Дополнительная общеразвивающая программа «Дошкольник 21 века»

0
0
Материал опубликован 3 February 2022

t1643876552aa.jpg

Дополнительная общеразвивающая программа «Дошкольник 21 века» предназначена для воспитателей МДОУ, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования, работающих с детьми-дошкольниками. В программе – знакомство с русским народным творчеством, изучение и освоение культурных ценностей: игры, танцы, устное творчество (сказки, загадки, пословицы, потешки), прикладные ремёсла, популярные виды росписи, фольклорные жанры (календарные праздники, песни). Все это - неоценимое богатство для развития творческой личности!


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Дошкольник 21 века» (далее программа) разработана на основании нормативно-правовых документов: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20), Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказ МАУ ДО «ДТДиМ» МО г. Братска № 326 от 01.04.2020 г. «Об утверждении положения об электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи города Братска», Письмо Министерства образования Иркутской области от 18.11.2016 г. № 02-55-11252116 «О направлении методических рекомендации».

Содержание программы составлено с учетом предложения Президента РФ Путина В.В. объявить 2022 год в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия и с опорой на следующие методические пособия:

Русскова Л.В. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». 1986.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения дошколы»/Под редакцией Н,Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное - М. Мозайка – Синтез, 2012г.

«Знакомство детей с Русским народным творчеством» ЛС Куприна, Т.А Бударина.

В современном мире решение вопросов, связанных с изучением и освоением основ народного творчества и искусства особенно актуально, т.к. приобщение детей к культурному наследию поможет обществу вернуть утраченную историческую память, восстановить складывавшуюся веками систему духовных ценностей, существенно повлиять на формирование личности учащегося и его социальную адаптацию.

Привить детям любовь к народному искусству, фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – это не только эстетическая, но и, прежде всего, идейно – нравственная задача образования и культуры.

Знакомство детей с народной культурой поможет открыть им для себя богатство национальной духовной культуры ещё в дошкольном возрасте, что в дальнейшем будет иметь большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.

Этим данная образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, творческих, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Программа включает 6 разделов, в совокупности которые способствуют развитию интереса к русской культуре, истокам народного искусства, культурному наследию, традициям и региональным особенностям в тесной взаимосвязи с современностью. Это будет реализовываться через знакомство детей-дошкольников с нематериальным культурным наследием: устным народным творчеством, видами прикладных промыслов и ремёсел, календарными народными праздниками и обрядами, музыкальными инструментами, русскими народными песнями, играми, объектами культурного наследия.

Отличительной особенностью программы является то, что воспитательный процесс организуется при участии родителей, так как именно они являются «связующим» звеном по передаче информации. Все задания выполняются ребенком совместно с родителем.


Разделы программы:

«Устное народное творчество» (загадки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, былины, сказки);

«Календарные народные праздники» (Покров день, Рождество, Колядки, Масленица);

«В гостях у народных мастеров» (русские народные промыслы: игрушки, береста, самые известные виды росписи, вышивка, народный костюм);

«Музыкальное наследство» (музыкальные, духовые и ударные народные инструменты России, песенный детский фольклор);

«Мой край родной сибирский» (знакомство с достопримечательными местами, памятниками, народностями, бытом родного края);

«Мы в 21 веке наследство сберегаем, преданья старины храним, чтим, изучаем!» - городской конкурс.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Данная программа «Дошкольник 21 века» социально-гуманитарной направленности.

Возраст учащихся по данной программе – дети-дошкольники 6-7 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения с количеством 72 часа. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 академический час (45 минут).

Основная цель - формирование у детей-дошкольников интереса к народному искусству через изучение и освоение культурных народных ценностей.

Приобщение детей-дошкольников к культурным народным ценностям и традициям является важной составляющей педагогической деятельности. Будущее требует от нас создания условий для самореализации личности, воспитания детей с потребностью к познанию, творчеству.

Реализация Программы позволит решить такие задачи, как:

Образовательные:

формировать необходимые знания, умения и навыки по истории, культуре и быту, национальных народных традициях;

формировать представления об отдельных видах народного искусства через изучение музыкального, устного народного творчества, отдельных видов народных промыслов;

Развивающие:

способствовать развитию способностей детей-дошкольников с демонстрацией своих творческих возможностей;

способствовать социализации детей, привитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

формирование патриотизма и гордости за родную страну.


Ожидаемые результаты:

Сформированы необходимые знания, умения и навыки по направленностям народного искусства для развития личности.

Сформирован познавательный интерес к деятельности, сообразный возрасту.

Владеет и самостоятельно использует полученные знания и навыки при демонстрации своих способностей и умений.

Развита эмоциональная отзывчивость – учащийся принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процесс

Пояснения к учебному плану

Основная форма организации деятельности – индивидуальная в дистанционном режиме и групповая в очном режиме. Группы формируются из детей дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет на период проведения городского конкурса «Дошкольник 21 века». Реализация программы в условиях дистанционного режима проводится с использованием электронных почт родителей, электронных образовательных ресурсов по изучаемым разделам и темам.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

всего

дистанционно

очно

теория

практика


Раздел 1 «Устное народное творчество»

16

7

9


Викторина «Отгадай! О ком? О чем?»




1.1.

Тема «Фольклор. Пословицы, поговорки»

3

4

1.2.

Тема «Загадки»

4

5

1.3.

Тема «Герои сказок. Сказители»


Раздел 2 «Календарные народные праздники»

17

8

9

Онлайн - Вернисаж рисунков «Народный календарь»;

Творческое задание «Отгадай и нарисуй!»;

Дистанционная интерактивная игра «Календарные народные праздники»

2.1.

Тема «Быт русского народа»

2


2


2.2.

Тема «Народный календарь, приметы природы»

2.3.

Тема «Покров день»

2

3

2.4.

Тема «Рождество»

2.5.

Тема «Масленица»

2

2

2.6.

Тема «Игра»

1

2


Раздел 3 «В гостях у народных мастеров»

20

9

11


Творческое задание «Вышивка», «Элементы русского народного костюма»;

Онлайн - пазл «Собираем ремёсла»

3.1.

Тема «Игрушка»

2

2

3.2.

Тема «Костюм»

2

2

3.3.

Тема «Вышивка»

1

2

3.4.

Тема «Береста»

1

1

3.5.

Тема «Жостовская роспись»

1

1

3.6.

Тема «Гжель»

1

1

3.7.

Тема «Хохлома»

1

1


Раздел 4 «Музыкальное наследство»

9

4

5


Музыкальная викторина «Угадай инструмент»

4.1.

Тема «Народные инструменты»

2

3

4.2.

Тема «Песенный детский фольклор»

1

2



Раздел 5 «Мой край родной сибирский»


5

2

3


Иллюстрированный чайнворд «История моего края»



5.1.

Тема «Народности, быт народа сибирского края»

1

1

5.2.

Тема «Исторические места –архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня»

1

2


Раздел 6 «Мы в 21 веке наследство сберегаем, преданья старины храним, чтим, изучаем!»

5

-

-

5

конкурс


Итого

72







Календарный учебный график

Раздел / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Устное народное творчество»

10

6








«Календарные праздники»


2

8

7






«В гостях у народных мастеров»




1

8

8

3



«Музыкальное наследство»







5

4


«Мой край родной сибирский»








5


«Мы в 21 веке наследство сберегаем»









5

Всего

10

8

8

8

8

8

8

9

5



Содержание программы

Раздел № 1 «Устное народное творчество» 16 ч.

Теоретическая часть – 6 ч.

- Тема № 1: «Фольклор. Загадки, пословицы, поговорки, потешки». Знакомство с малыми жанрами фольклора, их поучительность 3 ч.

- Тема № 2: «Фольклор. Сказки. Герои сказок. Сказители». Роль сказки в развитии творческого воображения. Структура сказки: зачин, троекратный повтор, волшебство, концовка, добро побеждает зло. Виды сказок: народные, волшебные, бытовые, сказки о животных, прозаические и стихотворные, сказки-загадки, сказки-розыгрыши, сказки о природе. 3 ч.

Выполнение практических заданий – 9 ч.:

1. заучить наизусть 2-3 поговорки, потешки;

2. объединить пословицы по понятиям «труд», «добро», «дружба»;

3. подобрать сказки по количественному составу персонажей (3, 4, 5, 6, 7);

Диагностика - 1 час: Викторина-игра «Отгадай! О ком? О чем?» (дать правильный ответ на загадку и соединить стрелками картинку с текстом).

Раздел № 2 «Календарные праздники. Особенности, традиции». 17 ч.

Теоретическая часть 7 ч.

- тема № 1 «Быт», «Народный календарь». Знакомство с укладом жизни русского народа, предметами старины. Знакомство с народным календарем, названиями месяцев по их характерным приметам, поговорками по временам года. 2 ч.

- тема № 2 «Покров день», «Рождество». Знакомство с народными сезонными праздниками, истоками возникновения праздников. Знакомство с Колядками, типы колядок. 2 ч.

- тема № 3 «Масленица». Традиции, особенности празднования весеннего праздника Масленица. Народные игры внутри праздничного обряда. 2 ч.

Тема «Игра». Знакомство с игровыми правилами русских народных игр. Игры-современницы: подвижные и дидактические народные игры, дошедшие до наших дней. Значение игры в жизни человека. 1 ч.

Выполнение практических заданий – 9 ч.:

1.отгадать кроссворд по предметам русского быта;

2. отгадать загадки о временах года;

3. собрать пословицы по временам года;

4. нарисовать пословицы по заданным темам: «труд», «дружба», «герои».

5.выучить наизусть 2-3 детских колядки;

6. нарисовать сопутствующие предметы праздника Рождество;

7. представить народную игру, дошедшую до наших дней;

Диагностика – 1 ч.: Онлайн - Вернисаж рисунков «Народный календарь»

(из предложенных названий месяцев русского народного календаря определить время года и нарисовать его).


Раздел № 3 «В гостях у народных мастеров» (русские народные промыслы: игрушки, береста, самые известные виды росписи, вышивка). 20 часов.

Теоретическая часть – 9 ч.

- тема № 1 «Игрушка». Дымковская игрушка. Знакомство с разнообразием глин, ее свойствами, особенностями и основами обработки. Матрешка, история создания. Стили росписи матрешки. 2 ч.

- тема № 2 «Костюм». Дети знакомятся с традиционным народным костюмом. 2 ч.

- тема № 3 «Вышивка». Дети знакомятся с традиционным народным женским рукоделием, использование его в народном костюме, традиционными узорами, орнаментами вышивки. Значение цветовой гаммы. 1 ч.

- тема № 4 «Береста». Использование на Руси предметов быта, украшений из бересты, применение бересты в наши дни (туеса, рукоятки ножей, применение в медицине). 1 ч.

- тема № 5, № 6, № 7 «Жостовская роспись», «Гжель», «Хохлома». Знакомство с особенностями росписи, отличительными признаками, применение изделий в быту. 3 ч.

Выполнение практических заданий – 10 ч.:

1.сделать аппликацию матрёшки, используя в оформлении любые геометрические фигуры;

2.оформить простейшими орнаментами предложенный образец вышивки женского костюма;

3. отметить правильно из предложенных рисунков народных костюмов русские костюмы;

4.изучить тактильно бересту.

Диагностика 1 ч.: Онлайн - пазл «Собираем ремёсла» (из фрагментов собрать народную игрушку)


Раздел № 4 «Музыкальное наследство». 9 ч.

Теоретическая часть – 4 ч

- тема № 1 «Народные инструменты», «Музыкальный фольклор». Знакомство с музыкальными, ударно – шумовыми народными инструментами, с их отличительными признаками. 2 ч.

- тема № 2 «Песенный детский фольклор». Значение детских колыбельных песен, песен-закличек, хороводных, частушек. 2 ч.

Выполнение практических заданий 5 ч.:

1.по теме «Инструменты»: определить на слух, к какому виду принадлежит инструмент (музыкальный, или шумовой) по музыкальному фрагменту;

2. нарисовать по 1 инструменту: шумовой, музыкальный.

3.по теме «Песенный детский фольклор»: разучить по одной детской колыбельной песне;

4. разучить по одной детской хороводной песне;

5.разучить по одной песне любого народного праздника.

Диагностика 1 ч.: Музыкальная викторина «Угадай инструмент»


Раздел 5 «Мой край родной сибирский» 5 ч.

Теоретическая часть – 2 ч.

- тема № 1«Народности, быт народов сибирского края» - 1 ч.

- тема № 2 «Исторические места – архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» - 1 ч.

Выполнение практических заданий 2 ч.:

- знакомство с иллюстрациями исторических памятников, выбор – нашего края.

Диагностика 1 ч.: Иллюстрированный чайнворд «История моего края»


Раздел № 6 «Мы в 21 веке наследство сберегаем, преданья старины храним, чтим, изучаем!» - 5 ч.

Выполнение практических заданий, диагностика –5ч. - городской конкурс «Дошкольник 21 века».


Оценочные материалы

В рамках программы предусмотрен тематический контроль промежуточной аттестации в форме гугл-тестов, музыкальной викторины, дистанционных кроссвордов, онлайн Вернисажа рисунков. Оценивание происходит с помощью «смайликов» и комментариев 1. «Молодец! Очень хорошо! Задание выполнено правильно»; 2. «Молодец! Хорошо! Задание выполнено с небольшими неточностями». Всем участникам отправляются Похвальные листы, по завершению реализации ДОП «Дошкольник 21 века» воспитанникам вручаются Сертификаты, педагогам – Благодарственные письма за подписью директора МАУ ДО «ДТДиМ» МО г.Братска.

Итоговая диагностика проходит через проведение городского конкурса «Дошкольник 21 века», посвящённого народному искусству и культурному наследию, по общей теме: «Мы в 21 веке наследство сберегаем, преданья старины храним, чтим, изучаем!» с целью демонстрации сформированных основ художественно-творческой компетентности детей дошкольного возраста.

Конкурс проходит в очном режиме, в форме квест-игры по нескольким станциям и включает в себя интеллектуальные, творческие задания, задания-игры. Для каждого задания разработаны диагностические материалы, в которые включены вопросы на освоенные темы программы «Дошкольник 21 века».

В критерии оценивания включены такие параметры, как:

полнота ответа,

точность раскрытия темы,

нестандартное мышление,

ораторские способности.

Ответы оценивает компетентное жюри, в которое входят педагоги дополнительного образования, представители МБДОУ, специалисты департамента образования (дошкольный отдел), представители учреждений культуры. Участникам в составе команд - победительниц (воспитанникам) и педагогам, подготовивших победителей, вручаются Дипломы 1, 2, 3 степени, остальным – благодарственные письма.


Методические материалы

Детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, сказок, словом без устного народного творчества. Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Поэтому в программу включено направление по знакомству и изучению данного материала. Его заучивание окажет положительное влияние на развитие речи.

Знакомство дошкольников с видами прикладного народного творчества поможет развить мотивационную сферу, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформировать эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной программы «Дошкольник 21 века» предусмотрен комплекс, как теоретического материала с аудио и видео-сопровождением (прослушивание музыкальных фрагментов по теме «Музыкальные инструменты», просмотр ви­деоматериалов из к/ф, м/ф по теме «Песенный детский фольклор», «Устное народное творчество» в различном исполнении, аранжировке), так и выполнение практических и творческих заданий по народному искусству.

Педагогическая целесообразность заключается в создании единого информационного и эстетического пространства, открытого доступа к информации, знаниям и культурным ценностям.

Реализация программы предусматривает применение педагогических технологий с использованием:

электронного дистанционного обучения (формирование подборок образовательных, развивающих материалов для самостоятельного использования учащимися через медиафайлы на Викискладе и ссылки);

образовательных дистанционных технологий (консультирование по техническим и организационным вопросам реализации программ);

рассылка образовательных и развивающих материалов через эл.почты и личные кабинеты родителей (сборники, статьи, печатные учебные издания);

очной формы взаимодействия (проведение итогового мероприятия городского конкурса «Дошкольник 21 века»).

В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Весь материал подобран с учётом возраста участников. Поэтому к текстовому материалу прикреплен яркий дидактический материал в виде картинок, рисунков, страниц с творческими заданиями, видеофрагментов из мультфильмов, детских художественных фильмов и т.д. Ведь для ребенка важен приём визуализации, в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

Главное условие для успешной реализации программы – заинтересованность родителей, т.к. учащиеся – это дети-дошкольники, не владеющие чтением. Совместные занятия по изучению теоретического материала необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

В образовательном процессе дистанционных учебных занятиях, очном конкурсном мероприятии и при проведении педагогического контроля применяется технология «Создание ситуации успеха учащегося» через следующие методы и приемы:

Метод «Внесение мотива». Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...».

Метод «Доброжелательность». Расположенность окружающих, улыбки, дружеское подбадривание, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снижает зажатость, инициирует активность субъекта.

Прием «Общая радость» состоит в том, что бы учащийся достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Метод формирования разносторонних музыкально – культурных знаний, через:

- изучение духовных ценностей культурного народного наследия;

- демонстрацию учащимися устных ответов по изученным темам.

Метод освоения текста.

Метод отбора из текста главной мысли.

Метод заучивания текста по темам раздел № 1 «Устное народное творчество».

Метод творческой деятельности и создания творческих «продуктов» учащимися.

Метод формирования сценического поведения и поведения слушателя при участии в учебных, репетиционных и культурно – досуговых мероприятиях.

Метод создания ситуации успеха: снятие страха, доброжелательность авансирование, скрытая инструкция, педагогическое и родительское внушение. Высокая оценка деятельности.


Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимы условия:

Обязательная регистрация родителей через систему Навигатор

Учебный кабинет.

В рабочей зоне педагога должны быть:

технические средства обучения: персональный компьютер;

доступ в интернет;

принтер.

Информационно-методическое сопровождение программы.

Требования, предъявляемые к учащимся:

каждый учащийся должен иметь доступ в интернет: Систематически посещать все занятия.


Электронные образовательные ресурсы:

Ютуб

https://www.youtube.com/watch?v=KhBg9amHWH8 https://www.youtube.com/watch?v=WoAAbnYv1t4 https://www.youtube.com/watch?v=hAmN5kPyuTE https://www.youtube.com/watch?v=r5w43gzCgHY

https://www.youtube.com/watch?v=Zccqjo27rMY https://youtu.be/etZSZ5z_P74

Сайт «Дети-онлайн»

https://deti-online.com/skazki/

МААМ.ru Международный образовательный портал

https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkiy-folklor/russkie-narodnye-pribautki-dlya-detey/

https://schci.ru/pribautki.html




Список литературы

Для педагога:

1. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М., Родникъ, 1996.

2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - Спб.: Детство-Пресс, 2008.

3. Даль В.И. «Пословицы русского народа», М. 2003.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения дошколы»/Под редакцией Н,Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное - М. Мозайка – Синтез, 2012г.

5. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группе старшего дошкольного возраста». М., 2001.

6. Петровский В.П. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении». М. 1993.

7. Русскова Л.В. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». 1986.

Для учащихся и родителей:

1. «Знакомство детей с Русским народным творчеством» ЛС Куприна, Т.А. Бударина.

2. «Музыкальный Калейдоскоп» И В Фомичёва Москва 1996г.

3. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает». М. 1989.
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.