Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Витраж в технике тиффани»
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 6 |
3. | СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | 7 |
4. | ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | 7 |
4.1. | Учебный план | 7 |
4.2. | Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | 7 |
4.3. | Материально-технические и кадровые условия | 7 |
5. | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 8 |
6. | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 9 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ (рабочие программы модулей) | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Программа «Витраж в технике Тиффани» художественной направленности.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя традиции и одновременно развивая их. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия страны и региона.
Актуальность витражей в современном мире обусловлена тем, что наш климат не слишком изобилует яркими красками, именно поэтому витраж является тем важным элементом декора, который меняет жизнь к лучшему. Витраж – многоцветное прозрачное стеклянное полотно – заставит играть интерьер всеми цветами радуги даже в самую хмурую и ненастную погоду.
Этот вид искусства не затерялся во мгле веков, уступая место современным автоматизированным технологиям. Мастера все так же кропотливо собирают на рабочем столе полотно из кусочков стекла, вручную обрабатывая и подготавливая каждую деталь, а продукт их труда пользуется неизменным спросом ценителей прекрасного.
Возможно, дело именно в ручном способе производства большинства витражей. Это априори эксклюзив, уникальное творческое произведение, не бездушная машинная штамповка, а элемент авторского видения мира. Возможно, эстетов влечет игра красок цветного стекла и блики света, словно заблудившегося в бесконечной глубине полупрозрачной перспективы. А может это какие-то отголоски детства, наивного чувственного восприятия действительности, когда разноцветные солнечные блики будили в душе ожидание праздника. Искать обоснование актуальности витража можно долго, но плоскость этих поисков сугубо субъективна, так как каждый из нас увидит в витражах какую-то свою, уникальную грань их привлекательности.
Техника Тиффани – давно знакомый метод работы со стеклом. Впервые она были придумана Луисом Комфортом Тиффани, который прославился на весь мир, благодаря открытию нового метода спаивания разноцветного стекла. Его суть заключается в соединении двух разных кусков стекла с помощью тонких медных полос, отрезанных от металлического листа. Затем они спаиваются друг с другом с помощью олова, что позволяет создавать довольно сложные фигурные узоры и картины.
В наши дни техника Тиффани используется не только для создания красочных витражей. С ее помощью удается делать уникальные броши, серьги, подвески и прочие аксессуары. Техника Тиффани отличается от других своим способом соединения стёкол между собой. В отличие от других техник, где стёкла скрепляются между собой при помощи протяжки, в этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.
При помощи техники Тиффани можно создавать объёмные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами. Благодаря такой реалистичной фактуре эти витражи становятся неповторимыми и оригинальными. Использование мелких деталей в технике Тиффани делает изящнее и тоньше линии витражей. Эта технология позволяет создавать неограниченные и прочные плоскости и формы, включая традиционные, которые используются для изготовления потолочных и оконных конструкций. Техника Тиффани нашла своё применение в изготовлении ваз, светильников и других декоративных предметов.
Осваивая витражную технику «тиффани», обучающиеся познают еще одну грань красоты мира искусств. Стекло и металл, как материалы, более устойчивы к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.
Отличительной особенностью программы является ее новизна и междисциплинарность. Изучая основы витражной техники, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (применяются знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), изобразительное искусство (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения (умение «читать» и составлять схемы), математики (подсчет используемого материала).
Программа «Витраж в технике Тиффани» разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а именно Уставом МБУ ДО ГДДЮТ.
Новизна программы заключается в следующем:
расширение для обучающихся образовательного пространства за счет освоения новой сферы прикладной деятельности;
организация реального разновозрастного сотрудничества (обучающиеся, родители, педагоги);
создание условий для самореализации детей и поиска пути их дальнейшего развития.
