Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория стиля»

2
0
Материал опубликован 20 July 2020 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» -

Дом пионеров» г. Альметьевска Республики Татарстан




Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор МБОУ ДО «Детский

МБОУ ДО «Детский технопарк технопарк «Кванториум» - Дом

«Кванториум» - Дом пионеров» пионеров г.Альметьевска РТ

г. Альметьевска РТ ________________ Р.З. Закиров

Протокол №_____ Приказ № _____

от «____» ___________20___г. от «____» ___________20___г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛАБОРАТОРИЯ СТИЛЯ»


                Направленность: художественная

       Возраст учащихся: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Мохова О. М.,  педагог дополнительного образования






Альметьевск, 2020


Информационная карта образовательной программы


1.

Образовательная

организация

МБОУДО «Детский технопарк «Кванториум» - Дом пионеров» г.Альметьевска Республики Татарстан

2.

Полное

наименование

программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лаборатория стиля»

3.

Направленность

программы


Художественная

4.

Сведения о разработчиках


4.1.

ФИО, должность

Мохова Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе:

Программа рассчитана на 1 года обучения:

144 часа

5.1.

Срок реализации

1 года

5.2.

Возраст обучающихся

8-10 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

- форма организации содержания и учебного процесса


модифицированная (или адаптированная);

общеразвивающая;

разноуровнева;

интегрированая

5.4.

Цель программы

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности обучающихся.

6.

Формы и методы образовательной

деятельности

Формы: лекции (беседы), мастер-классы, презентации, проекты.

Методы: словесные, наблюдение, практические

7.

Формы мониторинга результативности

Успешное выполнение практических работ, выставка тематических работ, работа по проектам.

8.

Результативность реализации программы

Участие в конкурсах, выставках

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

Август 2020

10.

Рецензенты




Оглавление



Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

Пояснительная записка

Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория стиля» имеет художественную направленность, предназначена на один учебный год обучения детей возрастом от 8 до 10 лет.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Приказ Министерства образования и науки РТ 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660), Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции», Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях», Устав учреждения.

Актуальность программы:

Основная цель деятельности направления «Лаборатория стиля» — развитие умственных и изобретательских способностей обучающихся, экспериментальные исследования. Обучение рассматривается, как процесс овладения компетенциями: умением применять методы творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда.

Реализация Программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и познанию, развитию умений применять технологии.

Цель:

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности обучающихся.

Задачи:

Образовательные:


  • Познакомить с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного искусства (понятие цветовой грамоты, орнамента и композиции);
  • Обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
  • Знать технологию и основные приёмы декорирования, способы художественной обработки изделий из бумаги, ткани;
  • Безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами;
  • Уметь пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках;
  • Уметь использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельных творческих работ;

Развивающие:


  • Развивать моторные навыки: точность движений, их координацию.
  • Способствовать развитию у обучающихся самостоятельность в решении поставленных задач, готовность к активному творческому поиску, индивидуальные способности.
  • Формировать и развивать навыки проектной и поисковой творческой деятельности обучающихся.

Воспитательные:


  • Воспитание творческой личности, умеющей планировать свою работу.
  • Развитие индивидуальных природных данных обучающихся.
  • Воспитывать трудолюбие, упорство, самостоятельность, усидчивость, тщательность и аккуратность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца, чувство уважительного отношения к окружающим людям и результатам чужого труда.
  • Развитие творческих способностей обучающихся: воображения, нестандартного мышления, умения видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками.
  • Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных целей.
  • Способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации.

Категория обучающихся:

Программа предназначена для детей от 8 до 10 лет.

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 1 года обучения:

- 144 учебных часа;

Формы и режим занятий:

- Теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия);

- Практическое обучение;

- Самостоятельная работа по разработке проектов.

2 раза в неделю по 2 академических часа,

Перерывы между академическими часами составляют - 10 минут.

Планируемые результаты освоения программы:

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:


  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • проявление познавательных интересов и активности в декоративно- прикладной деятельности;
  • самостоятельно изготавливать декоративные предметы из доступных материалов по предложенному описанию.

Метапредметные результаты:


  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

Знать:


  • правила трудовой и технологической дисциплины;
  • правила построения композиции, составление эскиза, подбор материалов, изготовление шаблонов.
  • Уметь:
  • применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • искать и анализировать информацию.

Формы подведения итогов реализации программы:

Для определения уровня усвоения данной программы воспитанниками, её дальнейшей корректировки и определения путей достижения каждым ребёнком максимального творческого и личностного развития предусмотрена аттестация обучающихся.

Задачи промежуточной аттестации: определение уровня практических умений и навыков детей; определение уровня усвоения теоретических знаний; выявление уровня развития личностных качеств детей; соотнесение прогнозируемых результатов, содержащихся в программе, с реальными результатами обучения в объединении; корректировка содержания программы, форм и методов обучения и воспитания. Проведение промежуточной аттестации обучающихся в форме мини-выставок и участия в соревнованиях и конкурсах разного уровня (городских, республиканских, всероссийских, международных), творческие отчёты. Предполагается, что, для улучшения коммуникативных навыков и навыков презентации проекта, подросток должен записать также краткую видеопрезентацию собственного проекта для ее предоставления на общественное обсуждение всем желающим.


1.4 Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Лаборатория стиля»


Название раздела, темы

Количество часовФормы организации занятийФормы контроля

все-

го

тео-рия

прак-тика

1.

Вводное занятие. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом. Ознакомление с содержанием программы «Лаборатория стиля».

2

1

1

Вводная лекция.

Презентация. Практическая работа

Опрос

2.

Материаловедение. Оборудование и приспособления. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву.

2

1

1

Презентация. Практическая работа

Опрос

3.

Виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного творчества: аппликация, плетение, вышивание.

2

1

1

Презентация. Практическая работа

Фронтальный опрос.

4.

Аппликация. Введение. Виды аппликации. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Аппликация из различных материалов, предметная, сюжетная, декоративная аппликация. Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации. Последовательность изготовления аппликации.

Выполнение аппликации из кусочков бумаги, ткани (фетра) на основе различными способами. Декорирование элементов аппликации пайетками и бисером.

30

5

25

Презентация. Практическая работа

Беседа, работа с и наглядными образцами. Текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой.

5.

Скрапбугинг. Основы скрапбукинга. Вводное занятие. ТБ при работе. Материалы и инструменты. Виды скрапбукинга. Цветоведение в скрапбукинге. Технологические основы скрапбукинга.


30

4

27

Презентация. Практическая работа

Беседа, работа с и наглядными образцами. Текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой

6.

Народная кукла. История народной куклы. Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые. Виды швов. Основные приемы работы с тканью.

36

6

30

Практическая работа

Беседа, работа с и наглядными образцами. Текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой

7.

Сувениры. Поделки для дома.

36

6

30

Практическая работа

Беседа, работа с и наглядными образцами. Текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой

8.

Представление результатов работы

6


6

Практическая работа

Презентация проектов. Выставка работ


Итого часов по модулю

144

24

120




Содержание программы 144 учебных часа

1. Вводное занятие (2 часа)

1.1 Знакомство педагога с детьми, детей друг с другом. Правила внутреннего распорядка. Ознакомление с режимом работы объединения, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности в МБОУДО детском технопарке «Кванториум- Дом пионеров» Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом.

Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий.

Практика. Диагностическое занятие – знакомство с обучающимися, изучение способности к ручному творчеству.

2. Материаловедение. Оборудование и приспособления (2часа)

2.1 Знакомство инструментами и приспособлениями. Формирование умений и навыков пользования инструментами и приспособлениями. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Определение лицевой и изнаночной сторон. Организация рабочего места. Сравнение измерительных инструментов: линейки, метра, ленточного метра.

3. Декоративно-прикладное творчество (2 часа)

3.1 Виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного творчества: аппликация, плетение, вышивание.

4. Аппликация (30 час.).

4.1 Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации. Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Аппликация из различных материалов, предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

4.2 Аппликация из ткани, бумаги. Изготовление аппликации из лоскутков, резанных ниток. Обрывная аппликация. Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация.

Аппликация из природного материала. Аппликация по технике «Мозаика». Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.

Практика: Совмещение различных техник в одну аппликацию. Самостоятельное изготовление работы.

5. Скрапбукинг (30 час.).

5.1. Скрапбугинг. Основы скрапбукинга. Вводное занятие. ТБ при работе. Материалы и инструменты.

5.2 Бумага: бумага для скрапбукинга (дизайнерская), калька (веллум), картон, крафт-бумага, кардсток, пастель. Свойства бумаги. Элементы декора.Клей и клеящие средства. Ножницы и резаки. Фигурные компостеры (дыроколы). Карандаши. Маркеры. Люверсы и кроподайл (установщик люверсов). Штампы. Триммер для бумаги. Палочки для теснения. Замена материалов.

5.3 Виды скрапбукинга. Бумажный (или традиционный) скрапбукинг как вид ручной работы, популяризированный МэрелинКристенсен. Цифровой скрапбукинг – новое направление, появившееся с развитием компьютерных технологий. Гибридныйскрапбукинг - совмещение элементов бумажного и цифрового скрапбукинга.

5.4 Цветоведение в скрапбукинге. Правильный подбор цветовой гаммы для страницы. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой круг.

5.5 Технологические основы скрапбукинга. Композиция. Выбор материалов и инструментов. Изготовление шаблона открытки. Декорирование. Создание итогового продукта.


6. Народная кукла (36 час.).

6.1 Народная кукла. История народной куклы. Кукла в культуре и традициях народов России. Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые.

6.2 Особенности выполнения русских народных кукол. Цвет в оформлении русских народных кукол. Применение ручных швов при выполнении народных кукол. Виды ручных швов. Применение декоративных швов для отделки элементов костюма куклы. Виды текстильных кукол. Самостоятельное изготовление работы.

7.Сувениры. Поделки для дома (36 час.).

7.1 Виды игольниц, функциональное назначение. Подбор материалов и элементов декора.

Декорирование игольницы. Вышивка, аппликация.

Практика: Пошив игольниц. Выбираем модель (форму) (игольницы), изготавливаем шаблон используя измерительные инструменты. Наложение шаблона на ткань, раскрой основных деталей (ткань предварительно прогладить утюгом), оформить аппликацией или вышивкой (по желанию). Анализ выполнения работы (качество, допущенные ошибки, способы их устранения). Пошив чехла для ножниц.

Практика: Самостоятельное изготовление работы.

8. Представление результатов работы. Выставка (6 час.)

8. Выявление уровня знаний обучающихся по пройденным темам. Подготовка к итоговой выставке работ. Проведение выставки детских работ выполненных в течении учебного года.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательная программа «Лаборатория стиля» может быть выполнена при реализации следующих условий:

- наличие высококвалифицированных, увлечённых педагогов дополнительного образования;

- наличие оборудованного учебного кабинета;

- организация образовательного процесса в соответствии с СанПиН («Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей») и инструкциями по технике безопасности и охране труда, требованиями противопожарной безопасности;

- наличие информационного обеспечения – аудио-, видео-, фото-, интернет источников;

- наличие шаблонов, образцов моделей.


Список оборудования:

N, п/п

Наименование

Кол-во шт.

Назначение

Инструменты и расходные материалы

1.

Ножницы

9

Работа с бумагой, тканью

2.

Карандаши

9

Чертежные работы

3.

Клей ПВА

3

Клеевые работы

4.

Набор фетра, ткань

1

Работа с тканью

5.

Бумага цветная, картон

20


6.

Сантиметровая лента

9

Для измерения

7.

Линейка

9

Для измерения

8.

Иглы

15

Для шитья

Оборудование

9.

Стол для ручных и машинных работ

9


10.

Ноутбук

1

Для подготовки к занятиям, презентациям

11.

Мультимедийный проектор

1

Для показа презентаций к занятиям

11.

Экран

1

Просмотр презентаций

12.

Стулья

10


13.

Стол педагога

1



Формы аттестации / контроля

Формы аттестации / контроля предназначены для определения результативности освоения программы, отражают цели и задачи программы и позволяют выявить соответствие результатов обучения поставленным целям и задачам. Кроме того, эти формы выбираются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В процессе реализации образовательной программы используются следующие формы аттестации / контроля:

педагогическое наблюдение;

собеседование;коллективный анализ;выставка моделей;промежуточная аттестация;демонстрация результата участие в проектной деятельности в соответствии взятой на себя роли;итоговая аттестация по окончании освоения образовательного курса.

На протяжении всего периода освоения образовательной программы «Лаборатория стиля» осуществляется мониторинг качества обучения и развития личности учащихся.

Оценочные материалы

Одним из главных способов проверки достигнутых результатов является мониторинг качества образовательной подготовки и личностного развития обучающихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков

1. Низкий уровень обучения:

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия;

- отсутствие увлеченности в выполнении некоторых упражнений; - отказ выполнять некоторые самостоятельные задания;

- отказ работать в группе;

- стеснение высказываний перед группой;

- низкая скорость принятия решений.

2. Средний уровень обучения:

- положительная мотивация к занятию;

- увлеченность при выполнении заданий;

- испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий;

- не активен в работе малых групп;

- стеснение на открытых занятиях;

- средняя скорость принятия решений.

3. Высокий уровень обучения:

- устойчивая мотивация к занятиям;

- активность и увлеченность при выполнении заданий;

- умение конструктивно работать в малой группе любого состава;

- творческий подход к выполнению всех заданий, упражнений, изученных за определенный период обучения;

- высокая скорость решений.

Мониторинг личностного развития осуществляется с использованием методов педагогического наблюдения, тестового отслеживания пяти блоков оцениваемых параметров: мотивационного, познавательного, эмоционального, коммуникативного, творческого. При этом имеется в виду следующее наполнение оцениваемых параметров:

мотивация к занятиям - активность ребёнка на занятии (проявление инициативы, самостоятельности); интерес к занятию (позитивное отношение, его личностная значимость для ребёнка, заинтересованность в получении новых знаний); устойчивое эмоциональное состояние;

познавательная активность - прочное усвоение нового материала (оригинальное решение, умение выделить главное); умение логично и систематично излагать свои мысли; произвольность психических процессов; развитие мышления, речи; умственная работоспособность, освоение темпа занятия;

эмоциональная сфера - эмоциональное проявление (умение сочувствовать, сопереживать, живо реагировать); целеустремлённость (собранность, организованность, стремление преодолевать трудности, настойчивость в достижении целей);

коммуникативность - взаимодействие с педагогами (культура общения с взрослыми, установление адекватных ролевых отношений, проявление уважения); взаимодействие со сверстниками (установление дружеских отношений, участие в коллективных мероприятиях, умение разрешать конфликты, организаторские способности); соблюдение социальных и этических норм; поведенческая саморегуляция; активность и независимость; отношение к значимой деятельности; отношение к себе; творческий потенциал - сформированность и развитие (творческие проявления в различных видах жизнедеятельности, способность к созданию нового продукта, широта ориентировки в окружающем мире).

Данные сводятся в индивидуальную карту развития учащегося. Для оценки используется уровневая система: 1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий.

Список рекомендуемой литературы

        Основная литература:

  1. Жданова Л.С. и др. Одежда новая и обновленная. Петрозаводск: Карелия, 1993.-383 с.
  2. Ерзенкова Н.В. Блузки. Мн.: «Современное слово», 2000.-480 с.
  3. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама.- Оформл. «Диамант». –СПб.: ТОО «Лейла», ТОО «Диамант», 1995.- 480 с.
  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Аппликация. М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009.-192 с.
  5. Иванова Г.В. Открытки с улыбкой. СПб.: ООО «Тригон», 2007.-26 с.
  6. Сычева Л.В. Вышивка. МП «Альтернатива», 1991. -65 с.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации