12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исакова Надежда23

Любовь к искусству – вечное горенье

Художнику как сладостное бремя,

Творенье рук – источник наслажденья

Излечит душу и заполнит время

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роспись по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.75); Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1726-р); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. Просвещение 2011); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд. Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

Актуальность программы

Цель современного образования - воспитание и развитие личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Как помочь ребенку организовать свой досуг, занять с пользой свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Роспись по дереву». Обучаясь по данной программе, ребенку дается возможность, самостоятельно открывать для  себя волшебный мир  декоративно – прикладного искусства: превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта, постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Эффективным средством формирования личности является народное декоративно-прикладное искусство. Особая роль отводится занятиям декоративным рисованием, на которых школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа – источнику неиссякаемой мудрости. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста.

Любая роспись, как вид художественной деятельности, всегда подчиняется общим законам декоративно – прикладного искусства, но имеет свои, специфические особенности, свойства, требующие дополнительного изучения. Данная программа направлена на достижение начальных навыков кистевой росписи, знакомство с традиционными народными росписями.

На занятиях во время работы с материалами и инструментами формируются профессиональные навыки: усидчивость, точность, аккуратность, внимательность. В процессе работы над изделием развиваются навыки и умения умственной деятельности: наблюдение, сравнение, усвоение материала. Роспись по дереву способствует развитию творческого воображения и фантазии, прививает бережливость, учит терпению, тренирует способность к тонкой работе. Все это является важным фактором в развитии и воспитании детей.

Содержание программы дает обучающимся представление о традиционных росписях по дереву (Городецкая, Хохломская, Великоустюгская, Глубоковская), формирует умения и навыки по техническому исполнению росписи, а также воспитывает творческое отношение к работе. Развитие ребёнка на занятиях идет через овладение конкретными приёмами практической деятельности, в результате создаются необходимые предпосылки для его творческого саморазвития.

Программа «Роспись по дереву» включает в себя:

комплексный подход к содержанию, объединение нескольких росписей по дереву: Городецкая, Хохломская, Северная роспись (Великоустюгская, Глубоковская);

включение в содержание элементов национально-регионального компонента.

Процесс обучения по программе «Роспись по дереву» строится на использовании современных образовательных технологий (проектных, информационных, личностно-ориентированных), дифференцированного подхода при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

В основу программы положены:

1. Тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным  средством  формирования художественно-творческой активности у детей.

2. Система межпредметных связей (музыка, труд, история и т.д.)  позволяет почувствовать практическую направленность занятий объединения, их связь с жизнью.

В программе соблюдается  принцип преемственности – от простого к сложному.

Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога обучающиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции (разрабатывают проект). В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.

Адресат программы: программа адресована детям младшего школьного возраста 9-12 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства, периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.). Именно в этом возрасте ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Младший школьный возраст – это самоценный период. Ребенок, в это время, осознает отношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В период младшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческой активности. Особенно сильна у ребенка подражательность, которая часто и есть форма творчества – перевоплощение чужих мыслей и чувств. Данная программа способствует укреплению и углублению проснувшихся общественных инстинктов ребенка, раскрытию перед ним того, что труд лежит в основе человеческого общежития, а повышенная подражательность способствует более легкому приобретению разнообразных навыков.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов по программе – 288, на каждый год обучения -144 часа.

Форма обучения: очная, очно-заочная.

Особенности организации образовательного процесса: обучение осуществляется в группах. Набор в группы свободный. Количественный состав групп, по годам обучения, следующий: первый год обучения – 10 человек, второй год – 8. Наполняемость обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. Занятия могут посещать одновременно дети разного возраста. Это расширяет поле их общения, учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания. При выборе изделия следует учитывать возрастные особенности, способности учащихся и их интересы.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между ними 10-минутный перерыв (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14).

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством приобщения их к художественной росписи по дереву.

Задачи программы

Предметные:

познакомить обучающихся с традиционными росписями по дереву (Городецкая, Хохломская, Глубоковская, Великоустюгская);

научить техническим приёмам кистевой росписи;

научить использовать и применять полученные умения и навыки на практике;

научить подготавливать деревянное изделие для росписи (обработка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА);

обучить основам цветоведения и композиционного решения;

расширить представление о символическом значении цвета;

познакомить с особенностями Городецкой, Хохломской, Глубоковской, Великоустюгской росписи (цветовое решение, композиционное построение, использование геометрического, растительного орнаментов);

формировать навыки кистевой росписи;

познакомить с проектной деятельностью, научить планировать творческий процесс труда.

Метапредметные:

способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

способствовать развитию творческих способностей;

способствовать развитию интереса к творческому познанию и самовыражению;

развивать коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации;

способствовать формированию индивидуального почерка при выполнении росписи по дереву, творческого подхода к работе;

развивать глазомер (деление окружности на глаз на четное и нечетное количество частей).

Личностные:

формировать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

способствовать формированию культуры труда;

воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

содействовать развитию личности, совершенствовать духовно-нравственные качества;

формировать трудолюбие, бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;

формировать умение работать самостоятельно и в коллективе;

формировать умение доводить начатое дело до конца.

Содержание программы

Учебный план 1-го года обучения

Ююю

Наименование тем

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. История создания и развития Городецкой росписи

2

1

1

Беседа

«Виртуальная экскурсия»

2.

