Дополнительная общеразвивающая программа "Инфознайка"

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества «Созвездие»
| | ||||
| | ||||
| |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Инфознайка»
(базовый уровень)
Направленность: техническая
Детское объединение «Инфознайка»
Адресат программы: обучающиеся 9-12 лет
Срок реализации: 2 года
Количество часов: 352
Разработчик программы:
Полунина Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
Саянск, 2024
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….... | 3 |
Комплекс основных характеристик программы | |
Объём…………………………………………………………………………………….. | 5 |
Содержание программы…………………………………………………....................... | 5 |
Учебный план ………………….……………………………………………………...... | 7 |
Комплекс организационно-педагогических условий | |
Календарный учебный график………………………………………………………… Оценочные материалы ………………………………………………………………… | 9 10 |
Методические материалы……………………………………………………………… | 10 |
Иные компоненты | |
Условия реализации программы………………………………………………………. | 10 |
Список литературы для педагога…..……………………………………...................... Список литературы для обучающихся и родителей…………………………………. Календарный учебно-тематический план………………………………..................... Приложения | 11 11 11 |
Приложение 1. Оценочные материалы…………………………………...................... | 16 |
Приложение 2. Каталог образовательных ресурсов…………………………………. Приложение 3. Методические материалы……………………………….................... | 24 25 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Инфознайка» разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области;
Уставом МУ ДО ДДТ «Созвездие», утвержденным Постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 20 января 2022 года № 110-37-49-22;
Положением о дополнительной общеразвивающей программе МУ ДО ДДТ «Созвездие», утвержденном приказом от 10 июля 2023 года №116/9-26-144.
Изучение информатики способствует развитию таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение обучающимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) – необходимый атрибут современного образованного человека, его профессиональной пригодности в обществе. Основы теоретических знаний закрепляются на практике во время выполнения практический заданий на персональном компьютере.
Дополнительная общеобразовательная программа «Инфознайка» относится к общеразвивающим программам технической направленности.
Программа направлена на формирование начальных навыков общения с компьютером, усвоения базового уровня работы на компьютере.
Актуальность заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности.
Программа ориентирована не только на освоение технологий работы в различных информационных программных средах, но и на развитие последовательного (алгоритмического) мышления и творческого потенциала обучающегося.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет формирование познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Отличительной особенностью программы является то, что она помогает овладеть обучающимся широкой информационной средой.
Программа рассматривает навыки работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста (Microsoft Office Word), а также знакомство с графическими редакторами Microsoft Paint, Microsoft Power Point.
Занятия детского объединения носят преимущественно практический характер, на занятиях обучающиеся приобретают умения и навыки работы на персональном компьютере. На занятиях используются следующие формы организации учебной деятельности: лекционные занятия, практические занятия, тесты, конкурсы, игры, соревнования, викторины.
Программа предусматривает проведение массовых мероприятий, совместную деятельность обучающихся и родителей (законных представителей)
Уровень программы – базовый, по своему строению программа традиционная, имеется возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося по индивидуальному плану.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что положительной ролью изучения информатики является: психологическое развитие детей, формирование личности, научного мировоззрения обучающихся, повышение их самооценки в процессе изучения основ компьютерной грамоты, который в дальнейшем раскроет перед обучающимися ещё более удивительные возможности компьютера.
Адресат программы: дети в возрасте от 9 до 12 лет. Обучение по данной программе не требует от детей предварительной подготовки, в детское объединение принимаются все желающие.
Принципы комплектования учебных групп: прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей, с учетом расписания занятий и возможностей обучающегося. Формируются разновозрастные учебные группы с учетом возрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний обучающихся, состав группы переменный.
Срок освоения программы: 2 года обучения, 34 недели, 8,5 месяцев, второй год обучения 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения очная. При необходимости, реализация программы может осуществляться в дистанционном режиме обучения. Для этого имеются необходимые онлайн платформы: videouroki.net, infourok.ru, мессенджер Телеграм, видео платформа Zoom.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа перерыв между занятиями 10 минут.
Организация образовательного процесса соответствует возрастным, психологическим возможностям и особенностям обучающихся и предполагает корректировку времени и режима занятий при необходимости.
Формы подведения итогов реализации программы: викторина, интеллектуальная игра. Документом, подтверждающим освоение дополнительной общеразвивающей программы, является Свидетельство о дополнительном образовании, разработанное в Учреждении согласно Положению.
Цель программы: развитие творческих способностей с использованием возможностей электронной вычислительной техники.
Задачи:
формировать гражданскую позицию на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, культуру общения, поведения в социуме и культуру труда, прививать навыки работы в коллективе; воспитывать интерес к занятиям информатикой;
воспитывать культуру общения между учащимися; формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером;
развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий; развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации; расширять кругозор, развитие памяти, внимания, творческого воображении и образного мышления;
сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах; научить работе с основными компонентами устройства компьютера и особенностям обработки информации в текстовом и графическом редакторах.
Предполагаемые результаты.
Личностные результаты: мотивация к обучению и познанию, способность оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, умение проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность, определять причины неудач, применять правила сотрудничества между учащимися, считаться с мнением другого человека, проявлять доверие к соучастнику деятельности.
Метапредметные результаты: владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предметные образовательные результаты
Обучающиеся после первого года обучения должны:
знать основные устройства компьютера; основные действия работы с мышью и клавиатурой; понятие информация, виды информации, способы ее представления; основные элементы интерфейса текстовых и графических редакторов;
уметь включать и выключать компьютер; владеть мышью и клавиатурой; создавать папки и файлы, сохранять их, присваивать им имена; создавать текстовые документы, с использованием таблиц; создавать простые рисунки; проводить простейшую обработку изображений; создавать простые презентации.
Обучающиеся после второго года обучения должны:
знать о требованиях к организации рабочего места за компьютером; назначение основных элементов графического и текстового редакторов; приемы создания и редактирования изображений; основные элементы текста; приемы редактирования и форматирования текста; технологию вставки различных объектов; технологию работы с таблицами; правила создания анимации в презентации и требования к ее оформлению; понятие периферийные устройства, устройства ввода и вывода информации.
уметь запускать приложения; сохранять результат работы на жестком диске, а также на съемных носителях информации; находить и открывать необходимый документ; вводить, редактировать и форматировать текст; работать с таблицами; создавать, вставлять и редактировать изображение; создавать, редактировать и демонстрировать сложные презентации.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы: всего 352 часа, первый год 136 часов, второй год 216 часов.
Содержание программы первого года обучения
1. Знакомство с устройствами компьютера – 36 часов.
1.1 Текстовый редактор Microsoft Office Word, панель инструментов – 10 часов.
Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word и его возможностями. Знакомство с интерфейсом программы. Практика. Создание нового документа Microsoft Office Word, присвоение имени документу. Интеллектуальная игра, конкурсы.
1.2 Панель инструментов – 6 часов. Панели инструментов. Практика. Работа с основными вкладками панели инструментов. Тест, компьютерные викторины, соревнования.
1.3 Назначение клавиш – 4 часа. Знакомство с клавишами. Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. Практика. Ввод текста, знакомство с клавишами. Компьютерная игра.
1.4 Форматирование текста, работа с таблицей – 16 часов. Форматирование текста: шрифт, цвет, выравнивание, межстрочный интервал, оформление заголовков, выделение красной строки. Таблица и ее элементы. Создание таблицы, ее редактирование, добавление строк и столбцов. Практика. Редактирование фрагментов текста, создание и редактирование таблиц. Конкурсы, соревнования.
2. Графический редактор Microsoft PowerPoint – 58 часов.
2.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft PowerPoint и его возможностями – 14 часов. Изучение интерфейса программы при создании первых слайдов. Цветовая гамма. Круг Иттена. Практика. Создание слайда, введение заголовка и подзаголовка, макеты слайда. Создание основных фигур, формы и заливка. Конкурсы, соревнования.
2.2 Панель инструментов – 8 часов. Панели инструментов. Основные функции. Дизайн, кнопки, цвета. Практика. Работа с основными вкладками панели инструментов. Конкурсы.
2.3. Вставка графических объектов в слайды и работа с ними – 18 часов. Слайд, основные его функции. Создание слайда, параметры, макеты слайдов, изменение фона. Вставка рисунка, изменение его параметров, работа с цветом. Вставка фигур и работа с ними. Работа с текстом в слайдах. Форматирование текста. Практика. Работа со слайдами. Конкурсы.
2.4. Дизайн слайдов – 10 часов. Выбор готовых тем. Изменение дизайна слайдов. Вставка слайдов с готовыми дизайнами. Практика. Создание собственного дизайна слайда. Конкурсы.
2.5 Знакомство с анимацией – 8 часов. Настройка анимации. Анимация слайда, анимация отдельных объектов слайда. Практика. Анимация слайда на свободную тему. Анимация слайда по заданным параметрам. Конкурсы.
3. Графический редактор Microsoft Paint – 22 часа.
3.1. Знакомство с графическим редактором Microsoft Paint и его возможностями – 2 часа. Практика. Изучение интерфейса программы.
3.2. Панель инструментов – 8 часов. Изучение панели инструментов. Работа с рисунком и его элементами. Создание основных фигур, изменение их цвета и размера. Практика. Работа с основными вкладками панели инструментов. Конкурсы.
3.3. Создание и коррекция рисунков, изображений – 8 часов. Создание и редактирование изображений. Изменение цветовой гаммы, фона, фигуры, обрезка изображения. Практика. Вставка и редактирование изображения по шаблону. Конкурсы.
3.4 Обработка снимка (скриншота) экрана компьютера – 4 часа. Снимок экрана с помощью клавиши Prtsc, обработка изображения в программе Microsoft Paint. Практика. Выполнение снимка экрана по заданным условиям. Конкурсы.
4. Культурно-досуговая деятельность – 16 часов. Праздники: Посвящение в кружковцы, День компьютерщика, праздник «День выключения гаджетов» и другие.
5. Аттестация – 4 часа. Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование. Аттестация итоговая. Соревнование «Турнир знатоков».
Содержание программы второго года обучения
1. Информатика и информация – 114 часов.
1.1 Меню пуск. Управление окнами – 8 часов. Вводное занятие – 2 часа. Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с меню. Пуск и его возможности. Основные элементы управления окнами. Практика. Открытие программы при помощи меню Пуск. Управление окном программы. Конкурсы.
1.2 Основные клавиши и их назначение – 12 часов. Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. Практика. Использование основных клавиш при вводе текста.
1.3 Горячие клавиши Windows – 16 часов. Сочетание клавиш для быстрого управления окнами. Практика. Использование горячих клавиш при работе с окнами. Соревнования.
1.4 Текстовые, числовые и графические данные – 68 часов. Ввод текста и его форматирование. Таблица и ее элементы. Создание простой и сложной таблицы. Практика. Редактирование фрагментов текста, создание и редактирование простых и сложных таблиц, работа с изображениями. Конкурсы, соревнования.
2. Файлы и папки – 42 часа.
2.1 Файлы. Имена и расширения файлов – 12 часов. Понятия: файл, папка, ярлык, корзина. Устройство папок, правила создания объектов. Знакомство с расширениями файлов. Практика. Создание файлов и папок. Создание файлов с разными расширениями и присвоение имен файлам. Конкурсы, соревнования.
2.2. Папки и их назначение – 12 часов. Понятие - папка. Основные виды папок и их устройство. Практика. Создание новых папок и работа с ними. Конкурсы.
2.3. Ярлык – 8 часов. Понятие – ярлык. Ярлык в текущем окне. Ярлык на рабочем столе
Практика. Создание ярлыка и вызов программ с его помощью. Конкурсы, соревнования.
2.4 Система упорядочивания информации в папках – 10 часов. Панель инструментов в папке. Практика. Создание файлов, папок и их сортировка.
3. Хранение, передача и обработка информации – 40 часов.
3.1 Классификация видов памяти по назначению – 14 часов. Память компьютера: виды, типы и назначение. Практика. Обработка и сохранение информации на разных носителях. Викторины.
3.2. Носители информации компьютера – 14 часов. Виды носителей информации и их назначение. Практика. Сохранение информации на различных носителях информации. Конкурсы.
3.3 Обработка информации – 12 часов. Основные понятия и способы обработки информации. Практика. Обработка информации с помощью таблицы.
4. Культурно-досуговая деятельность – 16 часов.
Конкурсы, праздники, соревнования.
