Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Жестовая речь»
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
СОГЛАСОВАНО: ____________ / Ю. Е. Новикова, зам. директора по УВР «____»__________________2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________________ О. В. Балдакова Приказ № _____ от «____»______________2019г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Жестовая речь»
Возраст обучающихся: 9 - 12 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Галина Лариса Валерьевна,
учитель
Педагог, реализующий программу:
Галина Лариса Валерьевна,
пос. Вычегодский, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальное обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углублённый психологический и физиологический анализ особенностей развития таких детей.
Известно, что не само отсутствие нормального слуха влечет замедленное развитие глухих людей, а нарушение их нормального общения и взаимодействия с окружающей средой.
Параллельно с устной речью должна развиваться и совершенствоваться жестовая речь, так как она является одним из главных критериев социализации и интеграции глухого ребёнка в обществе глухих. Отмечено, что глухие дети, владеющие жестовой речью, усваивают словесную речь не хуже, чем те, которые первично овладевают словесной речью без знания жестовой. Вместе с тем, благодаря жестовой речи наблюдается интенсивное речевое и умственное развитие глухих детей.
В связи с этим актуальным становится обучение нормированной, грамотной жестовой речи, что приведет к расширению словарного запаса, повышению уровня жестовой и словесной речи, лучшему взаимопониманию, восприятию и пониманию сурдоперевода на различных мероприятиях.
Цель задачи:
- сформировать у обучающихся знания нормативной общепринятой жестовой лексики, приобщить к культуре жестовой речи.
Задачи программы:
- обогащать словарь тематическими понятиями, учить грамотным жестовым обозначениям, учить осмысливать слово в контексте, учить определять сходство и различие жестов, учить вести диалог, учить соотносить жест с артикуляцией;
- формировать правильное отношение к окружающему миру, самостоятельность и активность;
- развивать внимание, память, мышление, навык чтения с губ.
Программа составлена для обучающихся от 9 до 12 лет на 1 год обучения. Кружок проводится 1 раз в неделю по 40 минут и рассчитан на 32 часа в год.
Форма проведения занятий: коллективная.
Чтобы обеспечить правильный и выразительный перевод, необходимо руководствоваться определенными правилами и пользоваться рядом приемов:
показ речевого жеста должен быть правильным и четким;
жест должен быть выразительным, подчинен смысловым паузам, смысловому ударению и логике речи, нельзя забывать о мимике лица, как средстве выразительности, которое в языке жестов является интонацией;
жестовый перевод должен сопровождаться правильной артикуляцией;
необходимо включать в перевод дактилологию;
перевод должен быть осознанным, а не механическим, максимально точным;
при переводе должен сохраняться порядок слов в предложении.
необходимо знать мимический параллелизм, что делает жестовую речь образной.
встречаясь с пословицами, фразеологическими оборотами необходимо сначала дать дактильный перевод.
В систему отработки и закрепления изучаемых жестов включают пять этапов:
Первый этап – показ жеста, пояснение его особенности. Воспроизведение жеста обучающимися, повторение, закрепление.
Второй этап – нахождение сходства и различий в жестах. Это приучает быть внимательным к жесту, к точности его показа.
Третий этап – выполнение упражнений, требующих подобрать жесты-антонимы. Например: утро – вечер; светлый – темный и т.д. Далее жесты включаются в короткие, на 2 – 3 слова, словосочетания: около дома, вдоль дороги и т.д.
Четвертый этап – работа над фразой, сначала простой, потом более сложной.
Пятый этап – работа с текстами, где встречаются знакомые и отработанные жесты.
В оборудование занятия включаем индивидуальные слуховые аппараты, компьютер, проектор, экран, доску, словари, рисунки, картинки и другие нужные предметы.
Планируемые результаты и способы их проверки:
в результате обучающиеся должны расширить свой словарный запас, овладеть основными бытовыми жестами для взаимодействия с обучающимися и педагогами и применять их на практике. В конце каждой темы программой предусмотрен зачет.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы -
зачет по темам программы.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Семья | 4 | - | 4 | Зачет | |
2 | Школа | 6 | - | 6 | зачет | |
3 | Человек | 4 | - | 4 | Зачет | |
4 | Общение | 5 | - | 5 | Зачет | |
5 | Одежда и обувь | 3 | - | 3 | Зачет | |
6 | Числа | 3 | - | 3 | Зачет | |
7 | Природа | 4 | - | 4 | Зачет | |
8 | Животные и растения | 3 | - | 3 | Зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема: Семья.
На практических занятиях обозначение жестами названия родственников, отношений между родными, семейных праздников, домашних предметов и мебели.
Тема: Школа.
Практика. Отработка жестов, обозначающих учебные предметы, основные действия на уроке, вопросы, цвета, школьные вещи и режим школы.
Тема: Человек.
Практика. Отработка жестов, отражающих действия человека. его чувства, местоположение и отношения между людьми.
Тема: Общение.
Практика. Знакомство с жестами, которые необходимы при общении: вежливые слова, местоимения, общеупотребительные слова. Жесты, обозначающие транспорт и отдых.
Тема: Одежда и обувь.
Практика. Знакомство с жестами, которые обозначают одежду и обувь, а также отражают действия человека.
Тема: Числа.
Практика. Знакомство со счетом от1 до 20 и порядковыми числительными.
Тема: Природа.
Практика. Отработка жестов, отражающих календарь, времена года.
