Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогическая направленности «Юные музееведы»

4
0
Материал опубликован 22 May 2021

t1621673431aa.gif

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»





t1621673431ab.gif










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогическая направленности

Юные музееведы



Возраст обучающихся: 10-11 лет

Нормативный срок освоения программы: 1 год






Педагог:

Жакун Татьяна Геннадьевна

учитель истории

высшей квалификационной категории





Принята

на заседании методического совета

(протокол №7 от11.05.2021 г.)
















г. Лангепас , 2021 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель программы: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи:

образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;

развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;

воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.


Основные характеристики образования


Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 5-11 класса. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю, и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, всего 70 ч.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Рабочая программа «Юные музееведы» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев города Лангепаса и конкретно ЛГ МАОУ «СОШ №2» до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же, самостоятельной творческой работы учащихся.

Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Подведение итогов деятельности планируется проводить в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.)

Актуальность программы

Важность самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности обучающихся несомненна, в том числе, направленной на повышения уровня естественнонаучного образования. Обучающиеся должны знать историю малой родины, историю своей школы и своей семьи, поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия для изучения истории, а так же, анализа, и интерпретации. Одним из таких инструментов является музей. 


Организационно-педагогические условия реализации

образовательной программы


Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности в контексте ФГОС. Занятия кружка строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:

Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.

Экспериментирование (проведение опытов)

Коммуникация.

Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.


Используемые технологии обучения:

В процессе реализации программы предполагается использование: дифференцированного подхода, проектирование, информационно-коммуникативные технологии; объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, эвристические, исследовательские методы.

Информационно-коммуникационные технологии (работа с виртуальным музеем школы http://lg-museum.ucoz.site/), оцифровка материалов, размещение результатов в сообществе ученическом самоуправлении РИД (Республика интересных дел).

Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).

Поисковый метод (создание и поиск первичных источников по истории школы, семьи, класса).


Этапы работы с историческим источником:

Постановка цели исследования (обязательно с учётом интересов ребёнка или на выбор по определённому предмету, цель ставить вместе с учителем, возможно выдвижение гипотезы).

Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для проведения эксперимента, место проведения эксперимента, факты, домыслы).

Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации, черновые записи исследования).

Оформление исследования:

название работы;

описание хода работы;

заключение (вывод);

приложение (фотографии, рисунки, чертежи, отзывы и т.д.).


Формы организации деятельности:


беседа, практическая работа; рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых выставок и разделов виртуального музея, выставки, групповые и коллективные формы деятельности, выставки.


Виды деятельности:

Овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального учебного проекта.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса истории.

Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.



Духовно-нравственное развитие

Значительное число занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект (выставку, маршрут экскурсии, научноисследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Практическая направленность занятий кружка формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, техника безопасности).

С целью формирования личностных, метапредметных и общих предметных результатов учащимся будет предложено участие в следующих внеурочных мероприятиях.

п/п

Название мероприятия

Уровень мероприятия

Сроки проведения

Фестиваль общественных наук

школьный

Октябрь 2021

Тематические выставки

школьный

В течение года

«Фестиваль учебных проектов»

школьный

Апрель 2022


Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Годовой курс программы рассчитан на 70 часов (1 занятие по 2 часа в неделю).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Реализация программы способствует формированию следующих универсальных учебных действий:


Личностные УУД: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ - выделение признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника


Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Учащиеся научатся:

ориентироваться в музейной терминологии;

определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

составлять план поисково-исследовательского проекта;

заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

проектировать простую экспозицию;

комплектовать материал для выставки;

составлять текст экскурсии к выставке;

ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.

выступать с публичной защитой проекта.

Учащиеся получат возможность научиться:

формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;

готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.

работать в графическом редакторе

представлять информацию в формате Microsoft Publisher, Microsoft Power Point

вводить изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер, сканеров и т. д.)


Уровни результатов освоения программы

Первый уровень – обучающиеся должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Второй уровень – должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу

Третий уровень -приобретение опыта подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах.


Формы контроля результативности реализации программы:


мониторинг сохранности состава группы обучающихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий;

наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий;

организация, выставок, защита проектов. самостоятельных творческих заданий.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Музейная экскурсия Понятия «музейная экскурсия», «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.) и особенности проведния экскурсий в различных типах музеев. Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея к дню памяти репрессированных «Мертвая дорога». Подготовка информации на сайт школы.

Раздел 2: Культурно-образовательная деятельность музея. Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий по подготовке пристендовой экскурсии, тематической линейке, проведения познавательной игры.

Раздел 3. Поисково-исследовательская деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

Раздел 4. Проектная деятельность. Проектная деятельность в работе школьного музея. Определение целей, задачи проектной работы, связь с тематикой школьного музея. Виды учебных проектов Этапы проектной работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Место в учебном плане

Согласно учебному плану и плану внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год реализация программы «Юные музееведы» в 5-11 классах осуществляется в рамках дополнительного образования и планируется из расчета 2 час в неделю. Программа рассчитана на 70 часов. Программа реализуется как в течение учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.



п/п

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Всего

Теория

Практика

Музейная экскурсия

8

6

2

Смотрят учебные ролики «личное планирование». Сравнивают свойства, проводят поиск информации в сети Интернет. Обрабатывают и представляют информацию в режиме Microsoft Publisher, Microsoft Power Point

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Создают и редактируют тексты. Используют графический редактор: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, коррекция цвета, яркости и контрастности.) Обрабатывают фотографии. Вводят изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.)

Используют навыки смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;. извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;. определение основной и второстепенной информации; давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.


Раздел 2. . Культурно-образовательная деятельность музея

12

8

4

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Создают и редактируют тексты. Используют графический редактор: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, коррекция цвета, яркости и контрастности.) Обрабатывают фотографии. Вводят изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.)

Используют навыки смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;. извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;. определение основной и второстепенной информации; давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.


Раздел 3. Поисково-исследовательская и поисковая деятельность музея

34

3

31

Обрабатывают фото- и видео-архивы с использованием сканера и программ графического редактора. В

Выполняют поисковое задание в соответствии с планом работы над проектом «Книга Памяти».

Определяют цели проекта, составляют плана работы, отбирают имеющуюся информацию и проводят поиск недостающей. Извлекают из неадаптированного текста, составленного на основе газетных публикаций и необходимую информацию, Преобразовывают ее. и используют для решения поставленных задач.

Готовят к устной защите проект. В режиме Microsoft Publisher, Microsoft Power Point.

Участвуют в публичной защите проекта.

Раздел 4. Проектная деятельность.

14

4

10

Создают простейшие тематические экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и приуроченные к памятным датам.

Осуществляют поиск и систематизацию информации, переводят в цифровой вариант, Оформляют выставки (оформление экспозиционного материала в режиме Microsoft Publisher режиме Microsoft Publisher) Готовят простейшее пристендовые экскурсии.

итого

70

21

49






Приложение

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Книгопечатная продукция

1

Библиотечный фонд (книги для учителя)



1.1.

Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования «Юные музееведы», разработанной автором Д.В. Смирновым под редакцией В.А. Горского. – М. Просвещение, 2010.- 111с.- (Стандарты второго поколения).

1


1.2.

Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001

1


1.3.

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001

1


2.

Технические средства обучения



2.1.

Интерактивная доска

1


2.2.

Мультимедиа-проектор

1


2.3.

Компьютер

3


2.4.

Экран

1


2.5.

Экранно-звуковые пособия

1


2.6.

Видеофильм «Эрмитаж»

1


2.7.

Видеофильм «Третьяковская галерея»

1


3.

Оборудование кабинета



3.1.

Столы ученические

15


3.2.

Стол для учителя

1


3.3.

Стулья ученические

30


3.4.

Стул для учителя

1


3.5.

Маркерная доска

1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации