Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росписи по дереву»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Тотемский Центр дополнительного образования»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности по изобразительному
искусству в объединении «Росписи по дереву»
Срок реализации – 1 год
Возраст детей - 7-13 лет
Автор- составитель:
Попова Елена Николаевна
педагог дополнительного образования
Тотьма
2018 год
Содержание программы
1. Пояснительная записка программы………………………………3-6 стр.
2. Учебно-тематический план………………………………………..6-7 стр.
3. Содержание программы…………………………………………...7-9 стр
4. Методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………….......................... 9-10 стр.
5. Список литературы для учащихся………………………………10 стр.
6. Список литературы………………………………………………........11 стр.
1.Пояснительная записка программы
Направленность – художественная.
Программа разработана на основе нормативных документов:
-Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273– ФЗ.
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г., №1008);
-Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р).
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюк, В.М. Кондаков, В.А. Тишков, М.: «Просвещение», 2009.
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Народное творчество – одна из наиболее ярких страниц в культуре Русского Севера. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности, пробуждает национальное сознание. Значение традиций в народном искусстве, их роль в становлении художественных и технологических приемов в передаче мастерства от поколения к поколению трудно переоценить.
Все дальше от нас то время, когда возникали и процветали крестьянские народные ремесла, все меньше становится истинно народных памятников старины. Чудесные расписные прялки, братины, туеса, ендовы. Правда, в удаленных местах Русского Севера прялки еще служат для прядения шерсти, украшенные традиционным северным орнаментом.
Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Творческий характер ручной работы – изучение и освоение традиций и импровизация на этой основе. Возможности импровизации и варьирования в народном искусстве позволяют придать неповторимость каждой работе.
Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании личности ребенка;
- особенностью современной ситуации. Обращение к народным промыслам
( а так же северные росписи по дереву) способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка;
- необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края.
Цель программы: способствовать формированию основ эстетической культуры в процессе приобщения младшего школьника к декоративно-прикладному искусству (роспись по дереву).
Задачи программы:
Образовательные:
- получить знания по истории возникновения и развития искусства художественной росписи по дереву,
- научить техническим приемам, изучить особенности орнамента, цветового сочетания, композиционного построения различных видов росписи,
- работать, изучая наследие старых и современных мастеров росписи по дереву,
- применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Развивающие:
- развить эстетический вкус, чувство прекрасного,
- развить творческий подход к работе.
Воспитательные:
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость при совместной деятельности,
- установление доброжелательных межличностных отношений, взаимопомощи среди обучающихся,
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережливость.
Возраст обучающихся: 7-13 лет, от 3 до 5 обучающихся с ОВЗ.
Сроки реализации. Программа реализуется в течение одного года за 72 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность двух занятий по 40 минут с переменой 10 минут (в соответствии с САНПИН).
Наполняемость группы: 6-16 человек, от 3-5 детей с ОВЗ.
Формы работы с детьми:
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:
вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;
комбинированные занятия на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков;
занятия в форме игры, путешествия которые позволят учащимся раскрыть свои творческие способности, умение оценивать себя с другой стороны;
экскурсии в фонды Тотемского краеведческого музея.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
• текущая оценка достигнутого самим ребенком;
• оценка законченной работы;
• участие в выставках, играх и т.д.
• реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения.
По итогам года обучения ребенок должен знать:
• иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
• знать и уметь отличать различные виды росписей;
• владеть основными приемами при выполнении элементарных (основных) элементов Тотемской, городецкой, хохломской , мезенской росписи;
• ориентироваться в материале;
• знать материалы и инструменты, применяемые в росписи;
• технологию выполнения росписи;
• иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
• технику безопасности: до начала работы, во время работы, после окончания работы;
Уметь:
• уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения разных видов росписи;
• уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
• уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
• иметь представление о народной культуре;
• совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
• правильно использовать цветовую гамму;
• пользоваться материалами и инструментами;
уметь организовать рабочее место;
• использовать полученные знания на практике.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы
В течение года проводятся выставки детских работ.
Промежуточная аттестация проходит через полгода в форме наблюдения, вопросов, заданий для детей и итоговая аттестация проходит в мае месяце, состоит из теоретической и практической части.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
|||||
Всего |
теория |
практика |
|||||
1 Образовательный модуль (34часа) |
|||||||
1 |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
|||
2 |
Декоративно-прикладное искусство. Экскурсии |
4 |
1 |
3 |
|||
3 |
Элементы цветоведения. |
6 |
2 |
4 |
|||
4 |
Инструменты и материалы. |
4 |
2 |
2 |
|||
5 |
Правила держания кисти в руке. |
4 |
3 |
1 |
|||
6 |
Тотемская роспись, Вологодский край |
12 |
4 |
8 |
|||
7 |
Промежуточная аттестация |
2 |
- |
2 |
|||
34 |
13 |
21 |
|||||
2 Образовательный модуль (38часов) |
|||||||
8 |
Самостоятельная работа на деревянном изделии по Тотемской росписи |
4 |
- |
4 |
|||
9 |
Хохломская роспись |
8 |
4 |
4 |
|||
10 |
Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии, хохломская роспись |
3 |
- |
3 |
|||
11 |
Городецкая роспись |
8 |
4 |
4 |
|||
12 |
Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии, городецкая роспись |
3 |
- |
3 |
|||
13 |
Мезенская роспись |
8 |
4 |
4 |
|||
14 |
Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии, мезенская роспись |
2 |
- |
2 |
|||
15 |
Итоговое занятие. Итоговая аттестация |
2 |
- |
2 |
|||
38 |
12 |
26 |
|||||
Итого: |
72 |
25 |
47 |
Содержание программы
Модуль 1 (34часа)
1.Вводное занятие.
Вызвать интерес ребенка к занятиям по данной программе.
Теория: общее знакомство с программой, правилами организации рабочего места, материалами и инструментами, охраной труда
Практика: проверить первоначальные способности детей.
2. Декоративно-прикладное искусство. Проводится в виде экскурсии в фонды Тотемского краеведческого музея, в Петровскую ремесленную школу. Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Тотемскакя роспись, Городец, Северная роспись и т.д.)
3.Элементы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на восприятие. Символическое значение цвета. Техника смешения красок. Технические упражнения.
Практическая работа. Работа с цветовым кругом. Смешивание цветов.
4.Инструменты и материалы, используемые при работе.
Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Как правильно выбрать инструмент при работе (определение кончика кисти).
Краски и их использование. Как продлить жизнь старой краске?
Смешивание красок. Правила работы и безопасного труда. Древесина и ее применение на занятиях. Определение качества древесины и способы ее обработки. Обработка деревянной поверхности, тонирование поверхности.
Практическая работа. Правильный подбор рабочих инструментов, кистей, проверка остроты кончика кистей. Определение качества древесины.
5. Правила держания кисти в руке. Упражнения по постановки руки.
Беседа о «постановке руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи.
Практическая работа. Выполнение элементов росписи, работа по отработке приемов писания, упражнении для руки.
6. Тотемская роспись, Вологодский край. История возникновения Тотемской росписи. Элементы и детали росписи. Особенности росписи. Поиск предметов в музее с Тотемской росписью. Изучение элементов росписи. Реконструкция прялок, досок и др. предметов с Тотемской росписью.
Практическая работа. Выполнение элементов росписи, работа по отработке приемов писания, упражнении для руки.
7.Промежуточная аттестация
Модуль 2 (38часов)
8. Самостоятельная работа на деревянном изделии по Тотемской росписи. Практическая работа. Проверить полученные знания и практические навыки.
9. Хохломская роспись. История возникновения хохломской росписи. Знакомство с элементами и деталями узора «травка». Техника безопасности. История возникновения хохломской росписи. Особенности хохломской росписи. Разновидности хохломской росписи. Знакомство с правилами безопасности при работе. Способы подбора и составления красок. Упражнения для постановки руки. Изучение элементов и деталей узора «травка». Составление хохломского орнамента с узором «травка». Практическая работа. Выполнение элементов росписи, работа по отработке приемов писания, упражнении для руки.
10. Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии, хохломская роспись. Практическая работа. Проверить полученные знания и практические навыки.
11.Городетская роспись. История возникновения городетской росписи. Элементы и детали городетской росписи. Знакомство с историей городетской росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий. Постановка руки. Выполнение основных элементов росписи, мазков различной формы. Узоры «листочки и кустики», «цветы» в городетской росписи. Роспись вполосе, круге, квадрате. Тренировочные упражнения по написанию по написанию городецких листьев и городецких цветов: «бутон», «купавка», «розан». Составление и зарисовка композиции орнамента «гирлянда», «розетка» в заданном формате (круг или квадрат, полоса).
Городетские кони. Ознакомление с разнообразием вариантов одного типа композиции с конём на выбранном изделии. Практическая работа. Зарисовка форм городецких коней по образцу. Составление и зарисовка композиций с лошадками.
12.Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии, городецкая роспись. Практическая работа. Проверить полученные знания и практические навыки.
13. Мезенская роспись. История возникновения мезенской росписи.Беседа о мезенской росписи, укладе жизни поморской семь Особенности мезенской росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения мезенской росписи. Практическая работа. Выполнение элементов росписи, работа по отработке приемов писания, упражнении для руки мезенской росписи на изделии.
14.Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии, мезенская роспись. Практическая работа. Проверить полученные знания и практические навыки.
15.Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный год. Итоговая аттестация.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
СD - диски с записями музыки;
Методическая литература;
Фотографии, раздаточный материал, картины и т. д;
Презентации к занятиям;
Дидактический и наглядный материал;
Используются на занятии: наглядные пособия, трафареты, шаблоны, раскраски, конспекты занятий, картотека физминуток.
Предметы старины (прялки, веретено, туеса);
Карта Вологодской области, РФ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный зал; Кабинет для занятий; Музыкальный
центр; Телевизор; Столы; Стулья; Изделия из дерева, фанера; Раковина для мытья рук.
На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты:
• альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
• краски гуашевые 12 цветов (в наборе необходимо присутствие красок красного, белого, черного, зеленого, синего цвета), на первом году обучения можно использовать набор из 6 цветов;
• кисти колонковые №1, 2, 4 (их можно заменить беличьими);
• банка для набора воды;
• мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
• деревянные изделия для росписи (разделочные доски, веселки, яйца, шкатулки и т.д.);
• мелкая шкурка № 0, 1;
• лак яхтный для покрытия
4.Литература для учащихся:
1.Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.
2.Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская).
3.Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.
4. М.С.Соколова. Художественная роспись по дереву. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».
5.Хохломская роспись.: Москва, «Просвещение»,2010.
6.Дорожин Ю.Г. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Изд. «Мозаика-синтез», 2002.
7.Хохлома». Москва, «Издательство ОКОЛИЦА», 2009.
5.Список литературы.
1.Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999.
2.Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2000.
3.Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. Соавтор и автор текста Б.М. Носик. – М., 1988.
4.Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство.
5.Неменский В.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
6.Жегалов С.К. Русская народная живопись. М., 1984.
7.Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе». – М.: Просвещение,1988.
8.Н.И.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования», Москва, «Просвещение», 1979.