Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки»
МБДОУ д/с №15
Принято Утверждаю
на заседании заведующий МБДОУ д/с № 15
педагогического совета № 1 ____________Е. Н. Дмитриева
от «31» августа 2018г. «31» августа 2018г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у сказки»
Речевой направленности.
возраст обучающихся 3-4 года ,срок реализации-1 год
Автор: Канашова Елена Николаевна,
воспитатель, ул. Строительная, д.3.
г. Сарапул
2018-2019 г.
Пояснительная записка
Концептуальность.
Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами - всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Известно, что чтение художественной литературы играет особую роль в формировании личности человека. Использование именно сказочных произведений базируется на психологических особенностях воздействия на внутренний мир ребенка. Например, сказка помогает построить собственную картину окружающего мира: согласовать язык бессознательного с пониманием ситуации и с ее словесным описанием. То есть в процессе знакомства со сказкой происходит развитие связной речи. Поэтому разумно его начинать уже с раннего детства.
Актуальность.
В настоящее время педагоги и родители не достаточно уделяют внимания использования сказки в развитии связной речи детей. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.
Отсюда неумение детей строить смысловые, развернутые высказывания, способствующие общению и взаимопониманию, а так же нет целесообразности диалогической речи. Я считаю, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи. Исходя из этого тема моей программы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки с применением ИКТ».
Целью данной программы является изучение особенностей связной речи дошкольников и роль сказки в развитии данного вида речи.
Отличительные особенности программы
Комплексные занятия построены на материале сказок (рекомендованных программой дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е Вераксы, Т. С.Комаровой М.2016): «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «У страха глаза велики», «Теремок», « Маша и медведь», « Волк и козлята», « Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка», « Три медведя», « Как коза избушку построила», « Снегурушка и лиса».
По каждой сказке проводится три занятия. Каждое занятие имеет свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). От занятия к занятию задания усложняются. Одну и ту же игру рекомендуется проводить несколько раз (три занятия — следовательно, три раза — при условии выполнения задания), но (обратите внимание!) каждая из игр содержит элемент новизны с постепенным усложнением материала. Например, каждое первое занятие включает в себя: знакомство со сказкой, развитие грамматической стороны речи, зрительного внимания, общей моторики.
Используются различные виды деятельности — с бумагой, фломастерами или карандашами, конструирование. У малыша 3-4 лет уже есть возможности для восприятия материала, происходит совершенствование координации руки под контролем глаз. Деятельность с карандашом — это не только сенсорно-двигательные упражнения; она отражает и углубляет представления ребенка об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
Инновационная направленность:
1.Презентации для занятий с детьми:
«Загадки и игры по русским народным сказкам»
«Мультимедийное пособие по мотивам русских народных сказок»
«Дидактическая игра- в гостях у сказки»
«Игра-тренажор русские народные сказки»
«Расскажи сказку по картинкам» и др.
2.Методические разработки «Тематические кейсы по сказкам»:
«Репка»
«Колобок»
«Теремок»
«Гуси-лебеди»
«Маша и медведь» и др.
3.Лэпбуки:
«В гостях у сказки»(лэпбук- ширма для настольного театра, формат А3)
«Театр»(формат А3)
«Любимые сказки»
«Фольклор для самых маленьких»
«По страницам любимых книг» и др.
Большинство лэпбуков универсальные, т.к. страницы в них взаимозаменяемые.
4.Разнообразные виды настольного театра по сказкам из жесткого фетра с применением технологии «Печать на фетре».
Технологичность.
Разработанные мною методы и приемы можно внедрить в другие виды деятельности. К примеру, подвижные игры можно использовать на прогулке и физкультурных занятиях, театрализованные игры на развлечениях и т.д. Частично мой проект может использовать музыкальный руководитель и физ.инструктор в своей работе с детьми.
Адресат программы.
Психолого-педагогическое обоснование использования сказки в воспитании и обучении
детей младшего дошкольного возраста:
• Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.
• События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в мире.
• С давних времен люди использовали сказки как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения.
• Воздействие сказки является глубинным, ибо затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
• В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые ребенок переживает в жизни, и сказки помогают решать ему эти проблемы. На примере сказки «Колобок» ребенок младшего возраста может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис «Я сам», ребенок старается обходиться без помощи родителей).
• Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство Мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах. На основании этого он складывает собственную картину Мира.
• Сказка несет в себе культуру, мировоззрение, стиль взаимоотношений, моральные
ценности, культуру своего народа.
• Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли.
• Детям младшего возраста наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаясь в них, копируя их манеру поведения.
Одной из важнейших особенностей развития ребенка четвертого года является активное развитие речи. Он понимает смысл ваших высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы (имена существительные), действия (глаголы), признаки (имена прилагательные). При этом необходимо учитывать, что хотя в пассивной (понимаемой) речи ребенка существительных значительно больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляются, чем глаголы. В употреблении глаголов ребенок допускает аграмматизмы, которые считаются возрастными. Прилагательные появляются позже, чем другие части речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т.к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, барические качества (легкий, тяжелый), вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный). В речи ребенка начинают появляться предлоги (в, на, за, под). Ребенок начинает использовать падежные формы. Поэтому каждое из занятий обязательно включает упражнение на развитие грамматической стороны речи.
Ребенок воспринимает предмет целиком: его название, признаки, возможность произведения действий. Поэтому восприятие предмета должно сопровождаться не только называнием, а связным повествованием и употреблением данного слова в различных вариантах и связях с другими словами. Обучая договаривать слова, мы тем самым формируем умение ребенка правильно употреблять падежную форму слов, например:
«Ок, ок, ок, у меня ... (колобок).
Ка, ка, ка, нет уже ... (колобка).
Ок, ок, ок, лиса съела ... (колобок)».
Наша цель — постепенный перевод ребенка от понимания свойств предметов к их словесному обозначению.
Нервная система малыша еще не очень стабильна, он быстро возбуждается и долго не может успокоиться. Поэтому подвижные игры лучше проводить в конце занятия.
Объём программы.
37 часов, возраст 3-4 года.
Формы организации.
Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форму работы я избрала интегративную, при которой содержание «сказочного» материала присутствует и накапливается в разных видах детской деятельности:
1 блок- на занятиях по развитию связной речи.
В занятиях участвует подгруппа детей 5 – 10 человек.
2 блок- при знакомстве с художественной литературой.
Сказки для чтения были подобраны в соответствии с основной программой работы в ДОУ.
3 блок- в совместной игровой деятельности.
Формы проведения занятий.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:
а) Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.
б) Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.
в) Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.
Виды занятий.
Работа с детьми осуществляется через интеграцию видов деятельности: игровая, продуктивная, познавательная, трудовая, коммуникативная.
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая (настольно-печатные, словесно- дидактические, мультимедийно-дидактические, подвижные, пальчиковые, театрализованные).
- Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО — деятельность, аппликация, режимные моменты).
Основная форма работы над программой- игровая деятельность. В игре незаметно развивается и совершенствуется диалогическая речь.
Мультимедийные дидактические игры (перечислены выше).
Настольно-печатные игры собственного изготовления: «Домино-сказки», «Лото-сказки», «Сказочная путаница», «Герои сказок», «В мире сказок», «Расскажи сказку по картинкам» и др.
Работа со сказкой – это широкие возможности развития связной речи. При работе над программой целесообразно использовать картотеку словесных дидактических игр и упражнений, предусматривающих совершенствование диалогической речи ребенка.
С целью развития связной речи дошкольников широко используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников и главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
Театрализованные игры по сказкам: пальчиковый театр, театр на кружках, театр на фартуке, платочный театр, конусный театр, театр на прищепках, театр на тарелках(бумажных), театр из фетра, театр на крышках, театр на палочках, сумка-планшет с набором сказок и др.
Подвижные игры направленные на развитие диалогической речи «У медведя во бору», «Баба яга», «Теремок», «Волк и козлята» и др. Все игры представлены в картотеке.
Работая над данной проблемой, я не могла обойти и такой важный компонент, как развитие сенсомоторной сферы. Всем педагогам известна связь развития моторики кисти рук и речевой функции дошкольника. Мной была подобрана картотека пальчиковых сказок построенных на диалоге педагога и ребенка.
Срок освоения-1 год.
Режим занятий.
Время проведения – 15 минут.
1раз в неделю.
В месяц – 4 занятия.
Обоснованность.
Цель данной темы: разработать и осуществить работу по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки. Для этого и была разработана программа «В гостях у сказки».
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
1.Развивать и совершенствовать диалогическую форму речи.
2.Обучать умению вести диалог с педагогом и детьми: слушать и понимать заданный вопрос, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего собеседника.
3.Упражнять детей в умении связно, последовательно и выразительно пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
4.Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину из сказки; упражнять в составлении сказок по картинкам с последовательно развивающимся действием..
5.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
6.Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
7.Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы, помогать драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Планируемые результаты
Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но я остановилась на работе со сказкой.
По завершению работы над данной программой дети умеют:
- вести диалог с педагогом и детьми (слушать и понимать заданный вопрос, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего собеседника);
-связно, последовательно и выразительно пересказывают наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
- рассказывают сказки по картинкам с последовательно развивающимся действием;
-во время игр-инсценировок повторяют несложные фразы, драматизируют отрывки из хорошо знакомых сказок.
В связи с чем, я могу сделать предположение о том, что применение сказки в работе с детьми для развития связной речи является эффективным.
Содержание программы.
№ | Тема | Количество часов | Форма организации | Форма контроля | |||||
всего | теория | практика | |||||||
1 | Диагностика | 1 | - | 1 | беседа | | |||
2 | Слушаем, рассказываем и показываем сказку. | 36 | - | 36 | занятие | | |||
3. | «В гостях у сказки». | 1 | - | 1 | развлечение | | |||
4. | Диагностика | 1 | - | 1 | беседа | | |||
| |
Комплексно- тематические планы
№ | Месяц | Тема занятия | Задачи | Методы, приемы | |
1 | Сентябрь | 1.Слушаем сказку «Курочка Ряба». | Воспитательные - формировать умение внимательно слушать сказку, сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?». Обучающие - совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет); совершенствовать мелкую моторику - формировать пинцетный захват; развивать дыхание -формировать длительный и целенаправленный выдох. Развивающие - развивать зрительное внимание, способность вслушиваться в речь другого человека. | 1.Организационный момент. 2. Рассказывание сказки «Курочка Ряба». 3. Запомни и расскажи. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Подведение итогов занятия. | |
2 | 2.Рассказываем сказку «Курочка Ряба» | Воспитательные - продолжать вырабатывать учебные навыки - внимательно слушать говорящего, не перебивать, дослушивать сказку до конца. Обучающие - расширять пассивный и активный словарь ребенка за счет глаголов и имен прилагательных; учить употреблять в речи имена существительные в родительном и творительном падежах; согласовывать глаголы с существительными в роде (бил, била) употреблять в речи числительное «один», наречие «много»; развивать физиологическое дыхание, формировать продолжительный и целенаправленный выдох. Развивающие - развивать зрительную память, зрительное сосредоточение, умение рассматривать. | 1.Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). 3. Развитие дыхания. 4. Развитие мелкой моторики «Конструирование из палочек». 5. Развитие зрительного внимания. 6. Развитие сенсорного восприятия. 7. Подведение итогов. | ||
3 | 3.Показываем сказку «Курочка Ряба» | Воспитательные - воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей. Обучающие -совершенствовать общую и мелкую моторику; вводить в активный словарь детей новые глаголы (разбить, катить) и имена прилагательные (сердитый, простой, золотой); пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки; использовать в активной речи предлоги «на», «в». Развивающие -продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие детей; соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета. | 1.Организационный момент. 2. Инсценировка сказки. 3. Развитие мимики. 4. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. 5. Развитие зрительного внимания и мышления. 6.Заключительное рассказывание сказки (по опорным картинкам). 7. Подведение итогов занятия. | ||
4 | 4.Слушаем сказку «Колобок» | Воспитательные - формировать у ребенка умение. внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности - уверенность в себе, смелость, умение сопереживать. Обучающие - совершенствовать общую моторику; обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний (ы-ы, р-р, ам), имен существительных (лиса, заяц, волк, медведь), местоимений (он, она), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в именительном падеже. Развивающие - развивать зрительное и слуховое внимание - умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурное изображение героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого. | 1. Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой. 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие общей моторики. 6. Что сначала, что потом. 7. Подведение итогов занятия. | ||
5 | Октябрь | 1.Рассказываем сказку «Колобок» | Воспитательные - вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «где это? », «кто это?», «что это? », не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности - уверенность в себе, смелость, умение сопереживать. Обучающие - расширять активный словарь за счет имен прилагательных (длинный, пушистый, острые); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в винительном и родительном падежах; употреблять в активной речи предлог «у». Развивающие - развивать зрительное внимание - умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев; слуховое внимание - умение вслушиваться в речь взрослого; зрительную память . | 1. Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие сенсорных представлений. 6. Развитие мышления и грамматики (употребление предлога «у»). 7. Подведение итогов занятия. | |
6 | 2.Показываем сказку «Колобок» | Воспитательные - вырабатывать учебные навыки - умение дослушивать сказку до конца, сохранять правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Обучающие - совершенствовать мелкую моторику - выполнять точные движения пальцами ведущей руки; учить правильно держать карандаш или фломастер; учить использовать в активной речи предлог «от»; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки; обучать рассказыванию. Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. | 1. Организационный момент. 2. Развитие лексики 3. Развитие грамматики. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие мелкой моторики. 6. Обучение рассказыванию. 7. Подведение итогов занятия. | ||
7 | 3.Слушаем сказку «Репка». | Воспитательные - формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитание положительных качеств личности - уверенность в себе, смелость, умение сопереживать. Обучающие - обогащать словарь за счет звукоподражаний (ав-ав, мяу), имен существительных (кошка, собака), указательных слов, местоимений и служебных частей речи (вот, это, тут, там, где, да, нет); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе, предлоги «за», «впереди»; развитие слухового внимания (повышение внимания к речи взрослого). Развивающие - развивать умение вслушиваться в речь взрослого; зрительное и слуховое внимание - умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев; по слуху определять одинаково звучащие предметы. | 1. Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой. 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие мелкой моторики и слухового внимания. 6. Кто сначала, кто потом. 7. Развитие грамматики. 8. Подведение итогов занятия. | ||
8 | 4.Рассказываем сказку «Репка» | Воспитательные - вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности - уверенность в себе, смелость, умение сопереживать. Обучающие - расширять активный словарь ребенка за счет имен прилагательных, обозначающих величину, употреблять в речи имена существительные в предложном падеже с предлогами «в», «на»; предлоги «за» , «впереди»; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи наречия. Развивающие - развивать зрительное внимание - умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; слуховое внимание - умение вслушиваться в речь взрослого; мышление - отгадывать загадки; зрительную память | 1.Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие сенсорных представлений. 6. Развитие мышления 7. Развитие грамматики. 8. Подведение итогов занятия. | ||
9 | Октябрь | 5.Показываем сказку «Репка» | Воспитательные - вырабатывать учебные навыки - умение выслушивать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведений инсценировки. Обучающие - совершенствовать мелкую моторику ребенка - выполнять точные движения пальцами ведущей руки; учить правильно держать карандаш или фломастер, учить использовать в активной речи предлоги «из», «в»; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки. Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание ребенка. | 1.Организационный момент. 2. Развитие лексики и грамматики. 3. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики 4. Обучение рассказыванию. 5. Развитие мышления. 6. Подведение итогов занятия. | |
10 | Ноябрь | 1.Слушаем сказку «У страха глаза велики» | Воспитательные — формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям. Обучающие—обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний (ко-ко, пи-пи, ох-ох, топ-топ), имен существительных (колодец, колода, след), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять имена существительные в именительном падеже; развивать слуховое внимание (повышение внимания к речи взрослого). Развивающие - развивать зрительное и слуховое внимание - внимательно рассматривать сюжетную картинку; узнавать цветные и силуэтные изображения; умение вслушиваться в речь взрослого. | 1.Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой. 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие общей моторики. 6. Кто сначала, кто потом. 7. Подведение итогов занятия. | |
11 | 2.Рассказываем сказку «У страха глаза велики» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки. Обучающие — расширять активный словарь ребенка за счет имен прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький, побольше, поменьше); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи существительные в родительном падеже; употреблять в речи предлог «у»; развивать слуховое внимание — повышение внимания к речи говорящего. Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память. | 1. Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие сенсорных представлений. 6. Развитие мышления. 7. Подведение итогов занятия. | ||
12 | Ноябрь | 3.Показываем сказку «У страха глаза велики» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение дослушивать сказку до конца; держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Обучающие — совершенствовать мелкую моторику; учить правильно держать карандаш или фломастер, использовать в активной речи предлоги «в», «под»; учить помогать взрослому проводить простую инсценировку знакомой сказки. Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, логическое мышление — умение сравнивать, анализировать. | 1. Организационный момент. 2. Инсценировка сказки. 3. Развитие грамматики. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие мелкой моторики и грамматики. 6. Обучение рассказыванию. 7. Подведение итогов занятия. | |
13 | 4.Слушаем сказку «Теремок» | Воспитательные — формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитание положительных качеств личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки. Обучающие — обогащать словарь за счет звукоподражаний, имен существительных (теремок, избушка, замок, дом), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять имена существительные в именительном падеже; развивать слуховое внимание — повышение внимания к речи взрослого. Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — внимательно рассматривать сюжетную картинку, узнавать изображенных героев на контурных рисунках; умение вслушиваться в речь взрослого. | 1. Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой. 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие общей моторики. 6. Кто сначала, кто потом. 7. Подведение итогов занятия. | ||
14 | Декабрь | 1.Рассказываем сказку «Теремок» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки : отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям. Обучающие — расширять активный словарь за счет имен прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький, больше, меньше); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе; развитие слухового внимания — повышение внимания к речи взрослого. Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурные изображения животных; умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память. | 1. Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие сенсорных представлений. 6. Развитие мышления. 7. Подведение итогов занятия. | |
15 | 2.Показываем сказку «Теремок» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение дослушивать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Обучающие — совершенствовать мелкую моторику; учить правильно держать карандаш или фломастер; учить использовать в активной речи предлоги «в», «под»; называть детенышей животных; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки. Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание , логическое мышление — умение сравнивать, анализировать. | 1. Организационный момент. 2. Чтение или рассказывание сказки. 3. Развитие лексики и грамматики. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие мелкой моторики и грамматики. 6. Обучение рассказыванию. 7. Подведение итогов занятия. | ||
16 | 3.Слушаем сказку «Волк и козлята» | Воспитательные — учить внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства. Обучающие—совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу. Развивающие—продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи. | 1. Организационный момент. 2.Знакомство со сказкой. 3.Подумай и ответь 4.Развитие слухового восприятия. 5.Развитие зрительного внимания, мышления 6.Подвижная игра. 7.Закончи фразу. 8. Подведение итогов занятия. | ||
17 | Декабрь | 4.Рассказываем сказку «Волк и козлята» | Воспитательные — отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства. Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональные состояния (веселый — грустный, злой — добрый); согласовывать существительные с числительными. Развивающие — продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи. | 1. Организационный момент. 2.Совместное рассказывание сказки. 3.Отгадай. 4.Угадай, где? 5.Мимическая гимнастика 6. Развитие мелкой моторики и зрительного внимания. 7. Подведение итогов занятия. | |
18 | Январь | 1.Показываем сказку «Волк и козлята» | Воспитательные — вырабатывать умение дослушивать сказку до конца; воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей. Обучающие — выполнять правила игры; продолжать совершенствовать общую, мелкую и артикуляторную моторику; закреплять навыки счета (пересчитывать предметы в пределах пяти); соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за». Развивающие—развивать наблюдательность; зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; устанавливать причинно-следственные связи. | 1. Организационный момент. 2.Развитие зрительного внимания. 3.Инсценировка сказки. 4.Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 5. Развитие мышления, воображения. 6. Подведение итогов занятия. | |
19 | 2.Слушаем сказку «Маша и медведь» | Воспитательные— продолжать формировать умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопереживать героям сказки. Обучающие — обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной речи; учить употреблять существительные мужского и женского рода в родительном, винительном падежах; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным. Развивающие — развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение. | 1. Организационный момент. 2.Знакомство со сказкой. 3.Подумай и ответь. 4.Развитие зрительного внимания. 5.Развитие счетных навыков 6.Формирование грамматических категорий, развитие мышления (обобщение). 7. Подведение итогов занятия. | ||
20 | Январь | 3.Рассказываем сказку «Маша и медведь» | Воспитательные — продолжать воспитывать учебные навыки; отвечать на вопросы по тексту; сопереживать героям сказки. Обучающие—продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарный запас за счет имен существительных (чаща, деревня, короб, овражки); прилагательных (умная, находчивая); пересказывать сказку, договаривая фразу. Развивающие — продолжать развивать зрительное внимание, память; развивать способности в замещению, умение читать графические рисунки (символы). | 1. Организационный момент. 2.Совместное рассказывание сказки. 3.Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики. (Конструирование из палочек.) 4.Сосчитай и назови. 5.Закончи фразу. 6. Подведение итогов занятия. | |
21 | 4.Показываем сказку «Маша и медведь» | Воспитательные—продолжать вырабатывать умение подражать; учить согласовывать свои действия с действиями других детей. Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить использовать в активной речи предлоги «около», «из». Развивающие — развивать творческие способности детей; совершенствовать зрительное внимание и память; развивать воображение. | 1. Организационный момент. 2.Инсценировка сказки. 3.Мимическая гимнастика. 4.Подвижная игра. 5.Расскажи сказку. 6. Подведение итогов занятия. | ||
22 | | 1.Слушаем сказку «Кот, петух и лиса» | Воспитательные- формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; сопереживать героям сказки, разделять их чувства. Обучающие - совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас за счет новых имен существительных (жердочка),прилагательных (петушиного), глаголов(стеречь, приберет, подметет); вводить в активную речь наречие «рано»; учить согласовывать числительные «один» и «много» с существительными в роде и числе. Развивающие - продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие; наблюдательность и воображение. | 1. Организационный момент. 2.Знакомство со сказкой. 3.Подумай и ответь. 4.Подвижная игра «Куда несет петушка лиса?». 5.Сосчитай. 6.Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. 7.Закончи фразу. 8. Подведение итогов занятия. | |
23 | Февраль | 2.Рассказываем сказку «Кот, петух и лиса» | Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего. Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки. Развивающие — продолжать развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать способность к замещению и умение читать символы на мнемокарте. | 1. Организационный момент. 2.Совместное рассказывание сказки. 3.Артикуляционная и мимическая гимнастика. 4.Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики. 5. Подведение итогов занятия. | |
24 | 3.Показываем сказку «Кот, петух и лиса» | Воспитательные — продолжать воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства. Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; продолжать активизировать словарь за счет новых глаголов, прилагательных и наречий (далеко, близко); закреплять счетные навыки; учить проводить простейшую инсценировку. | 1. Организационный момент. 2.Инсценировка сказки. 3. Развитие зрительного внимания, мышления.. 4.Развитие слухового внимания и памяти. 5.Развитие воображения и закрепление грамматических категорий. 6. Рассказывание сказки с помощью мнемокарты. 7. Подведение итогов занятия. | ||
25 | 4.Слушаем сказку «Три медведя» | Воспитательные — продолжать формировать умение слушать рассказ взрослого, не перебивая, дослушивать его до конца; формировать положительные качества, умение сопереживать. Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных, глаголов; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить правильно пользоваться в активной речи предлогами «под», «за». Развивающие — развивать умение вслушиваться в речь взрослого; внимание, воображение и мышление. | 1. Организационный момент. 2 Знакомство со сказкой. 3. Подумай и ответь 4. Развитие зрительного внимания. 5.Развитие сенсорики. 6.Закончи фразу. 7. Подведение итогов занятия. | ||
26 | Март | 1.Рассказываем сказку «Три медведя» | Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; умение слушать рассказ сверстников; не перебивать говорящего; отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки. Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста). Развивающие — развивать внимание, мышление, наблюдательность; способность устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопрос почему?; развивать конструктивный праксис. | 1. Организационный момент. 2.Совместное рассказывание сказки. 3.Мимическая и артикуляционная гимнастика. 4.Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики. 5. Сосчитай. 6. Подведение итогов занятия. | |
27 | 2.Показываем сказку «Три медведя» | Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства. Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вводить в словарь новые глаголы, прилагательные; учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки. Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление. | 1. Организационный момент. 2. Инсценировка сказки. 3.Развитие мышления. 4.Предложите ребенку превратиться в Машеньку 5.Мимическая гимнастика. 6.Подвижная игра «У медведя во бору». 7.Расскажи сказку. 8. Подведение итогов занятия. | ||
28 | 3.Слушаем сказку «Заюшкина избушка» | Воспитательные — формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребенка. Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь антонимы (маленький — большой, громко — тихо); употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; обучать умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым. Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки. | 1. Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой. 3. Развитие грамматической стороны речи. 4. Развитие мышления и грамматики. 5.Подвижная игра «Жил-был зайчик». 6.Игра «Посмотри и назови». 7. Развитие зрительного внимания. 8. Подведение итогов занятия. | ||
29 | Март | 4.Рассказываем сказку «Заюшкина избушка» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы где это? кто это?, что это?; не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать. Обучающие- объяснять, как сравнивать два предмета по размеру (длиннее- короче, выше - ниже, больше- меньше), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в предложном падеже (о ком загадка?- о зайце), в родительном падеже (нет кого?- лисы). Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание- умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память. | 1. Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки. 3. Развитие грамматической стороны речи - игра «Дружные зверята». 4. Развитие зрительного внимания. 5.Развитие сенсорных представлений - игра «Какой? Какая?». 6.Развитие мышления и грамматики - игра «О ком загадка?» 7. Подведение итогов занятия. | |
30 | Апрель | 1.Показываем сказку «Заюшкина избушка» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение слушать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Обучающие — совершенствовать мелкую моторику — выполнять точные движения пальцами ведущей руки; составлять предложения с однородными определениями; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки. Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка. | 1. Организационный момент. 2.Инсценировка сказки. 3. Развитие навыков рассказывания и грамматики. 4. Развитие зрительного и слухового внимания - игра «Кто лишний?» 5. Развитие мелкой моторики. 6. Обучение рассказыванию 7.Развитие мышления –игра «Разрезные картинки». 8. Подведение итогов занятия. | |
31 | 2.Слушаем сказку «Снегурушка и лиса» | Воспитательные — формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого, вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь слушать ответ другого ребенка. Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь детей антонимы (маленький — большой, громко — тихо); употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым. Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки. | 1. Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой. 3. Развитие грамматической стороны речи - игра «Ласковая Снегурушка» 4.Развитие зрительного внимания. 5.Подвижная игра «У медведя во бору». 6.Развитие слухового внимания - игра «Эхо». 7. Подведение итогов занятия. | ||
32 | Апрель | 3.Рассказываем сказку «Снегурушка и лиса» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы где это? кто это?, что это?, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать. Обучающие — учить согласовывать глаголы настоящего времени с именами существительными в числе; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже (нет бабочек). Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память, развивать сенсорные представления. | 1. Организационный момент. 2.Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). 3.Развитие грамматической стороны речи - игра «Дружные девочки». 4.Развитие зрительного внимания. 5.Развитие слухового внимания. 6.Развитие сенсорных представлений - игра «Подружки». 7. Подведение итогов занятия. | |
33 | 4.Показываем сказку «Снегурушка и лиса» | Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение слушать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Обучающие — совершенствовать мелкую моторику ребенка — выполнять точные движения пальцами ведущей руки; учить употреблять предлоги (под, на, около, между), наречия (слева, справа); составлять предложения с однородными определениями; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки. Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, мышление. | 1. Организационный момент. 2. Инсценировка сказки. 3. Развитие грамматики - игра «Спрячь девочку». 4. Развитие зрительного и слухового внимания - игра «Кто лишний?» 5. Развитие мелкой моторики - игра «Лабиринт». 6. Обучение рассказыванию. 7. Развитие мышления. 8. Подведение итогов занятия. | ||
34 | | 1.Слушаем сказку «Как коза избушку построила» | Воспитательные — продолжать формировать умение внимательно слушать сказку, не перебивать говорящего; вырабатывать умение отвечать на вопросы по прочитанному. Обучающие — продолжать уточнять и расширять словарный запас детей за счет имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий; вводить в активный словарь детей существительные, обозначающие названия деревьев, прилагательные, глаголы. Развивающие — продолжать развивать у детей слуховое восприятие, внимание, память; решать несложные логические задачи; делать простейшие заключения. | 1. Организационный момент. 2.Знакомство со сказкой. 3.Игра «Подумай и ответь». 4.Игра «Найди это дерево». 5.Развитие зрительного внимания и мелкой моторики - конструирование из палочек. 6.Считаем вместе. 7.Игра «Чей подарок?» 8.Игра «Отгадай, у кого?» 9. Подведение итогов занятия. | |
35 | Май | 2.Рассказываем сказку «Как коза избушку построила» | Воспитательные — продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства. Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); зучить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох. Развивающие — развивать слуховую и зрительную память детей. | 1. Организационный момент. 2. Рассказывание сказки. 3.Запомни и повтори. 4. Артикуляционная и мимическая гимнастика. 5.Развитие зрительного внимания. 6. Подведение итогов занятия. | |
36 | 3.Показываем сказку «Как коза избушку построила» | Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей. Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте). Развивающие — продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память | 1. Организационный момент. 2.Развитие тактильных ощущений. 3.Игра «Что изменилось?». 4.Рассказывание сказки по мнемокарте. 5. Подведение итогов занятия. | ||
37 | 4.Развлечение «В гостях у сказки». | | |
Календарный учебный график.
Группа | Дата | Продолжительность, количество дней | |||||
Начало | Окончание | ||||||
Образовательная область | |||||||
Младшая | 3.09.2018 | 31.05.2019 | 37 недель | ||||
| Каникулярный период | ||||||
| |||||||
Младшая | 14.01.2019 | 18.01.2019 | 5 дней | ||||
Сроки контроля | |||||||
Младшая | 3.09.2018 | 7.09.2018 | 5 дней | ||||
27.05.2019 | 31.05.2019 | 5 дней | |||||
Праздничные дни | |||||||
Младшая | 3.11.18 | 5.11.18 | 3 дня | ||||
| 30.12.18 | 8.01.19 | 10 дней | ||||
23.02.19 | 24.02.19 | 2 дня | |||||
8.03.19 | 10.03.19 | 3 дня | |||||
1.05.19 | 05.05.19 | 5 дней | |||||
9. 05.19 | 12.05.19 | 4 дня |
Учебный базисный план.
Продолжительность | Количество в месяц | Итог |
15 минут | 4 | 60 мин |
Сетка занятий.
1 неделя месяца (понедельник) 15.45-16.00
2 неделя месяца (четверг) 15.45-16.00
3 неделя месяца (понедельник) 15.45-16.00
4 неделя месяца (четверг) 15.45-16.00
Формы контроля.
Развлечение «В гостях у сказки».
Оценочные материалы.
Диагностическое исследование проводится индивидуально.
1.Предлагается картинка с несложным сюжетом (из сказки).
Воспитатель просит ребенка рассказать, что он видит на картинке (с наводящими вопросами).
Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Данные оформляются в таблицу.
2. Расскажи сказку (по иллюстрациям знакомых сказок «Репка» или «Колобок»)
Ребенка попросить рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не дается. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Данные оформляются в таблицу.
В целях определения эффективности работы по развитию связной речи посредством русской народной сказки у детей диагностическое исследование связной речи проводить на начальном и завершающем этапе обучения.
Используемые технологии.
Эффективность занятий достигается через использование современных
образовательных технологий. В работе используются следующие технологии
обучения:
-ИКТ технологии;
-здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на
укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
-проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
-технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания
соответственно своему индивидуальному развитию.)
Условия реализации программы.
Занятия по программе проводятся в группе, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.
Список литературы.
Приложение