Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности "В царстве грибов" (3-4 класс)
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника: Шишкина Светлана Сергеевна.
Класс: 3-4.
Предмет: окружающий мир.
Тема: «В царстве грибов».
Тема проекта: «Разнообразие грибов».
Исследуемый объект: низшие и высшие грибы.
Цель проекта: формирование представления о классификации грибов и правилах сбора их через создание памятки юного миколога.
Продукт проекта: памятка юного миколога.
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):
Предметные:
1) Формировать представление о классификации грибов (низшие – высшие, съедобные - несъедобные).
2) Формировать умение различать высшие и низшие грибы, шляпочные грибы на съедобные и несъедобные.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез, классифицировать, проводить исследовательскую работу, создавать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, работать в парах.
Личностные:формировать интерес к исследовательской деятельности посредствам темы «Эти удивительные грибы!», и экологически грамотно вести себя при сборе грибов.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт |
1. Мотивация к учебной деятельности | Знакомство и организация класса. (ЗАНЯТИЕ!). - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня мы станем учеными -исследователями. А что будет предметом наших исследований, вы узнаете, посмотрев видеоролик. Организует мотивацию через видео. - Мы сегодня с вами отправляемся в научную лабораторию для изучения. А что мы с вами будем изучать? | Приветствуют, настраиваются на занятие. - Грибы. | |
2. Актуализация субъективного опыта обучающегося | Организует актуализацию знаний. - А как будем мы называться? Кто помнит, как называется наука, которая изучает грибы? СЛАЙД - Значит, мы будем с вами… И будем работать по листам исследований миколога. - А теперь познакомимся с объектами нашего исследования. (лоток с грибами). Что мы видим? - А другие объекты, это что? Что мы видим на хлебе? Ученые относят их к грибам. А еще что мы видим? | Отвечают на вопросы. - Микология. - Микологами. - Гриб шампиньон. -Плесень/грибы. - Дрожжи. | |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности | - Посмотрите внимательно на хлеб. Есть ли шляпка на плесени? Но что мы можем увидеть? Значит, можно отнести к грибам? - А еще мы видим дрожжи. Что мы можем увидеть в них? Организует построение темы урока. - Поэтому мы будем говорить с вами о чем? Глядя на все эти объекты, определите тему научного заседания. Организует выявление актуальности исследовательской работы. - Для чего нам важно знать эту тему? - Но все ли грибы можем узнать? А еще часто мы не осознаем, для чего они нам необходимы. Поэтому эта тема является для нас актуальной. Организует построение цели. - А теперь сформулируем цель. Раз мы говорим о разнообразии грибов, значит, ученные предполагают деление всех грибов, на что? - В научном мире это называется классификация. Построим цель. Познакомиться с чем нам важно? - Но и чем еще актуальна эта тема? - Определите полностью цель. СЛАЙД. Организует построение задачей занятия и плана действий. - Составим задачи занятия и план наших действий. Первично, что нам важно выяснить, рассматривая грибы? - А на какие 2 части мы делим природу? - Если мы видим классификацию грибов, что мы будем рассматривать? Сформулируйте задачу. - Зная, что грибы относятся к живой природе, нам необходимо выяснить что? - Что для этого мы будем делать? - Если нам нужно привести доказательства, то что мы будем доказывать? - Для чего мы делаем эту работу? Все ученые делают исследования для чего? - А что можем создать мы? Для кого? Составьте 3 задачу. - Прежде, чем рассмотреть 1 вопрос, скажите, к какой природе относятся грибы: к неживой или живой? - По каким признакам вы это поняли? - А теперь рассмотрим 1 вопрос. В листах миколога разберем 1 задание – классификация грибов. Разберем строение шляпочных грибов. Что у них есть? СЛАЙД: строение. - Давайте рассмотрим плесень. Что есть у них? - Ученные разделили их на 2 группы. На какие группы их разделили? - В какую группы отнесем шляпочные грибы. А к низшим мы отнесем что? - Почему у нас есть пустые колонки в классификации высших грибов? Что туда нужно вписать? - Приведите их примеры. - Посмотрите на слайд, заполните первую группу низших грибов. СЛАЙД. - Переходим ко 2-му вопросу. - Чтобы перейти к доказательствам, нужно провести эксперимент. А все ученные первоначально выводят что? - Сформулируем гипотезу. Какая гипотеза? - Что мы должны увидеть, проведя эксперимент над дрожжами? - С помощью чего мы будем делать эксперимент? Который стоит перед вам. - Для этого нам необходимо знать устройство и правило работы. - Проводя эксперимент, пользуйтесь карточкой с инструкцией. - Мы берем дрожжи, для их питания мы кладем сахар и теплую воду. И начинаем наблюдать. Что мы видим? - Сделаем вывод? - Если они активно не передвигаются, значит это не животные. Если они не выделяют питательные вещества, значит это не растения. Тогда, какое это царство? - А дальше ученые что делают? Создадим памятку юного миколога. Работа в парах: Перед вами все то, что делают из грибов. Каждой паре необходимо определить, к какой группе относятся. 1 пара – продукты из дрожжей. 2 пара – продукты из высших грибов. 3 пара – продукты из плесени. | - Нет. - Мицелий. - Верно. - Ничего. Определяют тему: «Разнообразие грибов». Определяют актуальность. - Потому что мы часто встречаем грибы в повседневной жизни. - Нет. Определяют цель: - На группы. - С классификацией грибов. - А также со значением грибов. - Цель: познакомиться с классификацией грибов и их значением. Определяют задачи. - К какой природе они относятся. - Неживую и живую природу. - Классификацию грибов. - 1 задача. Рассмотреть классификацию грибов. - Являются ли дрожжи живыми организмами. - Проводить эксперимент и приводить доказательства. - 2 задача: доказать, что дрожжи являются живыми организмами. - Чтобы проверить свои теории, написать статью, разработать книгу. - Памятку юного миколога. - 3 задача: Создать памятку юного миколога. - К живой. - Они растут, дышат, питаются, размножаются и погибают. - Мицелий. - На высшие и низшие. - К высшим. - Плесень и дрожжи. - Съедобные и несъедобные грибы. - Мукор, пеницилл. - Гипотезу, предположение. - Что дрожжи растут, питаются, размножаются. - С помощью микроскопа. - Они растут, размножения, питаются. - Они живые. - Царство грибов. - Обобщают результат. | |
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности | Организует работу в группах по экологической ситуации. - Сейчас вы поработаете в группах по 3 человека с экологической ситуацией. «Почему лес после того, как из него исчезли все грибы, стал гибнуть?» - Обсудите это в группах. Ответьте на вопрос. | Работают в группах. | |
5. Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию учебной деятельности. - Кого заинтересовала данная тема проекта? Кто бы хотел самостоятельно провести проект, поднимите руку. - Кто хочет продолжить изучать данную тему? Я предлагаю вам тему проекта: «Изучение условий, необходимых для возникновения плесени». | | |
Памятка юного миколога
1. Грибы относятся к _______________ природе.
2. Грибы относятся к царству:
а) Бактерий б) Растений в) Животных г) Грибов
3. Обведи красным цветом – продукты из высших грибов; зеленым цветом – продукты из плесени; синим цветом – продукты из дрожжей.









Памятка юного миколога
1. Грибы относятся к _______________ природе.
2. Грибы, плесень и дрожжи относятся к царству:
а) Бактерий б) Растений в) Животных г) Грибов
3. Обведи красным цветом – продукты из высших грибов; зеленым цветом – продукты из плесени; синим цветом – продукты из дрожжей.









Презентация
















