Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование и конструирование из бумаги»

0
0
Материал опубликован 18 March 2023 в группе


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

«Моделирование и конструирование из бумаги»


Срок реализации программы: 1 год , 72 часа

Адресат: учащиеся в возрасте 7-8 лет

Фома обучения: очная

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моделирование и конструирование из бумаги" имеет техническую направленность, так как ориентирована на формирование научного мировоззрения учащихся и составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-фз от 29.12.2012);

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196);

Приказ Министерства Просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ от9 ноября 2018 г. N 196";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении рекомендаций" (вместе "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ");

Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";

Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Нальчик, 2021.

Направленность программы – техническая.

Актуальность и новизна программы.

Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что конструирование и моделирование является наиболее удачной формой для развития познавательных процессов и воспитания детей в младшем школьном возрасте. Учащиеся познакомятся и научатся изготавливать модели машин, самолетов и другой техники, макеты домиков и другие поделки используя развертку. Данная программа предлагает широкий спектр деятельности детей, создание макетов и моделей, игры и соревнования с этими моделями.

Новизна программы  - в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия конструированием и моделированием учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.

Программа способствует:

развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

формированию культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

формированию навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных особенностей;

выявлению одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность образовательной программы видится в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.

Отличительные особенности программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя необычный научно – технический мир, проявлять и реализовывать свои научные способности. Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной научной деятельности должна стать критерием научного развития обучающихся.

Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 1 классов (7-8 лет).

Программа предназначена для учащихся 7-8 лет в системе дополнительного образования, психологических и возрастных особенностей развития подрастающего поколения. Особенностью ее также является возможность индивидуального подхода к ребенку в построении траектории личностного развития.

Для обучения принимаются все желающие.

Количество учащихся: 10-12 человек.

Программа рассчитана на один год обучения.

Формы обучения – очная.

Уровень программы базовый.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.

Режим занятий: 2 академических часа в неделю.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в технической работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их систематизации;

обучение различным приемам работы с бумагой.

формирование умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомер.

развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

воспитание интереса к бумажному творчеству.

гармонизация общения и взаимоотношений детей.

расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.

воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно – этические нормы.

формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Принципы обучения:

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

принцип доступности обучения;

принцип наглядности;

принцип целенаправленности.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план


п/п

Тема урока

Общее ко-во часов

В том числе

теория

практика

Раздел 1. Ознакомительное занятие (2 ч)

1

ТБ. Знакомство с историей бумаги.

2

1

1

Раздел 2. Торцевание (10 ч)

2

Основные приемы торцевания

2

1

1

3

Основные приемы торцевания

2

1

1

4

Создание изделий в технике торцевание

2

1

1

5

Создание изделий в технике торцевание

2

1

1

6

Создание изделий в технике торцевание

2

1

1

Раздел 3. Аппликация (10 ч)

7

Знакомство с техникой аппликация

2

1

1

8

Основные способы резания и надрезания бумаги

2

1

1

9

Создание композиций. «Зимний лес»

2

1

1

10

Создание композиций. «Новогодняя елочка»

2

1

1

11

Объемная открытка. « С Новым годом»

2

1

1

Раздел 4. Конструирование (30 ч)

12

Знакомство с техникой конструирования

2

1

1

13

Игрушка. Сани Деда Мороза

2

1

1

14

Коробка для подарков

2

1

1

15

Создание геометрических фигур из бумаги. Развертка. «Кубик»

2

1

1

16

Развертка. «Домик»

2

1

1

17

Развертка. «Домик с трубой»

2

1

1

18

Развертка. «Замок»

2

1

1

19

Создание игрушек из бумаги. «Легковой автомобиль»

2

1

1

20

Создание игрушек из бумаги. «Снеговик»

2

1

1

21

Создание игрушек из бумаги. «Собачка»

2

1

1

22

Создание игрушек из бумаги. «Медвежонок»

2

1

1

23

Создание игрушек из бумаги. «Кошка»

2

1

1

24

Создание игрушек из бумаги. «Пингвин»

2

1

1

25

Создание игрушек из бумаги. «Овечка»

2

1

1

26

Создание игрушек из бумаги. «Корова»

2

1

1

Раздел 5. Оригами (18 ч)

27

Знакомство с техникой оригами

2

1

1

28

Приемы складывания бумаги

2

1

1

29

Основные элементы в оригами.

2

1

1

30

Создание фигур оригами. «Коврик»

2

1

1

31

Создание фигур оригами. «Катамаран»

2

1

1

32

Создание фигур оригами. «Птица»

2

1

1

33

Создание фигур оригами. «Подставка»

2

1

1

34

Создание фигур оригами. «Стаканчик»

2

1

1

35

Создание фигур оригами. «Сердце»

2

1

1

Раздел 6. Выставка работ (2 ч)

36

Оформление работ

2

1

1

Итого:

72 часа

Содержание образовательной программы:

Ознакомительное занятие (2 часа)

Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами.

Знакомство с историей бумаги.

Торцевание (10 часов)

Беседа по теме занятия. Знакомство с техникой, показ приемов. Изготовление плоскостных и объемных изделий.

Аппликация (10 часов)

Беседа по теме занятия. Создание плоскостных и объемных композиций. Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании. Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)

Конструирование (30 часов)

Беседа по теме занятия. Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.

Оригами (18 часов)

Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «Базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Складывания изделий на основе простых базовых форм.

Оформление выставочных работ (2 часа)

Оформление выставок работ учащихся.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты:

выделяют основные части и характерные особенности детали конструкций; называют различные детали деревянного конструктора;

владеют обобщенным способом обследования образца;

создают разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;

заменяют детали постройки в зависимости от имеющегося материала;

осуществляют конструктивную деятельность на основе схемы, по условиям и по замыслу;

конструируют из бумаги, складывая её в несколько раз(2,4,6 сгибов).

Личностные результаты:

познавательная активность, интерес к получению новой информации;

коммуникативная самостоятельность, потребность в деловом общении;

опыт позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

представление детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию; интерес к познанию рукотворного мира.

Метапредметные результаты:

понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;

замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы;

развивать элементарные конструктивные умения;

уметь конструировать по условиям, заданным взрослым.

владеть начальными формами поисковой экспериментально-исследовательской, а также творческой деятельностью;

понимать информацию, представленную в виде инструкций, схем;

называть и различать окружающие предметы и их признаки;

осуществлять поиск информации при выполнении заданий;

развивать систему анализа и переработки знаний;

устанавливать правильную последовательность событий;

уметь работать в коллективе;

участвовать в диалоге при выполнении заданий.

Способы выявления – педагогическое наблюдение.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала обучения

Дата

окончания обучения

Всего

учебных

недель

Количество учебных

часов

Режим

занятий

1 год

36


72


1 раз в неделю

по 2 академических часа с перерывом 10 мин.

Календарный учебный график соответствует санитарно- пидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14, п.8.3, приложение № 3 "Рекомендуемый режим занятии детей в организациях дополнительного образовании").

Условия реализации программы

помещение для занятий:

достаточное количество посадочных мест;

инвентарь для проведения занятий (журналы и книги по работе с бумагой, альбом для лучших работ, белая и цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, калька, салфетки, линейки, треугольники, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, клей ПВА, бумажные салфетки).

В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия. Большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.), таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени, альбомы с образцами, фотографиями.

Формы аттестации

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого урока дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений. По окончанию каждой четверти и в конце учебного года организуется коллективная выставка детских работ.

Также планируются совместные мероприятия такие, как посещение выставочных залов, музеев, экскурсии, организация районных, внутри школьных выставок, участие в различных конкурсах детского творчества.

Оценочный материал

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Методическое и дидактическое обеспечение программы

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся по созданию поделок из бумаги.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий выполнения в рамках изученного содержания.

Выбор исполнения работы зависит от вида и сложности задания.

По способу организации детей, работа на занятиях может быть индивидуальной и коллективной, комплексной (интегрированной).

Процесс обучения данному предмету строится на взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.

Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.

Календарно - тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

технической направленности

"Моделирование и конструирование из бумаги"

п/п

Тема урока

Общее ко-во часов

Дата

по плану

по факту

Раздел 1. Ознакомительное занятие

1

ТБ. Знакомство с историей бумаги.

2



Раздел 2. Торцевание

2

Основные приемы торцевания

2



3

Основные приемы торцевания

2



4

Создание изделий в технике торцевание

2



5

Создание изделий в технике торцевание

2



6

Создание изделий в технике торцевание

2



Раздел 3. Аппликация

7

Знакомство с техникой аппликация

2



8

Основные способы резания и надрезания бумаги

2



9

Создание композиций. «Зимний лес»

2



10

Создание композиций. «Новогодняя елочка»

2



11

Объемная открытка. « С Новым годом»

2



Раздел 4. Конструирование

12

Знакомство с техникой конструирования

2



13

Игрушка. Сани Деда Мороза

2



14

Игрушка «Новогодний олень»

2



15

Создание геометрических фигур из бумаги. Развертка. «Кубик»

2



16

Развертка. «Домик»

2



17

Развертка. «Домик с трубой»

2



18

Развертка. «Замок»

2



19

Создание игрушек из бумаги. «Легковой автомобиль»

2



20

Создание игрушек из бумаги. «Снеговик»

2



21

Создание игрушек из бумаги. «Собачка»

2



22

Создание игрушек из бумаги. «Медвежонок»

2



23

Создание игрушек из бумаги. «Кошка»

2



24

Создание игрушек из бумаги. «Пингвин»

2



25

Создание игрушек из бумаги. «Овечка»

2



26

Создание игрушек из бумаги. «Корова»

2



Раздел 5. Оригами

27

Знакомство с техникой оригами

2



28

Приемы складывания бумаги

2



29

Основные элементы в оригами.

2



30

Создание фигур оригами. «Коврик»

2



31

Создание фигур оригами. «Катамаран»

2



32

Создание фигур оригами. «Птица»

2



33

Создание фигур оригами. «Подставка»

2



34

Создание фигур оригами. «Стаканчик»

2



35

Создание фигур оригами. «Сердце»

2



Раздел 6. Выставка работ

36

Оформление работ

2



                                                  3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

1.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

2. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: «Просвещение», 1982.

3. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.

4. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с

6. Горский, В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.— 2019, №1.

7. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред. сост. З.И. Невдахина.— Вып.3.—М.: Народное образование, 2017.

8.Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018.

Список литературы для обучающихся и родителей

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М.: «Оникс», 2008

2. Выгонов В. Оригами. – М.: Издательский Дом МСП, 2006

3. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М.: АСТ, Донецк, Сталкер, 2007

4. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М.: «АСТ-Пресс», 2010.

5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для первого класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

6.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.





































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации