Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юные инспекторы движения» (далее Программа) разработана в рамках Федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в 20132020 годах»; Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 15 июля 2016 года);
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Приказ министерства образования и науки Ульяновской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительногообразования детей в Ульяновской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительнымобщеобразовательным программам»
Актуальность программы:
Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данной программы.
Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Особенность программы заключается в том, что она является модульной с упором на специализацию по профилактике безопасности дорожного движения, а также в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах изготовление поделок, рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделяется совместной работе с ГИБДД и родителями.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы ЮИД является то, что она построена на обучение и воспитание в процессе практики, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Информационные и игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Цель программы: создание условий для развития гражданственности
обучающихся, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения.
изучение Правил дорожного движения, а также правил безопасного поведения на дорогах, улицах, в общественном транспорте;
формирование умений и навыков безопасного поведения на улице и дороге;
овладение навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
изучение системы пропаганды в области безопасного дорожного движения. Развивающие:
формирование умения самостоятельно ориентироваться в опасных дорожнотранспортных ситуациях;
развитие таких качеств, как ответственность и аккуратность при выполнении поставленных задач, внимательность, наблюдательность, творческое воображение, эрудиция;
формирование потребности в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения.
Воспитательные:
расширение кругозора обучающихся;
повышение интереса детей к велоспорту;
формирование сознательного отношения к выполнению ПДД;
привитие навыков дисциплины и культуры безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте;
поиск новых форм агитации и пропаганды ПДД, развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность;
сотрудничество со службами ГИБДД в практической деятельности;
Цель: формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания.
Задачи:
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения;
формирование потребности в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;
подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».
Содержание модуля I
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Цели и задачи объединения.
Основные направления работы ЮИД:
Изучение Правил дорожного движения, предупреждение детского травматизма, оказание первой медицинской помощи.
Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде ПДД.
Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и смотрах агитбригад и т. д.
Организация работы с юными велосипедистами.
Права и обязанности юного инспектора движения. Атрибутика ЮИД.
ТЕОРИЯ
Обязанности: участие в делах отряда, изучение ПДД, проведение разъяснительной работы, укрепление правопорядка, предупреждение нарушений ПДД, укрепление своего здоровья. Права: участие в работе отряда, внесение своих предложений, избирательные права, обращение за помощью в местные органы ГИБДД, участие в слетах, конкурсах. ПРАКТИКА
Викторина «Правила дороги». Рисунки «Атрибутики нашего объединения». Оформление стенда.
Транспортные средства и дорожное движение.
ТЕОРИЯ.
Улица - зона повышенного движения, элементы улицы: проезжая часть, тротуар.
Составные части дороги: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожка.
Участники дорожного движения: пешеходы, водители, пассажиры. Дисциплина участников дорожного движения. Правила движения пешехода по улицам. Правила перехода улиц и дорог. Наш путь в школу. Безопасный маршрут.
Типология транспортных средств. История появления первых автомобилей.
Основные виды общественного транспорта.
Правила поведения в общественном транспорте.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте.
Правила поведения в аварийной ситуации.
Правила поведения в железнодорожном транспорте.
Остановки, их обозначения.
Обязанности пешехода, правила его передвижения.
ПРАКТИКА
Оформление стенда «ЮИД».
Организация дорожного движения
ТЕОРИЯ.
Дорожная разметка.
Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда через ж/д пути.
Наш друг - светофор. Регулировщик.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационные знаки. Знаки приоритета. Знаки особых предписаний. Знаки сервиса. Дополнительной информации.
Перекрестки и их виды: трехсторонние, четырехсторонние, площади. Границы перекрестков.
ПРАКТИКА
Решение тестов и дорожных задач. Тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Юный водитель.
ТЕОРИЯ.
Велосипед, мопед, скутер как автотранспортное средство.
Виды велосипедов. Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Техническое обслуживание велосипеда. Осмотр велосипеда перед выездом. Правила маневрирования. Движение групп велосипедистов. Возрастной ценз на право управления велосипедом (в том числе с подвесным двигателем). Правила перевозки груза на велосипеде. Подбор велосипеда по росту. Неисправности велосипеда и их устранение.
Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов. Правила перевозки пассажиров во время езды на мотоцикле (мотороллере). Основные виды нарушений ПДД велосипедистами. Ответственность за допущенные нарушения.
ПРАКТИКА.
Зарисовки дорожных знаков.
Интерактивная игра «Знатоки дорожного движения».
Просмотр фильма «Опасные шалости».
Опасные ситуации на дороге. ДТП.
Опасности при посадке и высадке из транспорта, при торможении, при аварийной ситуации.
Опасности зимней дороги.
Опасные ситуации на железной дороге.
ДТП - определение, причины, последствия.
Состояние дорожно-транспортного травматизма среди детей.
Последствия ДТП.
Разбор конкретных ДТП.
ПРАКТИКА.
Рисунок на тему «Где нельзя и где можно играть». Экскурсия по поселку. Мини-сочинение «Ситуации на дорогах нашего села».
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
ТЕОРИЯ.
Знакомство с положением конкурса «Безопасное колесо».
Станции: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Знатоки правил дорожного движения», «Знание основ оказания первой доврачебной помощи», «Автогородок», «Фигурное вождение».
Основы оказания первой медицинской помощи. Правила наложения жгута. Правила наложения повязок на руку, ногу, голову, грудную клетку. Правила наложения шины. Использование подручных материалов для наложения шины. Правила переноски пострадавших на руках, при помощи лямок, на носилках. Использование подручных материалов для изготовления носилок.
ПРАКТИКА
Подготовка и участие в конкурсе отрядов ЮИД.
Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разбор дорожных ситуаций.
Визитная карточка отряда.
Отработка преодоления различных препятствий на велосипеде. Змейка, перенос предмета, восьмерка, квадрат, торможение, езда по наклонной плоскости и др.
Театрализованное выступление в начальных классах по БДД.
-
4
4
6.
Викторины, игры, конкурсы.
-
4
4
7.
Совместные акции с сотрудниками ОГИБДД
4
4
8
8.
Работа над газетой «ЮИДовец»
2
4
6
9.
Выставка детских работ «Дорога и дети»
2
2
4
10.
Работа над социальными проектами по БДД.
4
6
10
11.
Итоговый контроль. Портфолио.
-
2
2
итого
24
38
62
Данная программа рассчитана на обучение детей 6-15 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. Наполняемость группы -8 человек, набор свободный.
Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год и содержит 144 часов.
Особенности организации образовательного процесса
При реализации программы используются следующие общие и частные педагогические принципыорганизации образовательного процесса: целостности, демократизации, коллективного творчества, развивающего обучения.
Образовательный процесс осуществляется через кружковую работу.
Для реализации программы «Юные инспектора движения» занятия проводятся в разновозрастных группах.
Режим и формы занятий: занятия проводятся в групповой форме:
2 раза в неделю по2 часа.
Основные формы занятий: теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, соревнования, конкурсы. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем уровне обучения.
Обязательными принципами образовательного процесса при реализации данной программы являются:
компетентностно-ориентированный подход к обучению;
учет возрастных, психофизических особенностей и индивидуальных личностных качеств детей;
принцип трех «С»: сотворчество, сотрудничество, содействие.
Критериями оценки результатов обучения служит освоение комплексной программы обучения, успешное участие в фестивалях и конкурсах, акциях, заинтересованность обучающихся проводимыми мероприятиями по программе.
Система отслеживания и оценивания результатов обучениядетей: соревнования, конкурсы, викторины, игры, КВН, портфолио достижений обучающихся, выставки творческих работ.
В конце каждого модуля проводится контроль освоения изученного материала.
Формы проведения промежуточной аттестации: тестирование.
Результатом аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы:
Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями;
Средний уровень - деятельность выполняется по образцу, качественно, аккуратно; Высокий уровень - проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности.
Проведение итоговой аттестации обучающихся осуществляется педагогом дополнительного образования с 25 по 31 мая.
В обучении - практический (выполнение практических заданий в рабочих тетрадях, участие в тренинговых и игровых формах проверки знаний по ПДД, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсии по поселку для изучения программного материала); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств, показ иллюстрационного материала); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); исследовательский ( работа с книгой и иными источниками информации по тематике образовательной программы ; просмотр видеоматериалов и обучение по ним).
В воспитании (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Реализация программы позволит сформировать единое агитационно - пропагандистское пространство через проведение массовых мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие формы деятельности как:
Час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).
«Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.).
Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).
Деловая и ролевая игры: «Я - регулировщик», «Я - пешеход», «Я - водитель», « Я
пассажир», «Я - нарушитель».
Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение стихов о ПДД, оформление плакатов, выпуск информационных листков, памяток, буклетов, газет и т.д.).
Соревнования, состязания (оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим в ДТП, мастерство вождения велосипеда).
Викторины, конкурсы, кроссворды.
Агитбригада.
Создание уголка безопасности дорожного движения.
Встречи и беседы с инспектором ГИБДД.
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в кабинете, где имеются тематические стенды, плакаты по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Методические виды продукции:
разработки занятий по темам программы;
разработки сценарий по правилам дорожного движения;
таблицы, набор плакатов, игры по различным темам программы.
Методическая литература в соответствии со списком.
Набор мультимедийных дисков по ПДД.
Дидактический материал:
карточки с заданиями по различным темам программы;
карточки с заданиями для индивидуальной и самостоятельной работы по темам;
карточки с ребусами, кроссвордами, шарадами;
диски CD по ПДД.
задания всероссийских конкурсов и олимпиад по ПДД прошлых лет.
вопросы и задания по основам медицинских знаний.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет. Столы . Стулья.
Шкафы для хранения учебных пособий.
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Ноутбук
Колонки
Велосипеды 2
Макет светофора;
Переносные знаки ДД
Форма ЮИД;
Игрушки транспортные;
Флажки для перехода улиц;
Планшеты
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
https://экзамен-пдд-онлайн.рф/- Правила дорожного движения http://nsportal.ru/- социальная сеть работников образования http://mo.mosreg.ru/- сайт Министерства образования Московской области https://infourok.ru- сайт для организаторов https://гибдд.рф/- Госавтомнспекция МВД России.
Кадровое обеспечение - педагог-совместитель дополнительного образования высшей категории.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 гг.»;
Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования / [В. А. Лобашкина, Д. Е. Яквовлев, П.В. Ижевский, Б. О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. М.: Просвещение, 2009;
Н.Е. Щуркова Игровые методики. - М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия. - Волгоград: Учитель, 2010. - 108с.
Л.С. Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. - М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
А.В. Бармин. Изучаем правила дорожного движения.1-4 классы. Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины. - Волгоград: Учитель, 2010.-266с.
Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидео»
Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. - М., 2007.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. - М.,2008
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. - М., 2007.
Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н.И. Клочанов. - М., 2004. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. - М., 2007.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. - М., 2008.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2006.
А.В. Бармин. Изучаем правила дорожного движения.1-4 классы. Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины. - Волгоград: Учитель, 2010.
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2004.
Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия. - Волгоград: Учитель, 2010.
Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Правила дорожного движения для детей./Сост. В. Надеждина. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006