Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня»
Содержание
| | Стр. |
| Пояснительная записка | 4 |
1 | Учебный план программы | 11 |
2 | Учебно-тематический план | 12 |
3 | Содержание и результаты освоения программы | 22 |
4 | Условия реализации программы | 26 |
5 | Список литературы | 27 |
| Приложение 1 | |
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, использованные при разработке общеразвивающей программы по народно-хоровому искусству «Берегиня»:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.01.2019 № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав ОГПОБУ «Технологический техникум».
Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня» имеет художественную направленность. Составлена на основе программы: «Фольклор» Л.А. Горевой [8], с учетом особенностей ОГПОБУ «Технологический техникум».
В целом, программа ориентирована навоспитание обучающихся в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы по народно-хоровому искусству «Берегиня» ориентировано на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- приобщение обучающихся к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности;
- популяризацию русской народной песни.
В настоящее время велико значение народного музыкального творчества в воспитании подрастающего поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать, фольклор - прекрасное средство массового воспитания.
Привить обучающимся любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – это не только эстетическое, но и прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры.
Целенаправленно работая над проблемой введения обучающихся в народный фольклор, через изучение богатейшего песенного материала, яркие эмоциональные беседы, участие в театральных действиях, становится понятным, что всё это, несомненно, способствует творческому развитию обучающихся, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.
Народные фольклорные песни – это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни, живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего народа.
Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.
Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.
В программе предусмотрено освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений, которые базируются на актуальных музыкально-фольклорных представлениях, знаниях, навыках, что обеспечит правильную ценностную ориентацию обучающихся в огромном потоке музыкальной информации.
Цель программы: Формирование у обучающихся способностей к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач:
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией фольклора:
Образовательные задачи:
- изучить и освоить жанры народной музыки;
- развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;
- обучить элементам народной хореографии;
- сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);
- научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;
- обучить сценическому мастерству.
Воспитательные задачи:
- воспитывать личностные качества обучающихся с опорой на национальную традиционную культуру;
- воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;
- воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.
-научить обучающихся любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости.
Развивающие задачи:
- формировать качества творческой личности;
- развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);
- развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);
- раскрывать индивидуальные способности у обучающихся;
- развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);
- научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.
Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на приобщение обучающихся к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую работу.
В программные занятия по освоению народного песенного фольклора входят изучение традиций, основ и особенностей хоровой музыки путем собственной активности, творческой деятельности каждого обучающегося.
Основные направления деятельности:
Общеразвивающая дополнительная программа по народно-хоровому пению «Берегиня» имеет художественную направленность и соединяет в себе три главных и взаимосвязанных направления:
- формирование, развитие и совершенствование вокально-хоровых навыков;
- изучение основ народного творчества;
- участие в концертной деятельности.
Чтобы обучить сольному, ансамблевому и хоровому народному пению обучающихся, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков:
- правильного, естественного дыхания;
- протяженного, гибкого и подвижного звуковедения;
- отчетливой, выразительной дикции;
- единой манеры пения и говора.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Распевание регулярно проводится в начале занятия. Оно помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания – песенный. Могут применяться и специальные вокально-хоровые упражнения. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями.
Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения, – отработанные на занятиях, в конечном итоге и дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.
Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков проходит на протяжении всего периода обучения.
В первом полугодии обучения происходит:
- ознакомление обучающихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи;
- формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, что не допускает резкого, зажатого, форсированного звучания;
- работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения;
- постепенное развитие диапазона, начиная от примарной зоны (ми - фа);
- владение певческим дыханием.
Во втором полугодии обучения происходит закрепление и дальнейшее совершенствование основных певческих навыков, полученных в первом полугодии обучения:
- совершенствование вокально-певческой народной манеры, где пение должно быть открытым, звонким, легким, окрашенным речевой интонацией, осмысленным;
- развитие диапазона голоса;
- владение техникой дыхания;
- формирование гласных звуков,умение «огласовывать» согласные;
- умение обучающихся чисто интонировать в многоголосии;
- обучение умению сочетать пение с движением или с игрой, сохраняя качество звучания.
