Публикация «Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя через различные виды деятельности»
Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя через различные виды деятельности.
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся уделяется усиленное внимание. Утрата нравственных ценностей, снижение уровня нравственных запретов и барьеров все это диктует необходимость пересмотра путей и способов воздействия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Обратимся к «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где сказано, что «Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются национальные ценности. Это - патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд, традиционные российские религии, искусство и культура, природа. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку избегать деструктивных влияний.
Внедрение нового в процесс духовно-нравственного воспитания требует пересмотра всей системы социальных связей школьника. Необходимо налаживать взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, физической культуры и спорта, средствами массовой информации и общественными организациями.
В образовательной организации духовно-нравственное воспитание должно строиться на основе взаимодействия и налаживания коммуникации между педагогами, родителями и детьми.
Направления духовно-нравственного воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Духовно-нравственное воспитание в современной школе осуществляется через:
- урочную деятельность (нравственного развития личности не только на уроках гуманитарного цикла, но и на остальных уроках);
- внеурочную деятельность (выработать цикл классных часов, направленных на духовно - нравственное воспитание учащихся);
- внешкольную деятельность (экскурсионные проекты, конкурсы)
- семейное воспитание (привлекать родителей к активному совместному участию в подготовке и проведению мероприятий, направленных на духовно- нравственное воспитание учащихся).
- изучение культурологических основ традиционных российских религий (необходимо развивать совместные проведение традиционных праздников: Рождество, Пасха и др.)
Эффективное выполнение задач, возложенных на духовно-нравственное воспитание школьников, требует подбора инновационных форм и методов. В контексте рассмотрения инновационных форм духовно-нравственного школьников заслуживают внимания такие формы работы, как: волонтерство, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, благотворительность, экскурсионная деятельность и другие.
С целью формирования духовно-нравственных ценностей я использую в своей работе следующие формы работы во внеурочной деятельности:
общешкольные праздники (День знаний, День Матери и др.);
классные часы («По каким правилам мы живем?», «Добро и зло», «Исконные традиции семейного уклада» и т.д.)
общешкольные традиционные мероприятия (неделя начальных классов, олимпиады, конкурсы различного уровня, ярмарки, интеллектуальные марафоны и д.р.);
народные праздники (Рождество, Масленица, Новый год и д.р.);
кружковая работа;
посещение школьного музея;
традиционные акции (акция милосердия, акция «Живи и помни» и т.п.),
исследовательская работа по предмету: мир природы и человека, речевая практика.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие учителей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения. Социально-экономические и социально-психологические изменения, которые происходят на сегодняшний день в стране, приводят к изменению ценностных ориентаций в нашем обществе. В сложившейся ситуации повышается роль духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование ценностных ориентаций обучающихся.