12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трищенкова Ольга Борисовна395
Веду театральные занятия. Учу детей и учусь у детей.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

БОУДОД УР «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете Директор

Протокол № 4 _____________Т.Ю. Якимова

от «__» августа 2020 г. приказ «__» от августа 2020г.

№ _____





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Театр для малышей»


Возраст обучающихся: 4-6 лет

Срок реализации программы: 1 год







Составитель – Трищенкова

Ольга Борисовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Консультант – Чупрынина Ирина Владимировна, методист

высшей квалификационной категории








Ижевск, 2020


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная общеразвивающая программа общекультурного уровня «Театральные игры» имеет художественную направленность.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр - средств театральной педагогики. Через любимую деятельность детей - игру - можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.

Занятия объединения аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики. Это делает их живыми и увлекательными, наполненными интересным содержанием. Занятия носят комплексный характер, поэтому на каждом конкретном занятии используются элементы из нескольких разделов программы. Педагог может варьировать занятия в зависимости от освоения группой определенных навыков. Это позволяет гармонизировать развитие детей и правильно формировать их восприятие учебного материала.

При составлении программы были изучены и использованы следующие методические материалы:

Образовательная программа по сценической речи

Авторская программа дополнительного образования по мастерству актера "Театр, в котором играют дети" Гарбузовой С.А.

Программа студии актерского мастерства «Капитошка» в МАДОУ ДС №15 г. Нижневартовска.

действующие нормативные требования к программам дополнительного образования.


Программа учитывает взаимосвязь и преемственность содержания с предметными областями дополнительного образования в рамках ФГОС

Предметная область

ФГОС

дополнительность

Личностный результат

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование мотивации к занятиям в студии

Метапредметный результат

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

развитие психофизических процессов ребёнка на начальном этапе подготовки

Физическая культура

Укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование первоначальных умений само­регуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

развитие координации и свободы движения, ловкости, выносливости и физической силы




Основные разделы программы и их краткое содержание

Период обучения разделён на полугодия, каждое полугодие включает в себя следующие разделы:

Первый раздел — «Театральная игра» направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других.

У детей вырабатываются навыки активного импровизационного взаимодействия. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Второй раздел — «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей обучающихся. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов.

Этот раздел призван дать ребёнку ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Третий раздел — «Культура, техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Упражнения раздела делятся на 3 вида:

1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2. Дикционные и интонационные упражнения.

3. Творческие игры со словом.

Четвёртый раздел — «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения обучающимися элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Дополнительно, по ходу обучения, идет особая работа, основанная на комплексном использовании учащимися полученных навыков. Это является вспомогательным, но, в то же время, ключевым моментом обучения, ведущим участников коллектива к конечному, значимому результату – участию в полноценном этюде-миниспектакле. Указанная комплексная работа базируется на авторских сценариях.

Осуществление такого комплексного обучения означает работу над значительным по объему этюдом, с участием нескольких учащихся, продолжительностью в несколько минут. Это возможно во втором полугодии при работе с коллективом по настоящей программе. Подготовка к его осуществлению ведется в течение всего курса, в связи, с чем выступления школьников на сцене с отдельными номерами возможны уже с первого полугодия работы с коллективом.

Деление настоящей программы на четыре раздела, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного вида деятельности к другому.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Адресатом программы являются дети в возрасте 4-6 лет. Дети, участвующие в объединении, должны обладать базовой основой обычных культурных навыков соответствующего возраста, а также иметь интерес к театру и близким к нему сферам культурного творчества.

Набор в группы проводится свободно, важно только желание детей.

Объем программы 38 часов в год;

Срок освоения программы 1 год.

Режим занятий – 1 раза в неделю по 1 академическому часу (в соответствии с СанПин 1 час равен 30 минут).

Структура занятия:

- приветствие детей, организационные вопросы – 5 мин.

- работа над речью – 5 мин

-. театральные подвижные игры – 10 мин.

- индивидуальные и групповые задания на площадке – 5 мин.

- анализ занятия – 5 мин.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуально-групповые.

Виды занятий по программе: практические занятия, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, творческое задание, концерты, творческие отчеты.



