Программа кружка (ФГОС НОО) для учащихся 1 класса «Экоша»
Дополнительная общеразвивающая программа
(ФГОС НОО)
«Экоша»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Пояснительная записка
Для детей младшего школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы, все живое притягивает ребенка. Каждый ребенок является настоящим исследователем окружающей среды. Дети ежедневно, ежесекундно воспринимают и познают окружающий мир всеми своими органами чувств, встречают вокруг себя самых разнообразных представителей животного и растительного мира, но очень мало знают обо всем этом.
В младшем школьном возрасте в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы и образцы поведения на всю последующую жизнь. Ребенок начинает понимать ценность жизни в целом и ценность жизни каждого отдельного организма.
Программа предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, очень тесное общение ребенка с животными и растениями, чего он лишен в школе и зачастую дома.
Большая роль отводится практическим занятиям, развивающим творчество ребенка. Кроме того, учащиеся имеют возможность использовать на занятиях литературу, иллюстративные материалы, гербарные образцы, обучающие фото и видео материалы.
Для повышения мотивации к обучению у учащихся на занятиях всегда приводятся интересные факты, предания, легенды, связанные с изучаемыми растениями и животными.
Программа «Экоша» эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте от 6-7 лет. Срок реализации программы 1 год.
Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии растений и животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства.
В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших школьников целостное представление об окружающем их мире природы.
Целью программы является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Познавательные:
Формирование у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений
Способствовать развитию системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности.
Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными и растениями.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным
Совершенствовать навыки коллективной работы
Развивающие:
Развитие познавательного интереса ребенка к миру животных и растений
Развитие навыков всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной)
Способствовать развитию логического мышления, внимания
Развивать умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений, животных
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
Способствовать развитию творческих способностей.
Принципы, лежащие в основе работы по программе
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Принцип результативности.
Краткие сведения о коллективе
Состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 1 класса.
Количество обучающихся в коллективе: 32 человека (по 16 человек в каждой группе)
Возраст детей, участвующих в программе – 6-7 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает целенаправленное формирование биологических знаний. Приоритетными навыками являются: наблюдение, сравнение, анализ и оценка.
В ходе реализации программы проводится систематическая работа по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, направленных на:
выявление признаков биологических объектов, процессов, явлений в результате сравнения, анализа и оценки материала
умение четко, грамотно и логично объяснять материал, изучаемый в рамках программы
проведение простейшей исследовательской деятельности, постановки биологических экспериментов, описание и объяснение их результаты; наблюдение за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе.
самостоятельный поиск, систематизацию, анализ и классификацию биологической информации.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
- осознавать цен ность природы для человека
- ориентироваться в понятиях курса
- знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;
- знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- понимать, что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на Земле;
- различать неживое и живое в природе;
- объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;
- оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;
- знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;
- знать организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- объяснять разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
- знать различия съедобных и несъедобных грибов;
- знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
- различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;
- понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения биоразнообразия
- знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
- применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
- составлять экологи ческие модели, трофические цепи;
Метапредметные:
- определять цели изучения разд елов курса;
- понимать учебную задачу занятия;
- оценивать достижения на уроке;
- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
- приводить примеры ответственного отношения к природе;
- сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
- осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
- высказывать и обосновывать предположения;
- анализировать иллюстрации
- знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей сре ды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
Личностные:
- понимать и принимать самоценно сть любого организма;
- проявлять целостное восприятие окружающего мира;
- бережно относится к окружающему миру
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
- оценивать свои достижения на уроке
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
Ведущие формы и методы обучения
У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах.
Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.
С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.
На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.
На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей.
Программой предусмотрены экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ.
Ведущие технологии обучения
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.
Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы
Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.
ритерии оценки компетентностей
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, пассивное участие в организации выставок, низкая доля самостоятельности при выполнении творческих работ
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и анализировать изучаемый материал, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках. Средняя доля самостоятельности при выполнении творческих работ.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать изучаемый материал, литературные источники, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. Высокая доля самостоятельности в изготовлении поделок, оформлении рисунков
Особая роль в оценке результатов отводиться практической работе, где проверяются теоретические знания, полученные на занятиях.
