"Экология глазами математики"

0
0
Материал опубликован 1 October

«Экология глазами математики» - интегрированный урок экология + математика, 7 класс

Для проведения урока класс, 15 человек, разбит на три группы (по 5 человек).


Оргмомент.

Добрый день ребята мы сегодня с вами на необычном уроке экологии, обществознания и математики!

Проводится «Тренинг с салфетками».

Каждый день, не задумываясь о ресурсах, усилиях и энергии, потраченных на производство даже самого маленького листа бумаги, мы бездумно мнём и выбрасываем ненужные нам «бумажки».

Постановка темы, цели и задачи урока.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?? (Ответы учащихся)

По итогам 2021 года в России было выпущено 9,5 млн тонн бумаги и картона.

  Потребление бумаги в России и других странах мира различно. Решите примеры и узнаете где самое большое потребление бумаги на человека, а где маленькое. (1 человек от группы у доски, остальные в тетрадях):

7*2 + 1;      798,9 : 3;      56,15 * 4.

Потребление бумаги в России приближается к 50 кг на человека в год. Это существенно меньше, чем у лидеров - Финляндии и США 266,3 и 224,6 кг соответственно, однако больше, чем в Индии, где людям хватает всего полтора килограмма в год на душу населения.

Ребята, знаниями какой науки нам пришлось сейчас воспользоваться??? (Ответ детей)

Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (Ответы детей)

ТЕМА: «Экология глазами математики».

Ребята, скажите, а что является основой изготовления бумаги (салфеток)?? (Ответы)

А ведь дерево, давшее начало простому листу бумаги, могло принести

огромную пользу для всей природы и человека в частности. Деревья, как и все зеленые растения, поглощают пыль из воздуха, обеззараживают его и насыщают кислородом. Недаром леса зовут «лёгкими» планеты. Простая прогулка в лесу (неважно, сосновом, еловом или берёзовом) заряжает бодростью, энергией, очищает лёгкие, голову. Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний, пообщаться друг с другом и взглянуть на учебные предметы с другой точки зрения.

Обобщение и систематизация знаний.

Мы с вами живём в Чувашской республике, где одним из главных богатств и природных ресурсов являются леса. Общая площадь лесов в Чувашской Республике составляет  32% территории, в отдельных районах республики  леса занимают более 60% территории.

Скажу по секрету, что во времена правления первого императора Порецкий лес сплавляли по Суре в Санкт Петербург, и строили из него корабли, Порецкий край славился хорошим корабельным лесом. Может, вы знаете, ребята, о ком шла речь???

Показать фото. Узнали??? Правильно!

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким  — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, связанных с охраной природы, в первую очередь -

рациональным использованием, охраной и воспроизводством лесов, его переработкой, подготовкой специальных кадров и т.д., причем половина из них относится к корабельным лесам. Забота о будущих потребностях российского флота в древесине делала лесные указы Петра Великого по сути природоохранными.

Выясним, какие деревья идут на производство бумаги?

Решите уравнения, ответы соотнесите с буквами и составьте названия деревьев

(каждый ученик группы решает одно уравнения, нужно из букв составить название дерева):

1группа: 7 – 2х = 9 – 3х;  11х = 6 + 5(2х – 1); 7х + 10 = 5х + 2;

 4(3х – 2) + 5 = 9; 5 – 6х = –10х – 3;

2 группа:  6(2х + 5) – 8х = 2; –5х – 9 = –6х – 10;  4х = 7 + 3(4х + 3);

12х – 5 = 7х + 10;  4(3х + 5) – 6х = 2;

3 группа: 6(х – 3) = 12; 14 = 7(х + 2); 12х + 4 = 3(4х – 2)

3х + (2х – 1) = 10; 7х = 5 + 2(6х – 5).

Для изготовления бумаги используют древесину, а точнее, произведённую из неё древесную целлюлозу. Для получения данного сырья подходят все виды деревьев как мягких, так и твёрдых пород. Упаковочная бумага обладает не только определённой прочностью, но и является грубой. Её производят из пород мягкого дерева – хвойные деревья (сосна, кедр, ель, пихта).

Лиственные деревья (клён с дубом) относятся к твёрдым породам

дерева, а вот бумага из них менее прочная. Но, ввиду того, что она имеет гладкую поверхность, её используют для типографской печати. Но если смешать производные сосны и дуба, провести ряд химических превращений, то можно получить качественный, прочный и эластичный лист, из которого делается книга.

Вычислим сколько нужно древесины для того, чтобы издать один учебник.

Из 1кг древесины можно получить 240-370 грамм бумаги.

Выясним, сколько в среднем получается бумаги из одного кг древесины:

(240 + 370) : 2 = 305 г

Масса одного учебника «Алгебра 7 класс» равна 400г.

Вычислим сколько кг древесины нужно для изготовления одного учебника, составив пропорцию: 1 кг древесины – 305 г бумаги

Х кг – 400г

Х = 400 * 1 / 305 = 1, 311… ≈ 1,3 кг

И так, на один учебник нужно 1,3 кг древесины.

Если учебник больше, то и затраты больше (1,5 кг).

Сколько учебников у каждого из вас? 10

Масса всех учебников 1 ученика?? 15 кг

Тогда масса всех учебников учеников одного класса, если в кл – 10 человек – 150 кг, а если в классе 20 учеников, то 300 кг древесины.

Из одного дерева в нашей стране изготавливают 12 кг бумаги, значит для изготовления учебников на класс нужно 300 : 12 = 25 дер. А на всех

учеников школы????

Прежде чем портить учебник, подумайте, сколько нужно вырубить деревьев, для издательства нового!

Использование макулатуры существенно экономит древесину ( 100 кг

макулатуры спасают 1 дерево) и позволяет уменьшить вырубку лесов.

Важным направлением в сфере бережного отношения к лесам является

переработка древесных отходов и макулатуры. Ребята, а кто знает, есть в Чувашии производство по переработке макулатуры?? И где? (Ответы детей)

Давайте узнаем, где находятся эти предприятия. Решите примеры (решаем устно, затем узнаем название населенных пунктов):

1) 24 ; 2) (-5)3;   3) 110;    4) (t1759340352aa.png)2 ;      5) (-1)4 ;  6) 5∙(-3)2 ;  

  7) t1759340352aa.png∙92 ;    8) (1 t1759340352aa.png)2 ;   9) 23∙5 – 9   

1) 26; 2) (1/2)3; 3) (–7)2; 4) (0,6)2; 5) – 3 t1759340352ab.gif 25; 6) t1759340352ac.gif; 7) t1759340352ad.gif;

В Чувашии есть Чебоксарский Бумажный завод и Алатырская Бумажная

фабрика.

Используя материал из конвертиков (лежащих у вас на партах), выберите то, что касается данных завода и фабрики. (Работа детей)

Во многих странах мира приняты законы об охране природы, в том числе и растений; создаются охраняемые природные территории (заповедники, заказники и национальные парки), составляются списки охраняемых видов животных и растений – всем известная вам Красная книга. У нас в Чувашии тоже есть Красная книга Чувашии. Сберечь и сохранить растительный мир Земли – непростая и важнейшая задача всего человечества.

На территории нашей республики расположены государственный заповедник, национальный и природный парки, природные заказники и памятники природы.

Каждая группа, используя интернет, найдет материал о некоторых заповедных местах республики: где расположено, площадь и некоторые виды растений:

Государственный природный заказник «Поменский»;

Государственный природный заповедник «Присурский»;

Природный парк «Заволжье» Чувашской Республики.

В заповедниках работает много различных людей, в первую очередь,

там работают егери-охотоведы, которые следят за животными, за теми кто разжигает костры, вырубает деревья, вылавливают браконьеров и

нарушителей.

Как вы думаете, что используют егери для поиска нарушителей?

Разгадайте ребус.

t1759340352ae.png


Они используют для поиска нарушителей управляемые беспилотные

летательные аппараты (квадрокоптеры). Эти дроны, оборудованные

видеокамерами, изображение с которых передается на монитор. Если заметят браконьеров (нарушителей), охранники выезжают на место. Технические характеристики дронов позволяют рассмотреть, что происходит в труднодоступных уголках угодий с высоты и большого расстояния.

4. Рефлексия.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое

мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

Если ты сожмешь пальцы, она погибнет, если раскроешь ладони, она улетит…
Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие

события и прочее — все это либо черное, либо белое. Но реальный мир

разноцветен.
Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью

могут все изменить для вас.

t1759340352af.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.