Дополнительная общеразвивающая программа "Инфознайка"

0
0
Материал опубликован 15 January в группе

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск»


Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества «Созвездие»




Рекомендована

методическим советом

МУ ДО ДДТ «Созвездие»

протокол № 1

от 02.09.2024




УТВЕРЖДАЮ

Директор МУ ДО

ДДТ «Созвездие»

______И.Г. Федяева

Приказ от 03.09.2024

116/9-26-189/1










Дополнительная общеразвивающая программа


«Инфознайка»

(базовый уровень)


Направленность: техническая


Детское объединение «Инфознайка»





Адресат программы: обучающиеся 9-12 лет

Срок реализации: 2 года

Количество часов: 352

Разработчик программы:

Полунина Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования










Саянск, 2024

Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………………....

3

Комплекс основных характеристик программы


Объём……………………………………………………………………………………..

5

Содержание программы………………………………………………….......................

5

Учебный план ………………….……………………………………………………......

7

Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график…………………………………………………………

Оценочные материалы …………………………………………………………………

9

10

Методические материалы………………………………………………………………

10

Иные компоненты


Условия реализации программы……………………………………………………….

10

Список литературы для педагога…..……………………………………......................

Список литературы для обучающихся и родителей………………………………….

Календарный учебно-тематический план……………………………….....................

Приложения

11

11

11


Приложение 1. Оценочные материалы…………………………………......................

16

Приложение 2. Каталог образовательных ресурсов………………………………….

Приложение 3. Методические материалы………………………………....................

24

25

























Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Инфознайка» разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области;

Уставом МУ ДО ДДТ «Созвездие», утвержденным Постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 20 января 2022 года № 110-37-49-22;

Положением о дополнительной общеразвивающей программе МУ ДО ДДТ «Созвездие», утвержденном приказом от 10 июля 2023 года №116/9-26-144.

Изучение информатики способствует развитию таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение обучающимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) – необходимый атрибут современного образованного человека, его профессиональной пригодности в обществе. Основы теоретических знаний закрепляются на практике во время выполнения практический заданий на персональном компьютере.

Дополнительная общеобразовательная программа «Инфознайка» относится к общеразвивающим программам технической направленности.

Программа направлена  на формирование начальных навыков общения с компьютером, усвоения базового уровня работы на компьютере.

Актуальность заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности.

Программа ориентирована не только на освоение технологий работы в различных информационных программных средах, но и на развитие последовательного (алгоритмического) мышления и творческого потенциала обучающегося.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет формирование познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.

Отличительной особенностью программы является то, что она помогает овладеть обучающимся широкой информационной средой.

Программа рассматривает навыки работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста (Microsoft Office Word), а также знакомство с графическими редакторами Microsoft Paint, Microsoft Power Point.

Занятия детского объединения носят преимущественно практический характер, на занятиях обучающиеся приобретают умения и навыки работы на персональном компьютере. На занятиях используются следующие формы организации учебной деятельности: лекционные занятия, практические занятия, тесты, конкурсы, игры, соревнования, викторины.

Программа предусматривает проведение массовых мероприятий, совместную деятельность обучающихся и родителей (законных представителей)

Уровень программы – базовый, по своему строению программа традиционная, имеется возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося по индивидуальному плану.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что положительной ролью изучения информатики является: психологическое развитие детей, формирование личности, научного мировоззрения обучающихся,  повышение их самооценки в процессе изучения основ компьютерной грамоты, который в дальнейшем раскроет перед обучающимися ещё более удивительные возможности компьютера.

Адресат программы: дети в возрасте от 9 до 12 лет. Обучение по данной программе не требует от детей предварительной подготовки, в детское объединение принимаются все желающие.

Принципы комплектования учебных групп: прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей, с учетом расписания занятий и возможностей обучающегося. Формируются разновозрастные учебные группы с учетом возрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний обучающихся, состав группы переменный.

Срок освоения программы: 2 года обучения, 34 недели, 8,5 месяцев, второй год обучения 36 недель, 9 месяцев.

Форма обучения очная. При необходимости, реализация программы может осуществляться в дистанционном режиме обучения. Для этого имеются необходимые онлайн платформы: videouroki.net, infourok.ru, мессенджер Телеграм, видео платформа Zoom.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа перерыв между занятиями 10 минут.

Организация образовательного процесса соответствует возрастным, психологическим возможностям и особенностям обучающихся и предполагает корректировку времени и режима занятий при необходимости.

Формы подведения итогов реализации программы: викторина, интеллектуальная игра. Документом, подтверждающим освоение дополнительной общеразвивающей программы, является Свидетельство о дополнительном образовании, разработанное в Учреждении согласно Положению.

Цель программы: развитие творческих способностей с использованием возможностей электронной вычислительной техники.

Задачи:

формировать гражданскую позицию на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, культуру общения, поведения в социуме и культуру труда, прививать навыки работы в коллективе; воспитывать интерес к занятиям информатикой;

воспитывать культуру общения между учащимися; формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером;

развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий; развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации; расширять кругозор, развитие памяти, внимания, творческого воображении и образного мышления;

сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах; научить работе с основными компонентами устройства компьютера и особенностям обработки информации в текстовом и графическом редакторах.

Предполагаемые результаты.

Личностные результаты: мотивация к обучению и познанию, способность оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, умение проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность, определять причины неудач, применять правила сотрудничества между учащимися, считаться с мнением другого человека, проявлять доверие к соучастнику деятельности.

Метапредметные результаты: владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Предметные образовательные результаты


Обучающиеся после первого года обучения должны:

знать основные устройства компьютера; основные действия работы с мышью и клавиатурой; понятие информация, виды информации, способы ее представления; основные элементы интерфейса текстовых и графических редакторов;

уметь включать и выключать компьютер; владеть мышью и клавиатурой; создавать папки и файлы, сохранять их, присваивать им имена; создавать текстовые документы, с использованием таблиц; создавать простые рисунки; проводить простейшую обработку изображений; создавать простые презентации.

Обучающиеся после второго года обучения должны:

знать о требованиях к организации рабочего места за компьютером; назначение основных элементов графического и текстового редакторов; приемы создания и редактирования изображений; основные элементы текста; приемы редактирования и форматирования текста; технологию вставки различных объектов; технологию работы с таблицами; правила создания анимации в презентации и требования к ее оформлению; понятие периферийные устройства, устройства ввода и вывода информации.

уметь запускать приложения; сохранять результат работы на жестком диске, а также на съемных носителях информации; находить и открывать необходимый документ; вводить, редактировать и форматировать текст; работать с таблицами; создавать, вставлять и редактировать изображение; создавать, редактировать и демонстрировать сложные презентации.


Комплекс основных характеристик программы


Объем программы: всего 352 часа, первый год 136 часов, второй год 216 часов.


Содержание программы первого года обучения


1. Знакомство с устройствами компьютера – 36 часов.

1.1 Текстовый редактор Microsoft Office Word, панель инструментов – 10 часов.

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word и его возможностями. Знакомство с интерфейсом программы. Практика. Создание нового документа Microsoft Office Word, присвоение имени документу. Интеллектуальная игра, конкурсы.

1.2 Панель инструментов – 6 часов. Панели инструментов. Практика. Работа с основными вкладками панели инструментов. Тест, компьютерные викторины, соревнования.

1.3 Назначение клавиш – 4 часа. Знакомство с клавишами. Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. Практика. Ввод текста, знакомство с клавишами. Компьютерная игра.

1.4 Форматирование текста, работа с таблицей – 16 часов. Форматирование текста: шрифт, цвет, выравнивание, межстрочный интервал, оформление заголовков, выделение красной строки. Таблица и ее элементы. Создание таблицы, ее редактирование, добавление строк и столбцов. Практика. Редактирование фрагментов текста, создание и редактирование таблиц. Конкурсы, соревнования.

2. Графический редактор Microsoft PowerPoint – 58 часов.

2.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft PowerPoint и его возможностями – 14 часов. Изучение интерфейса программы при создании первых слайдов. Цветовая гамма. Круг Иттена. Практика. Создание слайда, введение заголовка и подзаголовка, макеты слайда. Создание основных фигур, формы и заливка. Конкурсы, соревнования.

2.2 Панель инструментов – 8 часов. Панели инструментов. Основные функции. Дизайн, кнопки, цвета. Практика. Работа с основными вкладками панели инструментов. Конкурсы.

2.3. Вставка графических объектов в слайды и работа с ними – 18 часов. Слайд, основные его функции. Создание слайда, параметры, макеты слайдов, изменение фона. Вставка рисунка, изменение его параметров, работа с цветом. Вставка фигур и работа с ними. Работа с текстом в слайдах. Форматирование текста. Практика. Работа со слайдами. Конкурсы.

2.4. Дизайн слайдов – 10 часов. Выбор готовых тем. Изменение дизайна слайдов. Вставка слайдов с готовыми дизайнами. Практика. Создание собственного дизайна слайда. Конкурсы.

2.5 Знакомство с анимацией – 8 часов. Настройка анимации. Анимация слайда, анимация отдельных объектов слайда. Практика. Анимация слайда на свободную тему. Анимация слайда по заданным параметрам. Конкурсы.

3. Графический редактор Microsoft Paint – 22 часа.

3.1. Знакомство с графическим редактором Microsoft Paint и его возможностями – 2 часа. Практика. Изучение интерфейса программы.

3.2. Панель инструментов – 8 часов. Изучение панели инструментов. Работа с рисунком и его элементами. Создание основных фигур, изменение их цвета и размера. Практика. Работа с основными вкладками панели инструментов. Конкурсы.

3.3. Создание и коррекция рисунков, изображений – 8 часов. Создание и редактирование изображений. Изменение цветовой гаммы, фона, фигуры, обрезка изображения. Практика. Вставка и редактирование изображения по шаблону. Конкурсы.

3.4 Обработка снимка (скриншота) экрана компьютера – 4 часа. Снимок экрана с помощью клавиши Prtsc, обработка изображения в программе Microsoft Paint. Практика. Выполнение снимка экрана по заданным условиям. Конкурсы.

4. Культурно-досуговая  деятельность 16 часов. Праздники: Посвящение в кружковцы, День компьютерщика, праздник «День выключения гаджетов» и другие.

5. Аттестация 4 часа. Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование. Аттестация итоговая. Соревнование «Турнир знатоков».


Содержание программы второго года обучения


1. Информатика и информация – 114 часов.

1.1 Меню пуск. Управление окнами – 8 часов. Вводное занятие – 2 часа. Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с меню. Пуск и его возможности. Основные элементы управления окнами. Практика. Открытие программы при помощи меню Пуск. Управление окном программы. Конкурсы.

1.2 Основные клавиши и их назначение – 12 часов. Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. Практика. Использование основных клавиш при вводе текста.

1.3 Горячие клавиши Windows – 16 часов. Сочетание клавиш для быстрого управления окнами. Практика. Использование горячих клавиш при работе с окнами. Соревнования.

1.4 Текстовые, числовые и графические данные – 68 часов. Ввод текста и его форматирование. Таблица и ее элементы. Создание простой и сложной таблицы. Практика. Редактирование фрагментов текста, создание и редактирование простых и сложных таблиц, работа с изображениями. Конкурсы, соревнования.

2. Файлы и папки – 42 часа.

2.1 Файлы. Имена и расширения файлов – 12 часов. Понятия: файл, папка, ярлык, корзина. Устройство папок, правила создания объектов. Знакомство с расширениями файлов. Практика. Создание файлов и папок. Создание файлов с разными расширениями и присвоение имен файлам. Конкурсы, соревнования.

2.2. Папки и их назначение – 12 часов. Понятие - папка. Основные виды папок и их устройство. Практика. Создание новых папок и работа с ними. Конкурсы.

2.3. Ярлык – 8 часов. Понятие – ярлык. Ярлык в текущем окне. Ярлык на рабочем столе

Практика. Создание ярлыка и вызов программ с его помощью. Конкурсы, соревнования.

2.4 Система упорядочивания информации в папках – 10 часов. Панель инструментов в папке. Практика. Создание файлов, папок и их сортировка.

3. Хранение, передача и обработка информации – 40 часов. 

3.1 Классификация видов памяти по назначению – 14 часов. Память компьютера: виды, типы и назначение. Практика. Обработка и сохранение информации на разных носителях. Викторины.

3.2. Носители информации компьютера – 14 часов. Виды носителей информации и их назначение. Практика. Сохранение информации на различных носителях информации. Конкурсы.

3.3 Обработка информации – 12 часов. Основные понятия и способы обработки информации. Практика. Обработка информации с помощью таблицы.

4. Культурно-досуговая  деятельность 16 часов.

Конкурсы, праздники, соревнования.

5. Аттестация – 4 часа. Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование. Аттестация итоговая. Компьютерный турнир.


Комплекс организационно-педагогических условий


Учебный план


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Оценочные материалы

всего

теория

практика

теория

практика

Первый год обучения

1

Знакомство с устройствами компьютера. Вводное занятие

36

6

30

Интеллектуальная игра




1.1 Текстовый редактор Microsoft Office Word

10

2

8

1.2 Панель инструментов

6

1

5

1.3 Назначение клавиш

4

1

3

1.4 Форматирование текста, работа с таблицей

16

2

14

2

Графический редактор Microsoft Power Point

58

12

46

Тест № 1






2.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft Power Point и его возможностями

14

2

12

2.2 Панель инструментов

8

2

6

2.3 Вставка графических объектов в слайды и работа с ними

18

2

16

2.4 Дизайн слайдов

10

3

7

2.5 Знакомство с анимацией

8

3

5

3

Графический редактор Microsoft Paint

22

4

18

Тест № 2


3.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft Power Paint и его возможностями

2

1

1

3.2 Панель инструментов

8

1

7

3.3 Создание и коррекция рисунков, изображений

8

1

7

3.4 Обработка снимка (скриншота) экрана компьютера

4

1

3

4

Культурно-досуговая  деятельность

16

-

16

Соревнования

5

Аттестация

4

-

4


5.1 Аттестация промежуточная

2

-

2

Викторина

5.2 Аттестация итоговая

2

-

2

Компьютерный турнир


Итого

136

22

114


Второй год обучения

1

Информатика и информация. Вводное занятие

114

22

92

Тест № 1




1.1 Меню Пуск. Управление окнами

18

4

14

1.2 Основные клавиши и их назначение

12

2

10

1.3 Горячие клавиши Windows

16

2

14

1.4 Текстовые, числовые и графические данные

68

14

54

2

Файлы и папки

42

8

34

Тест № 2






2.1 Файлы. Имена и расширения файлов

12

2

10

2.2 Папки и их назначение

12

2

10

2.3 Ярлык

8

2

6

2.4 Система упорядочивания информации в папках

10

2

8

3

Хранение, передача и обработка информации

40

8

32

Тест № 3


3.1 Классификация видов памяти по назначению

14

3

11

3.2 Носители информации компьютера

14

3

11

3.3 Обработка информации

12

2

10

4

Культурно-досуговая  деятельность

16

-

16

Соревнования

5

Аттестация

4

-

4


5.1 Аттестация промежуточная

2

-

2

Викторина

5.2 Аттестация итоговая

2

-

2

Компьютерный турнир


Итого

216

54

162





Календарный учебный график


В соответствии с учебным планом в текущем учебном году планируются занятия для учебной группы первого года обучения обучающихся младшего школьного возраста из расчета 136 часов в год, 4 академических часа в неделю (2 раза по два академических часа).


Название разделов

Кол-во часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1. Знакомство с устройствами компьютера

36

4

18

14







2. Графический редактор Microsoft Power Point

58



4

10

14

16

14



3. Графический редактор Microsoft Paint

22







2

14

6

4. Культурно-досуговая  деятельность

16

4

-

-

4

-

2

-

4

2

5. Аттестация

4




2





2

Всего

136

8

18

18

16

14

18

16

18

10


В соответствии с учебным планом в текущем учебном году планируются занятия для учебной группы второго года обучения обучающихся младшего школьного возраста из расчета 216 часов в год, 6 академических часа в неделю (3 раза по два академических часа).


Название разделов

Кол-во часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1. Информатика и информация

114

22

26

26

20

20





2. Файлы и папки

42





2

22

16

2


3. Хранение, передача и обработка информации

40







6

20

14

4. Культурно-досуговая  деятельность

16

4



4



2

4

2

5. Аттестация

4




2





2

Всего

216

26

26

26

26

22

22

24

26

18


Оценочные материалы


Оценка образовательных результатов осуществляется в процессе педагогической диагностики, при этом используется метод наблюдения. Результаты фиксируются в диагностических картах с показателями и критериями оценки.

Способами проверки результатов образовательной деятельности являются также опрос, беседа, тест (Приложение 1).


Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса:


Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, репродуктивный. Игровой метод является ведущим при организации образовательной деятельности детей школьного возраста.

Организационные формы обучения: групповые, индивидуальные или всем составом группы детского объединения

Виды занятий: традиционное учебное занятие, конкурс, праздник, соревнование.

Педагогические технологии: творческое развивающее обучение (И.П. Волков), личностно-ориентированные, игровые, информационно-коммуникативные.

При реализации программы в очной форме с использованием дистанционных образовательных технологий педагог обеспечивает регулярную дистанционную связь с обучающимися и родителями (законными представителями) для информирования по различным аспектам организации образовательного процесса:

правила и порядок взаимодействия участников образовательного процесса;

адреса электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение;

средства оперативной связи, в том числе адрес электронной почты педагога;

порядок реализации дополнительной общеразвивающей программы с использованием дистанционных образовательных технологий;

режим работы педагога;

расписание учебных занятий в online-режиме;

формы контроля по результатам освоения отдельных тем, разделов программы;

оnline-консультации тематические и по запросам;

график проведения текущего и итогового контроля и др.

При проведении учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий используются:

фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;

разработанные педагогом презентации с текстовыми комментариями;

видеозаписи тематических мастер-классов;

различные дидактические материалы (памятки, инструкции, технологические и инструкционные карты, контрольные задания, оценочные материалы и др.).

Алгоритм учебного занятия:

Введение – создание эмоционального отношения к работе, повторение пройденного материала.

Подготовка и объяснение нового материала – беседа, работа в тетради.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итогов занятия.

Методические материалы к программе и список литературы представлены также в Каталоге образовательных ресурсов Приложение 2 (Каталог образовательных ресурсов), Приложение 3 (Методические материалы – план-конспект проведения занятия «Викторина «Знатоки информатик»).


Иные компоненты


Условия реализации программы


Обучение школьников осуществляется в благоприятных условиях с обеспечением санитарно-гигиенических норм и пожарной безопасности.

Классы оснащены школьной мебелью (столы, стулья), соответствующих росту обучающихся, школьными досками, шкафами для дидактического материала, мультимедийными установками, телевизорами, ноутбуками на каждого ребенка группы, позволяющие педагогу эффективно и наглядно проводить занятия.

Условия реализации и список дополнительной литературы по программе представлены также в Каталоге образовательных ресурсов (Приложение 2).


Кадровое обеспечение программы


Полунина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, образование высшее.

Профессиональная переподготовка: Диплом 592400102795 о профессиональной переподготовке, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», дата окончания 30.06.2022г., «Педагогика дополнительного образования детей»», 340 часов.


Список литературы для педагога

Бондаренко, С.А. Компьютер и ноутбук для детей [Текст]: учебное пособие/ Бондаренко, С.А. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 79 с.

Доктор Бит. Информатика для начинающих: теория, практика, тесты: 1 ступень: для учащихся начальных классов [Текст]: – Москва: Стрекоза, 2009. – 72 с.

Доктор Бит. Информатика для начинающих: теория, практика, тесты: 2 ступень: для учащихся начальных классов [Текст]: – Москва: Стрекоза, 2009. – 78 с.

Златопольский, Д. М. Занимательная информатика: учебное пособие / Д.М. Златопольский. – Москва: Лаборатория знаний, 2017. - 424 с.


Список литературы для обучающихся и родителей


Леонтьев В.П. Детская компьютерная энциклопедия [Текст]/ Леонтьев. В.П. - М., ОЛМА-ПРЕСС образование, 2005. – 175 с.

Симонович С.В. Весёлая энциклопедия по компьютерам и информатике [Текст]:/ Симонович С.В. – СПб: Питер – 224 с.


Календарный учебно-тематический план № 1

первый год обучения


№ 

п/п

Дата 

Тема занятий 

Кол-во

часов 

Раздел

1


Знакомство с устройствами компьютера

36


2


Графический редактор Microsoft Power Point

58


3


Графический редактор Microsoft Paint

22


4


Культурно-досуговая  деятельность

16


5


Аттестация

4




Итого

136


1. Знакомство с устройствами компьютера – 36 часов



1.1 Текстовый редактор Microsoft Office Word10 часов


1

17.09

Вводное занятие. Техника безопасности

2


2

19.09

Праздник «Посвящение в юных информатиков»

2

4

3

24.09

Праздник «День рождения «Смайла»

2

4

4

26.09

Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word и его возможностями

2


5

01.10

Конкурс «Цифровой ветер-2023»

2


6

03.10

Знакомство с интерфейсом программы.

2


7

08.10

Создание нового документа Microsoft Office Word.

Интеллектуальная игра.

2




1.2 Панель инструментов – 6 часов


8

10.10

Панели инструментов. Тест

2


9

15.10

Работа с основными вкладками панели инструментов

2


10

17.10

Компьютерные викторины, соревнования

2




1.3 Назначение клавиш – 4 часа



11

22.10

Знакомство с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел). Ввод текста.

2


12

24.10

Работа с клавишами Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace. Ввод текста.

2




1.4 Форматирование текста, работа с таблицей – 16 часов


13

29.10

Форматирование текста

2


14

31.10

Практическая работа №1. Работа с текстом

2


15

05.11

Самостоятельная работа. Форматирование текста

2


16

07.11

Таблица и ее элементы

2


17

12.11

Редактирование фрагментов текста, создание и редактирование таблиц

2


18

14.11

Практическая работа № 3. Редактирование таблиц

2


19

19.11

Самостоятельная работа. Работа с таблицами и ее свойствами

2


20

21.11

Соревнование «Цепочка действий»

2


2. Графический редактор Microsoft Power Point 58 часов



2.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft PowerPoint и его возможностями – 14 часов


21

26.11

Изучение интерфейса программы при создании первых слайдов

2


22

28.11

Цветовая гамма. Круг Иттена

2


23

03.12

Праздник «Всемирный день компьютерной графики»

2

4

24

05.12

Праздник «Всемирный день информации»

2

4

25

10.12

Создание слайда, макеты слайдов

2


26

12.12

Соревнование «Крестики-нолики» 

2


27

17.12

Работа с текстом в слайдах

2


28

19.12

Создание основных фигур, формы и заливка

2


29

24.12

Конкурс «КИТ»

2


30

26.12

Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование

2

5



2.2 Панель инструментов – 8 часов


31

09.01

Панели инструментов Основные функции. Дизайн, кнопки, цвета.

2


32

14.01

Конкурс «Космическое путешествие»

2


33

16.01

Работа с основными вкладками панели инструментов

2


34

21.01

Конкурс «Компьютер Лэнд»

2



2.3 Вставка графических объектов в слайды и работа с ними – 18 часов


35

23.01

Слайд, основные его функции

2


36

25.01

Соревнование «Веселая информатика»

2


37

28.01

Создание слайда, параметры, макеты слайдов, изменение фона

2


38

30.01

Вставка рисунка, изменение его параметров, работа с цветом

2


39

04.02

Праздник «День выключения гаджетов»

2

4

40

06.02

Выделение, копирование и перемещение элементов рисунка

2


41

11.02

Вставка фигур и работа с ними

2


42

13.02

Практическая работа № 2. Фигуры

2


43

18.02

Самостоятельная работа. Создание схем с помощью фигур

2


44

20.02

Работа с текстом в слайдах. Форматирование текста

2




2.4 Дизайн слайдов – 10 часов


45

25.02

Выбор готовых тем слайдов

2


46

27.02

Изменение дизайна слайдов

2


47

04.03

Вставка слайдов с готовыми дизайнами

2


48

06.03

Создание собственного дизайна слайда

2


49

11.03

Конкурс  «Цифровой  мир»

2




2.5 Знакомство с анимацией – 8 часов


50

13.03

Настройка анимации

2


51

18.03

Анимация слайда, анимация отдельных объектов слайда

2


52

20.03

Анимация слайда по заданным параметрам

2


53

25.03

Практическая работа № 4. Графика и анимация

2


3. Графический редактор Microsoft Paint – 22 часа



3.1 Знакомство с графическим редактором Microsoft Paint и его возможностями – 2 часа