Изучая народное творчество, обучающиеся открывают для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.
В содержательную часть занятия вводятся сведения о традиционной народной обрядово-праздничной культуре, народном костюме, жанровой классификации фольклора, истории культуры русского народа.
В качестве итоговых занятий подготавливаются и проводятся традиционные календарные праздники, где участниками являются сами обучающиеся.
Особое место уделяется концертно-исполнительской деятельности. Обучающиеся исполняют произведения в рамках концертных мероприятий техникума, праздников, посвященных разным памятным датам.
У коллектива обязательно должна быть практика выступлений, где каждое выступление воспитывает у обучающихся не только чувство ответственности, но и сознание того, что они делают великое дело: сохраняют песню, несут радость людям.
Программа состоит из 10 разделов:
1. Ознакомление обучающихся с основами народно-хорового искусства.
2.Физиология певческого механизма.
3.Работа над вокально-хоровыми навыками.
4.Элементарная теория музыки.
5.Воспитание навыка многоголосного пения.
6.Народная хореография.
7.Режиссура народной песни.
8.Народный музыкальный календарь.
9.История культуры русского народа.
10.История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО.
Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы фольклорных занятий определяются тремя составляющими:
- спецификой фольклорного материала и метода фольклорных творчеств;
- педагогическими задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых педагогом знаний, разучивания и исполнения песен, слушания музыки;
- возрастными психофизиологическими особенностями обучающихся.
Основными формами работы с обучающимися на занятиях являются: практические тематические занятия, беседы, репетиции, сценическое воплощение фольклора, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, посещение концертов, театров, праздников и фестивалей народного творчества (с последующим обсуждением),творческие встречи с исполнителями народных песен. В работе с коллективом используются и некоторые формы экспедиционной работы.
Основными методами работы с обучающимися на занятиях является:
- словесный: (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный: (показ, наблюдение, демонстрация вокальных приемов работы);
- практический: (освоение вокальных приемов);
-эмоциональный: (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
- аналитический: (все выступления в процессе обучения необходимо снимать на видеокамеру и совместно анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления).
При организации обучения музыкальному фольклору следует учитывать синкретизм данного искусства - это соединение в нем напева, слова и движения, т. к. связаны в произведениях фольклора в единое целое, которые определяют три основных вида творческой деятельности:
- импровизацию поэтического текста;
- импровизацию движений и пластике танца.
- варьирование и импровизацию музыкального текста.
Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.
Отличительные особенностисостоят в том, что программа позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен, не только не утратившее в настоящее время своей первозданности и животворящей силы, но и занимающее все более значимое место в системе обучения и воспитания обучающихся.
Программа предлагает комплексное обучение: сочетание народно- певческой подготовки обучающихся с возможностью получения ими дополнительных знаний в области народного творчества, актёрского мастерства, основ народной хореографии.
Программа построена на следующих дидактических принципах: постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
- участие в концертах, творческих смотрах, конкурсах, фестивалях;
- демонстрация знаний и умений на открытых занятиях; мероприятиях;
- «Диагностика вокально-хоровых навыков».
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
- диагностика (приложение 1);
- контрольное прослушивание обучающихся;
- наблюдение.
Педагогическая целесообразность программы в том, что с помощью песенного фольклора обучающиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, происходит формирование нравственных качеств личности. На занятиях обучающиеся учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические знания, а также знакомятся с народными художественными промыслами, особенностями русского костюма, встречаются с народными исполнителями.
Условия реализации: Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня» предусматривает занятия с обучающимися 15-18 лет.
Общий объём программы: 570 часов.
Условия набора: Прием обучающихся проводится с учетом природных вокальных данных, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На прослушиваниях проверяются музыкальный слух, память, ритм. Форма занятий индивидуальная и групповая. Наполняемость кружка –12 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1. Учебный план программы
№ | Наименование раздела программы | Количество часов в год | Форма контроля | ||
| | всего | теория | практика | |
1 | Ознакомление обучающихся с основами народно – хорового искусства | 57 | 18 | 39 | Диагностика Наблюдение Прослушивание |
2 | Физиология певческого механизма | 57 | 18 | 39 | Наблюдение Прослушивание |
3 | Работа над вокально-хоровыми навыками. | 57 | 18 | 39 | Наблюдение Прослушивание |
4 | Элементарная теория музыки | 57 | 18 | 39 | Наблюдение Прослушивание |
5 | Воспитание навыка многоголосного пения | 57 | 18 | 39 | Диагностика Наблюдение Прослушивание |
6 | Народная хореография | 57 | 18 | 39 | Наблюдение Прослушивание |
7 | Режиссура народной песни | 57 | 18 | 39 | Наблюдение Прослушивание |
8 | Народный музыкальный календарь | 57 | 18 | 39 | Наблюдение Прослушивание |
9 | История культуры русского народа | 57 | 18 | 39 | Наблюдение Прослушивание |
10 | История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО | 57 | 18 | 39 | Диагностика Наблюдение Прослушивание |
| Всего | 570 | 180 | 390 | |
2. Учебно-тематический план
Разделы | Содержание разделов программы | Количество часов | Место проведения | Форма занятия |
1 | Ознакомление обучающихся с основами народно – хорового искусства | 57 | | |
1.1 | Сравнительная характеристика академической и народной манеры исполнения. Принципы обучения народному пению | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения
|
1.2 | Русский народный хор – жанр массовой хоровой самодеятельности | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
1.3 | Хоры – новая ступень в развитии музыкального творчества на современном этапе | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
1.4 | Русская вокальная школа. Особенности звучания народного голоса | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
1.5 | Принципы изучения народного пения | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
1.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно- тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
1.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения
|
1.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
1.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения
|
1.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
1.11 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Видеозанятие |
1.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
1.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция |
2 | Физиология певческого звукообразования | 57 | | |
2.1 | Понятие «певческий голос» Строение голосового аппарата | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
2.2 | Механизм певческого процесса | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
2.3 | Правильная речевая установка | | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Упражнения на артикуляцию, скороговорки |
2.4 | Дыхание. Типы дыхания | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Дыхательная гимнастика |
2.5 | Атака звука. Типы | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
2.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно- тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
2.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
2.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
2.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
2.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
2.11 | Мероприятия воспитательно - познавательного характера | 3 | Актовый зал | Посещение концерта |
2.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
2.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция |
3 | Работа над вокально-хоровыми навыками | 57 | | |
3.1 | Система распевания – составная часть обучения Певческая установка | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
3.2 | Укрепление навыков дыхания – одна из основных задач вокального воспитания | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Дыхательная гимнастика |
3.3 | Дикция. Особенности произнесения гласных и согласных звуков | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Упражнения на артикуляцию, скороговорки |
3.4 | Огласовка – важная особенность в народном пении | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Упражнения на артикуляцию, скороговорки |
3.5 | Роль орфоэпии, культуры и логики речи в пении | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
3.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала. | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
3.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
3.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
3.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
3.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
3.11 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Видеозанятие |
3.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
3.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция
|
4 | Элементарная теория музыки | 57 | | |
4.1 | Элементарные музыкальные понятия: нота, длительность, нотный стан, нотная запись, ключ.Расположение звуков на нотном стане, названия нот (звукоряд, гамма) | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
4.2 | Ритм. Метр. Такт. Длительности нот | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
4.3 | Музыкальный размер: 2/4,3/4, 4/4 | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
4.4 | Ладовая окраска мелодии. Мажорный и мирной лады | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
4.5 | Знаки альтерации. Их значение для разнообразия произведения. Бемоль, бекар, диез | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
4.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
4.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
4.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
4.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
4.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
4.11 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Посещение концерта |
4.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
4.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция
|
5 | Воспитание навыка многоголосного пения | 57 | | |
5.1 | Ознакомление обучающихся с основами многоголосного пения.Гетерофонный вид многоголосия – один из древнейших видов народно-песенного искусства | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
5.2 | Вариативный метод хорового распева песен | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
5.3 | Подголосочно-полифонический вид многоголосия | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
5.4 | Каноническо-имитационный вид многоголосия | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
5.5 | Аккордово-гармонический вид многоголосия | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
5.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
5.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
5.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
5.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
5.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
5.11 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Видеозанятие |
5.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
5.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция
|
6 | Элементы народной хореографии | 57 | | |
6.1 | Русский народный танец. история возникновения танца на Руси,его органическое соединение с песней, обрядами | 3 | Актовый зал | Беседа Вокально-технические упражнения |
6.2 | Происхождение хороводов. Определение вида и жанров, его разновидности | 3 | Актовый зал | Беседа Вокально-технические упражнения |
6.3 | Кадриль. История возникновения. Виды кадрили | 3 | Актовый зал | Беседа Вокально-технические упражнения |
6.4 | Пляска. Типы и виды плясок | 3 | Актовый зал | Беседа Вокально-технические упражнения |
6.5 | Дроби – один из основных элементов русского народного танца | 3 | Актовый зал | Беседа Вокально-технические упражнения |
6.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
6.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
6.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
6.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
6.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
6.11 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Посещение концерта |
6.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
6.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция |
7 | Режиссура народной песни | 57 | | |
7.1 | Народная песня – художественное творение. Идейный замысел. Анализ словесного текста | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
7.2 | Определение кульминации Выбор предлагаемых обстоятельств | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
7.3 | Определение темпа-ритма сценического и игрового действия | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
7.4 | Художественное декоративное оформление Мизансценирование | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
7.5 | Грим– составная часть сценического костюма | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
7.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
7.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
7.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
7.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
7.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
7.11 | Мероприятия познавательно-воспитательного характера | 3 | Актовый зал | Видеозанятие |
7.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
7.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция |
8 | Народный музыкальный календарь | 57 | | |
8.1 | Введение Фольклор, как область науки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
8.2 | Признаки фольклора, художественное значение | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
8.3 | Жанровая классификация Структура песенного фольклора | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
8.4 | Основные позиции традиционного календаря:народный календарь, как своеобразное воплощение народного мировоззрения | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
8.5 | Годовой календарный цикл. Обзор годового круга праздников | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
8.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
8.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
8.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
8.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
8.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
8.11 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Посещение концерта |
8.12 | Работа с ТСО | | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
8.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция |
9 | История культуры русского народа | 57 | | |
9.1 | Народность | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
9.2 | Уклад жизни русского народа | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
9.3 | Русский народный костюм. Особенности русского народного костюма | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
9.4 | Народные промыслы – вид художественного промысла. Русские народные художественные промыслы. | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
9.5 | Декоративно – прикладное искусство | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
9.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
9.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
9.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
9.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
9.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
9.11 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Видеозанятие |
9.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
9.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция |
10 | Цикл бесед: «История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО» | 57 | | |
10.1 | ЕАО – область высокой культуры . Проблемы и пути развития в работе творческих коллективов | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
10.2 | Ансамбль «Камышинка» села Камышовка | | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
10.3 | Ансамбль «Калинка» г. Биробиджан | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
10.4 | Казачий хор г. Биробиджан | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
10.5 | Ансамбль «Младушка» г. Биробиджан | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
10.6 | Вокально-хоровая работа: пение произведений и учебно-тренировочного материала. | 18 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
10.7 | Слушание музыки | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Прослушивание музыки, анализ произведения |
10.8 | Элементы хореографии | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
10.9 | Музыкальный фольклор | 6 | Кабинет педагога дополнительного образования | Беседа Вокально-технические упражнения |
10.10 | Игра на народных музыкальных инструментах | 3 | Кабинет педагога дополнительного образования | Репетиция Практический показ |
10.11 | Мероприятие воспитательно-познавательного характера | 3 | Актовый зал | Посещение концерта |
10.12 | Работа с ТСО | 3 | Актовый зал | Репетиция Практический показ |
10.13 | Концертная деятельность | 3 | Актовый зал | Репетиция |
3. Содержание и результаты освоения программы
3.1 Содержание программы
1. Ознакомление обучающихся с основами народно-хорового искусства
Теория: Знакомство обучающихся с основами народно-хорового исполнительства в народной певческой манере, близкой к разговорной речи. Отличительные особенности академической и народной манеры исполнения.