1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы - формирование и развитие творческих способностей младших дошкольников через художественно-эстетические средства театральной педагогики, формирование общей культуры детей.


Задачи программы:

- раскрытие индивидуальных способностей ребёнка;

- развитие эстетических способностей;

- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

- развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;

- развитие основных психических процессов и качеств, необходимых для успешного усвоения программного материала;

-формирование умения публичного выступления;

- овладение навыками общения и коллективного творчества.

- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

- воспитание чувства ответственности перед коллективом.

















1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


I полугодие

п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

1

1



1

Театральная игра

5

-

5

Наблюдение

1.1

Зрительное и произвольное внимание

2

-

2

1.2

Снятие зажимов.

1

-

1

1.3

Согласование своих действий с другими

2

-

2

2

Ритмопластика

5

1

4

Наблюдение

2.1

Развитие умения пользоваться жестами.

3

1

2

2.2

Развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности.

2

-

2

3

Культура и

техника речи

5

1

4

Практическое задание

3.1

Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

3

1

2

3.2

Построение диалога

2

-

2

4

Основы

театральной культуры

3

1

2

Тестирование

4.1

Экскурсии в театральный музей

1

-

1

4.2

Изучение театров мира

2

1

1


Всего I полугодие

19

4

15







II полугодие


п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Театральная игра

6

1

5

Наблюдение

1.1

Согласование своих действий с другими.

3

1

3

1.2

Развитие умения произвольно реагировать на команду (задание)

2

-

2

2

Ритмопластика

5

1

4

Наблюдение

2.1

Упражнения на расслабление-напряжение различных групп мышц.

3

1

2

2.2

Свободная импровизация на музыкальные фрагменты

2

-

2

3

Культура и

техника речи

5

-

5

Практическое задание

3.1

Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

3

-

3

3.2

Построение диалога

2

-

2

4

Основы театральной культуры

3

2

1

Тестирование кроссворд

4.1

Знакомство с создателями спектакля

1

1

-

4.2

Для чего нужны декорации? Музыка?

2

1

1

4.3

Что делает режиссер? Что должен уметь актер?

2

1

1


Всего II полугодие

19

4

15



Итого за год:

38

8

30
















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

I полугодие

Вводное занятие: Правила техники безопасности, правила поведения в РЦДОД, игровое занятие.

1-й раздел — «Театральная игра»

1.1 Зрительное и произвольное внимание

Теория: Внимание и наблюдательность - обязательные условия для развития творческой фантазии

Практика: Упражнения, направленные на развитие зрительного и произвольного внимания: «Летает – не летает», «Внимательные матрешки» и т.д. (см Приложение)

1.2 Снятие зажимов

Теория: Что такое зажимы, и как от них избавиться

Практика: Упражнения и игры на преодоление зажатости и скованности: «Вышивание», «Веселые обезьянки», «Что мы делали , не скажем» и др. (см Приложение)

1.3 Согласование своих действий с другими.

Теория: Необходимость умение общаться и взаимодействовать друг с другом в жизни и в театре

Практика: Упражнения, направленные на работу в парах: « Передай позу», «Зеркало» и т.д. (см. Приложение)

2-й раздел — «Ритмопластика»

2.1 Развитие умения пользоваться жестами.

Теория: Жесты в повседневной жизни и в театре

Практика: Упражнения на выражение своих мыслей и эмоций при помощи жестов: «Добрый -злой», «Помоги мне», «Дай денег» и т.д. (см. Приложение)

2.2 Развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности.

Практика: Задания и упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности: «Муравьи», «Огонь и лед», «Мокрые котята» и т.д. (см. Приложение)

3-й раздел — «Культура, техника речи»

3.1 Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

Теория: Строение дыхательного и речевого аппарата.

Необходимость речевого дыхания и правильной артикуляции в театральном искусстве

Практика: Артикуляционные упражнения, дыхательные тренинги. «Фыркающая лошадка», «Веселый пятачок», «Жало змеи» и т.д. (см. Приложения)

3.2 Построение диалога

Теория: Понятие диалога. Явление диалога в жизни и в театре.

Практика: Игры со словами, Задания и игры на развитие связной образной речи:, «Вкусные слова» «Сочини предложение», «Фраза по кругу» и т.д. (см. Приложения)

4-й раздел — «Основы театральной культуры»

4.1Экскурсии в театральный музей

Теория: Обзорная лекция.

4.2 Изучение театров мира

Теория: Вариативность внутреннего устройства различных театров. (Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр видеозаписей).

4.3 Посещение театров

Практика: Просмотр спектаклей


II полугодие

1-й раздел — «Театральная игра»

1.1 Согласование своих действий с другими

Теория: Необходимость доброжелательности и контактности в общении с другими людьми

Практика: Упражнения направленные на отработку навыков работы в группах; «Дружные звери», «Отражения» и.т.д.(см. Приложение)

1.2 Развитие умений произвольно реагировать на команду (задание)

Теория: Умение четко и быстро реагировать на команду или музыкальный сигнал

Практика: Игры и упражнения на внимание и выполнения команд:. «Живая геометрия», «Волна» и т.д.(см. Приложение)

2-й раздел — «Ритмопластика»

2.1 Упражнения на расслабление-напряжение различных групп мышц.

Теория: Способы расслабления и напряжения различных групп мышц. Для чего это важно знать.

Практика: Упражнения на напряжение и расслабление: «Зернышко», «Деревья» и т.д. (см. Приложение)

2.2 Свободная импровизация на музыкальные фрагменты

Практика: Упражнения на пластические импровизации, создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений (см. Приложение)

3-й раздел — «Культура техника речи»

3.1 Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

Практика: Дикционные тренинги: «Зоопарк», «Птичий двор» и т. д. (см. Приложение) Упражнения на развитие дикции с помощью скороговорок и стихов.

3.2 Построение диалога

Практика: Составление предложений с заданными словами. Построение диалога, самостоятельно выбирая партнера.

4-й раздел — «Основы театральной культуры»

4.1 Знакомство с создателями спектакля

Теория: Рассказ о людях, без которых было бы не возможно создание спектакля (театральные профессии)

4.2 Для чего нужны декорации? Музыка?

Теория: Музыка и декорации, как они влияют на настроение спектакля.

Практика: Выбор музыкальных фрагментов как характеристика сказочных персонажей

4.3 Что делает режиссер? Что должен уметь актер?

Теория: Режиссер и актер – создание образа

Практика: Создание этюдов









1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Планируемые результаты обучения


Личностные

- иметь сформированную мотивацию к данному (подобному) виду деятельности;

Метапредметные

Познавательные:

- уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

- владеть длительным выдохом при коротком вдохе;

- выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой;

Предметные:

- знать культуру сцены, костюма, азбуку театра (театральные термины);

- уметь выразительно декламировать текст;

- владеть средствами пластической выразительности

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2016-2017 учебный год

1,2,3,4 – № групп

0 – недели по порядку


сентябрь

26.09.16-02.10.16

октябрь

31.10.16-06.11.16

ноябрь

28.11.16-04.12.16

декабрь

26.12.16-01.01.17

январь

30.01.17-05.02.17

февраль

27.02.17-05.03.17

март

27.03.17-.02.04.17

апрель

май

29.05.17-04.06.17

июнь

26.06.17-02.07.17

июль

31.08.17-06.08.17

август















Номер группы Недели обучения

01.09.16-04.09.16

05.09.16-111.09.16

12.09.16-18.09.16

19.09.16-25.09.16

03.10-16-09.10.16

10.10.16-16.10.16

17.10.16-23.10.16

24.10.-16-30.10.16

07.11.16—13.11.16

14.11.16-20.11.16

21.11,.16-27.11.16

05.12.16-11.12.16

12.12.16-18.12.16

19.12.16-25.12.16

02.01.17-08.01.17

09.01.17-15.01.17

16.01.17-22.01.17

23.01.17-29.01.17

06.02.17-12.02.17

13.02.17-19.02.17

20.02.17-26.02.17

06.03.17-12.03.17

13.03.17-19.03.17

20.03.17-26.03.17

03.04.17-09.04.17

10.04.17-16.04.17

17.04.17-23.04.17

24.04.1730.04.17

01.05.17-07.05.17

08.05.17-14.05.17

15.05.17-21.05.17

22.05.17-28.05.17

05.06.17-11.06.17

12.06.17-18.06. 17

19.06.17-25.06.17

03.07.17-09.07.17

10.07.17-16.07.17

17.07.17-23.07.17

24.07.17-30.07.17

07.08.17-13.07.17

14.08.17-20.08.17

21.08.17-27.08.17











1

К

К

К

К

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

К

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

П

У

У

У

У

У

К

К

К

К

К

К

К

К

0

Условные обозначения:

У-учебные занятия;

К- каникулярный период;

П – промежуточная аттестация;

И – итоговая аттестация


2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале с невысокой сценической площадкой. Необходимо также наличие аудиотехники.

Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная;

обязательна мягкая балетная обувь или чешки.

Практические занятия проводятся индивидуально и в парах (с учетом специфики форм и методов учебного процесса).

Репетиционная работа ведется по мере накопления репертуара.

Занятия могут проводиться в форме игры, наблюдения, беседы, выступления, включают групповые парные и индивидуальные задания.

Ребята включаются в активные формы деятельности, учатся управлять собой, оценивать свои возможности, строить себя как личность.


2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

В соответствии с учебно-тематическим планом предусмотрены разнообразные формы промежуточного контроля, позволяющие отслеживать динамику приобретения и закрепления навыков и умений обучающимися, в частности, открытые занятия и участие в мероприятиях РЦДОД.

Итоговые (за полугодие) интегрированных занятий, объединенные определенным сюжетом. В них используются упражнения и игры из разных разделов программы. Например: «Путешествие на остров превращений», «В стране веселых гномов», «День рождения Незнайки».

Итоговой формой контроля является проведение комплексных творческих мероприятий с участием коллектива, где участники выступают с этюдами. В организации и проведении этих учебных мероприятия задействована вся учебная группа. Выступления учащихся «привязаны» к календарным праздничным мероприятиям, таким как День Республики, День Матери, Новый год, Праздник 8 марта и другие.










2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Беседа «Удивительный мир театра»

Работа в микрогруппах

Цель: Выявить сформированность мотивации ребёнка к театральной деятельности. Определить, какой именно раздел театральной деятельности интересует ребёнка

Педагог начинает беседу, предлагает детям вспомнить виды театральной деятельности, рассказать об этих видах.

В ходе беседы дети рассказывают, какие виды театральной деятельности их наиболее интересуют.

После беседы педагог предлагает детям сыграть этюд на тему театр изнутри, где каждый ребёнок выбирает сам, кем бы он хотел быть в театре(актёром, режиссёром, гримёром, костюмером, кассиром, билетёром или зрителем) На основе выбранных ролей можно судить о том, насколько ребёнок замотивирован к театральной деятельности

Актёр и режиссёрмотивация устойчивая, сформированная

Гримёр, костюмер – специальности хоть и приближенные к сценическому действию, но могут рассматриваться и как отдельные от театра специальности – мотивация не вполне сформированная

Кассир, билетёр, уборщица и др. – специальности, которые встречаются в различных сферах. Мотивация к театральной деятельности не сформирована.


Методика «Закончи фразу»

Индивидуальная работа

Цель: выявить, насколько ребёнок готов осознано выстраивать речевое высказывание в устной форме

Педагог предлагает детям закончить начатое предложение. Предложение должно быть развёрнутым, со множеством второстепенных членов и логичным.

По тому, как дети заканчивают предложение, делается вывод об их способности осознано выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Пример :

Педагог: На лужайке расцвели одуванчики…..

Девочка, …..я собрала их и сплела венок (средний уровень)

Мальчик:….мы идём играть в футбол (низкий уровень)

Девочка…..Очень интересно наблюдать, как они поворачивают свои головки вслед за солнцем (высокий уровень)



Методика «Логическая цепочка»

Цель: выявить, насколько ребенок умеет анализировать объекты.

Работа в группе

Педагог предлагает детям дать характеристики предметам и действиям. Начиная, произвольно, с того ребенка, который отвечает первым, после чего его ответ и ответы последующих собеседников становятся основой для очередного вопроса, логическим продолжением предыдущего.

Пример:

Вопрос: Какая сегодня погода?

Ответ: Холодно и дует ветер (высокий уровень, ответ точный и адекватный)

Вопрос: Почему дует ветер?

Ответ: Даже не знаю. Я не вижу, как он выглядит (средний уровень. Ответ неточный, но нацелен на активизацию познания)

Вопрос: Почему ты его не видишь?

Ответ: Ветер из воздуха. Воздух я не вижу (низкий уровень, ответ неточный, ребенок отвечает уклончиво или сбивчиво)


Методика «Что будет если…»

Индивидуальная работа

Цель: проверить, насколько ребенок может выстраивать логические цепи поведения.

Педагог предлагает пофантазировать. Задача ребёнка продумать различные варианты развития событий исходя из заданной темы:

Что будет, если люди будут уметь летать?

Что будет, если не выучить уроки?

Что будет, если Серый волк не съест Бабушку?

Оцениваются развёрнутые ответы.

Высокий уровень - ребёнок составит небольшой связный, логичный рассказ.

Средний уровень - характеризуется неточностями и отдельными нелогичностями.

Рассказ низкого уровня характеризуется разрывами логики развития сюжета.


Игра «Космическое путешествие»

Работа в микрогруппах

Цель: оценить умение детей придумывать и объяснять правила игры, а также их способность находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.

Работа в микрогруппах. Детям дается вводная: они космонавты, исследователи незнакомой планеты. Дети сами определяют, будет ли среди них командир, и кто исполнит эту роль. Разыгрывается этюд, во время исполнения, в сюжет этюда кто-то из детей вносит изменения, остальные их отыгрывают.

Педагог оценивает работу.

Высокий уровень: конфликт разрешен, либо изменения внесены настолько корректно, что существенного конфликта не возникло.

Средний уровень: для разрешения конфликта потребовалось эпизодическое вмешательство педагога-координатора.

Низкий уровень: связный сюжет не получился, или конфликт от вмешательства со стороны оказался трудноразрешимым.


Игра «Роботы и манипуляторы»

Работа в парах.

Цель: проверить способность ребенка управлять действиями партнера (оценка, коррекция);

Один ребёнок исполняет роль робота. Другой словесно управляет им. Педагог оценивает их совместную работу.

Высокий уровень: команды подаются четко и выполнять их не составляет труда. Средний уровень: команды нечеткие, исполнять их сложно.

Низкий уровень: взаимодействие участников не сложилось.


Проверка специальных физических возможностей.

Индивидуальная работа

Цель: проверка обладания волевой саморегуляцией и владения приемами освобождения дыхательных мышц, владения приемами улучшения осанки и звучания голоса, приемами улучшения произношения, выполнение дыхательных и речевые упражнений, усложненных незначительной физической нагрузкой;

В ходе контрольных занятий дети выполняют тренинги на голосовые и дыхательные упражнения.

Они отрабатывают аспекты волевой саморегуляции на предмет освобождения дыхательных мышц. Учащиеся показывают уровень владения приемами улучшения осанки и звучания голоса, приемами улучшения произношения, выполняют дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой на предмет владения артикуляционным аппаратом.

Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.

Средний уровень: для выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.

Низкий уровень: обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.

Практическое задание

Цель: проверка знаний обучаемых о разных уровнях сценического внимания и уметь разграничивать их в сценическом действии, о культуре сцены, костюма, азбуке театра (театральные термины).

Проверка умения выразительно декламировать текст, владения средствами пластической выразительности;

Комплексный показ умений детей, необходимых для сценической работы, в том числе владения артикуляционным аппаратом для показа индивидуального этюда на заданную тему и участия в итоговом спектакле.

В ходе контрольных занятий дети показывают свои знания о разных уровнях сценического внимания и умение разграничивать их в сценическом действии, свое знание культуры сцены, костюма, азбуки театра (театральные термины), выразительно декламируют текст. Кроме того, дети показывают индивидуальный этюд на заданную тему с применением средств пластической выразительности.

В конце периода обучения дети участвуют в итоговом спектакле.

Работа каждого ребенка оценивается по обычным критериям.

Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.

Средний уровень: для выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.

Низкий уровень: обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.


Диагностика

Диагностика развития творческих способностей осуществляется по полугодиям, с отслеживанием динамики по ключевым параметрам, с отражением результатов в сводной таблице и выборочных диаграммах.


Цель диагностики: Выявление роста творческих способностей

Параметры диагностики:

Эмоциональная выразительность:

Эмоции и чувства – это отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе, поэтому очень важно умение правильно выражать и верно реагировать на проявление эмоции окружающих.

Параметры эмоциональных проявлений: выраженность эмоций, эмоциональная подвижность.

Волевой посыл голоса:

Умение управлять силой и направлением голоса один из самых важных навыков сценической речи. Поэтому очень важно процесс его формирования и развития держать под контролем.

Интонационная окраска речи:

Владение навыком интонационной окраски речи важно не только для сценического выступления, но и в повседневной жизни.

Пластика:

Пластические навыки представляют собой умение при помощи движения выражать определенное эмоциональное состояние человека.

Действие в предлагаемых обстоятельствах:

Действие в предлагаемых обстоятельствах предполагает наличие элементарных знаний, умений и навыков актерского мастерства. Именно поэтому данный параметр диагностики включается отдельным пунктом лишь на второй год обучения.

Мышечная память

Диагностика проводится в форме индивидуального тренинга, который включает в себя упражнения на эмоциональную выразительность и подвижность; «Снежок», «Мед тягучий»; на интонационную окраску речи; упражнение «Зоопарк» и «Птичий двор».

Для отслеживания результатов и дальнейшего планирования индивидуальной работы рекомендуется проводить диагностику два раза в год, в начале и в конце учебного года.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ развития практических навыков обучающихся

7-10 баллов ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Обучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.

3-6 баллов СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ Для выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.

0-2 НИЗКИЙ УРОВЕНЬ Обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.


Сводная таблица фиксации результативности обучения по программе

Параметр


Фамилия,

Имя

Эмоц. выразит.

Дикция

Волевой посыл голоса

Интонац. выразит.

пластика

Действие

в предлаг.

обстоят.

Рост

н.г


к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г





























































2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.

В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате кото­рых дети делятся на необходимое педагогу для дальнейшей рабо­ты количество групп (команд). С этой же целью можно использо­вать веселые считалки, когда дети без помощи педагога выбира­ют водящего или участников очередного задания или этюда.

С целью отслеживания результатов творческого роста учащихся предполагается проведение концертов, конкурсов, фестивалей, тестирования, анкетирования и т.д.



Методическое обеспечение программы по разделам

N

Разделы

Год об

Методические материалы

Дидактические материалы

Формы занятий

Формы контроля

1.

Вводное занятие

1,2,3,4

Инструктаж по ТБ

-

Беседа, игра

-

2

Театральная игра

1

Приложение 1

Карточки с различными изображениями, мелкие игрушки Гимнастические коврики Карточки, репродукции различных картин, видео-материалы Иллюстрации

Беседа, практическая работа

Наблюдение

2

Приложение 1,2

Карточки с различными изображениями, мелкие игрушки Гимнастические коврики Карточки, репродукции различных картин, видео-материалы Иллюстрации

Беседа, практическая работа

3

Приложение 1,2

Карточки с различными изображениями, мелкие игрушки Гимнастические коврики Карточки, репродукции различных картин, видео-материалы Иллюстрации

Беседа, практическая работа

4

Приложение 1,2

Карточки с различными изображениями, мелкие игрушки Гимнастические коврики Карточки, репродукции различных картин, видео-материалы Иллюстрации

Беседа, практическая работа

2

Ритмопластика

1

Приложение 3

Гимнастические коврики, видео-материалы, аудио-записи, воспроизводящая аппаратура.

Беседа, упражнения, практическая работа

Наблюдение

2

Приложение 3

Гимнастические коврики, видео-материалы, аудио-записи, воспроизводящая аппаратура

Беседа, упражнения, практическая работа

3

Приложение 3

Гимнастические коврики, видео-материалы, аудио-записи, воспроизводящая аппаратура.

Беседа, упражнения, практическая работа

4

Приложение 3

Гимнастические коврики, видео Гимнастические коврики, видео-материалы, аудио-записи, воспроизводящая аппаратура.

Беседа, упражнения, практическая работа

3

Культура и

техника речи

1

Приложение 4

Карточки с рисунками, цветные иллюстрации

Беседа, упражнения, практическая работа

Практическое задание

2

Приложение 4

Карточки с рисунками, цветные иллюстрации

Беседа, упражнения, практическая работа

3

Приложение 4

Карточки с рисунками, цветные иллюстрации

Беседа, упражнения, практическая работа


Приложение 4

Карточки с рисунками, цветные иллюстрации

Беседа, упражнения, практическая работа

4

Основы

театральной культуры

1

Приложения 5,6

Фотографии театров различных культур и эпох, кроссворды, карточки с изображениями театральных атрибутов

Беседа, упражнения, практическая работа

Тестирование, кроссворд

2

Приложения 5,6

Фотографии театров различных культур и эпох, кроссворды, карточки с изображениями театральных атрибутов

Беседа, упражнения, практическая работа

3

Приложения 5,6

Фотографии театров различных культур и эпох, кроссворды, карточки с изображениями театральных атрибутов

Беседа, упражнения, практическая работа

4

Приложения 5,6

Фотографии театров различных культур и эпох, кроссворды, карточки с изображениями театральных атрибутов

Беседа, упражнения, практическая работа


2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога

Булатова О. С. «Педагогический артистизм» М., «Академа», 2001

Воронов В. В. «Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов и учителей» М., “Вагриус”, 2000

Иванова Е. Ю. «100 игр, сценариев и праздников » М., Изд. «Аквариум», 2000

Капица Ф. С. «Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы» М., «Флинта», 2000

Кедрина Т. Я., Гелазония Г. И. «Большая книга игр и развлечений для детей и их родителей» М., «Педагогика», 1999

Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. «Театрализованные игры в школе» М., “Академа”, 2000

Куликовская И. Э. «Технология интегрированного праздника» Ростов-на-Дону, «Учитель», 2003

«Культура русской речи» под ред. Граудина Л. К. М., «Норма», 1999 Лавренова Л. Е. «Детские праздники в школе и дома» С-П., Изд. «Паритет», 1999

Чурилова Э. Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» М. Изд. «Владос», 2002

Шмаков С. А. «Ее величество – игра» М., «МИП», 1992

Шмаков С. А. «Игры-шутки, игры-минутки» М., «Новая школа», 1993

Шмаков С. А. «Игры учащихся – феномен культуры» М., «Новая школа», 1994

Яременко Е. О. «Как провести день рождения» М., «Школьная пресса», 2003

для детей

1. Барто А. Л. «У нас под крылом», М., «Советская Россия», 1983

2. «Культура русской речи» под ред. Граудина Л. К. М., «Норма», 1999

3. Лавренова Л. Е. «Детские праздники в школе и дома» С-П., Изд. «Паритет», 1999

4. Лысаков В. Г. «Тысяча загадок», М., «Сталкер», 2006

5. Остер Г. Б. «Вредные советы», М., АСТ, 2006

6. «Все наоборот», сб., состав. Г. Кружков, М., «Просвещение», 1993

7. Яременко Е. О. «Как провести день рождения» М., «Школьная пресса», 2003

Источники удалённого доступа

Образовательная программа по сценической речи. – URL: http://живая-мысль.рф (дата посещения 21.06.2016 г.)

Авторская программа дополнительного образования по мастерству актера "Театр, в котором играют дети" Гарбузовой С.А. – URL: http://festival.1september.ru (дата посещения 21.06.2016 г.)

Программа студии актерского мастерства «Капитошка» в МАДОУ ДС №15 г. Нижневартовска. – URL: http://cert.covenok.ru (дата посещения 21.06.2016 г.)


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.