54

27.03

Изучение интерфейса программы

2




3.2 Панель инструментов – 8 часов


55

01.04

Работа с основными вкладками панели инструментов

2


56

03.04

Праздник «Международный день интернета»

2

4

57

08.04

Создание основных фигур, изменение их цвета и размера

2


58

10.04

Работа с рисунком и его элементами

2


59

15.04

Праздник «День компьютерщика»

2

4

60

17.04

Редактирование рисунка, фото, картинки

2




3.3. Создание и коррекция рисунков, изображений – 8 часов


61

22.04

Создание и редактирование изображений

2


62

24.04

Изменение цветовой гаммы, фона, фигуры, обрезка изображения

2


63

29.04

Вставка и редактирование изображения по шаблону

2


64

06.05

Конкурс «Расшифруй»

2




3.4 Обработка снимка (скриншота) экрана компьютера – 4 часа


65

08.05

Снимок экрана с помощью клавиши Prtsc

2


66

13.05

Выполнение снимка экрана по заданным условиям

2


67

15.05

«Всемирный день информационного сообщества»

2

4

68

20.05

Аттестация итоговая. Конкурс «Знатоки информатики»

2

5



Итого

136



22.05

Резерв

2



Календарный учебно-тематический план № 2

второй год обучения


№ 

п/п

Дата 

Тема занятий 

Кол-во

часов 

Раздел

1


Информатика и информация

114


2


Файлы и папки

42


3


Хранение, передача и обработка информации

40


4


Культурно-досуговая  деятельность 

16


5


Аттестация

4




Итого

216


1. Информатика и информация – 114 часов



1.1 Меню Пуск. Управление окнами – 18 часов


1

02.09

Вводное занятие. Техника безопасности

2


2

04.09

Праздник «Посвящение в мудрых информатиков»

2

4

3

06.09

Знакомство с меню

2


4

09.09

Пуск и его возможностями

2


5

11.09

Основные элементы управления окнами

2


6

13.09

Открытие программы при помощи меню Пуск

2


7

16.09

Управление окном программы

2


8

18.09

Практическая работа. Управление окнами Windows

2


9

20.09

Самостоятельная работа. Управление окнами Windows

2


10

23.09

Праздник «День рождения «Смайла»

2

4

11

25.09

Конкурс «Цифровой ветер-2023»

2




1.2 Основные клавиши и их назначение – 12 часов


12

27.09

Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace.

2


13

30.09

Работа с клавишами Caps Lock, Tab, Space Bar (пробел), Ctrl, Shift, Alt, Enter, Delete, Backspace.

2


14

02.10

Использование основных клавиш при вводе текста

2


15

04.10

Использование основных клавиш при вводе текста

2


16

07.10

Практическая работа. Работа с основными клавишами

2


17

09.10

Самостоятельная работа. Работа с основными клавишами

2




1.3 Горячие клавиши Windows – 16 часов


18

11.10

Сочетание клавиш для быстрого управления окнами

2


19

14.10

Сочетание клавиш для быстрого управления окнами

2


20

16.10

Конкурс  «Цифровой  мир»

2


21

18.10

Использование горячих клавиш при работе с окнами

2


22

21.10

Использование горячих клавиш при работе с окнами

2


23

23.10

Практическая работа. Работа с горячими клавишами

2


24

25.10

Самостоятельная работа. Работа с горячими клавишами

2


25

28.10

Соревнование «Шаг в будущее»

2




1.4 Текстовые, числовые и графические данные – 68 часов


26

30.10

Ввод текста и его форматирование

2


27

01.11

Ввод текста и его форматирование

2


28

05.11

Соревнование «Цепочка действий»

2


29

06.11

Таблица и ее элементы

2


30

08.11

Таблица и ее элементы

2


31

11.11

Конкурс «КИТ» 

2


32

13.11

Таблица и ее элементы

2


33

15.11

Таблица и ее элементы

2


34

18.11

Конкурс «Расшифруй»

2


35

20.11

Создание простой и сложной таблицы

2


36

22.11

Создание простой и сложной таблицы

2


37

25.11

Конкурс «КомпьютерЛэнд»

2


38

27.11

Создание простой и сложной таблицы

2


39

29.11

Создание простой и сложной таблицы

2


40

02.12

Создание простой и сложной таблицы

2


41

04.12

Практическая работа. Таблица

2


42

06.12

Праздник «Всемирный день компьютерной графики»

2

4

43

09.12

Праздник «Всемирный день информации»

2

4

44

11.12

Самостоятельная работа. Таблица

2


45

13.12

Соревнование «Электроша»

2


46

16.12

Конкурс «Инфоэрудит»

2


47

18.12

Редактирование фрагментов текста

2


48

20.12

Редактирование фрагментов текста

2


49

23.12

Соревнование «Анаграммы»

2


50

25.12

Редактирование фрагментов текста

2


51

27.12

Практическая работа. Форматирование текста

2


52

30.12

Аттестация промежуточная. Викторина, тестирование

2

5

53

10.01

Создание и редактирование простых и сложных таблиц

2


54

13.01

Создание и редактирование простых и сложных таблиц

2


55

15.01

Создание и редактирование простых и сложных таблиц

2


56

17.01

Конкурс «Космическое путешествие»

2


57

20.01

Работа с изображениями

2


58

22.01

Работа с изображениями

2


59

24.01

Работа с изображениями

2


60

27.01

Практическая работа. Виды информации

2


61

29.01

Самостоятельная работа. Виды информации

2


62

31.01

Конкурс «Найти слова»

2


2. Файлы и папки – 42 часа 



2.1 Файлы. Имена и расширения файлов – 12 часов


63

03.02

Понятия: файл, папка, ярлык, корзина

2


64

05.02

Устройство папок, правила создания объектов

2


65

07.02

Расширения файлов, присвоение имен файлам

2


66

10.02

Практическая работа. Файлы и папки

2


67

12.02

Самостоятельная работа. Файлы и папки

2


68

14.02

Соревнование «Колесо фортуны»

2




2.2 Папки и их назначение – 12 часов


69

17.02

Понятие: основная папка

2


70

19.02

Основные виды папок и их устройство

2


71

21.02

Создание новых папок и работа с ними

2


72

24.02

Практическая работа. Работа с основными папками

2


73

26.02

Самостоятельная работа. Работа с основными папками

2


74

28.02

Конкурс «Древо талантов»

2




2.3 Ярлык – 8 часов


75

03.03

Понятие: ярлык

2


76

05.03

Ярлык в текущем окне

2


77

07.03

Праздник «День выключения гаджетов»

2

4

78

10.03

Ярлык на рабочем столе

2


79

12.03

Соревнование «Веселая информатика»

2




2.4 Система упорядочивания информации в папках – 10 часов


80

14.03

Панель инструментов в папке

2


81

17.03

Панель инструментов в папке

2


82

19.03

Создание файлов, папок и их сортировка

2


83

21.03

Практическая работа. Меню папки, сортировка файлов

2


84

24.03

Самостоятельная работа. Меню папки, сортировка файлов

2




3. Хранение, передача и обработка информации – 40 часов




3.1 Классификация видов памяти по назначению – 14 часов


85

26.03

Память компьютера: виды, типы и назначение

2


86

28.03

Память компьютера: виды, типы и назначение

2


87

31.03

Обработка и сохранение информации на разных носителях

2


88

02.04

Обработка и сохранение информации на разных носителях

2


89

04.04

Праздник «Международный день интернета»

2

4

90

07.04

Практическая работа. Виды памяти

2


91

09.04

Самостоятельная работа. Виды памяти

2


92

11.04

Викторина «Умники и умницы»

2




3.2. Носители информации компьютера – 14 часов


93

14.04

Виды носителей информации и их назначение

2


94

16.04

Праздник «День компьютерщика»

2

4

95

18.04

Виды носителей информации и их назначение

2


96

21.04

Сохранение информации на различных носителях информации

2


97

23.04

Сохранение информации на различных носителях информации

2


98

25.04

Практическая работа. Виды носителей информации

2


99

28.04

Самостоятельная работа. Виды носителей информации

2


100

30.04

Конкурс «Расшифруй»

2




3.3 Обработка информации – 12 часов


101

02.05

Понятие информация

2


102

05.05

Способы обработки информации

2


103

07.05

Обработка информации с помощью таблицы

2


104

12.05

«Всемирный день информационного сообщества»

2

4

105

14.05

Обработка информации с помощью таблицы

2


106

16.05

Практическая работа. Обработка информации

2


107

19.05

Самостоятельная работа. Обработка информации

2


108

21.05

Аттестация итоговая. Конкурс «Знатоки информатики»

2

5



Итого

216



23.05

Резерв

2



Приложение 1

Оценочные материалы


Оценка образовательных результатов осуществляется в процессе педагогической диагностики, при этом используется метод наблюдения. Результаты фиксируются в диагностических картах с показателями и критериями оценки.

Диагностика осуществляется в течение учебного года по результатам текущего контроля (I – промежуточная аттестация, II – итоговая аттестация).

При оценке результатов обучения используется критериальный подход: высокий (В), средний (С) и низкий (Н) уровни.


Диагностическая карта уровня развития обучающихся


п/п

ФИО обучающихся

Показатели уровня освоения программы

Теория

Практика

Творчество

Аттестация

I

II

I

II

I

II

I

II

1










2










3












Критерии оценки


п/п

Показатели


Высокий уровень

2 балла

Средний уровень

1 балл

Низкий уровень

0 баллов

1

Теоретические основы работы с персональным компьютером

Хорошо знает теоретические основы работы с персональным компьютером.

Уверенно отвечает на вопросы педагога.

Знает теоретические основы работы с персональным компьютером. Ориентируется в понятиях, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.

Слабо знает изученный материал по теме. Отвечает неуверенно.

2

Практико-соревновательная деятельность

Ребенок самостоятельно применяет на практике полученные знания по работе с персональным компьютером

Ребенок самостоятельно применяет на практике полученные знания и умения по работе с персональным компьютером, но допускает ошибки, пользуется помощью педагога

Ребенок не может применить полученные знания на практике

3

Творческая активность

Устойчивый интерес к занятиям, творческая активность

Активен, есть интерес к данному виду деятельности,

но выполняет работу по указанию педагога

Не активен, выполняет работу без особого желания

























 t1736904225ab.jpgt1736904225ac.jpgИнтеллектуальная игра













t1736904225ad.jpg

t1736904225ae.jpg













t1736904225af.jpg

t1736904225ag.jpg























Первый год обучения


Тест № 1

Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.


Какую клавишу нужно нажать, чтобы вернуться из режима просмотра презентации?

а) backspace

б) escape

в) delete

Выберите правильную последовательность при вставке рисунка на слайд?

а) вставка – рисунок

б) правка – рисунок

в) файл – рисунок

Есть ли в программе функция изменения цвета фона для каждого слайда?

а) да

б) нет

в) только для некоторых слайдов

Microsoft PowerPoint нужен для?

а) создания и редактирования текстов и рисунков

б) для создания таблиц

в) для создания презентаций и фильмов из слайдов

Что из себя представляет слайд?

а) абзац презентации

б) строчку презентации

в) основной элемент презентации

Как удалить текст или рисунок со слайда?

а) выделить ненужный элемент и нажать клавишу Backspace

б) щелкнуть по ненужному элементу ПКМ и в появившемся окне выбрать «Удалить»

в) выделить ненужный элемент и нажать клавишу Delete

Какую клавишу/комбинацию клавиш необходимо нажать для запуска демонстрации слайдов?

а) enter

б) F5

в) зажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift

Каким образом можно вводить текст в слайды презентации?

а) кликнуть ЛКМ в любом месте и начать писать

б) текст можно вводить только в надписях

в) оба варианта неверны

Какую функцию можно использовать, чтобы узнать, как презентация будет смотреться в напечатанном виде?

а) функция предварительного просмотр

б) функция редактирования

в) функция вывода на печать

Какой способ заливки позволяет получить эффект плавного перехода одного цвета в другой?

а) метод узорной заливки

б) метод текстурной заливки

в) метод градиентной заливки


Ключ: 1б, 2а, 3а, 4в, 5в, 6в, 7б, 8б, 9а, 10в

Тест № 2

Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.


1. Графическим редактором называется программа, предназначенная для ...?

а) редактирования вида и начертания шрифта

б) работы с графическим изображением

в) построения графиков

2. Укажите инструменты графического редактора?

а) ластик

б) карандаш

в) ножницы

г) ручка

д) прямоугольник

е) распылитель

3. Инструмент t1736904225ah.jpg позволяет…?

а) проводить произвольные линии и кривые

б) вводить текст

в) удалять фрагмент рисунка

4. Какого инструмента нет в графическом редакторе?

а) заливка

б) валик

в) кисть

5. Инструмент t1736904225ai.jpg позволяет…?

а) изменяет размер области рисунка

б) изменяет размер панели инструментов

в) изменяет размер файла

6. Палитрами в графическом редакторе являются…?

а) линия, круг, прямоугольник

б) карандаш, кисть, ластик

в) наборы цветов

7. Какой командой можно запустить программу MS Paint?

а) программы / Стандартные / Paint б)

б) пуск / Стандартные / Программы / Paint

в) пуск / Программы / Стандартные / Paint

8. Для чего предназначен инструмент t1736904225aj.gif в Paint?

а) для удаления фрагментов рисунка

б) для рисования линий произвольной формы

в) для введения текста

9. Для чего предназначен инструмент t1736904225ak.gif в Paint?

а) для выделения фрагмента произвольной формы

б) для рисования многоугольника

в) для рисования кривых

10. Для чего предназначен инструмент t1736904225al.gif в Paint?

а) для введения текста

б) для выбора цвета

в) для сохранения рисунка


Ключ: 1б, 2а,б, д 3а, 4б, 5а, 6в, 7в, 8а, 9б, 10а



Второй год обучения


Тест № 1


Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.


1.  Выберите характеристики файла.

а) в файле хранится информация как единое целое
б) у файла есть имя
в) у файла есть свойства и с ним выполняют действия
г) все перечисленные утверждения верны

2.  Является ли папка, в которой хранятся файлы, объектом?

а) да
б) нет

3.  Из каких частей может состоять имя файла?

а) собственно имя
б) собственно имя и расширение
в) оба утверждения верны
г) ни одно из перечисленных утверждений не верно

4.  В ОС Windows имена Уроки.txt и уроки.txt относятся к двум одинаковым файлам?

а) да
б) нет

5.  Можно ли по расширению узнать тип файла?

а) да
б) нет

6.  Выберите верное утверждение. Какие свойства есть у файла?

а) тип файла
б) размер файла
в) дата создания
г) все утверждения верны

7.  Сколько свойств дата есть у файла?

а) свойства дата нет
б) одно
в) два
г) три

8.  Определите по расширению, какой из файлов текстовый.

а) docx
б)
bmp
в)
mp3
г)
jpg

9.  Можно ли изменить файл и сохранить его под другим именем?

а) да
б) нет


10.  Используется ли в имени папки расширение?

а) да
б) нет

Ключ: 1г, 2а, 3в, 4а, 5а, 6г, 7в, 8а, 9а, 10б


Тест № 2


Критерии оценки при тестировании: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 5-7 баллов, низкий – 0-4 балла.


1. Необходимо правильно указать процесс хранения информации:

а) запись в тетради

б) чтение учебника

в) разговор по телефону


2. Необходимо правильно указать объект, который НЕ МОЖЕТ передавать информацию от

поколения к поколению:

а) пергамент

б) воздух

в) камень


3. Эта память является оперативной:

а) приобретенная

б) внешняя

в) внутренняя


4. Необходимо указать, какая память содержит все знания, накопленные людьми за время

за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди

а) память отдельного человека

б) память человечества

в) нет верного ответа


5. Информация, которая хранится во внешней памяти и обозначенная именем:

а) файл

б) папка

в) корзина


6. Необходимо выбрать расширение, относящееся к исполняемым файлам:

а) gif

б) txt

в) exe


7. Что из представленного ниже, является контейнером для файлов:

а) папка

б) корзина

в) расширение


8. Что из представленного ниже, является устройством для хранения:

а) процессор

б) монитор

в) оперативная память


9. Какой файл может иметь полное имя:

а) мои документы

б) doc

в) mult.swf


10. Какое имя может иметь папка:

а) Расписание.docx

б) Doc.txt

в) Мои документы


Ключ: 1а, 2б, 3в, 4б, 5а, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в










































Приложение 2

Каталог

образовательных ресурсов


п/п

Параметры

Содержание

Учебно-методический комплекс

1.

Программно-методический раздел

1. Образовательная программа

Дополнительная общеразвивающая программа «Инфознайка»

2. Методические 

виды продукции

-

Картотека планов занятий

3.  Материалы по воспитательной работе

1. Материалы по разделу «Культурно-досуговая деятельность 

по профилю»

2.  Сценарии тематических праздников.

3.Подборка игровых материалов для воспитательных мероприятий

4. Литература

Рабочая тетрадь О.А. Холодова Юным уникам и умницам. Информатика, логика, математика (информационная грамотность, социальный интеллект) 3 класс 1,2 ч, 4 класс 1,2 ч.

5. Методическая 

копилка

1. Программно-методические материалы

2. Охрана труда и техника безопасности

3. Дополнительные материалы по профилю 

4. Карточки раздаточные

5.  Оценочные материалы

6.  Результативность УВП

7.  Информационный калейдоскоп

2.

Дидактический раздел 

1. Инструкционные, технологические 

карты

 Инструкционные карточки:

«Задания по алгоритму»;

 «Схемы»;

Технологические карточки:

«Изготовление буклета»

2. Тематические подборки с рисунками

Для всех разделов программы


3. Памятки

По всем разделам программы

4. Игровые материалы

По всем разделам программы

3.

Электронные ресурсы

1. Электронный адрес педагога

p-9-n@yamdex.ru 

2.  Электронные

 пособия

Презентации с текстовыми комментариями по разделам 

программы

Видеозаписи тематические:


Интернет-ресурсы

https://www.maam.ru  «Образовательный портал»

4.

Диагностический раздел

1. Оценочные 

материалы

Диагностическая карта, тесты

2. Результаты 

диагностики

Мониторинг результатов диагностики в форме таблиц на 

бумажном и электронном носителях

5.

Информационно-результативный раздел

1. Результативность УВП

Мониторинг участия обучающихся в различных профильных и других мероприятиях в форме таблиц на бумажном и 

электронном носителях 

Предметно-развивающая среда

6.

Охрана труда и техника безопасности

1. Пакет инструкций для обучающихся

Инструкция № 1а для обучающихся при чрезвычайных 

ситуациях

Инструкция № 2а для обучающихся по безопасному поведению в образовательном учреждении

Инструкция № 3а для обучающихся по безопасному поведению на дорогах

Инструкция № 14а для обучающихся по технике безопасности при работе на компьютере

2. Уголок по ТБ

Имеется

7.

Оснащение учебного кабинета 

 Оборудование 

ноутбук 

магнитная доска

интерактивная доска

интерактивный стол

столы

стулья

шкаф

8.

Оформление кабинета

1. Информационные материалы по 

профилю

Стенды со сменной информацией по детскому объединению


2. Информационные материалы детского объединения

Уголок кружковца



Приложение 3


Методические материалы


План-конспект проведения  занятия

«Викторина «Знатоки информатики»


Пояснительная записка

Занятие на тему «Викторина «Знатоки информатики» является заключительным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Инфознайка». Его проведение имеет свою актуальность при наличии достаточно глубоких знаний у обучающихся данной возрастной категории. Содержание занятия представлено заданиями, содержащими элементы игры и соревновательности, что положительно сказывается на учебной мотивации детей. Тема «Викторина «Знатоки информатики» является для обучающихся интересной в изучении из-за использования графических элементов в виде красочных карточек с заданиями, жетонов, награждения по итогам занятия (грамоты, шоколадные медали и т.д.). В ходе викторины обучающиеся приобретут навыки общения, поведения в затруднительной ситуации, активизации памяти, активности обучающихся, способность переключаться с одной темы на другую, повышая эрудицию.

Содержание занятия предназначено для обучающихся 9-11 лет.

Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.

Методические рекомендации:

Проведение занятия на тему «Викторина «Знатоки информатики» с детьми младшего школьного возраста целесообразно организовывать как заключительное занятие в изучении программы «Занимательная информатика». При проведении викторины следует использовать карточки с заданиями, распечатанными на цветом принтере и крупным шрифтом. Интеллектуальные задания должны соответствовать возрастной группе детей и быть посильными в решении. В ходе викторины можно использовать музыкальное сопровождение, в т.ч. на каждую станцию разные мелодии. До проведения викторины подготовить наградную продукцию на каждого ребенка: грамоты (сертификаты, дипломы) и сладкие призы (шоколадные медали, конфеты и т.д.).

Занятие может быть использовано с целью итогового контроля знаний и умений обучающихся по информатике.

Тип занятия: обобщающее.

Форма занятия: командная игра.

Форма организации работы: групповая.

Состав учебной группы: до 12 обучающихся в возрасте 9-12 лет.

Место занятия в ДОП: относится к итоговой теме занятия.

Степень сложности занятия: легкий уровень сложности.

Цель: обобщить знания обучающихся по основным темам дополнительной общеразвивающей программы «Инфознайка».

Задачи:

обучающие:

- повторить и закрепить знания обучающихся по основным темам дополнительной общеразвивающей программы «Инфознайка»;

- повысить мотивацию обучающихся на занятии за счет игровой формы работы;

развивающие:

- развивать эрудицию, находчивость, творческие способности;

- развивать умение работать в команде, внимательно слушать задание;

воспитательные:

- воспитать бережное отношение к оборудованию;

- воспитывать уважение к соперникам, ответственность за результат труда;

Планируемые результаты занятия:

личностные:

- формирование интереса к общей теме занятия;

-развитие мотивации в необходимости обобщения знаний и навыков по информатике;

-развитие умений в выполнении интеллектуальных заданий.

метапредметные:

-умение понять задание при решении интеллектуальных заданий;

-умение понять и применить алгоритм действий при решении интеллектуальных заданий;

-развитие внимания, усидчивости, логики, памяти.

предметные:

-обобщение действий при решении интеллектуальных заданий;

-умение использовать новые знания при решении интеллектуальных заданий;

-понимание интеллектуального задания и выполнение его.

Методы обучения:

- объяснительный;

- наглядный.

Технологии:

- здоровьесберегающие;

Дидактический материал:

- жетоны для разбивки на команды;

- карточки с заданиями для станции № 1 «Прочти слова» (Приложение 1);

- карточки с заданиями для станции № 2 «Анаграммы» (Приложение 2);

- карточки с заданиями для станции № 3 «Алгоритм» (Приложение 3);

- карточки с заданиями для станции № 4 «Склейка слов» (Приложение 4);

- карточки с заданиями для станции № 4 «Мозаика» (Приложение 5).

Материально-техническое оснащение занятия:

- учебный кабинет;

- отдельные столы для работы;

- стулья;

- секундомер;

- наградная продукция.

План занятия:

Организационная часть (2 мин).

Выполнение конкурсных заданий (40 мин).

Подведение итогов (3 мин).

Общая продолжительность занятия: 45 минут.


Ход учебного занятия


Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационная часть

Приветствует детей.

Сообщает тему занятия.

Раздает жетоны.

Рассаживаются за отдельные столы. Делятся на две команды


Выполнение конкурсных заданий

Станция №1 «Прочти слова» (Приложение 1)

Раздает карточки с заданием, на разгадывание которых отводится 4 минуты.

Задание: в карточке слова записаны «змейкой» в любом направлении слева направо и сверху вниз. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

Выполняют задание

Станция №2 «Анаграммы» (Приложение 2)

Раздает карточки с анаграммами, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: переставить в них буквы так, чтобы получить слова, связанные с информатикой. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

Выполняют задание

Станция №3 «Алгоритм» (Приложение 3)

Раздает карточки с алгоритмами, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: проставить нумерация алгоритма действий. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

Выполняют задание


Станция №4 «Склейка слов» (Приложение 4)

Раздает карточки с заданием, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: соединить слоги в слова. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

Выполняют задание

Станция №5 «Мозаика» (Приложение 5)

Раздает картинки, разрезанные на части, на складывание целого изображения отводится 4 минуты.

Задание: сложить из разрезанных частей целую картинку.

Выполняют задание

Подведение итогов

Считает количество баллов по каждой команде. Отмечает положительные стороны игроков команд. Сообщает победителя. Награждает

Слушают. Выходят на награждение
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.