Дополнительная общеобразовательная программа кружкового объединения «Развивайка» (7-9 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАЗВИВАЙКА»
Возраст обучающихся: 7 – 9 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Спевак Мария Викторовна,
педагог дополнительного образования
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа кружкового объединения «Развивайка»
по направленности является социально-педагогической, так как направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации;
по целевому назначению является общеразвивающей, так как обеспечивает общее разностороннее развитие и формирование обучающихся;
по содержанию и видам деятельности является профильной, так как содержит одну образовательную область;
по степени авторства является модифицированной (адаптированной), так как разработана на основе типовой рабочей программы и изменена с учетом собственного видения предмета;
по уровню освоения является общекультурной, так как предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности;
по сроку реализации является краткосрочной, рассчитана на один год;
по особенностям развития является общей, так как ориентирована на широкий контингент кружковцев;
по уровню освоения является базовой, так как направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом кружкового объединения.
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7 до 9 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.
Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей. В 7-10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать
проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения.
Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Одним из важных направлений выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Систематические занятия по программе развития познавательных способностей могут помочь в решении актуальных проблем современной начальной школы.
Новизна. В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.
Цель программы: Развитие умственных и творческих способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие, логические, творческие задания и упражнения.
Задачи программы
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- углубление и расширение знаний обучающихся исходя из интересов и специфики их способностей;
- формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие речи и словарного запаса обучающихся;
- развитие познавательной инициативы, стремления ребенка познавать что- то новое;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающим, самостоятельности и аккуратности;
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю (31 учебная неделя).
Режим занятий: два дня в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного занятия – 45 минут, между занятиями перерыв – 15 минут. Педагог во время перерыва находится вместе с детьми.
Состав группы постоянный, норма наполняемости группы 15-17 человек.
Организационные формы – групповая, мелкогрупповая – позволяют педагогу более детально донести материал до детей, а детям дают больше возможности уточнить непонятные или интересующие моменты.
Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению обучающихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.
Местом проведения занятий является кабинет кружкового объединения.
Материально-техническое обеспечение:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- компьютер;
- рисунки;
- иллюстрации;
- книги;
- настольные игры;
- наборы цветной бумаги, картона;
- пластилин;
- ножницы, клей;
- образцы готовых изделий;
- тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Ожидаемые результаты к концу обучения
Обучающие могут узнать:
- названия предметов, свойства и признаки, внешний облик этих предметов;
- знать названия сказок, праздников;
- хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;
- знать приемы работы с инструментами, материалами;
Обучающие могут научиться:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- высказываться в устной и письменной форме;
- составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект;
- уметь решать логические задачи;
- уметь работать с инструментами, материалами;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Развитие мышления | 6 | 16 | 22 | Опрос |
2 | Развитие памяти | 6 | 16 | 22 | Тест |
3 | Развитие речи | 6 | 16 | 22 | Опрос |
4 | Развитие творческих способностей | 18 | 40 | 58 | Выставка |
| Итого | 36 | 88 | 124 | |
Содержание программы
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Развитие творческих способностей.
Знакомство с инструментами, материалами, техникой безопасности.
Работа с бумагой и картоном. Первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.
Работа с текстильными материалами. Первоначальные сведения о тканях.
Технология изготовления поделок. Изготовление салфеток, ковриков.
Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.
5. Работа с бросовыми материалами. Знакомство с правилами работы с бросовыми материалами. Правила изготовления поделок из бросовых материалов. Изготовление объёмных поделок и композиций.
Методическое обеспечение:
- методические разработки занятий, мастер-классов, воспитательных мероприятий, бесед;
- рекомендации по проведению практических работ;
- мультимедийные презентации;
- дидактический и лекционный материалы;
- тематические подборки материалов;
- учебные пособия, журналы, книги.
Методические условия реализации программы
Методы реализации программы:
- словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
- наглядные (показ презентаций, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу);
- практические (фронтальная работа, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога, и самостоятельная работа, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания на определенном этапе выполнения работ).
Формы организации учебного занятия:
- урок-лекция;
- заочная экскурсия;
- круглый стол;
- беседа;
- работа в парах;
- кружковое занятие;
- свободное творчество;
- диагностика промежуточного результата;
- творческая мастерская;
- творческий отчет;
- выставка.
Прогноз результативности
Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей.
В результате занятий обучающиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Итогом работы за год служит отчетная выставка работ участников объединения, которая проводится по завершении учебного года.
Формы и виды контроля знаний и умений обучающихся:
Входной контроль, проводится с целью определения умений и практических навыков в швейном деле. Формы проведения входного контроля: беседа, опрос, практические задания.
Текущий контроль, проводится с целью определения степени усвоения обучающимися изученного материала, определение готовности к восприятию нового материала. подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Формы проведения текущего контроля: педагогическое наблюдение, кроссворды и тесты, самостоятельное выполнение практических заданий.
Итоговый контроль, проводится с целью определения изменения уровня умений и практических навыков обучающихся, определения результатов обучения, получение сведений для совершенствования методов обучения. Формы проведения итогового контроля: выставка, конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, опрос и др.
Литература.
I. Нормативные документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
5. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.
6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.
8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:
Одаренные дети;
Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;
Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.
II. Рекомендуемая педагогическая литература.
1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.
3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006
5. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.
6. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.