Элементы цветоведения

2

1

1

Игра

«Оптический обман»

3.

Упражнения по постановке руки

2

1

1

Практическая работа

4.

Основные элементы Городецкой росписи

4

1

3

Практическая работа

5.

Этапы выполнения росписи

2

1

2

Тестовое задание

6.

Городецкие цветы

4

1

3

Практическая работа

7.

Городецкие орнаменты

4

1

3

Практическая работа

8.

Узор и орнамент

Основы декоративной композиции

2

1

2

Игра «Основы композиции»

8.1

Роспись деревянного панно

4

1

3

Оценка качества изделия

8.2

Роспись деревянных лопаток

2

1

1

Оценка качества изделия

9.

Городецкая птица

6

1

5

 

9.1

Традиционный Городецкий мотив «Птица»

Последовательность выполнения мотива «Птица»

Мотив «Городецкий фазан», «Петух»

 

1

1

Коллективная оценка качества изделия

9.2

Роспись разделочной доски

   

4

10.

Птицы волшебного сада

4

1

3

 

10.1

Образ птицы в мифологии. Цветовая гамма мотива «Городецкая птица». Мотив «Павлин», « Лебедь», «Голубь», «Кукушка»

2

1

   

10.2

Роспись тарелки (картон)

2

 

2

11.

Городецкий конь

6

1

5

Выставка панно

11.1

Образ коня в мифологии

Последовательность выполнения мотива «Конь»

Выполнение мотива «Конь» в традиционном для росписи цвете

 

1

1

11.2

Роспись деревянного панно. Лакировка

   

4

12.

Виды композиций Городецкой росписи

4

1

3

Выставка панно

12.1

Традиционные схемы при составлении композиции

Узор в прямоугольной форме с одним, двумя, тремя крупным цветком и несколькими мелкими.

 

1

1

12.2

Роспись деревянного панно. Лакировка

   

2

13.

Сложные элементы росписи

4

1

3

Оценка качества элементов

13.1

Классификация элементов росписи по их сложности. Букет. Гирлянда. Тренировочные упражнения

2

1

1

13.2

Ромб. Венок. Тренировочные упражнения.

Цветочная полоса. Тренировочные упражнения

   

2

14.

Сюжетная роспись

6

1

5

Оценка качества составленного сюжета

14.1

Особенности, назначение сюжетной росписи. Разнообразие материалов используемых для панно.

Подготовка деревянной поверхности. Подбор и нанесение рисунка карандашом

2

1

1

14.2

Роспись деревянного изделия. Выполнение росписи в цвете. Лакировка

   

4

15.

Роспись деревянных панно

8

 

8

Оценка качества изделий

15.1

Панно «Барышня»

   

4

15.2

Панно «Кавалер»

   

4

16.

История создания и развития Хохломской росписи

2

1

1

Беседа

«Виртуальная экскурсия»

17.

Элементы цветоведения

2

1

1

Практическая работа

18.

Основные элементы Хохломской росписи

4

1

3

Практическая работа

18.1

Знакомство с основными элементами: Криуль. Осочки. Травинки. Капельки. Усики. Завитки.

2

1

1

 

18.2

Мазок кустик. Кустики. Стебель. Стебель с кустиками. Виды кустиков. Травный орнамент. Ведущий стебель – криуль

2

 

2

19.

Этапы выполнения элементов Хохломской росписи

6

1

5

Выполнение творческого задания

19.1

Особенности выполнения элементов Хохломской росписи. Выполнение узора «ягодка».

2

1

1

19.2

Выполнение узора «брусника», «крыжовник», «смородина», «клубника».

 

 

2

19.3

Выполнение узора «рябинка», «малинка». Узор листочки

 

 

2

20.

Орнамент

4

1

3

Практическая работа

20.1

Виды орнаментов.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в полосе

2

1

1

20.2

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в квадрате.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в круге

2

 

2

21.

Рисунки в стиле «хохлома»

4

1

3

Творческий проект

22.

Особенности хохломской росписи

4

1

3

Практическая работа

22.1

Особенности верхового письма

 

1

1

22.2

Особенности письма «под фон»

   

1

23.

Роспись бумажных салфеток

4

 

4

Выставка работ

24.

Роспись деревянных лопаток

2

 

2

Выставка работ

25.

Роспись набора для кухни

4

 

4

Коллективная оценка качества изделий

26.

Хохломская птица

2

1

1

Практическая работа

27.

Роспись салфетницы «Петушок»

4

1

3

Оценка качества изделий

28.

Панно «Матрешка»

4

1

3

Оценка качества изделий

29.

Виды композиций Хохломской росписи

2

1

1

Игра «Подбери»»

30.

Роспись панно «Забава»

4

 

4

Выставка работ

31.

Роспись разделочной доски «Ягода»

4

 

4

Оценка качества изделий

32.

Роспись деревянных панно «Райская птица»

4

 

4

Оценка качества изделий

33.

Панно – картина

6

1

5

Выставка работ

34.

Панно «Рыба»

4

 

4

Оценка качества изделий

35.

Промежуточная аттестация

4

4

 

Тестирование, практическая работа

36.

Посещение экспозиций, выставок в музее Традиционной народной культуры. Встреча с мастерами умельцами.

4

4

 

Беседа-опрос

 

Итого:

144

36

108

 

Содержание учебного плана 1-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие - 2 ч.

Теория. Знакомство с обучающимися. Режим работы объединения. Демонстрация изделий выполненных в стиле Городецкой росписи. Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Правила выбора инструмента для работы (определение кончика кисти). Краски и их использование. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Экскурсия в музей: Особенности и роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов, знакомство с росписями по дереву Хохлома, Городец, Северная роспись (Великоустюгская, Глубоковская). «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий городецкой росписи (1ч).

Практическая работа. Работа в альбомах.

Тема 2. Элементы цветоведения - 2ч.

Теория. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на восприятие. Символическое значение цвета в Городецкой росписи. Техника смешения красок.

Практическая работа. Технические упражнения.

Смешивание цветов. Оптическое смешение цветов. Пограничный хроматический контраст.

Тема 3. Упражнения по постановке руки - 2ч.

Теория. Правила постановки кисти в руке.

Практическая работа. Выполнение элементов росписи. Работа по отработке упражнений.

Тема 4. Основные элементы Городецкой росписи - 4ч.

Теория. Основные элементы Городецкой росписи. Технология выполнения элементов городецкой росписи.

Практическая работа. Тренировочные упражнения.

Выполнение элементов на разных бумажных формах: дуги, капельки, спирали, штрихи, точки, скобочки.

Тема 5. Этапы выполнения росписи - 2ч.

Теория. Подмалевок. Тенёвка. Оживка.

Практическая работа.

Подмалевок, теневка, оживка на примере розана.

Тема 6. Городецкие цветы - 4ч.

Теория. Виды цветов в Городецкой росписи. Последовательность выполнения городецких цветов.

Практическая работа.

Купава. Розан. Ромашка. Бутон. Городецкая роза.

Роспись ложки на бумажной форме Городецкими цветами.

Тема 7. Городецкие орнаменты - 4ч.

Теория. Понятия орнамент, декор, украшение. Слова синонимы. Виды орнаментов. Общее и различия.

Практическая работа. Упражнение «Продолжи орнамент».

Тема 8. Узор и орнамент. Основы декоративной композиции - 2ч.

Теория. Понятие «узор», «орнамент», отличия. Виды орнамента. Законы композиции. Определение главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

Практическая работа. Составление орнамента (растительный, геометрический).

8.1. Роспись деревянного панно с использованием орнамента- 4ч.

Теория. Понятие панно. Виды, материалы, используемые для изготовления панно.

Практическая работа. Роспись панно по схеме 1:

1.Выбор и нанесение рисунка карандашом.

2.Выполнение росписи в цвете.

8.2. Роспись деревянных лопаток - 2 ч.

Теория. Выбор рисунка. Последовательность выполнения.

Практическая работа.

Подбор рисунка. Подготовка деревянного изделия для росписи. Нанесение рисунка карандашом. Роспись деревянных лопаток. Лакировка.

Тема 9. Городецкая птица - 6ч.

9.1.Традиционный Городецкий мотив «Птица». Последовательность выполнения мотива «Птица»

Теория. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – «Птица». История рисунка, легенда. Первое знакомство начинается с прорисовки городецкого фазана.

Последовательность выполнения птицы по схеме 2: подмалевок, теневка, оживка.

Практическая работа.

Выполнение мотива «Городецкий фазан» по схеме 2.

Мотив «Петух» по схеме 2.

9.2.Роспись разделочной доски- 4ч.

Практическая работа. Поэтапное выполнение росписи разделочной доски по схеме 3:

подготовка деревянной поверхности (обработка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА);

подбор и нанесение рисунка карандашом;

выполнение росписи в цвете;

лакировка.

Тема 10. Птицы волшебного сада- 4ч.

10.1.Образ птицы в мифологии. Цветовая гамма мотива «Городецкая птица». Мотив «Павлин», «Лебедь», «Голубь», «Кукушка» -2ч.

Теория. Образ птицы в мифологии. Историческая справка. Изображение птиц в декоративно – прикладном искусстве, символика и мифология, связанная с образом птицы в народном искусстве. Цветовая гамма городецкой птицы.

Практическая работа.

Тренировочные упражнения (нанесение мазка-туловища птицы). Мотив «Павлин», «Лебедь», «Голубь», « Кукушка» по схеме 2.

10.2. Роспись тарелки (картон) -2ч.

Роспись тарелки с использованием мотива «Городецкая птица» (картон) по схеме 1.

Тема 11. Городецкий конь - 6 ч.

11.1. Образ коня в мифологии. Последовательность выполнения мотива «Конь». Выполнение мотива «Конь» в традиционном для росписи цвете - 2ч.

Теория. Городской конь-символ богатства. Образ коня в мифологии. Последовательность выполнения мотива «Конь». Цветовая гамма.

Практическая работа.

Изображение коня. Выполнение мотива в традиционном для росписи цвете «Городецкий конь» по схеме 4: подмалевок, тенёвка, оживка.

11.2.Роспись деревянного панно по схеме 3. Лакировка - 4ч.

Тема 12. Виды композиций городецкой росписи - 4 ч.

12.1.Традиционные схемы при составлении композиции -2ч

Теория. Традиционные схемы при составлении композиции в разных формах.

Практическая работа.

Выполнение узора в прямоугольной форме с одним, двумя, тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

12.2.Роспись деревянного панно по схеме 3. Лакировка -2ч.

Тема 13. Сложные элементы росписи - 4 ч.

13.1. Классификация элементов росписи по их сложности - 2ч.

Теория. Классификация элементов росписи по их сложности.

Практическая работа.

Букет. Гирлянда. Тренировочные упражнения.

13.2. Практическая работа. Ромб. Венок. Тренировочные упражнения.

Цветочная полоса. Тренировочные упражнения – 2ч.

Тема 14. Сюжетная роспись- 6 ч.

14.1. Особенности, назначение сюжетной росписи - 2ч.

Теория. Назначение, разнообразие материалов используемых для панно.

Практическая работа. Составление различных композиций Городецкой росписи для панно.

14.2. Роспись деревянного изделия – 4ч.

Практическая работа. Выполнение росписи карандашницы по схеме 3.

Подготовка деревянной поверхности (обработка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА).

Подбор и нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.

Тема 15. Роспись деревянных панно - 8ч.

15.1.Панно «Барышня»

Практическая работа по схеме 3.

подготовка деревянной поверхности;

нанесение рисунка карандашом;

роспись изделия;

лакировка.

15.2.Панно «Кавалер»

Практическая работа по схеме 3.

подготовка деревянной поверхности;

нанесение рисунка карандашом;

роспись изделия;

лакировка.

Тема 16. - История создания и развития Хохломской росписи - 2ч.

Теория. Знакомство обучающихся с тематикой занятий. Демонстрация изделий выполненных в стиле Хохломской росписи. Материалы и инструменты. Экскурсия в музей: Народные промыслы, знакомство с росписью по дереву «Хохлома» («Золотая хохлома»).

Корни и традиции Хохломской росписи. Мастера Хохломской росписи. Отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий Хохломской росписи.

Практическая работа. Работа в альбомах (тренировочные упражнения).

Тема 17. Элементы цветоведения - 2ч.

Теория. Повторение изученного материала в первом полугодии (цветовой круг, холодные, теплые цвета, смешение цветов). Особенности смешения цветов в Хохломской росписи. Символическое значение цвета.

Практическая работа.

Смешивание цветов. Оптическое смешение цветов. Использование цветов в хохломской росписи.

Тема 18. Основные элементы росписи – 4 ч.

18.1. Знакомство с основными элементами -2ч.

Теория. Знакомство с основными элементами росписи и особенности выполнения. Применение в орнаменте.

Практическая работа.

Криуль. Осочки. Травинки. Капельки. Усики. Завитки.

18.2.Элементы росписи -2ч.

Практическая работа. Мазок кустик. Кустики. Стебель. Стебель с кустиками. Различные виды кустиков Хохломской росписи. Травный орнамент. Ведущий стебель - криуль.

Тема 19. Этапы выполнения элементов Хохломской росписи - 6ч.

19.1. Особенности выполнения элементов Хохломской росписи

Теория. Виды ягод в Хохломской росписи. Технология выполнения ягод.

Практическая работа. Выполнение узора «ягодка».

19.2.Узор «брусника», «крыжовник», «смородина», «клубника» - 2ч.

Практическая работа.

Брусника. Крыжовник. Смородина. Клубника.

19.3. Узор «рябина», «малинка»-2ч.

Практическая работа. Рябинка. Малинка. Узор листочки.

Тема 20. Орнамент - 4 ч.

20.1. Виды орнаментов – 2ч.

Теория. Особенности орнамента в Хохломской росписи. Композиционное решение. Последовательность выполнения орнамента.

Практическая работа. Выполнение травного орнамента на разных формах.

Орнамент с «ягодками» и «листочками» в полосе.

20.2.Орнамент с «ягодками» и «листочками» в квадрате. Орнамент с «ягодками» и «листочками» в круге - 2ч.

Тема 21. Рисунки в стиле «Хохлома» - 4ч.

Теория. Демонстрация рисунков. Техника выполнения. Особенности цвета (красный, черный).

Практическая работа. Тренировочные упражнения:

бабочки;

птицы;

рыбы.

Тема 22. Особенности хохломской росписи - 4ч.

Теория. Виды хохломской росписи. Их особенности.

22.1.Особенности «верхового письма»

Практическая работа. Тренировочные упражнения.

Верховое письмо.

22.2. Особенности «письма под фон»

Практическая работа. Роспись «под фон».

Тема 23. Роспись бумажных салфеток - 4ч.

Теория. Образцы салфеток. Последовательность выполнения.

Практическая работа.

Роспись квадратной и круглой салфетки.

Тема 24. Роспись деревянных лопаток - 2ч.

Практическая работа.

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 25. Роспись набора для кухни - .

Теория. Виды кухонных наборов их назначение. Материалы для их изготовления.

Практическая работа.

Роспись деревянной лопатки.

Роспись деревянной ложки.

Роспись деревянной вилки.

Тема 26. Хохломская птица - 2ч.

Теория. Знакомство с традиционным мотивом Хохломской росписи – «Птица». История рисунка, легенда. Последовательность выполнения птицы.

Практическая работа. Выполнение росписи на бумаге.

Выполнение мотива «Голубь», «Петух».

Тема 27. Роспись деревянной салфетницы «Петушок» - 4ч.

Практическая работа.

Подготовка деревянного изделия. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.

Тема 28. Панно «Матрешка» (дерево) - 4ч.

Практическая работа.

Подготовка деревянного изделия. Составление рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 29. Виды композиции хохломской росписи - 2ч.

Теория. Схемы при составлении композиции.

Практическая работа. Выполнение узора в прямоугольной форме.

С одной, двумя, тремя птицами, в сочетании с разным количеством цветов и ягод.

Тема 30. Роспись деревянного панно «Забава» - 4ч.

Практическая работа.

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.

Тема 31. Роспись разделочной доски «Ягода» (дерево) - 4ч.

Практическая работа.

Подготовка, тонировка поверхности. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.

Тема 32. Роспись деревянных панно «Райская птица» (по образцу) - 4ч.

Практическая работа.

Подготовка панно к росписи. Тонировка. Нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.

Тема 33. Панно-картина (дерево) - 6ч.

Теория. Варианты рисунков используемых для панно-картины.

Практическая работа.

Подготовка изделия для росписи. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.

Тема 34. Панно «Рыба» (дерево) - 4ч.

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи в цвете. Лакировка.

Тема 35. Промежуточная аттестация - 4 ч.

Первое полугодие (2 ч.)

Теория. Контрольная работа по пройденным темам.

Практическая работа. Составление технологической карты:

- Городецкий цветок – «розан», «купава.

Практическая работа. Составление технологической карты «Городецкий фазан».

Второе полугодие (2ч.)

Теория. Контрольная работа

Тест. Хохломская роспись.

Практическая работа.

Роспись бумажной салфетки Хохломской росписью.

Тема 36. Посещение выставок, экспозиций музея Традиционной народной культуры. Встречи с мастерами – умельцами Тарногского района - 4 ч.

Учебный план 2-го года обучения

Количество часов – 144

Ююю

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа

2.

История возникновения и развития Великоустюгской росписи

2

1

1

Беседа

3.

Особенности цветоведения Великоустюгской росписи

2

1

1

Тест-игра

4.

Упражнения по постановке руки

4

1

3

Практическое задание

5.

Основные элементы росписи

8

2

6

Практическое задание

5.1.

Знакомство с особенностями росписи

 

1

 

5.2.

Точки. Завитки. Скобы

   

2

5.3.

Тюльпан. Виды тюльпанов

   

2

5.4.

Мифология в Великоустюгской росписи

 

1

 

5.5.

Лев. Птица Сирин. Единорог

   

2

 

6.

Этапы выполнения росписи

6

1

5

Презентация творческого проекта буквиц

6.1.

Особенности выполнения росписи

 

1

 

6.2.

Волна

   

1

6.3.

Буквицы

   

4

7.

Орнамент

8

1

7

Практическая работа

7.1.

Виды орнаментов

 

1

1

7.2.

Травный орнамент

   

2

7.3.

Травный орнамент с включением мотива «Птица Сирин»

   

2

7.4.

Травный орнамент с включением мотива «Лев»

   

2

8.

Роспись разделочной доски

4

 

4

Оценка качества изделий

9.

Роспись токарного изделия

6

 

6

Оценка качества изделий

10.

Роспись деревянного панно

4

 

4

Оценка качества изделий

11.

Роспись набора для кухни

8

 

8

Выставка работ

12.

Обложка для тетради

4

 

4

Презентация творческого проекта

13.

Роспись на бересте

4

1

3

Оценка качества изделий

14.

Панно «Чаепитие» (береста)

6

 

6

Оценка качества изделий

15.

Глубоковская роспись

2

2

 

Беседа

16.

История возникновения и развития Глубоковской росписи

2

1

1

Беседа-рассказ

17.

Особенности цвета в Глубоковской росписи

2

1

1

Практическая работа

18.

Упражнения с элементами Глубоковской росписи

4

1

3

Практическая работа

19.

Основные элементы росписи

8

1

7

Конкурс

«Кто точнее?»

19.1

Знакомство с основными элементами росписи. Точки. Капля. Скобочка

2

1

1

19.2.

Листок. Завиток. Вертушка. Бутоны

2

 

2

19.3.

Веревочка. Кайма. Рамочки

2

 

2

19.4.

Деление окружности на 4,6,8, и 3,5,7 частей на глаз

2

 

2

20.

Этапы выполнения росписи

6

1

5

Практическая работа

20.1.

Особенности выполнения росписи.

Цветы. Лист. Кустики

2

1

1

20.2.

Райское цветущее дерево

2

 

2

 

20.3.

Сказочная птица

2

 

2

21.

Орнаменты

6

1

5

Практическая работа

21.1

Виды орнамента. Окантовка

2

1

1

21.2.

Орнамент в квадрате

2

 

2

21.3.

Орнамент в прямоугольнике

2

 

2

22.

Роспись подноса

4

 

4

Коллективная оценка качества росписи

23.

Роспись туеска

4

 

4

Оценка качества изделий

24.

Панно «Сказочная птица»

6

 

6

Выставка панно

25.

Роспись деревянных ложек, лопаток

4

 

4

Оценка качества изделий

26.

Панно «Моя Тарнога»

8

2

6

Выставка панно

27.

Роспись салфетницы

4

 

4

Оценка качества изделий

28.

Роспись круглого панно

6

 

6

Оценка качества изделий

29.

Промежуточная, итоговая аттестация

4

4

 

Защита творческого проекта(выпускной работы), тестовое задание

30.

Посещение экспозиций, выставок в музее Традиционной народной культуры. Встреча с мастерами – умельцами.

6

6

 

Беседа опрос

 

Итого:

144

27

117

 

Содержание учебного плана 2-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие - 2 ч.

Теория. Знакомство обучающихся с тематикой занятий, режимом работы. Демонстрация изделий выполненных в стиле Великоустюгской росписи. Материалы и инструменты. Экскурсия в музей. Знакомство с народным промыслом, с Великоустюгской росписью по дереву.

Практическая работа. Работа в альбомах (тренировочные упражнения).

Тема 2. История возникновения Великоустюгской росписи - 2ч.

Теория. Корни и традиции Великоустюгской росписи. Мастера росписи. Отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий Великоустюгских мастеров.

Практическая работа. Работа в альбомах.

Тема 3. Особенности цвета в Великоустюгской росписи - 2ч.

Теория. Повторение изученного материала на первом году обучения. Эмоциональное воздействие и символическое значение цвета в Великоустюгской росписи.

Практическая работа. Смешивание цветов. Особенности работы акварельными красками. Использование акварельных цветов в Великоустюгской росписи.

Тема 4. Упражнения по постановке руки - 4 ч.

Теория. Повторение правил постановки кисти в руке.

Практическая работа. Выполнение элементов росписи. Отработке упражнений.

Тема 5. Основные элементы росписи – 8ч.

Теория. Знакомство с основными элементами росписи. Последовательность выполнения.

Практическая работа. Тренировочные упражнения.

Точки. Завитки. Скобы.

Тюльпан. Виды тюльпанов.

Мифология в Великоустюгской росписи

Лев. Птица Сирин. Единорог.

Тема 6. Этапы выполнения росписи - 6ч.

Теория. Особенности выполнения росписи.

Практическая работа. Тренировочные упражнения. Волна.

Буквицы 4 ч.

Теория. Понятие буквица, ее применение.

Практическая работа.

Роспись буквицы.

Тема 7.Орнамент - 8ч.

Теория. Виды орнамента в Великоустюгской росписи.

Практическая работа. Тренировочные упражнения.

Окантовка.

Травный орнамент.

Травный орнамент с включением мотива «Птица Сирин».

Травный орнамент с включением мотива «Лев».

Тема 8. Роспись разделочной доски - 4ч.

Практическая работа.

Подготовка деревянной поверхности для росписи. Нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 9. Роспись токарного изделия – 6 ч.

Практическая работа.

Подготовка поверхности для росписи. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 10. Роспись деревянного панно - 4ч.

Практическая работа.

Подбор рисунка. Подготовка изделия для росписи.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 11. Роспись набора для кухни - 8ч.

Подготовка изделия для росписи. Составление рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 12. Обложка для тетради - .

Теория. Виды обложек. Материалы, используемые для обложки.

Практическая работа.

Выбор рисунка. Нанесение рисунка на бумагу. Роспись. Лакировка.

Тема 13. Роспись на бересте - 4ч.

Теория. Береста ее применение. Изделия из бересты.

Практическая работа. Роспись на бересте

Подготовка бересты для росписи. Нанесение рисунка карандашом.

Роспись бересты.

Тема 14. Панно «Чаепитие» (береста) - 6 ч.

Практическая работа.

Подготовка поверхности для росписи. Нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 15. Глубоковская роспись - 2ч.

Экскурсия в музей: Народные промыслы, знакомство с Глубоковской росписью по дереву.

Тема 16. История возникновения Глубоковской росписи - 2ч.

Теория. Корни и традиции Глубоковской росписи. Мастера росписи. Отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий Глубоковской росписи.

Практическая работа. Работа в альбомах (тренировочные упражнения).

Тема 17. Особенности цвета в Глубоковской росписи по дереву - 2ч.

Теория. Символическое значение цвета в Глубоковской росписи по дереву. Тренировочные упражнения.

Практическая работа.

Смешивание цветов. Цвета в Глубоковской росписи.

Тема 18. Упражнения по постановке руки - 4ч.

Теория. Правила постановки кисти в руке.

Практическая работа. Выполнение элементов росписи. Отработка упражнений по постановке кисти.

Тема 19. Основные элементы росписи - 8ч.

Теория. Знакомство с основными элементами росписи.

Практическая работа. Тренировочные упражнения в альбоме.

Точки. Капли. Скобочки.

Листик. Завиток. Вертушка.

Кайма. Веревочка Рамочка. Бутоны.

Деление окружности на 4,6,8 и 3,5,7 частей на глаз.

Тема 20. Этапы выполнения росписи - 6ч.

Теория. Особенности выполнения росписи.

Практическая работа. Тренировочные упражнения.

Цветы. Листики. Кустики.

Райское цветущее дерево, как символ жизни.

«Сказочная птица» из элементов листа.

Тема 21.Орнамент - 6 ч.

21.1. Теория. Виды орнамента в данной росписи .

Практическая работа. Тренировочные упражнения.

Окантовка.

Орнамент в квадрате.

Орнамент в прямоугольнике.

Тема 22. Роспись подноса - 4ч.

Теория. Разновидности подносов, применение, материалы для их изготовления.

Практическая работа.

Подготовка поверхности для росписи. Нанесение рисунка карандашом. Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 23. Роспись туеска (картон) - 4ч.

Теория. История происхождения, назначение туеса.

Практическая работа.

Подготовка поверхности для росписи. Нанесение рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 24. Роспись деревянного панно - 6 ч.

Практическая работа.

Подготовка изделия для росписи, выбор рисунка.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 25. Роспись деревянных лопаток, ложек - 4ч.

Подготовка изделия для росписи, нанесение рисунка (1ч).

Выполнение росписи. Лакировка (3ч).

Тема 26. Панно «Моя Тарнога» - .

Теория. Выбор сюжета. Подготовка деревянного изделия для росписи. Нанесение рисунка карандашом.

Практическая работа.

Роспись. Лакировка.

Тема 27. Салфетница - 4 ч.

Практическая работа.

Подготовка поверхности для росписи. Нанесение рисунка карандашом Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 28. Роспись круглого панно - 6ч.

Практическая работа.

Подготовка изделия. Нанесение рисунка карандашом.

Выполнение росписи. Лакировка.

Тема 29. Промежуточная и итоговая аттестация - 2ч.

Теория. Контрольная работа. Тестовое задание.

Практическая работа. Выполнение росписи. Выставка работ. Анализ работы. Защита творческого проекта (выпускной работы).

Тема 30. Посещение выставок, экспозиций музея Традиционной народной культуры. Встреча с мастерами – умельцами - 6ч.

Ожидаемые результаты по итогам реализации программы

Обучающиеся будут знать:

особенности Городецкой росписи;

особенности Хохломской росписи;

особенности Северной росписи (Великоустюгской, Глубоковской);

историю возникновения Городецкой, Хохломской, Великоустюгской, Глубоковской росписи;

понятие орнамент, композиция;

этапы подготовки деревянного изделия для росписи.

Обучающиеся будут уметь:

составлять композицию в круге, квадрате, полосе;

применять орнамент в композиции;

владеть кистью;

определять изученные росписи среди других;

ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения изученных росписей;

выполнять этапы подготовки деревянного изделия для росписи (обработка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА);

работать самостоятельно и в коллективе;

творчески использовать свои умения и навыки.

Планируемые результаты

1 год обучения

Цель – формирование знаний, умений, навыков Городецкой и Хохломской росписи.

Предметные (образовательные).

Обучающийся будут знать:

общее представление о Городецкой и Хохломской росписи;

особенности Городецкой и Хохломской росписи;

понятие, законы композиции и цветоведения (цветовой круг, основные цвета, холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, смешение цвета);

приемы постановки кисти в руке;

народные промыслы и мастеров-умельцев Тарногского района.

Обучающиеся будут уметь:

выделять Городецкую и Хохломскую роспись среди других;

ориентироваться в цветоведении и подборе цвета для выполнения Городецкой и Хохломской росписи;

владеть приемами Городецкой и Хохломской росписи;

различать виды Хохломской росписи (верховое письмо, письмо «под фон»);

самостоятельно подбирать и подготавливать объект для росписи;

составлять композицию по мотивам Городецкой и Хохломской росписи;

творчески подходить к оформлению работ.

Метапредметные.

Обучающийся научится:

самостоятельно ориентироваться в задании по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки;

объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

определять последовательность своих действий;

оценивать свою работу;

использовать дополнительную информацию при разработке творческого проекта;

сотрудничать в группе.

Личностные.

Обучающийся научится:

проявлять познавательные мотивы, учебные интересы;

осознавать свои творческие возможности;

основным моральным нормам (взаимопомощь, честность, ответственность).

Прогнозируемые результаты 2 года обучения

Цель - приобщение детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края посредством изучения художественной росписи по дереву (Глубоковской и Великоустюгской).

Предметные (образовательные).

Обучающийся будет знать:

общее представление о росписях Севера;

историю возникновения и развития Великоустюгской, Глубоковской росписи;

символическое значение мотивов и цвета в росписи по дереву;

особенности Великоустюгской, Глубоковской росписи.

Обучающиеся будут уметь:

различать Великоустюгскую и Глубоковскую росписи;

ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения Великоустюгской и Глубоковской росписи;

владеть приемами Великоустюгской, Глубоковской росписи по дереву;

делить окружность на четное и нечетное количество равных частей;

применять полученные знания, умения, навыки на практике;

самостоятельно оформить проект изделия;

защищать проект, презентовать изделие.

Метапредметные.

Обучающийся научится:

самостоятельно подбирать и анализировать справочную литературу;

составлять план и последовательность действий;

самостоятельно ориентироваться в задании на творческое мышление;

прогнозировать результат;

слушать, формулировать собственное мнение;

проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

Личностные.

Обучающийся научится:

уважительно относиться к творчеству как своему, так и других;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД:

формирование первоначальных представлений о роли декоративной росписи по дереву в жизни человека;

формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественной деятельности (роспись по дереву);

развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие;

умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с педагогом ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;

осуществлять поиск новых образов для выполнения изделий;

проведение классификации различных видов росписи.

Коммуникативные УУД:

адекватное использование коммуникативных (речевых) средства для решения различных коммуникативных задач;

овладение диалогической формой коммуникации;

умение задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

умение адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

В результате занятий у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо следующее

обеспечение:

- Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

- Занятия проводятся в оборудованном кабинете, в нем представлены работы с различными видами росписи, выполненные обучающимися и педагогом.

