Дополнительная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Азбука дорожного движения» (ЮИДД)

1
0
Материал опубликован 6 November 2021 в группе

МКОУ ДОД «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников»




Рассмотрена и одобрена « Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МКОУ ДО

«Нижнедевицкий Дом

пионеров и школьников»

(протокол № от ) ______________О.В. Шурова

Приказ № от 2021год.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« Азбука дорожного движения »

(ЮИДД)



Срок реализации: 1 год

Возраст: 6,5-11 лет










Составитель:

педагог дополнительного

образования

Вислогузова Л. Н.





Нижнедевицк

2021




Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Азбука дорожного движения» ( ЮИДД) является модифицированной (далее – программа) и имеет социально педагогическую направленность.

Данная программа составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл.1.ст.2, п.1);

- Положения об образовательной программе дополнительного образования детей МКУ ДО «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников» протокол №1 от 18.01.2016г. приказ №2 от 18.01.2016г.);

- «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности . – Волгоград: Учитель, 2015.

С каждым годом угроза ДТП возрастает вместе с ростом количества автотранспорта и снижением культуры дорожного движения. Взрослые и дети пренебрегают правилами дорожного движения и не принимают в расчет тот факт, что своими действиями на дороге порой сами провоцируют ДТП. Необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок станет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично быть участников дорожного движения, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого человека, который будет направлять ребенка. Смысл программы заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного и дорожного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


Актуальность программы: Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса.

Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровье сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.


Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.


Задачи программы:

1. Обучающие:

обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

обучить способам оказания самопомощи и первой доврачебной помощи;

сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

2. Развивающие:

развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

развить способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время рейдов;

повысить интерес школьников к велоспорту;

развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

3. Воспитательные:

воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

воспитать чувство единения в команде, взаимовыручки, умения прийти на помощь, оказать моральную поддержку;

воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

- в принципах обучения – индивидуальность, доступность, преемственность;

- формах и методах обучения – слайд-лекции, практикумы, выполнение проектов, олимпиады

- методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ результатов конкурсов;

- средства обучения – тетрадь, тесты, видеофильмы, компьютер, мультимедийные презентации. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому логично устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.


Программа составлена по трем основным видам деятельности:


· обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;

· творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

· практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия "Дети - дорожная среда ".

Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия.

Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности.

У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности.

Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует инспекция дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. 11правил дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка па улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают, и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей

Отличительные особенности программы:

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.


Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа «Азбука дорожного движения» разработана с учетом возраста детей 6,5-11 лет

Дети 6 – 8 лет подвижны, любознательны, впечатлительны. В эту пору дети подражают взрослым, делают все охотно старшеклассники становятся для них авторитетом.

Дети 9-11 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. 


Формы подведения итогов реализации программы:

выставки

праздники

театрализованные представления

соревнования

конкурсы

агитбригады

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Сроки реализации программы:

Программа «Азбука дорожного движения » рассчитана на 1 год обучения : 72 часа в год , 1 раз в неделю по 2 часа . Обязательно проводится 10 минутный перерыв для отдыха и соблюдения режима проветривания.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, кабинет с компьютером и проектором.

Особенности набора, детей- учащиеся 1-4 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья - основная и подготовительная (по заключению врача).


Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали т. д


Планируемые результаты

освоения обучающимися программы

Личностные

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Прогназируемые результаты

Дети должны знать:

Дорожные знаки;

Сигналы светофора;

Виды транспорта;

Причины ДТП;

Правила движения на велосипеде;

Правила движения по дороге.

Дети должны уметь:

Ориентироваться в дорожных ситуациях;

Оценивать свое поведение на дороге;

Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Работа с родителями

индивидуальные встречи с родителями в течение года;

посещение родителями различных выставок, мероприятий;

проведение занятий совместно с родителями.

Учебно - тематический план

п/п

Тема раздела

Тема занятия

Дата

Корректи-

ровка

По плану

фактически

Введение

(2 часа)





1

Цели, задачи кружка ЮИДД.




2


«Что я знаю о правилах дорожного движения»




3

Безопасная дорога в школу

(3 часа)

Улицы города.




4


Как сделать дорогу в школу безопасной.




5


Создание схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».




6

Дорожные знаки

(5 часов)

История дорожных знаков.




7


Знаки предупреждающие, знаки прио­ритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки.




8


Знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополни­тельной информации.




9


Изготов­ление макетов дорожных знаков.




10


«Презентация нового до­рожного знака»




11

Наш друг — светофор

(3 часа)

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.




12


Дорожное расследо­вание «Красный свет».




13


Конкурс плакатов «Три говорящих света».




14

Велосипедные истории (2 ЧАСА)

Правила юного велосипедиста.




15


Конкурс марш­рутов безопасного движения на велосипеде




16

«Мертвые зоны» дороги

(2 часа)


«Мертвые зоны», или Чем плохо быть невидимкой.





17


Экскурсия по микрорайону.




18

Я - пассажир (4 часа)

Правила безопасности в транспорте.




19


Поведение в салоне транспорта, на оста­новке, в легковом автомобиле.




20


А. Гангов «Кто хра­брей?»




21


Советы доктора Айболита.





22

Будь ярким на дороге

(4 часа)


Одежда, которая обеспечивает безопасность.




23


Правила ношения светоо­тражающих элементов.




24


Эксперименты со светоотражением




25


Акция по ношению светоотражающих элементов в темное время суток.





26

Зимние правила

(5 часов).

Зимняя дорога.




27


Правила поведения на льду.




28


«Как сделать зиму веселой и не испортить Новый год»




29


Особенности поведения автомобиля на обледенелой дороге.




30


Зимняя экскурсия.




31

Дорожный постовой

(6 ЧАСОВ)

Как появилась дорожная грамота.




32


История ГАИ-ГИБДД.




33


Заочная экскурсия в музей истории ГИБДД.




34


С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»




35


Дорожные задачки




36


Викторина на освоение материала




37

Многоликая дорога

(8 часов)

Военная автоинспекция.




38


Древние и современные дороги




39


Элементы дороги.




40


Дорожная разметка




41


Игра-аттракцион — «Многоликая дорога»




42


Экскурсия «Наш микрорайон»




43


«Дорожные ловушки»




44


Дорожные задачки




45

Дорожный этикет

(8 ЧАСОВ)

Правила поведения на остановке




46


Правила поведения в общественном транспорте.




47


Как правильно переходить дорогу?




48


Маленькие секреты пешеходам.




49


«Опасность на тротуаре»




50


Д. Родари «Движу­щийся тротуар».




51


Весенние советы доктора Айболита




52


Игра «Дорожный этикет».




53

Транспорт

(7 ЧАСОВ)

Из истории транспорта.




54


Виды транспорта: сухопутный, водный, воз­душный.




56


Состав автомобильной аптечки.




57


Город­ской транспорт.




58


Тренинг — «Как понять автомобиль».




59


Игра «Дорожное расследование».




60


Игра «Определи марки автомобилей».




61

Правила дорожного движения — правила жизни

(12 часов)

Правила поведения пешехода.




62


Первая медицинская помощь при ушибах.




63


Первая медицинская помощь при кровотечениях.




64





65


Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Наложение жгута, различных видов повязок, шины.





Ожоги, степени ожогов.

Оказание первой помощи.




66


Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.




67


Ответственность за нарушение правил дорожного движения.




68


Размеры штрафов за нарушение ПДД.




69


Игра «Ав­топробег».




70


«Свод правил юного пешехода»




71


Экскур­сия «Я-пешеход»




72


Интеллектуальная игра « Азбука дорожного движения»






Содержание программы ( 72 часа)


тема 1. Введение (2 часа)

Теория (1 ч.)

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Инструктаж по технике безопасности.

Практика (1 ч.)

Беседа «Что я знаю о правилах дорожного движения». Подготовка к началу программы.

Обсуждение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели».


тема 2. Безопасная дорога в школу (3 часа)

Теория (2 ч.)

Пропаганда дорожной безопасности.

История и развитие Правил дорожного движения. Улицы города. Как сделать дорогу в школу безопасной.

Практика (1 ч.)

Создание схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Рисуем агитационный плакат за соблюдение ПДД.


тема 3. Дорожные знаки (5 часов)

Теория (3 ч.)

Изучаем дорожную азбуку. Дорожная безопасность сквозь историю. История дорожных знаков. Знаки предупреждающие, знаки прио­ритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополни­тельной информации. Физика на дорогах дорожные знаки и тор­мозной путь.

Практика (2 ч.)

Практическое занятие: «Найди название каждого знака». Изготов­ление макетов дорожных знаков. Конкурс- «Презентация нового до­рожного знака». Подготовка и проведение праздника «В королевстве дорожных знаков». Игры: «Найди 10 отличий», кроссворд «Дорожные знаки».

тема 4. Наш друг — светофор (3 часа)

Теория (1 ч.)

Как появился светофор? Светофоры для регулирования движения че­рез железнодорожные переезды. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигна­лы регулировщика и светофора.

Практика (2 ч.)

Имитационная игра «Интервью со светофором». Дорожное расследо­вание «Красный свет». Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Светофор». Игра «Раз­ноцветные человечки». Конкурс плакатов «Три говорящих света». Игры: найди 10 отличий, ребусы, карандашное задание. Советы доктора Айболита.

тема 5 . Велосипедные истории (2 ЧАСА)

Теория (1 ч.)

Правила юного велосипедиста. велосипедная дорожка. Безопасность на велосипеде. Повороты на языке водителей. Правила проезда вело­сипедистами пешеходного перехода. Аптечка велосипедиста. Оказа­ние первой помощи пострадавшему велосипедисту.

Практика (1 ч.)

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Конкурс марш­рутов безопасного движения на велосипеде «Велогородок во дворе». Чайнворд «Велосипед». Найди 10 отличий велосипедиста.


тема 6 «Мертвые зоны» дороги (2 часа)

Теория (1 ч.)

«Мертвые зоны», или Чем плохо быть невидимкой.

Зачем нужна ГИБДД, история и современность.

Практика (1 ч.)

Решение автозадачки. Экскурсия по микрорайону.


тема 7 Я - пассажир (4 часа)

Теория (2 ч.)

Кресла и ремни безопасности — история и современность. Правила безопасности в транспорте. Поведение в салоне транспорта, на оста­новке, в легковом автомобиле. Физика на дорогах — как не упасть на повороте. Безопасное место.

Практика (2 ч.)

Дорожное расследование. Сосчитай ошибки художника. Найди 10 отличий. Дорожный кроссворд. А. Гангов «Кто хра­брей?», С. Михалков «Одна рифма». Советы доктора Айболита.


тема 8 Будь ярким на дороге (4 часа)

Теория (2 ч.)

Одежда, которая обеспечивает безопасность. Факторы, способству­ющие снижению видимости на дорогах. Правила ношения светоо­тражающих элементов. Дорожные ловушки. Физика на дорогах принцип действия светоотражающих элементов. Луч света в темном царстве — отражение и распространение светового сигнала.

Практика (2 ч.)

Изучаем светоотражающие жилеты. Эксперименты со светоотражением (от луча фонарика в темной комнате). Крепление фликеров на одежду. Дорожное расследование. Разгадываем кроссворд. Найди 10 отличий. Проведение акции по ношению светоотражающих элементов в темное время суток.

Н. Бессонова «Мама, поехали!». Советы доктора Айболита «Смотри в оба».

тема 9. Зимние правила (5 часов).

Теория (2 ч.)

Зимняя дорога. Какие опасности подстерегают пешеходов на за­снеженной или обледенелой дороге. Чтобы зимняя одежда не стала причиной несчастья на дороге. Физика на дорогах — лед. Правила поведения на льду. Правила поведения на тротуаре, на остановке, в общественном транспорт

Практика (3 ч.)

В. Дружинин «Кто кого догоняет, или рассказ о том, как чужая ско­рость увеличивает нашу», советы доктора Айболита «Как сделать зиму веселой и не испортить Новый год». Интеллектуальные игры «Урок на улице», кроссворд. Задания на внимание: какие ошибки до­пустил художник, пропавший памятник, карандашное задание. На­стольная игра «Дорога в школу».

тема 10 Дорожный постовой (6 ЧАСОВ)

Теория (3 ч.)

Как появилась дорожная грамота. История дорог. Кто охраняет порядок на дорогах. История ГАИ-ГИБДД. Инспектор на пьедестале. Заочная экскурсия в музей истории ГИБДД.

Практика (3 ч.)

Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер». Игры: раскрась знаки, найди 10 отличий, дорожные задачки, викторина на освоение материала; кроссворд «Дядя Степа».

тема 11 Многоликая дорога (8 часов)

Теория (4 ч.)

Тормозной путь. Информационная страничка ко Дню защитника Отечества: военная автоинспекция. «Дорога-это жизнь». История дорог, древние и современные дороги. Элементы дороги.

Практика (4 ч.)

Б.Житков «Что я видел». Игра-аттракцион — «Многоликая дорога», игра на внимание «Найди 10 отличий», экскурсия «Наш микрорайон», кроссворд «Угадай-ка», дорожные задачки, «Дорожные ловушки». Игра «Путешествие на зеленый свет».

тема 12 Дорожный этикет (8 ЧАСОВ)

Теория (4 ч.)

Правила поведения на остановке и общественном транспорте. Как правильно переходить дорогу? Маленькие секреты пешеходам.

Практика (4 ч.)

Игры «Найди нарушителя», «Опасность на тротуаре», Обсуждение стихотворения С. Михалкова «Бараны», сказки Д. Родари «Движу­щийся тротуар». Игры: участники дорожного дви­жения, найди 10 отличий, весенние советы доктора Айболита, игра «Дорожный этикет».

ТЕМА 13. Транспорт (7 ЧАСОВ) Теория (4 ч.) Из истории транспорта. Виды транспорта: сухопутный, водный, воз­душный. Меры ответственности участников движения за нарушение ПДД. Состав автомобильной аптечки. Физика на дорогах - скорость. Город­ской транспорт.

Практика (3 ч.)

Тренинг — «Как понять автомобиль». А. Усачев «Паповоз». Игра «Дорожное расследование». Загадки «О транспорте и тех, кто им управляет». Конкурс «Рыцари дорожной безопасности». Герои сказок за безопасность на дорогах: сценка «Маша и медведь». Карандашные задания. Кроссворд «Транспорт». Игра «Определи марки автомобилей».

тема 14 Правила дорожного движения — правила жизни (12 часов)

Теория (5 ч.)

Правила поведения пешехода. Физика на дорогах - трение. Переход проезжей части по «зебре» без светофора. Первая медицинская помощь при ушибах. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.

Практика (3 ч.)

Инсценировка на тему «Правила поведения в транспорте». Игра «Ав­топробег». Игра «Вежливый пешеход». Дорожные ловушки. Викторина «Каждый ребенок должен знать правила пассажиров только на 5». Карандашные задания. И.Шаферман «Марш юных инспекторов движения», «Свод правил юного пешехода», О. Емельянова «Светофор», «Зебра». Кроссворд «Дорога». упражнения: «Глазомер», «Внимательный ли ты?». Карандашные задания. Экскур­сия «Я-пешеход». Советы доктора Айболита.


Традиционно-массовые мероприятия.

Практика.

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» .

Подготовка и проведение «Недели безопасности» .

Подготовка и проведение игр по ПДД .

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» .

Выступление по пропаганде ПДД.

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)


Используемая литература

Литература для педагога

Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.

2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.

3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.

4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.

5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.

6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.

7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.

8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.

9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.

10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011г.

11. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.

12. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.

13. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ Сфера, 2013-64с.

14. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.

15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.

16. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.

17. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.

18. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.


Литература для учащихся


1.Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.

2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.

3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.

4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.

5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.

6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/

Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.

7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации