Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому направлению «Вышивание»

3
0
Материал опубликован 21 October 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9»




ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

протокол №3

от 27.08.2021 г.






Дополнительная общеобразовательная

программа

по художественно-эстетическому направлению «Вышивание»



Автор-разработчик

Смагина Галина Николаевна

МБДОУ №9



Миасс

2021


Содержание

         Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Содержание программы

Планируемые результаты

         Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Учебный план

Условия реализации программы

Планируемые результаты освоения программы

Список литературы

                  Приложение


Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебная иголочка» для детей в возрасте от 5 до 7 лет разработана для создания условий обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ребенка.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Основная образовательная программа МБДОУ №9.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время детский сад должен стать прочной ступенью для подготовки детей к школьному обучению. Однако, на практике это не должно выглядеть как насыщение жизни детей дошкольного возраста занятиями интеллектуальной направленности, что мы сейчас можем наблюдать в ряде случаев. Педагоги детского сада порой учат тому, чему должны учить ребенка в школе. Родители целенаправленно записывают ребенка на занятия по подготовке к школе. То есть дети уже до школы бывают перенасыщены тем, чему они должны начать учиться в школе, став первоклассниками.

Тема подготовки детей к школе в настоящее время актуальна среди родителей дошкольников. Однако, стоит отметить, что у родителей порой понятие «готовность ребенка к школьному обучению» не включает в себя ничего, кроме как приобретением ребенком умений читать и считать. Это мнение ошибочно, так как настоящая готовность ребенка к школе подразумевает наличие у ребенка и других умений и навыков, которые обеспечат ему успех в школьном обучении.

Так, например, одним из важнейших умений, который обеспечит успех ребенка в школьном обучении – это произвольная регуляция деятельности и поведения. Каким бы умным ребенок не был, если он не умеет регулировать свое поведение, не умеет организовать свою деятельность согласно поставленной задачи, он не сможет достичь успеха в обучении.

Другой характеристикой готовности ребенка к школе является его степень усидчивости, то есть способность ребенка долго, не отрываясь, сидеть за работой, проявлять постоянство, терпение и усердие в каких-либо занятиях.

Важен для успешного обучения в школе уровень развития мелкой моторики, так как именно мелкая моторика будет залогом успешного обучения ребенка письму.

Увлекаясь занятиями с детьми интеллектуальной направленности, стоит помнить, что все навыки, которые обеспечивают успешную подготовку к школе, можно развивать в творческой деятельности, которая детям будет, не менее полезна и очень интересна.

Дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста в настоящее время очень много, однако, программ, где бы вышивание выступало как средство подготовки к школьному обучению, как средство развития у детей творческих способностей, как средство воспитания уважения к культуре своего народа, не много, так как вышивание вид деятельности, который не прост в использовании в работе с детьми. В этом и есть отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области. Вышивание – это вид деятельности, которому предпочитают обучать детей школьного возраста.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что занятия по вышиванию будут выстроены таким образом, чтобы дети сами организовывали свое рабочее место, несли ответственность за свой рабочий инструмент, принимали участие в выборе шаблонов, нитей для работы, то есть приобретали все те навыки, которые так важны в школе. Каждое занятие будет выстроено таким образом, чтобы у детей формировалось представление о жизни предков, их культуре.

Цели и задачи программы

Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием, создание условий и предпосылок для развития творческого потенциала личности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

Обучающая: учить детей вышивать, осваивая специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, лентами и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); создать условия для знакомства с историей возникновения вышивки.

Развивающая: развивать мелкую моторику, творческую активность, потребность в самоутверждении; развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность.

Воспитательная: воспитывать художественный вкус, прививать любовь к ручному труду, воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость, стремление доделывать начатое дело до конца.

Содержание программы

Содержание программы опирается на возрастные особенности детей, индивидуальные способности каждого ребенка.

Программа разработана для детей 5-7 лет.

Сроки    реализации        программы    дополнительного    образования

«Волшебна иголочка» - 1 год, 70 занятий.

Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность 30 минут.

Гибкая форма организации детского труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В течение года, кроме образовательной деятельности, предусматривается организация выставок детских работ в ДОУ для сотрудников и родителей.

Освоение программы «Волшебная иголочка» происходит в три этапа:

1 этап - «Знакомство с предметами, необходимыми для вышивания».