Тема: Животные и растения.
Практика. Знакомство с жестами показывающих домашних и диких животных, а также знакомые растения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма контроля |
1 | Семья | Картинки, иллюстрации, видеоролики, предметы по теме, муляжи, бумага, карандаши, фломастеры. | Компьютер, проектор | Зачет |
2 | Школа | Зачет | ||
3 | Человек | Зачет | ||
4 | Общение | Зачет | ||
5 | Одежда и обувь | Зачет | ||
6 | Числа | Зачет | ||
7 | Природа | Зачет | ||
8 | Животные и растения | Зачет |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение и оборудование | Специальные инструменты и приспособления | Дополнительные материалы |
Учебный кабинет, оснащенный компьютером и проектором | - | - |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
для педагогов
Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. М.,2002.
Боскис Р.М. Мимическая речь глухонемых. Глухие и слабослышащие дети. М.,1963.
Зайцева Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы). Дефектология,1999, №5-6.
Зайцева Г.Л. Курс «Русский жестовый язык». // Дефектология. – 2002. - № 1.
Зыков С.А. Язык как учебный предмет в школе для глухих детей. Методика обучения глухих детей языку. М.,1977.
Игнатенко А.А. Программа курса «Специфические средства общения глухих». С-Пб., 2000
Интернет - ресурсы:
www.deafnet.ru
www.deafworld.ru
www.otofon.ru
http://www.voginfo.ru/
http://www.sluhnet.ru/
http://www.cinematografff.ru/
http://jestov.net/
http://surdoserver.ru/
http://www.spreadthesign.com/ru/
http://ligmir.com/
http://www.digitgestus.com/
для обучающихся
Интернет - ресурсы:
https://jestov.net - город жестов
http://surdoserver.ru/
КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2019 - 2020 учебный год
Название программы "Жестовая речь"
Текущий срок реализации 1 год
№ группы_______________
Количество учебных недель: 32
Количество учебных дней: 32
Даты начала и окончания учебного периода: 16.09.19 - 30.05. 20
№ | Дата | Тема | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | | Моя семья | 1505 - 1545 | | 1 | Каб №65 | |
2 | | Отношения в семье | | 1 | | ||
3 | | Семейные праздники | | 1 | | ||
4 | | Мой дом | | 1 | Зачет | ||
5 | | Мои уроки | | 1 | | ||
6 | | Вопросы | | 1 | | ||
7 | | Цвета | | 1 | | ||
8 | | Что я делаю на уроке | | 1 | | ||
9 | | Школьные вещи | | 1 | | ||
10 | | Режим школы | | 1 | Зачет | ||
11 | | Я - человек | | 1 | | ||
12 | | Где я? | | 1 | | ||
13 | | Чувства человека | | 1 | | ||
14 | | Я и мои друзья | | 1 | Зачет | ||
15 | | Вежливые слова | | 1 | | ||
16 | | Я и мы | | 1 | | ||
17 | | Разговор | | 1 | | ||
18 | | Машины | | 1 | | ||
19 | | Я отдыхаю | | 1 | Зачет | ||
20 | | Моя одежда | | 1 | | ||
21 | | Моя обувь | | 1 | | ||
22 | | Что я умею? | | 1 | Зачет | ||
23 | | Я считаю до десяти | | 1 | | ||
24 | | Я считаю до двадцати | | 1 | | ||
25 | | Какой по счету? | | 1 | Зачет | ||
26 | | Календарь | | 1 | | ||
27 | | Осень и зима | | 1 | | ||
28 | | Весна | | 1 | | ||
29 | | Лето | | 1 | Зачет | ||
30 | | Домашние животные | | 1 | | ||
31 | | Дикие животные | | 1 | | ||
32 | | Растения вокруг меня | | 1 | Зачет |
Диагностический инструментарий
Критерии оценки уровня сформированности жестовой речи
В конце изучения каждой темы предлагается задания (перевод предметов, изображенных на картинке жестами, прочтение предложения с использованием жестовой речи) с целью проверки усвоения материала кружка «Жестовая речь». Используются следующие критерии оценки уровня владения жестовой речью.
Мотивационный компонент:
- интерес к заданию;
Операционный компонент:
- уровень выполнения задания и осознание действий его выполнения.
Регуляционный компонент:
- качество самоконтроля при оценке полученного результата.
Эти критерии легли в основу выделения уровней сформированности владения жестовой речью.
(5 баллов) Ребёнок встречает задание с интересом. Ему понятно задание и он правильно показывает жесты. Уровень владения бытовыми навыками по жестовой речи – высокий. Свою работу оценивает адекватно.
(4 балла) Задание заинтересовывает ребёнка. Ребёнок допускает ошибки, может сам их исправить. Уровень владения бытовыми навыками по жестовой речи –хороший. Свою работу оценивает адекватно.
(3 балла) Ребёнок заинтересовывается общей ситуацией, но не содержанием задания. Процесс работы может прекратить в любую минуту. Ребёнок допускает ошибки, не может сам их исправить. Уровень владения навыками по жестовой речи – низкий. Низкий и уровень самоконтроля за своей деятельностью: может выполнить лишь часть задания. Затрудняется оценить свою работу.
(2 балла) Ребёнка заинтересовывает лишь общая ситуация задания. Не может выполнить более половины работы. Крайне низкий уровень владения навыками по жестовой речи. Оценивает свою работу неадекватно, чаще всего положительно.