Педагогическая целесообразность программы. Витражное творчество развивает у учащихся чувство прекрасного, умение видеть цвет и сочетание цветов, их гармоничность. Это кропотливая работа, что позволяет развивать усидчивость, терпение, внимание, наблюдательность. Специфика превращения мелких кусочков цветного стекла в изделие развивает логическое мышление и пространственное видение у учащихся.
Цель программы – развитие способностей к творческому самовыражению и самореализации через обучение витражной технике Тиффани.
Задачи программы:
познакомить детей с основными видами декоративно-прикладного искусства;
научить приемам работы со стеклом, спаивания деталей и сформировать базовые знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
воспитывать уважительное отношение к традициям национальной культуры;
воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение довести начатое дело до конца;
прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам культуры труда;
развивать познавательные интересы, творческую активность, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению;
развивать эстетический и художественный вкус, расширять кругозор.
Адресатом программы являются средние и старшие школьники 12-17 лет. Возрастное комплектование в группы обучающихся позволяет педагогу построить занятие соответственно их возрастным особенностям; выбирать методику проведения занятий, рационально планировать время для теоретических занятий и практических работ. В этом возрасте у детей появляется стремление познавать свои индивидуальные особенности. Девочки стараются красиво выглядеть, любят носить украшения. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных украшений. У учащихся формируется произвольность, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: стартовый уровень.
Периодичность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа.
В коллектив принимаются любые лица, без предъявления требований к уровню образования и способностям.
Количество обучающихся в группе: минимальное количество 7 человек, максимальное – 15 человек.
Объем программы: 216 часов.
Формы реализации. Очная форма реализации программы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащиеся будут знать: технику безопасности при работе на занятиях в творческом объединении; основные этапы развития искусства витража; основные приемы витражной техники Тиффани; основы композиции и цветоведения. Учащиеся будут уметь: организовать свое рабочее место; выполнять эскизы изделий, адаптированные к технике Тиффани; спаивать детали изделия; подбирать цветовую гамму (орнамент) для создания изделий; проектировать изделия из бисера. | Учащиеся будут уметь: сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность; осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; оценивать процесс и результат своего труда. | Учащиеся получат возможность: развить социально ценные личностные и нравственные качества: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду; реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности. |
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, всего за год 216 часов.
Занятия разделены на академические часы (45 минут) с перерывами между ними по 10 минут.
Программа состоит из трех модулей, которые соответствуют уровням освоения программы. Рабочие программы модулей представлены в приложениях:
1. Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Первый год обучения».
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Учебный план
№ | Модуль | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
1. | 1 год обучения | 216 | Самооценка, взаимооценка результатов, творческие проекты, выставки работ, наблюдение, опросы |
4.2. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
С 15.08.2020-01.09.2020: Набор детей в объединения. Проведение родительских собраний, комплектование учебных групп.
Начало учебного года: с 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.
Сроки продолжительности обучения:
1 полугодие | (с 01.09. по 31.12.2020) |
2 полугодие | (с 10.01 по 31.05.2021) |
4.3. Материально-технические и кадровые условия
Помещение (кабинет) не менее 30 кв. м. и подсобное помещение для склада не менее 10 кв. м.;
Столы и стулья не менее 15 шт.;
Шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
Инструменты и материалы для витражной техники Тиффани (стекло витражное, медная фольга, паяльники, химия для витража, пинцеты, стеклорезы, защитные средства – перчатки и маски, кусачки, плоскогубцы, медная проволока, калька, фурнитура для украшений);
Канцелярские принадлежности.
Кадровые условия
В реализации программы занят педагог дополнительного образования Пименова Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей программе «Витраж в технике Тиффани»
Критерии | Показатели | Количество баллов | Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка 1.1 Теоретические знания по каждому модулю | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень – учащийся владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой (1-3 балла) Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ (4-7 баллов) Максимальный уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период (8-10 баллов) | Наблюдение, опрос, беседа |
1.2 Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень – учащийся, как правило, избегает применять специальные термины (1-3 балла) Средний уровень – учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой (4-7 баллов) Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием (8-10 баллов) | Письменные задания, опрос |
Практическая подготовка 2.1 Практические навыки и умения | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков (1-3 балла) Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ (4-7 баллов) Максимальный уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой (8-10 баллов) | Анализ выполнения текущих и итоговых работ |
2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень – учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием (1-3 балла) Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога (4-7 баллов) Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений (8-10 баллов) | Анализ выполнения текущих и итоговых работ |
2.3 Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный уровень развития креативности – учащийся в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания (1-3 балла) Репродуктивный уровень – выполняет задания на основе образца (4-7 баллов) Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества (8-10 баллов) | Анализ выполнения текущих и итоговых работ, участие в выставках и соревнованиях |
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для эффективной реализации программы используются следующие образовательные технологии:
технологии проектного обучения (обучающиеся создают индивидуальные и групповые творческие проекты);
технология проведения творческих мастерских.
Методы, используемые на занятиях, можно разделить на несколько групп:
Информационные (устные словесные и демонстрационные).
Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Нужно учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть лаконичным и чётким, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию презентаций и видеоуроков, стендов с готовыми изделиями, позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Средства наглядности позволяют дать обучающимся разностороннее понятие о каком-либо образце и способствуют более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий.
Практические (репродуктивные и проектные)
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительноиллюстративные методы.
Проектные методы на практике ведут к изменению роли и функции педагога. Педагог при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности обучающихся. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или модулем в целом.
Список использованной литературы
Блинова, И. В. Художественное материаловедение (витраж) [Текст]: учебное пособие / И. В. Блинова, С. Н. Куликовских; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Фил. в г. Златоусте, Каф. общ. металлургии. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 39 с.
Быкова, М. А. Методика выполнения витража: учебное пособие / М. А. Быкова, Н. А. Довнич; Министерство науки и высшего образования РФ, Иркутский национальный исследовательский технический университет. – Иркутск: Издательство Иркутского национального исследовательского технического университета, 2019. – 103 с.
Витражи своими руками / [сост. Г. А. Серикова]. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 253 с.
Слесарева, И. В. Дарить людям радость и красоту. Преломление света через цвет и сюжет в витраже: каталог эскизов и работ в витраже / Слесарева Ирина Владимировна. – Москва: iВёрстка, 2011. – 119 с.
Цветные витражи: модно и стильно: техника изготовления витража, способы применения в интерьере, основы композиции / авт.-сост. Т. М. Ткачук. – Москва: АСТ, 2009. – 190 с.
Цыганова, Л. Р. Отделочные материалы и композиции, применяемые в дизайне. Мозаика, фреска, витраж, сграффито: учебное пособие / Л. Р. Цыганова, Н. А. Мастерова, Е. Б. Артемова; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. архитектурно-строит. Ун-т. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. – 57 с.
Якушева, М. С. Искусство витража. Принципы построения композиции [Текст]: на примере готического витража XI-XV вв.: учебное пособие / М. С. Якушева, В. И. Ивановская. – Москва: Изд-во В. Шевчук, 2011. – 217 с.
Название ресурса | Краткая характеристика содержания | Прямая ссылка на ресурс |
Витроарт | Статьи, книги и другие публикации по витражному искусству в России | |
Андрианов-арт | Есть много уроков, простых и сложных. | |
Ярмарка мастеров | Много различных мастер-классов по витражу, чаты с мастерами | livemaster.ru |
Приложение №1 к дополнительной общеразвивающей программе
«Витраж в стиле Тифани»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«1 год обучения»
1.Планируемые результаты реализации модуля:
Предметные:
Учащиеся будут знать:
технику безопасности при работе на занятиях в творческом объединении;
основные этапы развития искусства витража;
основные приемы витражной техники Тиффани;
основы композиции и цветоведения.
Учащиеся будут уметь:
организовать свое рабочее место;
выполнять эскизы изделий, адаптированные к технике Тиффани;
спаивать детали изделия;
подбирать цветовую гамму (орнамент) для создания изделий;
проектировать изделия из бисера.
Метапредметные:
Учащиеся будут уметь:
сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
оценивать процесс и результат своего труда.
Личностные:
Учащиеся получат возможность:
развить социально ценные личностные и нравственные качества: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду;
реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.
2.Тематическое планирование модуля
№ п/п | Название раздела. Темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие (материаловедение). Инструктаж по технике безопасности | 6 | 4 | 2 | Самооценка, взаимооценка результатов, творческие проекты, выставки работ, наблюдение, опросы | |
2 | Все о витраже и стекле | 20 | 8 | 12 | ||
3 | Изготовление мелких изделий из 1-3 деталей. Учимся создавать эскизы и схемы украшений. | 52 | 10 | 42 | ||
4 | Основные способы резки стекла и обмотки медной фольгой | 42 | 3 | 39 | ||
5 | Пайка изделий оловянным припоем | 42 | 3 | 39 | ||
6 | Способы патинирования | 42 | 3 | 39 | ||
7 | Проектная деятельность | 10 | 2 | 8 | ||
8 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | ||
Итого: | 216 | 33 | 183 |
3. Содержание модуля
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с детьми. Презентация деятельности. Беседа по технике безопасности при работе со стеклом, стеклорезом, паяльником и другими инструментами и материалами.
Знакомство с темами занятий, с правилами поведения в учреждении, в кабинете.
Практика. Отработка приемов работы с материалами и инструментами.
Все о витраже, стекле и металле.
Теория. Происхождение стекла, виды стекла, качество, цвет, восстановление и окрашивание стекла. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Понятие «декор». Беседа «Зачем людям украшения?». История техники Тиффани.
Практика. Презентация изделий в технике Тиффани.
Изготовление изделий из 1-3 деталей. Учимся создавать эскизы.
Теория. Стилизация изображения для эскиза витража. Подбор стекла по цвету, фактуре и толщине.
Практика. Перенос эскиза на стекло.
Основные способы резки стекла и обмотки медной фольгой.
Теория. Виды стеклорезов, смазочных материалов для резки стекла. Правила работы со стеклорезом. Свойства медной фольги.
Практика. Учимся резать стекло с помощью стеклореза и кусачек. Обточка деталей с помощью наждачной бумаги. Обмотка деталей медной фольгой. Разглаживание фольги Обработка фольги жидкостью для пайки.
Пайка изделий оловянным припоем.
Теория. Виды и свойства припоев. Техника безопасности и меры предосторожности при работе с паяльником и паяльной кислотой. Важность выполненного паяльного шва – техническая и эстетическая. Лицевая и обратная стороны. Использование медной проволоки для деталей изделия.
Практика. Спаивание деталей изделия между собой с помощью паяльника.
Теория. Виды и свойства патины. Материалы для шлифовки изделия..
Практика. Патинирование швов изделия. Промывка. Полировка изделия. Покрытие швов защитными жидкостями.
Теория. Проект 5 «П»: проблема, поиск, программа, продукт, презентация. Эскиз. Изделие из стекла и металла. Проектная деятельность – самостоятельное решение проблемы путем поиска информации, составления программы (плана) действий, получения продукта (изделия) и его презентация.
Выбор темы изделия. Постановка творческой задачи: найти наиболее интересные решения композиции изделия. Определение размера изделия. Связь с интерьером.
Выполнение эскизов в масштабе. Просмотр и оценка выполненной работы, выбор наиболее удачных эскизов. Выполнение эскиза в цвете. Выбор наиболее выразительного эскиза.
Особенности выполнения изделия из стекла в зависимости от характера и его исполнения.
Практика. Составление проекта изделия в витражной технике: составление программы, разработка эскиза, выполнение изделия из стекла и металла.
Отчетная выставка готовых работ, обсуждение работ, награждение.