Эффективная организация работы с родителями с помощью создания Семейных клубов на базе подростковых клубов по месту жительства

6
1
Материал опубликован 28 January 2022 в группе

Согласно принятым за последние годы важнейшим документам в области образования, приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Оно рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий объединения усилий и согласования интересов различных институтов гражданского общества и государственных органов и учреждений.

Семья в нашей стране является важнейшим общественным институтом - носителем духовных ценностей. Без корректного и эффективного взаимодействия с ней невозможно в полной мере реализовать образовательную и воспитательную стратегию. Именно поэтому в "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" целый ряд задач посвящен взаимодействию и поддержке семей, семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей. обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования имеет свою специфику. С одной стороны, отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждениях дополнительного образования построены на основе свободы выбора, соответственно родители не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами. С другой стороны, большая часть родителей воспитанников дошкольного и раннего школьного возраста выбирает направленность, творческое объединение для своего ребёнка исходя, как правило, из своих представлений и предпочтений. Соответственно, желая контролировать процесс развития ребёнка, «держать руку на пульсе» в выбранном направлении, родители с удовольствием и желанием коммуницируют с учреждением дополнительного образования. Родители школьников средней и старшей школы уже меньше принимают участие в жизни учреждения дополнительного образования, отдавая управление интересами и развитием в руки самих воспитанников и их педагогов. Исключение составляют, пожалуй, хореографические коллективы, вокальные и музыкальные ансамбли, спортивные команды, ведущие активную концертную и конкурсную деятельность, где постоянное участие родителей в жизни коллективов организационно необходимо. Но воспитательный процесс – это непрерывный процесс, и задачей учреждения дополнительного образования является поддержание этого процесса, в том числе со стороны родителей, обеспечение качества этого процесса.

В 2020 году весь мир захлестнула волна эпидемии коронавируса, которая внесла коррективы абсолютно во все сферы жизнедеятельности. В условиях пандемии COVID-19, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией образовательным организациям всех типов пришлось внедрять новые удобные и безопасные формы и инструменты работы с воспитанниками и их семьями. Положительным фактором данного обстоятельства стало то, что родители в полной мере стали активными участниками образовательного процесса, в образовательных учреждениях появилось общее информационное образовательно-воспитательное пространство, повысилась оперативность взаимодействия с родителями, деятельность образовательных организаций стала более прозрачной и открытой. В то же время довольно сложный переход на дистанционное обучение в образовательных организациях всех видов, перенос фокуса внимания как воспитанников, так и их родителей на содержательную часть образовательных программ и овладение навыков цифровой грамотности отвлекли внимание от воспитательной составляющей образования. Связка родители-образовательная организация в области воспитания ослабла в связи с необходимостью в короткий срок и педагогам, и воспитанникам, и их родителям овладеть новыми навыками в новой онлайн реальности. В настоящее время ситуация стабилизировалась, но существует необходимость переосмысления и переоформления инструментов взаимоотношения семьи и учреждения дополнительного образования, создания новых эффективных инструментов коммуникации, с учётом новых вызовов.

Интерактивный социально-педагогический проект «Семейный клуб», является одним из инструментов взаимодействия между образовательной организацией и семьями воспитанников. Семейные клубы необходимо создавать на базе каждого корпуса по месту жительства (подросткового клуба). Клуб по месту жительства – центр организации совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков, а также их родителей. которые проживают в данном микрорайоне. Микрорайон представляет собой особое сообщество участников, объединенных схожими интересами, общей средой обитания, которые сталкиваются со схожими препятствиями и, факторами, что влияют на взаимоотношения внутри сообщества. За последние годы государственные структуры стали рассматривать клубы по месту жительства как один из социальных институтов, нацеленных, прежде всего, на воспитание подрастающего поколения. Из наиболее перспективных форм организации деятельности на базе клубов, которые расширяют возможность учреждения дополнительного образования привлечь семьи воспитанников к взаимодействию - летние оздоровительные площадки, центры профилактической работы с детьми и родителями, профильная направленность клуба.


Цели проекта.

1.Формирование воспитательной компетентности и рефлексии родителей.

2.Оказание практической помощи семьям.

3.Создание психологически комфортных условий для эмоционального общения родителей, детей и педагогов в едином образовательно-воспитательном пространстве.

4.Обеспечение эффективной обратной связи между учреждением дополнительного образования и семьей.

Задачи проекта.

1.Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

2.Оказание теоретической и практической помощи семьям.

3.Приобщение родителей к активному общению, взаимодействию и совместному отдыху с детьми.

4.Создание атмосферы близости родителей с детьми.

5.Повышение качества работы с семьями воспитанников.

5.Повышение роли родителей в воспитании детей.

6.Аккумуляция и трансляция передового семейного опыта.

Основные концептуальные идеи проекта направлены на:

- поиск наиболее эффективных форм взаимного сотрудничества учреждения дополнительного образования и семьи;

- создание эмоционально благополучной обстановки для общения взрослых и детей,

-поиск средств для максимального развития личности ребенка, организации его воспитания и обучения, развития, ориентированного на будущее.


Планируемые результаты Проекта

-повышение психолого-педагогической культуры родителей. Родители научатся анализировать собственную воспитательную деятельность, причины своих ошибок и выбор метода взаимодействия.

-повышение интереса и активное включение родителей в жизнь учреждения. Установление психологического контакта между педагогами учреждения дополнительного образования и семьями. Активное включение семей в жизнь учреждения дополнительного образования приведет к появлению в семьях общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.

-организация сотрудничества и преемственности в работе образовательного учреждения и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

Критерии эффективной коммуникации с семьями воспитанников:

-изменение характера вопросов родителей к педагогам, психологам, рост педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

-рост посещаемости родителями просветительских мероприятий, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

-изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону;

-проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, активное участие родителей в родительском клубе, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, и других мероприятиях;

-осознание взрослыми членами семьи не только практической(материальной), но и воспитательной значимости их помощи в образовательной деятельности;

-положительное общественное мнение родителей об образовании и воспитании детей в учреждении дополнительного образования.

В качестве инструментов взаимодействия между учреждением дополнительного образования и семьями воспитанников главными могу назвать следующие:

1. Организация открытого пространства:

приглашение родителей на занятия в качестве учеников;

приглашение родителей на занятия в качестве педагогов дополнительного образования;

- приглашение родителей в качестве лекторов/специалистов для проведения мастер-классов, тренингов, трансляции родительского опыта;

включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;

подготовка программного, дидактического материала для родителей на основании их текущих запросов.

2. Организация сетевого взаимодействия с родителями является в настоящее время одной важнейших форм работы, при условии, что родители - активные пользователи сети интернет. Использование интернет площадок даёт отличные возможности привлечения родителей к общению с педагогом, друг с другом: размещение фотографий, видеозаписей уроков, мероприятий, с детьми в различных видах деятельности; публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты), размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты. Для расширения взаимодействия с родителями целесообразно привлечение родителей к ведению аккаунтов творческих объединений в социальных сетях.

3. Организация собственного образовательно-воспитательного пространства на базе каждого клуба по месту жительства со индивидуальной программой развития, собственными традициями, названием, направлениями деятельности, планом мероприятий, разработанным совместно с родителями и воспитанниками плана работы. Наиболее эффективной методикой для такого планирования является коллективная творческая деятельность (КТД), разработанная и апробированная доктором педагогических наук И. П. Ивановым. Основным приемом методики организации коллективной творческой деятельности на всех ее стадиях являются формирование групп (микроколлективов), определение проблем для решения или заданий этим группам, «мозговая атака», «банк идей», отбор и защита идей. В клубе по месту жительства таким микроколлективом является творческое объединение. Для координации работы микроколлективов выбирается сменяемый Актив, в состав которого входят воспитанники, педагоги дополнительного образования, родители и педагог организатор.

Сообщество воспитанников, педагогов и родителей может иметь внутренний устав, символы и атрибутику, онлайн-площадки для общения и обмена опытом, социальные сети, что создаёт особую атмосферу сотрудничества. Одним из результатов такой деятельности является собственная авторская модель развития каждого клуба по месту жительства.

4. Организация профилактической работы с детьми и родителями. Под профилактикой подразумевается своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных проблем у отдельных индивидуумов, сохранение, поддержание и защиту необходимого уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем, принятие профилактических мер непосредственно перед возникновением проблем и, наконец, меры принимаются в отношении уже возникшей проблемы. Организация профилактической работы один из главных факторов привлечения родителей к общению и участию в деятельности учреждения дополнительного образования, т.к. в её основе лежат прямые запросы родителей. Основа профилактической работы - психолого-педагогическое сопровождение семей, которое ведется в следующих направлениях:

-познавательное: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых занятий, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, тренинги, семинары. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, конкурсах, конференциях, создавая собственные или смешанные команды.

-трудовое: оформление помещений, благоустройство и озеленение, совместное творчество и др.

-досуговое: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

-наглядно-информационное: стенды, дидактические и методические материалы, информация на официальных аккаунтах, в группах социальных сетей.

Используются различные варианты сочетания методов работы:

-информационных (информация предлагается в готовом виде);

-поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);

-дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);

-взаимообмена (опытом, литературой, результатами творческой деятельности и др.).

Психолого-педагогическое сопровождение также является одним из источников формирования диагностической базы, как творческого объединения, клуба по месту жительства, так и всего учреждения дополнительного образования в целом. Педагоги дополнительного образования, педагоги - психологи могут осуществлять регулярный мониторинг по показателям следующих видов деятельности:

Индивидуальные

(количество)

консультации устные

консультации письменные (памятки, буклеты, карманные книжки, сборники рекомендаций и т.п.)

Групповые

(количество)

родительские собрания (выступления, дискуссии или диспуты, лекции)

деловые, ролевые игры и тренинги (обсуждение и разыгрывание ситуаций, анализ ситуаций, поступков детей и родителей, типов коммуникативных взаимоотношений)

семинары и конференции тематические и по обмену опытом воспитания детей;

консультации, стендовые консультации;

неделя психологии;

контент официальных интернет площадок учреждения дополнительного образования (официальный сайт, группы и чаты в социальных сетях);

университет педагогических знаний;

психолого-педагогические гостиные;

тематические круглые столы;

методическая литература.

5. Организация культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность является одной их успешных и востребованных форм партнерства с семьями воспитанников. Досуговое направление в работе с родителями на сегодняшний день является самым популярным, востребованным и привлекательным. Это конкурсно-игровые программы, тематические праздники, участие в акциях, творческие мастерские, отчетные концерты, выставки и конкурсы творческих работ.


Заключение.

«Место жительства – социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни». Клубы по месту жительства являются важными структурными подразделениями учреждения дополнительного образования, в которых на добровольных началах происходит объединение детей и подростков, проживающих на общей территории (микрорайоне) с общими интересами и способностями к деятельности, в которых помимо образовательной деятельности развиваются навыки социализации, приобретается и обогащается опыт личностной самореализации, навыки неформального общения со взрослыми и сверстниками. Именно на базе клубов по месту жительства расширяется возможность объединения усилий семей и педагогов для осуществления непрерывного воспитательно-образовательного процесса. Клубы по месту жительства на базе муниципальных учреждений дополнительного образования, в силу своей доступности (в т.ч. финансовой) могут стать спасением для детей и подростков из малообеспеченных и неблагополучных семей.

​​​​​​​ ЛИТЕРАТУРА



1. Беляева М.А. Клуб как организационная форма социокультурной деятельности с семьями детей инвалидов [Текст] / М.А. Беляева, О.Ю. Буторина // Пед. образование в России. - 2010. - № 1. - С. 39-46.

2. Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей. [Электронный ресурс] / Болотова М.И. // ЗПУ. 2008. №2. Режим доступа URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000332342/

3.Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества. [Электронный ресурс] / Болотова М.И. // НЭБ. 2001. Режим доступа URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-uchrezhdenie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-grani-sotrudnichestva

4.Воробьева, Ю. Ю. Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества (из опыта работы) / Ю. Ю. Воробьева, Е. Г. Ткаченко, С. В. Хомченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3893/ (дата обращения: 28.01.2022).

5. Журкина, А.Я. Взаимодействие социальных партнёров с целью достижения успеха дополнительного образования детей [Текст] / А.Я. Журкина // Профессиональные достижения педагогов - ресурс повышения качества образования. (Творческая мастерская работников системы дополнительного образования детей. Выпуск 2). Сборник статей. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО "ИвГУ", 2013.- С.10-19.

6. Куприянов Б. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования (опыт обоснования концепции) /Б. В. Куприянов // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2006. – № 2 (38).

7. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении [Электронный ресурс] / Под ред. академика РАН М.К. Горшкова. – М., 2015. – 215с.

8. Шульга, И.И. Педагогическая анимация - новая профессия организатора досуга / И.И. Шульга // Вестник СГУТиКД. - 2011. - № 3 (17). - С. 145- 149.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть фотоотчет или высказывания участников одного из проведенных мероприятий.

0
29 January 2022