ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕРСКАЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
СОГЛАСОВАНО Протоколом заседания Педагогического совета ЦЕНТРА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА от № | УTBEPЖДЕНО Приказом ЦЕНТРА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА от _________ № Директор___________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«МАСТЕРСКАЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ»
уровень программы – базовый,
адресат– 7-15 лет,
срок реализации – 4 года
Разработчик:
Лесных Лиля Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Донецк, 2024 г.
ПАСПОРТ | |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Куйбышевского района города Донецка» Адрес: 283049 г. Донецк, Куйбышевский район, ул. Бакинских комиссаров, д. 3 |
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Мастерская текстильной куклы» |
Ссылка на программу | https://disk.yandex.ru/d/pu2-NMqK61opTA |
ФИО, должность разработчика программы | Лесных Лиля Николаевна, педагог дополнительного образования |
Где, когда и кем утверждена | Программа рассмотрена на заседании Педагогического совета Центра детского и юношеского творчества Куйбышевского района г. Донецка от 27 .08.2024 г., Протокол № 4, утверждена приказом директора от 28.08.2024 г. № 36-о. |
Информация о наличии рецензии | Рецензент Сокур О.А. методист высшей категории, руководитель кружка-методист Дворца детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка |
Сведения о программе | |
Аннотация | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружка декоративно-прикладного творчества «Мастерская текстильной куклы» способствует формированию и раскрытию творческой личности учащихся. Содержание программы предполагает овладение навыками работы с различными материалами, освоение специфики образного языка декоративного искусства, направлена на овладение техникой изготовления игрушек. Обучение по данной программе способствует |
адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. | |
Уровень освоения программы | Базовый |
Возраст обучающихся | 7 -15 лет |
Срок реализации программы | 4 года |
Формы занятий | Групповые, предусмотрены индивидуальные часы для дополнительных занятий с одаренными детьми. |
Количество часов в год | 1 год обучения –144 + (36) 2 год обучения – 216 +(36) 3 год обучения – 216+(36) 4 год обучения – 216+(36) |
Предполагаемая форма обучения по программе | Очная /дистанционная |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изготовление игрушек и кукол – один из древних видов декоративно-прикладного искусства, популярный у детей и взрослых. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует потенциальную детскую одаренность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Мастерская текстильной куклы» является программой художественной направленности.
Срок реализации программы четыре года. Программа относится к базовому уровню, в ходе её освоения расширяются и углубляются знания о декоративно-прикладном творчестве. Программа кружка «Мастерская текстильной куклы» модифицированная, представляет собой дополненный вариант: авторская программа «Мастерская текстильной куклы», Приказ МОН Донецкой Народной Республики № 630 от 16.06.2016 г.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-Федеральный Конституционный Закон от 04.10.2022 г. №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики»;
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
-Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07 2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Куйбышевского района города Донецка» (приказ управления образования администрации города Донецка от 07.10.2021 г. №51);
-СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Актуальность
Данная программа создает возможности для развития творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста с последующей их реализацией в творческих профессиях. Во время изготовления кукол воспитанники знакомятся с профессиями дизайнера, художника-оформителя, закройщика, швеи, скульптора. Содержание материала направлено на передачу знаний, умений и навыков по формированию у учащихся компетенции в области декоративно-прикладного искусства, в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
Новизна программы заключается во взаимосвязи приобретаемых навыков при последовательном изучении техник сразу нескольких ремесел: шитье, текстильное моделирование, папье-маше, лепку из полимерной глины и холодного фарфора. Это имеет цель помочь учащемуся достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания кукол из различных материалов.
Отличительным признаком программы является то, что она предполагает использование в учебном образовательном процессе возможностей инновационных педагогических технологий. Применение проектной технологии формирует навык проектирования и реализации творческих проектов, а также включает обучающихся в исследовательскую деятельность с применением современных компьютерных технологий.
Основная идея воспитательного процесса по программе – воспитание в труде и трудом.
Педагогическая целесообразность
Программа доступна для детей любого уровня развития. Разнообразные виды деятельности в области декоративно-прикладного искусства помогает более эффективно создавать и удерживать интерес к учебному материалу и творческой деятельности в повседневной жизни. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни; в готовности использовать новые возможности; в выдвижении нестандартных, неординарных идей, в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.
Программа кружка «Мастерская текстильной куклы» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов обработки ткани, изготовление бескаркасной и каркасной кукол, овладение техникой изготовления игрушки, такими как: «текстильный трикотаж», «скульптурный трикотаж», «грунтованный текстиль», «полимерный материал».
Цель и задачи программы кружка, ее отличительные особенности
Цель программы: развитие личности ребенка, способной к творческому самовыражению через овладение навыками декоративно-прикладного творчества.
Задачи учебной программы
Обучающие:
1.Познакомить с историей происхождения куклы, с видами кукол, сувенирными изделиями.
2.Научить разным техникам изготовления текстильной куклы.
3.Ознакомить с технологией обработки ткани, оборудованием для шитья и его использованием.
4. Научить создавать творческий проект будущего изделия.
Развивающие:
1.Развить творческие способности ребенка путем самостоятельной творческой деятельности при решении творческих задач.
2.Развить умение выражать свое отношение к природным и культурным ценностям через результаты исследовательской, творческой и художественной деятельности.
3.Сформировать индивидуальный стиль мастера при изготовлении текстильных кукол.
4.Активизировать образное мышление и творческий поиск ребенка при освоении различных технологий изготовления куклы.
Воспитательные:
1.Воспитывать коммуникативные качества личности посредством активного участия в мероприятиях соревновательного и воспитательного характера.
2.Формировать экологическую культуру и активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам, стоящим перед человечеством.
3.Развить чувства коллективизма и личной ответственности за выполняемое дело.
4.Содействовать самореализации ребенка в социуме средствами искусства.
5.Содействовать раннему профессиональному самоопределению.
Обучение поданной программе строится на основе следующих принципов:
- доступности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- связи теории с практикой;
- добровольности;
- сознательности и активности;
- многообразия форм организации учебно-воспитательного процесса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Изучая основы изготовления кукол, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках изобразительного искусства (создание эскиза, использование пропорций, подбор цветов и красок, лепка), на уроках технологии (подбор тканей, навыки шитья, швы и прочее).
Адресат программы
Возраст обучающихся 7-15 лет.
Формы занятий: групповые, занятия малым и группами, индивидуальные.
Режим занятий.
Занятия в группах первого года обучения проводятся два раза в неделю по два часа (2 занятия по 45 мин.), всего 144 часа в год.
Занятия в группах второго и третьего годов обучения проводятся два раза в неделю по три часа (3 занятия по 45 мин.), или три раза в неделю по два часа (2 занятия по 45 мин.), всего 216 часов в год.
Занятия в группах четвертого года обучения проводятся два раза в неделю по три часа (2 занятия по 45 мин.) или три раза по два часа в неделю (2 занятия по 45 мин.), всего 216 часов в год.
Специального отбора не производится. Оптимальное количество детей в группе первого года обучения базового уровня не должно превышать 12 человек. Такой количественный состав позволяет педагогу уделить внимание развитию индивидуальных способностей каждого ребенка.
Второй год обучения базового уровня рассчитан на учащихся, прошедших курс первого года обучения; третий год базового уровня рассчитан на учащихся, прошедших второй год. Количество детей в группе 10 - 12 человек. В группу второго года обучения базового уровня подготовки могут быть приняты учащиеся после опроса на выявление знаний и навыков по технологии шитья и интереса к созданию авторской игрушки. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Дети 7-9 лет могут проходить обучение в группах первого и второго года до полного освоения техники изготовления кукол из различных материалов.
Количество учащихся в группе четвертого года обучения составляет 8 человек.
Форма обучения по программе может быть очной либо дистанционной.
Календарный учебный график
Год обучения | Возраст учащихся | Формы организации учебной деятельности учащихся | Дата начала обучения по программе | Дата окончания Окончания обучения по программе | Число и продолжительност ь занятий вдень | Количество учебных часов в год | |
Групповые занятия (количествоучебных часов в неделю) | Работа по индивидуальному учебному плану (количество учебных часов в неделю) | ||||||
1 | от 7 до 9 лет | 4 | 1 | 15.09. | 31.05. | 2 по 45 мин 1 по 45 минут | 144+(36) |
2 | от 9 до 12 лет | 6 | 1 | 01.09. | 31.05. | 2 или 3 по 45 мин 1 по 45 мин. | 216+(36) |
3 | от 12 до 14 лет | 6 | 1 | 31.05. | 31.05. | 2 или 3 по 45 мин 1 по 45 мин. | 216+ (36) |
4 | от 14 до 15 лет | 6 | 1 | 31.05. | 31.05. | 2 или 3 по 45 мин 1 по 45 мин. | 216+ (36) |
Планируемые результаты:
Личностные:
-сформированное целостное мировоззрение, учитывающее культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных и этических нормах;
-сформированное эстетическое сознание и ценностное отношение к искусству;
-овладение основами культуры практической творческой работы в различных декоративных техниках;
-способность воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;
-сформированная способность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха.
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении работ.
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
-получение практических навыков выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
-навыки работы в различных техниках и материалах;
-овладение знаниями об истоках и специфике образного языка декоративно- прикладного искусства;
-приобретение навыков различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно - прикладного искусства;
-умелое использование языка декоративно - прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, объединённые общей стилистикой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||||
Теоретич. | Практич. | Всего | ||||
Вступление. Вводное занятие. | 4 | 4 | ||||
Раздел 1. Основы мастерства. 1.1. Технология обработки ткани ручными швами. 1.2. Цвет, цветовой круг. 1.3. Классификация одежды и ее функциональные особенности. Виды отделки одежды. 1.4. Пропорции человека. | 6 2 1 1 2 | 20 12 3 3 2 | 26 (14) (4) (4) (4) | тестирование, наблюдение, анализ готовой работы | ||
Раздел 2. Текстильная кукла. 2.1. Технологические процессы изготовления текстильных кукол. 2.2. Виды текстильных кукол. 2.3. Вальдорфская кукла. 2.4. Кукла примитив (чердачная). 2.5. Кукла на веревочном шарнире с подвижными ногами и руками. | 9 1 2 2 2 2 | 7 3 - 16 22 34 | 84 (4) (2) (18) (24) (36) | самоанализ творческой работы, мини-выставка | ||
Раздел 3. Кукольные аксессуары. 3.1. Современные материалы для изготовления кукольных аксессуаров. | 2 2 | 10 10 | 12 (12) | наблюдение | ||
Раздел 4. Контроль и учет знаний. 4.1.Т Творческий зачет. Тестирование. Анкетирование. 4.2 Участие в конкурсах, организация выставок, экскурсии. | 6 3 3 | 8 3 7 | 16 (6) (10) | устный опрос, тестирование, анкетирование | ||
Итоговое занятие. | - | 2 | 2 | выставка творческих работ | ||
Всего: | 2 | 1 | 144 | |||
Индивидуальная работа. | 2 | 34 | 36 | самоанализ творческой работы, мини-выставка | ||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (1 год обучения)
Вступление (4 часа).
Цель и содержание работы кружка «Мастерская текстильной куклы». Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Анкетирование: «Анкета для обучающихся», «Анкета для родителей», проведение игр на знакомство: «Снежный ком», «Выборы», «Рука об руку».
Раздел 1. Основы мастерства (26 часов).
1.1. Технология обработки ткани ручными швами. Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом. Необходимые материалы и инструменты. Швы: «петельный», «через край», «вперед иголку», «назад иголку», «потайной». Практическая работа. Оформление правил техники безопасности в альбоме. Упражнения по изготовлению исследуемых швов. Изготовление коллекции швов. Выкраивание деталей по выкройкам. Стачивание деталей. Влажно-тепловая обработка.
1.2. Цвет. Цветовой круг. Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов. Практическая работа. Зарисовка цветового круга.
1.3. Классификация одежды и ее функциональные особенности. Виды одежды. Виды отделки одежды. Отделка: вышивка, рюши, аппликация и тому подобное. Практическая работа. Применение отделки одежды.
1.4. Пропорции человека. Правила и понятия о пропорциях. «Золотое сечение», «Ряд Фибоначчи». Практическая работа. Определение пропорции человека (мужчина, женщина, ребенок). Изготовление эскизов.
Раздел 2. Текстильная кукла (84 часа).
2.1. Технологические процессы изготовления текстильных кукол. Копирование выкроек. Увеличение (уменьшение) выкроек. Каркас. Шарнир. Метод утяжки. Практическая работа. Копирование выкроек из книги. Увеличение, уменьшение выкройки. Зарисовка видов каркаса.
2.2. Виды текстильных кукол. История куклы, ее значение в разные эпохи. Разновидности кукол: традиционная кукла, вальдорфская кукла, кукла-примитив, кукла-тильда, кукла-тыквоголовка, кукла на веревочном шарнире.
2.3. Вальдорфская кукла. История вальдорфской куклы. Особенности изготовления игрушки. Практическая работа. Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Изготовление прически, одежды. Художественное оформление.
2.4. Кукла-примитив (чердачная). История чердачной куклы. Современная текстильная кукла. Основы построения выкройки простой текстильной куклы. Практическая работа. Изготовление выкроек для кукол. Раскрой и пошив кукол с использованием ручных швов.
2.5. Кукла на веревочном шарнире с подвижными руками и ногами.
Создание образа игрушки. Прием изготовления куклы. Практическая работа. Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивки деталей. Изготовление глаз. Создание прически. Пошив костюма. Художественное оформление.
Раздел 3. Кукольные аксессуары (12 часов).
3.1. Современные материалы для изготовления кукольных аксессуаров.
Применение аксессуаров при создании образа куклы. Характеристика современных пластиков. Способы работы с ними. Практическая работа. Изготовление кукольных аксессуаров с применением природного материала (ягоды калины, рябины, семян, шишечек).
Раздел 4. Контроль и учет знаний (14 часов).
4.1. Творческий зачет. Тестирование. Анкетирование. Презентация изготовленных игрушек.
4.2. Участие в конкурсах, организация выставок, экскурсии.
Посещение выставок, музеев. Проведение праздников. Участие в конкурсах.
Итоговое занятие (2 часа).
Итоговое занятие. Родительское собрание.
Индивидуальная работа (36 часов).
Цель и задачи индивидуального обучения. Обсуждение индивидуальных планов, пожеланий учащихся. Формы подведения итогов индивидуального обучения. Планирование участия в конкурсах и выставках. Начальная диагностика уровня развития. Изготовление работ и подготовка их к участию в конкурсах.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения
Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | ||
Вступление. | 3 | 3 | тестирование | |
Раздел 1. Повторение и закрепление пройденного материала. 1.1. Технологические процессы изготовления текстильных кукол. 1.2. Технология обработки ткани ручными швами. | 3 1 1 | 6 5 2 | 9 (6) (3) | наблюдение, анализ готовой работы |
Раздел 2. Старинные народные куклы. 2.1. Традиции в изготовлении тряпичной куклы. Особенности изготовления традиционной народной куклы. 2.2. Знакомство со способами изготовления народной куклы. 2.3. Изготовление различных видов народных кукол. | 5 1 2 2 | 43 1 8 34 | 48 (2) (10) (36) | тестирование, наблюдение, анализ готовой работы |
Раздел 3. Каркасная текстильная кукла. 3.1. Технология изготовления каркасной куклы из скульптурного текстиля. 3.2. Технология изготовления каркасной куклы из грунтованного текстиля. | 6 2 4 | 60 28 32 | 66 (30) (36) | наблюдение, анализ готовой работы |
Раздел 4. Текстильные куклы, изготовленные с применением полимерных материалов и папье-маше. 4.1. Технология изготовления текстильной куклы из папье-маше. | 2 | 64 | 66 (66) | наблюдение, анализ готовой работы |
Раздел 5. Контроль и учет знаний. 5.1Творческий зачет. Анкетирование. Тестирование. Творческий проект. 5.2. Конкурсы, выставки, экскурсии. | 9 - | - 12 | 21 (9) (12) | творческий зачет, анкетирование,тестирование, творческий проект |
Итоговое занятие. | - | 3 | 3 | выставка творческих работ |
Всего: | 28 | 188 | 216 | |
Индивидуальная работа | 2 | 34 | 36 | наблюдение, анализ работ, выставка |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (2 год обучения)
Вступление (3 часа).
Знакомство с программой обучения. Профессии, связанные с изготовлением игрушек. Игрушки в литературе и искусстве. Правила техники безопасности. Режим работы кружка.
Раздел 1. Повторение и закрепление пройденного материала (9 часов).
1.1. Технологические процессы изготовления текстильных кукол. Виды ткани. Производство тканей. Подбор материала, подготовка его к работе. Обведение лекал. Раскрой деталей. Симметричное вырезание. Соединение деталей кроя. Виды соединений. Придание формы отдельным частям игрушки. Сборка изделия. Оформление куклы. Практическая работа. Зарисовка видов каркасов (картонный, поролоновый, проволочный). Изготовление куклы в стиле тканевого коллажа.
1.2. Технология обработки ткани различными швами. Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом. Швы: «петельный», «тамбурный», «потайной», «через край», «вперед иголку», «назад иголку». Практическая работа. Упражнения по изготовлению изучаемых швов. Изготовление игрушек – сувениров.
Раздел 2. Старинные народные куклы (48 часов).
2.1. Традиции в изготовлении тряпичной куклы. Особенности изготовления традиционной народной куклы. Национальная кукла из текстильных материалов. История куклы. Особенности изготовления тряпичной куклы. Практическая работа. Изготовление куклы-скрутки.
2.2. Знакомство со способами изготовления традиционной народной куклы. Практическая работа. Отдарок на подарок.
2.3. Изготовление различных видов народных кукол. Изготовление куклы, региональные особенности ее оформления. Практическая работа. Изготовление куклы-скрутки (из нитей, бересты, ткани), куклы-перевертыша на палочках, узелковой куклы.
Раздел 3. Каркасная текстильная кукла (66 часов).
3.1. Технология изготовления каркасной куклы из скульптурного текстиля. Современная каркасная кукла. Знакомство со способами изготовления каркасных кукол. Практическая работа. Создание эскиза куклы «Барышня». Изготовление проволочного каркаса и выкроек для куклы. Техника набивки тела, головы, рук, ног. Приемы крепления частей тела. Изготовление волос и одежды. Художественное оформление куклы.
3.2. Технология изготовления каркасной куклы из грунтованного текстиля. Понятие «грунтованный текстиль». Работа с грунтованным текстилем. Пропорции тела. Практическая работа. Создание эскиза будущей куклы «Лесная красавица». Подбор материала. Изготовление проволочного каркаса и выкроек для куклы. Изготовление куклы. Художественное оформление.
Раздел 4. Текстильные куклы, изготовленные с применением полимерных материалов (паперклея, холодного фарфора) и папье-маше (66 часов).
4.1. Технология изготовления текстильной куклы из папье-маше. Из истории папье-маше. Способы приготовления массы. Практическая работа. Создание образа будущей куклы «Клоун». Выполнение эскиза. Изготовление каркаса. Приготовление массы папье-маше. Лепка головы. Изготовление рук и ног. Создание прически. Изготовление выкройки и пошив одежды. Художественное оформление.
Раздел 5. Контроль и учет знаний (21 часов).
5.1. Творческий зачет. Анкетирование. Тестирование. Презентация изготовленных игрушек.
5.2. Конкурсы, выставки, экскурсии. Посещение выставок, музеев. Организация выставок. Участие в конкурсах.
Итоговое занятие (3часа).
Подведение итогов работы кружка. Родительское собрание. Награждение активных учащихся.
Индивидуальная работа (36 часов).
Цель и задачи индивидуального обучения. Обсуждение индивидуальных планов, пожеланий учащихся. Формы подведения итогов индивидуального обучения. Планирование участия в конкурсах и выставках. Начальная диагностика уровня развития. Изготовление работ и подготовка их к участию в конкурсах. Ознакомление с темой, выбор работы на конкурс.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Третий год обучения
Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации контроля | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | ||
Вступление. | 3 | - | 3 | |
Раздел 1. Повторение и закрепление пройденного материала. 1.1. Технологические процессы изготовления текстильных кукол. 1.2. Технология обработки ткани ручными швами. | 4 3 1 | 5 3 2 | 9 (6) (3) | тестирование, наблюдение, анализ готовой работы |
Раздел 2. Русские народные куклы. 2.1. Традиции в изготовлении русской народной куклы. Особенности изготовления традиционной русской народной куклы. 2.2. Знакомство со способами изготовления народной куклы. 2.3. Изготовление авторских народных кукол. | 6 2 - 4 | 42 1 3 38 | 48 (3) (3) (42) | наблюдение, анализ готовой работы выставка работ |
Раздел 3. Каркасная текстильная кукла. 3.1. Технология изготовления каркасной куклы из папье-маше. 3.2. Технология изготовления каркасной куклы из грунтованного текстиля. | 4 2 2 | 62 28 34 | 66 (30) (36) | анализ готовой работы, выставка готовых работ |
Раздел 4. Текстильные куклы, изготовленные с применением полимерных материалов (паперклея, холодного фарфора) и папье-маше. 4.1. Технология изготовления каркасной текстильной куклы из полимерных материалов. 4.2. Технология изготовления текстильной куклы из папье-маше. | 4 2 2 | 65 31 34 | 69 (33) (36) | наблюдение, анализ работ, выставка |
Раздел 5. Контроль и учет знаний. 5.1. Творческий зачет. Анкетирование. Тестирование. 5.2. Конкурсы, выставки, экскурсии. | 2 2 - | 16 4 12 | 18 (6) (12) | тестирование, анкетирование |
Итоговое занятие. | - | 3 | 3 | выставка творческих работ |
Всего: | 23 | 193 | 216 | |
Индивидуальная работа | 2 | 34 | 36 | выставка |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (3 год обучения)
Вступление (3 часа).
Знакомство с программой обучения. Профессии, связанные с изготовлением игрушек. Игрушки в литературе и искусстве. Правила техники безопасности. Режим работы кружка.
Раздел 1. Повторение и закрепление пройденного материала (9 часов).
1.1. Технологические процессы изготовления текстильных кукол. Виды ткани. Производство тканей. Подбор материала, подготовка его к работе. Обведение лекал. Раскрой деталей. Симметричное вырезание. Соединение деталей кроя. Виды соединений. Придание формы отдельным частям игрушки. Сборка изделия. Оформление куклы.
Практическая работа. Зарисовка видов каркасов (картонный, поролоновый, проволочный). Изготовление куклы в стиле тканевого коллажа.
1.2. Технология обработки ткани различными швами.
Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом. Швы: «петельный», «тамбурный», «потайной», «через край», «вперед иголку», «назад иголку». Практическая работа. Упражнения по изготовлению изучаемых швов. Изготовление игрушек – сувениров.
Раздел 2. Русские народные куклы (48 часов).
2.1. Традиции в изготовлении русской народной куклы. Особенности изготовления традиционной русской народной куклы. Практическая работа. Изготовление куклы на основе скрутки.
2.2. Знакомство со способами изготовления народной куклы. Практическая работа. Изготовление куклы торохкольце, подорожница, травница, крупеничка.
2.3. Изготовление авторских народных кукол. Практическая работа. Создание авторских кукол в духе народных.
Раздел 3. Каркасная текстильная кукла (66 часов).
3.1. Технология изготовления каркасной куклы из папье-маше. Современная каркасная кукла. Знакомство со способами изготовления каркасных кукол. Практическая работа. Создание эскиза куклы «Девочка на шаре». Изготовление проволочного каркаса и выкроек для куклы. Техника изготовления тела, головы, рук, ног. Приемы крепления частей тела. Изготовление волос и одежды. Художественное оформление куклы.
3.2. Технология изготовления каркасной куклы из грунтованного текстиля. Понятие «грунтованный текстиль». Работа с грунтованным текстилем. Пропорции тела. Практическая работа. Создание эскиза будущей куклы «Чердачная кукла». Подбор материала. Изготовление проволочного каркаса и выкроек для куклы. Изготовление куклы. Художественное оформление.
Раздел 4. Текстильные куклы, изготовленные с применением полимерных материалов (паперклея, холодного фарфора) и папье-маше (69 часов).
4.1. Технология изготовления каркасной текстильной куклы из полимерных материалов. Современная кукла из пластика. Технология изготовления кукол. Используемые инструменты. Окрашивание пластика.
Практическая работа. Выполнение эскиза будущей куклы «Балерина». Изготовление каркаса из проволоки. Изготовление головы, кистей рук, ног. Изготовление выкройки и пошив одежды. Художественное оформление.
4.2. Технология изготовления текстильной куклы из папье-маше. Из истории папье-маше. Способы приготовления массы. Практическая работа. Создание образа будущей куклы «Клоун». Выполнение эскиза. Приготовление массы папье-маше. Лепка головы. Изготовление рук и ног. Создание прически. Изготовление выкройки и пошив одежды. Художественное оформление.
Раздел 5. Контроль и учет знаний (18 часов).
5.1. Творческий зачет. Анкетирование. Тестирование. Презентация изготовленных игрушек. Презентация детского портфолио.
5.2. Конкурсы, выставки, экскурсии. Посещение выставок, музеев. Организация выставок. Участие в конкурсах.
Итоговое занятие (3 часа).
Подведение итогов работы кружка. Родительское собрание. Награждение обучающихся.
Индивидуальная работа (36 часов).
Цель и задачи индивидуального обучения. Обсуждение индивидуальных планов, пожеланий учащихся. Формы подведения итогов индивидуального обучения. Планирование участия в конкурсах и выставках. Начальная диагностика уровня развития.
Изготовление работ и подготовка их к участию в конкурсах.
Ознакомление с темой, выбор работы на конкурс. Практическая работа. Выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов для создания изделия. Работа над изготовлением игрушки. Художественное оформление.
Изготовление куклы по авторской выкройке.
Ознакомление с темой. Выбор работы. Практическая работа. Зарисовка эскиза в альбом. Подбор материалов и инструментов для создания работы. Изготовление каркаса, выкроек, пошив одежды. Изготовление волос. Художественное оформление работы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Четвертый год обучения
Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации контроля | |||
Теоретич. | Практ. | Всего | |||
Вступление. | 3 | - | 3 | ||
Раздел 1. Повторение и закрепление пройденного материала. 1.1. Основы мастерства. 1.2. Образ куклы. | 3 2 1 | 6 4 2 | 9 (6) (3) | наблюдение,анализ готовой работы | |
Раздел 2. Дополнительные знания по пропорциям человека. 2.1. Каркасная кукла в технике «грунтованный текстиль». Кукла «Ребенок». 2.2. Кукла в технике ватного папье-маше. Кукла «Взрослый человек». | 4 2 2 | 74 34 40 | 78 (36) (42) | наблюдение,анализ готовой работы | |
Раздел 3. Подставка для куклы (подиум). 3.1. Технология изготовления подставок для кукол. | 1 1 | 5 5 | 6 (6) | анализ готовой работы | |
Раздел 4. Авторская работа. 4.1. Изготовление авторской работы. 4.2. Защита авторской работы. | 4 2 2 | 62 61 1 | 66 (63) (3) | наблюдение,анализ готовой работы, защита авторской работы | |
Раздел 5. Контроль и учет знаний. 5.1. Творческий проект. 5.2. Детский портфолио. | 13 6 7 | 17 15 2 | 30 (21) (9) | тестирование, анкетирование | |
Раздел 6. Мир профессий. 6.1. Классификация профессий по предмету труда. 6.2. Экскурсии. Организация выставок. | 2 2 - | 19 4 15 | 21 (6) (15) | анкетирование, выставка работ | |
Итоговое занятие. | 3 | 3 | выставка творческих работ | ||
Всего: | 36 | 180 | 216 | ||
Индивидуальная работа | 2 | 34 | 36 | наблюдение,анализ работ, выставка |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (4 год обучения)
Вступление (3часа).
Знакомство с программой кружка. Профессии, связанные с изготовлением игрушек. Игрушки в литературе и искусстве. Правила техники безопасности. Режим работы.
Раздел 1. Повторение и закрепление пройденного материала (9часов).
1.1. Основы мастерства. Виды швов. Этапы изготовления куклы. Технологические процессы. Работа с грунтованным текстилем и скульптурным трикотажем; полимерными материалами. Пропорции человека. Практическая работа. Изготовление холодного фарфора и массы папье-маше.
1.2. Образ куклы. Разновидности кукол. Воспитательное значение куклы.
Практическая работа. Зарисовка эскиза характерной куклы в альбоме.
Раздел 2. Дополнительные знания по пропорциям человека (78часов).
2.1. Каркасная кукла в технике «грунтованный текстиль». Кукла «Ребенок». Способы грунтовки текстиля. Практическая работа. Подбор материала. Выполнение эскиза. Расчет пропорции. Изготовление проволочного каркаса. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды и обуви. Художественное оформление.
2.2. Кукла в технике ватного папье-маше. Кукла «Взрослый человек». Работа с ватным папье-маше. Особенности техники работы с ватой. Практическая работа. Подбор материала. Выполнение эскиза. Расчет пропорции. Изготовление выкройки частей тела. Изготовление деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.
Раздел 3. Подставка для куклы (подиум) (6часов).
3.1. Технология изготовления подставок для кукол. Виды подставок.
Практическая работа. Изготовление подставки. Монтаж куклы на подиуме.
Раздел 4. Авторская работа (66 часов).
4.1. Изготовление авторской работы. Ознакомление с темой, выбор.
Практическая работа. Выполнение эскиза. Выбор техники изготовления изделия (грунтованный текстиль, скульптурный трикотаж, полимерный материал, папье-маше). Подбор материала для создания авторской работы. Изготовление каркаса, выкройки и пошив одежды. Художественное оформление работы.
4.2. Защита авторской работы. Оформление выставки. Подготовка презентации авторской работы. Презентация.
Раздел 5. Контроль и учет знаний (30 часов).
5.1. Творческий проект. Схема написания творческого проекта. Создание пояснительной записки к авторской работе. Практическая работа. Оформление творческого проекта. Защита творческого проекта.
5.2. Детский портфолио. Оформление детского портфолио. Презентация портфолио.
Глава 6. Мир профессий (21 час).
6.1. Классификация профессий по предмету труда. Группы профессий по предметам труда (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер, дизайнер). Профессиональная ориентация воспитанников. Требования к профессионализму. Практическая работа. Игровые занятия с элементами тренинга по профессиональному самоопределению.
6.2. Экскурсии. Организация выставок. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества. Участие в выставках-конкурсах. Организация и проведение выставок работ воспитанников кружка.
Итоговое занятие (3 часа).
Подведение итогов за год. Вручение свидетельств. Награждение выпускников.
Индивидуальная работа (36 часов).
Цель и задачи индивидуального обучения. Обсуждение индивидуальных планов, пожеланий учащихся. Формы подведения итогов индивидуального обучения. Планирование участия в конкурсах и выставках. Начальная диагностика уровня развития.
Изготовление работ и подготовка их к участию в конкурсах.
Ознакомление с темой, выбор работы на конкурс. Практическая работа. Выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов для создания изделия. Работа над изготовлением игрушки. Художественное оформление.
Изготовление куклы по авторской выкройке.
Ознакомление с темой. Выбор работы. Практическая работа. Зарисовка эскиза в альбом. Подбор материалов и инструментов для создания работы. Изготовление каркаса, выкроек, пошив одежды. Изготовление волос. Художественное оформление работы.
Презентация творческого проекта авторских работ.
Схема написания творческого проекта. Создание пояснительной записки к авторской работе. Практическая работа. Оформление творческого проекта. Презентация творческого проекта.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Технология изготовления кукол
Год обучения | Знания | Умения |
Первый год обучения | 1.Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. 2.Виды ручных швов. 3.Виды текстильных кукол. 4.Пропорции человека. 5.Виды ткани. 6.Цвет круга. 7.Цвета спектра. 8.Хроматические и ахроматические цвета. 9.Технологические процессы изготовления текстильных бескаркасных кукол. 10.Способы изготовления кукольных аксессуаров из современных материалов. | 1.Правильно пользоваться иглой, ножницами. 2.Выполнять основные виды швов. 3.Различать игрушки по видам. 4.Определять пропорции. 5.Производить шаблоны. 6.Точно вырезать заготовки по намеченным линиям. 7.Правильно выполнять влажно-тепловую обработку ткани. 8.Правильно набивать изделия. 9.Составлять из ткани образы различных цветовых гармоний. 10.Качественно производить бескаркасные текстильные куклы. 11.Художественно оформлять куклу. |
Второй год обучения | 1.Технологические процессы изготовления текстильных кукол. 2.Технология обработки ткани ручными швами. 3.Историю народной тряпичной куклы, разновидности. 4.Изготовление народных тряпичных кукол. 5.Приемы изготовления каркаса из картона. 6.Приемы крепления частей тела. 7.Техника набивки каркасных игрушек. 8.Технология изготовления каркасных игрушек из грунтованного текстиля. 9.Технология изготовления текстильных игрушек с использованием папье-маше. | 1.Владеть технологическими процессами изготовления текстильных кукол. 2.Владеть приемами обработки ткани ручными швами. 3.Изготовление различных видов тряпичных народных кукол. 4.Изготовление каркасов. 5.Правильно соединять части тела с помощью крепления. 6.Правильно набивать каркасную игрушку. 7.Нарисовать эскиз изделия. 8.Изготовить игрушку из грунтованного текстиля. 9.Изготовить игрушку с использованием папье-маше. |
Третий год обучения | 1.Технологические процессы изготовления текстильных кукол. 2.Технология обработки ткани ручными швами. 3.Историю народной тряпичной куклы, разновидности. 4.Изготовление народных тряпичных кукол. 5.Приемы изготовления каркаса из проволоки. 6.Приемы крепления частей тела. 7.Техника набивки каркасных игрушек. 8.Технология изготовления каркасных игрушек из скульптурного трикотажа. 9.Технология изготовления каркасных игрушек из грунтованного текстиля. 10.Технология изготовления кукол из полимерных материалов. 11.Технология изготовления текстильных игрушек с использованием папье-маше. | 1.Владеть технологическими процессами изготовления текстильных кукол. 2.Владеть приемами обработки ткани ручными швами. 3.Изготовление различных видов тряпичных народных кукол. 4.Изготовление каркасов. 5.Правильно соединять части тела с помощью крепления. 6.Правильно набивать каркасную игрушку. 7.Нарисовать эскиз изделия. 8.Изготовить игрушку из скульптурного трикотажа. 9.Изготовить игрушку из грунтованного текстиля. 10.Изготовить куклу из полимерных материалов. 11.Изготовить игрушку с использованием папье-маше. |
Четвертый год обучения | 1.Углубленные знания по пропорциям человека. 2.Технология изготовления подставки для кукол. 3.Правила монтировки изделия на подиуме. 4.Этапы написания творческого проекта. 5.Виды детского портфолио. 6.Классификация профессий по предмету труда. | 1.Самостоятельно нарисовать эскиз. 2.Самостоятельно рассчитать пропорции взрослого человека и ребенка. 3.Самостоятельно разработать выкройку по эскизу. 4.Изготовить авторскую работу. 5.Представить творческий проект. 6.Самостоятельно оформить портфолио. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы необходимы следующие материалы и оборудование:
- столы, стулья, доска;
- ножницы, иглы швейные №2, №3, наперсток, сантиметровая лента;
- картон для выкроек, карандаш, ручка, мел, цветные карандаши, фломастеры, альбом 12 листов, циркуль, линейка;
- ткани яркие, однотонные с мелким рисунком, драп, куски искусственной кожи, трикотаж, мешковина, вата хирургическая и техническая, синтепон, отбеленные эластичные колготки, полимерные материалы (пластик, холодный фарфор, паперклей), нитки швейные и вязальные, кружева, атласные и капроновые ленты;
- румяна бежевые, розовые, красные;
- кисти №1, №2, №3, гуашь, пастель художественная, акриловые краски, бесцветный лак для ногтей, автомобильный бесцветный лак;
- клей универсальный, ПВА;
- проволока;
- утюг электрический с терморегулятором;
- гладильная доска;
- подставка под утюг;
- деревянные палочки для набивки форм;
- кусачки, плоскогубцы, шило;
- правила техники безопасности в кружке;
- правила раскроя;
- раскладка лекал.
Технические средства: видеомагнитофон, экран, магнитофон, компьютер.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Педагогические технологии образовательного процесса
Основой организации образовательного процесса являются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированная, проектная, информационно-коммуникационная.
Личностно-ориентированная педагогическая технология.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Методы и приемы обучения:
-создание ситуации успеха;
-создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны педагога, постановка проблемных вопросов, интересующих воспитанников);
-использование дифференцированного и индивидуального подходов;
-возможность поделиться своими успехами и достижениями с родителями, одноклассниками через участие в конкурсах, выставках;
-возможность каждого воспитанника видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
-педагогическое сотрудничество;
-учет жизненного опыта каждого обучающегося (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Информационно-коммуникационная педагогическая технология.
Обучение с использованием информационных технологий становится для обучающихся творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердиться.
Применение информационно-коммуникационных технологий:
- способствует повышению качества образовательного процесса;
-ускоряет передачу знаний и накопленного технологического опыта человечества от поколения к поколению;
-позволяет ребенку успешнее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
С целью более широкого ознакомления детей с миром игрушек, используется наглядный материал, презентации в программе POWERPOINT, отражающие разнообразие народных, винтажных и современных кукол.
Проектная педагогическая технология.
В основе метода проектов лежат развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Учебный проект учит:
-проблематизации (формированию ведущей проблемы и постановке задач);
-целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося;
-самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
-представлению результатов своей деятельности и хода работы;
-практическому применению знаний в различных, в том числе нестандартных, ситуациях;
-проведению исследования.
Методическая тема: «Формирование духовно-развитой и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению».
Организационно-педагогические основы образовательного процесса
Учебная программа построена линейным способом. Материал реализуется систематически и последовательно с постепенным расширением и углублением знаний, при этом новый учебный материал излагается на основе ранее изученного и в тесной взаимосвязи с ним.
На первом году обучения учащиеся получают элементарные навыки технологии обработки ткани ручными швами. Могут самостоятельно сконструировать и сшить простейшую бескаркасную текстильную куклу. Внимание уделяется организации рабочего места.
На втором и третьем году обучения дети закрепляют полученные знания, умения и навыки. Овладевают более сложными приемами. Знакомятся с изготовлением народной тряпичной куклы, каркасной текстильной куклы в таких техниках, как «скульптурный трикотаж», «грунтованный текстиль», «полимерный материал», «папье-маше».
Четвертый год обучения предполагает работу с одаренными детьми. В этом случае большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат четвертого года обучения - изготовление авторских работ. Каждый обучающийся самостоятельно выбирает способ, технику изготовления изделия, разрабатывает эскиз, выбирает ткань, нитки, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до краткого изложения учащиеся представляют на защите творческой работы. На четвертом году обучения учащиеся должны получить элементарные навыки допрофессионального мастерства.
Воспитательный процесс в кружке осуществляется, как на учебных занятиях, так и вовремя специально организованных мероприятиях. Особое внимание уделяется трудовому, эстетическому, нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Воспитание добротой и примером – главенствующая идея для педагога, поэтому обучающиеся привлекаются к организации благотворительных выставок, аукционов, для изготовления сувениров и подарков на общественные нужды.
Знакомство с историей и изготовлением народных кукол, проведение традиционных народных праздников не проходит даром. Оно дает чувство гордости за мудрость и талантливость своих предков, оставивших нам в наследство столь значительные памятники истории и культуры, порождает чувство ответственности за будущее своей малой родины.
Проводятся праздничные мероприятия с интеллектуальными играми, конкурсами, мастер-классы для детей других кружков и объединений. Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий уровень, способствует эстетическому и художественному развитию воспитанников.
Работа по программе предполагает связь с родителями в виде индивидуальных бесед, тестирования и анкетирования, открытых занятий, консультаций, мастер-классов и праздников, поездок в музеи. Это поможет родителям лучше узнать внутренний мир своих детей.
В процессе обучения в кружке у обучающихся формируется три основные группы практических умений и навыков:
1) политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
2) трудовые: организаторские, конструкторские, диагностические;
3) специальные: обработка ткани, картона, бумаги, приготовление массы папье-маше, полимерной глины, холодного фарфора в домашних условиях.
Структура занятий
Типовое занятие предполагает организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть включает наличие всех необходимых для работы материалов и наглядных пособий, соблюдение техники безопасности.
Теоретическая часть походит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, мини-докладов учащихся с результатами исследовательской деятельности по изучаемой теме.
Практическая часть предусматривает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов; создание индивидуального портфолио учащихся.
Формы организации учебной деятельности
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Индивидуальная работа проводится в урочное время, организуется в рамках содержания образовательной программы. Для работы с одаренными детьми педагогом планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Это работа над созданием творческих проектов, авторских работ, выступление перед учащимися с презентациями. Это позволяет содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по «принципу не подражай, а твори». Данная организационная форма позволяет готовить учащихся к участию в выставках и конкурсах, формирует и оттачивает личностные качества такие, как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса учащихся и его родителей. Составляется схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренного учащегося кружка «Мастерская текстильной куклы», которая состоит из следующих этапов:
1.«Диагностика». Это тесты и анкеты по выявлению и определению вида одаренности, затем определение целей и задач маршрута.
2.«Определение времени». По согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
3.«Определение роли родителей учащегося в реализации маршрута». Например, изготовление интерьерной куклы, покупка инструментов и материалов для выполнения задания и другие.
4.«Разработка учебно-тематического плана». Подбираются темы занятий дополнительно к темам из базовой программы.
5.«Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, подведения итогов».
6.«Определение способов оценки и самооценки успехов учащегося».
Групповая форма ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Эта форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы.
Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся через беседу или лекцию. Эта форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
Экскурсия на выставку с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников). Конкурсы, выставки, презентации.
Основной вид занятий – практический.
Педагогические приемы:
-формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
-организация деятельности (упражнение, показ, подражание, требование);
-стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка);
-сотрудничества, позволяющего педагогу и учащемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Методы обучения организации учебно-воспитательного процесса:
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
-проблемный;
-эвристический;
-исследовательский.
Методы проведения занятия:
-словесный метод (беседа, рассказ, сказка при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного изделия);
-игровой метод (деловая игра, коллективно-творческое дело, игры на развитие внимания, воображения);
-практический метод (выполнение эскиза, зарисовка, работа с картами, схемами);
-наглядный метод (демонстрация приемов работы, наглядных пособий, экскурсии, работа с литературой, использование мультимедиа);
-диагностический метод (тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях входного, текущего и промежуточного контроля).
Учебно-иллюстративный материал:
а) таблицы:
-таблица «Виды кукол»;
-таблица «Цветовой круг»;
-таблица «Примерные сочетания цветов»;
-таблица «Классификация ткани по назначению»;
-таблица «Виды отделки ткани»;
-таблица «Пропорции ребенка и взрослого человека».
б) схемы:
-схема «Определение лицевой и изнаночной стороны тканей»;
-схема «Изготовление куклы из полимерной глины»;
-схема «Изготовление куклы из текстильного трикотажа»;
-схема «Изготовление куклы из грунтованного текстиля»;
-схема «Изготовление куклы из папье-маше».
в) наглядные пособия:
-технологические карты для изготовления игрушек;
-образцы ручных швов; шаблоны для изготовления кукол.
Диагностический материал:
а) диагностирование:
-входящая диагностика: творческий зачет в устной форме: «Основные виды ручных швов, цветовой круг, пропорции человека» (первый год обучения).
-тематическая диагностика: «Виды текстильных кукол» (первый год обучения).
-тематический кроссворд: «Кукольные аксессуары» (первый год обучения).
-итоговая диагностика: «Презентация изготовленных игрушек» (первый год обучения).
-тематическая диагностика: «Технология изготовления каркасных игрушек из различных материалов» (второй год обучения).
-итоговая диагностика: «Презентация детского портфолио» (второй год обучения).
-входящая диагностика: творческий зачет в устной форме: «Пропорции человека» (третий год обучения).
-итоговый зачет по теме: «Творческий проект» (третий год обучения).
-творческий зачет по теме: «Защита авторской работы» (четвертый год обучения).
б) анкетирование:
Анкеты для учащихся (определение мотивации к получению дополнительного образования).
-Анкеты для родителей.
-Анкеты для педагога дополнительного образования (изучение психологического климата в кружке).
Методическая копилка (папка) игровых программ и игр:
-психологическая игра «Адаптация»;
-деловая игра «Выборы»;
-игры на знакомства «Снежный ком», «Круг знакомств», «Расскажи мне о себе»;
-игровая программа: «Рука об руку»;
-игры на развитие внимания, воображения: «Домашние животные», «Птицы», «Что изменилось», «Все вспомню», «Спрятанное слово»;
-физкультминутки: для глаз, рук, ног, спины;
-сценарии: «Путешествие в страну Рукоделия», «Праздник кукол», устный журнал «Полезные советы».
Примерный цикл годовых мероприятий.
1.День открытых дверей в кружке. Выставка-реклама детских работ (сентябрь).
2.Беседа-викторина «День освобождения Донбасса» (сентябрь).
3.Мастер-класс «Белые журавлики» (октябрь).
4.«День народного единства» (ноябрь).
5.Республиканские конкурсы «ЭКОелочка» (декабрь).
6.Республиканский конкурс декоративно-прикладного творчества, посвященный дню защитника Отечества и 8 Марта «Торжество отваги и красоты» (январь-февраль).
7.Выставка «Пасхальный вернисаж» (март).
9.Конкурс «Пластику вторую жизнь» (апрель).
10.Праздник кукол (май).
11.Выставка «Кукла-память. Война и Победа» (май).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов дополнительного образования:
Баженов, В.И. Материалы для швейных изделий. ‒ М .: 1982.
Войнатовская, Е.Г. Авторская текстильная кукла. – СПБ .: Питер,2014.
Горобец, И.Т. Твои игрушки. - К.: Радуга, 1970.
Досуг, техника, творчество. Сборник методических рекомендаций. Вып.3. Под ред. В.В.Ткачука. К.: Грамота, 2005.
Журналы для художников, коллекционеров и любителей авторских кукол. М.: Издательский дом «Коллекция № ».
Игрушки. Выкройки и изготовления / Сост. В.В. Онищенко. - Харьков: Фолио, 2006.
Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.,1981.
Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. П. , Паритет,2003.
Коллекция журналов «Кукольный мастер». Издательский дом «Дизайн Кора», специализированное издание для профессионалов и любителей кукол.
10. Ритуалы, обряды, обычаи - К., 1998.
11. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.
-М.,1990.
Список литературы для детей:
Генсицкая, Н. История одной куклы. 2008.
Дайн, Г., Дайн, М. Русская тряпичная кукла. М., Культура и традиции 2007.
Зайцева, О. Декоративные куклы. Практическое руководство. ‒ М. : СПб.: Астрель - СПб, 2010.
Кобякова, Н.К. Поделки из ткани.- М.: Айрис-пресс с. 2006.
Лихачева, Т. Моя подружка мягкая игрушка. - Ярославль: Академия развития, 1999.
Путятина, Е.Б. Шьем мягкие игрушки . - Ростов на / Д: Феникс, 2007.
Список литературы для родителей:
Василькова, А.Н. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве ХХ века: Театр, кино, телевидение. – М.: «Аграф», 2003.
Гомозова, Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1999.
Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. - М.:Искусство,1985.
Петухова, В.И., Савельева, Л.М., Ширшинова, Е.Н. Мягкая игрушка. – М.,1995.
Основы художественного ремесла.- М.,1986.
Приложения
Приложение №1
Формы и способы проверки результативности.
На протяжении всего периода обучения осуществляется отслеживание результативности программы. Для оценки результативности учебных занятий применяется вводный, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: анкетирование, тестирование, собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки: текущие анкетирование, собеседование, творческий зачет.
Промежуточный контроль проводится в форме тестирования, викторины, выставок, конкурсов.
Итоговый контроль может принимать следующие формы: итоговые тестирование, анкетирование, защита авторской работы, творческого проекта, презентация портфолио.
Динамика личных достижений учащихся (реализации программы) оценивается результатами тестирования по темам обучения, активностью участия в мероприятиях и уровнем достижений, стабильностью посещения занятий. Удовлетворенность детей и родителей деятельностью работы кружка оценивается на основе собеседования, анкетирования родителей.
Система оценивания индивидуальных работ учащихся.
Высокий уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены правильно и ровно, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие гармонично и оригинально.
Средний уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены недостаточно ровно и правильно, незначительно видны узелки ниток на швах, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие в целом гармонично.
Низкий уровень – изделие выполнено с ошибками, перекошено, на швах видны узелки и петли ниток, срезы ткани местами завернуты на лицевую сторону. Сочетание цветов неудачно подобрано. Изделие лишено оригинальности.
Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты творческого проекта или презентации портфолио.
Динамика личных достижений учащихся (реализации программы) оценивается результатами тестирования по темам обучения, активностью участия в мероприятиях и уровнем достижений, стабильностью посещения занятий. Удовлетворенность детей и родителей деятельностью работы кружка оценивается на основе собеседования, анкетирования родителей.
Приложение №2
Система методов отслеживания и диагностики отдельных показателей и их динамики в творческой мастерской «Игрушки»
Компоненты | Показатели, их уровни и динамика | Методы отслеживания и диагностики |
Ценностный | 1.Наличие интереса, симпатии к декоративно-прикладному искусству и дизайну, профориентация и психологическая готовность к выбранному направлению. 2.Обладание сознательным и уважительным отношением к труду других людей, понимание значимости своего труда. 3.Коммуникативность, навыки плодотворного, интересного общения с собой, природой, искусством, наукой и окружающими людьми. 4. Профессиональное самоопределение. 5.Желание к самопознанию, потребность к самореализации, стремление и способность к дальнейшему развитию и самообразованию. 6. Достаточный уровень воспитанности. | 1.Анкета: «Зачем ты ходишь в творческую мастерскую «Игрушки?» 2.Активизирующая профориентационная методика «Будь готов». 3.Анкета по выбору ценностей, определяющих жизненный успех. 4. Ролевая игра «Идеал творческой мастерской» 5.Статистика наполняемости групп, сохранение контингента обучающихся. 6.Наблюдение, анализ воспитательных мероприятий. |
Интеллектуально -деятельный | 1.ДПИ: Знание основ технологий и умение изготовления вальдорфской куклы, куклы- примитива (чердачной), куклы на веревочном шарнире с подвижными ногами и руками (материалы и инструменты, особенности основного материала, ход изготовления работы). Знание основ четырех техник ДПИ по следующим параметрам: история народного промысла, вида ДПИ, материалы и инструменты, ход изготовления работы, анализ часто встречающихся ошибок, умение объяснить сделанное. Знание основ четырех - пяти техник ДПИ по основным параметрам: история, материалы и инструменты, ход изготовления работы, анализ часто встречающихся ошибок, особенности эскиза (схемы), умение объяснить сделанное. Знания, умения и навыки технологического процесса изготовления работ по 5-6 видам ДПИ. Знания и умения ориентироваться в классификации видов, технологий ДПИ. 2.Основы дизайна (показатели в творческой мастерской на стадии разработки). | 1.Анализ продуктов деятельности педагога и его обучающихся: выставочные работы, дневники творений, портфолио, учебно-исследовательские работы. 2.Творческая гостиная: серия занятий с использованием системы методов (анкеты, тесты, беседы, прочее). 3.Игры, в том числе дидактические (на промежуточных этапах). |
Креативный | 1.Способность «увидеть» и осознать возникшую творческую идею. Умение выразить творческую идею на эскизе, подобрать технологию исполнения. Умение выразить свои мысли и чувства через творческий замысел, реализовав его в выбранной технологии исполнения, используя свойства различных материалов 2.Умение самостоятельно разрабатывать этапы и выполнять всю последовательность изготовления кукол в различных техниках. | 1.Анализ продуктов деятельности педагога и его обучающихся: качество и количество работ, выполненных ребенком, за изучаемый период, данные по итогам выставок (призовые места и благодарности), подсчет количества технологий, которые освоил ребенок за период обучения в творческой мастерской. 2.Творческое эссе: «Что такое творчество и зачем оно нужно?» 3.Анализ результатов серии занятий творческого развития (совместно с психологом), в виде детских творческих работ. |
Приложение №3
Карта возможной динамики движения учащегося к идеальному образу выпускника творческой мастерской «Игрушки»
Компоненты | Показатели, их уровни и динамика (Возможна дальнейшая доработка, по результатам эксперимента) | Уровни | ||||
низкий | средний | остаточный | высокий | очень высокий | ||
Ценностный | 1.Мотивация: *Наличие интереса, симпатии к ДПИ и дизайну. *Положительное отношение к творческой мастерской. *Профориентация и психологическая готовность к выбранному направлению. 2. Отношение к труду: *Обладание сознательным и уважительным отношением к труду других людей. *Понимание значимости своего труда. 3.Коммуникативность, навыки плодотворного, интересного общения с собой, природой, искусством, наукой и окружающими людьми. 4.Профессиональное самоопределение. 5.Желание к самопознанию, потребность к самореализации, стремление и способность к дальнейшему развитию и самообразованию. 6.Достаточный уровень воспитанности. | |||||
Интеллектуально-деятельный | 1. ДПИ: *Знание основ технологий и умение изготовления вальдорфской куклы, куклы- примитива (чердачной), куклы на веревочном шарнире с подвижными ногами и руками (материалы и инструменты, особенности основного материала, ход изготовления работы). *Знание основ четырех техник ДПИ по следующим параметрам: история народногопромысла, вида ДПИ, материалы и инструменты, ход изготовления работы, анализ часто встречающихся ошибок, умение объяснить сделанное. *Знание основ четырех - пяти техник ДПИ по основным параметрам: история, материалы и инструменты, ход изготовления работы, анализ часто встречающихся ошибок, особенности эскиза (схемы). *Знания, умения и навыки технологического процесса изготовления работ по 5-6 видам ДПИ. Знания и умения ориентироваться в классификации видов, технологий ДПИ. 2. Основы дизайна (показатели в стадии разработки). | |||||
Креативный | 1. Самовыражение, посредством ДПИ: *Способность «увидеть» и осознать возникшую творческую идею. *Умение выразить творческую идею на эскизе, подобрать технологию исполнения. *Умение выразить свои мысли и чувства через творческий замысел, реализовав его в выбранной технологии исполнения, используя свойства различных материалов 2. Саморазвитие: Умение самостоятельно разрабатывать этапы и выполнять всю последовательность изготовления изделия в различных техниках ДПИ |
Приложение №4
Образ выпускника творческой мастерской «Игрушки»
Человек бесконечно многогранен. Попытки, пусть даже теоретические, ограничить его развитие кем-то заданными рамками, обречены. Поэтому, на мой взгляд, если говорить о предполагаемом результате по реализации образовательной программы, необходимо помнить, что его модель достаточно условная и образная. Образ выпускника творческой мастерской «Игрушки»- скорее ориентир для совместного движения педагога и учащегося, а не жестко фиксированный результат деятельности. И каждый учащийся, в силу своей индивидуальности будет двигаться в предложенном направлении своим собственным путем. Я предлагаю описание образа выпускника творческой мастерской, как ведущий ориентир, позволяющий оценивать эффективность авторской программы.
Внутренне свободная творческая личность, способная к самоопределению, самовыражению и самосовершенствованию, живущая во взаимосвязи с окружающим миром и стремящаяся осознать и воплотить свое предназначение в нем. | ||
Ценностный компонент | Интеллектуально-деятельностный компонент | Креативный компонент |
1.Интерес и любовь к народному творчеству. 2.Качества поликультурной личности. 3.Сознательное и уважительное отношение к труду других людей, понимание значимости своего труда, трудолюбие. 4.Коммуникативнсть, навыки плодотворного, интересного общения с собой, природой, искусством, наукой и окружающими людьми. 5.Обладание следующими личностными качествами и способностями: человечностью, терпением, упорством, оптимизмом, силой воли, инициативностью, искренностью, откровенностью, наблюдательностью, усидчивостью, адекватной самооценкой, честностью, умением отстаивать свои взгляды и убеждения. Стремление быть уравновешенным, энергичным, уверенным в себе, ответственным, хозяйственным. 6.Любовь и бережное отношение к природе. 7.Умение организовывать себя (свой досуг и ЗОЖ). 8.Желание к самопознанию и миропознанию, потребность к самореализации, стремление и способность к дальнейшему развитию и самообразованию. 9.Профессиональное самоопределение. 10.Достаточный уровень воспитанности. | 1.ЗУН по самостоятельному выполнению всего художественно-технологического процесса создания изделий ДПИ (от возникновения идеи до подачи готового изделия), то есть навыки художественного мастерства. 2.Знание истории различных народных промыслов и современных видов декоративно-прикладного искусства и интерес к художественным традициям разных народов. 3.Знания, умения и навыки по заготовке и работе с различными материалами. 4.Культура труда и эстетическое восприятие мира. 5.ЗУН организации рациональной работы. 6.Знание основ дизайна. | 1.Способность целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа. 2.Обладание следующими качествами и способностями: чувством цвета и ритма, богатой фантазией, изобретательностью, художественным вкусом и понятием о красоте вещей, творческим мышлением. 3.Творческий подход к работе, умение чувствовать радость созидания. 4.Владение следующими знаниями, умениями и навыками: *Работы на уровне творческой интуиции. *Выражение себя посредством искусства. *Самостоятельно ставить и оригинально решать творческие, художественно- технологические задачи (возможно на профессиональном уровне). |