Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Витраж в технике тиффани»

3
0
Материал опубликован 21 September 2020 в группе

t1600686275aa.gif


СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6

3.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7

4.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

7

4.1.

Учебный план

7

4.2.

Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

7

4.3.

Материально-технические и кадровые условия

7

5.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8

6.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

9


ПРИЛОЖЕНИЕ (рабочие программы модулей)


11








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы.

Программа «Витраж в технике Тиффани» художественной направленности.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя традиции и одновременно развивая их. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия страны и региона.

Актуальность витражей в современном мире обусловлена тем, что наш климат не слишком изобилует яркими красками, именно поэтому витраж является тем важным элементом декора, который меняет жизнь к лучшему. Витраж – многоцветное прозрачное стеклянное полотно – заставит играть интерьер всеми цветами радуги даже в самую хмурую и ненастную погоду.

Этот вид искусства не затерялся во мгле веков, уступая место современным автоматизированным технологиям. Мастера все так же кропотливо собирают на рабочем столе полотно из кусочков стекла, вручную обрабатывая и подготавливая каждую деталь, а продукт их труда пользуется неизменным спросом ценителей прекрасного.

Возможно, дело именно в ручном способе производства большинства витражей. Это априори эксклюзив, уникальное творческое произведение, не бездушная машинная штамповка, а элемент авторского видения мира. Возможно, эстетов влечет игра красок цветного стекла и блики света, словно заблудившегося в бесконечной глубине полупрозрачной перспективы. А может это какие-то отголоски детства, наивного чувственного восприятия действительности, когда разноцветные солнечные блики будили в душе ожидание праздника. Искать обоснование актуальности витража можно долго, но плоскость этих поисков сугубо субъективна, так как каждый из нас увидит в витражах какую-то свою, уникальную грань их привлекательности.

Техника Тиффани – давно знакомый метод работы со стеклом. Впервые она были придумана Луисом Комфортом Тиффани, который прославился на весь мир, благодаря открытию нового метода спаивания разноцветного стекла. Его суть заключается в соединении двух разных кусков стекла с помощью тонких медных полос, отрезанных от металлического листа. Затем они спаиваются друг с другом с помощью олова, что позволяет создавать довольно сложные фигурные узоры и картины.

В наши дни техника Тиффани используется не только для создания красочных витражей. С ее помощью удается делать уникальные броши, серьги, подвески и прочие аксессуары. Техника Тиффани отличается от других своим способом соединения стёкол между собой. В отличие от других техник, где стёкла скрепляются между собой при помощи протяжки, в этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.

При помощи техники Тиффани можно создавать объёмные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами. Благодаря такой реалистичной фактуре эти витражи становятся неповторимыми и оригинальными. Использование мелких деталей в технике Тиффани делает изящнее и тоньше линии витражей. Эта технология позволяет создавать неограниченные и прочные плоскости и формы, включая традиционные, которые используются для изготовления потолочных и оконных конструкций. Техника Тиффани нашла своё применение в изготовлении ваз, светильников и других декоративных предметов.

Осваивая витражную технику «тиффани», обучающиеся познают еще одну грань красоты мира искусств. Стекло и металл, как материалы, более устойчивы к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.


Отличительной особенностью программы является ее новизна и междисциплинарность. Изучая основы витражной техники, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (применяются знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), изобразительное искусство (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения (умение «читать» и составлять схемы), математики (подсчет используемого материала).


Программа «Витраж в технике Тиффани» разработана на основании следующих документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно­-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а именно Уставом МБУ ДО ГДДЮТ.


Новизна программы заключается в следующем:

расширение для обучающихся образовательного пространства за счет освоения новой сферы прикладной деятельности;

организация реального разновозрастного сотрудничества (обучающиеся, родители, педагоги);

создание условий для самореализации детей и поиска пути их дальнейшего развития.


Педагогическая целесообразность программы. Витражное творчество развивает у учащихся чувство прекрасного, умение видеть цвет и сочетание цветов, их гармоничность. Это кропотливая работа, что позволяет развивать усидчивость, терпение, внимание, наблюдательность. Специфика превращения мелких кусочков цветного стекла в изделие развивает логическое мышление и пространственное видение у учащихся.


Цель программы – развитие способностей к творческому самовыражению и самореализации через обучение витражной технике Тиффани.


Задачи программы:

познакомить детей с основными видами декоративно-прикладного искусства;

научить приемам работы со стеклом, спаивания деталей и сформировать базовые знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

воспитывать уважительное отношение к традициям национальной культуры;

воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение довести начатое дело до конца;

прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам культуры труда;

развивать познавательные интересы, творческую активность, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению;

развивать эстетический и художественный вкус, расширять кругозор.


Адресатом программы являются средние и старшие школьники 12-17 лет. Возрастное комплектование в группы обучающихся позволяет педагогу построить занятие соответственно их возрастным особенностям; выбирать методику проведения занятий, рационально планировать время для теоретических занятий и практических работ. В этом возрасте у детей появляется стремление познавать свои индивидуальные особенности. Девочки стараются красиво выглядеть, любят носить украшения. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных украшений. У учащихся формируется произвольность, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.


Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: стартовый уровень.


Периодичность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа.


В коллектив принимаются любые лица, без предъявления требований к уровню образования и способностям.


Количество обучающихся в группе: минимальное количество 7 человек, максимальное – 15 человек.


Объем программы: 216 часов.


Формы реализации. Очная форма реализации программы.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся будут знать:

технику безопасности при работе на занятиях в творческом объединении;

основные этапы развития искусства витража;

основные приемы витражной техники Тиффани;

основы композиции и цветоведения.

Учащиеся будут уметь:

организовать свое рабочее место;

выполнять эскизы изделий, адаптированные к технике Тиффани;

спаивать детали изделия;

подбирать цветовую гамму (орнамент) для создания изделий;

проектировать изделия из бисера.

Учащиеся будут уметь:

сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

оценивать процесс и результат своего труда.

Учащиеся получат возможность:

развить социально ценные личностные и нравственные качества: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду;

реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.


3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, всего за год 216 часов.

Занятия разделены на академические часы (45 минут) с перерывами между ними по 10 минут.

Программа состоит из трех модулей, которые соответствуют уровням освоения программы. Рабочие программы модулей представлены в приложениях:

1. Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Первый год обучения».


4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. Учебный план


Модуль

Количество часов

Формы аттестации/контроля

1.

1 год обучения

216

Самооценка, взаимооценка результатов, творческие проекты, выставки работ, наблюдение, опросы


4.2. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

С 15.08.2020-01.09.2020: Набор детей в объединения. Проведение родительских собраний, комплектование учебных групп.

Начало учебного года: с 1 сентября 2020 года.

Конец учебного года: 31 мая 2021 года

Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.

Сроки продолжительности обучения:

1 полугодие

(с 01.09. по 31.12.2020)

2 полугодие

(с 10.01 по 31.05.2021)


4.3. Материально-технические и кадровые условия

Помещение (кабинет) не менее 30 кв. м. и подсобное помещение для склада не менее 10 кв. м.;

Столы и стулья не менее 15 шт.;

Шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

Инструменты и материалы для витражной техники Тиффани (стекло витражное, медная фольга, паяльники, химия для витража, пинцеты, стеклорезы, защитные средства – перчатки и маски, кусачки, плоскогубцы, медная проволока, калька, фурнитура для украшений);

Канцелярские принадлежности.

Кадровые условия

В реализации программы занят педагог дополнительного образования Пименова Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория.