5. Аттестация – 4 часа. Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование. Аттестация итоговая. Компьютерный турнир.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Оценочные материалы | |||
всего | теория | практика | теория | практика | ||
Первый год обучения | ||||||
1 | Знакомство с устройствами компьютера. Вводное занятие | 36 | 6 | 30 | Интеллектуальная игра | |
1.1 Текстовый редактор Microsoft Office Word | 10 | 2 | 8 | |||
1.2 Панель инструментов | 6 | 1 | 5 | |||
1.3 Назначение клавиш | 4 | 1 | 3 | |||
1.4 Форматирование текста, работа с таблицей | 16 | 2 | 14 | |||
2 | Графический редактор Microsoft Power Point | 58 | 12 | 46 | Тест № 1 | |
2.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft Power Point и его возможностями | 14 | 2 | 12 | |||
2.2 Панель инструментов | 8 | 2 | 6 | |||
2.3 Вставка графических объектов в слайды и работа с ними | 18 | 2 | 16 | |||
2.4 Дизайн слайдов | 10 | 3 | 7 | |||
2.5 Знакомство с анимацией | 8 | 3 | 5 | |||
3 | Графический редактор Microsoft Paint | 22 | 4 | 18 | Тест № 2 | |
3.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft Power Paint и его возможностями | 2 | 1 | 1 | |||
3.2 Панель инструментов | 8 | 1 | 7 | |||
3.3 Создание и коррекция рисунков, изображений | 8 | 1 | 7 | |||
3.4 Обработка снимка (скриншота) экрана компьютера | 4 | 1 | 3 | |||
4 | Культурно-досуговая деятельность | 16 | - | 16 | Соревнования | |
5 | Аттестация | 4 | - | 4 | | |
5.1 Аттестация промежуточная | 2 | - | 2 | Викторина | ||
5.2 Аттестация итоговая | 2 | - | 2 | Компьютерный турнир | ||
| Итого | 136 | 22 | 114 | | |
Второй год обучения | ||||||
1 | Информатика и информация. Вводное занятие | 114 | 22 | 92 | Тест № 1 | |
1.1 Меню Пуск. Управление окнами | 18 | 4 | 14 | |||
1.2 Основные клавиши и их назначение | 12 | 2 | 10 | |||
1.3 Горячие клавиши Windows | 16 | 2 | 14 | |||
1.4 Текстовые, числовые и графические данные | 68 | 14 | 54 | |||
2 | Файлы и папки | 42 | 8 | 34 | Тест № 2 | |
2.1 Файлы. Имена и расширения файлов | 12 | 2 | 10 | |||
2.2 Папки и их назначение | 12 | 2 | 10 | |||
2.3 Ярлык | 8 | 2 | 6 | |||
2.4 Система упорядочивания информации в папках | 10 | 2 | 8 | |||
3 | Хранение, передача и обработка информации | 40 | 8 | 32 | Тест № 3 | |
3.1 Классификация видов памяти по назначению | 14 | 3 | 11 | |||
3.2 Носители информации компьютера | 14 | 3 | 11 | |||
3.3 Обработка информации | 12 | 2 | 10 | |||
4 | Культурно-досуговая деятельность | 16 | - | 16 | Соревнования | |
5 | Аттестация | 4 | - | 4 | | |
5.1 Аттестация промежуточная | 2 | - | 2 | Викторина | ||
5.2 Аттестация итоговая | 2 | - | 2 | Компьютерный турнир | ||
| Итого | 216 | 54 | 162 | |
Календарный учебный график
В соответствии с учебным планом в текущем учебном году планируются занятия для учебной группы первого года обучения обучающихся младшего школьного возраста из расчета 136 часов в год, 4 академических часа в неделю (2 раза по два академических часа).
Название разделов | Кол-во часов | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1. Знакомство с устройствами компьютера | 36 | 4 | 18 | 14 | | | | | | |
2. Графический редактор Microsoft Power Point | 58 | | | 4 | 10 | 14 | 16 | 14 | | |
3. Графический редактор Microsoft Paint | 22 | | | | | | | 2 | 14 | 6 |
4. Культурно-досуговая деятельность | 16 | 4 | - | - | 4 | - | 2 | - | 4 | 2 |
5. Аттестация | 4 | | | | 2 | | | | | 2 |
Всего | 136 | 8 | 18 | 18 | 16 | 14 | 18 | 16 | 18 | 10 |
В соответствии с учебным планом в текущем учебном году планируются занятия для учебной группы второго года обучения обучающихся младшего школьного возраста из расчета 216 часов в год, 6 академических часа в неделю (3 раза по два академических часа).
Название разделов | Кол-во часов | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1. Информатика и информация | 114 | 22 | 26 | 26 | 20 | 20 | | | | |
2. Файлы и папки | 42 | | | | | 2 | 22 | 16 | 2 | |
3. Хранение, передача и обработка информации | 40 | | | | | | | 6 | 20 | 14 |
4. Культурно-досуговая деятельность | 16 | 4 | | | 4 | | | 2 | 4 | 2 |
5. Аттестация | 4 | | | | 2 | | | | | 2 |
Всего | 216 | 26 | 26 | 26 | 26 | 22 | 22 | 24 | 26 | 18 |
Оценочные материалы
Оценка образовательных результатов осуществляется в процессе педагогической диагностики, при этом используется метод наблюдения. Результаты фиксируются в диагностических картах с показателями и критериями оценки.
Способами проверки результатов образовательной деятельности являются также опрос, беседа, тест (Приложение 1).
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:
Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, репродуктивный. Игровой метод является ведущим при организации образовательной деятельности детей школьного возраста.
Организационные формы обучения: групповые, индивидуальные или всем составом группы детского объединения
Виды занятий: традиционное учебное занятие, конкурс, праздник, соревнование.
Педагогические технологии: творческое развивающее обучение (И.П. Волков), личностно-ориентированные, игровые, информационно-коммуникативные.
При реализации программы в очной форме с использованием дистанционных образовательных технологий педагог обеспечивает регулярную дистанционную связь с обучающимися и родителями (законными представителями) для информирования по различным аспектам организации образовательного процесса:
правила и порядок взаимодействия участников образовательного процесса;
адреса электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение;
средства оперативной связи, в том числе адрес электронной почты педагога;
порядок реализации дополнительной общеразвивающей программы с использованием дистанционных образовательных технологий;
режим работы педагога;
расписание учебных занятий в online-режиме;
формы контроля по результатам освоения отдельных тем, разделов программы;
оnline-консультации тематические и по запросам;
график проведения текущего и итогового контроля и др.
При проведении учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий используются:
фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
разработанные педагогом презентации с текстовыми комментариями;
видеозаписи тематических мастер-классов;
различные дидактические материалы (памятки, инструкции, технологические и инструкционные карты, контрольные задания, оценочные материалы и др.).
Алгоритм учебного занятия:
Введение – создание эмоционального отношения к работе, повторение пройденного материала.
Подготовка и объяснение нового материала – беседа, работа в тетради.
Самостоятельная деятельность детей.
Подведение итогов занятия.
Методические материалы к программе и список литературы представлены также в Каталоге образовательных ресурсов Приложение 2 (Каталог образовательных ресурсов), Приложение 3 (Методические материалы – план-конспект проведения занятия «Викторина «Знатоки информатик»).
Иные компоненты
Условия реализации программы
Обучение школьников осуществляется в благоприятных условиях с обеспечением санитарно-гигиенических норм и пожарной безопасности.
