Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогическая направленности «Юные музееведы»
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогическая направленности
Юные музееведы
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Нормативный срок освоения программы: 1 год
Педагог:
Жакун Татьяна Геннадьевна
учитель истории
высшей квалификационной категории
Принята
на заседании методического совета
(протокол №7 от11.05.2021 г.)
г. Лангепас , 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;
развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;
воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.
Основные характеристики образования
Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 5-11 класса. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю, и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, всего 70 ч.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Рабочая программа «Юные музееведы» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев города Лангепаса и конкретно ЛГ МАОУ «СОШ №2» до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же, самостоятельной творческой работы учащихся.
Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Подведение итогов деятельности планируется проводить в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.)
Актуальность программы
Важность самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности обучающихся несомненна, в том числе, направленной на повышения уровня естественнонаучного образования. Обучающиеся должны знать историю малой родины, историю своей школы и своей семьи, поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия для изучения истории, а так же, анализа, и интерпретации. Одним из таких инструментов является музей.
Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы
Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности в контексте ФГОС. Занятия кружка строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:
Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
Экспериментирование (проведение опытов)
Коммуникация.
Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Используемые технологии обучения:
В процессе реализации программы предполагается использование: дифференцированного подхода, проектирование, информационно-коммуникативные технологии; объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, эвристические, исследовательские методы.
Информационно-коммуникационные технологии (работа с виртуальным музеем школы http://lg-museum.ucoz.site/), оцифровка материалов, размещение результатов в сообществе ученическом самоуправлении РИД (Республика интересных дел).
Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
Поисковый метод (создание и поиск первичных источников по истории школы, семьи, класса).
Этапы работы с историческим источником:
Постановка цели исследования (обязательно с учётом интересов ребёнка или на выбор по определённому предмету, цель ставить вместе с учителем, возможно выдвижение гипотезы).
Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для проведения эксперимента, место проведения эксперимента, факты, домыслы).
Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации, черновые записи исследования).
Оформление исследования:
название работы;
описание хода работы;
заключение (вывод);
приложение (фотографии, рисунки, чертежи, отзывы и т.д.).
Формы организации деятельности:
беседа, практическая работа; рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых выставок и разделов виртуального музея, выставки, групповые и коллективные формы деятельности, выставки.
Виды деятельности:
Овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального учебного проекта.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса истории.
Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.
Духовно-нравственное развитие
Значительное число занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект (выставку, маршрут экскурсии, научноисследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Практическая направленность занятий кружка формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, техника безопасности).
С целью формирования личностных, метапредметных и общих предметных результатов учащимся будет предложено участие в следующих внеурочных мероприятиях.
№ п/п | Название мероприятия | Уровень мероприятия | Сроки проведения |
Фестиваль общественных наук | школьный | Октябрь 2021 | |
Тематические выставки | школьный | В течение года | |
«Фестиваль учебных проектов» | школьный | Апрель 2022 |
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Годовой курс программы рассчитан на 70 часов (1 занятие по 2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ - выделение признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника
Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование;
контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Учащиеся научатся:
ориентироваться в музейной терминологии;
определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
составлять план поисково-исследовательского проекта;
заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
проектировать простую экспозицию;
комплектовать материал для выставки;
составлять текст экскурсии к выставке;
ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.
выступать с публичной защитой проекта.
Учащиеся получат возможность научиться:
формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;
готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.
работать в графическом редакторе
представлять информацию в формате Microsoft Publisher, Microsoft Power Point
вводить изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер, сканеров и т. д.)
Уровни результатов освоения программы
Первый уровень – обучающиеся должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Второй уровень – должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу
Третий уровень -приобретение опыта подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах.
Формы контроля результативности реализации программы:
мониторинг сохранности состава группы обучающихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий;
наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий;
организация, выставок, защита проектов. самостоятельных творческих заданий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Музейная экскурсия Понятия «музейная экскурсия», «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.) и особенности проведния экскурсий в различных типах музеев. Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея к дню памяти репрессированных «Мертвая дорога». Подготовка информации на сайт школы.
Раздел 2: Культурно-образовательная деятельность музея. Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий по подготовке пристендовой экскурсии, тематической линейке, проведения познавательной игры.
Раздел 3. Поисково-исследовательская деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Раздел 4. Проектная деятельность. Проектная деятельность в работе школьного музея. Определение целей, задачи проектной работы, связь с тематикой школьного музея. Виды учебных проектов Этапы проектной работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Место в учебном плане
Согласно учебному плану и плану внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год реализация программы «Юные музееведы» в 5-11 классах осуществляется в рамках дополнительного образования и планируется из расчета 2 час в неделю. Программа рассчитана на 70 часов. Программа реализуется как в течение учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.
Приложение
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Книгопечатная продукция | |||
1 | Библиотечный фонд (книги для учителя) | | |
1.1. | Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования «Юные музееведы», разработанной автором Д.В. Смирновым под редакцией В.А. Горского. – М. Просвещение, 2010.- 111с.- (Стандарты второго поколения). | 1 | |
1.2. | Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001 | 1 | |
1.3. | Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 | 1 | |
2. | Технические средства обучения | | |
2.1. | Интерактивная доска | 1 | |
2.2. | Мультимедиа-проектор | 1 | |
2.3. | Компьютер | 3 | |
2.4. | Экран | 1 | |
2.5. | Экранно-звуковые пособия | 1 | |
2.6. | Видеофильм «Эрмитаж» | 1 | |
2.7. | Видеофильм «Третьяковская галерея» | 1 | |
3. | Оборудование кабинета | | |
3.1. | Столы ученические | 15 | |
3.2. | Стол для учителя | 1 | |
3.3. | Стулья ученические | 30 | |
3.4. | Стул для учителя | 1 | |
3.5. | Маркерная доска | 1 | |