12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алтыным Сейтова34
Россия, с.Ягодная Поляна
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»

ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМГ

Протокол №____ от

«____»__________20____г

Руководитель ШМГ

__________Н. Н. Борбич Н.Н


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________А. А. Кожайкина

«___» ____________ 20___ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ СВОИМИ РУКАМИ»

(указать предмет)


Уровень обучения (класс) 10 -11

(начальное общее, основное общее, среднеобщее образование с указанием классов)


Общее количество часов: 69 часов (35 часов – 10 класс; 34 часа – 11 класс)


Количество часов в неделю: 1 час


Уровень базовый

(базовый, профильный)


Программа учебного (элективного) курса «Экологически чистые продукты своими руками» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Авторы курса : Салина С. А., Соловьева Е. В, Соболева Л. Н., Антонов В.С., Кириченко О. В., Кожевникова К. А., Крапивина Н. Ю.



Издательство, год издания



2018 год

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебный (элективный) курс «Экологически чистые продукты своими руками

Основная цель изучения учебного (элективного) курса «Экологически чистые продукты своими руками»: подготовка подростков к жизни в обществе с рыночной экономикой, на основе изучения агротехники выращивания культурных растений для получения высоких урожаев низкой себестоимости, гарантирующей экологическую безопасность продуктов.

Основные задачи: - изучить систему базовых знаний производства продукции растениеводства в домашних условиях и на приусадебном участке;

- освоить практические приемы выращивания культурных растений с использованием современных агротехнических приемов;

- развивать умения применять, преобразовывать и анализировать знания, полученные в процессе изучения агротехники выращивания культурных растений, в жизни во взаимосвязи с другими предметами школьного курса;

- формировать представление об основах агробизнеса на основе индивидуального предпринимательства;

- развивать умения и навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся по агротехнике выращивания культурных растений;

- воспитывать любовь к окружающему миру, потребность к труду по выращиванию культурных растений, в необходимости возрождения профессий, востребованных в сельском хозяйстве

Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного) курса «Экологически чистые продукты своими руками» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.

Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения:

самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Планируемые личностные результаты Личностные результаты включают:

- ориентацию учащихся на инициативность и креативность в решении жизненных проблем, способность к самоопределению, реализации жизненных планов;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию на основе осознания общечеловеческих ценностей и идеалов гражданского общества в процессе самостоятельной творческой деятельности;

- реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- формирование чувства ответственности, патриотизма, гордости за свою Родину; готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России;

- активную гражданскую позицию члена российского общества, осознание конституционных права и обязанностей, уважение закона и правопорядка, готовность к участию в общественной жизни;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, сопереживать, достигая взаимопонимания на основе усвоения общечеловеческих и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия, дружелюбия);

- экологическую культуру, соответствующую современному уровню развития общества, на основе понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание ответственности за неразумное природопользование и вред, наносимый окружающей природе;

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов, готовность и потребность к трудовой профессиональной деятельности, уважение к людям труда, трудовым достижениям;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение других обязанностей гражданского общества.

Планируемые метапредметные результаты. Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умения работать самостоятельно: ставить цель, задавать параметры достижения цели, сопоставлять полученные результаты деятельности, делать выводы по достижению поставленной цели;

- умения формировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- умения оценивать необходимые для достижения поставленной цели ресурсы;

- умения выбирать пути решения проблем, планировать решение задач в соответствии с поставленной целью, оптимизируя расходы.

Познавательные универсальные учебные действия.

- умения осуществлять поиск информации, критически оценивать информацию, полученную из разных источников, распознавать противоречивость информации;

- умения находить обобщенные способы решения задач, используя различные схематические средства для преставления существующих связей и отношений;

- умения находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений других людей; спокойно реагировать на замечания в отношении собственных суждений;

- умения выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, осуществляя целенаправленный поиск возможностей, выходящих за рамки учебного предмета.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- умения осуществлять деловую коммуникацию, подбирать партнеров исходя из результатов взаимодействия;

- умения при выполнении групповой деятельности, пробовать себя в разных ролях (генератора идей, критика, эксперта, исполнителя);

- умения выполнять, координировать работу в реальном, виртуальном режиме, при комбинированном взаимодействии;

- умения логично, развернуто, точно и аргументированно излагать свою точку зрения;

- умения распознавать ситуации, приводящие к конфликту, предотвращение их до активной фазы.


Раздел 2. Содержание учебного предмета технология



I. Растения в жизни человека

Роль растений в обеспечении жизнедеятельности человека. Зеленые растения и состав воздуха. Познавательное значение растений. Растения и промышленность. Сельское хозяйство и озеленение. Фитодизайн. Пищевая ценность растений и продуктов растениеводства. Белки, жиры и углеводы – триада жизненно важных питательных веществ. Их содержание в продуктах растительного происхождения. Рациональное питание. Содержание витаминов в растительных продуктах. Витамины группы А, В, С, Д. Их влияние на организм человека. Болезни, связанные с недостатком витаминов в организме. Использование растений в кулинарии (специи, пряности, приправы, ароматизаторы). Искусственные заменители растений – синтетические продукты. Их влияние на здоровье человека. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Общие закономерности в отношении растений и условий внешней среды. Управление ростом и развитием растений. Понятие о биологической урожайности. Растениеводческие профессии в сфере сельского хозяйства. Экологически чистые продукты – миф или реальность? Понятие об экологически чистых продуктах. Их характеристика и классификация. Стандартизация и сертификация экологически чистой продукции в России и за рубежом.

Контроль знаний по разделу проводится в форме семинарского занятия на тему «Растения в жизни человека».

II. Основы земледелия

Основные задачи земледелия. Законы земледелия (закон незаменимости и равнозначности факторов жизни растений, закон минимума, оптимума и максимума в жизни растений). Законы совокупного действия и возврата факторов жизни растений. Факторы выбора земельного участка: почвенные, климатические, особенности рельефа местности; экономические факторы подбора культур. Понятие о почве. Механический состав почвы. Свойства почв (плодородие, влажность, влагоемкость). Основные типы почв по происхождению. Кислотность почв. Сельскохозяйственная техника. Система обработки почвы. Значение севооборотов. Виды (полевой, специальный). Схема севооборота. Ротация севооборота. Предшественники овощных культур. Практическая работа «Составление схем севооборотов». Агрохимия. Органические удобрения. Способы использования. Минеральные удобрения: простые, комбинированные, смешанные. Система удобрения: норма и доза. Защита растений. Общая характеристика сорных растений. Их разновидности. Предупредительные, агротехнологические, биологические и химические меры борьбы с сорняками. Практическая работа «Определение видов сорных растений». Семеноводство. Посевные качества семян: чистота, всхожесть, энергия прорастания, масса 1000 семян, посевная годность. Подготовка семян к посеву. Технология получения сортовых семян. Практическая работа «Определение всхожести семян».

Контроль знаний по разделу проводится в форме тестирования на тему «Основы земледелия».

III. Вкусное украшение стола – зелень

Зеленые, пряные культуры: салат, базилик, мелиса, мята, портулак, сельдерей, тмин. Многолетние овощи: щавель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон. Биологические особенности, сорта, агротехнология. Способы выращивания зелени в домашних условиях. Гидропоника, разновидности. Выращивание зелени в условиях открытого и защищенного грунта. Сроки посева семян. Схема посева. Уход за посадками. Условия внешней среды, необходимые для выращивания зелени в домашних условиях и теплице. Требовательность к свету, температуре, влажности. Влияние внешних условий на рост и развитие растений. Виды и сорта лука, дающие густую зелень. Выращивание лука из семян и луковиц. Способы выращивания высокого урожая с минимальными затратами. Пошаговая агротехника выращивания лука на зелень. Практическая работа «Посадка лука на зелень» Чеснок. Полезные свойства и условия выращивания. Биологические особенности черемши. Цикл роста в дикой природе. Как вырастить черемшу в домашних условиях. Секреты выращивания петрушки и укропа на подоконнике. Подготовка грунта, высевание семян, уход за растениями. Практическая работа «Посев укропа и петрушки в домашних условиях» Экзотические растения: бораго, майоран, орегано. Биологические особенности. Агротехника выращивания в домашних условиях. Наблюдение за развитием растений, полученных в ходе практических работ, ведется на каждом уроке и фиксируется в Дневнике наблюдений.

Контроль знаний по разделу проводится в форме защиты творческого проекта «Огород на подоконнике», «Витамины круглый год», «Секреты успеха выращивания зелени» и тд.

IV. Овощеводство

Овощеводство – как отрасль растениеводства. Задачи овощеводства. Научные методы в овощеводстве. Химический состав овощей. Взаимосвязь овощеводства с другими отраслями сельского хозяйства. Характеристика овощных культур. Их значение в жизни человека. Происхождение овощных растений. Классификация по биологическим и хозяйственным признакам. Классификация по продолжительности жизни. Значение овощных культур в жизни человека. Практическая работа «Изучение внешнего строения семян овощных культур» Назначение и виды защищенного грунта. Технология выращивание культур в открытом грунте и в тепличных условиях. Потребность развития тепличного хозяйства. Культурообороты. Эффективное использование площади защищенного грунта. Уплотненные посевы, уплотняющие культуры. Доращивание. Выгоночные культуры. Схема культурооборота для парников и теплиц. Технология выращивания основных овощных культур в условиях открытого грунта. Овощи капустной группы. Корнеплоды. Луковые овощные культуры. Плодовые овощи семейства пасленовые. Плодовые овощи семейства тыквенные. Правила посева семян. Практическая работа «Посев овощных культур на пришкольном учебноопытном участке». Вредители на приусадебном участке. Биологический, механический и химические способы предупреждения и борьбы с вредителями овощных культур. Искусство приготовления салата из сырых овощей. Мастер-класс «Витаминное чудо».

Контроль знаний по разделу проводится в форме итоговой контрольной работы за курс 10 класса V

V. Лекарственные растения

История развития одного из направлений медицины – фитотерапии. Современная фитотерапия. Лечение травами. Общие сведения о лекарственных растениях Саратовской области. Классификация лекарственных растений по применению. Ядовитые растения. Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества. Фармакология как наука о лекарственных веществах и их влиянии на организм. Производство лекарственных препаратов (фармацевтика). Дикорастущие и культурные растения – целители. Охрана и рациональное использование дикорастущих лекарственных растительных ресурсов. Практическая работа « Определение лекарственных растений». Ботанические особенности сбора, сушки, хранения лекарственных растений. Классификация сырья. Правила и время сбора лекарственных растений. Практическая работа «Обработка лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения». Фитокосметика. Применение растений при уходе за кожей лица, рук, волосами. Практическая работа «Приготовление лосьонов для кожи, масок для лица». Специалисты в сфере фитотерапии. Фармацевт, провизор. Целитель.

Контроль знаний по разделу проводится в форме викторины «Лекарственные растения в жизни человека».

VI. Плодоводство.

Ягодные плодовые культуры. Плодоводство в структуре растениеводства. Общая характеристика плодово-ягодных культур. Классификация по биологическим и хозяйственным признакам. Выбор и организация территории под сад. Понятие квартала, дорожной сети, садозащитных насаждений, ветроломных линий. Подготовка почвы. Размещение плодово-ягодных культур в саду. Ягодные плодовые культуры. Сорта, районированные для Саратовской области. Посадочный материал. Прикопка и посадка саженцев. Технология выращивания посадочного материала кустарников. Размножение горизонтальными отводками, одревесневшими черенками. Посадка, обрезка, уход. Вредители и болезни. Технология выращивания посадочного материала полукустарников и травянистых растений. Размножение корневыми отпрысками, усами. Посадка, обрезка, уход. Вредители и болезни. Практическая работа «Посадка черенков смородины, винограда, барбариса в цветочные горшки»

Контроль знаний по разделу проводится в форме круглого стола «Выращивание экзотических плодово-ягодных культур».

VII. Плодоводство.

Семечковые и косточковые плодовые культуры Разнообразие семечковых плодовых культур (яблоня, груша, айва, арония, рябина, ирга, боярышник). Общая характеристика. Районированные сорта яблони, груши.

Разнообразие косточковых плодовых культур (вишня, черешня, слива, персик, алыча). Общая характеристика. Районированные сорта. Особенности строения плодового дерева. Штамб, ветви первого и второго порядка, обрастающие ветви. Репродуктивные части плодового дерева. Формирование кроны плодового дерева. Типы крон плодовых деревьев. Инструменты и приспособления для обрезки. Практическая работа «Обрезка плодовых деревьев» Технология выращивания посадочного материала плодовых культур. Подвои. Прививка плодовых деревьев. Уход за окулированным подвоем. Практическая работа «Прививка плодовых деревьев» Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Борьба с ними физическими, химическими и биологическими способами. Эффективность и экологическая безопасность использования методов борьбы. Практическая работа «Профилактика заболеваний плодовых деревьев» Искусство художественной резки по овощам и фруктам. Фруктовый букет. Мастер-класс «Искусство карвинга».

Контроль знаний по разделу проводится в форме тестирования.

VIII. Растениеводство – один из видов бизнеса

Понятие фермерства, ЛПХ, КФХ. Государственные меры по поддержке предпринимательства. Сельскохозяйственная техника. Документы, необходимые для создания ЛПХ, КФХ. Экономическая составляющая выращивания культурных растений в домашних условиях. Учет и сравнение результатов практической деятельности. Как начать свое дело? Структура и содержание бизнес-плана предприятия. Производственный, маркетинговый, организационный, финансовый планы, оценка рисков предприятия. Практическая работа «Бизнес-план собственного предприятия». Семинар «Выдающиеся люди нашего района в области сельскохозяйственного производства». Исследовательская работа «Идеи для жизни» по любому из направлений элективного курса «Экологически чистые продукты своими руками». Структура, разработка, представление результатов.

Контроль знаний проводится в форме итоговой контрольной работы за курс 11 класса.







































Раздел 3.


Тематическое планирование

по технологии в 10-11 классах

п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

1

Растения в жизни человека

8

2

Основы земледелия

7

3

Вкусное украшение стола – зелень

11

4

IV Овощеводство

9

5

Лекарственные культуры

8

6

Плодоводство. Ягодные плодовые культуры

7

7

Плодоводство. Семечковые и косточковые плодовые культуры

10

8

Растениеводство – один из видов бизнеса

9

Итого

69



10


Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.