Содержание программы
Введение (1 час)
Теоретические знания
Что такое экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Законы экологии. Живая и неживая природа.
Практическая деятельность
Подвижная игра «Живое - неживое»
Экскурсия в школьный сад «Живая и неживая природа»
При изучении темы у учащихся формируются УУД:
Предметные:
- Знать что такое экология, ее законы;
- Понимать, что планета Земля – наш общий дом;
- осознавать ценность природы для человека;
- различать неживое и живое в природе;
- объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;
- оценивать влияние живых организмов на природу;
- объяснять разносторонние связи живых организмов между собой;
- знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
- различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;
- знать простейшие методы исследования природы: наблюдение,
- применять в своей жизнедеятель ности экологически сообразные правила поведения в природе.
Метапредметные:
- определять цели изучения темы;
- понимать учебную задачу занятия;
- оценивать достижения на уроке;
- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
- приводить примеры ответственного отношения к природе;
- сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
- знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
- понимать и принима ть самоценность любого организма;
- проявлять целостное восприятие окружающего мира;
- бережно относится к окружающему миру
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
- оценивать свои достиж ения на уроке
Осень (10 часов)
Теоретические знания
Приметы и признаки осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.
Практическая деятельность
Конкурс загадок об осени и осенних явлениях
Экскурсия в школьный сад.
Сбор листьев для поделок
Исследовательская деятельность
Наблюдение за листопадом и осенними явлениями природы
Творческая деятельность
Рисунки «Осень», «Береза»
Раскраска «Медведь»
Поделки из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка»
Аппликация «Синичка»
При изучении темы у учащихся формируются УУД:
Предметные:
- знать поговорки, загадки и по словицы об осени и осенних явлениях, животных и растениях;
- знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде
- понимать, что Солнце - источник жизни на Земле;
- объяснять приспособленность живых организмов к зиме;
- знать значение тепла для живых существ;
- применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
- применять теоретические з нания при общении с живыми организмами
Метапредметные:
- определять цели занятия;
- понимать учебную задачу занятия;
- оценивать достижения на уроке;
- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
- приводить примеры ответственного отношения к природе;
- осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;
- высказывать и обосновывать предположения;
- анализировать иллюстрации
- знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
- понимать и принимать самоц енность любого организма;
- проявлять целостное восприятие окружающего мира;
- бережно относится к окружающему миру
- оценивать свои достижения на уроке
- доказывать, уникальность и кра соту каждого природного объекта;
Зима (8 часов)
Теоретические знания
Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и животных к жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: ель и снегирь
Практическая деятельность
Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы
Игра «Кто поет?»
Акция «Покормите птиц»
Экскурсия в школьный сад.
Мозаика «Снегирь»
Исследовательская деятельность
Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки
Творческая деятельность
Изготовление снежинки из бумаги
Творческий проект «Кормушка для птиц»
Рисунок «Ель»
Поделка из бумаги «Птичка»
При изучении темы у учащихся формируются УУД:
Предметные:
- знать поговорки, загадки и пословицы о зиме и зимних явлениях, животных и растениях;
- знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде
- объяснять приспособленность живых организмов к зиме;
- применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами
- знать особенности питания птиц в зимнее время
- уметь изготавливать к ормушки для птиц из простейших материалов
Метапредметные:
- определять цели и задачи занятия;
- оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;
- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
- уметь проводить наблюдения в природе за жизнью растений и животных
- приводить примеры ответственного отношения к природе;
- высказывать и обосновывать предположения;
- анализировать иллюстрации
- знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
- понимать и принимать сам оценность любого организма;
- проявлять целостное восприятие окружающего мира;
- бережно относится к окружающему миру
- оценивать свои достижения на уроке
- доказывать, уникальност ь и красоту каждого природного объекта;
Весна (8 часов)
Теоретические знания
Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне. Беседа о значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты и охраны.
Практическая деятельность
Конкурс загадок о весне и весенних явлениях
Игра «Путешествие капельки воды».
Экскурсия в школьный сад
Исследовательская деятельность
Исследование свойств воды
Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами
Наблюдение за организмами в аквариуме
Творческая деятельность
Поделка из бумаги «Осьминожка»
Рисунки «Рыбка», «Озеро», «Берегите воду»
При изучении темы у учащихся формируются УУД:
Предметные:
- знать поговорки, загадк и и пословицы о весне и весенних явлениях, животных и растениях;
- характеризовать воду как вещество;
- рассказывать о свойствах воды;
- рассказывать об использовании воды в быту как растворителя
- различать три состояния воды;
- понимать причины и процесс круговорота воды в природе;
- знать, почему и как нужно беречь воду;
- понимать способы экономного использования воды
- знать наиболее типичных представителей животного и растительного мира водоемов, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде
Метапредметные:
- определять цели и задачи занятия;
- оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;
- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
- высказывать и обосновывать предположения;
- анализировать иллюстрации
- знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса
- исследовать свойства воды
- моделировать источники загрязнения воды
Личностные:
- проявлять целостное восприя тие окружающего мира;
- бережно относится к окружающему миру
- оценивать свои достижения на уроке
- доказывать, уникальность и кр асоту каждого природного объекта;
Лето (6 часов)
Теоретические знания
Приметы и явления лета. Анализ поговорок о лете. Беседа о составе воздухе и его необходимости для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам Красной книги». Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр, лотос.
Практическая деятельность
Конкурс загадок о лете
Викторина «Явления природы»
Путешествие «По страницам Красной книги»
Творческая деятельность
Раскраска «Тигр»
Поделки из бумаги «Лотос», «Самолет»
Аппликация «Бобр»
При изучении темы у учащихся формируются УУД:
Предметные:
- знать поговорки, загадки и пословицы о лете и летних явлениях, животных и растениях;
- знать состав и свойства воздуха
- знать меры по охране воздуха
- знать факторы негативного воздействия человека на природу
- понимать правила поведения в природе
- знать наиболее типичн ых представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде
Метапредметные:
- определять цели и задачи занятия;
- оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;
- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
- высказывать и обосновывать предположения;
- анализировать иллюстрации
- знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
- проявлять целостное восприят ие окружающего мира;
- бережно относится к окружающему миру
- оценивать свои достижения на уроке
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- понимать и принимать самоценность любого организма;
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
Тематический план
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Деятельность |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Времена года. Осень |
10 |
4 |
6 |
3 |
Времена года. Зима |
8 |
2 |
6 |
4 |
Времена года. Весна |
8 |
3,5 |
4,5 |
5 |
Времена года. Лето |
6 |
2,5 |
3,5 |
6 |
Обобщение. Задание на лето |
1 |
- |
1 |
Итого |
34 |
12,5 |
21,5 |
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
деятельность |
|
теория |
практика |
||
Введение (1 час) |
|||
1 |
Экология и мы. Живая и неживая природа |
Экология и мы. Законы экологии. Живая и неживая природа |
Экскурсия в школьный сад. Игра «Живое - неживое» |
Осень (10 часов) |
|||
2 |
Времена года. Осень |
Приметы осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени |
Конкурс загадок об осени и осенних явлениях |
3 |
Как растения готовятся к зиме. Почему опадают листья? |
Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за листопадом. Сбор листьев для поделок |
|
4 |
Краски осени |
Рисуем осень |
|
5 |
Как животные готовятся к зиме. |
Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка |
Поделка «Заяц» |
6 |
Медведь – хозяин леса |
Беседа о медведе |
Раскраска «Медведь» |
7 |
Шестиногие хозяева Земли |
Беседа о насекомых |
Поделка «Паучок» |
8 |
Божья коровка |
Беседа о божьей коровке |
Поделка «Божья коровка» |
9 |
Бабочки – летающие цветы |
Беседа о бабочках |
Поделка «Бабочка» |
10 |
Синичка - сестричка |
Рассказ о синичке |
Аппликация «Синичка» |
11 |
Береза – символ России |
Рассказ о березе |
Рисунок «Береза» |
Зима (8 часов) |
|||
12 |
Времена года. Зима |
Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени |
Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы |
13 |
Снег кружится… |
Строение и условия образования снежинок |
Изготовление снежинки |
14 |
Наши пернатые друзья. Дятел – «лесной доктор» |
Беседа о дятле |
Игра «Кто поет?» Поделка «Птичка» |
15 |
Творческая мастерская |
Изготовление кормушек |
|
16 |
Покормите птиц |
Акция «Покормите птиц» |
|
17 |
Зимние наблюдения за птицами |
Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки |
|
18 |
Ель – лесная красавица |
Беседа о ели |
Рисунок «Ель» |
19 |
Снегирь – зимняя птичка |
Рассказ о снегире |
Собери мозаику «Снегирь» |
Весна (8 часов) |
|||
20 |
Времена года. Весна |
Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне |
Конкурс загадок о весне и весенних явлениях |
21 |
Самое важное вещество на Земле |
Беседа о значении воды в природе и жизни человека |
Игра «Путешествие капельки воды». |
22 |
Свойства воды |
Беседа о свойствах воды, ее состояниях |
Исследование свойств воды |
23 |
Цепочка жизни в море |
Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде |
Поделка «Осьминожка» |
24 |
В мире безмолвия |
Беседа о водных обитателях. Просмотр презентации |
Рисунок «Рыбка» |
25 |
Что растет в воде |
Беседа о водных растениях. Просмотр презентации |
Рисунок «Озеро» |
26 |
Берегите воду |
Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты |
Рисунки и листовки «Берегите воду» |
27 |
Весенние явления в природе |
Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами |
|
Лето (6 часов) |
|||
28 |
Времена года. Лето |
Приметы лета. Анализ поговорок о лете |
Конкурс загадок о лете |
29 |
Для чего нужен воздух |
Беседа о составе воздухе и важности его для жизни на планете. Охрана воздуха. |
Викторина «Явления природы» Поделка «Самолет» |
30 |
Красная книга. Что это такое? |
Путешествие «По страницам Красной книги» |
|
31 |
Амурский тигр – полосатый хищник |
Беседа о тиграх, просмотр презентации |
Раскраска «Тигр» |
32 |
Лотос |
Рассказ о лотосе, просмотр презентации |
Поделка «Лотос» |
33 |
Бобр - строитель |
Беседа о бобрах. Просмотр презентации |
Аппликация «Бобр» |
Обобщение (1 час) |
|||
34 |
Обобщение. Задание на лето |
Игра «Природа вокруг нас» |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.
- Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.
- Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
- Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.
- Дмитриев Ю. Кто в лесу живет и что в лесу растет? – М: Детская литература, 1986
- Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.
- Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 1996
- Родничок. Книга для внеклассного чтения во 2 классе. – Тула, Арктоус, 1996
- Сигунов П.Н. Лесное счастье – Л: Детская литература, 1974
- Сладков Н. В лес по загадки. – Л: Детская литература, 1983
- Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.
- Сладков Н.И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.
- Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.
- Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.
- Пономарев А.И. Тебе, грибник – Л: Лениздат, 1987
- Федяев В. Грибы - чудо природы. – М: Московский рабочий, 1986
- Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.
- Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.
- Юному сборщику лекарственных растений, грибов, дикорастущих плодов и ягод. – М: Главкоопплодовощ, 1987
- Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.
Для педагога:
- Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.
- Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.
- Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М: Просвещение, 1980.
- Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.
- Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? М: Просвещение, 1984
- Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.
- Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа. 1983.
- Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.
- Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: Айрис – пресс, 2013.- 128 с
- Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.
- Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.
- Огнев С.И. Жизнь леса. – М: Изд-во АН СССР, 1987
- Попов А.П. Лесные целебные растения. – М: Экология, 1992
- Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.
- Сладков Н.И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.
- Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.
- Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.
- Стрижев А.Н., Гарибова Л.В. Дары подмосковного леса. – М: Московский рабочий, 1989
- Строков В.В., Дмитриев Ю.Д. Леса и их обитатели. – М: Лесная промышленность, 1986
- Суворова Г.Т. Лес в жизни человека. – М: Просвещение, 1986
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
- Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.
- Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.
- Шапиро Д.К. и др. Дикорастущие плоды и ягоды. – Мн: Ураджай, 1981
- Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.
- Якушина З.И., Куклина А.Г. Кустарники с чудесными плодами. – М: Московский рабочий, 1994