5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей программе «Витраж в технике Тиффани»


Критерии

Показатели

Количество баллов

Методы диагностики

1. Теоретическая подготовка

1.1 Теоретические

знания по каждому модулю

Соответствие

теоретических

знаний ребенка

программным

требованиям

Минимальный уровень – учащийся владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой (1-3 балла)

Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ (4-7 баллов)

Максимальный уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период (8-10 баллов)

Наблюдение, опрос, беседа

1.2 Владение специальной терминологией

Осмысленность

и правильность

использования

специальной

терминологии

Минимальный уровень – учащийся, как правило, избегает применять специальные термины (1-3 балла)

Средний уровень – учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой (4-7 баллов)

Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием (8-10 баллов)

Письменные задания,

опрос

Практическая подготовка

2.1 Практические навыки и умения

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков (1-3 балла)

Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ (4-7 баллов)

Максимальный уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой (8-10 баллов)

Анализ выполнения текущих и итоговых работ

2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень – учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием (1-3 балла)

Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога (4-7 баллов)

Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений (8-10 баллов)

Анализ выполнения текущих и итоговых работ

2.3 Творческие навыки

Креативность

в выполнении

практических

заданий

Начальный уровень развития креативности – учащийся в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания (1-3 балла)

Репродуктивный уровень – выполняет задания на основе образца (4-7 баллов)

Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества (8-10 баллов)

Анализ выполнения текущих и итоговых работ,

участие в выставках и соревнованиях


6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Для эффективной реализации программы используются следующие образовательные технологии:

технологии проектного обучения (обучающиеся создают индивидуальные и групповые творческие проекты);

технология проведения творческих мастерских.

Методы, используемые на занятиях, можно разделить на несколько групп:

Информационные (устные словесные и демонстрационные).

Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Нужно учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть лаконичным и чётким, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию презентаций и видеоуроков, стендов с готовыми изделиями, позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Средства наглядности позволяют дать обучающимся разностороннее понятие о каком-либо образце и способствуют более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий.

Практические (репродуктивные и проектные)

Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно­иллюстративные методы.

Проектные методы на практике ведут к изменению роли и функции педагога. Педагог при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности обучающихся. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или модулем в целом.


Список использованной литературы

Блинова, И. В. Художественное материаловедение (витраж) [Текст]: учебное пособие / И. В. Блинова, С. Н. Куликовских; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Фил. в г. Златоусте, Каф. общ. металлургии. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 39 с.

Быкова, М. А. Методика выполнения витража: учебное пособие / М. А. Быкова, Н. А. Довнич; Министерство науки и высшего образования РФ, Иркутский национальный исследовательский технический университет. – Иркутск: Издательство Иркутского национального исследовательского технического университета, 2019. – 103 с.

Витражи своими руками / [сост. Г. А. Серикова]. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 253 с.

Слесарева, И. В. Дарить людям радость и красоту. Преломление света через цвет и сюжет в витраже: каталог эскизов и работ в витраже / Слесарева Ирина Владимировна. – Москва: iВёрстка, 2011. – 119 с.

Цветные витражи: модно и стильно: техника изготовления витража, способы применения в интерьере, основы композиции / авт.-сост. Т. М. Ткачук. – Москва: АСТ, 2009. – 190 с.

Цыганова, Л. Р. Отделочные материалы и композиции, применяемые в дизайне. Мозаика, фреска, витраж, сграффито: учебное пособие / Л. Р. Цыганова, Н. А. Мастерова, Е. Б. Артемова; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. архитектурно-строит. Ун-т. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. – 57 с.

Якушева, М. С. Искусство витража. Принципы построения композиции [Текст]: на примере готического витража XI-XV вв.: учебное пособие / М. С. Якушева, В. И. Ивановская. – Москва: Изд-во В. Шевчук, 2011. – 217 с.

Интернет-ресурсы

Название ресурса

Краткая характеристика содержания

Прямая ссылка на ресурс

Витроарт

Статьи, книги и другие публикации по витражному искусству в России

https://vitroart.ru/articles/


Андрианов-арт

Есть много уроков, простых и сложных.

http://www.andrianov-art.ru


Ярмарка мастеров

Много различных мастер-классов по витражу, чаты с мастерами

livemaster.ru


Приложение №1 к дополнительной общеразвивающей программе

«Витраж в стиле Тифани»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

«1 год обучения»


1.Планируемые результаты реализации модуля:

Предметные:

Учащиеся будут знать:

технику безопасности при работе на занятиях в творческом объединении;

основные этапы развития искусства витража;

основные приемы витражной техники Тиффани;

основы композиции и цветоведения.

Учащиеся будут уметь:

организовать свое рабочее место;

выполнять эскизы изделий, адаптированные к технике Тиффани;

спаивать детали изделия;

подбирать цветовую гамму (орнамент) для создания изделий;

проектировать изделия из бисера.

Метапредметные:

Учащиеся будут уметь:

сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

оценивать процесс и результат своего труда.

Личностные:

Учащиеся получат возможность:

развить социально ценные личностные и нравственные качества: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду;

реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.


2.Тематическое планирование модуля


п/п

Название раздела. Темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие (материаловедение). Инструктаж по технике безопасности

6

4

2

Самооценка, взаимооценка результатов, творческие проекты, выставки работ, наблюдение, опросы

2

Все о витраже и стекле

20

8

12

3

Изготовление мелких изделий из 1-3 деталей. Учимся создавать эскизы и схемы украшений.

52

10

42

4

Основные способы резки стекла и обмотки медной фольгой

42

3

39

5

Пайка изделий оловянным припоем

42

3

39

6

Способы патинирования

42

3

39

7

Проектная деятельность

10

2

8

8

Итоговое занятие

2


2

Итого:

216

33

183




3. Содержание модуля


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детьми. Презентация деятельности. Беседа по технике безопасности при работе со стеклом, стеклорезом, паяльником и другими инструментами и материалами.

Знакомство с темами занятий, с правилами поведения в учреждении, в кабинете.

Практика. Отработка приемов работы с материалами и инструментами.


Все о витраже, стекле и металле.

Теория. Происхождение стекла, виды стекла, качество, цвет, восстановление и окрашивание стекла. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Понятие «декор». Беседа «Зачем людям украшения?». История техники Тиффани.

Практика. Презентация изделий в технике Тиффани.


Изготовление изделий из 1-3 деталей. Учимся создавать эскизы.

Теория. Стилизация изображения для эскиза витража. Подбор стекла по цвету, фактуре и толщине.

Практика. Перенос эскиза на стекло.


Основные способы резки стекла и обмотки медной фольгой.

Теория. Виды стеклорезов, смазочных материалов для резки стекла. Правила работы со стеклорезом. Свойства медной фольги.

Практика. Учимся резать стекло с помощью стеклореза и кусачек. Обточка деталей с помощью наждачной бумаги. Обмотка деталей медной фольгой. Разглаживание фольги Обработка фольги жидкостью для пайки.


Пайка изделий оловянным припоем.

Теория. Виды и свойства припоев. Техника безопасности и меры предосторожности при работе с паяльником и паяльной кислотой. Важность выполненного паяльного шва – техническая и эстетическая. Лицевая и обратная стороны. Использование медной проволоки для деталей изделия.

Практика. Спаивание деталей изделия между собой с помощью паяльника.


Способы патинирования.

Теория. Виды и свойства патины. Материалы для шлифовки изделия..

Практика. Патинирование швов изделия. Промывка. Полировка изделия. Покрытие швов защитными жидкостями.


Проектная деятельность.

Теория. Проект 5 «П»: проблема, поиск, программа, продукт, презентация. Эскиз. Изделие из стекла и металла. Проектная деятельность – самостоятельное решение проблемы путем поиска информации, составления программы (плана) действий, получения продукта (изделия) и его презентация.

Выбор темы изделия. Постановка творческой задачи: найти наиболее интересные решения композиции изделия. Определение размера изделия. Связь с интерьером.

Выполнение эскизов в масштабе. Просмотр и оценка выполненной работы, выбор наиболее удачных эскизов. Выполнение эскиза в цвете. Выбор наиболее выразительного эскиза.

Особенности выполнения изделия из стекла в зависимости от характера и его исполнения.

Практика. Составление проекта изделия в витражной технике: составление программы, разработка эскиза, выполнение изделия из стекла и металла.

Итоговое занятие.

Отчетная выставка готовых работ, обсуждение работ, награждение.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации