Экологический коллоквиум (для дошкольников и педагогов) по вопросам защиты окружающей среды
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛОКВИУМ»
(ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ)
по вопросам защиты окружающей среды
"Ничто другое, по-моему, кроме нового сознания человека, не в состоянии решить проблемы по сохранению всего живого, окружающего нас, проблемы, в которую мы каждый раз заходим, как в тупик".
Д. Гранин
Эта цитата заставляет задуматься о целостности Природы и Человека. Раньше, даже в центре Тамбова, можно было услышать пение соловья, а зимой наблюдать и заботиться о синицах и снегирях. Стаи воробьев налетали и с шумом отбирали крошки. Казалось, они везде и всегда лезут, отбирают корм у других птиц, но в этом году их не видно. Даже к нашим кормушкам они не прилетали. Не слышим мы и песни соловья. Возможно, где-то им лучше живется, это мы детям так объясняем. А вдруг они вообще исчезнут и попадут в Красную книгу? Мы будем о них рассказывать и показывать картинки в книгах?
Естественно, за многие тысячелетия экология планеты пошатнулась. Люди просто не смогли спасти свое общее жилище от загрязнения окружающей среды. Леса вырубаются, фабрики и заводы сбрасывают отходы в водоёмы и в атмосферу, что приводит к загрязнению воздуха и воды. Животные, растения и живые организмы, живущие в биосфере, вымирают. Многие из них записаны в самую грустную книгу – Красную. Внешне и внутренне Земля изменилась до неузнаваемости…
Тамбов – очень красивый город, историческая часть застраивается, вырубаются фруктовые сады и деревья частного сектора. Никто не спорит, в благоустроенных домах жить лучше, но строя дома для людей, мы разрушаем чужие! Нет рощи - нет дома у соловья. Всё, что создала Природа, начиная от микроскопических созданий и заканчивая Человеком, имеют одинаковые права на существование на Ней. Посадите деревья, будете содержать парковую зону в порядке, будете с детьми слушать соловьиные песни и кормить крошками воробьишек.
Грамотная и правильная организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование современных образовательных технологий способствует овладению новыми знаниями и умениями, дает практическую модель правильного поведения в природе.
Мы, взрослые, должны помнить, что развитие ребенка - не есть передача ему навыков, не есть передача ему своего видения. Можно подталкивать его вопросами, можно заставлять его о чем-то задуматься, можно его ставить перед какими-то проблемами – пусть он решает, пусть ищет, находит. Только то, что он найдет сам, будет его развивать. Даже есть такая формула: если ты сказал человеку, как ему делать, то ты украл у него это решение. Он им не воспользуется. У него не будет мотивации пользоваться этим, потому что он не сам это нашел, а значит, это не будет его развивать. Значит, он будет постоянно это опротестовывать. Сделайте так, чтобы он сам нашел, и Вы станете его лучшим другом.
Учеба – это не проглатывание готового и пережеванного. Учеба – это опыт, и тем он ценнее, чем более прожит. Приведем пример исследовательской деятельности ребенка. Ребенок что-то делает не так, например, пытается очистить воду тонким слоем салфетки. Стандартное поведение взрослого: «Самый лучший способ очистки – сделать сложный фильтр, используя вату, марлю и салфетку». При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус. Если применить технологию коучинга, то нужно поступить следующим образом. Педагог кладет перед ребенком вату, марлю, салфетку – и говорит: «Как ты думаешь, как лучше и быстрее очисть воду от примесей?» Тогда ребенок начинает думать. В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, использование салфетки как фильтра поможет быстро очистить воду? А как можно использовать вату? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок, думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления. Ребенок совершил открытие!
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛОКВИУМ» проводится для педагогов и дошкольников с целью формирования экологической культуры и привлечения внимания общества к вопросам экологической безопасности окружающей среды с использованием современной образовательной технологии – коучинг.
Это технология, способствующая педагогической поддержке ребенка, нацеливанию его на конкретный результат. Коучинг – это система правильной постановки вопросов. Взрослый задает вопросы, а ребенок на них отвечает. Вопросы, задаваемые в рамках коучинга, должны обращаться не к уровню познаний ответчика, а к его личным чувствам, мотивам действий, настроениям и эмоциям.
Основной плюс такой системы заключается в том, что ребенок с раннего возраста начинает оценивать свои действия, думать над причинно-следственными связями и оценивать их последствия. Со временем ребенок учится задавать себе вопросы самостоятельно, уже без взрослых. При этом он начинает гораздо раньше думать о совершаемых действиях до того, как их совершить. Такой подход позволяет воспитать по-настоящему разумную личность уже в дошкольном возрасте.
Коучинг развивает самостоятельность. Ребенок привыкает иметь свое мнение – и за него не приходится думать в более взрослом возрасте. Такая система воспитания развивает и детей, и их родителей – первые учатся мыслить и оценивать, вторые – не навязывать излишнюю помощь своим детям.
Экологический коллоквиум для дошкольников проводится в форме интеллектуальной познавательной игры «Что? Где? Когда? Почему?», известной также как эрудицион. Во-первых, она стимулирует познавательный интерес, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. Во-вторых, момент соревновательности позволяет оценить свои возможности, а в случае победы — самоутвердиться.
В-третьих, наличие команды способствует развитию навыков коллективной мыследеятельности, совместного поиска решения проблемы. А самое главное, в процессе игры повторяются законы природы, закрепляются основные понятия природоохранной деятельности.
Экологический коллоквиум для педагогов проводится в форме экологического брейн-ринга.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛОКВИУМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?»
Практическое применение коучинг-технологии
Перед началом используем технику коучинга «Лесенка успеха. Шаги вверх», определяем мотивационную готовность детей к игре.
По ходу игры детям задаем уточняющие вопросы (в соответствии с коучинг-технологией):
на воспроизведение (Кто? Когда? Где? Как?);
на понимание (Правильно ли я понял..?);
на применение (Как можно применить..? Что можно сделать из..?);
творческие (Что будет, если..?);
оценочные (Как вы относитесь?)
Заключительный этап – рефлексия. По окончанию эрудициона методом «Дерева успеха» мы выясняем, какое ощущение ребенок испытал во время игры, каких успехов добился он.
С помощью приема коучинга «Рамка результата» берем интервью:
Что для тебя было самым трудным? Кто и чем помогал тебе? Хотел бы ты повторить эрудицион?
Цель: формирование экологической культуры, привлечение внимания дошкольников к вопросам экологической безопасности окружающей среды.
Задачи:
Развивать у детей субъектный опыт эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением.
Закрепить представления о взаимосвязях и взаимоотношениях в окружающей среде, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному и социокультурному окружению.
Правила игры.
На центральном столе установлен волчок со стрелкой.
Конверты с заданиями выложены по кругу стола.
Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет на конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу обсуждения даётся на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают 1 балл.
Ход игры.
Ведущий. Ребята! Сегодня мы с вами собрались на игру «Что? Где? Когда?». Я предлагаю команде эрудитов занять свои места.
Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ, и нам открываются любые тайны!
Мы узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, мультфильмов, рассматривали картины, иллюстрации о природе, поэтому знаем ответы на многие вопросы: «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», «ЗАЧЕМ?».
Итак, внимание! Начинаем игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?» У вас на столе лежат конверты с заданиями. Их прислали нам взрослые, педагоги нашего детского сада.
Игроки по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. Ответив на него, команда может заработать 1балл. На обдумывание дается 1 минута.
1 конверт.
Представляет собой блиц -опрос.
За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов:
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей -кто это? (Насекомые.)
Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)
У какого дерева белый ствол? (У березы.)
Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
Лев -дикое или домашнее животное? (Дикое.)
Ведущий. Время закончилось. Вы ответили правильно на все вопросы и вам достается очко. 1:0 в пользу знатоков.
2 конверт.
Письмо от педагога Натальи Юрьевны: «Какую пользу приносят деревья?» (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом). Обсуждение – 1 минута, время пошло.
Задаются уточняющие вопросы, ведется диалог с отвечающим. Что будет, если погибнут деревья? Человек может приносить пользу деревьям? Какую?
Ведущий. Счет 2:0. Вращайте барабан.
3 конверт
«Чёрный ящик». Вопрос от Марины Алексеевны: «Это дерево растёт рядом с нашим детским садом. Весной оно очень красиво цветёт. Цветы похожи на свечки. Его плоды созревают в колючей скорлупе. Скорлупа раскрывается - значит, плод созрел». Что в чёрном ящике?
Ведущий. 3:0, и у вас в запасе еще одна минута.
4 конверт.
«Что обозначают эти экологические знаки?».
Во время обсуждения игроки могут не принять единое решение. В этом случае ведущий предлагает взять еще одну минуту.
Ведущий. Прошу не только назвать знак, но и объяснить, что он обозначает.
Задает наводящие вопросы, отмечает положительные стороны ответа.
Музыкальная пауза.
5 конверт.
Вопрос от Ольги Николаевны: «Рассмотрите фотографии животных и птиц, выберите те из них, которые занесены в Красную Книгу».
Ведущий. Покажите фотографии, которые вы выбрали. Можете ли вы назвать животных, изображенных на фотографиях.
Сложный был вопрос, но вы справились с ним и дали правильный ответ. Счет 4:0 в пользу знатоков.
6 конверт.
Загадка от Людмилы Васильевны.
«Что не имеет своей формы.
Но колется, лепится,
Поднимается вверх.
Этим можно обжечься, но
Без этого невозможно жить!»
Ведущий. Время истекло. Прошу дать правильный ответ.
Ведущий. Правильно ли я поняла, что вода поднимается вверх. Обоснуйте ответ.
(Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!)
Ведущий. 5:0. Вращайте волчок. Вам достался вопрос от Екатерины Анатольевны: «Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем?»
(Это грачи. Они ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков.)
Ведущий. Можно задать еще вопрос? А каких еще перелетных птиц вы знаете?
(Ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка)
Ведущий. Ребята, вот и закончилась наша весенняя встреча на игре “Что? Где? Когда? Почему?” со счетом 6:0 в вашу пользу. Молодцы! Мы вас поздравляем!
Знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре?
Вам понравилось быть знатоками?
Спасибо вам за интересную игру, а мы с вами встретимся на игре в следующем сезоне.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛОКВИУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ»
Цель: формирование профессиональных компетенций педагогов в экологическом образовании дошкольников.
Перед началом коллоквиума ведущий выясняет настроенность педагогов на предстоящую работу (использование коучинг-технологии «Быть. Делать. Иметь»).
Ход коллоквиума:
Вступительное слово старшего воспитателя.
В процессе эволюционного развития люди рассматривали природу как источник материального благополучия. Сформировавшееся потребительское отношение к окружающей среде обусловило ее деградацию в масштабах, поставивших человечество на грань выживания. Однако значительная часть населения, в силу недостаточной информированности, не осознало степени разрушительных процессов в природе, вне которой оно не может существовать. Сложившееся положение ставит перед педагогами цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Сегодняшний экологический коллоквиум позволит педагогу проверить свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, повысить её, поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса. Итак, начнем.
1 тур. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» (задания для разминки)
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)
Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики)
Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)
2 тур. «БЛИЦ – ТУРНИР»
1. Что такое экологическое воспитание? (это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых)
2. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста? (Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем).
3. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)
4. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
5. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
6. Посмотрите на экран, определите и назовите метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
3 тур. «ЭКОТЕСТ» (за каждый правильный ответ 1 балл).
1. С экологическим образованием тесно связано отношением к:
а) природе;
б) к соседям;
в) к детям.
2. Экологическое образование должно начинаться:
а) с самого раннего детства;
б) в старшем школьном возрасте;
с) нет вариантов ответа.
3. На уровне экологического взаимодействия общества и природы экологическая проблема выступает как:
а) экологическая катастрофа;
б) дисгармония во взаимоотношениях человечества с окружающей средой;
в) нарушение законов природы.
4. Концепция экологического образования должна опираться на:
а) собственную теорию эколога;
б) перспективный план ДОУ;
в) научный анализ реальности и некоторые общие положения философского характера.
5. Проблемы формировании ноосферы, как разумного уровня использования представленных благ разработал великий русский ученый:
а) Вернадский В. И.;
б) Лихачев Б.С.;
в) Сухомлинский В.А.
6. К чему приводят кислотные дожди?
а) снижают плодородие почвы;
б) ухудшают рост деревьев;
в) улучшают химический состав воды в водоемах.
7. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами, называется:
а) гидросфера;
б) атмосфера;
в) биосфера.
8. К числу главных экологических проблем современности относятся:
а) возникновение новых видов домашних животных и растений;
б) выветривание горных пород и рост сейсмичности;
в) истончение озонового слоя и изменение климата.
4 тур. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
5 тур. «ЭКОКОМФОРТ»
Вопросы.
1. Из какого материала и почему должен быть построен дом с точки зрения экологической безопасности? (Из дерева и кирпича, т.к. эти материалы менее радиоактивны, чем строительные блоки).
2. Какое растение способно лучше других очистить воздух в комнате? (Хлорофитум).
3. Как сделать, чтобы мухи не залетали в квартиру? (Повесить на окно веточку полыни – ее запах отпугнет мух).
4. Каким способом можно увлажнить слишком сухой воздух в помещении? ( Положить мокрую тряпку на батарею или поставить тазик с водой в укромное место)
Ведущий: На этой оптимистической ноте мы завершаем наш экологический коллоквиум. Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри…
Экологический коллоквиум окончен. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
В заключении хочется отметить, что воспитание экологической культуры у детей, может дать результат только тогда, когда осуществляется органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется в условиях, если ребенок улучшает окружающую среду своим трудом, а в этом ему помогают взрослые.
И хочется еще привести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...».