Технологическая карта урока по астрономии «Другие звездные системы — галактики» (10–11 класс)
Название методической разработки: Технологическая карта урока по астрономии
Автор разработки: Хуснуллина Ризида Гилязтдиновна
Общая часть | ||||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||||
Астрономия | 11 | Другие звездные системы — галактики | ||||||||||
Используемый учебник | ||||||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||||||
Астрономия | 11 | Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов. | классифицировать галактики по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый). | характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик» | ||||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||||
Компьютер, проектор | ЭФУ «Астрономия . Воронцов Вильяминов, Страут» Сайт «Классная физика» Приложение «Stellarium» Презентация | |||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | | ||||||
приветствие | | | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | | 1 | | ||||||
Проверка домашнего задания .Актуализация знаний | 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Мотивировать учащихся к учебному действию. | ЭФУ стр 187 вопросы | Организует коллективную проверку I часть 1. Какова структура и размеры нашей Галактики? 2. Какие объекты входят в состав Галактики? 3. Как проявляет себя межзвёздная среда? Каков её состав? 4. Какие источники радиоизлучения известны в нашей Галактике? 5. Чем различаются рассеянные и шаровые звёздные скопления? I I часть упражнение 20 Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи III часть 1.Определите, к какому виду они относятся, и охарактеризуйте их. 2. На рисунке приведены изображения различных космических объектов. Дайте название каждого из них и поясните, в какой иерархической зависимости они находятся. 3. На рисунке представлено изображение Галактики. Почему изображения одного и того же объекта столь различны? Какую информацию вы можете получить из данных изображений? Подводит обучающихся к выводу о том наша Галактика не является единственной звезд ной системой во Вселенной; — удаленность других галактик от нас предполагает использование всех диапазонов излучения для их изучения; — изучение других галактик способствует более глубокому пониманию процессов, протекающих в Галактике, а также проверке предположений относительно нашей звездной системы. | Отвечают на вопросы преподавателя. | 9 | | ||||||
ЭФУ стр 187 упражнение | | |||||||||||
Выявляют закономерность, Анализируют… Объясняют свой выбор. Формулируют выводы наблюдений. Сравнивают… | | |||||||||||
Постановка проблемы | подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач - определить и сформулировать проблему; - разработать план учебных действий по достижению цели урока. | | Организует осмысления проблемы и ее формулировкой | Учащиеся выдвигают проблемы | 3 | | ||||||
Усвоение новых знаний | Организовать построение проекта изучения нового знания: 1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема). | (рис. 6.13 учебника),
| Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Акцентирует на выдвинутые вопросы (проблемы). Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Организует осмысления учебной информации Проводит параллель с ранее изученным материалом Просмотр иллюстративного материала, представляющего другие звездные системы, наблюдение которых возможно на небе, — небольшая слабосветящаяся туманность в созвездии Андромеды (2,1m; М31), которую можно наблюдать невооруженным глазом, слабосветящаяся туманность в созвездии Треугольника (5,8m; М33). Стоит отметить Большое и Малое Магеллановы Облака Изучение изображений различных галактик для выделения ими внешних отличительных черт, характеризующих каждый из видов галактик. Можно ожидать, что учащиеся укажут на существование спиральных и эллиптических галактик, а также отметят неправильность форм некоторых галактик (например, спиральные галактики с перемычкой и др.). | Работа с иллюстративным материалом Анализируют Объясняют свой выбор Пишут под диктовку | 12 | | ||||||
| Учащимся сообщается, что Э. Хаббл предложил еще в 1923 г. и усовершенствовал в 1936 г. простую и стройную классификацию галактик. | | ||||||||||
| Рассматривая предлагаемую классификацию следует обратить внимание учащихся на то, что: — галактики резко отличаются размерами, числом входящих в них звезд, светимостями, внешним видом; — условно по внешнему виду галактики делятся на три группы (эллиптические, спиральные и неправильные). Спиральные галактики — самые многочисленные. В них выделено два подтипа — нормальные спиральные и пересеченные спиральные; — эллиптические галактики встречаются гигантские и карликовые.; — все остальные галактики относятся к неправильным. | | ||||||||||
Закрепление | - организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий | Стр 193-196 | Организует самостоятельную работу с учебником; Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Самостоятельная индивидуальная работа Охарактеризовать существующее разнообразие видов галактик, заполнив таблицу: Работают с научным текстом Находят в тексте понятие, информацию.Работают с учебником | 12 | | ||||||
Заключительный этап | - установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; | Стр 196 учебника | Побуждает к высказыванию своего мнения, организует беседу, связывая результаты урока с его целями обсуждение вопросов 2, 3, 5, 6 к § 26 учебника 2. На какие основные типы можно разделить галактики по их внешнему виду и форме? 3. Чем различаются по составу и структуре спиральные и эллиптические галактики? 5. Какие внегалактические источники радиоизлучения известны в настоящее время? 6. Что является источником радиоизлучения в радиогалактиках | Работают с учебником Находят в тексте понятие, информацию. Отвечают на вопросы учителя | 6 | | ||||||
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании | 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2.. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Стр 196 учебника | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Дает комментарий к домашнему заданию; Домашнее задание. § 26 (без закона Хаббла); упражнение 21 (1, 5). По приложению «Stellarium» найти все галактики перечисленные в п.26 | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему Записывают домашнее задание | 2 | |