Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО
«Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО»
Всё самое важное для ученика формируется н и совершенствуется на уроке. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский. Все самое важное для ученика формируется и совершенствуется на уроке. Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Система образования постоянно претерпевает изменения, поэтому педагогу необходимо знать эти новшества для проектирования современного урока и получения качественных результатов освоения образовательных программ учащимися. Каждый урок должен быть своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Учитель призван быть творцом своих уроков. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Уорд. Требования к современному уроку Целеполагание. Мотивация. Практическая значимость знаний и умений. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. Рефлексия. Организация психологического комфорта на уроке. На сегодняшний день одним из самых эффективных средств обучения учеников в начальной школе являются уроки Изобразительного искусства с использованием современных мультимедийных средств. Уроки Изобразительного искусства по программе Неменского Б.М. с помощью мультимедийных презентаций представляют собой специальную программу обучения, составленную в соответствии с положениями ФГОС начального образования. Присутствие современных мультимедийных решений не только украшает урок, а является неотъемлемой частью современного образования: школьники забывают о времени, так как все они вовлечены в создание единого творческого шедевра. Мои уроки ИЗО для начальной школы и среднего звена класс созданы по ФГОС и сопровождаются вопросами, кроссвордами, тестовыми и практическими заданиями, дидактическими играми,которые позволяют как можно лучше закрепить материал. Каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет мне открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом я обязательно учитываю, что компьютер никогда не заменит, а только дополнит меня как учителя. Представляю основные формы применения компьютерных технологий на уроках . Содержание каждого такого занятия соответствует общеобразовательной программе и применяется для максимального обогащения знаний школьников. Основная задача учителя по изобразительному искусству – вовлечение каждого ученика в процесс обучения, причем не просто пассивного овладения знаниями, а активной творческой деятельности. Мультимедийные уроки по ИЗО в начальной школе – специальная программа, разработанная в соответствии с ФГОС по программе Б. М. Неменского. Задания, предлагаемые учащимся, можно видоизменять и дополнять с учетом уровня подготовки учащихся . Интегрированные уроки ИЗО в школе позволяют сделать процесс обучения интересным и максимально эффективным.. Уроки ИЗО по Неменскому Б.М. стимулируют познавательную активность, способствуют развитию положительной учебной мотивации, воспитывают эстетический вкус, трудолюбие, любовь к изобразительному искусству, что благотворно сказывается на уровне обученности школьников. Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. Дети на уроках изобразительного искусства работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме. Таким образом урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
1.Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
2.Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
3.Проведение урока с мультимедиа выступлением;
4.Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:
-не как цель, а как еще одно средство обучения;
-как источник дополнительной информации по предмету;
-как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
-как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
-как возможность интегрированного обучения предмету.
На уроках я использую:
фильмы-презентации, демонстрацию сопровождаю лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.
Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.
Виртуальные экскурсии по музеям мира.
Собственные презентации к урокам.
Презентации к урокам я создаю на основе материалов по искусству: «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», , «Шедевры русской живописи» ,«Мастера натюрморта», «Архитектура», «Школа рисунка и живописи», «Искусство и архитектура». Большим подспорьем в работе являются диски «Изобразительное искусство» 1-4,5-7 классы с готовыми презентациями к каждому уроку. Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии. Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
С помощью дидактических игр «Подбери по цвету»
Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.
Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).
Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.
«Маленькие художники»
Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.
Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).
Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет. ,я учу учеников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными. На уроке "Натюрморт" в шестом классе провожу игру "Сочиняем сами". Предлагаю проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды.Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.
Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми". На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот). Дидактическая игра "Русский народный костюм" Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательские способности: - умение описывать предметы одежды, высказывать предположения; - сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее; - классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины). Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ. Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка". Ход игры: Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова. Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма. Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
Художественно-дидактические игры.
2-й класс.
Урок 2. Осенние подарки природы.
Вид занятий: лепка с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи.
Задача урока: закрепление умения работать с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов; развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.
Игра “Узнай на ощупь”.
Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет.
Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться.
Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.
Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, тчто же это за овощ или фрукт. Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.
Урок 4. Осенний узор.
Задание и вид занятий: узор в полосе из декоративных ягод, плодов, листьев, декоративное рисование.
Задача урока: формирование понятий об орнаменте и его элементах.
Игра-эстафета “Веселый узор”.
Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета.
Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев, ягод.
Игровые действия. На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д. Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое место.
Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
Дидактическая задача: пополнение запаса художественных терминов.
Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Игровое действие. Сегодня мы будем работать в новой интересной смешанной технике. Как она называется, и какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы узнаете, разгадав кроссворд, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.
Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.
Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.
Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.
Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.
Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.
Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. В выделенном столбике читаем ключевое слово “коллаж”. Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]
Интерактивные тесты по изо применяю для закрепления пройденного материала. «Русские народные промыслы», « Виды и жанры изобразительного искусства», « Знатоки искусств» и др.
Технология творческого сотрудничества — это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.
Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).
Технология сравнения — один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла. На уроках провожу сравнительный анализ произведений искусства. А также сравниваем по выразительным возможностям художественные материалы и техники, по свойствам и качествам — реальные и фантастические объекты и персонажи. Объектом сравнения служат и цвет, и размер, форма, фактура предметов, а также работы моих юных художников.
Конструирование, как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.
Дифференциация предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.
Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.
Технология «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; ученик, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов полноценном развитии, чем ученик, ориентированный на избегание неудачи.
Система инновационной оценки «портфолио» как технология альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет мне выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех лет проживания в школе и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге увидеть своеобразие и уникальность личности каждого учащегося.Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, архитектурные макеты, декоративные композиции, театральные образы, графические планшеты, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации.
Я убедилась, что регулярное использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей школьников и дает высокие результаты:
- повышает активность учащихся на уроках;
-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей учащихся.