Классы оснащены школьной мебелью (столы, стулья), соответствующих росту обучающихся, школьными досками, шкафами для дидактического материала, мультимедийными установками, телевизорами, ноутбуками на каждого ребенка группы, позволяющие педагогу эффективно и наглядно проводить занятия.
Условия реализации и список дополнительной литературы по программе представлены также в Каталоге образовательных ресурсов (Приложение 2).
Кадровое обеспечение программы
Полунина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, образование высшее.
Профессиональная переподготовка: Диплом 592400102795 о профессиональной переподготовке, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», дата окончания 30.06.2022г., «Педагогика дополнительного образования детей»», 340 часов.
Список литературы для педагога
Бондаренко, С.А. Компьютер и ноутбук для детей [Текст]: учебное пособие/ Бондаренко, С.А. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 79 с.
Доктор Бит. Информатика для начинающих: теория, практика, тесты: 1 ступень: для учащихся начальных классов [Текст]: – Москва: Стрекоза, 2009. – 72 с.
Доктор Бит. Информатика для начинающих: теория, практика, тесты: 2 ступень: для учащихся начальных классов [Текст]: – Москва: Стрекоза, 2009. – 78 с.
Златопольский, Д. М. Занимательная информатика: учебное пособие / Д.М. Златопольский. – Москва: Лаборатория знаний, 2017. - 424 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
Леонтьев В.П. Детская компьютерная энциклопедия [Текст]/ Леонтьев. В.П. - М., ОЛМА-ПРЕСС образование, 2005. – 175 с.
Симонович С.В. Весёлая энциклопедия по компьютерам и информатике [Текст]:/ Симонович С.В. – СПб: Питер – 224 с.
Календарный учебно-тематический план № 1
первый год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Раздел |
1 | | Знакомство с устройствами компьютера | 36 | |
2 | | Графический редактор Microsoft Power Point | 58 | |
3 | | Графический редактор Microsoft Paint | 22 | |
4 | | Культурно-досуговая деятельность | 16 | |
5 | | Аттестация | 4 | |
| | Итого | 136 | |
1. Знакомство с устройствами компьютера – 36 часов | ||||
| | 1.1 Текстовый редактор Microsoft Office Word – 10 часов | | |
1 | 17.09 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | |
2 | 19.09 | Праздник «Посвящение в юных информатиков» | 2 | 4 |
3 | 24.09 | Праздник «День рождения «Смайла» | 2 | 4 |
4 | 26.09 | Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word и его возможностями | 2 | |
5 | 01.10 | Конкурс «Цифровой ветер-2023» | 2 | |
6 | 03.10 | Знакомство с интерфейсом программы. | 2 | |
7 | 08.10 | Создание нового документа Microsoft Office Word. Интеллектуальная игра. | 2 | |
| | 1.2 Панель инструментов – 6 часов | | |
8 | 10.10 | Панели инструментов. Тест | 2 | |
9 | 15.10 | Работа с основными вкладками панели инструментов | 2 | |
10 | 17.10 | Компьютерные викторины, соревнования | 2 | |
| | 1.3 Назначение клавиш – 4 часа | | |
11 | 22.10 | Знакомство с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел). Ввод текста. | 2 | |
12 | 24.10 | Работа с клавишами Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. Ввод текста. | 2 | |
| | 1.4 Форматирование текста, работа с таблицей – 16 часов | | |
13 | 29.10 | Форматирование текста | 2 | |
14 | 31.10 | Практическая работа №1. Работа с текстом | 2 | |
15 | 05.11 | Самостоятельная работа. Форматирование текста | 2 | |
16 | 07.11 | Таблица и ее элементы | 2 | |
17 | 12.11 | Редактирование фрагментов текста, создание и редактирование таблиц | 2 | |
18 | 14.11 | Практическая работа № 3. Редактирование таблиц | 2 | |
19 | 19.11 | Самостоятельная работа. Работа с таблицами и ее свойствами | 2 | |
20 | 21.11 | Соревнование «Цепочка действий» | 2 | |
2. Графический редактор Microsoft Power Point – 58 часов | ||||
| | 2.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft PowerPoint и его возможностями – 14 часов | | |
21 | 26.11 | Изучение интерфейса программы при создании первых слайдов | 2 | |
22 | 28.11 | Цветовая гамма. Круг Иттена | 2 | |
23 | 03.12 | Праздник «Всемирный день компьютерной графики» | 2 | 4 |
24 | 05.12 | Праздник «Всемирный день информации» | 2 | 4 |
25 | 10.12 | Создание слайда, макеты слайдов | 2 | |
26 | 12.12 | Соревнование «Крестики-нолики» | 2 | |
27 | 17.12 | Работа с текстом в слайдах | 2 | |
28 | 19.12 | Создание основных фигур, формы и заливка | 2 | |
29 | 24.12 | Конкурс «КИТ» | 2 | |
30 | 26.12 | Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование | 2 | 5 |
| | 2.2 Панель инструментов – 8 часов | | |
31 | 09.01 | Панели инструментов Основные функции. Дизайн, кнопки, цвета. | 2 | |
32 | 14.01 | Конкурс «Космическое путешествие» | 2 | |
33 | 16.01 | Работа с основными вкладками панели инструментов | 2 | |
34 | 21.01 | Конкурс «Компьютер Лэнд» | 2 | |
| | 2.3 Вставка графических объектов в слайды и работа с ними – 18 часов | | |
35 | 23.01 | Слайд, основные его функции | 2 | |
36 | 25.01 | Соревнование «Веселая информатика» | 2 | |
37 | 28.01 | Создание слайда, параметры, макеты слайдов, изменение фона | 2 | |
38 | 30.01 | Вставка рисунка, изменение его параметров, работа с цветом | 2 | |
39 | 04.02 | Праздник «День выключения гаджетов» | 2 | 4 |
40 | 06.02 | Выделение, копирование и перемещение элементов рисунка | 2 | |
41 | 11.02 | Вставка фигур и работа с ними | 2 | |
42 | 13.02 | Практическая работа № 2. Фигуры | 2 | |
43 | 18.02 | Самостоятельная работа. Создание схем с помощью фигур | 2 | |
44 | 20.02 | Работа с текстом в слайдах. Форматирование текста | 2 | |
| | 2.4 Дизайн слайдов – 10 часов | | |
45 | 25.02 | Выбор готовых тем слайдов | 2 | |
46 | 27.02 | Изменение дизайна слайдов | 2 | |
47 | 04.03 | Вставка слайдов с готовыми дизайнами | 2 | |
48 | 06.03 | Создание собственного дизайна слайда | 2 | |
49 | 11.03 | Конкурс «Цифровой мир» | 2 | |
| | 2.5 Знакомство с анимацией – 8 часов | | |
50 | 13.03 | Настройка анимации | 2 | |
51 | 18.03 | Анимация слайда, анимация отдельных объектов слайда | 2 | |
52 | 20.03 | Анимация слайда по заданным параметрам | 2 | |
53 | 25.03 | Практическая работа № 4. Графика и анимация | 2 | |
3. Графический редактор Microsoft Paint – 22 часа | ||||
| | 3.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft Paint и его возможностями – 2 часа | | |
54 | 27.03 | Изучение интерфейса программы | 2 | |
| | 3.2 Панель инструментов – 8 часов | | |
55 | 01.04 | Работа с основными вкладками панели инструментов | 2 | |
56 | 03.04 | Праздник «Международный день интернета» | 2 | 4 |
57 | 08.04 | Создание основных фигур, изменение их цвета и размера | 2 | |
58 | 10.04 | Работа с рисунком и его элементами | 2 | |
59 | 15.04 | Праздник «День компьютерщика» | 2 | 4 |
60 | 17.04 | Редактирование рисунка, фото, картинки | 2 | |
| | 3.3. Создание и коррекция рисунков, изображений – 8 часов | | |
61 | 22.04 | Создание и редактирование изображений | 2 | |
62 | 24.04 | Изменение цветовой гаммы, фона, фигуры, обрезка изображения | 2 | |
63 | 29.04 | Вставка и редактирование изображения по шаблону | 2 | |
64 | 06.05 | Конкурс «Расшифруй» | 2 | |
| | 3.4 Обработка снимка (скриншота) экрана компьютера – 4 часа | | |
65 | 08.05 | Снимок экрана с помощью клавиши Prtsc | 2 | |
66 | 13.05 | Выполнение снимка экрана по заданным условиям | 2 | |
67 | 15.05 | «Всемирный день информационного сообщества» | 2 | 4 |
68 | 20.05 | Аттестация итоговая. Конкурс «Знатоки информатики» | 2 | 5 |
| | Итого | 136 | |
| 22.05 | Резерв | 2 | |
Календарный учебно-тематический план № 2
второй год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Раздел |
1 | | Информатика и информация | 114 | |
2 | | Файлы и папки | 42 | |
3 | | Хранение, передача и обработка информации | 40 | |
4 | | Культурно-досуговая деятельность | 16 | |
5 | | Аттестация | 4 | |
| | Итого | 216 | |
1. Информатика и информация – 114 часов | ||||
| | 1.1 Меню Пуск. Управление окнами – 18 часов | | |
1 | 02.09 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | |
2 | 04.09 | Праздник «Посвящение в мудрых информатиков» | 2 | 4 |
3 | 06.09 | Знакомство с меню | 2 | |
4 | 09.09 | Пуск и его возможностями | 2 | |
5 | 11.09 | Основные элементы управления окнами | 2 | |
6 | 13.09 | Открытие программы при помощи меню Пуск | 2 | |
7 | 16.09 | Управление окном программы | 2 | |
8 | 18.09 | Практическая работа. Управление окнами Windows | 2 | |
9 | 20.09 | Самостоятельная работа. Управление окнами Windows | 2 | |
10 | 23.09 | Праздник «День рождения «Смайла» | 2 | 4 |
11 | 25.09 | Конкурс «Цифровой ветер-2023» | 2 | |
| | 1.2 Основные клавиши и их назначение – 12 часов | | |
12 | 27.09 | Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. | 2 | |
13 | 30.09 | Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. | 2 | |
14 | 02.10 | Использование основных клавиш при вводе текста | 2 | |
15 | 04.10 | Использование основных клавиш при вводе текста | 2 | |
16 | 07.10 | Практическая работа. Работа с основными клавишами | 2 | |
17 | 09.10 | Самостоятельная работа. Работа с основными клавишами | 2 | |
| | 1.3 Горячие клавиши Windows – 16 часов | | |
18 | 11.10 | Сочетание клавиш для быстрого управления окнами | 2 | |
19 | 14.10 | Сочетание клавиш для быстрого управления окнами | 2 | |
20 | 16.10 | Конкурс «Цифровой мир» | 2 | |
21 | 18.10 | Использование горячих клавиш при работе с окнами | 2 | |
22 | 21.10 | Использование горячих клавиш при работе с окнами | 2 | |
23 | 23.10 | Практическая работа. Работа с горячими клавишами | 2 | |
24 | 25.10 | Самостоятельная работа. Работа с горячими клавишами | 2 | |
25 | 28.10 | Соревнование «Шаг в будущее» | 2 | |
| | 1.4 Текстовые, числовые и графические данные – 68 часов | | |
26 | 30.10 | Ввод текста и его форматирование | 2 | |
27 | 01.11 | Ввод текста и его форматирование | 2 | |
28 | 05.11 | Соревнование «Цепочка действий» | 2 | |
29 | 06.11 | Таблица и ее элементы | 2 | |
30 | 08.11 | Таблица и ее элементы | 2 | |
31 | 11.11 | Конкурс «КИТ» | 2 | |
32 | 13.11 | Таблица и ее элементы | 2 | |
33 | 15.11 | Таблица и ее элементы | 2 | |
34 | 18.11 | Конкурс «Расшифруй» | 2 | |
35 | 20.11 | Создание простой и сложной таблицы | 2 | |
36 | 22.11 | Создание простой и сложной таблицы | 2 | |
37 | 25.11 | Конкурс «КомпьютерЛэнд» | 2 | |
38 | 27.11 | Создание простой и сложной таблицы | 2 | |
39 | 29.11 | Создание простой и сложной таблицы | 2 | |
40 | 02.12 | Создание простой и сложной таблицы | 2 | |
41 | 04.12 | Практическая работа. Таблица | 2 | |
42 | 06.12 | Праздник «Всемирный день компьютерной графики» | 2 | 4 |
43 | 09.12 | Праздник «Всемирный день информации» | 2 | 4 |
44 | 11.12 | Самостоятельная работа. Таблица | 2 | |
45 | 13.12 | Соревнование «Электроша» | 2 | |
46 | 16.12 | Конкурс «Инфоэрудит» | 2 | |
47 | 18.12 | Редактирование фрагментов текста | 2 | |
48 | 20.12 | Редактирование фрагментов текста | 2 | |
49 | 23.12 | Соревнование «Анаграммы» | 2 | |
50 | 25.12 | Редактирование фрагментов текста | 2 | |
51 | 27.12 | Практическая работа. Форматирование текста | 2 | |
52 | 30.12 | Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование | 2 | 5 |
53 | 10.01 | Создание и редактирование простых и сложных таблиц | 2 | |
54 | 13.01 | Создание и редактирование простых и сложных таблиц | 2 | |
55 | 15.01 | Создание и редактирование простых и сложных таблиц | 2 | |
56 | 17.01 | Конкурс «Космическое путешествие» | 2 | |
57 | 20.01 | Работа с изображениями | 2 | |
58 | 22.01 | Работа с изображениями | 2 | |
59 | 24.01 | Работа с изображениями | 2 | |
60 | 27.01 | Практическая работа. Виды информации | 2 | |
61 | 29.01 | Самостоятельная работа. Виды информации | 2 | |
62 | 31.01 | Конкурс «Найти слова» | 2 | |
2. Файлы и папки – 42 часа | ||||
| | 2.1 Файлы. Имена и расширения файлов – 12 часов | | |
63 | 03.02 | Понятия: файл, папка, ярлык, корзина | 2 | |
64 | 05.02 | Устройство папок, правила создания объектов | 2 | |
65 | 07.02 | Расширения файлов, присвоение имен файлам | 2 | |
66 | 10.02 | Практическая работа. Файлы и папки | 2 | |
67 | 12.02 | Самостоятельная работа. Файлы и папки | 2 | |
68 | 14.02 | Соревнование «Колесо фортуны» | 2 | |
| | 2.2 Папки и их назначение – 12 часов | | |
69 | 17.02 | Понятие: основная папка | 2 | |
70 | 19.02 | Основные виды папок и их устройство | 2 | |
71 | 21.02 | Создание новых папок и работа с ними | 2 | |
72 | 24.02 | Практическая работа. Работа с основными папками | 2 | |
73 | 26.02 | Самостоятельная работа. Работа с основными папками | 2 | |
74 | 28.02 | Конкурс «Древо талантов» | 2 | |
| | 2.3 Ярлык – 8 часов | | |
75 | 03.03 | Понятие: ярлык | 2 | |
76 | 05.03 | Ярлык в текущем окне | 2 | |
77 | 07.03 | Праздник «День выключения гаджетов» | 2 | 4 |
78 | 10.03 | Ярлык на рабочем столе | 2 | |
79 | 12.03 | Соревнование «Веселая информатика» | 2 | |
| | 2.4 Система упорядочивания информации в папках – 10 часов | | |
80 | 14.03 | Панель инструментов в папке | 2 | |
81 | 17.03 | Панель инструментов в папке | 2 | |
82 | 19.03 | Создание файлов, папок и их сортировка | 2 | |
83 | 21.03 | Практическая работа. Меню папки, сортировка файлов | 2 | |
84 | 24.03 | Самостоятельная работа. Меню папки, сортировка файлов | 2 | |
| | 3. Хранение, передача и обработка информации – 40 часов | | |
| | 3.1 Классификация видов памяти по назначению – 14 часов | | |
85 | 26.03 | Память компьютера: виды, типы и назначение | 2 | |
86 | 28.03 | Память компьютера: виды, типы и назначение | 2 | |
87 | 31.03 | Обработка и сохранение информации на разных носителях | 2 | |
88 | 02.04 | Обработка и сохранение информации на разных носителях | 2 | |
89 | 04.04 | Праздник «Международный день интернета» | 2 | 4 |
90 | 07.04 | Практическая работа. Виды памяти | 2 | |
91 | 09.04 | Самостоятельная работа. Виды памяти | 2 | |
92 | 11.04 | Викторина «Умники и умницы» | 2 | |
| | 3.2. Носители информации компьютера – 14 часов | | |
93 | 14.04 | Виды носителей информации и их назначение | 2 | |
94 | 16.04 | Праздник «День компьютерщика» | 2 | 4 |
95 | 18.04 | Виды носителей информации и их назначение | 2 | |
96 | 21.04 | Сохранение информации на различных носителях информации | 2 | |
97 | 23.04 | Сохранение информации на различных носителях информации | 2 | |
98 | 25.04 | Практическая работа. Виды носителей информации | 2 | |
99 | 28.04 | Самостоятельная работа. Виды носителей информации | 2 | |
100 | 30.04 | Конкурс «Расшифруй» | 2 | |
| | 3.3 Обработка информации – 12 часов | | |
101 | 02.05 | Понятие информация | 2 | |
102 | 05.05 | Способы обработки информации | 2 | |
103 | 07.05 | Обработка информации с помощью таблицы | 2 | |
104 | 12.05 | «Всемирный день информационного сообщества» | 2 | 4 |
105 | 14.05 | Обработка информации с помощью таблицы | 2 | |
106 | 16.05 | Практическая работа. Обработка информации | 2 | |
107 | 19.05 | Самостоятельная работа. Обработка информации | 2 | |
108 | 21.05 | Аттестация итоговая. Конкурс «Знатоки информатики» | 2 | 5 |
| | Итого | 216 | |
| 23.05 | Резерв | 2 | |
Приложение 1
Оценочные материалы
Оценка образовательных результатов осуществляется в процессе педагогической диагностики, при этом используется метод наблюдения. Результаты фиксируются в диагностических картах с показателями и критериями оценки.
Диагностика осуществляется в течение учебного года по результатам текущего контроля (I – промежуточная аттестация, II – итоговая аттестация).
При оценке результатов обучения используется критериальный подход: высокий (В), средний (С) и низкий (Н) уровни.
Диагностическая карта уровня развития обучающихся
№ п/п | ФИО обучающихся | Показатели уровня освоения программы | ||||||||
Теория | Практика | Творчество | Аттестация | |||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | |||
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
Критерии оценки
№ п/п | Показатели | Высокий уровень 2 балла | Средний уровень 1 балл | Низкий уровень 0 баллов |
1 | Теоретические основы работы с персональным компьютером | Хорошо знает теоретические основы работы с персональным компьютером. Уверенно отвечает на вопросы педагога. | Знает теоретические основы работы с персональным компьютером. Ориентируется в понятиях, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога. | Слабо знает изученный материал по теме. Отвечает неуверенно. |
2 | Практико-соревновательная деятельность | Ребенок самостоятельно применяет на практике полученные знания по работе с персональным компьютером | Ребенок самостоятельно применяет на практике полученные знания и умения по работе с персональным компьютером, но допускает ошибки, пользуется помощью педагога | Ребенок не может применить полученные знания на практике |
3 | Творческая активность | Устойчивый интерес к занятиям, творческая активность | Активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Не активен, выполняет работу без особого желания |
Интеллектуальная игра
Первый год обучения
Тест № 1
Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.
Какую клавишу нужно нажать, чтобы вернуться из режима просмотра презентации?
а) backspace
б) escape
в) delete
Выберите правильную последовательность при вставке рисунка на слайд?
а) вставка – рисунок
б) правка – рисунок
в) файл – рисунок
Есть ли в программе функция изменения цвета фона для каждого слайда?
а) да
б) нет
в) только для некоторых слайдов
Microsoft PowerPoint нужен для?
а) создания и редактирования текстов и рисунков
б) для создания таблиц
в) для создания презентаций и фильмов из слайдов
Что из себя представляет слайд?
а) абзац презентации
б) строчку презентации
в) основной элемент презентации
Как удалить текст или рисунок со слайда?
а) выделить ненужный элемент и нажать клавишу Backspace
б) щелкнуть по ненужному элементу ПКМ и в появившемся окне выбрать «Удалить»
в) выделить ненужный элемент и нажать клавишу Delete
Какую клавишу/комбинацию клавиш необходимо нажать для запуска демонстрации слайдов?
а) enter
б) F5
в) зажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift
Каким образом можно вводить текст в слайды презентации?
а) кликнуть ЛКМ в любом месте и начать писать
б) текст можно вводить только в надписях
в) оба варианта неверны
Какую функцию можно использовать, чтобы узнать, как презентация будет смотреться в напечатанном виде?
а) функция предварительного просмотр
б) функция редактирования
в) функция вывода на печать
Какой способ заливки позволяет получить эффект плавного перехода одного цвета в другой?
а) метод узорной заливки
б) метод текстурной заливки
в) метод градиентной заливки
Ключ: 1б, 2а, 3а, 4в, 5в, 6в, 7б, 8б, 9а, 10в
Тест № 2
Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.
1. Графическим редактором называется программа, предназначенная для ...?
а) редактирования вида и начертания шрифта
б) работы с графическим изображением
в) построения графиков
2. Укажите инструменты графического редактора?
а) ластик
б) карандаш
в) ножницы
г) ручка
д) прямоугольник
е) распылитель
3. Инструмент позволяет…?
а) проводить произвольные линии и кривые
б) вводить текст
в) удалять фрагмент рисунка
4. Какого инструмента нет в графическом редакторе?
а) заливка
б) валик
в) кисть
5. Инструмент позволяет…?
а) изменяет размер области рисунка
б) изменяет размер панели инструментов
в) изменяет размер файла
6. Палитрами в графическом редакторе являются…?
а) линия, круг, прямоугольник
б) карандаш, кисть, ластик
в) наборы цветов
7. Какой командой можно запустить программу MS Paint?
а) программы / Стандартные / Paint б)
б) пуск / Стандартные / Программы / Paint
в) пуск / Программы / Стандартные / Paint
8. Для чего предназначен инструмент в Paint?
а) для удаления фрагментов рисунка
б) для рисования линий произвольной формы
в) для введения текста
9. Для чего предназначен инструмент в Paint?
а) для выделения фрагмента произвольной формы
б) для рисования многоугольника
в) для рисования кривых
10. Для чего предназначен инструмент в Paint?
а) для введения текста
б) для выбора цвета
в) для сохранения рисунка
Ключ: 1б, 2а,б, д 3а, 4б, 5а, 6в, 7в, 8а, 9б, 10а
Второй год обучения
Тест № 1
Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.
1. Выберите характеристики файла.
а) в файле хранится информация как единое целое
б) у файла есть имя
в) у файла есть свойства и с ним выполняют действия
г) все перечисленные утверждения верны
2. Является ли папка, в которой хранятся файлы, объектом?
а) да
б) нет
3. Из каких частей может состоять имя файла?
а) собственно имя
б) собственно имя и расширение
в) оба утверждения верны
г) ни одно из перечисленных утверждений не верно
4. В ОС Windows имена Уроки.txt и уроки.txt относятся к двум одинаковым файлам?
а) да
б) нет
5. Можно ли по расширению узнать тип файла?
а) да
б) нет
6. Выберите верное утверждение. Какие свойства есть у файла?
а) тип файла
б) размер файла
в) дата создания
г) все утверждения верны
7. Сколько свойств дата есть у файла?
а) свойства дата нет
б) одно
в) два
г) три
8. Определите по расширению, какой из файлов текстовый.
а) docx
б) bmp
в) mp3
г) jpg
9. Можно ли изменить файл и сохранить его под другим именем?
а) да
б) нет
10. Используется ли в имени папки расширение?
а) да
б) нет
Ключ: 1г, 2а, 3в, 4а, 5а, 6г, 7в, 8а, 9а, 10б
Тест № 2
Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.
1. Необходимо правильно указать процесс хранения информации:
а) запись в тетради
б) чтение учебника
в) разговор по телефону
2. Необходимо правильно указать объект, который НЕ МОЖЕТ передавать информацию от
поколения к поколению:
а) пергамент
б) воздух
в) камень
3. Эта память является оперативной:
а) приобретенная
б) внешняя
в) внутренняя
4. Необходимо указать, какая память содержит все знания, накопленные людьми за время
за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди
а) память отдельного человека
б) память человечества
в) нет верного ответа
5. Информация, которая хранится во внешней памяти и обозначенная именем:
а) файл
б) папка
в) корзина
6. Необходимо выбрать расширение, относящееся к исполняемым файлам:
а) gif
б) txt
в) exe
7. Что из представленного ниже, является контейнером для файлов:
а) папка
б) корзина
в) расширение
8. Что из представленного ниже, является устройством для хранения:
а) процессор
б) монитор
в) оперативная память
9. Какой файл может иметь полное имя:
а) мои документы
б) doc
в) mult.swf
10. Какое имя может иметь папка:
а) Расписание.docx
б) Doc.txt
в) Мои документы
Ключ: 1а, 2б, 3в, 4б, 5а, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в
Приложение 2
Каталог
образовательных ресурсов
№ п/п | Параметры | Содержание |
Учебно-методический комплекс | ||
1. | Программно-методический раздел | |
1. Образовательная программа | Дополнительная общеразвивающая программа «Инфознайка» | |
2. Методические виды продукции | - | |
Картотека планов занятий | ||
3. Материалы по воспитательной работе | 1. Материалы по разделу «Культурно-досуговая деятельность по профилю» 2. Сценарии тематических праздников. 3.Подборка игровых материалов для воспитательных мероприятий | |
4. Литература | Рабочая тетрадь О.А. Холодова Юным уникам и умницам. Информатика, логика, математика (информационная грамотность, социальный интеллект) 3 класс 1,2 ч, 4 класс 1,2 ч. | |
5. Методическая копилка | 1. Программно-методические материалы 2. Охрана труда и техника безопасности 3. Дополнительные материалы по профилю 4. Карточки раздаточные 5. Оценочные материалы 6. Результативность УВП 7. Информационный калейдоскоп | |
2. | Дидактический раздел | |
1. Инструкционные, технологические карты | Инструкционные карточки: «Задания по алгоритму»; «Схемы»; Технологические карточки: «Изготовление буклета» | |
2. Тематические подборки с рисунками | Для всех разделов программы | |
3. Памятки | По всем разделам программы | |
4. Игровые материалы | По всем разделам программы | |
3. | Электронные ресурсы | |
1. Электронный адрес педагога | ||
2. Электронные пособия | Презентации с текстовыми комментариями по разделам программы Видеозаписи тематические: | |
| Интернет-ресурсы | https://www.maam.ru «Образовательный портал» |
4. | Диагностический раздел | |
1. Оценочные материалы | Диагностическая карта, тесты | |
2. Результаты диагностики | Мониторинг результатов диагностики в форме таблиц на бумажном и электронном носителях | |
5. | Информационно-результативный раздел | |
1. Результативность УВП | Мониторинг участия обучающихся в различных профильных и других мероприятиях в форме таблиц на бумажном и электронном носителях | |
Предметно-развивающая среда | ||
6. | Охрана труда и техника безопасности | |
1. Пакет инструкций для обучающихся | Инструкция № 1а для обучающихся при чрезвычайных ситуациях Инструкция № 2а для обучающихся по безопасному поведению в образовательном учреждении Инструкция № 3а для обучающихся по безопасному поведению на дорогах Инструкция № 14а для обучающихся по технике безопасности при работе на компьютере | |
2. Уголок по ТБ | Имеется | |
7. | Оснащение учебного кабинета | |
Оборудование | ноутбук магнитная доска интерактивная доска интерактивный стол столы стулья шкаф | |
8. | Оформление кабинета | |
1. Информационные материалы по профилю | Стенды со сменной информацией по детскому объединению | |
2. Информационные материалы детского объединения | Уголок кружковца |
Приложение 3
Методические материалы
План-конспект проведения занятия
«Викторина «Знатоки информатики»
Пояснительная записка
Занятие на тему «Викторина «Знатоки информатики» является заключительным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Инфознайка». Его проведение имеет свою актуальность при наличии достаточно глубоких знаний у обучающихся данной возрастной категории. Содержание занятия представлено заданиями, содержащими элементы игры и соревновательности, что положительно сказывается на учебной мотивации детей. Тема «Викторина «Знатоки информатики» является для обучающихся интересной в изучении из-за использования графических элементов в виде красочных карточек с заданиями, жетонов, награждения по итогам занятия (грамоты, шоколадные медали и т.д.). В ходе викторины обучающиеся приобретут навыки общения, поведения в затруднительной ситуации, активизации памяти, активности обучающихся, способность переключаться с одной темы на другую, повышая эрудицию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 9-11 лет.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Проведение занятия на тему «Викторина «Знатоки информатики» с детьми младшего школьного возраста целесообразно организовывать как заключительное занятие в изучении программы «Занимательная информатика». При проведении викторины следует использовать карточки с заданиями, распечатанными на цветом принтере и крупным шрифтом. Интеллектуальные задания должны соответствовать возрастной группе детей и быть посильными в решении. В ходе викторины можно использовать музыкальное сопровождение, в т.ч. на каждую станцию разные мелодии. До проведения викторины подготовить наградную продукцию на каждого ребенка: грамоты (сертификаты, дипломы) и сладкие призы (шоколадные медали, конфеты и т.д.).
Занятие может быть использовано с целью итогового контроля знаний и умений обучающихся по информатике.
Форма занятия: командная игра.
Форма организации работы: групповая.
Состав учебной группы: до 12 обучающихся в возрасте 9-12 лет.
Место занятия в ДОП: относится к итоговой теме занятия.
Степень сложности занятия: легкий уровень сложности.
Цель: обобщить знания обучающихся по основным темам дополнительной общеразвивающей программы «Инфознайка».
Задачи:
обучающие:
- повторить и закрепить знания обучающихся по основным темам дополнительной общеразвивающей программы «Инфознайка»;
- повысить мотивацию обучающихся на занятии за счет игровой формы работы;
развивающие:
- развивать эрудицию, находчивость, творческие способности;
- развивать умение работать в команде, внимательно слушать задание;
воспитательные:
- воспитать бережное отношение к оборудованию;
- воспитывать уважение к соперникам, ответственность за результат труда;
Планируемые результаты занятия:
личностные:
- формирование интереса к общей теме занятия;
-развитие мотивации в необходимости обобщения знаний и навыков по информатике;
-развитие умений в выполнении интеллектуальных заданий.
метапредметные:
-умение понять задание при решении интеллектуальных заданий;
-умение понять и применить алгоритм действий при решении интеллектуальных заданий;
-развитие внимания, усидчивости, логики, памяти.
предметные:
-обобщение действий при решении интеллектуальных заданий;
-умение использовать новые знания при решении интеллектуальных заданий;
-понимание интеллектуального задания и выполнение его.
Методы обучения:
- объяснительный;
- наглядный.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
Дидактический материал:
- жетоны для разбивки на команды;
- карточки с заданиями для станции № 1 «Прочти слова» (Приложение 1);
- карточки с заданиями для станции № 2 «Анаграммы» (Приложение 2);
- карточки с заданиями для станции № 3 «Алгоритм» (Приложение 3);
- карточки с заданиями для станции № 4 «Склейка слов» (Приложение 4);
- карточки с заданиями для станции № 4 «Мозаика» (Приложение 5).
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- отдельные столы для работы;
- стулья;
- секундомер;
- наградная продукция.
План занятия:
Организационная часть (2 мин).
Выполнение конкурсных заданий (40 мин).
Подведение итогов (3 мин).
Общая продолжительность занятия: 45 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует детей. Сообщает тему занятия. Раздает жетоны. | Рассаживаются за отдельные столы. Делятся на две команды |
Выполнение конкурсных заданий | Станция №1 «Прочти слова» (Приложение 1) Раздает карточки с заданием, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: в карточке слова записаны «змейкой» в любом направлении слева направо и сверху вниз. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание |
Станция №2 «Анаграммы» (Приложение 2) Раздает карточки с анаграммами, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: переставить в них буквы так, чтобы получить слова, связанные с информатикой. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание | |
Станция №3 «Алгоритм» (Приложение 3) Раздает карточки с алгоритмами, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: проставить нумерация алгоритма действий. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание | |
| Станция №4 «Склейка слов» (Приложение 4) Раздает карточки с заданием, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: соединить слоги в слова. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание |
Станция №5 «Мозаика» (Приложение 5) Раздает картинки, разрезанные на части, на складывание целого изображения отводится 4 минуты. Задание: сложить из разрезанных частей целую картинку. | Выполняют задание | |
Подведение итогов | Считает количество баллов по каждой команде. Отмечает положительные стороны игроков команд. Сообщает победителя. Награждает | Слушают. Выходят на награждение |