12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дутчина Наталья Николаевна403
Дутчина Наталья Николаевна. Работаю учителем начальных классов более 30 лет. Являюсь лауреатом районного конкурса "Учитель года", победителем ПНПО "Лучшие учителя России - 2009 года"
Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Майский
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

«Моделирование и конструирование из бумаги»


Срок реализации программы: 1 год , 72 часа

Адресат: учащиеся в возрасте 7-8 лет

Фома обучения: очная

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моделирование и конструирование из бумаги" имеет техническую направленность, так как ориентирована на формирование научного мировоззрения учащихся и составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-фз от 29.12.2012);

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196);

Приказ Министерства Просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ от9 ноября 2018 г. N 196";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении рекомендаций" (вместе "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ");

Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";

Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Нальчик, 2021.

Направленность программы – техническая.

Актуальность и новизна программы.

Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что конструирование и моделирование является наиболее удачной формой для развития познавательных процессов и воспитания детей в младшем школьном возрасте. Учащиеся познакомятся и научатся изготавливать модели машин, самолетов и другой техники, макеты домиков и другие поделки используя развертку. Данная программа предлагает широкий спектр деятельности детей, создание макетов и моделей, игры и соревнования с этими моделями.

Новизна программы  - в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия конструированием и моделированием учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.

Программа способствует:

развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

формированию культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

формированию навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных особенностей;

выявлению одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность образовательной программы видится в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.

Отличительные особенности программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя необычный научно – технический мир, проявлять и реализовывать свои научные способности. Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной научной деятельности должна стать критерием научного развития обучающихся.

Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 1 классов (7-8 лет).

Программа предназначена для учащихся 7-8 лет в системе дополнительного образования, психологических и возрастных особенностей развития подрастающего поколения. Особенностью ее также является возможность индивидуального подхода к ребенку в построении траектории личностного развития.

Для обучения принимаются все желающие.

Количество учащихся: 10-12 человек.

Программа рассчитана на один год обучения.

Формы обучения – очная.

Уровень программы базовый.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.

Режим занятий: 2 академических часа в неделю.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в технической работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их систематизации;

обучение различным приемам работы с бумагой.

формирование умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомер.

развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

воспитание интереса к бумажному творчеству.

гармонизация общения и взаимоотношений детей.

расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.

воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно – этические нормы.

формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Принципы обучения:

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

принцип доступности обучения;

принцип наглядности;

принцип целенаправленности.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план


п/п

Тема урока

Общее ко-во часов

В том числе

теория

практика

Раздел 1. Ознакомительное занятие (2 ч)

1

ТБ. Знакомство с историей бумаги.

2

1

1

Раздел 2. Торцевание (10 ч)

2

Основные приемы торцевания

2

1

1

3

Основные приемы торцевания

2

1

1

4

Создание изделий в технике торцевание

2

1

1

5

Создание изделий в технике торцевание

2

1

1

6

Создание изделий в технике торцевание

2

1

1

Раздел 3. Аппликация (10 ч)

7

Знакомство с техникой аппликация

2

1

1

8

Основные способы резания и надрезания бумаги

2

1

1

9

Создание композиций. «Зимний лес»

2

1

1

10

Создание композиций. «Новогодняя елочка»

2

1

1

11

Объемная открытка. « С Новым годом»

2

1

1

Раздел 4. Конструирование (30 ч)

12

Знакомство с техникой конструирования

2

1

1

13

Игрушка. Сани Деда Мороза

2

1

1

14

Коробка для подарков

2

1

1

15

Создание геометрических фигур из бумаги. Развертка. «Кубик»

2

1

1

16

Развертка. «Домик»

2

1

1

17

Развертка. «Домик с трубой»

2

1

1

18

Развертка. «Замок»

2

1

1

19

Создание игрушек из бумаги. «Легковой автомобиль»

2

1

1

20

Создание игрушек из бумаги. «Снеговик»

2

1

1

21

Создание игрушек из бумаги. «Собачка»

2

1

1

22

Создание игрушек из бумаги. «Медвежонок»

2

1

1

23

Создание игрушек из бумаги. «Кошка»

2

1

1

24

Создание игрушек из бумаги. «Пингвин»

2

1

1

25

Создание игрушек из бумаги. «Овечка»

2

1

1

26

Создание игрушек из бумаги. «Корова»

2

1

1

Раздел 5. Оригами (18 ч)

27

Знакомство с техникой оригами

2

1

1

28

Приемы складывания бумаги

2

1

1

29

Основные элементы в оригами.

2

1

1

30

Создание фигур оригами. «Коврик»

2

1

1

31

Создание фигур оригами. «Катамаран»

2

1

1

32

Создание фигур оригами. «Птица»

2

1

1

33

Создание фигур оригами. «Подставка»

2

1

1

34

Создание фигур оригами. «Стаканчик»

2

1

1

35

Создание фигур оригами. «Сердце»

2

1

1

Раздел 6. Выставка работ (2 ч)

36

Оформление работ

2

1

1

Итого:

72 часа

Содержание образовательной программы:

Ознакомительное занятие (2 часа)

Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами.

Знакомство с историей бумаги.

Торцевание (10 часов)

Беседа по теме занятия. Знакомство с техникой, показ приемов. Изготовление плоскостных и объемных изделий.

Аппликация (10 часов)

Беседа по теме занятия. Создание плоскостных и объемных композиций. Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании. Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)

Конструирование (30 часов)

Беседа по теме занятия. Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.

Оригами (18 часов)

Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «Базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Складывания изделий на основе простых базовых форм.

Оформление выставочных работ (2 часа)

Оформление выставок работ учащихся.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты:

выделяют основные части и характерные особенности детали конструкций; называют различные детали деревянного конструктора;

владеют обобщенным способом обследования образца;

создают разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;

заменяют детали постройки в зависимости от имеющегося материала;

осуществляют конструктивную деятельность на основе схемы, по условиям и по замыслу;

конструируют из бумаги, складывая её в несколько раз(2,4,6 сгибов).

Личностные результаты:

познавательная активность, интерес к получению новой информации;

коммуникативная самостоятельность, потребность в деловом общении;

опыт позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

представление детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию; интерес к познанию рукотворного мира.

Метапредметные результаты:

понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;

замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы;

развивать элементарные конструктивные умения;

уметь конструировать по условиям, заданным взрослым.

владеть начальными формами поисковой экспериментально-исследовательской, а также творческой деятельностью;

понимать информацию, представленную в виде инструкций, схем;

называть и различать окружающие предметы и их признаки;

осуществлять поиск информации при выполнении заданий;

развивать систему анализа и переработки знаний;

устанавливать правильную последовательность событий;

уметь работать в коллективе;

участвовать в диалоге при выполнении заданий.

Способы выявления – педагогическое наблюдение.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала обучения

Дата

окончания обучения

Всего

учебных

недель

Количество учебных

часов

Режим

занятий

1 год

36


72


1 раз в неделю

по 2 академических часа с перерывом 10 мин.

Календарный учебный график соответствует санитарно- пидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14, п.8.3, приложение № 3 "Рекомендуемый режим занятии детей в организациях дополнительного образовании").

Условия реализации программы

помещение для занятий:

достаточное количество посадочных мест;

инвентарь для проведения занятий (журналы и книги по работе с бумагой, альбом для лучших работ, белая и цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, калька, салфетки, линейки, треугольники, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, клей ПВА, бумажные салфетки).

В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия. Большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.), таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени, альбомы с образцами, фотографиями.

Формы аттестации

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого урока дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений. По окончанию каждой четверти и в конце учебного года организуется коллективная выставка детских работ.

Также планируются совместные мероприятия такие, как посещение выставочных залов, музеев, экскурсии, организация районных, внутри школьных выставок, участие в различных конкурсах детского творчества.

Оценочный материал

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Методическое и дидактическое обеспечение программы

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся по созданию поделок из бумаги.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий выполнения в рамках изученного содержания.

Выбор исполнения работы зависит от вида и сложности задания.

По способу организации детей, работа на занятиях может быть индивидуальной и коллективной, комплексной (интегрированной).

Процесс обучения данному предмету строится на взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.

Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.

Календарно - тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

технической направленности

"Моделирование и конструирование из бумаги"

п/п

Тема урока

Общее ко-во часов

Дата

по плану

по факту

Раздел 1. Ознакомительное занятие

1

ТБ. Знакомство с историей бумаги.

2



Раздел 2. Торцевание

2

Основные приемы торцевания

2



3

Основные приемы торцевания

2



4

Создание изделий в технике торцевание

2



5

Создание изделий в технике торцевание

2



6

Создание изделий в технике торцевание

2



Раздел 3. Аппликация

7

Знакомство с техникой аппликация

2



8

Основные способы резания и надрезания бумаги

2



9

Создание композиций. «Зимний лес»

2



10

Создание композиций. «Новогодняя елочка»

2



11

Объемная открытка. « С Новым годом»

2



Раздел 4. Конструирование

12

Знакомство с техникой конструирования

2



13

Игрушка. Сани Деда Мороза

2



14

Игрушка «Новогодний олень»

2



15

Создание геометрических фигур из бумаги. Развертка. «Кубик»

2



16

Развертка. «Домик»

2



17

Развертка. «Домик с трубой»

2



18

Развертка. «Замок»

2



19

Создание игрушек из бумаги. «Легковой автомобиль»

2



20

Создание игрушек из бумаги. «Снеговик»

2



21

Создание игрушек из бумаги. «Собачка»

2



22

Создание игрушек из бумаги. «Медвежонок»

2



23

Создание игрушек из бумаги. «Кошка»

2



24

Создание игрушек из бумаги. «Пингвин»

2



25

Создание игрушек из бумаги. «Овечка»

2



26

Создание игрушек из бумаги. «Корова»

2



Раздел 5. Оригами

27

Знакомство с техникой оригами

2



28

Приемы складывания бумаги

2



29

Основные элементы в оригами.

2



30

Создание фигур оригами. «Коврик»

2



31

Создание фигур оригами. «Катамаран»

2



32

Создание фигур оригами. «Птица»

2



33

Создание фигур оригами. «Подставка»

2



34

Создание фигур оригами. «Стаканчик»

2



35

Создание фигур оригами. «Сердце»

2



Раздел 6. Выставка работ

36

Оформление работ

2



                                                  3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

1.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

2. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: «Просвещение», 1982.

3. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.

4. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с

6. Горский, В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.— 2019, №1.

7. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред. сост. З.И. Невдахина.— Вып.3.—М.: Народное образование, 2017.

8.Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018.

Список литературы для обучающихся и родителей

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М.: «Оникс», 2008

2. Выгонов В. Оригами. – М.: Издательский Дом МСП, 2006

3. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М.: АСТ, Донецк, Сталкер, 2007

4. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М.: «АСТ-Пресс», 2010.

5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для первого класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

6.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.





































Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.