Принципы изучения народного пения.
Практика: Выработка певческой установки. Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения.
2. Физиология певческого механизма
Теория: Изучение и освоение техники певческого процесса. Ознакомление со строением голосового аппарата, как с целостной системой, формирующей звук. Изучение принципа и техники пользования дыханием.
Практика: Выработка правильной речевой установки. Формирование правильного певческого звука - открытого, легкого, звонкого, формирование гласных и согласных звуков. Освобождение певческого аппарата от зажатости, устранение имеющихся дефектов звукообразования. Обучение умению артикуляционной, дыхательной гимнастики.
3. Работа над вокально – хоровыми навыками
Теория: Изучение и освоение основных вокально-хоровых певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяженного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора, знакомство с характерными приемами народного звукообразования: огласовка согласных.
Практика: Выработка навыков пения в народной манере, развитие навыков владения певческим дыханием, формирование свободной артикуляции.
Освоение различных песенных навыков: цепного дыхания, унисонного ансамблевого звучания.
Овладение головным и грудным резонаторами, развитие навыков соединения их дыханием в процессе пения.
Освоение специфических приемов народного исполнительства на материале традиционного фольклора.
Освоение областных стилевых особенностей манеры пения.
4. Элементарная теория музыки
Теория: Изучение музыкальной грамоты, название и звучание каждой ноты. Принципы расположения на нотоносце звукоряда. Изучение длительностей нот, метра, ритма. Изучение музыкального размера, ладовой окраски мелодии. Знаки альтерации, их значение для разнообразия произведения.
Практика: Развитие и воспитание музыкального слуха. Выработка чистого интонирования в пении. Вокально – слуховая настройка, вокальная гимнастика.
5. Воспитание навыка многоголосного пения
Теория: Изучение навыка многоголосного пения. Освоение навыка гетерофонного многоголосия со всеми его разновидностями. Освоение принципа варьирования напева импровизации подголосков.
Практика: Развитие навыка по освоению искусства многоголосного пения. Развитие способностей к импровизации подголосков. Обучение умения распевать песню на голоса. Овладение навыками и умением в варьировании напева.
6. Элементы народной хореографии
Теория: Изучение и освоение поклонов. Изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового. Изучение и освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «восьмерки», «улитки», «змейки», «колонны», «прочёс».
Изучение и освоение простого дробного шага, двойной дроби, сложных дробей: двойная дробь с переступаниями, трилистник.
Практика: Выработка правильной красивой осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину». Основные позиции рук, ног, корпуса.
Разучивание и отработка простого дробного шага, двойной дроби, ритмических рисунков сложных дробей в медленном и быстром темпе.
Обучение умению сочетать пение с движением, сохраняя качество звучания.
7. Режиссура народной песни
Теория: Изучение идейного истолкования песни, специфические приемы для усиления ее выразительности: осмысленное интонирование слова, особая пластика сценических движений, мимика, темпоритм сценического действия, хореографическая постановка, мизансценирование, костюм.
Практика: Совершенствование умения сценически воплощать народную песню. Обучение использования грима.
8. Народный музыкальный календарь
Теория: Изучение фольклора, его признаки, виды и жанры.
Ознакомление с календарной системой летоисчисления; циклизация русского земледельческого календаря, его связь с более поздним, церковным.
Изучение особенностей и жанров традиционной обрядово-праздничной культуры. История происхождения обрядов, специфика праздника.
Изучение происхождения хороводных, игровых, плясовых, лирических песен и частушек. Особенности исполнения, ладовая окраска.
Изучение основных песенных жанров и стилистических особенностей календарных песен. Образное содержание, народная символика, лаконизм формы и поэтичность содержания, их характерные ритмоформулы.
Практика: Разучивание колядок, масленичных, веснянок, егорьевских, жнивных, семицких и купальских песен. Обучение умению исполнять «акапелла» и с музыкальным сопровождением.
9. История культуры русского народа
Теория: Изучение уклада жизни русского народа. Поселение, жилище, домоводство, одежда, образ жизни, орудия труда, транспорт, семья.Изучение особенностей русского народного костюма. Фольклорно-этнографические экспедиции и собирание русского костюма. Региональные особенности русского народного костюма. Женский костюм. Мужской костюм.
Изучение разнообразия русских народных промыслов. Стилевые особенности, способы и приемы изготовления, тематика изделий народных художественных промыслов.
Практика: Совершенствование умения различать региональные особенности русского народного костюма, разнообразия русских народных промыслов.
10. История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО
Теория: Изучение истории создания и возникновения народно – хоровых певческих ведущих коллективов на территории ЕАО. Проблемы и пути развития в работе творческих коллективов.
Практика: Совершенствование умения анализировать творчество народно-хоровых коллективов на территории ЕАО.
3.2 Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- физиологические особенности голосового аппарата;
- основы элементарной теории музыки;
- жанры народного творчества;
- стилистические особенности произведений;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.
Обучающиеся должны уметь:
- петь в народной манере, петь чисто, в унисон несложные в мелодическом отношении песни;
- пользоваться правильно певческим дыханием;
- формировать правильно, в разговорной манере гласные звуки;
- исполнять различные по стилю, жанру произведения;
- исполнять свободно и непринужденно песни с движением, используя в песне элементы народной хореографии;
- исполнить выразительно, артистично, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню без помощи музыкального инструмента – соло;
- использовать элементы многоголосия в упражнениях и в песнях;
- работать с профессиональной фонограммой;
- применять правильно микрофон;
- воплощать сценически народную песню, обряд и др.этнокультурные формы бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций.
Обучающиеся должны овладеть:
- техникой народного искусства (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить слова в пении);
- навыками унисонного пения с целью образований единой манеры;
- навыками певческого дыхания: «цепного дыхания»;
- навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;
- навыком эмоционального выражения;
- художественной выразительностью исполнения, работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью).
3.3 Диагностика результативности программы
Диагностика вокально-хоровых навыков
№ | Фамилия имя | группа | Начало года | Окончание года | Результат |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
Результативность дополнительной общеразвивающей программы
по народно – хоровому искусству «Берегиня»
Учебный год | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
| | | |
| | | |
4. Условия реализации программы
4.1. Оборудование кабинета
Стол
Стулья
Шкафы
Компьютер
Фортепиано
Музыкальные инструменты
4.2. Методическое обеспечение
Дидактический материал
Наглядные пособия
Методические пособия
Учебно-методический комплекс
Презентации
Сборники песен для народного голоса
Сборники сценариев народных праздников
Музыкальная фонохрестоматия
Аудио, видеозаписи выступлений народных певцов, фольклорных коллективов
Список литературы
Аникин В.П.. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М.: Худ. лит-ра, 1991. - 590 с.
Асафьев Б. О народной музыке, Л.: Музыка. 1987. – 249с.
Афанасьев Н.Н. Древо жизни. М.: Современник. 1982. – 464 с.
Банин А.А. Музыкальная фольклористика, вып 2, Л.: СК, 1978. – 117 с.
Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыков Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. – 402 с.
Балашов Д.М., Красовская Ю. Русские свадебные песни Торского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1969. – 168 с.
Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.:Художник РСФСР,1984.– 318 с.
Горева Л.А. сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, М.: «Просвещение». 1986. – 38 с.
Давыдов А.Н. Колокола. История и современность. М.: Москва, 1985, - 17 с.
Земцовский И.И. Мелодика календарных песен, Л.: Музыка, 1975. – 222 с.
Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977. – 255 с.
Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. Уч. пособие для пед. институтов М.: ВШ, 1978. – 215 с.
Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Уч. пособие для институтов М.: ВШ, 1989. – 320 с.
Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: ВШ, 1981. - 221 с.
Мешко Н.К.О вокальной работе с исполнителями русских народных песен. Клубные вечера, вып 11, М.: Музыка, 1976. – 35 с.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Академия, 1996. – 136 с.
Попов В.С. Русская народная песня в хоре. М.: Музыка, 1985. – 80 с.
Сахаров И.П.Сказания русского народа. Народный календарь, М.: Сов. Россия, 1990. – 240 с.
Соколов В. Работа с хором: учебное пособие 2-е издание,перераб., доп. М.: Музыка, 1983. – 190 с.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. - М.: Эксмо,2007. – 736 с.
Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М.: Агропромиздат, 1991. – 62 с.
Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: Музыка, 1983. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии усвоения дополнительной общеразвивающей программы
по народно-хоровому искусству «Берегиня»
Высокий уровень
Верно и чисто исполняет мелодию песни. Поёт чисто без музыкального сопровождения. Исполняет эмоционально, передавая характер и настроение песни.
Умение раскрыть содержание песни, ее душу.
Умение петь в открытой, народно-певческой манере в широком диапазоне - мягко, звонко, легко, сглаживая регистры.
Владение навыками правильного, естественного певческого дыхания, «цепного дыхания».
Владение навыками унисонного пения с целью образования единой манеры пения.
Владение навыками певческого звукообразования: открытого, близкому к речевому, посыла звука; пения «на улыбке»; ясной, чёткой, естественной разговорной артикуляции, одинаковое формирование гласных звуков, умение «огласовывать» согласные.
Умение свободно и непринужденно сочетать пение с движением или с игрой, сохраняя качество звучания и естественное исполнение песен с движением – хоровод, пляска.
Владение навыком многоголосия.
Средний уровень
Умение исполнить выразительно, артистично, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню с музыкальным сопровождением. Без сопровождения чисто пропевает лишь отрезки песни.
Текст понятен, но не выделяются слова, имеющие смысловую нагрузку.
Понимает и «проживает» песню, но эмоционально выразить не может.
Умение исполнять песни с допущением минимального количества недочетов в подаче звукоизвлечения, звуковедения, звукообразования.
Умение петь в народной манере в диапазоне: сопрано- ми1 – до2, альты – ля м – ля 1.
Владение брать дыхание в характере произведения. Правильно формировать гласные в строго речевой манере. Мягко, напевно, не выталкивая, произносить согласные звуки.
Умеет петь некоторые виды двухголосия в упражнениях и в песнях.
Низкий уровень
Самостоятельно чисто спеть не может, не слышит, что поёт неверно. Пение в унисон дается с трудом. Исполнение песен с допущением большого количества недочетов в подаче звукоизвлечения, звуковедения, звукообразования. Певческое дыхание поверхностное, развито не достаточно. Допускает максимальное количество недочетов в интонационном и ритмическом воспроизведении. Слова непонятны, согласные в конце слова пропадают. Исполняет невыразительно, неэмоционально.
29