Публикация «Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя через различные виды деятельности»

2
0
Материал опубликован 10 December 2022

Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя через различные виды деятельности.

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся уделяется усиленное внимание. Утрата нравственных ценностей, снижение уровня нравственных запретов и барьеров все это диктует необходимость пересмотра путей и способов воздействия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Обратимся к «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где сказано, что «Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются национальные ценности. Это - патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд, традиционные российские религии, искусство и культура, природа. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку избегать деструктивных влияний.

Внедрение нового в процесс духовно-нравственного воспитания требует пересмотра всей системы социальных связей школьника. Необходимо налаживать взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, физической культуры и спорта, средствами массовой информации и общественными организациями.

В образовательной организации духовно-нравственное воспитание должно строиться на основе взаимодействия и налаживания коммуникации между педагогами, родителями и детьми.

Направления духовно-нравственного воспитания:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Духовно-нравственное воспитание в современной школе осуществляется через:

- урочную деятельность (нравственного развития личности не только на уроках гуманитарного цикла, но и на остальных уроках);

- внеурочную деятельность (выработать цикл классных часов, направленных на духовно - нравственное воспитание учащихся);

- внешкольную деятельность (экскурсионные проекты, конкурсы)

- семейное воспитание (привлекать родителей к активному совместному участию в подготовке и проведению мероприятий, направленных на духовно- нравственное воспитание учащихся).

- изучение культурологических основ традиционных российских религий (необходимо развивать совместные проведение традиционных праздников: Рождество, Пасха и др.)

Эффективное выполнение задач, возложенных на духовно-нравственное воспитание школьников, требует подбора инновационных форм и методов. В контексте рассмотрения инновационных форм духовно-нравственного школьников заслуживают внимания такие формы работы, как: волонтерство, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, благотворительность, экскурсионная деятельность и другие.

С целью формирования духовно-нравственных ценностей я использую в своей работе следующие формы работы во внеурочной деятельности:

общешкольные праздники (День знаний, День Матери и др.);

классные часы («По каким правилам мы живем?», «Добро и зло», «Исконные традиции семейного уклада» и т.д.)

общешкольные традиционные мероприятия (неделя начальных классов, олимпиады, конкурсы различного уровня, ярмарки, интеллектуальные марафоны и д.р.);

народные праздники (Рождество, Масленица, Новый год и д.р.);

кружковая работа;

посещение школьного музея;

традиционные акции (акция милосердия, акция «Живи и помни» и т.п.),

исследовательская работа по предмету: мир природы и человека, речевая практика.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие учителей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения. Социально-экономические и социально-психологические изменения, которые происходят на сегодняшний день в стране, приводят к изменению ценностных ориентаций в нашем обществе. В сложившейся ситуации повышается роль духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование ценностных ориентаций обучающихся.

 













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации