Технологическая карта урока по астрономии «Другие звездные системы — галактики» (10–11 класс)

4
0
Материал опубликован 16 March 2020


Название методической разработки: Технологическая карта урока по астрономии

Автор разработки: Хуснуллина Ризида Гилязтдиновна

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

Другие звездные системы — галактики

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия

11

Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов.

классифицировать галактики по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый).

характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик»

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор

ЭФУ «Астрономия . Воронцов Вильяминов, Страут»

Сайт «Классная физика»

Приложение «Stellarium»

Презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)


приветствие



Проверяет готовность обучающихся к уроку.



1


Проверка домашнего задания .Актуализация знаний

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Мотивировать учащихся к учебному действию.


ЭФУ стр 187

вопросы

Организует коллективную проверку

I часть

1. Какова структура и размеры нашей Галактики?

2. Какие объекты входят в состав Галактики?

3. Как проявляет себя межзвёздная среда? Каков её состав?

4. Какие источники радиоизлучения известны в нашей Галактике?

5. Чем различаются рассеянные и шаровые звёздные скопления?

I I часть

упражнение 20

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи

III часть

1.Определите, к какому виду они относятся, и охарактеризуйте их.

t1584322727aa.jpg

2. На рисунке приведены изображения различных космических объектов. Дайте название каждого из них и поясните, в какой иерархической зависимости они находятся.

t1584322727ab.jpgt1584322727ac.jpg

3. На рисунке представлено изображение Галактики. Почему изображения одного и того же объекта столь различны? Какую информацию вы можете получить из данных изображений?

t1584322727ad.jpg

Подводит обучающихся к выводу о том

наша Галактика не является единственной звезд ной системой во Вселенной;

удаленность других галактик от нас предполагает использование всех диапазонов излучения для их изучения;

изучение других галактик способствует более глубокому пониманию процессов, протекающих в Галактике, а также проверке предположений относительно нашей звездной системы.

Отвечают на вопросы преподавателя.


9


ЭФУ стр 187

упражнение


Сайт Классная физика

Выявляют закономерность,

Анализируют…

Объясняют свой выбор.

Формулируют выводы наблюдений.

Сравнивают…



Постановка проблемы

подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач

- определить и сформулировать проблему;

- разработать план учебных действий по достижению цели урока.


Организует осмысления проблемы и ее формулировкой


Учащиеся выдвигают проблемы

3


Усвоение новых знаний

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).


(рис. 6.13 учебника),

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Акцентирует на выдвинутые вопросы (проблемы).

Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Организует осмысления учебной информации

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Просмотр иллюстративного материала, представляющего другие звездные системы, наблюдение которых возможно на небе, — небольшая слабосветящаяся туманность в созвездии Андромеды (2,1m; М31), которую можно наблюдать невооруженным глазом, слабосветящаяся туманность в созвездии Треугольника (5,8m; М33). Стоит отметить Большое и Малое Магеллановы Облака

Изучение изображений различных галактик для выделения ими внешних отличительных черт, характеризующих каждый из видов галактик. Можно ожидать, что учащиеся укажут на существование спиральных и эллиптических галактик, а также отметят неправильность форм некоторых галактик (например, спиральные галактики с перемычкой и др.).

Работа с иллюстративным материалом

Анализируют

Объясняют свой выбор

Пишут под диктовку

12


Сайт Классная физика



t1584322727ae.jpg

Учащимся сообщается, что Э. Хаббл предложил еще в 1923 г. и усовершенствовал в 1936 г. простую и стройную классификацию галактик.



Рассматривая предлагаемую классификацию следует обратить внимание учащихся на то, что:

галактики резко отличаются размерами, числом входящих в них звезд, светимостями, внешним видом;

условно по внешнему виду галактики делятся на три группы (эллиптические, спиральные и неправильные).

Спиральные галактики — самые многочисленные. В них выделено два подтипа — нормальные спиральные и пересеченные спиральные;

эллиптические галактики встречаются гигантские и карликовые.;

все остальные галактики относятся к неправильным.


Закрепление

- организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий


Стр 193-196

Организует самостоятельную работу с учебником;

Контролирует выполнение работы.

Побуждает к высказыванию своего мнения.


Самостоятельная индивидуальная работа

Охарактеризовать существующее разнообразие видов галактик, заполнив таблицу:

Работают с научным текстом

Находят в тексте понятие, информацию.Работают с учебником

12


Заключительный этап

- установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать;

Стр 196 учебника

Побуждает к высказыванию своего мнения, организует беседу, связывая результаты урока с его целями

обсуждение вопросов 2, 3, 5, 6 к § 26 учебника

2. На какие основные типы можно разделить галактики по их внешнему виду и форме? 3. Чем различаются по составу и структуре спиральные и эллиптические галактики? 5. Какие внегалактические источники радиоизлучения известны в настоящее время? 6. Что является источником радиоизлучения в радиогалактиках

Работают с учебником

Находят в тексте понятие, информацию.

Отвечают на вопросы учителя


6


Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2.. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Стр 196 учебника

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Дает комментарий к домашнему заданию;


Домашнее задание. § 26 (без закона Хаббла); упражнение 21 (1, 5).

По приложению «Stellarium» найти все галактики перечисленные в п.26

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему

Записывают домашнее задание

2




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.