12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гордичук Александра Николаевна36


Отдел организации образования управления социальной политики администрации

городского округа Архангельской области «Город Новодвинск»

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»



Согласовано:

Заведующий МДОУ «_____________»

_____________________ /_________./

«___» _____________ 20____г




Утверждено:

директор МОУ ДО «ДДТ»

_____________/Волкова О.К./

«___» _____________ 20____г







Дополнительная общеразвивающая программа в сетевой форме


«Путешествие по континентам»

Возраст детей – 6 - 7 лет

Срок реализации программы - 1 год

направленность - естественнонаучная






Автор-составитель:

Гордичук Александра Николаевна,

педагог дополнительного образования











г. Новодвинск 2020

Пояснительная записка


Большое путешествие начинается с маленького шага.

Народная мудрость.


В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Знакомство с природой будет неполным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Им интересно узнавать факты о животных, живущих на нашей планете.

Наша планета стала домом для огромного количества представителей фауны. Согласно оценкам исследователей, в мире насчитывается от 3 до 30 миллионов видов животных. Животные населяют все материки нашей планеты. На некоторых континентах обитают животные, которые больше нигде не встречаются. Разнообразие животного мира каждой части света — поражает воображение! Сходство животных, обитающих на одном материке, может проявляться только в очень редких случаях. Из самых хорошо всем нам знакомых примеров — Австралия с её обилием сумчатых животных. Почти 80% животных материка являются эндемиками, а это означает, что они больше не встречаются нигде в мире.

Актуальность создания дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие по континентам», где у детей есть возможность отправиться в виртуальное путешествие по континентам нашей планеты, возникла в результате следующего:

Виртуально путешествуя по континентам, у детей есть возможность познакомиться с животным миром континентов, климатическими условиями обитания животных, разнообразием животного мира.

Дети подробно познакомятся с животным миром, климатическими условиями не только России, но и своей малой Родины

Воспитание экологической культуры, одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста, дети должны понимать всю важность того, что нужно беречь природу. Данная программа дает возможность познакомить детей с Международной Красной книгой, Красной книгой России и своего региона, а также узнать, что делает человек, и чем можем помочь мы сохранению животного мира.

Термин «экология» прочно вошел в наш словарь. Академик М.С. Гиляров дает следующее определение: «экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой» [4, с. 44]. Формирование экологического мышления личности начинается с дошкольного детства. Именно в этом возрасте начинает создаваться осознанное отношение к природе. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой. Основано экологическое воспитание детей дошкольного возраста на экологическом подходе, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [5, с.22]. Великие педагоги придавали огромное значение природе как средству воспитания детей. Например, Я.А. Коменский считал, что природа является средством для развития ума, воли и чувств, источником знаний. [6, с.23].

Программа «Путешествие по континентам» посвящена формированию у детей 6-7 лет представлению о животных различных континентов и их климатических зон. Представления о животных различных климатических зон - это сведения о взаимосвязи животных со средой обитания, их приспособленности к ней [7, с.87]. Специфика формирования представлений о животных должна заключаться в выделении таких явлений в жизни животных, которые понятны детям разных возрастов. Учеными-педагогами (П.Г. Саморукова, Н.К. Постникова, Т.А. Ковальчук, Л.Е. Образцова, А.П. Захаревич и другие) было установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни животных от факторов среды. Практическими работами З.П. Плохих, И.А. Хайдуровой, В.П. Арсентьевой показано, что при специальной организации наблюдений дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей. С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к животному миру, которое носит эмоциональнодейственный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [8, с.18].

На основе изученного материала была поставлена следующая цель: познакомить детей с животным миром континентов нашей планеты.

Задачи:

Предметные:

познакомить детей с континентами нашей планеты, с особенностями климатических условий.

создать условия понимания, что особенности внешнего вида, способ существования и повадки живых существ зависят от условий их среды обитания;

Познакомить с основными представителями животного мира изучаемого континента.

Метапредметные:

Развивать умение сравнивать животный мир континентов.

Развивать основные психологические процессы: память, внимание, мышление, речь.

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира

Особенности содержания и реализации программы «Путешествие по континентам» заключаются в следующем:

Программа содержит в себе два модуля:

I модуль «Путешествие по пяти континентам» (16 часов) - модуль направлен на знакомство учащихся с животным миром Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки.

II модуль « Путешествие по Евразии» (20 часов) - модуль направлен на знакомство с животным миром Евразии (Страны Азии – Япония, Китай, Индия. Путешествие по России. Животный мир Архангельской области)

Программа реализуется в рамках сетевого партнерствас дошкольными образовательными организациями г. Новодвинска.Возможность реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Модульность программы дает возможность учащимся и образовательной организации с которой заключен договор о сетевом сотрудничестве, начать обучение с любого модуля, перейти на следующий модуль.

Согласно статье 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.[3, стр. 1]. Учитывая это, образовательный процесс по программе может быть реализован, как на базе МОУ ДО «Дом детского творчества», так и на базе образовательного учреждения, если учреждение имеет соответствующую материально – техническую базу. (см. Раздел «Материально – техническое обеспечение»).

Так как данная программа имеет форму сетевого партнерства, то в содержании программы в учебный план, учебно – тематический план и календарный учебный график включен план работы педагога дошкольного образовательного учреждения, с которым заключен договор о сотрудничестве.(см. раздел «Содержание программы). Работа педагога дошкольного образовательного учреждения направлена на практическую работу (выполнение с детьми творческих заданий, повторение пройденного материала, помощь в организации работы с родителями).

Программа предусматривает создание для учащихся Энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», данным видом деятельности занимается педагог дошкольного образовательного учреждения, т.к. педагогу ДОУ проще привлечь родителей, также есть возможность организовать детей для выполнения заданий.

При реализации II модуля « Путешествие по Евразии» данной программы, при изучении раздела «Мир животных Архангельской области» у учащихся есть возможность посещения занятий и экскурсий в музее природы Архангельской области на базе МОУ ДО «Дом детского творчества»

Педагогические принципы реализации программы:

принцип развивающего и воспитывающего обучения (направлен на всестороннее развитие личности посредством экологического воспитания);

принцип сознательности и активности (направлен на формирование мотивации к познавательной активности, умение работать в коллективе, решать проблемные ситуации);

принцип наглядности(для эффективной реализации ДОП «Путешествие по континентам» привлечены различные наглядные средства в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков (ИКТ технологии, аудио и видео материалы и др.);

принцип доступности(содержание программы, объем изучаемого и методы изучения соответствуют уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностью усвоить предлагаемый материал).

Содержание предполагает следующие принципы построения программы:

принцип построения образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся– программа построена таким образом, что изучаемый материал, видео и аудио материалы, подобраны с учетом индивидуальных особенностей (в соответствии с возрастом и интереса учащихся);

принцип сотрудничества - учащихся, педагога, родителей–сотрудничество учащихся – родителей и педагогов является одним из важных условий реализации программы. Программа предусматривает сотрудничество с родителями в рамках подготовки энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и восприятии.В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией.Одновременно завершается процесс формирования речи как средство обучения, что подготавливает благоприятную почву для активации воспитания и для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее опознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.[5.Эл.рес.]

Исходя из возрастных особенностей, программа ориентирована на детей 6-7 лет, направленность – естественнонаучная.

Программа состоит из двух модулей, каждый модуль содержит количество часов работы педагога дополнительного образования (педагог ДО) и педагога партнера дошкольного образовательного учреждения (педагог ДОУ):

I модуль «Путешествие по пяти континентам» :

педагог ДО - 16 часов, 16 занятий,

педагог ДОУ – 10 часов

II модуль « Путешествие по Евразии»:

педагог ДО - 20 часов, 20 занятий,

педагог ДОУ – 9 часов

Занятия проводятся один раз в неделю, 1 академический час (30 мин.)

Количество детей в группе 12 человек.

Форма обучения: очная, групповая

Занятия по программе предполагают следующие формы: занятие-игра (путешествие), интерактивная игра, викторина, беседа. Занятия проходят с использованием презентаций, видео и аудио материалов. Дети посещают Музей природы на базе МОУ ДО «ДДТ».

Структура занятия:

Организационная часть (орг. момент, формирование мотивационной и целевой установки)

Контроль (актуализация) ранее изученного материала

Объяснение нового материала

Закрепление (практическая часть)

Контроль

Ожидаемый результат ДОП «Путешествие по континентам»:

учащиеся знают названия континентов планеты Земля,

имеют представления о климатических особенностях континентов,

знают и называют основных представителей животного мира континентов и умеют сравнивать животный мир континентов в зависимости от их климатических условий проживания,

осознают важность ответственного и позитивного отношения к окружающему миру.

Называют животных Красной книги Архангельской области и какие мероприятия проводятся для охраны животного мира.

Способы определения результатов подробно представлены в оценочно – результативном разделе.

Содержание ДОП «Путешествие по континентам»

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие по континентам»

I модуль «Путешествие по пяти континентам»

Цель модуля: знакомство детей с животным миром пяти континентов нашей планеты.

Задачи:

Предметные:

познакомить детей с Африкой, Австралией, Антарктидой, Северной Америкой и Южной Америкой, с особенностями климатических условий,

познакомить с основными представителями животного мира изучаемых континентов,

изучить особенности, внешний вид, повадки животных и птиц данных континентов в зависимости от условий обитания и климата континентов.

Метапредметные:

Развивать умение сравнивать животный мир изучаемых континентов, классифицировать по определенным признакам в зависимости проживания на определенном континенте,

развивать основные психологические процессы: память, внимание, мышление, речь.

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к природе,

Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Учебный план


п\п

Название раздела

педагог ДО1

педагог ДОУ2

Количество часов

Количество часов

1.

Введение в программу

2

2

2.

Путешествие поАфрики

3

1

3.

Путешествие по Австралии

3

2

4

Путешествие по Антарктиде

2

1

5

Путешествие по Южной и Северной Америки

5

2

6

Путешествуя по пяти континентам

1

2


Итого

16

10

Учебно - тематический план

Учебно – тематический план содержит в себе работу педагога дополнительного образования и педагога дошкольного образовательного учреждения в рамках сетевого партнерства муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.


п/п

педагог дополнительного образования


педагог дошкольного образовательного учреждения

Тема


Количество часов

Формы контроля


Тема

кол – во

часов

формы контроля

всего

теория

практика


I раздел. Введение в программу


1

«Давайте познакомимся»

1

1

0

Викторина «Кто спрятался?»

(о животных)

проведение диагностики


2


фиксация результатов и мониторинг




2

«Животный мир нашей планеты» (отправляемся в путешествие)


1


-

1

Квест «Отправляемся в путешествие»



Итого

2

1

1


Итого

2



II раздел. Путешествие по Африке



5

Животный мир и мир птиц Африки

2

2

-

Беседа «Африка – самые, самые »

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»


1


создание первых страниц энциклопедии

(Работы детей)


6

«Чудо Африка»

1

-

1

Интерактивная игра «Чудо Африка»



Итого

3

2

1


Итого

1



III раздел. Путешествие по Австралии


8

Животный мир и мир птиц Австралии

2

2

-

Мини викторина «Животный мир и мир птиц Австралии»

«Интересные факты из жизни животных Австралии»

2

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

(Работы детей)


9

«Мир райских птиц»

1

-

1

Конкурс рисунков «Райские птицы»



Итого

3

2

1


Итого

2



IV раздел. Путешествие по Антарктиде


12

Животный мир и мир птиц Антарктиды

2

2

-

Беседа «Снежная пустыня»

«Пингвины»

1

рисунки для пополнения энциклопедии



Итого

2

2

-


Итого

1



V раздел. Путешествие по Северной и Южной Америки


15

Животный мир и мир птиц Южной Америки

2

2

-

Беседа «Южная Америка»

«Интересные факты из жизни животных Америки»

2

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

(Работы детей)


16

Животный мир и мир птиц Северной Америки

2

2

-

Беседа «Северная Америка»


17

Интерактивная игра «Животные Америки»

1

-

1

Интерактивная игра «Животные Америки»



Итого

5

4

1


Итого

2



VI раздел. Путешествуя по пяти континентам


19

Интерактивная игра «Животный мир пяти континентов»

1

-

1

Презентация Энциклопедии «Удивительный животный мир континентов»

Интерактивная игра

Итоговая диагностика

2

фиксация результатов, мониторинг



Итого

1

-

1


Итого

2




Итого за курс

16

11

5


Итого

10



Календарный учебный график педагога дополнительного образования и педагога дошкольного образовательного учреждения представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
















Содержание I модуля «Путешествие по пяти континентам»


I раздел. Введение в программу

Педагог ДО:Знакомство с детьми (игры на знакомство «Угадай с полуслова», «Звездный дождь» и др.)

Теория: Инструктаж по охране труда и техники безопасности. Знакомство с детским объединением, введение в программу.

Практика: квест «Отправляемся в путешествие»(что необходимо взять с собой в путешествие), проверка знаний детей о животном мире.

Контроль: Викторина «Кто спрятался?» (о животных). Квест «Отправляемся в путешествие»

Педагог ДОУ: диагностика уровня знаний о животном мире. Тест «В мире животных»

Контроль: Фиксация результатов в индивидуальных картах учащихся.


II раздел. Путешествие по Африке

Педагог ДО: Знакомство детей с животными и птицами Африки.

Теория: Знакомство детей с континентом Африка, климатическими особенностями, природой. Познакомить с повадками животных, особенностями жизни в данных климатических условиях.

Практика: Командная интерактивная игра, беседа с детьми об интересных фактах, которые они подготовили с педагогом ДОУ. Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку».

Контроль: Беседа «Африка – самые, самые », Интерактивная игра «Чудо Африка»

Педагог ДОУ: Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов»

Контроль: Презентация первых страниц энциклопедии «Удивительный животный мир континентов»


III раздел. Путешествие по Австралии

Педагог ДО: Знакомство детей с животными и птицами Австралии.

Теория: Знакомство детей с континентом Австралия, климатическими особенностями, природой. Познакомить с повадками животных, особенностями жизни в данных климатических условиях.

Практика: рисование птиц Австралии.Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку».

Контроль: Мини викторина «Животный мир и мир птиц Австралии», конкурс рисунков «Райские птицы»

Педагог ДОУ: Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», подбор интересных фактов о животных Австралии

Контроль: Пополнение энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».


IV раздел. Путешествие по Антарктиде

Педагог ДО: Знакомство детей с животными и птицами Антарктиды.

Теория: Знакомство детей с континентом Антарктида, климатическими особенностями, природой. Познакомить с повадками животных, особенностями жизни в данных климатических условиях.

Практика: Беседа на тему «Снежная пустыня». Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку».

Контроль: Конкурс рисунков «Пингвины». Беседа на тему «Снежная пустыня»

Педагог ДОУ:Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», рисование на тему «Пингвины»

Контроль: Пополнение энциклопедии «Удивительный животный мир континентов» рисунками детей.


V раздел. Путешествие по Северной и Южной Америки

Педагог ДО: Знакомство детей с животными и птицами Северной и Южной Америки.

Теория: Знакомство детей с континентами, климатическими особенностями, природой. Познакомить с повадками животных, особенностями жизни в данных климатических условиях. Сравнить животный мир двух континентов.

Практика: Беседы на тему «Северная Америка» и «Южная Америка». Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку».

Контроль: Интерактивная игра «Животные Америки»

Педагог ДОУ: Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», интересные факты из жизни животных и птиц.

Контроль: Пополнение энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».


VI раздел. Путешествуя по пяти континентам

Педагог ДО: Проверка знаний детей по пройденному материалу.

Практика: презентация детьми энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».

Контроль: Интерактивная игра «Животный мир пяти континентов»

Педагог ДОУ: Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов». Проведение диагностики – тест «В мире животных»

Контроль: Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов». Мониторинг результатов диагностики совместно с педагогом ДО.




















II модуль « Путешествие по Евразии»


Цель модуля: знакомство детей с животным миром Евразии.

Задачи:

Предметные:

Познакомить детей с животным миром Евразии, с особенностями климатических условий.

Познакомить с основными представителями животного мира Архангельской области.

Изучить особенности, внешний вид, повадки животных и птиц данного континента в зависимости от условий обитания и климата.

Метапредметные:

Развивать умение сравнивать животных континента, классифицировать по определенным признакам в зависимости от места проживания.

Развивать основные психологические процессы: память, внимание, мышление, речь.

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.


Учебный план


п\п

Название раздела

педагог ДО3

педагог ДОУ4

Количество часов

Количество часов

1.

Евразия (введение)

1

2

2.

Путешествие по Азии

3

1

3.

Путешествие по России

9

2

4

Путешествие по Архангельской области

3

1

5

Красная книга

2

1

6

«Знатоки животных»

2

2


Итого

20

9










Учебно - тематический план

Учебно – тематический план содержит в себе работу педагога дополнительного образования и педагога дошкольного образовательного учреждения в рамках сетевого партнерства муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

п/п

педагог дополнительного образования


педагог дошкольного образовательного учреждения

Тема


Количество часов

Формы контроля


Тема

кол – во

часов

формы контроля

всего

теория

практика


I раздел. Евразия (введение)


1

Знакомство с континентом - Евразия»

1

1

0

Викторина «В мире животных»


проведение диагностики


2


фиксация результатов и мониторинг




Итого

1

1

-


Итого

2



II раздел. Путешествие по Азии



5

Животный мир и мир птиц Азии

3

3

-

Беседа «Интересные факты из жизни животных»

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

1


Животные Красной книги Азии (работы детей)



Итого

3

3

-


Итого

1



III раздел. Путешествие по России


8

Животный мир и мир птиц пустыни, полупустыни

2

2

-

Мини викторина «Змеи»

«Интересные факты из жизни животных»

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

(Работы детей)


9

Животный мир и мир птиц степей

2

2

-

Викторина «Степные птицы»



Животный мир и мир птиц тайги

2

2

-

Беседа «Животные тайги в Красной книги России»

Подготовка к конкурсу рисунков «Мое любимое животное»

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов» конкурс

рисунков «Мое любимое животное»

(Работы детей)



Животный мир и мир птиц тундры

2

2

-

Квест «Поход»



Интерактивная игра «Животный мир России»

1

-

1

Интерактивная игра «Животный мир России»



Итого

9

8

1


Итого

2



IV раздел. Путешествие по Архангельской области


12

Животный мир и мир птиц Архангельской области

2

2

-

Игра «Знатоки Севера»

Интересные факты из жизни животных Севера

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

(Работы детей)



Животный мир и мир птиц Новодвинска

1

1

-

Интерактивная игра «Береги природу!»



