Статья «Квест-технология и опыт ее применения»
«Квест-технология и опыт ее применения»
Автор: Невгодовская Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ №21«Елочка» ст.Батуринская Краснодарский край
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение к ним вызвано не только стремлением оптимизировать педагогический процесс, но и создать условия для ненавязчивого и увлекательного усвоения материала.
Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Например, в нашем детском саду проводилась квест-игра «Лекарственные растения» с разными возрастными группами, начиная с младшей. Сначала дети всех возрастных групп собрались в музыкальном зале. Ведущий–организатор игры выступил со вступительным словом с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя. Каждой группе дали маршрутный лист, на котором были написаны последовательно станции и где они расположены. Двигаться по своему маршруту группа могла, ориентируясь по своему ориентиру (на стенах прикреплялись ориентиры-шишки, листики).
Участники на каждой станции выполняли какое-либо задание: отгадывали загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Задания различные, для каждой группы-команды по своему возрасту и в соответствии теме квест-игры.
И только после того как выполняли задание, могли узнать о том, куда идти дальше. Дети перемещались от станции к станции. Расположение зон и маршрут каждой команды организовывался таким образом, чтобы избежать пересечения друг с другом.
В заключении квест-игры, когда все дети, довольные, что выполнили задания, опять собрались в музыкальном зале, ведущий-организатор поблагодарил всех детей и объявил последнюю станцию «Танцевальная».
Родители также приняли участие в квест-игре (принесли лекарственные растения и рассказали о них участникам игры).
Главенствующую роль играют квест-технологии и в воспитательной работе. Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависел от общих усилий. Если один член команды не справлялся с заданием, всем остальным приходилось начинать все заново или помогать своему участнику группы. Поэтому каждый ребенок и старался изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды.
ВЫВОД: Самое главное, это то, что квест-игры помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуются одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Источники:
Shhetinina master-klass 16 kvest-tekhnologiya-1
Ольга Владимировна
Невгодовская Людмила Анатольевна
Голоскокова Елена Евгеньевна