Информационно - методическое обеспечение

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, метод проектов. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Метод проектов служит лучшему достижению желаемых результатов. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Программой также предусмотрены посещения выставок, встречи с народными мастерами, экскурсии в краеведческие музеи.

Программа включает познавательные игры, развивающие наблюдательность, глазомер, внимание.

В ходе работы на занятиях объединения создается атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс образовательной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаний познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, повышению уровня самооценки ребенка.

Материально – техническое обеспечение

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены. Возможно использование информационно-коммуникативных, игровых технологий при проведении занятий. Использование различных видов презентаций, выполненных как педагогом, так и обучающимися.

Для занятий необходимо оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место педагога;

учебная доска.

На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты:

альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

образцы изделий, иллюстрации;

тетрадь 12 листов;

карандаши простые;

краски гуашевые 12 цветов (в наборе необходимо присутствие красок красного, белого, черного, зеленого, синего цвета);

краски акварельные;

кисти колонковые №1, 2, 4 (их можно заменить беличьими);

ёмкость для воды;

мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;

деревянные изделия для росписи (разделочные доски, лопатки, панно, карандашницы и т.д.);

береста;

мелкая шкурка № 0, 1;

клей ПВА для грунта;

лак акриловый для покрытия готового изделия.

Технические средства обучения:

компьютер.

Система контроля и оценивания результатов

Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для успешной реализации данной программы используются следующие формы контроля: входной, тематический, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль служит для проведения начальной диагностики обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым обучающимся и перспективы работы с группой. Формы входного контроля: собеседование; анкетирование.

Тематический контроль служит для подведения итогов изучения крупной темы (раздела). Формы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ продуктивной деятельности обучающихся, самоконтроль и самооценка обучающихся.

Промежуточный и итоговый контроль проходят в форме аттестации обучающихся по реализации общеобразовательной программы.

Цель промежуточной аттестации – оценка качества усвоения обучающимися содержания программы за полугодие.

Формы промежуточной аттестации: тестирование; выполнение практической работы; разработка проектов; участие в выставках разного уровня.

Цель итоговой аттестации – установление реального уровня теоретических знаний, сформированности практических умений и навыков.

Итоговый контроль осуществляется по завершению освоения всего объема образовательной программы.

Формы итоговой аттестации: участие в конкурсах, выставках разного уровня; персональные выставки; итоговое занятие; защита проектов, презентация готового продукта.

Результаты аттестации фиксируются в протоколе и журнале учета работы учебной группы.

Для оценивания результатов промежуточного и итогового контроля используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень.

Для оценки эффективности занятий в ходе тематического контроля используются следующие показатели:

сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);

степень помощи педагога обучающимся при выполнении заданий (выявление самостоятельности обучающихся);

поведение обучающихся на занятиях (активность, заинтересованность детей).

По итогам завершения обучения по образовательной программе обучающиеся получают аттестационный документ:

свидетельство;

свидетельство с приложением.

Свидетельство получают обучающиеся, завершившие обучение по образовательной программе, на основании тех или иных форм аттестации или решения педагога.

Свидетельство с приложением получают обучающиеся, завершившие обучение по образовательной программе, участвовавшие в районных и областных, всероссийских конкурсах и разных формах аттестации, в соответствии с полученными результатами.

Как  итог  реализации программы ежегодно проводятся выставки (персональные, тематические в объединении). Обучающиеся, принимают участие  в районных и областных, всероссийских интернет конкурсах.

Список литературы

Арбат Ю. Путешествие за краской. М., 1966.

Арбат А.Ю. Русская народная роспись по дереву. Москва, 1970.

Барадулин В. А. Основы художественного ремесла. М.,1979.

Барадулин В.А. «Сельскому учителю о народных промыслах», Москва, «Просвещение», 1979.

.Бернштам Т.А., Чистов К.В. Русский Север «Ареалы и культурные традиции».

Бородулин В.А. Подсобные художественные промыслы России. – М., 1983.

Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999.

Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2000.

Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. Соавтор и автор текста Б.М. Носик. – М., 1988.

Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство.

Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера // Народное творчество. 2000, №3.

Неменский В.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс. Книга для учителя. М.: Просвещкние, 1991.

Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно-художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992.

Программы: «Изобразительное искусство», «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». – М.: Просвещение, 1994.

Программы ОУ: изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1-4 классы. – М.: Мозаика-Синтез, 1997.

Супрун. Л.Я. Резьба и роспись по дереву/ Л.Я. Супрун. М.:Легкая и пищевая промышленность, 1983.

Жегалов С.К. Русская народная живопись. М., 1984.

Фридман Я. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1991.

Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.

Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе». – М.: Просвещение,1988.

Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно-художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992.

Путилова Н.В. «Глубоковская роспись», Ярославль, «Нюанс», 1994.

Н.И.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования», Москва, «Просвещение», 1979.

Список литературы для детей

Глубоковская роспись. Методическая разработка по программе: «Художественные росписи по дереву и бересте на основе местных традиции народного искусства Вологодского края (Русского Севера)». Н.В.Путилова.

Городецкая роспись.:Москва, «Просвещение», 2010.

Роспись, техники, приёмы, изделия. АСТ – пресс.

Художественная роспись по дереву. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». М.С.Соколова.

Хохломская роспись.:Москва, «Просвещение»,2010.

Хохлома». Москва, «Издательство ОКОЛИЦА», 2009.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.