Итого

3

3

-


Итого

1



V раздел. Красная книга


15

Знакомство с Международной красной книгой

1

1

-

Беседа «Заповедники»

«Красная книга»

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

Красные страницы энциклопедии

(Работы детей)



16

Знакомство с Красной книгой Архангельской области

1

1

-

Экскурсия в музей природы Архангельской области



Итого

2

2

-


Итого

1



VI раздел. Знатоки животных


19

«Листая страницы»

энциклопедии «Удивительный животный мир континентов»

1

-

1

Презентация Энциклопедии «Удивительный животный мир континентов»


Итоговая диагностика

2

фиксация результатов, мониторинг



Интерактивная игра «Знатоки животных»

1

-

1

Интерактивная игра «Знатоки животных»



Итого

2

-

2


Итого

2




Итого

20

17

3


Итого

9











Содержание II модуля « Путешествие по Евразии»


I раздел. Евразия (введение)

Педагог ДО: Знакомство с континентом Евразия

Теория: Инструктаж по охране труда и техники безопасности, введение в модуль «Путешествие по Евразии»

Практика:Викторина «В мире животных», беседа с детьми на тему «Животный мир»

Контроль:Викторина «В мире животных»

Педагог ДОУ:диагностика уровня знаний о животном мире. Проведение теста «В мире животных»

Контроль: Фиксация результатов в индивидуальных картах учащихся.


II раздел. Путешествие по Азии

Педагог ДО: Знакомство детей с животными и птицами Азии.

Теория: Знакомство детей со странами Китай, Япония, Индия, климатическими особенностями, природой. Познакомить с повадками животных, особенностями жизни в данных климатических условиях. Знакомство с Красной книгой данных стран.

Практика:. Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку».

Контроль:Беседа «Интересные факты из жизни животных»

Педагог ДОУ:Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», подбор материала для энциклопедии.

Контроль: Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов»Животные Красной книги Азии.


III раздел. Путешествие по России

Педагог ДО: Знакомство детей с животными и птицами России

Теория: Знакомство детей с территорией России, климатическими особенностями, природой. Дать понятие – климатическая зона. Познакомить с повадками животных, особенностями жизни в данных климатических условиях.

Практика:Мини викторина «Змеи». Викторина «Степные птицы». Беседа «Животные тайги в Красной книги России». Квест «Поход». Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку».

Контроль:Интерактивная игра «Животный мир России»

Педагог ДОУ:Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», подбор материала для энциклопедии«Интересные факты из жизни животных». Подготовка к конкурсу рисунков «Мое любимое животное»

Контроль: Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов». Конкурс рисунков «Мое любимое животное»


IV раздел. Путешествие по Архангельской области

Педагог ДО: Знакомство детей с животными и птицами Архангельской области.

Теория: Знакомство детей с территорией Архангельской области, климатическими особенностями, природой. Познакомить с повадками животных, особенностями жизни в данных климатических условиях. Познакомить с Арктикой и животным миром Арктики.

Практика:Игра «Знатоки Севера», Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку». Проведение занятий на базе музея природы Архангельской области.

Контроль:Интерактивная игра «Береги природу!»

Педагог ДОУ:Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», подбор материала для энциклопедии«Интересные факты из жизни животных».

Контроль: Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».Страницы «Животные Севера».


V раздел. Красная книга.

Педагог ДО: Знакомство детей с Красной книгой.

Теория: Познакомить детей с Международной Красной книгой, Красной книгой Архангельской области и России. С некоторыми представителями животного мира Красной книги. Дать детям понятия – заповедник, заказник.

Практика:экскурсия «Животные из красной книги Архангельской области» в музее природы Архангельской области.

Контроль:Беседа «Заповедники»

Педагог ДОУ:Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», подбор материала для энциклопедии«Интересные факты из жизни животных». Красные страницы энциклопедии

Контроль: Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов». Красные страницы энциклопедии «Красная книга Архангельской области»


VI раздел.Знатоки животных.

Педагог ДО: Проверка знаний детей по пройденному материалу.

Практика: презентация детьми энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».

Контроль:Интерактивная игра «Знатоки животных»

Педагог ДОУ:Работа с родителями и детьми, оформление энциклопедии «Удивительный животный мир континентов». Проведение диагностики: «В мире животных»

Контроль: Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».Мониторинг результатов диагностики совместно с педагогом ДО.


Оценочно – результативный раздел ДОП «Путешествие по континентам»

В итоге освоения дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие по континентам» обучающиеся достигают следующих результатов:


I модуль «Путешествие по пяти континентам»

Показатели

Критерии

Предметные

Учащийся будет знать пять континентов, находить их на глобусе, знать климатические условия на континентах. Называть изученных в рамках программы животных и птиц данных континентов, внешность, их повадки, особенности жизни в данных условиях. Будут знать интересные факты из жизни животных.

Метапредметные

Учащийся будет уметь применять полученные теоретические знания в практической деятельности, пополнит свой словарный запас, научиться классифицировать животных по месту обитания, по способу питания. Обобщать предложенные факты и называть животных.

Личностные

Осознает значимость охраны природы. Познакомится с правилами поведения в природе. Овладеет навыками работы в команде, умению слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.


Оценка результатов освоения программы

Срезы: нулевой, итоговый – оценка знаний и умений учащихся в течение обучения по I модулю «Путешествие по пяти континентам». Данный срез проводит педагог дошкольного образовательного учреждения. Методику проведения педагоги оговаривают в начале курса по ДОП «Путешествие по континентам».

Название

ДОП «Путешествие по континентам»

I модуль «Путешествие по пяти континентам»

Нулевой

«В мире животных» (индивидуально, беседа, выполнение упражнений).

Итоговый

«В мире животных»(индивидуально, беседа, выполнение упражнений).


2. Тематический контроль: конкурсы, интерактивные игры, беседы, викторины. Наблюдение педагога за работой детей.

3. Итоговое занятие по модулю - Интерактивная игра «Животный мир пяти континентов». Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».

Для проведения диагностики результатов разработаны контрольно – измерительные материалы:

Индивидуальная карта «Животный мир пяти континентов» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Для оценки результатов диагностики для каждой индивидуальной карты разработаны критерии оценки (методика проведения) . (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Уровниосвоения ДОП «Путешествие по континентам». I модуль «Путешествие по пяти континентам»

Оптимальный – 13 - 10 баллов

Средний – 9 - 6 баллов

Достаточный – менее 5 баллов

Для мониторинга показателей по уровням освоения программы учащимися создана общая сводная таблица результатов диагностики групп. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Мониторинг по программе «Путешествие по континентам», I модуль «Путешествие по пяти континентам»проводится системно, результаты фиксируются в начале и в конце обучения.


II модуль « Путешествие по Евразии»

Показатели

Критерии

Предметные

Учащийся будет знать, находить на глобусе Евразию. Находить на глобусе изученные страны. Называть изученных в рамках программы животных и птиц данного континента, внешность, их повадки, особенности жизни в данных условиях. Будут знать интересные факты из жизни животных. Называть представителей животного мира Красной книги Архангельской области.

Метапредметные

Учащийся будет уметь применять полученные теоретические знания в практической деятельности, пополнят свой словарный запас, научаться классифицировать животных по месту обитания, по способу питания. Обобщать предложенные факты и называть животных. Определять принадлежность изученных животных к определенному классу: млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, насекомые, паукообразные

Личностные

Осознает значимость охраны природы. Познакомится с правилами поведения в природе. Овладеет навыками работы в команде, умению слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.

Срезы: нулевой, итоговый – оценка знаний и умений учащихся в течение обучения поII модулю «Путешествие по Евразии». Данный срез проводит педагог дошкольного образовательного учреждения. Методику проведения педагоги оговаривают в начале курса по ДОП «Путешествие по континентам».

Название

ДОП «Путешествие по континентам»

II модуль « Путешествие по Евразии»

Нулевой

«В мире животных» (индивидуально, беседа, выполнение упражнений).

Итоговый

«В мире животных» (индивидуально, беседа, выполнение упражнений).


2. Тематический контроль: конкурсы, интерактивные игры, беседы, викторины. Наблюдение педагога за работой детей.

3. Итоговое занятие по модулю - Интерактивная игра «Знатоки животных». Презентация энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».

Для проведения диагностики разработаны контрольно – измерительные материалы:

Индивидуальная карта «Животный мир Евразии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Для оценки результатов диагностики для каждой индивидуальной карты разработаны критерии оценки.(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Уровни освоения ДОП «Путешествие по континентам». II модуль « Путешествие по Евразии»

Оптимальный – 26 - 20 баллов

Средний – 20 – 15 баллов

Достаточный – менее 14 баллов

Для мониторинга показателей по уровням освоения программы учащимися создана общая сводная таблица результатов диагностики групп. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

Мониторинг по программе «Путешествие по континентам»,II модуль « Путешествие по Евразии»проводится системно, результаты фиксируются в начале и в конце обучения.

Если учащиеся прошли оба модуля по программе «Путешествие по континентам», проводится мониторинг результатов по каждому модулю, результаты суммируются и фиксируются в конце прохождения всего курса (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

Условия реализации программы

Создание и реализация данной программы регламентированы следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

3. Приказ Минтруда и соцзащиты России от 05.05.2018 г. № 298н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09. 2019 № 467)

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», М.: ГАОУ ВО «МГПУ», ФГАО «ФИРО», АНО ДПО «ОО», 2015

6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

7. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

8. Постановление правительства Архангельской области от 3 сентября 2019 года № 472-пп «О создании государственной информационной системы Архангельской области «Навигатор дополнительного образования Архангельской области»

9. Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202 «Об организации независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»

10. Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, направленные письмом Министерства Просвещения РФ от 26.06.2019 № 03-1235


Кадровое обеспечение

Реализация Программы обеспечивается педагогическими кадрами. Квалификация педагогических кадров должна соответствовать утвержденному профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог дошкольного образования», с которым осуществляется сетевое взаимодействие. Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания оптимальных условий развития детей. В целях эффективной реализации программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических кадров, повышение квалификации педагогов через специальную курсовую подготовку.

Материально – техническое обеспечение:

На базе МОУ ДО «Дом детского творчества»

Кабинет - площадь 35.7 м 2

Учебные столы и стулья в соответствии с СанПиН, в количестве на 12 человек

Компьютер

Ноутбук

Интерактивная доска

Цветной принтер

Магнитная доска

На базе дошкольного образовательного учреждения в рамках сетевого партнерства:

1. Кабинет

2. Учебные столы и стулья в соответствии с СанПиН, в количестве на 12 человек

3. Компьютер или ноутбук

4. Проектор

5. Колонки

6. Магнитная доска

Дидактические материалы:(предоставляет педагог дополнительного образования) Д\и «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок», «Собери картинку», «Угадай по описанию» и др.

Методические пособия:(предоставляет педагог дополнительного образования) авторские методические материалы для проведения занятий, комплекс диагностик, конспекты занятий по ДОП «Путешествие по континентам».

Наглядные материалы:(предоставляет педагог дополнительного образования) папки с демонстрационными материалами к основным разделам программы, аудио и видео материалы по разделам программы, ИКТ: мультимедийные презентации по темам, фильмы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Список информационных источников

Литература для педагога:

Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», Москва, «Просвещение» 1988г.

Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание - 2004. - № 7. - С. 21-27.

Уланова, Л.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Уланова, Л.Д. Пушкарева, Г.Ф. Ларина. - Йошкар-Ола, 1995. – 258 с.

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева. – М: Просвещение. - 2003. – 167 с.


Электронные ресурсы:

Евроазиатская Ассоциация молодежных экологических объединений "Экосистема" EurasianAssociationofYouthEnvironmentalGroups "Ecosystem"   Московский полевой учебный Центр "Экосистема" MoscowFieldStudiesCenter "Ecosystem" Презентация "Первое знакомство"   ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам Иллюстрированные Атласы-определители.

http://frogov.livejournal.com/12847.htmlОбращение 10.03.2020

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=42052/Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Обращение 12.03.2020

https://touristam.com/kontinenty-zemli.html Обращение 10 03.2020.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарный учебный график педагога дополнительного образования

по ДОП «Путешествие по континентам»

I модуль «Путешествие по пяти континентам»


п\п

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

Дата проведения

1 раздел. Введение в программу

1

«Давайте познакомимся!»

1

1

-


2

«Животный мир нашей планеты» (отправляемся в путешествие)

1

-

1


2 раздел. Путешествие по Африки

1

Животный мир Африки

1

1

-


2

Мир птиц Африки

1

1

-


3

Интерактивная игра «Чудо Африка»

1

-

1


3 раздел. Путешествие по Австралии

1

Животный мир Австралии

1

1

-


2

Мир птиц Австралии

1

1

-


3

Мини викторина «Животный мир и мир птиц Австралии».

Конкурс рисунков «Райские птицы»

1

-

1


4 раздел. Путешествие по Антарктиде

1

Животный мир Антарктиды

1

1

-


2

Мир птиц Антарктиды

1

1

-


5 раздел. Путешествие по Южной и Северной Америки

1

Животный мир Южной Америки

1

1

-


2

Мир птиц Южной Америки

1

1

-


3

Животный мир Северной Америки

1

1

-


4

Мир птиц Северной Америки

1

1

-


5

Интерактивная игра «Животные Америки»

1

-

1


6 раздел. Путешествуя по пяти континентам

1

Интерактивная игра «Путешествуя по пяти континентам»

1

-

1


Итого

16

11

5




Календарный учебный график педагога дошкольного образовательного учреждения5

по ДОП «Путешествие по континентам»

I модуль «Путешествие по пяти континентам»

п\п

Тема занятия

Всего

часов

Дата проведения

1 раздел. Введение в программу

1

Проведение диагностики

1


2

Проведение диагностики

1


2 раздел. Путешествие по Африки

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

1


3 раздел. Путешествие по Австралии

1

«Интересные факты из жизни животных Австралии»

1


2

Подготовка работ к конкурсу рисунков «Райские птицы»

1


4 раздел. Путешествие по Антарктиде

1

«Пингвины» подготовка работ к конкурсу рисунков

1


5 раздел. Путешествие по Южной и Северной Америки

1

«Интересные факты из жизни животных Америки»

1


2

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

1


6 раздел. Путешествуя по пяти континентам

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов». Итоговая диагностика

1


2

Итоговая диагностика

1


Итого

10



Календарный учебный график педагога дополнительного образования

по ДОП «Путешествие по континентам»

II модуль « Путешествие по Евразии»

п\п

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

Дата проведения

1 раздел. Введение в программу

1

Знакомство с континентом - Евразия»

1

1

-


2 раздел. Путешествие по Азии

1

Животный мир и мир птиц Китая

1

1

-


2

Животный мир и мир птиц Японии

1

1

-


3

Животный мир и мир птиц Индии

1

1

-


3 раздел. Путешествие по России

1

Животный мир пустынь и полупустынь

1

1

-


2

Мир птиц пустынь и полупустынь

1

1

-


3

Животный мир степей

1

1

-


1

Мир птиц степей

1

1

-


2

Животный мир тайги

1

1

-


1

Мир птиц тайги

1

1

-


2

Животный мир тундры

1

1

-


3

Мир птиц тундры

1

1

-


4

Интерактивная игра «Животный мир России»

1

-

1


4 раздел. Путешествие по Архангельской области

1

Животный мир Архангельской области

1

1

-



Мир птиц Архангельской области

1

1

-



Животный мир и мир птиц Новодвинска

1

1

-


5 раздел. Красная книга


Знакомство с Международной красной книгой

1

1

-



Знакомство с Красной книгой Архангельской области

1

1

-


6 раздел. Знатоки животных


«Листая страницы»

энциклопедии «Удивительный животный мир континентов»

1

-

1



Интерактивная игра «Знатоки животных»

1

-

1


Итого

20

17

3



Календарный учебный график педагога дошкольного образовательного учреждения6

по ДОП «Путешествие по континентам»

I модуль «Путешествие по пяти континентам»


п\п

Тема занятия

Всего

часов

Дата проведения

1 раздел. Введение в программу

1

Проведение диагностики

1


2

Проведение диагностики

1


2 раздел. Путешествие по Азии

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов»

1


3 раздел. Путешествие по России

1

«Интересные факты из жизни животных»

1


2

Подготовка к конкурсу рисунков «Мое любимое животное»

1


4 раздел. Путешествие по Архангельской области

1

Интересные факты из жизни животных Севера

1


5 раздел. Красная книга

1

«Красная книга»

1


6 раздел. Знатоки животных

1

Энциклопедия «Удивительный животный мир континентов». Итоговая диагностика

1


2

Итоговая диагностика

1


Итого

9


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

I модуль «Путешествие по пяти континентам»

Индивидуальная карта

Диагностика «В мире животных»

Ф.И. О.учащегося___________________________________________________________________________

Возраст______________Группа______________

Критерии оценки

Континенты

Животные

Красная книга

Природоохранные мероприятия

правила поведения в природе

Итого количество баллов

называет

показывает

называет


распределяет по континентам



внешний вид, повадки

способ питания

классификация

интересные факты

1

2

3

4

5

Нулевой срез













Итоговой срез













Уровень освоения ДОП«Путешествие по континентам», I модуль «Путешествие по пяти континентам»:

Оптимальный – 13 -10 баллов

Средний – 9 – 6 баллов

Достаточный – менее 5 баллов



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика проведения диагностики «В мире животных»

Континенты

называет континенты

показывает континенты

1

2

назвал все

назвал 4 -3

назвал 2 -1

нет ответа

показал все

показал 4-3

показал 2-1

нет ответа

3

2

1

0

3

2

1

0


Методика:

Называет континенты: детям предлагается, ответить на вопрос: «Какие ты знаешь континенты?»

Показывает континенты: детям предлагается на глобусе показать и назвать континенты.

Животные


называет

распределяет по континентам

внешний вид, повадки

способ питания

классификация

интересные факты

1

2

3

4

5

6

назвал все

назвал меньше 10

назвал меньше 5

нет ответа

без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

нет ответа

без ошибок

допускает небольшие неточности

нет ответа

без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

нет ответа

без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

нет ответа

много знает

знает в рамках программы

нет ответа

3

2

1

0

3

2

1

0

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

2

1

0


Методика:

Называет животных и птиц по картинкам: ребенку показывают картинку, он называет. (15 картинок)

Распределяет картинки животных по континентам (местом обитания): 10 карточек с изображением животных и птиц, карта с континентами. Ребенок раскладывает карточки с изображением животных по континентам.

Называет особенности внешнего вида, повадки в зависимости от места обитания. 3 карточки с изображением животных и птиц.ребенок отвечаетна вопросы:

Кто это?

Опиши внешний вид?

Почему это животное живет на данном континенте?

Распределяет в зависимости от способа питания животных (травоядные, хищники (платоядные), насекомоядные). Набор карточек с изображением животных в количестве 10 штук. Ребенок раскладывает карточки на 3 группы по способу питания.

Классифицирует: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые.Набор карточек с изображением животных в количестве 10 штук. Ребенок раскладывает карточки на 4 группы.

Знает интересные факты из жизни животных.

2 балла – с интересом рассказывает о жизни животных, знает много интересных фактов, особенностей жизни.

1 балла – называет интересные факты из жизни животных в рамках программы.

0 баллов – нет ответа


Красная книга


Методика: На столе разложены карточки с изображением разных животных, ребенок находит картинку, называет животное Красной книги и континент, где это животное обитает.

Ответы:

3 балла - называет животное из Красной книги и континент, показывает изображение животного, из предложенных

2 балла - называет животное из Красной книги и континент, не использует изображения предложенных животных

1 балл - называет животное из Красной книги, не называет континент, где оно обитает

0 баллов – нет ответа



Природоохранные мероприятия

Вопрос: Что делает человек, чтобы сохранить животных на нашей планете?

Ребенок отвечает в свободной форме, дает полный развернутый ответ – 2 балла

Ребенок дает краткий ответ- 1 балл

Не отвечает – 0 баллов

Правила поведения в природе

Ребенку предлагаю картинку с изображением разных экологических ситуации в природе, ребенок рассматривает картинку. Педагог задает вопросы:

Расскажи, что ты видишь на картинке?

Правильно себя ведут дети?

Чтобы ты исправил в данной ситуации?

2 балла – ребенок правильно описывает ситуацию, высказывает правильные суждения, предлагает правильный вариант ответа.

1 балл - ребенок не совсем правильно описывает ситуацию, допускает ошибки или сомневается, высказывает ошибочные суждения, сомневается в том, как правильно поступить в данной ситуации.

0 баллов – нет ответа

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Сводная таблица результатов диагностики по всей группе.

I модуль «Путешествие по пяти континентам»

Диагностика «В мире животных»

Группа___________________________________________________________________________

п\п





Фамилия Имя

Континенты

Животные

Красная книга

Природоохранные мероприятия

правила поведения в природе

Нулевой срез

Итоговый срез

называет

показывает

называет


распределяет по континентам



внешний вид, повадки

способ питания

классификация

интересные факты

1

2

3

4

5

6

1















2















3















4















5















6















7















8















9















10















11















12
















Уровень освоения ДОП«Путешествие по континентам», I модуль «Путешествие по пяти континентам»:

Оптимальный – 13 -10 баллов

Средний – 9 - 6 баллов

Достаточный – менее 5 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

II модуль «Путешествие по Евразии»

Индивидуальная карта

Диагностика «В мире животных»

Ф.И. О.учащегося___________________________________________________________________________

Возраст______________Группа______________


Критерии оценки





Континенты

и страны

Животные

Красная книга

Природоохранные мероприятия








Правила поведения в природе


















Итого

называет континенты




показывает континенты


показывает Россию






называет животных Евразии








называет животных Архангельской области








распределяет животных по климатическим зонам России








внешний вид и повадки








способы питания






классификация

интересные факты








Животные Азии






Животные Архангельской области









1

2

3

4

5


Нулевой срез










































Итоговой срез


















Уровень освоения ДОП«Путешествие по континентам», II модуль «Путешествие по Евразии»:

Оптимальный – 31 - 25 баллов

Средний – 24 - 14 баллов

Достаточный – менее 14 баллов


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Методика проведения диагностики «В мире животных»

Континенты

называет континенты

показывает континенты

показывает Россию

1

2

3

назвал все

назвал 4 -3

назвал 2 -1

нет ответа

показал все

показал 4-3

показал 2-1

нет ответа

показал

нет ответа

3

2

1

0

3

2

1

0

2

0


Методика:

Называет континенты: детям предлагается, ответить на вопрос: «Какие ты знаешь континенты?»

Показывает континенты: детям предлагается на глобусе показать и назвать континенты.

Показывает Россию: детям предлагается найти Россию на карте

Животные

Методика:

Называет животных и птиц по картинкам Евразии: ребенку показывают картинку, он называет. (15 картинок)

Критерии оценки:

называет всех – 3 балла

называет от 10 до 5 животных – 2 балла

называет менее 5 животных – 1 балл

нет ответа – 0 баллов

Называет животных и птиц Архангельской области: ребенку показывают картинку, он называет. (15 картинок)

Критерии оценки:

называет всех – 3 балла

называет от 10 до 5 животных – 2 балла

называет менее 5 животных – 1 балл

нет ответа – 0 баллов


Распределяет животных и птиц по климатическим зонам России: 10 карточек с изображением животных и птиц, карточки с изображением пустыни, тайги, Арктики. Ребенок раскладывает карточки с изображением животных и птиц по климатическим зонам России.

Критерии оценки:

без ошибок – 3 балла

допустил 1 - 2 ошибки – 2 балла

допустил 3 – 5 ошибки – 1 балл

более 5 ошибок – 0 баллов


Называет особенности внешнего вида, повадки в зависимости от места обитания. 2 карточки с изображением животных и птиц. Ребенок отвечает на вопросы:

Кто это?

Опиши внешний вид?

Какие повадки у данных животных?

Критерии оценки:

полный ответ – 3 балла

допускает некоторые неточности – 2 балла

ответил на 1 вопрос – 1 балл

нет ответа – 0 баллов


Распределяет в зависимости от способа питания животных (травоядные, хищники (платоядные), насекомоядные, всеядные). Набор карточек с изображением животных в количестве 10 штук. Ребенок раскладывает карточки на 4 группы по способу питания.

Критерии оценки:

без ошибок – 3 балла

допустил 2-3 ошибки – 2 балла

допустил 4-5 ошибок – 1 балл

более 6 ошибок – 0 баллов


Классифицирует: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, паукообразные. Набор карточек с изображением животных в количестве 10 штук. Ребенок раскладывает карточки на 5 групп.

Критерии оценки:

без ошибок – 3 балла

допустил 2-3 ошибки – 2 балла

допустил 4-5 ошибок – 1 балл

более 6 ошибок – 0 баллов


Знает интересные факты из жизни животных.

Критерии оценки:

2 балла – с интересом рассказывает о жизни животных, знает много интересных фактов, особенностей жизни.

1 балла – называет интересные факты из жизни животных в рамках программы.

0 баллов – нет ответа


Красная книга

Животные Азии

Методика: На столе разложены карточки (15 штук из них 10 картинок с изображением животных Красной книги) с изображением разных животных Японии, Китая, Индии, ребенок выбирает картинку, называет животное Красной книги, где это животное обитает.

Критерии оценки:

всех назвал – 3 балла

назвал 5 и более – 2 балла

назвал – 1 балл

более 6 ошибок – 0 баллов

Животные Архангельской области

Методика: На столе разложены карточки (15 штукиз них 10 картинок с изображением животных Красной книги) с изображением разных животных Архангельской области, ребенок находит картинку, называет животное Красной книги, где это животное обитает.

Критерии оценки:

всех назвал – 3 балла

назвал 5 и более – 2 балла

назвал – 1 балл

более 6 ошибок – 0 баллов



Природоохранные мероприятия

Вопрос: Что такое природоохранные территории, зачем они нужны?(заповедники, заказники, национальные парки)

Ребенок отвечает в свободной форме, дает полный развернутый ответ – 2 балла

Ребенок дает краткий ответ- 1 балл

Не отвечает – 0 баллов

Правила поведения в природе

Тест – педагог задает вопросы учащемуся, необходимо выбрать правильный ответ.

Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:

проложишь новую дорожку, зато нарвешь цветы?

по натоптанной тропинке, не вредя растениям?

После отдыха с родными в лесу:

оставишь мусор в лесу, его и так там много?

соберешь мусор и выбросишь его потом в контейнер для мусора?

Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы?

ни чего, я еще маленький

не сорить, не обижать животных, делать кормушки для птиц, собирать мусор

Увидев в лесу мухомор, что ты сделаешь?

полюбуюсь его красотой?

растопчу, он же ядовитый?

Критерии оценки:

без ошибок – 3 балла

допустил 1 ошибку – 2 балла

допустил 2 ошибки – 1 балл

более 2 ошибок – 0 баллов





ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Сводная таблица результатов диагностики по всей группе.

II модуль «Путешествие по Евразии»

Диагностика «В мире животных»

Группа___________________________________________________________________________


п\п



Фамилия

Имя


Континенты

и страны

Животные

Красная книга

Природоохранные мероприятия








Правила поведения в природе








Нулевой срез





Нулевой срез




Итоговой срез










называет континенты




показывает континенты


показывает Россию






называет животных Евразии








называет животных Архангельской области








распределяет животных по климатическим зонам России








внешний вид и повадки








способы питания






классификация

интересные факты








Животные Азии






Животные Архангельской области














1

2

3

4

5



1


















2


















3


















4


















5


















6


















7


















8


















9


















10


















11


















12




















Уровень освоения ДОП«Путешествие по континентам», II модуль «Путешествие по Евразии»:

Оптимальный – 31 - 25 баллов

Средний – 24 - 14 баллов

Достаточный – менее 14 баллов









ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Сводная таблица результатов диагностики по ДОП «Путешествие по континентам»

Диагностика «В мире животных»

п\п


Фамилия Имя

I модуль «Путешествие по пяти континентам»

II модуль «Путешествие по Евразии»

Итого по ДОП «Путешествие по континентам»

нулевой срез

(в баллах)

итоговый срез

(в баллах)

нулевой срез

(в баллах)

итоговый срез

(в баллах)

нулевой срез

(в баллах)

итоговый срез

(в баллах)

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12









Уровень освоения ДОП «Путешествие по континентам»:

Оптимальный – 44 - 35 баллов

Средний – 34 - 20 баллов

Достаточный – менее 19 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Уt1603784618aa.pngt1603784618ab.pngt1603784618ac.png МК презентации по ДОП «Путешествие по континентам»

t1603784618ad.pngt1603784618ae.png



t1603784618af.pngt1603784618ag.pngt1603784618ah.pngt1603784618ai.pngt1603784618aj.pngt1603784618ak.pngt1603784618al.pngt1603784618am.pngt1603784618an.pngt1603784618ao.pngt1603784618ap.pngt1603784618aq.png

1 педагог ДО – педагог дополнительного образования

2 педагог ДОУ – педагог дошкольного образовательного учреждения

3 педагог ДО – педагог дополнительного образования

4 педагог ДОУ – педагог дошкольного образовательного учреждения

5 представлен примерный график, педагог может составить свой согласно учебному плану и учебно – тематическому плану

6 представлен примерный график, педагог может составить свой согласно учебному плану и учебно – тематическому плану

8


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.