, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу);

- практические (фронтальная работа, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога, и самостоятельная работа, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания на определенном этапе выполнения работ).

Формы организации учебного занятия:

- урок-лекция;                       

- заочная экскурсия;

- круглый стол;

- беседа;

- работа в парах;

- кружковое занятие;       

- свободное творчество;

- диагностика промежуточного результата;

- творческая мастерская;

- творческий отчет;

- выставка.                                              

Прогноз результативности

Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей.

В результате занятий обучающиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Итогом работы за год служит отчетная выставка работ участников объединения, которая проводится по завершении учебного года.

Формы и виды контроля знаний и умений обучающихся:

Входной контроль, проводится с целью определения умений и практических навыков в швейном деле. Формы проведения входного контроля: беседа, опрос, практические задания.

Текущий контроль, проводится с целью определения степени усвоения обучающимися изученного материала, определение готовности к восприятию нового материала. подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Формы проведения текущего контроля: педагогическое наблюдение, кроссворды и тесты, самостоятельное выполнение практических заданий.

Итоговый контроль, проводится с целью определения изменения уровня умений и практических навыков обучающихся, определения результатов обучения, получение сведений для совершенствования методов обучения. Формы проведения итогового контроля: выставка, конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, опрос и др.











Литература.

I. Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:

Одаренные дети;

Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;

Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.


II. Рекомендуемая педагогическая литература.

1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

5. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

6. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации