Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование и конструирование из бумаги»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Моделирование и конструирование из бумаги»
Срок реализации программы: 1 год , 72 часа
Адресат: учащиеся в возрасте 7-8 лет
Фома обучения: очная
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моделирование и конструирование из бумаги" имеет техническую направленность, так как ориентирована на формирование научного мировоззрения учащихся и составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-фз от 29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196);
Приказ Министерства Просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ от9 ноября 2018 г. N 196";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении рекомендаций" (вместе "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ");
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Нальчик, 2021.
Направленность программы – техническая.
Актуальность и новизна программы.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что конструирование и моделирование является наиболее удачной формой для развития познавательных процессов и воспитания детей в младшем школьном возрасте. Учащиеся познакомятся и научатся изготавливать модели машин, самолетов и другой техники, макеты домиков и другие поделки используя развертку. Данная программа предлагает широкий спектр деятельности детей, создание макетов и моделей, игры и соревнования с этими моделями.
Новизна программы - в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия конструированием и моделированием учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
формированию навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных особенностей;
выявлению одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность образовательной программы видится в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.
Отличительные особенности программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя необычный научно – технический мир, проявлять и реализовывать свои научные способности. Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной научной деятельности должна стать критерием научного развития обучающихся.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 1 классов (7-8 лет).
Программа предназначена для учащихся 7-8 лет в системе дополнительного образования, психологических и возрастных особенностей развития подрастающего поколения. Особенностью ее также является возможность индивидуального подхода к ребенку в построении траектории личностного развития.
Для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся: 10-12 человек.
Программа рассчитана на один год обучения.
Формы обучения – очная.
Уровень программы базовый.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в технической работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их систематизации;
обучение различным приемам работы с бумагой.
формирование умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомер.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к бумажному творчеству.
гармонизация общения и взаимоотношений детей.
расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.
воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно – этические нормы.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Принципы обучения:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип доступности обучения;
принцип наглядности;
принцип целенаправленности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Общее ко-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Ознакомительное занятие (2 ч) | ||||
1 | ТБ. Знакомство с историей бумаги. | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2. Торцевание (10 ч) | ||||
2 | Основные приемы торцевания | 2 | 1 | 1 |
3 | Основные приемы торцевания | 2 | 1 | 1 |
4 | Создание изделий в технике торцевание | 2 | 1 | 1 |
5 | Создание изделий в технике торцевание | 2 | 1 | 1 |
6 | Создание изделий в технике торцевание | 2 | 1 | 1 |
Раздел 3. Аппликация (10 ч) | ||||
7 | Знакомство с техникой аппликация | 2 | 1 | 1 |
8 | Основные способы резания и надрезания бумаги | 2 | 1 | 1 |
9 | Создание композиций. «Зимний лес» | 2 | 1 | 1 |
10 | Создание композиций. «Новогодняя елочка» | 2 | 1 | 1 |
11 | Объемная открытка. « С Новым годом» | 2 | 1 | 1 |
Раздел 4. Конструирование (30 ч) | ||||
12 | Знакомство с техникой конструирования | 2 | 1 | 1 |
13 | Игрушка. Сани Деда Мороза | 2 | 1 | 1 |
14 | Коробка для подарков | 2 | 1 | 1 |
15 | Создание геометрических фигур из бумаги. Развертка. «Кубик» | 2 | 1 | 1 |
16 | Развертка. «Домик» | 2 | 1 | 1 |
17 | Развертка. «Домик с трубой» | 2 | 1 | 1 |
18 | Развертка. «Замок» | 2 | 1 | 1 |
19 | Создание игрушек из бумаги. «Легковой автомобиль» | 2 | 1 | 1 |
20 | Создание игрушек из бумаги. «Снеговик» | 2 | 1 | 1 |
21 | Создание игрушек из бумаги. «Собачка» | 2 | 1 | 1 |
22 | Создание игрушек из бумаги. «Медвежонок» | 2 | 1 | 1 |
23 | Создание игрушек из бумаги. «Кошка» | 2 | 1 | 1 |
24 | Создание игрушек из бумаги. «Пингвин» | 2 | 1 | 1 |
25 | Создание игрушек из бумаги. «Овечка» | 2 | 1 | 1 |
26 | Создание игрушек из бумаги. «Корова» | 2 | 1 | 1 |
Раздел 5. Оригами (18 ч) | ||||
27 | Знакомство с техникой оригами | 2 | 1 | 1 |
28 | Приемы складывания бумаги | 2 | 1 | 1 |
29 | Основные элементы в оригами. | 2 | 1 | 1 |
30 | Создание фигур оригами. «Коврик» | 2 | 1 | 1 |
31 | Создание фигур оригами. «Катамаран» | 2 | 1 | 1 |
32 | Создание фигур оригами. «Птица» | 2 | 1 | 1 |
33 | Создание фигур оригами. «Подставка» | 2 | 1 | 1 |
34 | Создание фигур оригами. «Стаканчик» | 2 | 1 | 1 |
35 | Создание фигур оригами. «Сердце» | 2 | 1 | 1 |
Раздел 6. Выставка работ (2 ч) | ||||
36 | Оформление работ | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 часа |
Содержание образовательной программы:
Ознакомительное занятие (2 часа)
Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами.
Знакомство с историей бумаги.
Торцевание (10 часов)
Беседа по теме занятия. Знакомство с техникой, показ приемов. Изготовление плоскостных и объемных изделий.
Аппликация (10 часов)
Беседа по теме занятия. Создание плоскостных и объемных композиций. Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании. Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)
Конструирование (30 часов)
Беседа по теме занятия. Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.
Оригами (18 часов)
Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «Базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Складывания изделий на основе простых базовых форм.
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление выставок работ учащихся.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
• выделяют основные части и характерные особенности детали конструкций; называют различные детали деревянного конструктора;
• владеют обобщенным способом обследования образца;
• создают разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;
• заменяют детали постройки в зависимости от имеющегося материала;
• осуществляют конструктивную деятельность на основе схемы, по условиям и по замыслу;
• конструируют из бумаги, складывая её в несколько раз(2,4,6 сгибов).
Личностные результаты:
• познавательная активность, интерес к получению новой информации;
• коммуникативная самостоятельность, потребность в деловом общении;
• опыт позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
• представление детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию; интерес к познанию рукотворного мира.
Метапредметные результаты:
• понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
• замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы;
• развивать элементарные конструктивные умения;
• уметь конструировать по условиям, заданным взрослым.
• владеть начальными формами поисковой экспериментально-исследовательской, а также творческой деятельностью;
• понимать информацию, представленную в виде инструкций, схем;
• называть и различать окружающие предметы и их признаки;
• осуществлять поиск информации при выполнении заданий;
• развивать систему анализа и переработки знаний;
• устанавливать правильную последовательность событий;
• уметь работать в коллективе;
• участвовать в диалоге при выполнении заданий.
Способы выявления – педагогическое наблюдение.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год |
|
| 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин. |
Календарный учебный график соответствует санитарно- пидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14, п.8.3, приложение № 3 "Рекомендуемый режим занятии детей в организациях дополнительного образовании").
Условия реализации программы
помещение для занятий:
достаточное количество посадочных мест;
инвентарь для проведения занятий (журналы и книги по работе с бумагой, альбом для лучших работ, белая и цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, калька, салфетки, линейки, треугольники, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, клей ПВА, бумажные салфетки).
В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия. Большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.), таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени, альбомы с образцами, фотографиями.
Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого урока дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений. По окончанию каждой четверти и в конце учебного года организуется коллективная выставка детских работ.
Также планируются совместные мероприятия такие, как посещение выставочных залов, музеев, экскурсии, организация районных, внутри школьных выставок, участие в различных конкурсах детского творчества.
Оценочный материал
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Методическое и дидактическое обеспечение программы
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся по созданию поделок из бумаги.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий выполнения в рамках изученного содержания.
Выбор исполнения работы зависит от вида и сложности задания.
По способу организации детей, работа на занятиях может быть индивидуальной и коллективной, комплексной (интегрированной).
Процесс обучения данному предмету строится на взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.
Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.
Календарно - тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
технической направленности
"Моделирование и конструирование из бумаги"
№ п/п | Тема урока | Общее ко-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Раздел 1. Ознакомительное занятие | ||||
1 | ТБ. Знакомство с историей бумаги. | 2 | | |
Раздел 2. Торцевание | ||||
2 | Основные приемы торцевания | 2 | | |
3 | Основные приемы торцевания | 2 | | |
4 | Создание изделий в технике торцевание | 2 | | |
5 | Создание изделий в технике торцевание | 2 | | |
6 | Создание изделий в технике торцевание | 2 | | |
Раздел 3. Аппликация | ||||
7 | Знакомство с техникой аппликация | 2 | | |
8 | Основные способы резания и надрезания бумаги | 2 | | |
9 | Создание композиций. «Зимний лес» | 2 | | |
10 | Создание композиций. «Новогодняя елочка» | 2 | | |
11 | Объемная открытка. « С Новым годом» | 2 | | |
Раздел 4. Конструирование | ||||
12 | Знакомство с техникой конструирования | 2 | | |
13 | Игрушка. Сани Деда Мороза | 2 | | |
14 | Игрушка «Новогодний олень» | 2 | | |
15 | Создание геометрических фигур из бумаги. Развертка. «Кубик» | 2 | | |
16 | Развертка. «Домик» | 2 | | |
17 | Развертка. «Домик с трубой» | 2 | | |
18 | Развертка. «Замок» | 2 | | |
19 | Создание игрушек из бумаги. «Легковой автомобиль» | 2 | | |
20 | Создание игрушек из бумаги. «Снеговик» | 2 | | |
21 | Создание игрушек из бумаги. «Собачка» | 2 | | |
22 | Создание игрушек из бумаги. «Медвежонок» | 2 | | |
23 | Создание игрушек из бумаги. «Кошка» | 2 | | |
24 | Создание игрушек из бумаги. «Пингвин» | 2 | | |
25 | Создание игрушек из бумаги. «Овечка» | 2 | | |
26 | Создание игрушек из бумаги. «Корова» | 2 | | |
Раздел 5. Оригами | ||||
27 | Знакомство с техникой оригами | 2 | | |
28 | Приемы складывания бумаги | 2 | | |
29 | Основные элементы в оригами. | 2 | | |
30 | Создание фигур оригами. «Коврик» | 2 | | |
31 | Создание фигур оригами. «Катамаран» | 2 | | |
32 | Создание фигур оригами. «Птица» | 2 | | |
33 | Создание фигур оригами. «Подставка» | 2 | | |
34 | Создание фигур оригами. «Стаканчик» | 2 | | |
35 | Создание фигур оригами. «Сердце» | 2 | | |
Раздел 6. Выставка работ | ||||
36 | Оформление работ | 2 | | |
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.
2. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: «Просвещение», 1982.
3. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.
4. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с
6. Горский, В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.— 2019, №1.
7. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред. сост. З.И. Невдахина.— Вып.3.—М.: Народное образование, 2017.
8.Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М.: «Оникс», 2008
2. Выгонов В. Оригами. – М.: Издательский Дом МСП, 2006
3. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М.: АСТ, Донецк, Сталкер, 2007
4. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М.: «АСТ-Пресс», 2010.
5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для первого класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.
6.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.