Эффективная организация работы с родителями на примере проведения родительских собраний
Эффективная организация работы с родителями на примере проведения родительских собраний
Аннотация: После самоопределения подростка в выборе профессии, происходит смена образа жизни, круга общения, и зачастую места жительства. Это требует от студента определенной жизненной позиции и скорой адаптации в новой среде. Ведь зачастую от этого на первых этапах зависит качество обучения, и ключевую роль здесь играет семья и классный руководитель. И именно родительские собрания помогают помочь родителям (а они в свою очередь детям) правильно организовать его деятельность, быть в курсе предстоящих событий в учебном заведении.
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе,
это наши слезы, наша вина перед другими людьми.
А.С.Макаренко
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности обучающегося. Система воспитательной работы СПО складывается на основе взаимодействия профессиональной образовательной организации, родителей и педагогов – преподавателей и мастеров производственного обучения
Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в техникуме и предусматривает следующие формы взаимодействия: общее собрание для родителей; родительские собрания в группах; индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации); привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий в группах.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с техникумом является родительское собрание. Родительское собрание проводится 2-3 раза в учебном году. На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и техникума, подводятся итоги работы за семестр, год. Обсуждение успеваемости студентов не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и техникума. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, представителей администрации техникума.
Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. И здесь нет мелочей, всё важно, начиная с оформления кабинета, выставки творческих работ студентов, подготовки презентации и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов на предстоящей встрече. Важно уделить минутку, чтобы отметить каждого родителя, найдя в нем индивидуальную изюминку в воспитании ребенка. При этом важно помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, студентами и родителями. Для формирования сотрудничества между этими группами важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, студентов. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания, созданию комфортных условий в обучении.
На первом классном часе, на котором происходит знакомство с группой, проводится анкетирование. В анкете студенты рассказывают о себе, о своей семье, о своих привычках, увлечениях и особенностях, выделяют проблемы или опасения с чем они могут столкнуться в техникуме. Похожее анкетирование проходят и родители.
Первый год учебы в среднем специальном учебном заведении для студентов это самый трудный год. Помимо того что идет становление коллектива, необходимо себя показать, перестроиться со школьной программы на программу СПО. Поэтому помощь близких людей, таких как родителей и классного руководителя им просто необходима.
В течение всего учебного года каждый родитель может придти в техникум и получить ответ на интересующий его вопрос, как у классного руководителя, так и у заведующего отделением и у зам. директора по воспитательной работе, у психолога, а также у преподавателей, ведущих дисциплины.
Благодаря совместной деятельности основных участников воспитательного процесса ребята быстрее адаптируются к новым условиям и начинают сами активно принимать участие в жизни техникума.
Последующие родительские собрания всегда начинаются с анализа деятельности, которая предшествовала родительскому собранию. Рассказывается об изменениях, происходящих в техникуме, об участии студентов в мероприятиях, о результатах, которых добилась группа в учебном году, уделяется внимание родителям активно участвующим в жизни техникума, о целях и задачах стоящих на новый учебный период. Данный рассказ очень интересен для родителей, так как каждый из них хочет услышать приятные слова о своем ребенке, погордиться его успехами, увидеть его рост не только в учебном процессе, но и как личности, гражданина.
На собраниях так же решаются проблемы, которые были у группы в течение определенного времени. Причем родители всегда хотят услышать, какие мероприятия по этим проблемам были уже проведены, и какой их результат. И только затем в результате совместной беседы вырабатываются мероприятия, которые необходимо провести. На последующих родительских собраниях родители всегда спрашивают о результатах.
Кроме непосредственных родительских собраний классный руководитель проводит активную работу с помощью современных гаджетов. В первую очередь с использованием телефонных приложений: Viber, WhatsApp, Контакт. Созданные с помощью мессенджеров группы для родителей и студентов служат зачастую первичным связующем звоном, особенно во время дистанционного обучения, и помогают решать вопросы в быстрые сроки.
Итак, работа с родителями - один из основных аспектов деятельности педагога. Совершенно очевидно, что в результате взаимного сотрудничества повышается мотивация обучающихся на учебную деятельность и личностное самосовершенствование, так как какую бы сторону развития личности мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности воспитания на любом возрастном этапе играет семья, поэтому я считаю, что интеграция усилий семьи и техникума это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность успешного выпускника.
Литература:
1. Курносова, Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями // Классный руководитель. – 1999. – № 5.
2. Мурашова К., Пастухова Т., Лоссет А. О чем говорить с родителями.https://snob.ru/selected/entry/98342
3. Парфенова, И., Казакова, Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. –