12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парфентьева Наталья Владимировна721
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
3

Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству "Берегиня"

Содержание




Стр.


Пояснительная записка

4

1

Учебный план программы

11

2

Учебно-тематический план

12

3

Содержание и результаты освоения программы

22

4

Условия реализации программы

26

5

Список литературы

27


Приложение 1





































Пояснительная записка


Нормативно-правовые документы, использованные при разработке общеразвивающей программы по народно-хоровому искусству «Берегиня»:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.01.2019 № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

    Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

    Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»;

    Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

    Устав ОГПОБУ «Технологический техникум».

Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня» имеет художественную направленность. Составлена на основе программы: «Фольклор» Л.А. Горевой [8], с учетом особенностей ОГПОБУ «Технологический техникум».

В целом, программа ориентирована навоспитание обучающихся в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы по народно-хоровому искусству «Берегиня» ориентировано на:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- приобщение обучающихся к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности;

- популяризацию русской народной песни.

В настоящее время велико значение народного музыкального творчества в воспитании подрастающего поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать, фольклор - прекрасное средство массового воспитания.

Привить обучающимся любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – это не только эстетическое, но и прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры.

Целенаправленно работая над проблемой введения обучающихся в народный фольклор, через изучение богатейшего песенного материала, яркие эмоциональные беседы, участие в театральных действиях, становится понятным, что всё это, несомненно, способствует творческому развитию обучающихся, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

Народные фольклорные песни – это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни, живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего народа.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.

В программе предусмотрено освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений, которые базируются на актуальных музыкально-фольклорных представлениях, знаниях, навыках, что обеспечит правильную ценностную ориентацию обучающихся в огромном потоке музыкальной информации.

Цель программы: Формирование у обучающихся способностей к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач:

Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией фольклора:

Образовательные задачи:

- изучить и освоить жанры народной музыки;

- развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;

- обучить элементам народной хореографии;

- сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

- научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;

- обучить сценическому мастерству.

Воспитательные задачи:

- воспитывать личностные качества обучающихся с опорой на национальную традиционную культуру;

- воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;

 - воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.

-научить обучающихся любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости.

Развивающие задачи:

- формировать качества творческой личности;

- развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

- развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

- раскрывать индивидуальные способности у обучающихся;

- развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

- научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на приобщение обучающихся к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую работу.

В программные занятия по освоению народного песенного фольклора входят изучение традиций, основ и особенностей хоровой музыки путем собственной активности, творческой деятельности каждого обучающегося.

Основные направления деятельности:

Общеразвивающая дополнительная программа по народно-хоровому пению «Берегиня» имеет художественную направленность и соединяет в себе три главных и взаимосвязанных направления:

- формирование, развитие и совершенствование вокально-хоровых навыков;

- изучение основ народного творчества;

- участие в концертной деятельности.

Чтобы обучить сольному, ансамблевому и хоровому народному пению обучающихся, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков:

- правильного, естественного дыхания;

- протяженного, гибкого и подвижного звуковедения;

- отчетливой, выразительной дикции;

- единой манеры пения и говора.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Распевание регулярно проводится в начале занятия. Оно помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания – песенный. Могут применяться и специальные вокально-хоровые упражнения. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями.

Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения, – отработанные на занятиях, в конечном итоге и дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.

Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков проходит на протяжении всего периода обучения.

В первом полугодии обучения происходит:

- ознакомление обучающихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи;

- формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, что не допускает резкого, зажатого, форсированного звучания;

- работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения;

- постепенное развитие диапазона, начиная от примарной зоны (ми - фа);

- владение певческим дыханием.

Во втором полугодии обучения происходит закрепление и дальнейшее совершенствование основных певческих навыков, полученных в первом полугодии обучения:

- совершенствование вокально-певческой народной манеры, где пение должно быть открытым, звонким, легким, окрашенным речевой интонацией, осмысленным;

- развитие диапазона голоса;

- владение техникой дыхания;

- формирование гласных звуков,умение «огласовывать» согласные;

- умение обучающихся чисто интонировать в многоголосии;

- обучение умению сочетать пение с движением или с игрой, сохраняя качество звучания.

Изучая народное творчество, обучающиеся открывают для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.

В содержательную часть занятия вводятся сведения о традиционной народной обрядово-праздничной культуре, народном костюме, жанровой классификации фольклора, истории культуры русского народа.

В качестве итоговых занятий подготавливаются и проводятся традиционные календарные праздники, где участниками являются сами обучающиеся.

Особое место уделяется концертно-исполнительской деятельности. Обучающиеся исполняют произведения в рамках концертных мероприятий техникума, праздников, посвященных разным памятным датам.

У коллектива обязательно должна быть практика выступлений, где каждое выступление воспитывает у обучающихся не только чувство ответственности, но и сознание того, что они делают великое дело: сохраняют песню, несут радость людям.

Программа состоит из 10 разделов:

1. Ознакомление обучающихся с основами народно-хорового искусства.

2.Физиология певческого механизма.

3.Работа над вокально-хоровыми навыками.

4.Элементарная теория музыки.

5.Воспитание навыка многоголосного пения.

6.Народная хореография.

7.Режиссура народной песни.

8.Народный музыкальный календарь.

9.История культуры русского народа.

10.История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО.

Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы фольклорных занятий определяются тремя составляющими:

- спецификой фольклорного материала и метода фольклорных творчеств;

- педагогическими задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых педагогом знаний, разучивания и исполнения песен, слушания музыки;

- возрастными психофизиологическими особенностями обучающихся.

Основными формами работы с обучающимися на занятиях являются: практические тематические занятия, беседы, репетиции, сценическое воплощение фольклора, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, посещение концертов, театров, праздников и фестивалей народного творчества (с последующим обсуждением),творческие встречи с исполнителями народных песен. В работе с коллективом используются и некоторые формы экспедиционной работы.

Основными методами работы с обучающимися на занятиях является:

- словесный: (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный: (показ, наблюдение, демонстрация вокальных приемов работы);

- практический: (освоение вокальных приемов);

-эмоциональный: (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

- аналитический: (все выступления в процессе обучения необходимо снимать на видеокамеру и совместно анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления).

При организации обучения музыкальному фольклору следует учитывать синкретизм данного искусства - это соединение в нем напева, слова и движения, т. к. связаны в произведениях фольклора в единое целое, которые определяют три основных вида творческой деятельности:

- импровизацию поэтического текста;

- импровизацию движений и пластике танца.

- варьирование и импровизацию музыкального текста.

Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.

Отличительные особенностисостоят в том, что программа позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен, не только не утратившее в настоящее время своей первозданности и животворящей силы, но и занимающее все более значимое место в системе обучения и воспитания обучающихся.

Программа предлагает комплексное обучение: сочетание народно- певческой подготовки обучающихся с возможностью получения ими дополнительных знаний в области народного творчества, актёрского мастерства, основ народной хореографии.

Программа построена на следующих дидактических принципах: постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:

- участие в концертах, творческих смотрах, конкурсах, фестивалях;

- демонстрация знаний и умений на открытых занятиях; мероприятиях;

- «Диагностика вокально-хоровых навыков».

Критерии и формы оценки усвоения знаний:

- диагностика (приложение 1);

- контрольное прослушивание обучающихся;

- наблюдение.

Педагогическая целесообразность программы в том, что с помощью песенного фольклора обучающиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, происходит формирование нравственных качеств личности. На занятиях обучающиеся учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические знания, а также знакомятся с народными художественными промыслами, особенностями русского костюма, встречаются с народными исполнителями.

Условия реализации: Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня» предусматривает занятия с обучающимися 15-18 лет.

Общий объём программы: 570 часов.

Условия набора: Прием обучающихся проводится с учетом природных вокальных данных, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На прослушиваниях проверяются музыкальный слух, память, ритм. Форма занятий индивидуальная и групповая. Наполняемость кружка –12 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения.


















1. Учебный план программы


Наименование раздела программы

Количество часов в год

Форма контроля



всего

теория

практика


1

Ознакомление обучающихся с основами народно – хорового искусства

57

18

39

Диагностика

Наблюдение

Прослушивание

2

Физиология певческого механизма

57

18

39

Наблюдение

Прослушивание

3

Работа над вокально-хоровыми навыками.

57

18

39

Наблюдение

Прослушивание

4

Элементарная теория музыки

57

18

39

Наблюдение

Прослушивание

5

Воспитание навыка многоголосного пения

57

18

39

Диагностика

Наблюдение

Прослушивание

6

Народная хореография

57

18

39

Наблюдение

Прослушивание

7

Режиссура народной песни

57

18

39

Наблюдение

Прослушивание

8

Народный музыкальный календарь

57

18

39

Наблюдение

Прослушивание

9

История культуры русского народа

57

18

39

Наблюдение

Прослушивание

10

История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО

57

18

39

Диагностика

Наблюдение

Прослушивание


Всего

570

180

390









2. Учебно-тематический план


Разделы

Содержание разделов программы

Количество часов

Место проведения

Форма занятия

1

Ознакомление обучающихся с основами народно – хорового искусства

57


1.1

Сравнительная характеристика академической и народной манеры исполнения.

Принципы обучения народному пению

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения


1.2

Русский народный хор – жанр массовой хоровой самодеятельности

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

1.3

Хоры – новая ступень в развитии музыкального творчества на современном этапе

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

1.4

Русская вокальная школа.

Особенности звучания народного голоса

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

1.5

Принципы изучения народного пения

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

1.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-

тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

1.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения


1.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

1.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения


1.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

1.11

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Видеозанятие

1.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

1.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция

2

Физиология певческого звукообразования

57


2.1

Понятие «певческий голос»

Строение голосового аппарата

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

2.2

Механизм певческого процесса

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

2.3

Правильная речевая установка


Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Упражнения на артикуляцию,

скороговорки

2.4

Дыхание. Типы дыхания

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Дыхательная гимнастика

2.5

Атака звука. Типы

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

2.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-

тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

2.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

2.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

2.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

2.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

2.11

Мероприятия воспитательно - познавательного характера

3

Актовый зал

Посещение

концерта

2.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

2.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция

3

Работа над вокально-хоровыми навыками

57


3.1

Система распевания – составная часть обучения

Певческая установка

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

3.2

Укрепление навыков дыхания – одна из основных задач вокального воспитания

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Дыхательная гимнастика

3.3

Дикция. Особенности произнесения гласных и согласных звуков

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Упражнения на артикуляцию,

скороговорки

3.4

Огласовка – важная особенность в народном пении

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Упражнения на артикуляцию,

скороговорки

3.5

Роль орфоэпии, культуры и логики речи в пении

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

3.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-тренировочного материала.

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

3.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

3.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

3.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

3.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

3.11

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Видеозанятие

3.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

3.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция


4

Элементарная теория музыки

57


4.1

Элементарные музыкальные понятия: нота, длительность, нотный стан, нотная запись, ключ.Расположение звуков на нотном стане, названия нот (звукоряд, гамма)

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

4.2

Ритм. Метр. Такт. Длительности нот

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

4.3

Музыкальный размер: 2/4,3/4, 4/4

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

4.4

Ладовая окраска мелодии. Мажорный и мирной лады

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

4.5

Знаки альтерации.

Их значение для разнообразия произведения. Бемоль, бекар, диез

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

4.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений

и учебно-тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

4.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

4.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

4.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

4.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

4.11

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Посещение

концерта

4.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

4.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция


5

Воспитание навыка многоголосного пения

57


5.1

Ознакомление обучающихся с основами многоголосного пения.Гетерофонный вид многоголосия – один из древнейших видов народно-песенного искусства

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

5.2

Вариативный метод хорового распева песен

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

5.3

Подголосочно-полифонический вид многоголосия

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

5.4

Каноническо-имитационный вид многоголосия

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

5.5

Аккордово-гармонический вид многоголосия

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

5.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

5.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

5.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

5.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

5.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

5.11

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Видеозанятие

5.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

5.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция


6

Элементы народной хореографии

57


6.1

Русский народный танец. история возникновения танца на Руси,его органическое соединение с песней, обрядами

3

Актовый зал

Беседа

Вокально-технические упражнения

6.2

Происхождение хороводов. Определение вида и жанров, его разновидности

3

Актовый зал

Беседа

Вокально-технические упражнения

6.3

Кадриль.

История возникновения. Виды кадрили

3

Актовый зал

Беседа

Вокально-технические упражнения

6.4

Пляска.

Типы и виды плясок

3

Актовый зал

Беседа

Вокально-технические упражнения

6.5

Дроби – один из основных элементов русского народного танца

3

Актовый зал

Беседа

Вокально-технические упражнения

6.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

6.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

6.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

6.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

6.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

6.11

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Посещение

концерта

6.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

6.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция

7

Режиссура народной песни

57


7.1

Народная песня – художественное творение.

Идейный замысел.

Анализ словесного текста

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

7.2

Определение кульминации

Выбор предлагаемых обстоятельств

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

7.3

Определение темпа-ритма сценического и игрового действия

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

7.4

Художественное декоративное оформление

Мизансценирование

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

7.5

Грим– составная часть сценического костюма

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

7.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

7.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

7.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

7.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

7.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

7.11

Мероприятия познавательно-воспитательного характера

3

Актовый зал

Видеозанятие

7.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

7.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция

8

Народный музыкальный календарь

57


8.1

Введение

Фольклор, как область науки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

8.2

Признаки фольклора, художественное значение

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

8.3

Жанровая классификация

Структура песенного фольклора

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

8.4

Основные позиции традиционного календаря:народный календарь, как своеобразное воплощение народного мировоззрения

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

8.5

Годовой календарный цикл.

Обзор годового круга праздников

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

8.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

8.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

8.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

8.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

8.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

8.11

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Посещение

концерта

8.12

Работа с ТСО


Актовый зал

Репетиция

Практический показ

8.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция

9

История культуры русского народа

57


9.1

Народность

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

9.2

Уклад жизни русского народа

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

9.3

Русский народный костюм.

Особенности русского народного костюма

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

9.4

Народные промыслы – вид художественного промысла.

Русские народные художественные промыслы.

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

9.5

Декоративно – прикладное искусство

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

9.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-тренировочного материала

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

9.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

9.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

9.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

9.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

9.11

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Видеозанятие

9.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

9.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция

10

Цикл бесед: «История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО»

57


10.1

ЕАО – область высокой культуры . Проблемы и пути развития в работе творческих коллективов

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

10.2

Ансамбль «Камышинка» села Камышовка


Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

10.3

Ансамбль «Калинка» г. Биробиджан

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

10.4

Казачий хор г. Биробиджан

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

10.5

Ансамбль «Младушка»

г. Биробиджан

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

10.6

Вокально-хоровая работа:

пение произведений и учебно-тренировочного материала.

18

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

10.7

Слушание музыки

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Прослушивание музыки, анализ произведения

10.8

Элементы хореографии

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

10.9

Музыкальный фольклор

6

Кабинет педагога дополнительного образования

Беседа

Вокально-технические упражнения

10.10

Игра на народных музыкальных инструментах

3

Кабинет педагога дополнительного образования

Репетиция

Практический показ

10.11

Мероприятие воспитательно-познавательного характера

3

Актовый зал

Посещение

концерта

10.12

Работа с ТСО

3

Актовый зал

Репетиция

Практический показ

10.13

Концертная деятельность

3

Актовый зал

Репетиция









3. Содержание и результаты освоения программы


3.1 Содержание программы


1. Ознакомление обучающихся с основами народно-хорового искусства

Теория: Знакомство обучающихся с основами народно-хорового исполнительства в народной певческой манере, близкой к разговорной речи. Отличительные особенности академической и народной манеры исполнения.

Принципы изучения народного пения.

Практика: Выработка певческой установки. Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения.


2. Физиология певческого механизма

Теория: Изучение и освоение техники певческого процесса. Ознакомление со строением голосового аппарата, как с целостной системой, формирующей звук. Изучение принципа и техники пользования дыханием.

Практика: Выработка правильной речевой установки. Формирование правильного певческого звука - открытого, легкого, звонкого, формирование гласных и согласных звуков. Освобождение певческого аппарата от зажатости, устранение имеющихся дефектов звукообразования. Обучение умению артикуляционной, дыхательной гимнастики.


3. Работа над вокально – хоровыми навыками

Теория: Изучение и освоение основных вокально-хоровых певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяженного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора, знакомство с характерными приемами народного звукообразования: огласовка согласных.

Практика: Выработка навыков пения в народной манере, развитие навыков владения певческим дыханием, формирование свободной артикуляции.

Освоение различных песенных навыков: цепного дыхания, унисонного ансамблевого звучания.

Овладение головным и грудным резонаторами, развитие навыков соединения их дыханием в процессе пения.

Освоение специфических приемов народного исполнительства на материале традиционного фольклора.

Освоение областных стилевых особенностей манеры пения.


4. Элементарная теория музыки

Теория: Изучение музыкальной грамоты, название и звучание каждой ноты. Принципы расположения на нотоносце звукоряда. Изучение длительностей нот, метра, ритма. Изучение музыкального размера, ладовой окраски мелодии. Знаки альтерации, их значение для разнообразия произведения.

Практика: Развитие и воспитание музыкального слуха. Выработка чистого интонирования в пении. Вокально – слуховая настройка, вокальная гимнастика.


5. Воспитание навыка многоголосного пения

Теория: Изучение навыка многоголосного пения. Освоение навыка гетерофонного многоголосия со всеми его разновидностями. Освоение принципа варьирования напева импровизации подголосков.

Практика: Развитие навыка по освоению искусства многоголосного пения. Развитие способностей к импровизации подголосков. Обучение умения распевать песню на голоса. Овладение навыками и умением в варьировании напева.


6. Элементы народной хореографии

Теория: Изучение и освоение поклонов. Изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового. Изучение и освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «восьмерки», «улитки», «змейки», «колонны», «прочёс».

Изучение и освоение простого дробного шага, двойной дроби, сложных дробей: двойная дробь с переступаниями, трилистник.

Практика: Выработка правильной красивой осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину». Основные позиции рук, ног, корпуса.

Разучивание и отработка простого дробного шага, двойной дроби, ритмических рисунков сложных дробей в медленном и быстром темпе.

Обучение умению сочетать пение с движением, сохраняя качество звучания.


7. Режиссура народной песни

Теория: Изучение идейного истолкования песни, специфические приемы для усиления ее выразительности: осмысленное интонирование слова, особая пластика сценических движений, мимика, темпоритм сценического действия, хореографическая постановка, мизансценирование, костюм.

Практика: Совершенствование умения сценически воплощать народную песню. Обучение использования грима.


8. Народный музыкальный календарь

Теория: Изучение фольклора, его признаки, виды и жанры.

Ознакомление с календарной системой летоисчисления; циклизация русского земледельческого календаря, его связь с более поздним, церковным.

Изучение особенностей и жанров традиционной обрядово-праздничной культуры. История происхождения обрядов, специфика праздника.

Изучение происхождения хороводных, игровых, плясовых, лирических песен и частушек. Особенности исполнения, ладовая окраска.

Изучение основных песенных жанров и стилистических особенностей календарных песен. Образное содержание, народная символика, лаконизм формы и поэтичность содержания, их характерные ритмоформулы.

Практика: Разучивание колядок, масленичных, веснянок, егорьевских, жнивных, семицких и купальских песен. Обучение умению исполнять «акапелла» и с музыкальным сопровождением.


9. История культуры русского народа

Теория: Изучение уклада жизни русского народа. Поселение, жилище, домоводство, одежда, образ жизни, орудия труда, транспорт, семья.Изучение особенностей русского народного костюма. Фольклорно-этнографические экспедиции и собирание русского костюма. Региональные особенности русского народного костюма. Женский костюм. Мужской костюм.

Изучение разнообразия русских народных промыслов. Стилевые особенности, способы и приемы изготовления, тематика изделий народных художественных промыслов.

Практика: Совершенствование умения различать региональные особенности русского народного костюма, разнообразия русских народных промыслов.


10. История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО

Теория: Изучение истории создания и возникновения народно – хоровых певческих ведущих коллективов на территории ЕАО. Проблемы и пути развития в работе творческих коллективов.

Практика: Совершенствование умения анализировать творчество народно-хоровых коллективов на территории ЕАО.



3.2 Ожидаемые результаты


Обучающиеся должны знать:

- физиологические особенности голосового аппарата;

- основы элементарной теории музыки;

- жанры народного творчества;

- стилистические особенности произведений;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.


Обучающиеся должны уметь:

- петь в  народной манере, петь чисто, в унисон несложные в мелодическом отношении песни;

- пользоваться правильно певческим дыханием;

- формировать правильно, в разговорной манере гласные звуки;

- исполнять различные по стилю, жанру произведения;

- исполнять свободно и непринужденно песни с движением, используя в песне элементы народной хореографии;

- исполнить выразительно, артистично, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню без помощи музыкального инструмента – соло;

- использовать элементы многоголосия в упражнениях и в песнях;

- работать с профессиональной фонограммой;

- применять правильно микрофон;

- воплощать сценически народную песню, обряд и др.этнокультурные формы бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций.


Обучающиеся должны овладеть:

- техникой народного искусства (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить слова в пении);

- навыками унисонного пения с целью образований единой манеры;

- навыками певческого дыхания: «цепного дыхания»;

- навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;

- навыком эмоционального выражения;

- художественной выразительностью исполнения, работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью).



3.3 Диагностика результативности программы


Диагностика вокально-хоровых навыков


Фамилия имя

группа

Начало года

Окончание года

Результат

1






2






3






4






5






6









Результативность дополнительной общеразвивающей программы

по народно – хоровому искусству «Берегиня»



Учебный год

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень











4. Условия реализации программы


4.1. Оборудование кабинета



Стол

Стулья

Шкафы

Компьютер

Фортепиано

Музыкальные инструменты


4.2. Методическое обеспечение


Дидактический материал

Наглядные пособия

Методические пособия

Учебно-методический комплекс

Презентации

Сборники песен для народного голоса

Сборники сценариев народных праздников

Музыкальная фонохрестоматия

Аудио, видеозаписи выступлений народных певцов, фольклорных коллективов













Список литературы


    Аникин В.П.. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М.: Худ. лит-ра, 1991. - 590 с.

    Асафьев Б. О народной музыке, Л.: Музыка. 1987. – 249с.

    Афанасьев Н.Н. Древо жизни. М.: Современник. 1982. – 464 с.

    Банин А.А. Музыкальная фольклористика, вып 2, Л.: СК, 1978. – 117 с.

    Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыков Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. – 402 с.

    Балашов Д.М., Красовская Ю. Русские свадебные песни Торского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1969. – 168 с.

    Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.:Художник РСФСР,1984.– 318 с.

    Горева Л.А. сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, М.: «Просвещение». 1986. – 38 с.

    Давыдов А.Н. Колокола. История и современность. М.: Москва, 1985, - 17 с.

    Земцовский И.И. Мелодика календарных песен, Л.: Музыка, 1975. – 222 с.

    Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977. – 255 с.

    Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. Уч. пособие для пед. институтов М.: ВШ, 1978. – 215 с.

    Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Уч. пособие для институтов М.: ВШ, 1989. – 320 с.

    Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: ВШ, 1981. - 221 с.

    Мешко Н.К.О вокальной работе с исполнителями русских народных песен. Клубные вечера, вып 11, М.: Музыка, 1976. – 35 с.

    Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Академия, 1996. – 136 с.

    Попов В.С. Русская народная песня в хоре. М.: Музыка, 1985. – 80 с.

    Сахаров И.П.Сказания русского народа. Народный календарь, М.: Сов. Россия, 1990. – 240 с.

    Соколов В. Работа с хором: учебное пособие 2-е издание,перераб., доп. М.: Музыка, 1983. – 190 с.

    Терещенко А.В. История культуры русского народа. - М.: Эксмо,2007. – 736 с.

    Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М.: Агропромиздат, 1991. – 62 с.

    Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: Музыка, 1983. – 176 с.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Критерии усвоения дополнительной общеразвивающей программы

по народно-хоровому искусству «Берегиня»


Высокий уровень


Верно и чисто исполняет мелодию песни. Поёт чисто без музыкального сопровождения. Исполняет эмоционально, передавая характер и настроение песни.

Умение раскрыть содержание песни, ее душу.

Умение петь в открытой, народно-певческой манере в широком диапазоне - мягко, звонко, легко, сглаживая регистры.

Владение навыками правильного, естественного певческого дыхания, «цепного дыхания».

Владение навыками унисонного пения с целью образования единой манеры пения.

Владение навыками певческого звукообразования: открытого, близкому к речевому, посыла звука; пения «на улыбке»; ясной, чёткой, естественной разговорной артикуляции, одинаковое формирование гласных звуков, умение «огласовывать» согласные.

Умение свободно и непринужденно сочетать пение с движением или с игрой, сохраняя качество звучания и естественное исполнение песен с движением – хоровод, пляска.

Владение навыком многоголосия.


Средний уровень


Умение исполнить выразительно, артистично, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню с музыкальным сопровождением. Без сопровождения чисто пропевает лишь отрезки песни.

Текст понятен, но не выделяются слова, имеющие смысловую нагрузку.

Понимает и «проживает» песню, но эмоционально выразить не может.

Умение исполнять песни с допущением минимального количества недочетов в подаче звукоизвлечения, звуковедения, звукообразования.

Умение петь в народной манере в диапазоне: сопрано- ми1 – до2, альты – ля м – ля 1.

Владение брать дыхание в характере произведения. Правильно формировать гласные в строго речевой манере. Мягко, напевно, не выталкивая, произносить согласные звуки.

Умеет петь некоторые виды двухголосия в упражнениях и в песнях.


Низкий уровень


Самостоятельно чисто спеть не может, не слышит, что поёт неверно. Пение в унисон дается с трудом. Исполнение песен с допущением большого количества недочетов в подаче звукоизвлечения, звуковедения, звукообразования. Певческое дыхание поверхностное, развито не достаточно. Допускает максимальное количество недочетов в интонационном и ритмическом воспроизведении. Слова непонятны, согласные в конце слова пропадают. Исполняет невыразительно, неэмоционально.


















29


Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.