-        Знакомство с понятием «декоративно-прикладное искусство», формирование общих представлений о рукоделии как разновидности трудовой деятельности.

- Знакомство с разновидностями ниток, тканей, формирование у детей знаний о свойствах ткани, ниток, об их назначении.

- Знакомство с иголкой, булавкой, учить детей анализировать конструкцию предмета, анализировать практическое назначение, сравнивать предметы и их роль в процессе вышивания.

- Знакомство с ножницами, с правилами работы с инструментами.

- Знакомство со способами создания узора на бумаге, на ткани.

- Знакомство с видами швов.

2        этап - «Учусь вышивать».

- Знакомство со швом «вперед иголку».

- Знакомство со способом стягивания шва «вперед иголку».

- Знакомство с вышиванием на бумаге швом «вперед иголку».

- Обучение навыкам коллективного вышивания.

- Обучение вышиванию индивидуальных картин на бумаге.

- Знакомство со способами изготовления игольниц.

- Знакомство с пуговицами и со способами их пришивания.

Дети обучаются навыкам вышивания, знакомятся с различными видами швов, техникой исполнения, осваивают шов «вперед иголкой».

3        этап – «Я умею шить и вышивать».

- Шьем мешочки для семян.

- Изготавливаем игольницы и шкатулки для ниток.

- Вышиваем простейшие узоры.

- Вышиваем платочек для мам.

- Знакомство с техникой изонити.

- Вышиваем по замыслу.

Дошкольники учатся самостоятельно отмерять и отрезать определенной длины нить (ленту), заправлять иглу, применять разные техники швов в работе.

Все эти этапы связаны между собой и построены от простого к сложному, ведь только при условии овладения системными знаниями о вышивке ребенок легко овладевает самостоятельной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых процессов и сможет проявить творчество в вышивании.

Планируя работу по обучению детей вышиванию, нужно помнить, что это сложный процесс, поэтому очень важно заинтересовать ребенка с первых занятий, чтобы у него появился интерес для дальнейшей работы. Очень важно продумать методы и приемы работы, которые будут использованы.

Методы и приемы обучения, используемые в рамках работы кружка «Волшебная иголочка».

1. Наглядные (демонстрация презентационных материалов, схем, рассматривание альбомов и иллюстраций).

2. Словесные (беседы, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова, чтение отрывков произведений художественной литературы, знакомство с народным фольклором-пословицами, скороговорками.).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок, мастер-класс для гостей, привлечение детей к организации выставок).

Немаловажной является и форма организации занятий, которая должна увлекать детей, делать процесс обучения вышивания легким и интересным.

Формы организационной деятельности с детьми:

- игра;

- организованная образовательная деятельность;

- выставки;

- развлечения;

- участие в конкурсах;

- просмотр и анализ видеоматериалов, презентаций;

- прослушивание аудиозаписей с музыкальными произведениями народов России;

- праздники;

- организация выставок для сотрудников ДОУ и родителей.

В настоящее время родители обязательно должны быть привлечены к деятельности по воспитанию и развитию своих детей, они должны стать участниками кружковой работы, чтобы знать об успехах и сложностях своего ребенка, чтобы стать его помощником при необходимости, только вместе с родителями педагог может достичь высокой эффективности в своей работе.

Формы организационной деятельности с родителями:

- анкетирование родителей;

- изготовление буклетов;

- индивидуальные консультации;

- мастер-классы по обучению вышиванию;

- фотоотчеты;

- выставки готовых работ;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса.

Средства обучения.

Оборудование:

1. Ноутбук (для просмотра видеоматериалов, презентаций, слайдов).

Иглы № 2 и № 3 с большим ушком (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).

Карандаши (на каждого ребенка) простые.

Канва.

Картон.

8. Пооперационные карты.

9. Нитки для вышивания (мулине, шерсть).

Дидактические материалы:

- подборка готовых вышивок;

- образцы рисунков для вышивания;

- иллюстрации, фото вышивок в различной технике;

- литература с иллюстрациями выполнения техники вышивания.

1.4. Планируемые результаты

По окончании освоения программы кружка «Волшебная иголочка» дети будут:

- иметь представления о вышивании как разновидности трудовой деятельности;

- знать разновидности ниток, тканей, знать об их свойствах и об их назначении;

- знать о практическом назначении иголки, булавки и об их роли в процессе вышивания;

- знать виды швов;

- иметь представления о способах создания узора на бумаге, на ткани;

- знать и соблюдать правила работы с инструментами: ножницы, иголка, булавка, пяльцы, наперсток;


- владеть навыком шва «вперед иголку»;

- владеть способом стягивания шва «вперед иголку»;

- владеть навыков вышивания швом «вперед иголку»;

- владеть способами пришивания пуговиц;


- уметь анализировать конструкцию предмета;

- уметь организовать работу согласно инструкции взрослого;

- уметь организовывать свое рабочее место;

- уметь аккуратно выполнять работу;

- уметь оценить свою работу с точки зрения достижения поставленной цели;

- уметь доводить начатое дело до конца.


II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

1.

Продолжительность освоения программы

36 недель

2.

Начало освоения программы

1.09.2021 г.

3.

Окончание освоения программы

30.05.2022 г.

4.

Регламентирование образовательного процесса

2 дня в неделю по 1 занятию с 16.00 ч. до 16.30 ч. Продолжительность занятия 30 минут.

5.

Выходные и праздничные дни

суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ:

4 ноября – День народногоединства;

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;

7 января – Рождество Христово;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1 мая – праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы.

6.

Входное обследование уровня подготовленности обучающихся

с 1.09.2021 г. по 10.09.2021 г.

7.

Сроки промежуточной аттестации освоения программного материала обучающимися

с 13.12.2021 г. по 17.01.2021 г.


с 16.05.2022 г. по 20.05.2022 г.

8.

Дата итоговой аттестации освоения программы

25.05.2022 г.


2.2. Учебный план

раздела

и темы

Название разделов и тем

Количество часов

Всего



Теория

Практика


«Знакомство с предметами, необходимыми для вышивания»

Сентябрь

«Путешествие в страну рукоделия».

2

6

8

Октябрь

«Знакомство с иголкой, булавкой, наперстком, пяльцами».

2

6

8

Ноябрь

«Я - дизайнер».


8

8

«Учусь вышивать»

Декабрь

Знакомство со швом «вперед иголкой»


8

8

Январь

Изготовление коллективного панно «Зимняя прогулка»


6

6

Февраль

Изготовление игольниц.

Пришиваем пуговицы.


8

8

«Я умею шить и вышивать»

Март


Шьем мешочки.

Изготавливаем игольницы, шкатулки.

1

7

8

Апрель

Вышиваем платочки.


8

8

Май

Знакомство с изонитью.

1

7

8



6

64

70


2.3. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы по обучению детей вышиванию и достижения планируемых результатов должны быть созданы следующие условия.

Во-первых, должен быть реализован личностно - ориентированный подход.

Во-вторых, работа должна быть выстроена согласно следующим принципам:

- взаимосвязь нравственного воспитания с интеллектуальным и эстетическим;

- принцип доступности;

-принцип последовательности;

- принцип наглядности.

В-третьих, должны быть использованы технические средства обучения – ноутбук, магнитофон, проектор, которые позволят сделать занятия яркими и интересными.

В четвертых, программу реализует педагог, который владеет методикой обучения вышиванию детей дошкольного возраста.

2.4. Планируемые результаты освоения программы

Ф.И.О.

Умение принять цель деятельности

Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место


Интерес к вышиванию

Вдевает нитку в иголку

Завязывает узелок

Шьёт швом «вперед иголку»

Шьёт швом «строчка»

Итог















































































































Периодичность и сроки проведения результатов освоения программы: 3 раза в год, входное обследование, промежуточная аттестация и итоговая.

Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества, умения, необходимые для овладения процессом вышивания не усвоены.

Средний уровень – качество результата среднее, без элементов новизны, недостаточные умения и самостоятельность для реализации замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); умения, необходимые для овладения процессом вышивания усвоены частично.

Высокий уровень – полная самостоятельность, результат высокого качества, с элементами новизны; умения, необходимые для овладения процессом вышивания усвоены полностью.

2.5. Список литературы

1. Интернет-ресурсы по обучению вышивке дошкольников: www.vospitatel.ru и другие.

2. Максимова М.Е, Кузьмина М. А. Вышивка: первые шаги. – М.: Эксмо, 1997. – 96 с.

3. Новикова И.В. Обучение вышивке в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.

4. Сотникова Н.А. Учимся вышивать. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 176 с.

5. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. и др.; науч. Рук. Е.В. Соловьева . Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» - 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016. 232 с.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации